Ухудшение условий торговли приведет к росту неравенства в оплате труда
Идрисов Г.И.1, Таганов Б.В.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 22 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Статья посвящена анализу влияния условий торговли на уровень заработных плат в Российской Федерации в 2000-х годах. Авторами показано, что улучшение условий торговли в начале-середине 2000-х годов привело и к значимому росту заработных плат, и к увеличению неравенства. Рассматривая текущую экономическую ситуацию, авторы приходят к выводу, что, несмотря на ухудшение условий торговли в 2014-2015 годах, ожидать снижения неравенства в заработных платах вряд ли стоит. Основная причина – в асимметричном влиянии условий торговли.
Ключевые слова: условия торговли, заработные платы, неравенство
Введение
Текущая ситуация в России характеризуется резким ухудшением условий торговли. Можно наблюдать, что при этом увеличивается численность бедных (т.е. индивидов, денежные доходы которых ниже величины прожиточного минимума, составляющего 8 050 рублей в месяц) – с 15,4 млн человек в 2012 году до 16,1 млн человек по итогам 2014 года. На сегодняшний день 11,2% населения в России – бедные [1]. Эти индивиды составляют группу с наименьшими доходами (10-й квантиль), и почти 50% их доходов уходит на потребление продуктов питания, цены на которые выросли к осени 2015 года на 11%-25% по сравнению с осенью 2014 года и имеют дальнейший потенциал роста за счет отложенного переноса обменного курса в цены и продления ответных санкций [2].
Неравенство в реальной оплате труда и его динамика – одни из важных предметов обсуждений на повестке дня среди экономистов и политиков по всему миру. Несмотря на то, что экономическое неравенство может способствовать более быстрым темпам экономического роста (более богатые индивидуумы, как правило, имеют бо́льшую норму сбережения), высокие уровни неравенства часто нарушают общепринятые представления о справедливости. Примеры таких стран, как США, Чили, Китай, Бразилия, Перу, Сингапур, Италия, Великобритания, показывают, что неравенство в распределении заработных плат может ограничивать возможность любого отдельного поколения получать более высокую заработную плату в сравнении с предыдущим [3], что, в свою очередь, может вызывать социальную и экономическую нестабильность.
Особое внимание зачастую заслуживают различия в заработных платах, обусловленные процессами международной торговли, поскольку государство каждой страны регулирует ограничения на движение товаров, услуг, факторов производства и финансового капитала. Рассматривая исторические примеры [4], отметим что, если в 1870 году мясо в Ливерпуле стоило на 93% дороже, чем в Чикаго, то с развитием и удешевлением транспорта, к 1913 году эта разница сократилась до 16%. Обратная ситуация складывалась с промышленными товарами. В 1870 году чугун в США стоил на 85% дороже, чем в Англии. К 1913 году этот разрыв уменьшился до 19%. За тот же период времени разница в цене на медь упала с 32% до нуля. Заметим, что снижение издержек транспортировки и рост открытости мировой экономики привели не только к сближению цен на товары, но и, согласно теории, должны приводить к сближению стоимости основных факторов производства в разных странах: труда, земли и капитала (теорема выравнивания цен на факторы производства). Например, если в 1870 году в Северной Америке стоимость труда была на 136% выше, чем в Европе, то к концу 1913 года этот разрыв сократился до 87%. За тот же период земельная рента в Америке выросла на 248,9%, а в Британии упала на 43,3%. Отдельным и важным вопросом является то, как именно изменения условий торговли, т.е. отношения цен на экспортируемые товары к импортируемым, изменяют межстрановое и внутристрановое неравенство в цене на факторы производства.
Эмпирическое исследование «Исследование влияния роста открытости российской экономики на неравенство доходов населения в России», проведенное в РАНХиГС в 2015 году, посвящено анализу связи между неравенством в оплате труда в России и улучшением условий торговли России, произошедшим в первой половине 2000х годов. В России в этот период условия торговли (измеряемые как соотношение цен экспорта к ценам на импорт) последовательно изменялись, с точки зрения российской экономики - в лучшую сторону, благодаря росту мировых цен на энергоносители. Россия является одним из крупнейших экспортеров энергоносителей в мире и в целом, безусловно, извлекла для себя выгоду от такого роста цен на экспортируемые товары. Однако многообразие механизмов и взаимосвязей на внутреннем рынке повлияло на то, как эта выгода была распределена и как она повлияла на неравенство в заработных платах. Так, например, улучшение условий торговли значительно повысило открытость экономики России в целом, однако открытость некоторых регионов увеличилась значительнее, чем открытость других регионов. Это произошло вследствие различной вовлеченности регионов в международную торговлю и привлечению иностранных инвестиций [5]. Аналогичное верно и в отраслевом разрезе – работники отраслей, в большей степени вовлеченные в международный обмен, в большей степени ощущают на своей заработной плате изменения условий торговли. Таким образом, анализ и понимание происходящих изменений, механизмов влияния условий торговли на неравенство в заработных платах является крайне важным для разработки рекомендаций по ведению экономической политики и позволит помочь понять и предсказать эффекты возможных будущих изменений, например, следующих за ухудшением условий торговли России в конце 2014 – начале 2015 годов. Исследование проведено с использованием заработной платы на уровне индивидуумов из статистической базы РЛМС.
Основными результатами проведенного исследования являются следующие:
Во-первых, условия торговли, наряду с традиционными факторами, объясняющими уровень заработной платы (образованием, опытом работы, отраслевой принадлежностью, полом, семейным положением и проч.), положительно на нее влияют. Так, количественно получено, что для России улучшение условий торговли на 1% приводит к росту заработной платы на 1-2% (в зависимости от доходной группы). Основной механизм этого влияния заключается в том, что улучшение условий торговли приводит, с одной стороны, к непосредственному увеличению заработных плат работников, труд которых интенсивно используется в производстве экспортных товаров, а с другой - рост их доходов приводит к большим расходам в неторгуемом секторе и росте в нем зарплат.
Во-вторых, в начале-середине 2000-х годов улучшение условий торговли России привело к увеличению межрегионального неравенства в заработных платах. Это происходит в связи с тем, что улучшение условий торговли для России в целом может происходить не только при росте цен на экспортируемые товары, но и при снижении цен импортируемых товаров. При снижении цен на импортируемые товары в реальном выражении снижается реальная зарплата в соответствующих секторах. В результате в зависимости от вовлеченности конкретного региона в процессы мировой торговли (степени торгуемости производимых в нем товаров) и причин, по которым условия торговли улучшаются, для различных регионов и отраслей экономики может наблюдаться разнонаправленное изменение реальных заработных плат. Согласно нашим количественным оценкам, улучшение условий торговли на 1% приводило к росту дифференциации в заработной плате на 4% в нижней доходной группе, на 8% в медианной доходной группе, на 10% в высокодоходной группе.
В-третьих, изменение условий торговли оказывает влияние не только на уровень заработной платы, но и на ее чувствительность к традиционным объясняющим факторам – наличию образования, опыта работы. Так, в частности, в результате улучшения условий торговли премия за навык для выпускников вузов в регионах, интенсивно вовлеченных в международную торговлю, снизилась на 58% по сравнению с премией за навык выпускников вузов, менее вовлеченных. Улучшение условий торговли привели к снижению разрыва в межрегиональной премии за навык в результате роста спроса на квалифицированный труд в независимости от того, в каком регионе получено высшее образование.
Оценивая перспективы дальнейшего развития ситуации в области распределения доходов заработных плат в России, исходя из результатов проведенного исследования, можно предположить, что при ухудшении условий торговли неравенство в оплате труда в России должно сократиться. Однако не все так однозначно. Общее ухудшение условий торговли, произошедшее в конце 2014 – начале 2015 годов, сопровождалось, с одной стороны, существенным ослаблением национальной валюты, с другой – структурными изменениями условий торговли. Ослабление национальной валюты привело к существенному снижению располагаемых доходов экономики в целом и разбалансировке внутреннего равновесия [6]. Структурные изменения условий торговли заключались в том, что, несмотря на падение мировых долларовых цен на нефть и нефть-индексируемые товары, мировые цены на другие значимые статьи российского экспорта – металлы, химию, уголь, не изменились столь существенно. В результате этого и девальвационного эффекта финансовое положение многих отраслей, несмотря на общую нестабильность, только упрочнилось [7].
Заключение
По совокупности мы понимаем, что произошедшее в настоящее время ухудшение условий торговли с точки зрения механизмов протекающих процессов отличается от улучшения начала-середины 2000-х годов. Наше интуитивное предположение заключается в том, что влияние условий торговли на неравенство в реальных заработных платах сработают как храповик – в ближайшее время неравенство будет продолжать расти. В большей степени это будет связано с увеличением доли перераспределения генерируемой ренты (на фоне сжатия ее объемов) в пользу высокодоходных групп, которые принимают решения о том, кому какую зарплату назначать, и существенным ростом потребительских цен на торгуемые товары, в большей степени приводящем к реальному обеднению низкодоходных групп.
[1] Росстат. (2015; 20 мая). Таблица. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/bednost/tabl/2-3.doc
[2] Идрисов, Г., Пономарев, Ю. (2015). Товарооборот: отложенный спад. В Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития (№ 16; С. 15-17). Режим доступа: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2015-16-november.pdf
[3] Феномен обратной взаимосвязи неравенства и межпоколенной социальной мобильности относительно недавно стал частью публичной дискуссии и получил название «Кривая великого Гэтсби». Подробнее см.: Krueger, A.B. (2015; May 19). The great utility of the Great Gatsby Curve // Brookings.edu; Sawhill, I.V. (2015; May 27). Inequality and social mobility: Be afraid // Brookings.edu.
[4] Исторические примеры приведены по книге У. Бернстайна: Бернстайн, У.Дж. (2013). Великолепный обмен. История мировой торговли (Глава 13). М.: АСТ, Neoclassic.
[5] Классификация регионов проводилась по следующим параметрам: объемы экспорта региона к валовому региональному продукту (ВРП), объемы импорта к ВРП, объемы привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) к ВРП, а также объем международной торговли региона (экспорт+импорт) на душу населения. Наиболее вовлеченные в международную торговлю регионы: Санкт-Петербург, Москва, Московская, Ленинградская, Калужская, Нижегородская, Липецкая области, Татарстан, Ростовская область, Краснодарский край, Челябинская, Оренбургская области, Пермский край, Тюменская область, Красноярский край, Приморский край. Наименее вовлеченные регионы: Республика Коми, Смоленская, Тверская, Тульская области, Чувашия, Пензенская, Тамбовская, Саратовская, Волгоградская области, Кабардино-Балкария, Ставропольский край, Курганская область, Удмуртия, Томская область, Алтайский край, Амурская область.
[6] Идрисов, Г., Каукин, А., Моргунова, О., Турунцева, М. (2015a). Два полюса российской промышленности. В Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития (№ 12; С. 19-22). Режим доступа: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2015-12-september.pdf
[7] Романенкова, 2014; Идрисов, Г., Каукин, А., Моргунова, О., Турунцева, М. (2015a). Два полюса российской промышленности. В Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития (№ 12; С. 19-22). Режим доступа: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2015-12-september.pdf; Идрисов, Г., Каукин, А., Моргунова, О., Турунцева, М. (2015b). Российская промышленность отталкивается от дна. В Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития (№ 15; С. 15-19). Режим доступа: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2015-15-november.pdf
Страница обновлена: 27.10.2024 в 20:50:24