Статистический контроль качества продукции

Орлов А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (14), Февраль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одним из важных условий выживания предприятия в становлении рыночных отношений в России является выпуск конкурентоспособной, т.е. качественной продукции. В статье рассматривается центральная тема экономики качества - статистический контроль качества продукции. Демонстрируется его высокая экономическая эффективность.

Ключевые слова: качество продукции, контроль качества



Одним из важных условий выживания предприятия в становлении рыночных отношений в России является выпуск конкурентоспособной, т.е. качественной продукции. В статье рассматривается центральная тема экономики качества - статистический контроль качества продукции. Демонстрируется его высокая экономическая эффективность.

1. Сертификация, качество и рыночная экономика.

Руководители и специалисты промышленных предприятий хотят не только выжить, но и выиграть в борьбе с конкурентами. Более частными задачами, которые они хотят решить, являются:

а) выход на международный рынок;

б) подъем качества продукции до японского уровня;

в) полная ликвидация рекламаций и т.д.

Для решения этих задач им надо повышать качество продукции. Все руководители и специалисты промышленных предприятий это хорошо знают.

Слова "сертификация", "международные стандарты ИСО серии 9000 по системам качества" уже навязли в зубах... Менее осознано, что управление качеством – это, прежде всего, применение современных статистических методов. На Западе (США) и на Востоке (Япония) это - аксиома. Вот типичное высказывание японского инженера: "Методы статистики ‑ именно то средство, которое необходимо изучить, чтобы внедрить управление качеством. Они ‑ наиболее важная составная часть комплексной системы всеобщего управления качеством на фирме. В японских корпорациях все, начиная от председателя Совета Директоров и до рядового рабочего в цехе, обязаны знать хотя бы основы статистических методов." Так считает Каору Исикава, президент промышленного института Мусаси, заслуженный профессор Токийского университета [1, с.15].

Раз все японские работники знают про статистические методы, значит, их научили в школе. Во всем мире ‑ в США, Японии и Ботсване ‑ школьники учат статистические методы. ЮНЕСКО регулярно про водит конференции по преподаванию статистики в средней школе. И вот результат. Мы видим качество компьютеров IBM и японских телевизоров. А отечественные бюрократы десятилетиями "боролись за качество" (вспомните, была "пятилетка эффективности и качества"!), "внедряли" кипы бумаг ‑ КС УКП (популярное сочетание в 70-е и 80-е годы: КС УКП ‑ это Комплексная Система Управления Качеством Продукции; имелись областные варианты ‑ горьковская, львовская, днепропетровская и т.д.).

Итог на сегодня: весь мир, кроме нас, знает статистические методы и повсеместно применяет их для повышения качества. Мы вынуждены догонять. Очевидно, овладение основами статистического контроля качества продукции ‑ неотъемлемая часть экономического образования.

2. О сертификации.

Вслед за так называемыми развитыми странами в России намечается всё расширяющаяся тенденция к сертификации продукции, т.е. к официальной гарантии поставки производителем продукции, удовлетворяющей установленным требованиям. Средства массовой информации отмечают, что в условиях рыночной экономики поставщики и продавцы должны иметь сертификаты качества на предлагаемые ими товары и услуги. Маркетинг, т.е. "производственная и коммерческая политика, нацеленная на получение максимальной прибыли на основе изучения рынка, создания конкурентоспособной продукции и её полной реализации" [2, с.64-65], включает в себя работы по сертификации.

За новыми терминами зачастую скрываются хорошо известные понятия, несколько модернизированные в соответствии с современной обстановкой. Так, "маркетинг в широком смысле - это усовершенствованная, ориентированная на рыночную экономику КС УКП" [2, с.61].

Говоря о сертификации продукции, могут иметь в виду качество конкретной её партии. В ряде случаев это оправдано. Рядового потребителя интересует качество лишь той единицы продукции, которую он приобрёл. Однако, установление долговременных хозяйственных связей целесообразно лишь в случае, когда поставщик гарантирует высокое качество не одной, а всех партий своей продукции. Очевидно, для этого должны быть проведены оценка и сертификация технологических процессов и производств.

Ещё больше повышается доверие к поставщику, если не только отдельные технологические процессы, но и всё предприятие в целом гарантированно выпускает продукцию высокого качества. Это обеспечивается действующей на предприятии системой качества, удовлетворяющей требованиям Международной организации по стандартизации ИСО.

В условиях рыночной экономики основная характеристика товара ‑ его конкурентоспособность. Очевидно, необходимо уметь оценивать конкурентоспособность перед запуском продукции в производство или началом работы по продвижению на зарубежный рынок [2]. Одним из основных компонентов конкурентоспособности является технический уровень продукции. Фирма, обладающая патентом или новой научно-технической разработкой, имеет более высокий “излишек производителя” по сравнению с другими фирмами. При выборе направления инвестиционных вложений одна из основных учитываемых характеристик ‑ технический уровень продукции.

Из сказанного вытекает, что сертификация материалов и других видов продукции ‑ это современная форма управления качеством продукции. На Западе общепринято, что основная составляющая в управлении качеством продукции ‑ это статистические методы (см., например, отчет Комитета ИСО по изучению принципов стандартизации [3]). В нашей стране внедрение комплексных систем управления качеством (КС УКП), как уже отмечалось, сводилось во многом к подготовке документации организационного характера. Статистические методы использовались в промышленности недостаточно, а государственные стандарты по этой тематике зачастую содержали грубейшие ошибки.

Подготовка предприятий к сертификации продукции, технологических процессов и производств, систем качества требует приложения труда квалифицированных специалистов, причем в достаточно большом объеме. Подобную работу обычно проводят специализированные организации типа фирмы "ЭНТЕР Лтд.".

3. О развитии статистических методов сертификации в России.

Около 150 лет статистические методы применяются в России для проверки соответствия продукции установленным требованиям, т.е. для сертификации. Так, действительный член Петербургской академии наук М.В. Остроградский в 1846 г. рассматривал задачу статистического контроля партий мешков муки или штук сукна армейскими поставщиками. С тех пор в России были достигнуты определенные успехи, особенно в области теории: так, монографии Ю.К. Беляева и Я.П. Лумельского можно смело назвать классическими. Был выпущен и длинный ряд руководств, в основном переводных...

С начала 70-х годов стали разрабатываться государственные стандарты по статистическим методам. В связи с обнаружением в них грубых ошибок 24 из 31 государственного стандарта по статистическим методам были отменены в 1986-87 гг. К сожалению, потеряв силу как нормативные документы, ошибочные стандарты продолжают использоваться как научно-технические издания.

В 1989 г. нами был организован Центр статистических методов и информатики (ЦСМИ) для работ по развитию и внедрению современных статистических методов. Уже к середине 1990 г. ЦСМИ были разработаны 7 диалоговых систем по современным статистическим методам управления качеством, а именно, СПК, АТСТАТ-ПРП, СТАТКОН, АВРОРА-РС, ЭКСПЛАН, ПАСЭК, НАДИС (описания этих систем приведены в [4]).

Параллельно ЦСМИ вел работу по объединению статистиков. В апреле 1990 г. в Большом Актовом Зале Московского Энергетического института прошла Учредительная конференция Всесоюзной организации по статистическим методам и их применениям. На Учредительном съезде Всесоюзной статистической ассоциации (ВСА) в октябре 1990 г. в Московском экономико-статистическом институте эта организация вошла в состав ВСА в качестве секции статистических методов. В 1992г. после развала СССР и фактического прекращения работы ВСА на основе секции статистических методов ВСА организована Российская ассоциация по статистическим методам (РАСМ), а затем и Российская академия статистических методов, существующие и в настоящее время. В мероприятиях секции статистических методов ВСА и РАСМ активно участвовали несколько сот человек. Основной тематикой этих специалистов являются статистические методы в сертификации (управлении качеством). В ЦСМИ и РАСМ, объединивших большинство ведущих российских специалистов, коллективными усилиями разработан единый подход к проблемам применения статистических методов в сертификации и управлении качеством.

4. Статистический, или выборочный контроль на научной основе.

Контроль качества всем знаком. Им обычно занимается отдел технического контроля (ОТК). Есть входной контроль и приемочный (готовой продукции), и контроль при передаче полуфабрикатов и комплектующих из цеха в цех. Кроме сплошного контроля всех изделий подряд применяют выборочный, когда о качестве партии продукции судят по результатам контроля некоторой части ‑ выборки.

Чтобы проверить качество спички, надо ею чиркнуть. Загорится ‑ должное качество, не загорится ‑- брак. Но повторно зажженную спичку использовать нельзя. Поэтому партию спичек можно контролировать только выборочно. Консервов, лампочек, патронов ‑ тоже. Т.е. при разрушающем контроле необходимо пользоваться выборочными методами и судить о качестве партии продукции по результатам контроля её части ‑ выборки.

Выборочные методы контроля могут применяться и из экономических соображений, когда стоимость контроля высока по сравнению со стоимостью изделия. Например, вряд ли целесообразно визуально проверять качество каждой скрепки в каждой коробке.

Для проведения выборочного контроля необходимо сформировать выборку, выбрать план контроля. А если план имеется, полезно знать его свойства. Анализ и синтез планов проводят с помощью математического моделирования на основе теории вероятностей и математической статистики, применяя компьютерные диалоговые системы (пакеты программ).

Зачем нужны диалоговые системы по статистическому контролю? Раньше, действительно, ОТК формально применяли планы контроля из ГОСТов на конкретную продукцию, а реальное качество выпускаемых изделий никого не интересовало. Сейчас ситуация начинает меняться. С декабря 1990 г. обязательность большинства ГОСТов отменена. У промышленности сняты кандалы. Со становлением рыночной экономики появляются конкуренты. В том числе зарубежные. Руководителям производства приходится отлаживать систему контроля качества не для галочки, не по приказу обкома, а для повышения дохода предприятий. А потому ‑ и собственных тоже.

Компьютерные диалоговые системы позволяют прежде всего проводить анализ и синтез планов контроля.

Пусть перед Вами прежний ГОСТ на продукцию. В нем есть раздел "Правила приемки" с планами контроля. Хороша эта система планов или плоха? С помощью диалоговых систем Вы найдете характеристики конкретного плана, приемочный и браковочный уровни дефектности (см. ниже) и т.д. Можно провести и синтез планов, т.е. компьютер подберет план, удовлетворяющий Вашим условиям.

Российской ассоциацией статистических методов были проанализированы стандарты на конкретную продукцию (разделы "Правила приемки") и ГОСТы по статистическим методам. Обнаружено, что более половины и тех и других стандартов содержат грубые ошибки, пользоваться ими нельзя. Причины этого печального положения проанализированы в статье [5]. В отличие от ГОСТов, диалоговым системам по статистическому контролю верить можно и нужно. И экономически выгодно. По нашим оценкам [6], применение современных статистических методов позволяет в среднем вдвое сократить трудозатраты на контрольные операции (как известно, на них расходуют 10% от стоимости машиностроительной продукции). Следовательно, Россия может получить более 5 миллиардов долларов США дополнительного дохода в год.

Приведем ещё два сообщения о высокой экономической эффективности статистического контроля. "Мы документально зафиксировали экономию от применения методов статистического контроля и методов разрешения проблем, которым обучили наших сотрудников. Мы приближаемся к степени окупаемости около 30 долларов на 1 вложенный доллар. Вот почему мы получили такую серьезную поддержку от высшего руководства", ‑ сообщает Билл Виггенхорн, ответственный за подготовку специалистов фирмы "Моторола" [7].

По подсчетам профессора Массачузетского технологического института Фримена [8], только статистический приемочный контроль давал промышленности США 4 миллиарда долларов в 1958 г. (это более 20 миллиарда долларов в ценах 2001 г.), т.е. 0,8% ВВП ‑ Валового Внутреннего Продукта.

На наш взгляд, российским предпринимателям и менеджерам промышленных предприятий целесообразно равняться на японских коллег, или знать хотя бы основы статистических методов, т.е. эконометрики, и активно их применять, постоянно консультируясь со специалистами-эконометриками.


Источники:

1. Статистические методы повышения качества. Перевод с японского / Под ред. Х. Кумэ. М.: Финансы и статистика, 1990.
2. Организационно-методические материалы по маркетингу на предприятии. М.: Всесоюзный центр статистических методов и информатики, 1991.
3. Цели и принципы стандартизации / Под ред. Т. Сандерса. М.: Изд-во стандартов, 1974.
4. Орлов А.И. Внедрение современных статистических методов с помощью персональных компьютеров / Качество и надежность изделий. No.5(21). - М.: Знание, 1992.
5. Орлов А.И. Сертификация и статистические методы / Заводская лаборатория. 1997. Т.63 No.3.
6. Орлов А.И. Об оптимизации выборочного контроля качества продукции / Стандарты и качество. 1989. No. 3.
7. Broody M. Helping Workers Work Smarter / Fortune, June 8, 1987, pp.86-88.
8. Гнеденко Б.В. Математика и контроль качества продукции. М.: Знание, 1978.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:59:25