Обоснование эффективности формирования инновационного вида предпринимательства в выставочно-ярмарочной сфере
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (129), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В современных условиях выставочно-ярмарочная деятельность является наиболее доступным средством продвижения новых товаров, услуг и технологий. Организация выставочных мероприятий на практике содействует формированию и развитию механизма инновационной деятельности как средства привлечения инвестиционных ресурсов в научно-технологическую и производственную сферы.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, инвестиции, выставочная деятельность, ярмарки
Целью проведения выставок является обеспечение условий для эффективного взаимодействия представителей промышленных предприятий, финансовых и деловых кругов научных организаций.
Учитывая значимость ВЯД для развития экономики страны, федеральные органы власти уделяют большое внимание ее развитию. Правительством Российской Федерации принята Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности [4] [1]. Большинство выставочных комплексов в России не отвечают мировым стандартам и требованиям потребителей. Это касается выставочных площадей, пропускной способности, зрелищности, инфраструктуры, дополнительных услуг и т.п.
Выставочное оборудование устарело…
Значительный физический и моральный износ материально-технической базы выставочной деятельности, отсутствие площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных мероприятий на уровне современных требований. В ВЯД, как отрасли инфраструктуры рынка, в которой наметились и происходят серьезные структурные изменения, подобные несоответствия могут привести к серьезным дисбалансам. С другой стороны, это может послужить источником развития, так как потребует корректирующих действий, выполнение которых даст импульс новому росту.
Это вызвало необходимость реконструкции и модернизации устаревшей материально-технической базы и инфраструктуры выставочной отрасли. Возникла необходимость инноваций, в том числе возникающих как следствие предпринимательских решений о технологиях экспомаркетинга, а, следовательно, и об использовании соответствующего оборудования.
Новое оборудование сможет устранить сложившийся разрыв между состоянием материально-технической базы и планами отрасли, а также показателями развития выставочного комплекса. Последние должны соответствовать мировому уровню выставочно-ярмарочной деятельности хотя бы по количественным параметрам.
Применяемое на выставочно-ярмарочных мероприятиях оборудование имеет традиционную структуру. До 90% стоимости занимают стационарные стенды, 4% – мебель и 6% – осветительные приборы и другое, в том числе электронное оборудование (компьютеры, принтеры, DVD и др.) [2, с. 68–74].
…альтернатива — мобильные выставочные стенды…
Изношенность материально-технической базы ВЯД привела к тому, что качество, презентабельность и экспозиционные возможности предлагаемого сегодня стационарного выставочного оборудования не соответствуют целям экспонентов. В то же время сформирован и развивается рынок мобильного специализированного выставочного оборудования, в том числе мобильных выставочных стендов (МВС), которые способны обеспечить решение следующих проблем:
1) совмещение жизненных циклов различных частей оборудования для наилучшего восприятия идеи экспонента;
2) повышение имиджевого эффекта от экспозиции;
3) усовершенствование структуры специализированного выставочного оборудования за счет роста доли мобильного специализированного выставочного оборудования;
4) участие в выставках предпринимательства малого и среднего форматов.
Остановимся на этой проблеме подробнее. Предпринимательство малого и среднего форматов на рынке выставочно-ярмарочных услуг практически не представлено. Такой вывод позволяет сделать проведенный автором анализ состава участников выставочно-ярмарочных мероприятий в Кемеровской области за период 2000–2008 гг.
…и участие малого и среднего бизнеса,…
По данным Кузбасской выставочной компании «Экспо-Сибирь» доля представителей малого и среднего бизнеса в структуре экспонентов в различные годы этого периода составляла от 5% до 10% [5].
Это связано с тем, что участие в традиционных выставочных мероприятиях с использованием стационарных стендов для них неоправданно дорого. Крупный же бизнес использует дорогостоящее выставочное оборудование не только для достижения цели прямого эффекта от реализации товаров за счет их экспонирования, но и для целей имиджа, публичности, социальной ответственности, ценообразования и др.
Такое поведение крупного бизнеса приводит к удорожанию стоимости оборудования. Для малых предприятий такой подход неэффективен, а выставочное оборудование становится недоступным.
Правительством РФ был принят Закон о поддержке предпринимательства [2], одной из основных задач которого является развитие бизнеса в инфраструктуре рынка, а ВЯД является частью этой инфраструктуры и развитием своей деятельности способствует обоснованию эффективности самого Закона. При этом ВЯД может рассматриваться как потенциальная сфера для предпринимательства т.е. организации деятельности, приносящей доход. Это к тому же позволит увеличить степень участия малого предпринимательства в ВЯД. МВС в качестве объекта предпринимательства могут рассматриваться в двух направлениях:
1) для экспонирования товаров производственной или торговой бизнес-структуры, когда МВС являются для нее объектом покупки;
2) для перепродажи другим экспонентам, когда малая бизнес-структура становится посредником между производителем МВС и экспонентом, либо выставочной компанией.
Оба пути, на наш взгляд, являются для малого предпринимательства наиболее доступным и эффективным средством инновационного развития в условиях динамичной выставочно-ярмарочной инфраструктуры. Однако второй путь – оказание услуги по продвижению МВС, наименее затратный и более эффективный для малого бизнеса путь, формирует новое направление в ВЯД.
…оказывающего услуги по продвижению мобильных выставочных стендов
Предпринимательство, основанное на оказании посреднических и других видов услуг в ВЯД, практически не развито, а вернее – полностью отсутствует. Роль организаторов ВЯД известна, однако возможное поле предпринимательской активности не освоено. Из огромного разнообразия услуг участникам выставочно-ярмарочных мероприятий предлагаются только рекламные – от производства печатной продукции до размещения информации в СМИ.
Между тем экспоненты, особенно малого формата, нуждаются в таких услугах, как дизайнерские, технические, услуги по обслуживанию стендов, монтажа, демонтажа и технического обеспечения во время выставки, которые не всегда предоставляются организаторами. Весь этот комплекс может быть заменен одним – предоставлением услуги по продвижению МВС.
В настоящее время услуга по предоставлению в аренду или продаже МВС не оказывается участникам выставок ни со стороны выставочных компаний (ВК), ни со стороны потенциальных посредников (бизнес-структур). Такая услуга не вполне соответствует целям ВК, поэтому не рассматривается ими как перспективная.
Бизнес-структуры малого и среднего форматов не обладают всей полнотой информации о возможных каналах поставок МВС и эффективности данного бизнеса. Проблема оценки эффективности МВС, а также основные тенденции в их производстве и применении в современной научной литературе освещены недостаточно. Имеющаяся маркетинговая информация производителей, размещенная в разрозненной рекламной продукции на различных носителях в т.ч. Интернет, не дает полного представления о преимуществах этого вида специализированного выставочного оборудования.
Однако, при соответствующем подходе к оценке эффективности и информационном обеспечении, учитывая потребность в совершенствовании структуры специализированного выставочного оборудования, можно предположить, что ВЯД может стать полем деловой активности предпринимателей. Автором были проведены исследования, результаты которых подтверждают это вывод [1, с. 216–224; 2, с. 68–74; 3, с. 47–58].
[1] Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации одобрена на заседании Правительства РФ (протокол от 29.03.2001 № 12) — прим. ред.
[2] Речь идет о Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (пп. 4 п. 2 ст. 6) — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:57:05