Конкурентоспособность российского агропредпринимательства: содержание, показатели, факторы

Бочков А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Обеспечение конкурентоспособности субъектов аграрного предпринимательства в настоящее время особенно актуально в связи с необходимостью компенсировать негативные эффекты открытия аграрно-индустриального региона в условиях глобализации экономики. И разработка стратегии обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг российских сельхозпроизводителей, отдельных отраслей сельскохозяйственного производства и их кластеров, регионов и в целом национальной экономики, является важнейшим направлением аграрной политики России. Для этого необходим концептуальный анализ конкурентоспособности агропредпринимательства, его содержания и факторов.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, агропредпринимательство, конкурентоспособность АПК



Обеспечение конкурентоспособности субъектов аграрного предпринимательства в настоящее время особенно актуально в связи с необходимостью компенсировать негативные эффекты открытия аграрно-индустриального региона в условиях глобализации экономики. И разработка стратегии обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг российских сельхозпроизводителей, отдельных отраслей сельскохозяйственного производства и их кластеров, регионов и в целом национальной экономики, является важнейшим направлением аграрной политики России. Для этого необходим концептуальный анализ конкурентоспособности агропредпринимательства, его содержания и факторов.

Традиционно в современной экономико-управленческой науке конкурентоспособность предприятия - производителя продукции и конкурентоспособность продукции соотносятся между собой как часть и целое. Конкурентоспособность товаров и услуг трактуется как их способность к продаже по рыночным ценам, обеспечивающим получение нормальной прибыли. Способность предпринимателя конкурировать на рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности производимого им продукта и совокупности экономических методов, используемых в конкурентной борьбе. Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкурентоспособности продукции, то возрастает значение ее свойств, определяемых системой менеджмента качества, функционирующей на предприятии. Поэтому конкурентоспособность товара определяет уровень его экономико-технических, эксплуатационных параметров, позволяющих соперничать (конкурировать) с аналогичными товарами на рынке. Как сравнительная характеристика товара конкурентоспособность позволяет комплексно оценить всю совокупность производственных, коммерческих, организационных и экономических параметров по отношению к выявленным требованиям рынка или свойств другого товара.

Конкурентоспособность и экономическая политика страны

Следует согласиться с определением конкурентоспособности предприятия Ф. Глисиным и Г. Ворониной как многогранного явления, включающего не только качественные и ценовые параметры производимой продукции, но и зависящего от уровня менеджмента, управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющей деятельности предприятия. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает воздействие конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень существующей на нем конкуренции [1, 17]. При этом в качестве основных факторов конкурентоспособности аграрного производства внутри страны исследователи [3, С. 137] выделяют:

— инвестиции в общественный сектор аграрного рынка: в научные исследования, производственную инфраструктуру, электрификацию, развитие сети дорог и т.д., частные инвестиции в новейшие технологии;

— структурную политику государства;

— политику поддержки экспорта;

— инвестиции в социальную сферу.

По нашему мнению, доминантным фактором обеспечения конкурентоспособности национальной экономики посткризисной России выступает экономическая политика, что особенно четко прослеживается по ее влиянию на развитие предпринимательства в аграрной сфере. Ряд исследователей придерживаются позиции, что псевдо(квази)рыночная экономика, утвердившаяся в России в результате реализации избранной реформационной модели, отодвинула страну на обочину глобализирующегося мирового хозяйства. Позиция России на мировых рынках агропродовольственных (воспроизводимых) продуктов несопоставима с ее доминантным положением на рынках топливно-сырьевых (невоспроизводимых) товаров. Так, в 2000 г. на долю сельхозтоваров приходилось 0,3% в объеме мирового экспорта, в то время как на топливно-сырьевые товары – 6-14%. Экспорт сельскохозяйственных товаров из России был меньшим по объему, чем у замыкающей список пятнадцати ведущих аграрных экспортеров Дании, и почти в 10 раз меньше, чем у Китая [5, С. 93-94]. В 2007 г. 63,7 % экспорта России составили товары топливно-энергетической промышленности, а продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 2,5% [2].

Сужение доли внутреннего рынка –– угроза национальному производству

Анализ внутренней конкурентоспособности показывает, что на российском рынке продовольствия превалируют товары российских производителей, хотя по некоторым позициям (мясо птицы, масло животное, чай) импорт составляет более половины, тогда как на рынках непродовольственных сельскохозяйственных товаров доминируют товары иностранных производителей. Высокая динамика импорта в Россию практически исчерпала резервы импортозамещения, обеспеченные повышением конкурентоспособности отечественного производства вследствие обесценивания рубля в 1998 г. Так, значительная часть мясного рынка России формируется за счет импорта, доля которого возрастает: если в 2002-2004 гг. она составляла 32,5%, то в 2005 г. — 35% [4, 5]. Динамика импорта мяса (мяса КРС [1], свинины - свежего, охлажденного или мороженого, мяса и субпродуктов домашней птицы) остается по все показателям положительной.

— в 2006 г. объем ввоза мяса КРС составил 1130,8, свинины – 476,1, птицы – 462,8; в 2008 г. соответственно 1211,6, 493,5 и 473,9, а в 2009 г. (по оценкам экспертов) – соответственно 1252, 502,2 и 479,5. В то же время за последние десять лет наблюдались циклические колебания — от падения в 1999 г. объемов потребления мяса до роста потребления в 2007 г. Аналогичная тенденция свойственна и процессу производства мяса (рисунок 1).

Рисунок 1. Производство основных продуктов животноводства (в хозяйствах всех категорий) в убойном весе и потребление мяса и мясных продуктов в Российской Федерации в 1992—2007 гг., млн. т.

Таким образом, при положительной динамике отечественной продукции во внутреннем потреблении наблюдается относительное сужение доли внутреннего рынка, занимаемой российскими производителями. Такая тенденция при условии ее стабильного развития представляет собой определенную угрозу национальному производству, а в сфере продовольствия – угрозу продовольственной безопасности страны, хотя увеличение совокупного потребительского спроса в определенной мере будет способствовать росту конкуренции на внутреннем рынке между национальными и иностранными производителями.

Влияние институциональности на конкурентоспособность

Следующим этапом структурного анализа конкурентоспособности агропредпринимательства России является анализ влияния институциональной структуры общества на конкурентоспособность отечественной экономики. Именно институты как наборы правил и норм определяют, как люди, объединенные в организации, будут строить отношения с внешним миром, каким образом формируется система вознаграждений членов организации. Современная институциональная структура экономики развитых стран создает позитивную мотивацию для предпринимательства, инноваций и инвестиций. Исследователи выделяют следующие основные институты развитых экономик:

— открытая рыночная экономика, формирование и поддержка конкуренции;

— приоритет частной собственности и ее защита;

— институт договорных обязательств и их соблюдение;

— контролируемая налогоплательщиками налоговая система;

— государственные службы с низким уровнем коррупции;

— прозрачные финансовые учреждения и публичные организации;

— демократическая политическая система с политической конкуренцией;

— законопослушность гражданского общества;

— независимый суд, система органов охраны правопорядка и исполнения судебных решений;

— минимальный разрыв между формальными и неформальными нормами социального поведения [6, 20].

Таким образом, в связи с тем, что развитие аграрного предпринимательства является одной из доминантных факторов стабильного подъема экономики России, преодоление социально-экономического кризиса в агропромышленном комплексе напрямую зависит от эффективности развития агропредпринимательства, что находит свое отражение в современной экономической политике, проводимой Правительством Российской Федерации. При этом к числу факторов внутренней структуры обеспечения конкурентоспособности агропредпринимательства относятся экономическая и агроэкономическая политика государства, сравнительная динамика экспорта и импорта в зависимости от динамики валютного курса рубля, а также институциональная составляющая – правила и нормы, обеспечивающие конкурентные преимущества отечественных предпринимателей.


Источники:

1. Глисин Ф., Воронина Г. О конкурентоспособности промышленных предприятий // Экономист. – 2004. — № 6. – С.17-21.

2. О состоянии внешней торговли в январе-октябре 2007 года Доклад ФСГС РФ. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http:// www.gks.ru

3. Солдатова И. Микроэкономические основы аграрной политики государства - Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 1999. – 155с.

4. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России. – М.: Изд-во Россельхозакадемии, 2007. – 621с.

5. ВТО и сельское хозяйство России: сборник по материалам круглого стола по проблемам ВТО. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. – 213с.

6. Ясин. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. – 2004. - № 7. – С.4-35.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:04:17