Влияние внешнего долга на национальную экономику
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В конце 80-х гг. намечался экономический спад, а его продолжением стал финансовый кризис 1998 года. Россия попала в такую ситуацию, что после дефолта можно было считать, что экономика рухнула, что очень трудно будет «выкарабкаться» из той «долговой ямы», в которую попала страна. Но постепенно, шаг за шагом, год за годом, хотя и медленными темпами, но мы движемся вперед и уже стараемся не оглядываться назад.
Ключевые слова: национальная экономика, финансовый кризис, внешний долг
В конце 80-х гг. намечался экономический спад, а его продолжением стал финансовый кризис 1998 года. Россия попала в такую ситуацию, что после дефолта можно было считать, что экономика рухнула, что очень трудно будет «выкарабкаться» из той «долговой ямы», в которую попала страна. Но постепенно, шаг за шагом, год за годом, хотя и медленными темпами, но мы движемся вперед и уже стараемся не оглядываться назад.
Все эти кризисы привели к отказу государства от выполнения своих обязательств по долгу и принудительной реструктуризации долга. Наступил XXI век, ситуация изменилась в лучшую сторону. РФ начала выплаты по основной сумме внешнего долга и процентов по нему, и, в конечном счете, после долгих переговоров России и Парижскому клубу удалось подписать соглашение о досрочном погашении долга. Это событие сыграло немаловажную роль как для нашей страны, так и для Парижского клуба. Нестабильные ситуации в социально-экономической, политической сферах оказывают огромное влияние на положение страны в мировом отношении.
Бюджет с профицитом [1]
Чтобы можно было обеспечить максимальные условия для урегулирования внешнего долга, необходимо создание хорошо продуманной программы действий, которая была бы ориентирована на дальнее продолжение и ускорение рыночных реформ в России, улучшение инвестиционного климата в стране, укрепление демократических институтов. Обязательное требование – эта программа должна быть одобрена всеми ветвями власти (исполнительной, законодательной). Кроме того, необходимо национальное согласие относительно всего основного ее содержания. Реализация созданной программы должна содействовать восстановлению платежеспособности страны на базе продолжающегося роста экономики.
В стране должен формироваться бюджет с профицитом на протяжении трех-пяти лет не менее 3-4% ВВП. В России такая ситуация происходит уже на протяжении 8 лет, за счет чего и был сделан небольшой скачек вперед в развитии национальной экономики. Следовательно, этот бюджет демонстрирует нам и всем нашим западным партнерам, другим государствам с развитой рыночной экономикой, твердое намерение российского правительства рассчитываться по долгам. А это является необходимым условием восстановления доверия к стране как заемщику со стороны международных кредитных организаций.
За последние годы государственный долг и удельный вес внешней задолженности в ВВП демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. внешние заимствования составляли 35,88% к валовому продукту, то в 2007 г. – 8,87%. В 2008 планируется достичь уровня этого показателя в 7,12%, а в 2009 году – 8,71%. Это увеличение сводится к тому, что Министерство финансов поставило задачу, чтобы происходил рост внешнего государственного долга России. То, что нашей стране удалось к 2008 году в 4 раза сократить отношение внешней задолженности к ВВП, то все это благодаря той экономической политике, которую проводило и проводит сейчас наше правительство и наш президент.
Нужно добиваться лучших условий по урегулированию внешнего долга России, представлять возможные позитивные и негативные моменты при принятии того или иного решения.
Сценарии устранения долговых "тисков"
Необходимо проанализировать три основных сценария по урегулированию внешней задолженности России.
1. Россия должна добиваться путем многих переговоров о подписании соглашений на наилучших условиях урегулирования внешнего государственного долга для нашей страны.
2. При проведении переговоров Россия не готова, да и не должна принимать на себя слишком жесткие обязательства, которые стараются навязать нам иностранные кредиторы. И наши западные партнеры все хорошо понимают, что объявление формального дефолта (здесь понимается отказ государства от выплат по своим внешним обязательствам) не в их интересах, потому что в этом случае они мало чего получат. Можно предположить, что Россия, понеся большие потери, будет вынуждена замкнуться в себе экономически и политически. В таком случае в мировой экономике наступит шок, что приведет к длительному финансовому кризису.
3. Чтобы не допустить такого поворота событий, Россия на переговорах может официально заявить, что не соглашается со всеми предъявленными требованиями к ней со стороны кредиторов. А все эти обстоятельства будут толкать Запад к тому, чтобы с Россией были обговорены и подписаны соглашения по урегулированию внешней задолженности в полном ее объеме. Такое решение будет найдено и с Международным валютным фондом, и с Парижским клубом, и с Лондонским клубом, однако вероятно, что это произойдет в ходе продолжительных и трудных переговоров и изматывающей борьбы.
Мы с вами очень хорошо понимаем, что какую-то часть долга бывшего СССР и часть нового российского внешнего долга России не спишут, потому что кредиторам нужно возвращать свои средства, а поэтому наша страна должна отвечать по своим обязательствам. России удалось подписать соглашение с Парижским клубом о досрочном погашении 15 млрд. долл. в 2005 году и 21,6 млрд. долл. в 2006 году, но это стоило долгих и тяжелых переговоров, которые велись с кредиторами начиная с 1993 г.
Жесткая финансовая политика и дальнейшее продолжение курса проводимых реформ будут способствовать усилению позиции России на переговорах по ослаблению долговых «тисков».
Рассчитаемся по долгам — заживем как люди
В развитых странах доля внешнего долга в общем объеме государственной задолженности составляет в настоящее время примерно 25%. Внешняя задолженность, выраженная в иностранных валютах, в государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, внешнеэкономическая задолженность достигает 75% в структуре совокупного долга. Вследствие этого возникает зависимость национального хозяйства от внешних факторов: международных процентных ставок, резких изменений валютных курсов, мировых цен на товары и услуги.
Негативное воздействие внешнего долга на ВВП России отражается на инвестициях, которые накапливаются в факторах производства и капиталовложениях. Дополнительный инвестиционный ресурс в развитие промышленного производства оказывает сильное воздействие на экономику. Условия внешней торговли России также влияют на национальное хозяйство. На валовой внутренний продукт положительно воздействует размер резервных активов государства.
Уровень долговой нагрузки, а также уровень инфляция сказываются негативно на росте ВВП и замедляют темпы экономического развития самого государства.
Совокупное воздействие внешнего долга на ВВП В российской экономике можно будет считать тогда, если уровень внешней задолженности превысит критерий 20-25%.
Кредитная история и деловая репутация государства оказывают наиболее значительное воздействие внешнего долга на развитие национальной экономики.
Устойчивое развитие национальной экономики будет тогда, когда отношение суммы внешней задолженности к ВВП на протяжении 5-10 лет будет максимальным и не превышать порога в 20-25%%. Отрицательное влияние на национальную экономику это отношение будет оказывать при пороговом значении 10-13%.
Источники:
2. Россия 2006: экономическая динамика. // Общество и экономика. – 2007. ‑ №1. – с. 49.
3. Минфин РФ: итоги и новые задачи. // Финансы. – 2007. ‑ №11.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:06:10