Совершенствование учета затрат автотранспортных организаций
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Вопросы отраслевого регулирования бухгалтерского учета затрат автотранспортных организаций настолько слабо освещены в научной и практической литературе, что любые исследования в этой области представляют теоретический интерес и практическую значимость. Обычный порядок ведения учета в крупных автотранспортных хозяйствах не дает объективной картины, которая так необходима для эффективного управления. Но есть путь решения этой проблемы.
Ключевые слова: транспорт, автомобильный транспорт, автотранспортные организации
Вопросы отраслевого регулирования бухгалтерского учета затрат автотранспортных организаций настолько слабо освещены в научной и практической литературе, что любые исследования в этой области представляют теоретический интерес и практическую значимость. Обычный порядок ведения учета в крупных автотранспортных хозяйствах не дает объективной картины, которая так необходима для эффективного управления. Но есть путь решения этой проблемы.
По нашему мнению, общепринятый порядок учета отдельных затрат автотранспортных организаций не лишен ряда недостатков.
Во-первых, с точки зрения обобщения информации о материальных затратах, недопустимо перегружен субсчет 10-5 «Запасные части», на котором учитываются как запчасти, так и автошины. Полагаем, что в целях повышения прозрачности информации, для учета ремонта и износа автошин необходимо использовать отдельный субсчет к счету 10 «Материалы».
Во-вторых, специфика учета запасных частей, автошин, ГСМ обусловлена необходимостью большого количества внутренних учетных записей в рамках субсчетов к счету 10, что, в свою очередь, вызывает необходимость открытия субсчетов второго порядка и приводит к нагромождению внутренних оборотов, повышает трудоемкость учетных процессов.
В третьих, хрестоматийный порядок учета затрат автотранспортных организаций в большей степени характерен для крупных хозяйствующих субъектов. В частности, об этом свидетельствуют рекомендации по созданию ремонтных мастерских, оборотных фондов, заключению прямых договоров поставки с шинными и шиноремонтными заводами и т.д. Иными словами, во внимание не принимается тот факт, что многие автотранспортные организации являются субъектами малого предпринимательства и многие учетные операции для них неактуальны.
Разукрупнение, децентрализация управления, диверсификация…
Можно выделить отдельные направления совершенствования учета затрат автотранспортных организаций, которые, по нашему мнению, должны заключаться:
— в уменьшении трудоемкости учетных процессов и процедур;
— в повышении прозрачности информации о затратах с целью усиления контрольно-аналитических функций учета;
— в снижении показателей затрат автотранспортных организаций;
— в достижении налоговой экономии;
— в создании предпосылок для организации учета в целях управления и др.
В качестве единственного способа одновременного решения поставленных задач видится переформирование организационной структуры автотранспортных предприятий в сторону их разукрупнения, децентрализации управления, диверсификации видов автотранспортных услуг.
Действительно, в рыночной экономике конкуренция среди автотранспортных организаций, занимающихся как грузо-, так и пассажироперевозками, чрезвычайно высока, и выжить в конкурентной борьбе гораздо легче менее затратным предприятиям. Практические реалии показывают, что существенному снижению затрат чаще всего способствует не столько их локальная интенсификация по каждой статье, сколько глобальный пересмотр целесообразности осуществления тех или иных расходов. В частности, содержание на балансе автотранспортных организаций ремонтных мастерских, складов запчастей и т.п. автоматически приводит к росту таких статей затрат, как аренда, амортизация, заработная плата и других, не говоря уже о налоговых платежах. Не требует также доказательств и тот факт, что удельный вес накладных расходов возрастает с укрупнением производственных мощностей. И в этой связи получается, что выгоднее вместо одного крупного автотранспортного предприятия создать несколько организаций в рамках единого холдинга. Одна из этих организаций должна оказывать услуги автоперевозок, другая – заниматься ремонтом транспортных средств, третья – торговлей запасными частями и т.п.
…в итоге — повышение прозрачности учета…
При таком подходе отпадает необходимость в создании оборотных фондов, повышается рентабельность затрат по содержанию складов запчастей и ремонтных мастерских, поскольку продажа запчастей и услуги автосервиса выделяются в отдельные направления деятельности, приносящие доходы холдингу. В учете достигается прозрачность расчетов за выполненные работы и оказанные услуги, упрощаются бухгалтерские процедуры — разгружается субсчет 10-5, уменьшается количество аналитических позиций к нему и, как следствие, — внутренних оборотов. Существенно облегчается процесс калькулирования себестоимости автотранспортных услуг, так как отпадает необходимость трансфертного ценообразования на работы вспомогательных производств (в частности, ремонтных мастерских).
Иными словами, при разукрупнении автотранспортных предприятий, при пересмотре их организационной структуры одновременно упрощается порядок бухгалтерского учета затрат, облегчается процесс калькулирования себестоимости и, вместе с тем, повышается прозрачность учета и никоим образом не уменьшаются, а, наоборот, — усиливаются его контрольно-аналитические возможности, как минимум по причине повышения той же прозрачности.
…и возможность применять специальные налоговые режимы
Наконец, с разукрупнением автотранспортных организаций появляются возможности оптимизации налогообложения и создаются благоприятные условия для организации учета в целях управления, чему следует уделить особое внимание.
Выделение в результате децентрализации самостоятельных хозяйствующих субъектов приводит к локализации показателей выручки, численности работников и создает возможности для применения специальных налоговых режимов, в частности, упрощенной системы налогообложения (УСН) и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Если УСН является альтернативой общему режиму налогообложения, то ЕНВД на сегодняшний день обязателен для организаций, осуществляющих подпадающие под него виды деятельности. Что касается автоперевозок, то ЕНВД обязаны уплачивать организации, имеющие на своем балансе не более 20 автомобилей. При превышении этого количества автотранспортное предприятие обязано перейти на общий налоговый режим.
Использование специальных налоговых режимов способствует не только уменьшению платежей в бюджет, но и облегчает учетный процесс, а также создает благоприятные условия для интеграции в него элементов управленческого учета. Дело в том, что в большинстве случаев (за исключением уплаты единого налога при применении УСН по ставке 15% с базы «доходы минус расходы») затраты и расходы хозяйствующего субъекта перестают быть объектом внимания со стороны налоговых органов и, следовательно, на организацию их учета должны оказывать влияние не специфические требования налогового законодательства, а экономически обоснованные процессы, отражающие реальные показатели затрат, расходов и результатов деятельности, то есть показатели, формирующиеся в системе управленческого учета.
Но важно не ослабить контроль и не разрушить единство собственников
Именно благодаря децентрализации автотранспортных организаций можно в комплексе решить ряд важных проблем учетного характера и создать благоприятные условия для построения такого учета затрат, доходов, расходов и финансовых результатов, по итогам которого будут формироваться достоверные показатели, необходимые для принятия взвешенных управленческих решений.В целях объективности проводимого исследования нельзя игнорировать и тот факт, что децентрализация имеет отдельные недостатки. В частности, «она может увести в сторону от главных целей организации, ослабить контроль и единство действий» [2 C. 327]. Поэтому, чтобы избежать возникновения такой негативной ситуации, важным условием создания холдинга автотранспортных услуг является не разрушение единства собственников и равенство их долей в каждой из образованных организаций. Только тогда можно будет говорить об общности целей, объективности экономических интересов и целесообразности принимаемых управленческих решений.
Источники:
2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3 изд. – М.: Гардарики, 2003. – 528с.
3. Пантелеев А.С. Автотранспорт на предприятии: учет и налогообложение: практ. пособие / А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 132с.
Страница обновлена: 15.09.2024 в 09:20:26