Кластерные технологии как фактор развития малого бизнеса предпринимательских структур

Горетов И.Н., Царегородцев Е.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (120), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Горетов И.Н., Царегородцев Е.И. Кластерные технологии как фактор развития малого бизнеса предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 15-19.

Аннотация:
Одним из первых исследователей географической концентрации производства был классик экономической науки Альфред Маршалл. Еще в 1890 году в своей работе «Принципы экономической науки» он отмечал преимущества подобной концентрации, среди которых: – наличие общего рынка специализированной рабочей силы; – специализированные поставки и обслуживание; – быстрое распространение передовых технологий.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательские структуры, кластер, кластерные технологии



Одним из первых исследователей географической концентрации производства был классик экономической науки Альфред Маршалл [3]. Еще в 1890 году в своей работе «Принципы экономической науки» он отмечал преимущества подобной концентрации, среди которых:

— наличие общего рынка специализированной рабочей силы;

— специализированные поставки и обслуживание;

— быстрое распространение передовых технологий.

Местные инновации — на развитие малого и среднего бизнеса страны

Большой интерес вызывают работы известного американского экономиста, профессора Гарвардского университета Майкла Портера, посвященные промышленным и региональным кластерам [4]. В них пристальное внимание уделяется тесной связи между нахождением определенных компаний и отраслей в составе кластера и их конкурентоспособностью.

В экономической литературе разных стран при описании феномена кластеров также используются термины промышленные округа, специализированные промышленные агломерации и локальные системы производства. Интерес к деятельности региональных кластеров и инновационных систем отражает возрождение внимания экономической науки к вопросам функционирования экономики на региональном уровне и осознание значения специфических местных и региональных ресурсов в стимулировании инновационных возможностей и конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Потенциальные кластеры в России

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что государственные и территориальные программы поддержки кластерных инициатив могут быть весьма эффективны и приводят к положительным результатам, значимым не только для экономики отдельных предприятий и регионов, но и для экономики государства в целом. Этот опыт, после необходимой адаптации должен получить широкое применение для повышения конкурентоспособности российской экономики.

В то же время, несмотря на очевидную перспективность, кластерный подход на территории Российской Федерации получил недостаточное признание как по масштабам распространения, так и по практическим результатам. Сегодня в России существуют в основном потенциальные кластеры: химические – в Пермской области и Республике Татарстан, металлургические – на Урале, текстильный – в Ивановской области, транспортно-логистический и машиностроительный – в Нижегородской области. Некоторые кластеры возникли в советское время, например, автомобильный – в Самарской области, туристический – в Краснодарском крае, нефтегазовый – в Тюменской области и др. [1].

Основные проблемы, препятствующие масштабному и эффективному применению кластерных технологий:

— недостаток информированности представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода;

— отсутствие государственной политики, обеспечивающей системный подход и организацию взаимодействия различных уровней исполнительной власти при реализации кластерных проектов и как следствие - отсутствие организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив;

— отсутствие эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерных организационных технологий;

— нехватка подготовленных специалистов по вопросам применения кластерных организационных технологий;

— недостаточный уровень развития субконтрактации [1] и аутсорсинга [2].

База для создания кластеров

Основой для кластерных проектов могут стать практические наработки и опыт региональных органов исполнительной власти, территориальных торгово-промышленных палат, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства -маркетинговых центров, центров субконтрактации .

Реализация кластерного подхода требует государственной поддержки на различных уровнях, в зависимости от значимости каждого конкретного кластерного проекта. Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно органы исполнительной власти субъектов федерации должны стать основными инициаторами кластерных проектов.

Наиболее значимые кластерные проекты в настоящее время могут получить организационную и финансовую поддержку со стороны федеральных органов власти путем интеграции мероприятий с действующими федеральными целевыми программами, такими как ведомственная программа Минэкономразвития РФ «Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации на 2005 -2008 годы» и другие.

В то же время наибольший эффект для перехода к кластерной модели развития должно дать применение централизованного подхода, при котором значимые кластерные проекты субъектов федерации получат поддержку федерального центра в рамках единой программы на условиях долевого софинансирования, значимые кластерные проекты муниципальных образований — поддержку субъектов федерации в рамках соответствующих региональных программ.

Цели и перспективы

К необходимым направлениям в составе кластерных инициатив следует отнести:

— устранение законодательных, административных и прочих барьеров для конкуренции, построение системы интерактивного обмена информацией между предпринимательским сообществом и органами власти на всех уровнях;

— содействие сотрудничеству и самоорганизации разрозненных хозяйствующих субъектов через создание локальных организаций по сотрудничеству, ассоциаций и др., проведение совместных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.

— повышение компетентности и требовательности органов власти, осуществляющих государственные закупки, в вопросах технологического уровня и обеспеченности закупаемой продукции связанными услугами (обучение пользователей, комплексность поставки и др.).

— поддержка малых предприятий - участников формируемых кластеров в вопросах повышения информированности о потребностях государственных заказчиков, подготовленности в вопросах участия в конкурсных торгах по размещению государственного заказа;

— привлечение инвестиций в поддерживающий бизнес в границах ОЭЗ [2] и кластеров, поощрение усилий по привлечению смежных поставщиков, реализация территориальных программ развития производственной кооперации, модернизации и обновление техники, создания гибко специализированных сетей субконтрактных малых предприятий и инженерно-технологических центров общего использования;

— содействие малым предприятиям в вопросах внедрения и сертификации систем менеджмента в соответствии с международными стандартами, независимого тестирования и сертификации продукции;

— запуск специализированных программ подготовки и переобучения специалистов, вовлечение к участию в кластерных инициативах местных ВУЗов, НИИ, КБ, научных парков, организация трансфера технологий, НИР и ОКР в интересах инновационных и научно - производственных предприятий;

— вовлечение молодежи в инновационное предпринимательство, реализация информационно-просветительских мероприятий, обеспечивающих популяризацию предпринимательства в молодежной среде, реализация организационных мероприятий, обеспечивающих упрощение выхода на рынок начинающих предпринимателей из числа молодежи;

— проведение маркетинговой политики и презентация кластеров на внешних рынках.

Преимущества кластерных технологий

К наиболее значимым преимуществам кластерных организационных технологий можно отнести то, что они:

— представляют собой наиболее эффективный инструмент для повышения вклада малого бизнеса в конкурентоспособность территорий, развития частно-предпринимательской инициативы в инновационной и научно-производственной сфере;

— имеют ключевое значение для повышения экспортного потенциала малого бизнеса, улучшения экспортно-импортного баланса территорий, функционирования каждого отдельного малого предприятия - участника кластерного проекта.

— обеспечивают объединение усилий предпринимателей и органов власти для решения социально-экономических задач и представляют собой один из наиболее эффективных механизмов частно-государственного партнерства;

— создают высокий потенциал для формирования особых экономических зон всех видов. В частности, создаваемые в рамках кластерных проектов сети гибко специализированных малых предприятий – субконтракторов должны стать важным фактором для привлечения инвестиций в сборочные производства при формировании промышленно - производственных особых экономических зон.


Источники:

1. Андреева, А. Кластерная политика: самарская инициатива / А. Андреева // Бюджет: электр. науч. журн. - [Электронный ресурс]. – Москва : ИД «Бюджет», 2007. - № 8. - Режим доступа к журн.: http://www.bujet.ru

2. Карпова, Д.П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой / Д.П.Карпова // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / Вятский государственный университет - [Электронный ресурс]. – Киров: ООО "Международный центр научно-исследовательских проектов", 2007. - №4 (12). - Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru.

3. Маршалл, А. Принципы экономической науки. В 3 ч. Ч. 2. : пер. с англ. / А. Маршалл. - М. : Издательская группа "Прогресс" "Универс", 1993. - 309 с.

4. Портер, М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. - М. : Вильямс, 2002. - 496 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:03:54