Институциональный механизм согласования экологических и экономических интересов
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Маслов Д.Г., Сафонова О.Н. Институциональный механизм согласования экологических и экономических интересов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 9-13.
Аннотация:
Противоречия между экологическими и экономическими интересами являются следствием несовершенства эколого-экономической системы. Для разрешения этой проблемы необходимо создание институционального механизма, способствующего тому, чтобы экономические субъекты следовали принципам сохранения окружающей среды. Реализацию концепции экологически сбалансированного развития необходимо начать на региональном уровне.
Ключевые слова: экология, охрана окружающей среды, экономические интересы, эколого-экономическая система
Противоречия между экологическими и экономическими интересами являются следствием несовершенства эколого-экономической системы. Для разрешения этой проблемы необходимо создание институционального механизма, способствующего тому, чтобы экономические субъекты следовали принципам сохранения окружающей среды. Реализацию концепции экологически сбалансированного развития необходимо начать на региональном уровне.
Один из признаков кризиса современной экономической науки — это ее нечувствительность к экологическим проблемам. Все попытки поменять фундамент экономической теории носят лишь поверхностный характер. Рыночная экономка плохо чувствует деградацию среды обитания и равнодушна к устойчивости природных комплексов. У нее свои интересы – прибыль, эффективность, конкуренция. А экологические интересы предполагают обеспечение глобальной безопасности, сохранение качества окружающей среды, экологического равновесия.
И экономическая, и экологическая системы являются относительно самостоятельными и развиваются по своим законам. Но в процессе их взаимодействия возникают специфические отношения, которые отражают влияние природных элементов и законов развития природы на человека, предприятие, экономику страны, а с другой стороны - характеризуют взаимоотношения между экономическими и экологическими субъектами в условиях возрастающей производственно-хозяйственной нагрузки на природную среду.
Рассматривая эколого-экономическую систему в целом, необходимо помнить о соотношении целей ее развития с целями подсистемы. Экономическая подсистема должна соотносить свои цели с экологической, учитывать основные характеристики природной среды и среды обитания человека. Но на практике все совсем наоборот: человек подчиняет окружающую среду себе.
Надеяться на самостоятельную эколого-экономическую сбалансированность системы сейчас трудно. Она была возможна, когда хозяйственная активность человека базировалась на использовании возобновимых ресурсов и не превышала их способности к регенерации. Однако современные механизмы экологической регламентации хозяйственной деятельности сами по себе не в состоянии обеспечить практическую реализацию требований сбалансированности.
Потребление и безвозвратное изъятие возобновляемых природных ресурсов по некоторым параметрам уже превосходит способность природных систем к самовоспроизводству. Поэтому перед исследователями встает проблема выработки экономического механизма природопользования, который бы обеспечил выполнение условия:
(α + β) N < P,
где α и β — расход природных ресурсов соответственно для производственных и
потребительских нужд в расчете на одного человека;
N — численность населения;
Р — воспроизводимый объем природных ресурсов.
Это основная формула природопользования. Однако в наше время это неравенство на самом деле имеет вид:
(α + β) N >Р,
т. е. темп изъятия ресурсов больше темпа их возобновления, и, следовательно, общий объем возобновимых ресурсов уменьшается. Это и обусловливает развитие экологического кризиса. Положение усугубляется стремительным расходованием невозобновимых ресурсов [1].
Мы можем рассмотреть индикаторы эффективности природопользования в России по данным Всемирного банка [5]. За период с 1999 г. по 2006 г. произошло уменьшение земельной площади на 3%, запасов пресной воды - на 2%, потребление пресной воды выросло почти на 6%, также как использование электроэнергии на душу населения (12%) и выбросы от пассажирских автомобилей (17%). В то же время численность населения уменьшилась на 3,2 млн. человек, так как повсеместно наблюдается демографический спад. Лесные площади увеличились приблизительно на 10%, что во многом произошло из-за заброшенности многих земель. Более чем в 2 раза выросли национальные охраняемые территории, но вместе с ними произошло увеличение видов, находящихся под угрозой.
Таким образом, в России складывается довольно противоречивое положение, которое можно рассматривать с отрицательной и положительной стороны, как для целого государства, так и для отдельного региона. Поэтому для разрешения противоречий между экологическими требованиями и экономическими интересами и организации сбалансированных эколого-экономических систем необходимо создание особого механизма.
Институциональный механизм определяется как система трансформации хозяйственных взаимоотношений субъектов в направлении их иерархического упорядочения в соответствии с требованиями традиционно существующего или легитимно установленного обществом института [3]. Он должен способствовать тому, чтобы экономические субъекты в лице их представителей, наделенных правами подготовки и принятия решений, следовали принципам сохранения окружающей среды, выбирая стратегии экономического поведения. Это достигается с помощью двух принципов институционального механизма.
Первый принцип определяет одну из основных экономических целей субъекта — повышение его конкурентоспособности на основе институционализации экологических интересов в экономических отношениях. Второй принцип определяет возможности мотивации экономических субъектов с тем, чтобы они проводили мероприятия по сохранению окружающей среды [4].
Источником качественного развития экологических и экономических интересов, их субъектов-носителей и всех трансакций выступают противоречия в границах объективно заданных институтов. Противоречие будет считаться компенсированным в случае, если каждая из противоположностей уравновешивает каждую другую.
Возникающие внутри института противоречия отражают взаимодействие его противоположных сторон. Они являются источником развития и совершенствования, изменения и разрушения, перехода к новым институциональным формам. Разрешения противоречий можно представить как многоуровневый процесс, разворачивающийся во времени и пространстве.
В результате, через возникновение и разрешение столкновений интересов посредством институционального механизма институт совершенствуется. Институциональный механизм выступает как способ разрешения внутренних противоречий и обеспечения взаимодействия институтов.
В настоящее время в России исследователи сталкиваются не столько с проблемой создания, проектирования новых институтов, сколько с проблемой познания их зрелости или достаточности для данного уровня развития хозяйственных отношений. Становление институциональной структуры России актуализирует проблему использования институционального механизма, обеспечивающего не только закрепление норм и правил в обыденной жизнедеятельности субъектов, но и своевременное их изменение в определенном обществом направлении развития [2].
Вопросы управления экологическим развитием могут найти конкретное воплощение лишь на региональном уровне, поскольку они связаны, с одной стороны, с особенностями антропогенной нагрузки на территории, а с другой — с конкретными природными условиями. В основу региональных стратегий следует положить критерии экологической безопасности, использования возобновляемых ресурсов и природной энергетики. Главным условием и главной формой реализации концепции экологически сбалансированного развития станет представленная выше эколого-экономическая система со своей иерархией целей и принципами оптимизации.
Источники:
2. Иншаков О.В., Лебедева Н.Н. Хозяйственный и институциональный механизмы: соотношение и взаимодействие в условиях социально-рыночной трансформации российской экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. – 2000. – Выпуск 5. – С. 6-9.
3. Лебедева Н. Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие. – Волгоград: Волгоградский гос. ун-т, 2002. – С. 83.
4. Петросян Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты // Вопросы экономики. – 2007 ‑ №2. – С.59-67
5. The Little Green Data Book 2006. Word Bank. Washington DC. – 2006. – P. 256.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:53:53