Анализ факторов инвестиционной политики государства
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одной из наиболее обсуждаемых тем в последнее время является комплекс мер, проводимых и направленных на количественное увеличение объема иностранных инвестиций. В связи с этим возникает интерес к некоторым из ключевых аспектов инвестиционного климата с точки зрения эффективности привлекаемых инвестиций и их последующего использования.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, государственная инвестиционная политика
Одной из наиболее обсуждаемых тем в последнее время является комплекс мер, проводимых и направленных на количественное увеличение объема иностранных инвестиций. В связи с этим возникает интерес к некоторым из ключевых аспектов инвестиционного климата с точки зрения эффективности привлекаемых инвестиций и их последующего использования.
Государственная политика в области организации, стимулирования и ограничения инвестиций определяет масштаб эффекта, получаемого от иностранных инвестиций. Очевидно, что взвешенная и продуманная политика будет привлекать эффективных для принимающей страны инвесторов. Объём привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ), их качество и эффективность во многом определяются инвестиционным климатом. От него зависит то, какие капиталы придут в страну (стратегические, спекулятивные), насколько гармонично иностранные средства «впишутся» в структуру экономики, как эффективно смогут государство, регионы и предприятия использовать выгоды иностранного инвестирования, и, наконец, каков будет результат осуществляемых проектов. В нашей стране за последнее время можно наблюдать диспропорцию притока инвестиций, в структуре которого наблюдается в основном временный, спекулятивный капитал.
Если говорить о существующей модели, сформировавшейся в России, то можно отметить, что она характеризуется неэффективностью и примитивностью. Во многом это обусловлено неблагоприятным инвестиционным климатом. В настоящее время, несмотря на пессимистические рассуждения в отечественных публикациях об ухудшении условий хозяйствования (например, по мнению Е. Ясина, «сегодня для иностранных инвесторов в России действительно, возможно, более благоприятная обстановка, но для российских она ухудшилось» [1]), в рейтингах всех международных агентств Россия поднялась до стабильного инвестиционного уровня.
При привлечении иностранных инвестиций основной целью стран с переходной экономикой является, как правило, увеличение объема их притока, тогда как качественные характеристики отодвигаются на второй план. В результате привлеченные ПИИ не являются эффективными для страны-реципиента. Очевидно, что наиболее действенная инвестиционная политика заключается в направлении ограниченных средств в области, которые верно выбраны. Следствием такой политики, согласно теории Кейнса, станет мультипликативный эффект в остальной части экономики.
В настоящее время ни объем, ни структура, ни использование иностранного капитала не удовлетворяют критериям эффективности для страны-реципиента. Для рассмотрения были выбраны некоторые факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат.
Государственная политика в области ПИИ. В последнее время наряду с некоторым сокращением мирового потока ПИИ наблюдается возрастание конкуренции в этой области среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Все большее количество государств разрабатывает более сфокусированную и определенную стратегию. Более того, привлечение ПИИ стало одним из важнейших компонентов общего плана развития стран. Основная цель проводимой государством политики в области ПИИ — привлечение необходимого объема инвестиций желаемого качества, а также стремление к более полному использованию всех выгод и эффекта от них.
Стимулирование и ограничение. Помимо законодательных актов, являющихся элементами общего инвестиционного климата в стране, используются специальные меры, запрещающие, ограничивающие или стимулирующие иностранные инвестиции. Такие меры представляют собой элементы активной политики в отношении ПИИ, которая должна быть, с одной стороны, достаточно гибкой в соответствии с изменениями в приоритетах и в эффективности их использования, с другой стороны, отличаться стабильностью.
Организации, привлекающие инвестиции, и эффективность их деятельности. Для эффективного привлечения качественных инвестиций необходима постоянная координация деятельности иностранных инвесторов. Но этого недостаточно для достижения и поддержания необходимого уровня присутствия зарубежного капитала в национальной экономике. Для этих целей создаются особые организации, чья деятельность заключается в том, что в различных государствах, которые имеют стратегическое значение для принимающей страны, размещаются специальные органы (агентства, бюро). Общее направление деятельности задается головным органом, находящимся в принимающей стране. Таким образом, создается сеть учреждений, основная задача которых — поиск и привлечение стратегически важных инвесторов.
Способ вхождения инвестора на рынок. Еще одним важным вопросом, связанным с эффективностью и с детерминантами, является способ вхождения на рынок. Существует два основных способа: «с нуля», т.е. создание новых производственных мощностей, и посредством слияния и поглощения (СиП). Значение способа вхождения с точки зрения эффективности обусловливается тем, что эффект от каждого из них различен. Они неодинаково воздействуют на рост занятости и характеризуются различной степенью реинвестиционной активности.
Исходя из оценки и анализа приведенных аспектов, можно сделать некоторые выводы:
‑ государственная политика в России в настоящее время не ориентирована на привлечение именно эффективных инвестиций. Основной задачей продолжает оставаться количественный рост притока ПИИ;
‑ в стране практически не используются стимулирующие и ограничивающие инструменты регулирования притока иностранных инвестиций. Для приходящих инвесторов продолжает оставаться важным личное содействие представителей государственных структур;
‑ в стране отсутствуют институты поиска инвесторов и создания адекватного имиджа России, несмотря на предпринятую попытку в конце 2006 г. формирования комплексной программы по улучшению инвестиционного имиджа России, о результатах которой рассуждать ещё не приходится. Активность Консультативного совета по иностранным инвестициям делает ситуацию парадоксальной, когда в продвижении страны как объекта инвестиций заинтересованы сами иностранные инвесторы, работающие в России;
‑ следствием вышеперечисленных упущений является отсутствие регулирования способов вхождения для достижения наибольшей эффективности в отдельных отраслях и регионах России.
В целом можно констатировать, что инвестиционный климат в рассмотренных аспектах не является благоприятным для привлечения именно эффективных инвестиций. Для дальнейшего качественного увеличения объема прямых иностранных инвестиций необходимо сконцентрироваться на поиске на стимулировании прихода иностранных предпринимателей из сфер малого и среднего бизнеса. Именно последние будут повышать конкуренцию, не вытесняя национальных производителей, не будут представлять серьезной угрозы для инвестиционной и экономической безопасности России.
[1] http://www.ivr.ru
Источники:
2. Лейнеко В.Л. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса // Финансы. ‑ 2000. ‑ № 12.
3. Зименков Р.И. Прямые инвестиции США в экономику России // США — Канада: экономика, политика, культура. ‑ 1999. ‑ №2.
4. Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // Мировая экономика и международные отношения. ‑ 2002. ‑ № 1.
5. Назаров В. Экономическая роль иностранных инвестиций // Экономист. ‑ 2001. ‑ № 11.
6. Орешкин В. А Внешнеэкономический комплекс России — проблемы и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. ‑ 2001. ‑ № 5.
7. Фишер П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов//Вопросы экономики. ‑ 2002. ‑ № 2.
8. Шохина Е Инвесторам некомфортно в России // Эксперт. ‑ 2005. ‑ № 4.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:38:33