Управление оборотными фондами как важнейший фактор повышения эффективности работы сельскохозяйственных предприятий

Алехина А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Совершенствование механизма управления оборотными фондами предприятия является одним из главных факторов повышения эффективности производства на современном этапе развития отечественной экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей повседневной работе финансового менеджера занимает управление оборотными средствами, т.к. именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций сельскохозяйственного предприятия.

Ключевые слова: сельскохозяйственные предприятия, оборотные средства, оборотные фонды



Совершенствование механизма управления оборотными фондами предприятия является одним из главных факторов повышения эффективности производства на современном этапе развития отечественной экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей повседневной работе финансового менеджера занимает управление оборотными средствами, т.к. именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций сельскохозяйственного предприятия.

Рациональное использование оборотных фондов в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности сельскохозяйственных предприятий в настоящее время. Успешное решение проблемы повышения эффективности формирования и использования оборотных фондов требует создания современных подходов к управлению на каждом отдельно взятом сельскохозяйственном предприятии, которые соответствовали бы реальным изменениям условий их функционирования. Этому следует подчинить всю политику в области управления.

В результате роста кредиторской задолженности, особенно со стороны поставщиков продукции, в зачетных схемах стали использоваться денежные суррогаты, способствующие росту неплатежей и долговых обязательств. С началом перестройки возникли многочисленные посреднические структуры, специализирующиеся на товарообменных операциях. При этом завышение цен приняло массовый характер, что существенно осложнило производственно-финансовую и социальную обстановку в обществе. Посреднические услуги без надлежащего контроля со стороны государства за расходованием бюджетных средств способствуют сговору сторон, участвующих в их распределении.

Исследование источников формирования оборотных фондов позволило установить, что собственные средства покрывают их минимальную потребность, а отсутствие механизма регулирования потребности сельскохозяйственного предприятия в оборотных фондах является причиной постоянного их недостатка, который хозяйствующие субъекты вынуждены покрывать заемными и привлеченными средствами.

Существует предложение по внедрению системы многостороннего сетевого взаимопогашения просроченной задолженности, что позволит усовершенствовать механизм взаиморасчетов. Но подобные меры – борьба со следствием, а не устранение причины неплатежей. Неэффективны также предложения по выпуску в обращение дополнительного количества денег. При действующей налоговой системе это не изменит положения в экономике. И дело не только в том, что часть не обеспеченных продуктом денег при первой возможности покинет легальный сектор экономики, проблема принципиально в другом. Предприятия, особенно в сельском хозяйстве, вынуждены оплачивать часть налогов до получения выручки, что объективно ведет к вымыванию из оборота их собственных средств, а сложившиеся в экономике условия вынуждают минимизировать оборотные фонды с помощью денежных суррогатов. От государства требуется соблюсти условие: сэкономленные и дополнительно заработанные денежные средства должны оставаться в распоряжении собственника, например, до окончания отчетного финансового года. В противном случае теряется смысл предпринимательской деятельности, возникает стремление к укрывательству доходов.

Одним из факторов, определяющих потребность в оборотных фондах и влияющих на решение проблемы неплатежей, служат меры по совершенствованию корпоративного управления. Обеспеченность предприятий оборотными фондами может быть улучшена совершенствованием методов организации и управления денежными потоками на основе расчетных экономических центров (РЭЦ), создаваемых на базе органа, контролирующего технологические процессы от начального этапа до конечного продукта. Специфика такого влияния предполагает соблюдение ряда условий. Входящие в технологическую цепочку предприятия связаны договором о совместной деятельности не только между собой, но и с общим для всех РЭЦ, причем только в той части, в которой они участвуют в выполнении конкретного проекта по производству конечного продукта.

Представим схему взаимодействия нескольких сельскохозяйственных предприятий в виде непрерывного технологического цикла с общим расчетным экономическим центром в региональном отделении Россельхозбанка.

Сельскохозяйственное предприятие, на котором заканчивается выпуск продукции, получает под ее реализацию из регионального отделения Россельхозбанка строго определенное количество технологических или корпоративных векселей для покрытия только собственных текущих издержек производства и расчетов с предшествующими звеньями технологического цикла. Специфика такого векселя заключается в его принадлежности к конкретному проекту и в передаточных надписях на нем. Особенность состоит в следующем: вексель выпускается одним Россельхозбанком и только им учитывается; общее количество векселей и их сумма определяются ценой и количеством конечного продукта. Вексель движется в обратном направлении относительно продукта и служит только для покрытия собственных текущих издержек конкретного предприятия; оплачивается только разница между стоимостью векселя, передаваемого предшествующему звену, и стоимостью продукта, принятой последующим звеном. Вся деятельность РЭЦ и региональных отделений Россельхозбанка должна осуществляться под контролем Департамента сельского хозяйства области.

Реальность предлагаемой схемы основана на использовании трансфертных цен и взаимоконтроле производственного объекта за расходованием строго ограниченного количества денежных средств, выделенных для производства сельскохозяйственной продукции. Одновременно каждое сельскохозяйственное производство контролируется в РЭЦ, что практически исключает непроизводительные потери и обеспечивает надежность функционирования системы в целом.

При этом выбор поставщиков необходимых материальных ресурсов производится на конкурсной основе и под контролем РЭЦ. Преимущество таких векселей как форм оплаты заключается в том, что каждое звено технологического цикла заинтересовано в надежных поставках, и данный факт выступает гарантией, что необходимое количество денежных средств дойдет до производителя. В противном случае процесс производства не сможет начаться.

Если самостоятельные сельскохозяйственные предприятия представить в виде объединенной договором о совместной деятельности структуры на базе региональных отделений Россельхозбанка, то общая сумма денежных средств, необходимая для внутритехнологического оборота, ограничится собственными текущими издержками. Учитывая, что РЭЦ может взять на себя частично или полностью расчёты с бюджетом, аккумуляцию средств на развитие производства, оплату услуг по лизингу и ряд других организационно-управленческих функций, потребность в оборотных фондах сократится в еще большей степени. Увеличение собственных оборотных фондов – необходимое условие для устранения неплатежей.

Из всего вышесказанного следует, что упорядочение управления финансовыми потоками посредством расчетных экономических центров позволит принципиально по-иному подойти и к пополнению предприятия оборотными средствами, и к расчетам с бюджетом. Только тогда приоткроется возможность обеспечить сбалансированность в процессе межотраслевого обмена готовыми продуктами, а при внутритехнологическом обороте произойдет высвобождение оборотных фондов.


Источники:

1. Гордеев А. За эффективное агропроизводство и качественную продукцию //АПК: экономика и управление// 2001. ‑ № 5. ‑ с. 5-12.
2. Парамонов А.В. Учет и анализ предпринимательского капитала // Аудит и финансовый анализ. – 2001. ‑ №1. – с. 25 – 88.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:31:50