Взаимодействие частного и государственного секторов экономики

Васильев В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (7), Июль 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Васильев В.Н. Взаимодействие частного и государственного секторов экономики // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 7. – С. 54-56.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 1 2000, № 2 2000, № 3 2000, № 4 2000, № 5 2000, № 6 2000). В государственном секторе связка между потребителем и поставщиком разорвана. На рынке же ясно, кто платит и за что. В государственном секторе все платят за все, а потребляют по-разному в соответствии с социальным распределением. За общественный товар или услуги и в том и в другом случае каждый платит независимо от того, будет он потребителем или нет.

Ключевые слова: частный сектор, государственный сектор экономики



В государственном секторе связка между потребителем и поставщиком разорвана. На рынке же ясно, кто платит и за что. В государственном секторе все платят за все, а потребляют по-разному в соответствии с социальным распределением. За общественный товар или услуги и в том и в другом случае каждый платит независимо от того, будет он потребителем или нет.

В государственном секторе имеет место элемент обязательности. В частном ‑ добровольный обмен. Однако у них есть и общие черты. В частном и государственном секторах движущей силой является конкуренция. Имеются две причины, по которым налогоплательщики поддерживают свое участие в государственном секторе, даже будучи полными приверженцами частного:

1) сокращение потерь и неэффективности рынка в производстве общественного товара, а также экономическая нестабильность рыночной экономики;

2) возможность перераспределения доходов (так как современное цивилизованное общество признает необходимость решать существующие в нем социальные проблемы).

Устранение бедности помогает не только бедным, но и тем, кто живет хорошо. Борьба с бедностью в одиночку не оказывает заметного воздействия на общий уровень бедности в обществе. Участие каждого в решении проблем бедности через распределение доходов, финансирующих государственные социальные программы, приумножает усилия отдельных лиц.

Значительное перераспределение доходов требует высоких налогов. Высокие налоги отрицательно сказываются на эффективности использования ресурсов и снижают инициативу производителя.

Имеются три главные причины, почему перераспределение доходов в большом масштабе (большие налоги) не увеличивает, а сокращает общие размеры средств, направляемых на финансирование социальных программ:

1. Крупномасштабное перераспределение доходов ослабляет связь между производственной деятельностью и вознаграждением за нее. Когда налоги забирают большую часть дохода, то выгоды, получаемые от интенсивной работы, сокращаются. Один из основных экономических постулатов предполагает снижение производственных усилий при снижении выгод производства.

2. Когда государственная политика направлена на перераспределение большой части доходов, отдельные лица, участвующие в формировании и осуществлении этой политики, решают проблемы перераспределения в свою личную пользу. Это явление в экономике получило название “поиск ренты”. Ресурсы, потраченные на поиск ренты, сокращают средства, предназначенные для социальных программ.

3. Высокие налоги, деятельность отдельных лиц по поиску ренты вызывают ответные действия. Налогоплательщики будут принимать меры по защите своих интересов. Ресурсы, потраченные на защиту своих доходов, будут потеряны, отвлечены от производственной деятельности и потеряны для общества.

Традиционное экономическое регулирование обычно связано с ограничением роста цен, установлением нижнего уровня заработной платы, замораживанием на какой-то период заработной платы, изменением структуры промышленности, например, путем введения антитрестовского законодательства. Большинство экономистов полагает, что антитрестовское законодательство содействует конкуренции и сокращению концентрации промышленности.

Антитрестовское законодательство преследует обычно две цели:

а) поддержание здоровой конкуренции на рынке;

б) запрещение деловой практики, ведущей к устранению конкуренции.

Отметим, что пока не создана теория регулирования рыночной экономики.

Экономический анализ показывает следующее:

‑ требование регулирования рыночной экономики чаще связано с каким-то специальным интересом и перераспределением доходов, а не с достижением экономической эффективности всего общества;

‑ регулирование чаще всего не способно приспособиться к изменяющимся условиям рынка;

‑ со временем регулирующие рынок государственные ведомства принимают точку зрения заинтересованных групп населения, деятельность которых они и должны были бы регулировать.

В настоящее время значительно большее внимание стало уделяться таким факторам, как обеспечение экологически чистого, безопасного производства, сохранения окружающей среды и здоровья населения. Для достижения этих целей принимаются специальные законодательные акты, которые оказывают регулирующее воздействие на состояние рынка и экономики страны в целом (растут издержки производства, налоги и цена).

Классическая форма роли государства в смешанной экономике состоит в обеспечении эффективности, стабильности и справедливости социально-экономического развития страны.

Эффективность защиты права собственности и механизма рынка, создания условий конкуренции, борьбы с монополизацией рынка, с демпингом, сверхприбылями, которые используются для подкупа законодателей и пр. – задачи, которые решаются через принимаемые государственные законы и акты. Стабильность требует поддержания экономического роста, борьбы с безработицей, инфляцией.

Соответствующая государственная финансовая и налоговая политика может влиять на уровень занятости и инфляции (высокий уровень налогов, контроль цен, государственная собственность, государственная монополия, наблюдение за объемами производства и прочие рычаги регулирования). Справедливость социально-экономического развития требует перераспределения доходов в пользу бедных (неимущих) и убогих (нетрудоспособных), т. е. проведения социальных программ в поддержку этих групп населения, а также многодетных, престарелых и безработных.

Основным механизмом экономического регулирования является система налогообложения. Применяются различные виды налогов: подоходный налог, т. е. налог на все доходы, полученные работающим за год; налог на покупку отдельных видов товаров, таких, как автомобиль, одежда, предметы искусства, книги, табачные изделия и спиртные напитки ‑ 3-5 или даже 8% суммы покупки; налог на занятость, страховой налог, таможенный налог и др.

Налоги бывают государственные (федеральные), городские, местные. Размер налога, как правило, является прогрессивным, например, в США подоходный налог взимается раз в год со всех сумм доходов. При доходах до 25 тыс. долл. в год налог составляет 15%, 25-50 тыс. ‑ 18%, 50-75 тыс. ‑ 30%, 75-100 тыс. ‑ 40% и свыше 100 тыс. ‑ 45%.

В смешанной экономике контроль осуществляется со стороны не только государства, но и общества через общественные организации и частные институты. Действуют институты опроса общественного мнения и различные частные фонды.

В настоящее время применение достижений научно-технического прогресса дает новый экономический рост за счет роста продуктивности труда, основными факторами которого являются: создание условий, при которых работники могут перемещаться по различным рабочим местам, эффективность применения методов массового производства для выпуска индивидуальной продукции (каждому потребителю то, что ему нужно), т.е. коммерциализация производства, и то, что в производстве главной заботой стало качество (качество труда, профессиональный рост, компетенция каждого и качество конструкции основного оборудования), а не количество выпуска.

Объем деятельности государства в смешанной экономике может быть весьма большим. Это оказывает значительное влияние на рынок ‑ государственный и частный секторы являются конкурирующими участниками рыночных экономических отношений.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:02:00