Проблема управления устойчивостью предприятия на рынке
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мешалкин В.П., Белозерский А.Ю. Проблема управления устойчивостью предприятия на рынке // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 9. – С. 92-95.
Аннотация:
Так как внешние (рыночные) и внутренние (организационно-производственные) факторы, имеющие различную природу, оказывают решающее влияние на процесс функционирования любого предприятия, в системе отношений «предприятие-рынок» возникает множество неопределенностей.
Ключевые слова: управление устойчивостью, рыночная устойчивость
Так как внешние (рыночные) и внутренние (организационно-производственные) факторы, имеющие различную природу, оказывают решающее влияние на процесс функционирования любого предприятия, в системе отношений «предприятие-рынок» возникает множество неопределенностей.
Предприятие, реализуя свою главную цель – удовлетворять потребности покупателей при обеспечении желаемой экономической эффективности своей деятельности в условиях неопределенностей, всегда должно быть готовым к противодействию факторам неопределенностей, реализуя для этого мероприятия по сохранению стабильности своей деятельности.
Свойство предприятия сохранять неизменность функционирования, свою долю рынка в условиях неопределенностей и обостряющейся конкуренции, обеспечивая желаемые результаты деятельности в течение долгосрочного периода, назовем устойчивостью предприятия на рынке.
Устойчивость должна обеспечиваться определенным механизмом в системе управления предприятием. Сегодня таким механизмом является система высшего менеджмента предприятия, основанная на опыте и интуиции, приобретенными им в процессе перестройки российской экономики. Такой опыт, характеризующийся большим разнообразием, можно отнести к «ноу-хау» каждого предприятия.
Наметившаяся стабилизация рыночных отношений в отечественном бизнесе является хорошей основой для осмысления проблемы приспособленности промышленных предприятий к рыночным условиям, к созданию системы управления рыночной деятельностью предприятия, которая должна включать в себя, прежде всего, систему управления устойчивостью предприятия на рынке.
Системы управления большинством российских предприятий со времен плановой экономики претерпели незначительные изменения, в основном, это коснулось включения в их структуру некоторых подразделений, например, маркетинга, отделов развития и др. Однако сущность систем управления осталось старой – ориентация на внутреннее развитие. Поэтому в рыночную деятельность на предприятиях включено небольшое число подразделений и персонала.
Перестройка управления предприятиями потребует, прежде всего, реформирования устоявшихся взглядов действующих менеджеров на их деятельность. Они должны стать рыночными, что является основой для достижения поставленных целей организаций. Плюс к этому - внедрение так называемого тотального маркетинга, то есть такой системы управления, в которой весь персонал будет ориентирован на выполнение требований рынка, иначе говоря, на удовлетворение спроса на выпускаемый товар.
При построении системы управления рыночной деятельностью предприятия можно использовать три основных комплекса: организационно-производственный, сбытовой и исследовательский.
Организационно-производственный комплекс решает главные задачи: создания конкурентоспособной продукции и минимизации издержек производства. Устойчивость этого комплекса обеспечивается уровнем конкурентоспособности продукции на рынке и ее минимальной себестоимостью по сравнению с конкурирующими рыночными продуктами.
Сбытовой комплекс решает задачи реализации продукции в объемах максимально полного использования производственных возможностей предприятия с максимальным экономическим эффектом. Устойчивость данного комплекса обеспечивается максимальными объемами продаж и прибылью при минимальных трансакционных издержках.
Исследовательский комплекс обеспечивает менеджмент предприятия своевременной и полной информацией о существующем состоянии рынка и окружающей его среде, а также прогнозами развития рынка. Он решает проблемы разработки новых продуктов, комплексного развития предприятия. Его устойчивость обеспечивается таким объемом информации, который позволяет создавать достоверное представление о рыночных процессах и прогнозировать их развития, а также своевременной заменой продукта на новый, который способен в большей степени удовлетворить потребность покупателя.
Устойчивость предприятия в целом обеспечивается устойчивостью всех трех тесно связанных и взаимодействующих между собой комплексов.
В зависимости от особенностей выпускаемой продукции определяется набор показателей, обусловливающих успешную деятельность предприятия.
Контроль устойчивости предприятия организуется по принципу минимально допустимого значения показателя эффективности, то есть
Устойчивость по объему реализации продукции определяет, прежде всего, требования к неизменности загрузки производственных мощностей предприятия, показателем которой может служить минимально допустимое значение их загрузки при условии принятия руководством предприятия таких управленческих решений, которые обеспечивают баланс между объемами реализации и уровнем запасов готовой продукции на складе.
Для предприятий, выпускающих продукцию сезонного спроса, например, строительные материалы, на зимний период показатель устойчивости по загрузке производственных мощностей должен учитывать объем готовой продукции, который будет складироваться на предприятии.
Понятно, что главным фактором, влияющим на объем реализации продукции, является спрос, величина которого зависит от многих факторов, в том числе от показателей конкурентоспособности продукции, в частности цены на нее.
Немаловажное значение играет позиционирование товара предприятия в сознании покупателей, зависящее от того, насколько они были ранее удовлетворены его покупкой, а также от отзывов других покупателей, имиджа предприятия и активности его рекламных кампаний.
Устойчивость по показателям конкурентоспособности предприятия характеризуется ростом объемов продаж, расширением рынка и сети товародвижения. Показателем здесь может выступать доля рынка, которую «контролирует» предприятие. Снижение этой доли до минимально допустимой величины будет свидетельствовать о снижении устойчивости по конкурентоспособности продукции предприятия.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:56:13