Требования к автоматизации логистических систем на предприятиях пищевой промышленности

Гребенник В.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (71), Ноябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гребенник В.Ю. Требования к автоматизации логистических систем на предприятиях пищевой промышленности // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 11. – С. 84-87.

Аннотация:
Пищевая промышленность в последнее время является одной из наиболее быстроразвивающихся и динамичных в Российской Федерации. Несмотря на значительную инвестиционную активность, действительный потенциал этого сектора еще полностью не раскрыт, что, с одной стороны, говорит о недостаточном уровне управления на предприятиях отрасли, а с другой - представляет прекрасные возможности для местных и международных участников рынка.

Ключевые слова: логистика, пищевая промышленность, инвестиции, автоматизация, логистические системы



Пищевая промышленность в последнее время является одной из наиболее быстроразвивающихся и динамичных в Российской Федерации. Несмотря на значительную инвестиционную активность, действительный потенциал этого сектора еще полностью не раскрыт, что, с одной стороны, говорит о недостаточном уровне управления на предприятиях отрасли, а с другой - представляет прекрасные возможности для местных и международных участников рынка.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в пищевой промышленности в 2004 году сохранялась тенденция роста производства. В целом за год выпуск продукции в отрасли увеличился на 4,1 процента. Продолжалось наращивание объема производства в мясной и молочной промышленности: мяса на ‑ 1,2 процента, колбасных изделий ‑ на 3,1 процента, цельномолочной продукции ‑ на 2,9 процента. Важную роль в формировании темпов экономического роста сыграл фактор потребительских расходов. Так, реальные денежные доходы населения по предварительной оценке выросли за 2004 год на 8,9 процента. Однако значительный прирост покупательной способности конечных потребителей сопровождался предпочтениями, отдаваемыми импортным товарам.

Наибольшие темпы роста в молочной промышленности в апреле 2004 года отмечены в производстве нежирной молочной продукции ‑ 15,3 процента. По сравнению с январем-апрелем 2003 года производство этой продукции увеличилось на 4,1 процента.

Несмотря на достигнутые успехи, специалистами выделяется ряд проблем, сдерживающих развитие отрасли.

Во-первых, необходима адекватная сырьевая база производства молочной продукции на внутреннем рынке России, отвечающая требованиям перерабатывающей промышленности.

Во-вторых, ощущается нехватка информации о рынке молока и молочных продуктов, что не позволяет достоверно оценить последствия различных управленческих решений. Необходимо более активное привлечение к исследованиям по данной проблеме отраслевых союзов и других заинтересованных организаций.

В-третьих, существует сложная система таможенных пошлин и сборов, с одной стороны, направленная на защиту интересов потребителей, а с другой - имеющая функцию защиты отечественного производителя. Несмотря на относительно низкий уровень потребления молочных продуктов в России по сравнению с развитыми странами, этот спрос сбалансирован с уровнем доходов. Отсюда более дешевая импортная продукция (особенно сыры) пользуется большим спросом.

Все вышеперечисленное позволяет определить основную конкурентную стратегию внутри отрасли ‑ стратегию лидерства в издержках, так как подавляющее большинство потребителей демонстрирует высокую эластичность спроса на молочные продукты. Однако до сих пор менеджмент предприятий отрасли не вполне адекватно оценивает инструментарий управления издержками и соответственно механизмы их снижения.

Логистика ‑ это система управления, которая объективно связана со всеми видами расходов. Вся цепочка поставок от момента закупки до момента передачи товара конечному потребителю ‑ это логистические процессы, которые требуют расходов. До доходов еще дело не дошло. То есть одна из основных целей логистики ‑ это контроль затрат в их увязке с бизнес-процессами и ответственностью за каждую составляющую затрат.

В молочном бизнесе наибольшие затраты и потери могут быть связаны с неэффективной организацией сбыта. Нагрузка на систему одновременно усиливается на всех предприятиях примерно в одно и то же время ‑ в ранние и утренние часы, когда идет отгрузка машин в магазины.

Для совершенствования этих процессов, как правило, необходимо выделить функции дистрибуции продукции в централизованную структуру и оптимизировать работу сбытовых и производственных подразделений. Реализация управления процессами невозможна без автоматизации, т.е. без использования адекватного программного продукта. При его выборе необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Система должна обеспечивать «онлайн-отгрузки» (постоянные отчеты о текущих продажах и об остатках по складам в любом филиале компании);

2. Система должна позволять самостоятельно дорабатывать ее в случае необходимости с учетом специфики конкретного предприятия.

3. Система должна поддерживать высокий уровень производительности. Последний критерий очень важен, поскольку связан со специфическими особенностями молочной промышленности, в первую очередь ‑ с коротким жизненным циклом товара.

Внедрение продуктов должно проходить поэтапно.

Первый этап - описание предполагаемых бизнес-процессов.

Второй этап - разработка базовой версии системы для конкретного предприятия.

Третий этап - выбор объекта для пилотного проекта и отработка системы в реальных условиях.

Четвертый этап ‑ внедрение системы на наиболее ответственных участках организации и окончательная доработка.

Действительно, эффективная система должна автоматизировать круглосуточный процесс дистрибуции товара и охватывать весь спектр сбытовых операций ‑ от приема заявок до отгрузки продукции и ведения расчетов с клиентами. Наиболее экономичной является концепция так называемой централизованной системы, которая поддерживается и управляется из головного подразделения компании, а пользователи филиалов работают через каналы связи по удаленному доступу, что позволяет избежать затрат на поддержку системы на местах.

Пример такой известной в отрасли компании, как "Юнимилк" подтверждает на практике, что инвестиции в централизованную систему более обоснованы с точки зрения затрат и позволяют существенно снизить стоимость пользования. Централизация особенно выгодна для холдингов с развитой филиальной сетью, в которой у каждого филиала абсолютно одинаковые ценовая политика, политика в области продаж, политика скидок и предоставления кредитов. Транзакции моментально фиксируются на едином сервере, результаты этих транзакций должны быть доступны везде, где внедрена система. Информация о любой отгрузке в ту же секунду должна идти в центральный офис, где данные оперативно анализируются.

Еще более актуальны оперативные отчеты по складским запасам. Менеджмент организации должен знать, где какая продукция лежит и какой у нее срок годности. Если сейчас в большинство организаций надо посылать запросы и в течение определенного времени ждать ответы, то при внедрении соответствующего описанным требованиям программного продукта это будет делом нескольких секунд. Кроме того, необходима реализация функционала транзитных поставок, когда клиенты, которым продукция приходит из других городов, получали бы ее не через склад местного филиала, а напрямую со склада-отправителя. Например, московский клиент может сделать заказ с петербургского склада.

Таким образом сокращается время нахождения товара в пути. Централизованная система позволяет избежать промежуточных формальностей. Функционал транзитных поставок очень удобен особенно с точки зрения продвижения национальных брендов продуктов, которые продаются не только в одном регионе.

Важным требованием к системе является оптимизация коммерческой политики, т.е. грамотно выстроенная логистическая система просто выдаст запрет на выписку накладной и выдачу следующего заказа клиенту, просрочившему платеж, что в настоящее время является функцией менее оперативной финансовой службы.

Любая система, как бы много она не позволяла делать, требует постоянного совершенствования. Направления ее развития должны определяться как внешними условиями развития бизнеса, так и уровнем готовности и потребностями менеджмента компаний.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:59:14