Защита бизнеса как элемент стратегии развития предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (68), Август 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Вакуленко Р.Я., Новоселов Е.В. Защита бизнеса как элемент стратегии развития предприятия // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 8. – С. 30-33.
Аннотация:
Система управления рисками включает в себя следующие основные этапы, которые фактически и составляют процесс управления рисками: а) постановку конкретных целей управления рисками; б) комплексный анализ рисков; в) выбор и анализ эффективности методов управления рисками; г) разработку программы управления рисками, включающую планирование, определение кадрового состава и организацию процесса управления рисками; д) непосредственную реализацию процесса управления рисками; е) контроль и корректировку осуществляемых мероприятий.
Ключевые слова: управление рисками, развитие предприятия
Продолжение. Начало в № 7/2005
Система управления рисками включает в себя следующие основные этапы, которые фактически и составляют процесс управления рисками: а) постановку конкретных целей управления рисками; б) комплексный анализ рисков; в) выбор и анализ эффективности методов управления рисками; г) разработку программы управления рисками, включающую планирование, определение кадрового состава и организацию процесса управления рисками; д) непосредственную реализацию процесса управления рисками; е) контроль и корректировку осуществляемых мероприятий.
В последнее десятилетие в странах с развитой экономикой стала популярной концепция риск-менеджмента в рамках всего предприятия. Появление и развитие данной доктрины связано с осознанием бизнес-средой разрушительного влияния рисков и ростом ответственности высшего менеджмента. Американские исследователи применения концепции риск-менеджмента отмечают, что ее использование на практике приводит к увеличению и защите стоимости компании.
Защита системы от нежелательных изменений – обязательная функция любой устойчивой системы. В противном случае она перестанет существовать. Эффективность системы «защиты бизнеса» ‑ составная часть результативности бизнеса в целом. Эффективность системы «защиты бизнеса» ‑ это ее способность не допустить нежелательных изменений в этой сфере в будущем. В настоящее время ее действенность может быть измерена только расчетным путем. Реальную оценку эффективности можно получить лишь по итогам применения системы на практике.
Например, экономичность системы «защиты бизнеса», т.е. соотношение между достигнутым положительным результатом и примененными для его достижения затратами, в текущий момент времени можно только смоделировать.
Основными для оценки эффективности системы «защиты бизнеса» будут нефинансовые показатели. Это связано с существенной неопределенностью и даже невозможностью измерения в денежных единицах последствий того или иного действия или бездействия. То есть инструментами оценки эффективности будут выступать логический анализ и моделирование воздействия различных нежелательных факторов.
Система «защиты бизнеса» должна работать как хорошо отлаженный механизм, главные характеристики которого – системность и комплексность. Для этого необходимо, чтобы ее конструкция имела внутреннюю логику. Для реализации основной задачи все элементы должны целенаправленно выполнять определенную функцию.
Эффективность средств «защиты бизнеса» – следствие не только того, чем каждое из них является. Это зависит также от свойств и состояния объекта, на который воздействуют такие средства, и от того, как функционирование отдельных норм права, законодательных актов, институтов и отраслей права взаимоувязаны.
Одним из недостатков используемых систем оценки эффективности бизнеса является их ограничивание, в основном, экономически измеряемыми показателями (например, прибылью; будущими денежными потоками и т.д.). В то же время показатели, не относящиеся к экономической и технической сферам предприятия, в системах оценки эффективности бизнеса практически не используются.
По мнению авторов, в настоящее время при оценке эффективности бизнеса, в том числе при оценке долгосрочной устойчивости бизнеса, необходимо системное использование нефинансовых показателей, в том числе, связанных с правовым регулированием бизнеса и лиц, в нем заинтересованных.
Авторами предлагается использовать следующие базовые показатели эффективности системы «защиты бизнеса»:
1. Экономические: а) экономичность системы; б) степень зависимости от основных поставщиков; в) степень зависимости от основных покупателей; г) наличие просроченной кредиторской задолженности; д) наличие просроченной дебиторской задолженности; е) экономические угрозы, по которым нет плана действий.
2. Правовые: а) полнота охвата; б) логическая стройность и непротиворечивость; в) доказательность в суде; г) использование диспозитивных норм законодательства; д) степень соответствия внутренних документов требованиям законодательства; е) степень защищенности различных прав, в т. ч. права собственности; ж) правовые угрозы, по которым нет плана действий.
3. Инфраструктурные: а) возможность быстрого доступа к консультациям со специалистами, в т.ч. внешними; б) наличие электронных правовых систем; в) уровень полноты используемых систем; г) возможность доступа к правовым системам; д) обеспеченность пользователей компьютерной техникой.
Следует понимать, что для конкретного предприятия показатели эффективности должны выбираться индивидуально, с учетом особенностей предприятия. Они могут отличаться от приведенных выше.
Необходимым элементом системы защиты бизнеса является комплексная системная диагностика состояния бизнеса или предприятия, в рамках которой выявляются, в том числе, и угрозы для бизнеса и контролирующих его лиц.
На наш взгляд, начинать такой анализ следует с организационно-управленческого и ситуационного анализа.
Целью организационно-управленческого анализа является оценка состояния системы управления, в том числе системы стратегического управления предприятием.
1. Анализ существующей экономической стратегии развития предприятия: а) целей и задач, стоящих перед предприятием; б) методов и способов их достижения; в) стратегической позиции; г) существующего состояния стратегии и степени ее достижения.
2. Анализ организационной структуры предприятия: а) организационно-структурных единиц; б) взаимосвязей организационно-структурных единиц.
3. Анализ существующей правовой стратегии предприятия: а) целей и задач, стоящих перед предприятием; б) методов и способов их достижения; в) стратегической позиции; г) существующего состояния стратегии и степени ее достижения.
4. Анализ процессов управления и информационной структуры предприятия.
5. Анализ корпоративной культуры.
6. Анализ кадрового потенциала предприятия
Понятие правовой (или юридической) стратегии и правового анализа предприятия в литературе, в отличие от других вышеперечисленных видов стратегий и анализа, практически не освещено. На наш взгляд, это связано с тем, что право как бы обслуживает экономический оборот и его считают инфраструктурной отраслью по отношению к предприятию в целом. Однако именно через правовые нормы выражаются конкретные экономические действия, использование тех или иных правовых конструкций напрямую влияет на экономические результаты тех или иных операций и поведение их участников.
Окончание следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:02:56