Из истории предпринимательства

Афанасенко И.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (64), Апрель 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Окончание. Начало в № 2 2005. Если представить себе образ западного предпринимателя, то это будут люди, соединяющие в себе многие предпринимательские типы, которые одновременно являются разбойниками и ловкими калькуляторами, феодалами и спекулянтами…

Ключевые слова: экономика, капитализм, реформирование экономики



Окончание. Начало в № 2/2005

Если представить себе образ западного предпринимателя, то это будут люди, соединяющие в себе многие предпринимательские типы, которые одновременно являются разбойниками и ловкими калькуляторами, феодалами и спекулянтами… [1].

Оказывается, у «новых русских», которых начисто отвергает русская культура и которых в народе принимают за уродцев, имеются реальные исторические прототипы. М. Вебер вышел на природу духа капитализма. Он различал «нерациональное» поведение, свойственное разным странам и эпохам, и «рациональное» – явление исключительно западноевропейское.

Дух капитализма – концентрированное выражение экономической рациональности, воспитанной на специфической религиозной истории Запада: протестантской концепции обретения сознания избранности через профессиональный и материальный успех. Возникновению капитализма способствовали:

1) специфические формы хозяйственной организации на наёмном труде;

2) хозяйствующие субъекты со своеобразной экономической идеологией ‑ носители духа капитализма.

Капиталистический дух – это «комплекс связей, которые существуют в исторической действительности, и которые мы в понятии соединяем в одно целое, под углом зрения их культурного значения» [2].

Наиболее значимые для капитализма идейные установки воплотил в себе кальвинизм:

1) предопределение – судьба каждого человека предопределена ещё до его рождения, и человек не может узнать или изменить свое предназначение;

2) возможность обретения сознания избранности – избранность обрести невозможно, но путем служения богу можно приобрести сознание собственной избранности. Способ обретения такого сознания состоял в постоянном совершенствовании человека в рациональном труде.

Концепция наживы становилась сверхличной. Работа превращалась в самоцель, порождала безграничное производство ради производства прибыли. Менялась мера накопления богатства: прежде мерой служило благо, ограниченное потреблением, теперь - стоимость – внешнее, общественное свойство вещи. Накопление стоимости не имеет ограничений.

Определение роли двух начал предпринимательства в хозяйственном поведении индивида позволили выйти на принципиально важное для практики реформирования экономики положение: социальный тип предпринимательства создаётся конкретной культурой и только в этой, органической для него среде, он рационален и устойчив, поэтому его нельзя в готовом виде переносить в иную культурную почву, нельзя импортировать.

На экономическую культуру России большое влияние оказали геоэкономические и геопространственные факторы. Россия с XV века, как только исчерпалась естественная база подсечно-огневого земледелия, использующего накопленную растениями в течение многих лет солнечную энергию и менее зависящего от естественного плодородия почв, живет в условиях дефицитной экономики, в которой главным дефицитом является нехватка эффективных территорий, необходимых для нормального существования этноса.

Дефицитная экономика – данность, которую нельзя отменить. Ей подчинены все почвенные, естественные формы организации социальной и экономической жизни. Принципы функционирования дефицитной экономики, стали основанием формирования русского социального типа предпринимательства. Назовем некоторые из них.

Отношение к труду как жизненной потребности. Труд – единственное средство выживания в мире суровой природы, и уже в силу этого он воспринимался как жизненная необходимость. Но наши предки не ограничивали себя мирскими удовольствиями. Их мировоззрение исходило из того, что жизнь – не случайный акт, а лишь звено в эволюционной цепи духовной сущности человека, что человеку в пределах его жизни на земле необходимо самореализоваться в добром направлении, и труд является способом самовыражения, самосовершенствования личности. Поэтому в сознании народа отношение к труду как жизненной необходимости изначально сочеталось с восприятием его и как жизненной потребности.

Экологическое самосознание. Оно входило в мировоззрение народа и не сводилось к пониманию лишь физической зависимости человека от среды обитания. В его основе - осознание единства человека с природным целым.

Потенциально высокая степень предприимчивости и приспособляемости. Эти качества русского человека, с одной стороны, обусловливались затратным характером и повышенной рискованностью хозяйственной деятельности, которую ему приходилось вести, с другой, – диктовались необходимостью выживания нации.

Относительная ценность материальной и абсолютная ценность духовной составляющей богатства. В мировоззрении еще славяно-русов духовному развитию отдавался приоритет, однако они не умаляли значение материальной жизни, не призывали к бедности. Способность русского человека жертвовать материальным богатством, нетребовательность к комфорту помогали ему сохранять психологическое равновесие при их утрате в результате частых вражеских нашествий и стихийных бедствий, а тщательное охранение духовности являлось надеждой возрождения.

Осознанная необходимость коллективных действий. Она определялась внешней средой обитания этноса и распространялась на самые разные сферы жизни, включая хозяйственную, являлась условием успеха в деле и гарантом безопасности. Коллективизм, общинность предполагают приоритет общего интереса над личным. Русские склонны трудиться одним им свойственным способом ‑ артельно, коллективно.

Дальнейшее формирование и уточнение его родовых черт российского предпринимательства происходило в духовной сфере. Историческая заслуга в этом деле принадлежит старообрядцам, они возглавили процесс создания самобытной предпринимательской культуры. В понимании русского предпринимателя, работа – не самоцель; она возвеличивает человека и позволяет улучшать жизнь.

Деловой человек стремится получить прибыль, но не любой ценой; цель его деятельности не ограничена прибылью, богатство необходимо для решения более важных общественных задач. Старообрядцы смогли свои идеи и убеждения претворить в хозяйственную практику, они оказались трудолюбивыми и энергичными предпринимателями. Ими создан тип предпринимательства на нравственных началах, прямо противоположных протестантскому идеалу: практически доказали возможность существования результативного предпринимательства без ставки на личные эгоистические интересы и стяжательство.

Итак, Западный мир и Русский мир на базе собственных культур выработали два разных типа предпринимательства, которые результативны только в соответствующей среде. Каждый социальный тип предпринимательства обладает стойкой генетической памятью, входит в ядро трудовой культуры и устанавливает свои правила игры. Он – и психический феномен, ему присущ свой дух – комплекс связей, которые существуют в исторической действительности и имеют культурное значение. Специфика в том, что такой стереотип хозяйственного поведения определяется в данном случае логикой самой конструкции и обретает независимость от социума, которым эта конструкция порождена. Тем более он не подвластен чужому этносу.

Российские реформы насаждаются под призывы «войти в пространство западного общества и прочно закрепиться в нем», «импортировать» тип западного предпринимательства в готовом виде: «Одна из особенностей нашего перехода к рациональному рыночному хозяйству состоит, в частности, в том, что соответствующий ему дух в современных условиях может быть «импортирован» в готовом виде оттуда… из стран Запада» [3]. Такое легкомыслие можно объяснить лишь невежеством нынешних реформаторов.


Источники:

1. Афанасенко И.Д. Россия в потоке времени. История предпринимательства. - СПб.: Изд. «Третье тысячелетие», 2003.
2. Маршалл А. Принципы политической экономики. Т.III. - М.,1984. - С. 172.
3. Замбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1994. - С. 130.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:04:17