The conceptual model of the territorial heat supply strategy
Verstin N.A.1
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 7 (July 2025)
Abstract:
The relevance of studying the processes of heat supply development in the country's territories at the conceptual level is determined by the fact that in previous studies on the development and improvement of heat supply efficiency, the emphasis was shifted to the management of district heating facilities, without taking into account the complexity of the management approach. The development of heat supply in the territories of the country with various climatic and other conditions was considered from the point of view of combined scenarios of its organization.
Thus, there is a need to form new methodological approaches, methods and tools for the organization of heat supply, relevant for the Russian territories in modern conditions.
In this regard, the author presents the conceptual model of the territorial heat supply strategy, taking into account the combined scenarios for its organization.
The research results provide objective management information to heat supply organizations, as well as public authorities and local governments implementing state policy towards the development of heat supply to the country's territories.
Keywords: heat power engineering, heat supply, territorial heat supply, territorial heat supply strategy, heat supply scenario
JEL-classification: L97, D81
Введение
Теплоснабжение является социально значимой сферой энергетики России, которая обеспечивает тепловой энергией более 100 млн. чел. [3]. В 2023 г. по всей стране от разных источников было произведено 823 180,17 тыс. гигакал (рисунок 1). Однако, несмотря на высокую значимость функционирования сферы, отмечаются проблемные области в осуществлении теплоснабжения, связанные с высокой степенью износа оборудования и инфраструктуры теплоснабжения, использованием устаревших низкоэффективных технологий, недоинвестированием сферы, что значительно снижает эффективность и надёжность ее функционирования и ограничивает перспективы стратегического развития [5,7,8,19].
Рисунок 1 — Производство тепловой энергии в РФ в 2023 г. от разных источников, тыс. гигакал (составлен автором по материалам Федеральной службы государственной статистики РФ [15])
В условиях достижения стратегических приоритетов страны, обуславливающих реализацию государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [17], национального проекта «Инфраструктура для жизни» [16], приоритеты которых направлены на формирование комфортной среды проживания граждан нашей страны, а также в условиях реализации Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г. [18], одной из приоритетных задач которой является комплексное развитие территорий и надежное обеспечение национальной энергетической безопасности, вопросы стратегического развития теплоснабжения территорий страны требуют повышенного внимания исследователей.
Отдельные элементы стратегического развития отечественного теплоснабжения исследовались в работах авторов Верстиной Н.Г., Малковой Т.Б. [4,6,13], Басковой М.Л. [1], Мельниковой М.П. [14], Кисель Т.Н., Евсеева Е.Г., Бадаловой А.Г. [4,10,11], Цуверкаловой О.Ф. [6,20], Глазковой В.В. [9] и др. Однако подход к формированию стратегии развития теплоснабжения территорий должен носить комплексный характер и отражать специфику исследуемой области, что определяет необходимость разработки концептуальных положений, направленных на изучение взаимосвязей и условий, оказывающих влияние на стратегию развития теплоснабжения. В этой связи целью исследования является формирование концептуальной модели формирования и реализации стратегии развития теплоснабжения, которая дает системное видение исследуемой управленческой ситуации и осуществляемых в ней управленческих процессов.
Авторская гипотеза заключается в том, что концептуальная модель формирования и реализации стратегии развития теплоснабжения территорий, отражающая существенные элементы и взаимосвязи развития теплоснабжения в условиях использования комбинированных сценариев его организации на основе идентификации их содержательной характеристики и устойчивых причинно-следственных зависимостей, позволяет определить условия, возможности и проблемные зоны реализации сценариев организации теплоснабжения на уровне территорий.
Методология
Для формирования и реализации стратегии развития теплоснабжения территорий представляется обоснованным рассмотреть положения одного из фундаментальных подходов в управлении – балансового подхода, который в общем виде заключается в выявлении и количественной характеристике отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые уравновешивают друг друга. Балансовый подход может применяться для управления экономическими системами на микроуровне (теплоснабжающие организации и их подразделения), мезоуровне (территории, для которых составляются схемы теплоснабжения, уровень сферы теплоснабжения страны или топливно-энергетический комплекс (далее ТЭК) страны в целом), макроуровне (уровень экономики страны и мира) [10]. По мнению ряда исследователей (М.Л. Басковой [1], Н.Г. Верстиной, Е.Г. Евсеева [4], Т.Н. Кисель, А.Г. Бадаловой [11] и др.) балансовый метод выступает системообразующим для организаций теплоснабжения, а также на уровне ТЭК страны служит основой для анализа существующего на данный момент соотношения источников энергии и направлений ее расходования, результаты которого являются основой формирования прогноза развития ТЭК и отраслей экономики страны с учетом динамики потребности в тех или иных видах энергетических ресурсов [10]. Таким образом, применение положений балансового подхода в управлении развитием теплоснабжения территорий обеспечивает определение соотношения источников энергии на территориях страны и направлений ее использования в ходе реализации комбинированных сценариев организации теплоснабжения территорий.
Процесс идентификации условий развития теплоснабжения территорий, которые оказывают влияние на выбор сценария его организации, соответствует основным положениям ситуационного подхода в управлении, направленного на учет множества факторов, определяющих процессы управления, позволяющих адаптировать управленческие решения в зависимости от конкретных условий. Свое развитие ситуационный подход получил во второй половине 20 в., когда представители ученого сообщества эмпирическим путем активно исследовали ситуационные переменные, подразумевая под ними факторы внешней (Т. Бернс и Г. Сталкер [22]) и внутренней среды (Д. Вудворд [23], П. Блау [21] и др.), влияющие на особенности функционирования организаций [12].
Развитие теплоснабжения территорий должно осуществляться в контексте государственной экономической и энергетической политики, а также долгосрочных трендов развития энергетики, формирующих внешние условия развития теплоснабжения, а также учитывать географические, природные и климатические особенности, характерные для разных территорий страны, определяющие внутренние условия организации и развития теплоснабжения этих территорий. Таким образом, согласно содержанию ситуационного подхода в управлении, задача менеджмента теплоснабжающих организаций правильно интерпретировать условия развития теплоснабжения территории на основе анализа факторов внешнего и внутреннего характера, на основе чего определить стратегию развития теплоснабжения территории и организационные мероприятия по ее реализации.
В последние десятилетия для изучения проблемных вопросов развития экономических систем распространение получил системный подход, подразумевающий наличие отдельных элементов, находящихся во взаимосвязях друг с другом, при этом образующих единство. Важно отметить, что любая система, в том числе и энергетическая система России, существует для достижения определенной цели. В науке еще нет единого мнения относительно того, что именно является этой целью: одни утверждают – что это удовлетворение человеческих потребностей, другие – накопление капитала, так как экономика является капиталистической. Исходя из цели настоящего исследования, отметим, что обе позиции являются продуктивными – энергетические ресурсы удовлетворяют насущные человеческие потребности, в том числе и в обеспечении тепловой энергией объектов обитания людей, а производство и продажа энергетических ресурсов, по признанию многих авторитетных специалистов, была и будет надежным доходоприносящим видом деятельности России при условии его разумной организации.
Основная часть
Используя положения рассмотренных подходов к управлению экономическими системами, сформируем концептуальную модель, которая позволяет на методическом уровне представить позицию по формированию и реализации стратегии развития теплоснабжения территорий в условиях использования комбинированных сценариев его организации (далее по тексту сокращенно «концептуальная модель»). Решение задачи разработки концептуальной модели, ориентированной на определение возможностей и проблемных зон реализации сценариев организации теплоснабжения территорий России в современных условиях, направлено на обеспечение системного представления исследуемых процессов, характерных для субъектов сферы теплоснабжения страны [6]. Представленная на рисунке 2 концептуальная модель позволит субъектам экономической деятельности, в первую очередь, теплоснабжающим организациям, осуществлять целенаправленные действия по развитию отечественного теплоснабжения на уровне территорий с целью повышения его эффективности и надежности.
В контексте настоящего исследования стратегия развития теплоснабжения территорий рассматривается как комплекс действий, ориентируемых на достижение долгосрочных целей развития теплоснабжения территорий, выраженных в повышении эффективности и надежности, с учетом внешних и внутренних условий его организации. Сценарий организации рассматривается как направление реализации стратегии развития теплоснабжения, определяющее наиболее вероятную последовательность действий и событий, формирующих процесс развития системы теплоснабжения территории. Возможность использования совместного использования централизованного и децентрализованного теплоснабжения на территориях страны определяется как комбинированные сценарии организации теплоснабжения территорий. Формой реализации сценария организации теплоснабжения рассматривается проект организации теплоснабжения территории [2].
Рисунок
2 — Концептуальная модель формирования и реализации
стратегии развития теплоснабжения территорий в условиях
использования комбинированных сценариев его организации (составлена
автором)
Перейдем к характеристике структуры и содержания концептуальной модели, рассматривая ее отдельные блоки, взаимосвязанные между собой. Разработанная модель включает шесть блоков, определяющих процессы развития теплоснабжения территорий в условиях использования комбинированных сценариев его организации. В состав отдельных структурных блоков концептуальной модели вошли:
· Блок 1 «Прогнозный», в рамках которого предлагается рассматривать мировой рынок первичных энергоресурсов, а также позиции стран мира, обусловленные получением, продажей и потреблением энергетических ресурсов, среди которых выделяются первичные и производимые на их основе, в том числе, и тепловую энергию. В условиях декарбонизации мировой энергетики и развития «зеленой энергетики» отдельное внимание заслуживают позиции стран, развивающих применение возобновляемых источников энергии (далее ВИЭ). Целесообразность исследования мирового рынка первичных энергоресурсов обуславливается тем положением, что его функционирование определяет целый ряд существенных условий, формирующих перспективу развития сферы теплоснабжения любой страны и территорий в ее составе. Исследование направлений развития мирового рынка первичных энергетических ресурсов позволяют сформировать группу факторов макросреды, влияющих на выбор стратегии развития теплоснабжения территорий России в условиях использования комбинированных сценариев его организации.
· Блок 2 «Комбинированные сценарии», в составе которого представлена выборка стран – стран СНГ, граничащих друг с другом, теплоэнергетика которых в период социализма формировалась на единых принципах организации теплоснабжения потребителей. Сравнительная характеристика состояния теплоснабжения в этих странах позволяет определить его общие и особенные характеристики, учитывающие функционирование централизованного теплоснабжения в современных условиях, а также направления развития децентрализованных форм теплоснабжения и особенностей использования ВИЭ. С использованием этой информации определяется диапазон технических решений по организации теплоснабжения, которые возможно комбинировать. Для целей настоящего исследования этот анализ позволяет выявить значимые характеристики и эффективный опыт развития теплоснабжения территорий стран СНГ в условиях использования комбинированных сценариев его организации.
· Блок 3 «Целеориентации развития», в рамках которого осуществляется определение направлений долгосрочного развития теплоснабжения России в современных условиях. Помимо анализа глобальных трендов в мировой энергетике, которые определяются, в первую очередь, четвертым энергопереходом, обуславливающим декарбонизацию, децентрализацию и цифровизацию мировой энергетики, важной составляющей внешней среды, оказывающей влияние на развитие теплоэнергетики в России, является государственная энергетическая политика, формирующая стратегические направления и соответствующие им цели развития. Государственная политика в сфере энергетики России учитывает как глобальные тренды, так и особенности функционирования ТЭК страны, что позволяет сформулировать целеориентацию развития теплоснабжения территорий страны, которая зависит, в том числе, от условий макроэкономического уровня. Анализ положений государственной политики в сфере энергетики и теплоэнергетики России позволяет сформировать группу социально-экономических факторов макросреды, влияющих на стратегию развития теплоснабжения территорий страны в условиях использования комбинированных сценариев его организации.
· Блок 4 «Аналитический», в котором предлагается проводить комплексный анализ состояния и перспектив развития теплоснабжения в России. Комплексность такого анализа позволяет определить и охарактеризовать систему факторов внутренней среды, определяющих характеристику и особенности территории, а также её обеспеченность ресурсами и возможностями, влияющими на стратегию развития теплоснабжения территорий России в условиях использования комбинированных сценариев его организации.
· Блок 5 «Реализационный» представлен инструментами формирования и реализации стратегии развития теплоснабжения, которые должны включать в себя методические положения по формированию стратегии развития теплоснабжения территорий, учитывающие условия использования комбинированных сценариев его организации [2], а также методический подход к определению рисков реализации стратегии развития теплоснабжения, необходимый для предотвращения негативного воздействия факторов на достижение целей развития теплоснабжения территорий [3]. На основе системы факторов внешней и внутренней среды, обоснование которых учтено в предыдущих блоках концептуальной модели, предлагается сформировать подход к выбору комбинированных сценариев организации теплоснабжения территории, учитывающий факторы макросреды, а также характеристику и особенности территории, и комплекс мероприятий по их реализации с учетом наиболее существенных рисков сценариев организации теплоснабжения территорий.
· Блок 6 «Оценка результатов», необходимый для определения видов и источников эффектов при использовании предложений по формированию и реализации стратегии развития теплоснабжения территорий России в условиях использования комбинированных сценариев его организации. Оценка влияния теплоснабжения на устойчивое развитие страны в условиях использования комбинированных сценариев его организации, а также комплексный подход к определению и оценке эффективности позволяют систематизировать виды эффектов от реализации сценариев развития теплоснабжения территорий, определить источники эффектов и сформировать систему показателей для каждого вида эффекта.
Заключение
Таким образом, в исследовании сформирована концептуальная модель, представляющая собой структурно-логическую схему формирования и реализации стратегии развития теплоснабжения территорий в условиях использования комбинированных сценариев его организации, отражающая все существенные элементы стратегии развития теплоснабжения территорий и их взаимосвязи, на основе идентификации их содержательной характеристики и устойчивых причинно-следственных зависимостей. Использование представленных концептуальных положений и разработанной концептуальной модели позволяет получить непротиворечивое и системное представление экономических процессов, применительно к которым станет возможно рассмотреть направления и формы развития теплоснабжения территорий России в условиях использования комбинированных сценариев его организации. В качестве перспективных направлений дальнейших исследований в вопросах формирования и реализации стратегии развития теплоснабжения территорий следует выделить вопросы, связанные с ресурсным обеспечением и определением источников финансирования реализации стратегии.
References:
Baskova M.L. (2016). Russia's Fuel and Energy Balance. Economics and management: analysis of trends and development prospects. (24). 107-110.
Blau P. (1986). Exchange and power in social life
Burns T., Stalker G.M. (1966). The Management of Innovation
Evseev E.G. (2021). Resource-balanced management of heat supply organizations
Gasho E.G., Puzakov V.S., Guzhov S.V. (2002). An analysis of problems and trends relating to the development of heat-supply systems for russian cities. Teploenergetika. (3). 75–88. doi: 10.1134/S0040363621020028.
Glazkova V.V. (2024). A conceptual model for managing the innovative development of unified heat supply companies. Russian Journal of Housing Research. 11 (1). 67-78. doi: 10.18334/zhs.11.1.120524.
Kisel T.N., Evseev E.G., Badalova A.G. (2019). Management of heat supply organizations: economic tools
Kopylova E.A. (2014). The possibilities of applying of the contingency approach to the analysis of management of the organisation. Economics and innovations management. (2). 26.
Malkova T.B., Verstina N.G., Gamm M.V. (2023). Management factors focused on the quality of heat supply in the application of tariffs under the alternative boiler house method. Russian Journal of Housing Research. 10 (3). 333-345. doi: 10.18334/zhs.10.3.118261.
Terenteva A.S. (2020). Analysis of the main district heating issues in Russia at the present stage. Scientific works Institute for Economics and Forecasting RAS. (18). 253 - 273. doi: 10.47711/2076-318-2020-253-273.
Tsuverkalova O.F. (2021). The organizational and economic mechanism for the development of heat supply organizations, taking into account the priorities of providing thermal energy to consumers
Verstin N.A. (2025). Methodological provisions for the development of a strategy for the territories' heat supply. Russian Journal of Housing Research. 12 (1). 147-162. doi: 10.18334/zhs.12.1.122242.
Verstin N.A. (2025). Methodological provisions on risk management for the implementation of the territorial heat supply development strategy. Russian Journal of Housing Research. 12 (2). 271-286. doi: 10.18334/zhs.12.2.123008.
Verstina N.G., Evseev E.G. (2017). Research of the strategic prospects of transformations of the heat supplying organizations within the concepts of the sustainable and balanced development. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 7 (8A). 175-189.
Verstina N.G., Kulakov K.Yu., Glazkova V.V. (2022). Analysis of the problems of innovative development and innovation policy of the heat supply industry. Innovative development of economy. (1-2). 25-30. doi: 10.51832/22237984_2022_1-2_25.
Verstina N.G., Tsuverkalova O.F. (2020). Particularities of the conceptual development model of heat supply organizations in the conditions of improvement of heat supply schemes of the territories. Epp. (11). 2717-2726.
Woodward J. (1981). Industrial Organization: Theory and Practice
Zakrevskaya A.G., Lyubimova N.G., Flaksman A.S. (2024). The mechanism of concession agreements in the Russian heat supply system. Vestnik Universiteta. (1). 72-79.
Страница обновлена: 01.07.2025 в 11:26:48