Arkhitekturnyy podkhod k razrabotke strategii tsifrovoy transformatsii predpriyatiya
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 4 (April 2025)
Введение.
На современном этапе развития нашей страны, в условиях возрастания экономической и политической нестабильности, а также скорости трансформационных преобразований экономики повышается необходимость обеспечения гибкости и адаптивности внутреннего устройства (архитектуры) организаций, компаний и предприятий. На основе всесторонних исследований и достоверной оценки архитектуры предприятия разрабатывается и реализуется стратегия его цифровой трансформации (СЦТ).
В текущей экономической ситуации становится ясно, что автоматизация отдельных участков производства отечественных предприятий уже не обеспечивает их эффективной работы. Им необходима трансформация, существенно изменяющая бизнес-процессы: производство и реализацию продукции, техническое, финансовое и кадровое обеспечение, управление, коммуникацию с потребителями и контрагентами. Глубокая трансформация бизнес-процессов такого рода возможна только на основе внедрения цифровых технологий. Следовательно, речь идет о цифровой трансформации, изменяющей одновременно как бизнес- процессы, так и модели управления, целевые установки и задачи, организационную структуру, корпоративную культуру, и, наконец, повышает цифровую зрелость предприятия [1].
Осуществление данного процесса является сложной, комплексной задачей как для руководства, так и для персонала предприятий. Таким образом, чрезвычайно важным становится учет теоретико-методологического аспекта цифровой трансформации предприятия. В настоящее время все более востребованным является архитектурный подход к вопросам как трансформации бизнес-процессов вообще, так и цифровой трансформации бизнес-процессов предприятия в частности, так как он позволяет согласовывать и интегрировать многообразную предпринимательскую и управленческую деятельность предприятия, например, изменение бизнес-процессов, создание новых рынков сбыта, использование определенного ПО, обновление инфраструктуры, совершенствование структуры управления, разработка стратегии [2].
Основная часть.
Существует множество определений архитектуры предприятия. Остановимся более подробно на некоторых из них. Однако, вначале необходимо выяснить, в чем заключается смысл данного термина.
Архитектура предприятия – способ организации его внутреннего устройства, позволяющий структурировать элементы, из которых, собственно, и состоит предприятие: бизнес-процессы, структура управления, персонал, коммуникация, информация, целевые ориентиры, задачи, распоряжения. До недавнего времени структурированность элементов предприятия интерпретировалась экономистами и специалистами в области автоматизации и цифровизации предприятия исключительно с точки зрения его бизнес-процессов или ввода в эксплуатацию программного обеспечения (ПО) типа CRM, ERP, BPMS, HRM, ECM [3].
Архитектурная парадигма предприятия позволяет изменить взгляд на структурированность его компонентов. Согласно подобной модели деятельности необходимо, чтобы целевые ориентиры предприятия соответствовали запланированному объему производства товаров или услуг, выпускаемая продукция демонстрировала предпочтения ее потребителей, клиенты или потребители коммуницировали с предприятием через оптимальные для них каналы передачи и приема информации, каналы коммуникации обеспечивались бизнес-процессами, бизнес-процессы поддерживались ИТ-системами, которым, в свою очередь требуется ИТ-инфраструктура, после чего ИТ-системы интегрируются с автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУ ТП) [4].
Затем АСУ ТП трансформируются в сеть IoT-устройств (англ. internet of things), являющихся, по сути, устройствами различной сложности, объединенными в беспроводные сети и обменивающимися информацией для решения какой-либо задачи [5]. Таким образом, все элементы структуры предприятия координируются между собой на основе архитектурного подхода к его деятельности, что отражено на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура предприятия на основе архитектурного подхода к его деятельности. Составлено автором по материалам статьи В.Рудя и В. Ананьева «Архитектура цифрового предприятия» [4].
Существует несколько трактовок данного термина, акцентирующих различные стороны этого многоаспектного понятия. Рассмотрим некоторые из них.
Одним из самых известных и часто употребляемых является определение архитектуры предприятия, созданное IEEE (Институтом инженеров электротехники и электроники, англ. Institute of Electrical and Electronics Engineers) - некоммерческой инженерной ассоциацией (США), объединяющей более 400 тысяч членов из 170 стран, в том числе более 100 тысяч студентов, разрабатывающей широко используемые в мире стандарты в области радиоэлектроники, электротехники и аппаратного обеспечения вычислительных систем и сетей. IEEE публикует треть мировой технической литературы, в которой исследуются проблемы использования радиоэлектроники, компьютеров, систем управления в различных сферах экономики и техники.
Необходимо отметить, что до последнего времени понятие архитектуры соотносилось преимущественно с так называемыми аппаратными средствами, под которыми понимались (и понимаются) компьютерные комплектующие, «железо» (англ. «hardware»), т.е. электронные и механические компоненты компьютера, составляющие систему или сеть, но не включающие ПО и данные (информацию, обрабатываемую и сохраняемую вычислительной системой). Упомянутое выше определение архитектуры предприятия содержится в IEEE 1471 - стандарте для описания архитектуры программно-интенсивной системы (архитектуры системы с обширным ПО, архитектуры ПО, системной архитектуры), которая имеет и другое название – программная архитектура. Указанный стандарт был разработан в 2001 году для того, чтобы особо отметить возросшее значение ПО в современных системах, в том числе таких, как предприятия. В 2011 году данный стандарт был заменен на другой - ISO/IEC/IEEE 42010 - «Системная и программная инженерия. Описание архитектуры» [6].
Таким образом, согласно ISO/IEC/IEEE 42010 (IEEE 1471) архитектура предприятия – это совокупность всех его элементов, их связи и коммуникации между собой и с внешней средой, и кроме того, оснований, на которых осуществляется разработка, формирование, развитие и взаимодействий этих элементов – концепций, планов, управленческих решений в различных формах. Необходимо сделать уточнение по поводу элементов предприятия. В данном случае имеются в виду не только структурные элементы предприятия, такие, как департаменты, отделы, ИТ-системы, базы данных, машины, оборудование, конвейеры, офисные помещения, здания и сооружения, но и его поведенческие компоненты. К поведенческим компонентам относятся:
- действия руководства и персонала предприятия, включающие мотивацию таких действий, принципы их функционирования, ограничения и ключевые показатели эффективности (KPI);
- функционирование элементов структуры предприятия, обладающих «поведенческими» особенностями – людей (членов коллектива), сотрудников отделов предприятия, участников смежных производств, совершающих точные последовательности действий (процессы) [4].
Далее рассмотрим определение архитектуры предприятия, содержащееся в акте Реформы управления ИТ Клингера - Коэна, принятого конгрессом США в 1996 году.
Согласно формулировке Клингера-Коэна архитектура предприятия это комплексная модель, интегрирующая различные аспекты его деятельности – стратегическое планирование, структурные изменения, управление данными и информационной безопасностью, технологические и операционные факторы функционирования [7].
Необходимо отметить, что архитектура предприятия не является совокупностью его фиксированных параметров, так как процедуры по регулированию и оптимизации функционирования любой организации и ее структурных подразделений проводятся в непрерывном режиме.
Как отмечалось выше, сколько-нибудь масштабная трансформация бизнес-процессов предприятия возможна только на основе внедрения цифровых и ИКТ технологий. Следовательно, необходимо сформулировать определение ИТ-архитектуры предприятия, которая представляет собой один из элементов общей архитектуры предприятия.
ИТ-архитектура включает преимущественно ПО, прикладные ИТ- системы, а также обеспечивающую их инфраструктуру. При ее создании необходимо решать специализированные вопросы, касающиеся их наиболее оптимального функционирования: какое ПО (приложения) следует интегрировать в систему предприятия и с каким функционалом (сервисы, микросервисы); какие выбрать протоколы интеграции приложений; какой применить архитектурный тип; на каких устройствах устанавливать элементы приложений и какие из них целесообразно перенести в облако и т.д [8].
Архитектура предприятия - это комплекс методов, обеспечивающих структурированность различных ее компонентов: бизнес-процессов, персонала, производственной, непроизводственной и информационной инфраструктуры, баз данных, целевых ориентиров, приоритетов деятельности.
Также архитектуру предприятия можно охарактеризовать как разработку проектов, дающую определенный результат-графическое описание структуры организации, функционирование, взаимодействие и взаимосвязи ее компонентов: информационных, организационных, технологических. Архитектура предприятия включает в себя компоненты, имеющие различное сущностное содержание, которые могут быть сгруппированы следующим образом:
- компоненты структуры - департаменты, группы, отделы, управления, службы, цеха, ИТ-системы, базы данных, станки, конвейеры, склады;
- бихевиористические компоненты - деятельность участников коммуникации в компании (руководителей, персонала, департаментов, отделов, связанных структур), функционирующих посредством выполнения конкретных действий в установленной последовательности при совершении определенных процессов;
- пассивные компоненты - документы, базы данных, цифровые копии физических объектов или процессов;
- компоненты стимулирования и целевые установки: определение целей, формулировка задач и принципов, юридические нормы и законодательные акты, драйверы бизнеса (например, импортозамещение, цифровизация, автоматизация) [9].
Важным элементом архитектуры организации выступает архитектурное решение – это, по сути, управленческое решение, на основе которого на предприятии могут появляться определенные компоненты архитектуры, например, целевая установка, департамент, задача, механизм, поток данных и т.д. с некоторым набором характеристик и системой взаимосвязей. оптимальная архитектура предприятия-это перечень архитектурных решений, являющихся практически функционирующими его компонентами, в частности, различными сервисами, альянсами, операциями, устройствами, установками и т. д. при этом, они организованы с учетом обеспечения эффективности его работы и гибкости бизнес-процессов. таким образом, оптимальная архитектура (в том числе ит-архитектура) обеспечивает высокую степень организованности предприятия, способствующую постановке и решению различных целевых ориентиров и задач. другими словами, эффективная архитектура предприятия повышает его адаптивность к изменяющейся, часто агрессивной внешней среде [10].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о соотношении стратегии предприятия в общем смысле и его архитектуры. Стратегия развития (в том числе цифровой трансформации) предприятия это средство преобразования его архитектуры. Существует мнение, что разработка СЦТ наиболее актуальна для цифровых организаций, имеющих некоторые особенности по сравнению с традиционным предприятием, недостаточно ориентированным на автоматизацию, цифровизацию и цифровую трансформацию (ЦТ) [11].
В цифровой организации информационные технологии и базы данных играют определяющую роль, т.е. являются средством производства наряду с людьми, землей и капиталом. Кроме этого, информационные технологии приобретают абсолютно иные качества благодаря таким тенденциям, как создание платформенного программного обеспечения, микросервисов и обработки больших данных. Работа предприятия на принципах информатизации, цифровизации и ЦТ приводит к нескольким важным преобразованиям:
- ликвидация ручного труда в бизнес-процессах предприятия;
- перенесение операционных решений в слой искусственного интеллекта. Слой - это множество архитектурных элементов, являющихся частями некоторых систем (например, системы «Предприятие»), акцентирующих его целостность и принадлежность к системе более высокого уровня [12];
- формирование слоя API, дающее возможность входа в базы данных организации и встраивания в ее экосистему. API-совокупность терминов, формулировок и документов, помогающих обмениваться информацией между двумя участками программного обеспечения (например, сервером и пользователем) [13];
- создание цифровых двойников всех объектов, существующих в реальной действительности для постоянного накопления информации по всем характеристикам деятельности людей, протекания процессов, функционирования приборов, аппаратов и другого оборудования (цифровых следов) с возможностью интерпретировать входящую информацию онлайн;
- формирование слоя сервисов, улучшающих доступ к продуктам предприятия [14].
Отличительной чертой СЦТ является обязательность организации мониторинга и анализа всех компонентов архитектуры предприятия, сосредоточенных в рамках разрабатывающейся СЦТ и консолидация их в рамках цифрового прототипа, содержащего цифровые копии, оцифрованные коммуникации и траектории воздействия. Критерии, которым должна удовлетворять СЦТ предприятия с учетом его архитектуры могут быть следующими:
- эффективность СЦТ должна соотноситься с информацией, исходя из которой она оценивается и верифицироваться в режиме реального времени;
- компоненты слоя процессов следует полностью освободить от ручных операций на всех этапах деятельности. С управленческой точки зрения процесс - это какие-либо регламентированные действия, направленные на получение конкретного результата. Следовательно, можно считать, что «слой процессов» - это, собственно, совокупность бизнес-процессов предприятия [15].
- любая деятельность и ее последствия должны быть зафиксированы в цифровом пространстве с учетом требований к качеству продуктов, являющихся ее результатом;
- внедрение каждой информационной системы или цифровой технологии требует обеспечения их взаимосвязей и коммуникаций с широким кругом участников бизнес-процессов предприятия [16].
Такие значимые преобразования архитектуры предприятия, а значит, и его деятельности не могут происходить скачкообразно. Как правило, подобные изменения занимают значительное время и продолжаются в течение всего времени существования этого предприятия. Следовательно, разработчики СЦТ должны сосредоточиться в первую очередь на циклах трансформации, так как это дает возможность думать масштабно, и в то же время осуществлять небольшие изменения для достижения генеральной цели.
Именно поэтому целесообразно рассматривать не только слои и компоненты архитектуры предприятия, но и взаимодействие и взаимовлияние слоев. Следовательно, эффективность стратегии, разработанной на бумаге, стремится к нулю, т.к. она не дает возможности контролировать переход целей в задачи, задач в приказы и распоряжения и анализировать воздействие внедрения цифровых и информационных технологий на результативность работы компании, а также устанавливать соотношения между различными разделами стратегии. При цифровом подходе к разработке СЦТ для каждого компонента архитектуры предприятия формируется цифровой двойник, позволяющий контролировать историю его изменений, связей и взаимовлияний. Например, изменение цели приводит к корректировке показателей, трансформация показателей вызывает возникновение новых функций, появление функций требует дополнительных ресурсов, при возникновении нового ресурса сразу просматривается перспектива его использования [17].
В цифровой экономике основополагающими бизнес-способностями организаций, прошедших ЦТ, будут гибкость и скорость реакции на изменения. Эти характеристики дают возможность формировать архитектуру и стратегию организации, а также осуществлять их мониторинг в едином информационном поле, применяя для этого общий подход. Такое информационное поле (пространство) реализуется в концепции цифрового репозитория как средства обеспечения целостного архитектурного и стратегического проектирования. Цифровой репозиторий включает в себя изложение стратегии, являясь в то же время отражением ее выполнения. Варианты реализации стратегии непрерывно прорабатываются в репозитории в режиме онлайн, что способствует обнаружению несоответствий в проектировании архитектуры и СЦТ предприятия. Также репозиторий содержит цифровые двойники всех компонентов и слоев архитектуры предприятия. Кроме того, репозиторий дополняется поясняющими диаграммами, в частности, каталогом намеченных операций, процедур, процессов, мероприятий (например, диаграммой Ганта). Показателем оптимальности при разработке СЦТ является отсутствие документов, создаваемых в программах WORD и EXCEL, так как предполагается, что эта работа будет проводиться в едином информационном пространстве, обладающем такими свойствами, как согласованность и целостность, с сохранением истории изменений [18].
В то же время, целесообразно выявить задачи и способы их решения, цели и средства их достижения еще на этапе создания СЦТ, что позволит прогнозировать результат ее реализации. Необходимо также оценить, приведут ли цифровые проекты, реализуемые в процессе осуществления СЦТ, к фундаментальным, трансформационным преобразованиям.
Представляется, что планирование ЦТ предприятия должно предваряться решением следующих важных вопросов: в чем суть ЦТ, каковы методы ее измерения и как найти правильную точку зрения на предстоящие трансформационные изменения. Результативная СЦТ должна строиться исходя из той ценности, которую она приносит конечному пользователю или клиенту. В результате реализации СЦТ конкретный потребитель должен достичь стоящих перед ним целей, решить определенные задачи с минимальными затратами в приемлемые сроки [19].
Одной из главных задач ЦТ, позволяющих осуществлять клиентоориентированный подход к ее реализации является формирование цифровых платформ. В научном обороте и существующей нормативно-правовой базе термин «цифровая платформа» не имеет точного определения, так как на современном этапе он рассматривается специалистами в области ЦТ и информационно-коммуникационных технологий в различных аспектах: инновационно-технологическом, организационном, инфраструктурном, социально-экономическом, информационном, финансовом, правовом. Понятие цифровой платформы является фундаментом для формирования теории ЦТ [20].
Рассмотрим некоторые варианты определений цифровой платформы. Необходимо отметить, что большинство из них сформулированы западными учеными, специалистами, экономическими, политическими и общественными организациями. Например:
- совокупность способов, методов и инструментов, позволяющая использовать цифровые технологии, процессы, ресурсы и сервисы множеству участников цифровой экосистемы и создающая условия их непрерывной коммуникации [21];
- предпринимательский процесс, связывающий производителей и потребителей, внешних по отношению к цифровой платформе посредством коллективного использования инфраструктуры данного взаимодействия и определения координирующих его параметров [22];
- автоматизированная информационная система особого класса, позволяющая широкому кругу лиц обращаться к ней в интернет-пространстве и решать технологические или функциональные задачи в автоматизированном режиме. В основном с помощью цифровых платформ решаются такие задачи, как получение образования и знаний, поиск работы, обмен видеоконтентом, предложение и покупка товаров и услуг [23].
Цифровая платформа чаще всего разрабатывается в ходе реализации проекта ЦТ, создающего ключевые изменения, которые благоприятно влияют на огромное множество людей и создают основу цифровой экономики.
СЦТ предполагает обдуманное, сознательное и координируемое продвижение к определенным целям. Ее значение состоит в том, чтобы, применяя комплексный и структурный подход, стремиться к существенному усовершенствованию в различных видах и сферах деятельности различных экономических субъектов, что позволяет повысить уровень и качество жизни людей. Именно платформенные решения позволяют получить подобные улучшения. Как правило, качественные СЦТ в своей основе содержат универсальные вопросы, ответы на которые, собственно, и необходимы для их создания, как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли, региона и государства. Говоря о предприятиях, необходимо отметить, что они различаются по степени цифровой зрелости бизнес-процессов, системам менеджмента, вовлеченности персонала и руководства в изменения. При высоком уровне этих характеристик СЦТ будет более эффективной и ее создание пройдет гораздо быстрее [14].
Рассмотрим основные критерии зрелости управления организацией, которая начинает ЦТ и руководство которой принимает решение о разработке СЦТ. Соответствие данным критериям чрезвычайно важно для организации, так как его отсутствие приведет к возникновению рисков при внедрении ЦТ и сделает невозможной разработку эффективной СЦТ. Базовые критерии для осуществления управления предприятием или организацией могут быть разделены на следующие группы.
1. Процессное управление:
- имеется список процессов, содержащий документы, регламентирующие этапы процесса;
- выделены основные, вспомогательные, поддерживающие процессы и процессы развития;
- для любого процесса установлены поставщики и потребители продукции, услуг, информации, предусмотрены входы, выходы и этапы процесса;
- определены процессы, которые будут вовлечены в разработку СЦТ.
2. Проектное управление:
- составлен список проектов, включающий информацию об их руководителях, сроках выполнения, размерах финансирования, приоритетах, текущем этапе предполагаемых результатах;
- существует информационная система, созданная для управления проектами;
- постоянно обновляется статус проектов.
3. Системный менеджмент:
- представлена модель управления (структура, задачи, цели, полномочия);
- присутствует цикл Деминга-Шухарта (установленный порядок планирования, выполнения планов, его контроля, оценки, корректирующей деятельности).
4. Управление изменениями:
- изменения систематически фиксируются в специализированном формате;
- выполнение определенных требований при внесении и реализации изменений;
- по мере необходимости просчитывается подготовленность предприятия к изменениям (на основе опросов персонала);
- проводится непрерывный мониторинг изменений и их воздействие на деятельность предприятия [24].
Заключение.
В качестве вывода из всего вышесказанного сформулируем несколько вопросов, на которые должен в первую очередь ответить руководитель, принявший решение проводить ЦТ предприятия на основе разработки стратегии. При этом СЦТ должна задавать достаточно высокие критерии, но в то же время быть выполнимой и принимать во внимание внутреннее состояние и внешнее положение предприятия.
Кроме того, необходимо отметить несколько важнейших требований, которые должны быть выполнены для успешной разработки СЦТ организации:
- оценить актуальную ситуацию: выявить стейкхолдеров, охарактеризовать продукты и процессы, проанализировать состояние материальной и информационной инфраструктуры предприятия, изучить нормативно-правовые акты, определяющие рамочные условия ЦТ;
- определить «высоту планки» трансформационных изменений: их критерии, предполагаемый результат внедрения СЦТ, тенденции совершенствования сервисов и технологий, степень повышения качества жизни граждан;
- создать коллектив разработчиков СЦТ, имеющих сходные взгляды на проблемы ЦТ и разработку СЦТ, достаточные компетенции в сфере ЦТ и стратегического менеджмента, а также придерживающихся клиентоцентричного подхода;
- сформировать систему ключевых индикаторов для анализа глубины ЦТ: сокращение сроков исполнения работ и предоставления услуг, повышение их качества, снижение в несколько раз затрат на единицу продукции (услуг), рост в десятки раз численности клиентов, сокращение количества операций при производстве товаров и оказании услуг, увеличение материального благосостояния и качества жизни граждан;
- провести анализ рисков внедрения СЦТ: рассмотрение нежелательных сценариев реализации, составление матрицы рисков по двум критериям-вероятности наступления события и по степени значимости опасности для реализации стратегии;
- написать стратегию: сформулировать ее полезность и важность, выявить стейкхолдеров, проанализировать современное состояние предприятия, определить целевую модель и варианты решений, найти ресурсы для реализации СЦТ;
- осуществить трансформацию корпоративной культуры: анализ готовности персонала к изменениям, оценить разрыв между существующим уровнем корпоративной культуры и необходимым для начала внедрения СЦТ, вынесение подразделения разработчиков СЦТ в независимую организационную единицу;
- разработать дорожную карту реализации СЦТ: сравнение разных по глубине изменений сценариев, выбор сценария для реализации, расчет времени, необходимого для достижения целей, выявление важных рисков реализации, планирование ресурсов и оценка бюджета СЦТ.
Цифровая трансформация-непрерывный процесс продвижения вперед, инструментом которого является стратегия. СЦТ основывается на осмыслении современного состояния предприятия и прогнозировании будущего. Актуальными являются эффективные и реализуемые СЦТ, разработанные на базе архитектурного подхода.
В современных условиях стратегирование затруднено в связи с нестабильностью экономической и политической ситуации. Тем не менее, перед отечественными организациями и предприятиями стоит задача успешного внедрения ЦТ, что будет способствовать согласованной работе их персонала в соответствии с поставленными целями на основе объективных показателей. СЦТ формируется исходя из базы данных, которые позволяют ставить перед организацией масштабные цели, являющиеся в то же время актуальными и важными.
В течении ближайшего десятилетия ЦТ государственного и регионального управления, отраслей, и, собственно, предприятий и организаций будет играть основополагающую роль в развитии экономики. Следовательно, необходимо, чтобы цели ЦТ были точно сформулированы, согласованы с целями федеральных документов и конкретизированы с учетом специфики отраслей, регионов и предприятий. Именно разработка СЦТ может выявить трудности и перспективы отраслей, регионов, организаций и внести серьезные качественные изменения в их развитие.
Страница обновлена: 01.04.2025 в 10:51:57