The impact of digital booking technologies used in the hospitality industry on labor efficiency

Reznikova O.S.1, Se Yatszin1, Sklyarenko M.A.2
1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
2 Институт «Таврическая академия» ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (April 2025)

Citation:

Abstract:
Digitalization is modernizing the hospitality industry at the level of optimizing business processes. Digital technologies are forming a new way of interacting with a guest, which is referred to by marketers as "digital", that is, the combination of digital and physical experience. Digitalization tools make it possible to fully implement the principle of omnichannel in the design of service support. Most businesses are implementing digital solutions to optimize the booking process and handle guest feedback. The widespread use of basic digital booking technologies in hotels is confirmed by cooperation with aggregator sites, the ability to submit a request on the site, the availability of a booking module on the site, etc. This trend is mostly created by the consumer of hotel services, who is in a digital environment and orders services through online services. The authors present the characteristics of digital booking technologies and the classification of digital booking technologies in terms of types of platforms, destination functions and the degree of third-party interaction with others. The article describes innovative digital booking technologies according to the Marketing 6.0 concept according to the intended purpose for booking and the possibilities of use. The article shows and analyzes the classification of mobile booking. Since digital booking technologies are actively being implemented by the hospitality industry, it is important to understand their main characteristics and principles of operation. In addition, there is a need to divide into categories in order to create an orderly system of hospitality enterprises. The article focuses on the possibilities of optimizing the business processes of the enterprise through digital booking technologies. The authors develop a classification of digital booking technologies. The authors chose a business process such as booking, since this process is more susceptible to the influence of digitalization.

Keywords: classification, digital booking, digitalization, digital technology, booking, aggregator website, service sector, labor efficiency

JEL-classification: O31, O32, O33



Введение

Цифровая трансформация предполагает формирование единого информационного пространства, которое должно обеспечить потребности всех участников туристской деятельности в получении качественной и достоверной информации [1].

Интерес к цифровизации в гостиничной индустрии возрастает как среди исследователей, так и среди практиков отрасли. Согласно исследованию «Skift» в 2024 году 92% руководителей туристических компаний и гостиничного бизнеса, подтвердили, что цифровая трансформация важна для общей стратегии и успеха их бизнеса [1].

А.В. Бабкин, Е.В. Шкарупета, исследуя тенденции развития «Индустрии 6.0» в России, выявили, большое количество публикаций на портале «Dimensions» Данная категория находится на третьем месте по популярности после информационных и вычислительных наук и инженерного дела [2].

Сейчас во многих регионах России ведется работа по активному формированию туристских платформ [4].

Экосистема для эффективного управления отелем «TeamJet» провела опрос, с целью оценки уровня цифровизации гостиниц, аргументируя актуальность темы отсутствием специализированных исследований, посвященных цифровизации гостиниц, которые бы описывали результаты экспертов-практиков. В ходе исследования было выявлено, что 74% гостиниц используют цифровые технологии в бизнес-процессах [2].

Цифровые инструменты, по мнению специалистов области, в большей степени позволяют решать следующие ключевые задачи:

1. Собирают данные об управлении отелем.

2. Положительно влияют на качество обслуживания гостей.

3. Повышают скорость обслуживания гостей.

4. Оптимизируют процесс выполнения рабочих задач.

Участники процесса, предоставления услуг сферы сервиса готовы впоследствии внедрять инновационные технологии, связанные с искусственным интеллектом, роботизации, интернетом вещей.

Литературный обзор

Вопросы развития цифровизации сферы сервиса, гостиничной отрасли изучаются многими исследователями, авторы анализировали это в своих работах, а именно: А.В. Бабкина, Е.В. Шкарупеты [2], П.А. Михайлова [3], Котлер Ф. [8], Оборин М.С. [10], Цёхла С.Ю. [12], Чуваткин П.П. [14] и др., для дополнения классификации авторы обратились к работам С. Сан, Р. Лоу, С. Хён [17]. В своих трудах Мурило М.Ж. описывает интернет вещей и интернет людей [15], Пилкингтон М. – описывает технологии блокчейн [16], Стадлер Г. – технологии больших данных [18]. Кроме того, были проанализированы официальные сайты компаний по внедрению цифровых технологий в гостиницы.

С.В. Калашникова, А.Р. Кумпилова, С.К. Хамирзова, Э.А. Хачемизова пишут, что «Предприятия сферы гостеприимства и туризма сегодня выступают в качестве драйверов цифровизации, связанной с оказанием услуг, привлечением внимания целевых групп, продвижением, они активно вовлекаются в использование цифровых инновационных технологий» [7].

По мнению Богомазовой И.В., Аноприевой Е.В., Климовой Т.Б. «произошел существенный рост запросов путешественников с мобильных устройств» [5].

Вострова Е.И. считает, что «Вселенная цифровых путешествий в тесной связи с технологиями предоставляет новые возможности для взаимодействия индивидов» [6].

К.К. Левченко в туристском секторе в своем труде описывает, что «…активно используются инструментальные цифровые платформы для организации системы коммуникации между поставщиками туристских услуг и потребителями и продажи услуг в режиме онлайн; прикладные цифровые платформы, представленные электронными системами бронирования» [9].

Научный пробел

Цифровая экономика трансформирует гостиничную отрасль. Основными тенденциями являются направления цифровых технологий: большие данные, интернет вещей, интегрированные мобильные приложения в отеле, автоматизированные системы управления.

Проблематика темы состоит в том, что существует большое количество цифровых технологий в гостиничном сегменте, но в научном пространстве они не имеют четкой структуры, классификации.

Целью данного исследования является исследование основных технологий цифрового бронирования и разработка их упорядоченной структуры для оптимизации эффективной работы предприятий сферы гостеприимства.

Научная новизна исследования:

- разработана и апробирована классификационная схема технологий цифрового бронирования для предприятий индустрии гостеприимства используется в практической деятельности в Республике Крым.

Авторская гипотеза

Заключается в обеспечении роста прибыли, большей конкурентоспособности и повышению эффективности труда предприятий индустрии гостеприимства с учетом глубины использования классификации технологий цифрового бронирования для гостиничных предприятий, c использованием характеристик цифровых технологий бронирования в условиях цифровизации.

Методология

Предоставляемая методология учитывается и согласована в рамках цели исследования на примере сферы сервиса: индустрии гостеприимства. Инструментарии необходимы для решения проблем бронирования гостей предприятий индустрии гостеприимства.

Методы, применяемые для изучения технологий цифрового бронирования использовались такие как: методы синтеза и анализа, метод индукции, системный анализ, процессный метод, факторный анализ.

Основная часть

Согласно аналитике для отелей в дашборде «TravelLine» за последние 12 месяцев популярными каналами для бронирования являются модуль бронирования на сайте, доля инструмента составляет 45%, выше популярность ОТА, и составляет 55%. Популярными сайтами агрегаторами являются «Яндекс.Путешествия», «Ostrovok.ru», «Bronevic.com». Чаще всего гости бронируют через мобильный телефон (59%), 42% броней совершено через персональный компьютер или ноутбук [3].

Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) регламентирует понятие «бронирование» закрепление за потребителем номера (места в номере) в гостинице на условиях, определенных заявкой заказчика или потребителя и подтверждением этой заявки со стороны исполнителя» [11].

Цифровые бронирование связано с использованием IT-технологиями [13].

Технологии цифрового бронирования в гостинице - технологии, реализующие процесс бронирования и резервирования посредством электронных платформ с использованием сети интернет.

Для формирования классификации (рис. 1) были выделены следующие категории: вид платформы, функциональное назначение, степень взаимодействия со сторонними каналами, тип интегрированного взаимодействия.

Категория вид платформы сформирован на основе определения, предложенного А.В. Бабкиным, П.А. Михайловым, трактуют: «…Цифровая платформа – это особая площадка в рамках единой информационной среды, взаимодействия между ними путем применения цифровых технологий работы с данными…» [3].

Рисунок 1 - Классификация технологий цифрового бронирования

Источник: составлено авторами

На основе трактовки «цифровая платформа» авторы предлагают следующее разделение по категории: веб-сайт, модуль бронирования на сайте, мессенджер, социальная сеть, сайт-агрегатор (ОТА), мобильное приложение.

В таблице 1 приведена основная характеристика данных технологий.

Таблица 1 - Характеристика цифровых технологий бронирования

Наименование цифровой платформы
Функциональное назначение в цифровом бронировании
Пример использования в бронировании
Веб-сайт
Самостоятельное бронирование через модуль бронирования: выбор категории номера, периода проживания, внесение предоплаты.
Информирование гостей о доступности номеров, оказываемых услугах, предоставление информации о других каналах бронирования (мессенджер, номер телефона отдела бронирования и т.д.).
Бронирование через модуль бронирования «TravelLine».
Мессенджер
Информирование гостей о наличии свободных номеров, ценовом предложении; бронирование номера прямо через приложение [4].
Бронирование номера в чате приложения «WhatsApp».
Сайт-агрегатор (ОТА)
Онлайн-платформы, которые позволяют пользователям найти, сравнить и забронировать номера в различных гостиницах.
Бронирование через платформу «Яндекс.Путешествия».
Мобильное приложение
Бронирование и резервирование, выбор услуг через мобильное приложение сайта-агрегатора или специализированного мобильного приложения конкретной гостиницы.
Бронирование через приложение «ApeironSpace 4*».
Источник: составлено авторами

Выше был отмечен факт роста бронирований через мобильные устройства по сравнению с персональным компьютером. В связи с этим автор считает важным выделить классификацию категорий бронирований через мобильные устройства, предложенные С. Сан, Р. Лоу, С. Хён [17] (рис. 2).

Мобильное бронирование отелей можно разделить на четыре неиерархические, но взаимосвязанные категории. Данная категоризация показывает, что в контексте мобильного бронирования отелей у потребителей могут быть разные потребности на каждом этапе процесса, что отражает переход от иерархических к неиерархическим взаимосвязанным потребностям.

Рисунок 2 - Классификация мобильного бронирования

Источник: составлено авторами по данным: [17]

Когда потребитель бронирует гостиницу, он анализирует информацию об отелях, а также одновременно общается с другими гостиницами и взаимодействует с другими гостями. Таким образом, взаимодействие существует одновременно с общением в контексте мобильного бронирования отелей [17].

Технологии внутренних бизнес-процессов, гостиничного предприятия, которые оптимизируют бронирование: автоматизированная система управления отелем (АСУ), CRM-система образуют категорию: функциональное назначение.

АСУ представляет собой комплекс программных средств, с помощью которых управляют службами в гостиницах и отелях. Пакет программ помогает оптимизировать функциональные звенья системы предприятия и наладить слаженную работу между ними. Современные АСУ отличаются функционалом, который автоматизирует бронирование: гости, планирующие остановиться в отеле, подают заявку через интернет, без разговора с администратором [5].

АСУ является первым и основным источником информации о доступности номера: актуальность доступности номерного фонда контролируют сотрудники гостиницы, информация интегрируется с CRM-системой, сайтом-агрегатором, модулем бронирования на сайте.

CRM для гостиниц - система, позволяющая автоматизировать процессы, что способствует качеству обслуживания клиентов и скорости обработки, производить мониторинг загрузки номерного фонда. Внедрение системы позволяет: создать единый центр управления для разных каналов коммуникации [6].

Например, наладить коммуникацию с гостем позволяет «CRM-форма» - это инструмент для получения информации от клиентов [7].

После CRM-форма попадает в систему и сотрудник, отвечающий за бронирование, принимает и регистрирует заявку, продолжает общение с гостем через CRM-телефонию или мессенджер. Таким образом, CRM-системы ускоряют процесс прямого цифрового бронирования. По степени взаимодействия со сторонними каналами выделяют: CRS и GDS.

CRS собирает информацию в базах данных о вариантах бронирования, тарифах и наличии мест на поездах, автобусах, самолётах, паромах, в отелях, круизах, при аренде автомобилей, в туристических пакетах, билетах всех видов и других продуктах. Данные об отелях поступают из баз данных отелей в компьютерные системы бронирования. База данных связана с различными поставщиками услуг, через которых запросы соответствующих туристических агентств (например, онлайн-турагентов (OTA)) передаются и согласовываются с поставщиками услуг [8].

CRS предлагает подключения не только к этим партнёрам, но и к самим гостям через онлайн-агентства путешествий, метапоисковые сайты и прямой механизм бронирования. GDS - это глобальные базы данных, которые управляют глобальными данными о бронировании.

В гостиничной индустрии GDS выступает в качестве посредника между туристическим агентством и центральной системой бронирования (CRS) отеля, демонстрируя доступные номера и тарифы, чтобы агенты могли покупать билеты и бронировать номера от имени путешественников [9].

Концепция «Маркетинг 6.0», которая является частью фундаментальных исследований «Индустрии 6.0», рассматривает технические инструменты реализации концепции: интернет вещей, искусственный интеллект, пространственные вычисления, дополненная и виртуальная реальность, блокчейн [8].

На основании изучения данных инструментов и анализа ответов на вопросы об инновационных технологиях в опросе «TeamJet», автор выделил классификационную категорию. В таблице 2 представлена характеристика технологий в контексте трансформации процесса бронирования в гостинице.

Таблица 2 - Характеристика инновационных технологий цифрового бронирования согласно концепции «Маркетинг 6.0»

Наименование технического инструмента
Целевое назначение для бронирования
Возможности использования
Интернет вещей
Сбор данных
IoT-технологии упрощают процесс бронирования, подбирают оптимальные варианты для гостей по номерам и услугам, а также обрабатывают отмены брони и возврат денег клиентам в случае отказов.
Искусственный интеллект
Обработка данных
Использование чат-ботов. Они быстро отвечают на часто задаваемые вопросы гостей, помогают с бронированием, изменением или отменой бронирования.
Пространственные вычисления
Моделирование опыта
«Datalytica» предлагает решения аналитики данных для гостиничной отрасли, например, настройка динамического ценообразования на основе больших данных.
Блокчейн
Создание инфраструктуры
«Concierge.io» используют блокчейн NEO в качестве основы для платформы бронирования отелей без комиссии.
Источник: составлено авторами

Популярность данных инструментов на современном этапе невысока, однако данные технологии требуют внимания, поскольку развитие «индустрии 5.0» и «индустрии 6.0» сделает технологии блокчейна и интернета вещей важным конкурентным преимуществом гостиниц, какими являются на данный момент уже привычные инструменты бронирования через модуль бронирования или сайт-агрегатор.

Заключение. Применение технологий цифрового бронирования является важным фактором конкурентоспособности гостиничного предприятия, поскольку цифровизация сферы услуг формирует новые потребительские предпочтения. Бронирование является первой коммуникацией гостя и гостиницы, как правило, первый этап взаимодействия является цифровым. Для внедрения цифровых технологий бронирования важно оценить решения по оптимизации, представленные на рынке услуг.

В ходе исследования авторы рассмотрели основные технологии цифрового бронирования в гостинице. Если оценивать категории «цифровая платформа», «функциональное назначение», то они применяются многими предприятиями. Технологии категории «степень взаимодействия со сторонними каналами» поддерживают взаимодействие цифровых экосистем в туризме. Однако технологии категории «согласно концепции маркетинг 6.0» не так активно используются предприятиями индустрии гостеприимства. Возможности инновационных технологий признаются практиками в индустрии гостеприимства. Разработчики формируют и реализуют цифровые решения для гостиниц на основе искусственного интеллекта, интернета вещей.

Для обеспечении роста прибыли, большей конкурентоспособности и повышению эффективности труда предприятий индустрии гостеприимства разработана и апробирована классификации технологий цифрового бронирования для гостиничных предприятий.

Важно не только внедрение цифровых технологий для бронирования, но и возможности их грамотной интеграции (если предприятие использует технологии цифрового бронирования разных категорий), а также оценки эффективности.

[1] The-2024-Travel-and-Hospitality-Tech-Innovation-Report-Skift-and-AWS-for-Travel-and-Hospitality.pdf [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skift.com/wp-content/uploads/2024/08/The-2024-Travel-and-Hospitality-Tech-Innovation-Report-Skift-and-AWS-for-Travel-and-Hospitality.pdf (дата обращения: 20.03.2025).

[2] Цифровизация российских отелей: исследование «TeamJet» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://secrets.tbank.ru/blogi-kompanij/cifrovizaciya-rossijskih-otelej/?internal_source=copypaste (дата обращения: 19.03.2025).

[3] Дашборд TravelLine: аналитика для отелей и график броней Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.travelline.ru/blog/dashboard/ (дата обращения: 18.03.2025).

[4] WhatsApp для бесшовного гостеприимства: От бронирования до выезда – Timelines AI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://timelines.ai/ru/whatsapp-for-seamless-hospitality-from-booking-to-check-out/ (дата обращения: 20.03.2025).

[5] АСУ гостиницы: функционал, достоинства и примеры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mba-sand.vercel.app/journal/asu-gostiniczy-nuzhny-li-avtomatizirovannye-sistemy-upravleniya-otelej (дата обращения: 15.03.2025).

[6] CRM для отелей и гостиниц: какие задачи решает, как внедрить систему и оценить эффективность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bitrix24.ru/journal/zachem-crm-sistema-otelyu-i-kak-ee-vnedrit/ (дата обращения: 16.03.2025).

[7] Что такое CRM-формы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://helpdesk.bitrix24.ru/open/17721222/ (дата обращения: 18.03.2025).

[8] Hotel Reservations System: An In-Depth Analysis | MaxiBooking [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://maxi-booking.com/blog/hotel-reservations-system-an-in-depth-analysis/ (дата обращения: 18.03.2025).

[9] What is a Hotel Global Distribution System (GDS)? What is a GDS & how can it help increase occupancy? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cloudbeds.com/articles/hotel-gds/ (дата обращения: 16.03.2025).


References:

Ashinova M.K., Prigoda L.V., Eshugova S.K., Kadakoeva G.V. (2023). Innovative ecosystem of the hospitality and tourism industry amidst digitalization. Creative Economy. 17 (10). 3659-3676. doi: 10.18334/ce.17.10.119229.

Babkin A. V., Mikhaylov P.A. (2023). Digital platforms in economy: concept, essence, classification. Vestnik Akademii znaniy. (1). 25-36.

Babkin A.V., Shkarupeta E.V. (2024). Industry 6.0: essence, trends and strategic opportunities for Russia. Ekonomika promyshlennosti. (17). 353-377.

Bogolyubov V.S., Bogolyubova S.A. (2023). The potential of using digital platforms in tourism. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. (4). 156-162. doi: 10.17513/vaael.2778.

Bogomazova I.V., Anoprieva E.V., Klimova T.B. (2019). Digital economy in the tourism and hospitality industry: trends and prospects. Service in Russia and abroad. (3). 34-47.

Chuvatkin P.P., Levchenko K.K. (2023). The role of digital technologies in increasing the innovation activity of tourism organizations. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. (2). 42-51.

Kalashnikova S.V., Kumpilova A.R., Khamirzova S.K., Khachemizova E.A. (2023). Innovative aspect of digitalization of the hospitality and tourism industry of the republic of adygea. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4). 13.

Karlova A.I., Plugar E.V., Polischuk E.A., Pochupaylo O.E., Reznikova O.S., Skorobogatova T.N., Stakhno N.D., Tsyokhla S.Yu. (2023). Managing the sustainable development of the tourism and hospitality industry in a digital environment

Kotler F., Ayven S., Khermavan K. (2024). Marketing 6.0. The future belongs to immersivity, the fusion of the digital and physical worlds

Levchenko K.K. (2023). Structural and functional model of the digital platform in tourism. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 13 (3-1). 285-293. doi: 10.34670/AR.2023.70.77.066.

Murillo M. J. (2015). From the Internet of Things to the Internet of People IEEE Internet Computing. (19). 40-47.

Oborin M.S. (2022). Digital transformation of the tourist space: the new features. Service and Tourism: Current Challenges. (1). 157-164.

Sun S., Low R., Hyun S. (2024). Exploration of Hotel Reservation Through Mobile Online Travel Agencies International Journal of Tourism Research. (4).

Vishnevskiy K.O., Gokhberg L.M., Dementev V.V. (2021). Digital technologies in the Russian economy

Vostrova E.I. (2022). Digital transformation of the tourist space: new opportunities. Obschestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. (1). 47-52.

Страница обновлена: 17.04.2025 в 11:18:45