Development of tourism in the Kyrgyz Republic as a part of the creative and experience economy: tax aspects

Khapizov A. A., Rasulova N.N.1, Mysakulova G.S.2, Orozonova A.A.2, Akmatova A.I.3, Amanbaeva Ch.Sh.4, Abdykasymov T.5
1 Международный университет инновационных технологий
2 Кыргызский Национальный Университет им. Ж. Баласагына
3 Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова
4 Адам университет
5 Кыргызский Национальный Университет им. Жусупа Баласагына

Journal paper

Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 1 (January-March 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the peculiarities of tourism development as an important component of the creative economy and the experience economy. The article analyzes key tax aspects related to the tourism industry, including the impact of tax policy on the stimulation of innovative and cultural projects and the development of small and medium-sized businesses in the tourism sector. Special attention is given to the issue of tax incentives for creative industries that contribute to creating unique experiences for tourists and increasing the economic contribution of the industry. The international experience and successful practices of tax regulation aimed at supporting the sustainable development of tourism and the preservation of cultural heritage are considered. The conclusions of the study emphasize the need to integrate tax incentives and subsidies into the creative tourism development strategy in order to increase regional competitiveness and attract investment. The article will be useful to experts in the field of taxation, tourism and creative industries, as well as researchers studying the experience economy.

Keywords: Keywords: tourism, creative economy, tax policy, tax incentives, incentives, investments, small and medium-sized business, economic development

JEL-classification: L83, Z32, Z38, H25, H71



Введение

Туризм в современном мире становится важным элементом креативной и впечатляющей экономики, играя ключевую роль в формировании устойчивого экономического роста, создании рабочих мест и продвижении культурного наследия. Концепция креативного туризма основана на предоставлении уникальных впечатлений, стимулирующих интерес туристов, способствующих развитию местных сообществ и интеграции инновационных подходов. Креативный туризм выходит за рамки традиционного осмотра достопримечательностей и предлагает туристам возможность участия в культурных, образовательных и развлекательных мероприятиях, создавая новые формы взаимодействия с местной культурой и историей. В Кыргызстане креативная экономика, в том числе туризм, приобретает все большее значение. Наличие уникальных природных ландшафтов, богатого культурного наследия и многовековых традиций делают страну привлекательной для развития различных форм туризма, таких как этнотуризм, экотуризм и гастрономический туризм. Интеграция элементов креативной экономики в туристическую отрасль позволяет не только повысить интерес туристов, но и способствовать более полному раскрытию потенциала местных сообществ. В этом контексте особого внимания заслуживают налоговые аспекты, которые оказывают существенное влияние на развитие туристической отрасли как части креативной экономики. Эффективная налоговая политика может стимулировать развитие инфраструктуры, привлекать инвестиции и поддерживать креативные проекты, связанные с туризмом. Использование налоговых льгот для туристических стартапов, культурных инициатив и креативных пространств является важным инструментом содействия росту этой отрасли. Для достижения заявленных целей исследования были использованы следующие методы: Анализ литературы и документов. В ходе работы были изучены научные публикации, статистические данные, государственные программы, связанные с развитием туризма и креативной экономики.

Обсуждение

В Кыргызской Республике туризм демонстрирует стабильный рост, несмотря на вызовы последних лет.

Рисунок 1. Динамика валового выпуска продукции в сфере туризма (2019–2023 гг.) млн. сомов [7]

Анализ показывает, что валовой выпуск в сфере туристической деятельности составил 69 998,1 млн. сомов в 2019 году, снизился до 40 538,3 млн. сомов в 2020 году под влиянием пандемии COVID-19, но уже в 2021 году вырос до 52 792,5 млн. сомов. В 2022 году этот показатель достиг 72 810,2 млн. сомов, а в 2023 году увеличился до 90 578,6 млн. сомов. Эти данные свидетельствуют о значительном потенциале для дальнейшего развития отрасли. Доля туризма в ВВП также показывает положительную динамику, несмотря на колебания.

Рисунок 2. Доля туристической деятельности ВВП Кыргызской Республике (2019–2023 гг.) млн. сомов [7]

Если в 2019 году она составляла 4,4%, то в 2020 году она снизилась до 2,9%, после чего начала постепенно восстанавливаться, достигнув в 2023 году 3,6%. При этом в сфере туризма наблюдаются существенные инвестиции в основной капитал: в 2019 году их объем составил 27 184,2 млн сомов, в 2020-2021 годах наблюдалось снижение до 13 653,9 млн и 12 914,9 млн сомов соответственно, но в последующие годы они стабилизировались на уровне 19 391,8 млн сомов (2022) и 16 874,5 млн сомов (2023).

Рисунок 3. Инвестиции в основной капитал в сферу туризма в Кыргызской Республике (2019–2023 гг.) млн. сомов [7]

Кроме того, важным показателем эффективности туристической отрасли является экспорт и импорт туристических услуг.

Рисунок 4. Динамика экспорта и импорта туристических услуг в Кыргызской Республике (2019–2023 гг.) млн. долларов США [7]

На рисунке видно, что экспорт туристических услуг увеличился с 613,1 млн. долларов США в 2019 году до 994,4 млн. долларов США в 2023 году, что свидетельствует о росте интереса к стране со стороны международных туристов. Импорт туристических услуг также показал динамику: после спада в 2020 году (78,7 млн. ​​долларов США) он стабилизировался на уровне 369,1 млн. долларов США в 2023 году.

Положительную динамику показывает и количество отдохнувших в стране.

Рисунок 5. Динамика численности отдыхающих и работающих в сфере туризма в Кыргызской Республике (2019–2023 гг.) тыс. человек [7]

Как показано на рисунке если в 2020 году в условиях пандемии COVID-19 оно сократилось до 463,9 тыс. человек, то в 2023 году достигло 2 864,2 тыс. человек, из них в организованном секторе отдохнули 1 805,2 тыс. человек, а в неорганизованном — 1 059,0 тыс. человек. Среднесписочная численность занятых в сфере туризма увеличилась с 7 204 человек в 2021 году до 9 953 человек в 2023 году, что свидетельствует о восстановлении и развитии отрасли.

Туризм в Кыргызской Республике демонстрирует устойчивое развитие. Количество организаций, предоставляющих туристические услуги, стабильно увеличивается.

Таблица 1. Число хозяйствующих субъектов в сфере туризма (2019–2023 гг.) [8]

2020
2021
2022
2023
2024
Всего
13 456
13 887
14 587
15 493
16 455
Гостиницы
1 361
1 403
1 439
1 489
1 547
Предприятия туризма и учреждения отдыха
1 084
1 123
1 151
1 205
1 233
Рестораны
6 248
6 497
6 876
7 460
8 139
Туристические агентства и туроператоры
4 648
4 742
5 000
5 218
5 412
Санаторно-курортные учреждения
92
99
98
98
101
Природные парки и заповедники
23
23
23
23
23

Анализ таблицы показывает, что в 2020 году их общее количество составило 13 456, а к 2024 году оно увеличится до 16 455. Среди них количество гостиниц увеличилось с 1 361 в 2020 году до 1 547 в 2024 году, предприятий туризма и отдыха — с 1 084 до 1 233, ресторанов — с 6 248 до 8 139. ​​Туристические агентства и туроператоры также показали рост: с 4648 в 2020 году до 5412 в 2024 году. Количество санаториев увеличилось с 92 в 2020 году до 101 в 2024 году, а количество природных парков и заповедников осталось стабильным на уровне 23.

Эти данные свидетельствуют о динамичном развитии инфраструктуры туристической отрасли, что создает благоприятные условия для привлечения туристов и повышения конкурентоспособности на международной арене.

Для реализации этого потенциала важно реализовать эффективную налоговую политику, которая будет поддерживать малый и средний бизнес, сохранять культурное наследие и привлекать инвестиции.

Рисунок 6. Динамика налоговых доходов в Кыргызской Республике (тыс. сом) [7]

Динамика показывает, что налоговые поступления в бюджет государства увеличились с 118 700 831,50 тыс. сомов в 2019 году до 298 552 998,10 тыс. сомов в 2023 году. Такой рост свидетельствует об увеличении экономической активности, в том числе в сфере туризма, что способствует увеличению доходов бюджета.

Туризм в современном мире становится важным элементом креативной экономики и экономики впечатлений, играя ключевую роль в формировании устойчивого экономического роста, создании рабочих мест и продвижении культурного наследия. Концепция креативного туризма основана на предоставлении уникальных впечатлений, стимулирующих интерес туристов, способствующих развитию местных сообществ и интеграции инновационных подходов.

Сектор креативной экономики Кыргызстана включает в себя 12 сфер деятельности и 20 отраслевых специализаций [5]. Среди наиболее развитых сфер: реклама (19,67%), издательское дело (16,41%), искусство (15,91%), архитектура (14,91%), компьютерные игры (12,28%), коммуникации (9,39%) и кинопроизводство (9,14%). Эти отрасли вносят активный вклад в экономику впечатлений [6].

В Кыргызской Республике креативная экономика получила значительный импульс благодаря принятию Закона «О Парке креативной индустрии» от 8 августа 2022 года № 88. Данный закон определяет правовой статус Парка креативной индустрий (ПТИ), особенности управления и порядок его функционирования. ПТИ — это особый правовой режим для предприятий креативной индустрии, стимулирующий их развитие за счет налоговых льгот и упрощенного регулирования [3].

Согласно закону, к креативным индустриям относятся архитектура, дизайн, медиа-арт, программирование, робототехника, индустрия моды, туризм и другие сферы, основанные на творчестве и инновациях. Целями создания ИПК являются развитие национальной экономики, популяризация творческих профессий, продвижение культурного потенциала и создание благоприятной инфраструктуры для творческого предпринимательства.

Принятие данного закона является важным шагом для ускоренного развития туристической отрасли как части креативной экономики и повышения ее конкурентоспособности на международной арене.

Одним из ключевых аспектов развития туризма в рамках креативной экономики и экономики впечатлений является интеграция принципов устойчивого развития и зеленой экономики. В этом контексте Зеленая таксономия (далее – Таксономия) является важным документом, который служит основополагающим инструментом для реализации политики Кабинета Министров Кыргызской Республики [4]. Целью внедрения Таксономии является достижение углеродной нейтральности к 2050 году, а также обеспечение реализации решений Кабинета Министров КР, положений Налогового кодекса Кыргызской Республики и других нормативных правовых актов в сфере зеленой экономики.

Таксономия играет важную роль в создании благоприятной среды для привлечения международных инвестиций, что особенно актуально для сферы туризма. Принципы и классификации, заложенные в Таксономии, разработаны с учетом международной практики в области устойчивого финансирования, что способствует интеграции Кыргызстана в мировые процессы устойчивого развития.

Для туризма как части экономики впечатлений использование принципов Таксономии дает возможность расширить инвестиционные потоки, направленные на экологически чистые проекты, инфраструктуру и услуги, соответствующие стандартам зеленой экономики. Сюда же входит стимулирование развития экологического и этнотуризма, которые обладают высоким потенциалом создания уникального опыта для туристов, сохраняя при этом природное и культурное наследие страны.

Кроме того, налоговые льготы, предусмотренные законодательством и основанные на принципах Таксономии, могут стать эффективным инструментом поддержки предприятий, внедряющих экологически устойчивые практики. Это, в свою очередь, позволит туристическому сектору активно способствовать достижению национальных целей по сокращению выбросов углерода и устойчивому развитию.

Таким образом, интеграция Зеленой Таксономии в развитие туризма способствует не только реализации целей зеленой экономики, но и формированию конкурентоспособной и устойчивой креативной экономики в Кыргызстане.

Обзор литературы

Современные исследования подчеркивают ключевую роль туризма как части креативной и впечатляющей экономики. Разработанная Р. Ричардсом [11] теория креативного туризма фокусируется на создании уникальных впечатлений, которые создают новые ценности для туристов и стимулируют экономическое развитие регионов. Исследования П. Гибсона [8] и других авторов подтверждают, что креативные индустрии оказывают положительное влияние на развитие туризма, способствуя укреплению его экономической значимости.

С точки зрения налогообложения Д. Халламс [9] анализирует необходимость введения специальных налоговых льгот и субсидий для поддержки креативных предприятий в сфере туризма. Также, согласно выводам Э. Джейкобса [10], эффективная налоговая политика является ключевым фактором, способствующим увеличению инвестиций в туристическую инфраструктуру и сохранению культурного наследия.

Исследования международных организаций, таких как UNWTO (Всемирная туристская организация), подчеркивают, что успешные примеры налогового регулирования в сфере туризма (например, в странах ЕС) помогают минимизировать экономические риски, связанные с сезонностью, и стимулируют малый и средний бизнес [12].

В статье Аламановой Ч. Б., Орозоновой А. А. и Сариевой Ш. К. [1] рассматривается креативная экономика как драйвер экономического роста в КР. Авторы проанализировали социально-экономические показатели, выявили факторы, препятствующие развитию креативных индустрий, и подчеркнули их важную роль в повышении занятости населения, повышении инвестиционной привлекательности страны и снижении зависимости от ресурсной экономики.

С точки зрения налоговых аспектов в работе Гудкова А.А. и Дедковой Е.Г. [2] подробно рассмотрены меры налогового стимулирования туристической отрасли в России. Авторы проанализировали существующие налоговые механизмы, их влияние на внутренний туризм и предложили новые меры, в том числе разработку специального налогового режима для предприятий сферы туризма. Особое внимание уделено дифференциации налоговой политики в зависимости от типа предприятий сферы туризма, что позволяет повысить их конкурентоспособность и стимулировать развитие въездного туризма.

Заключение

Несмотря на значительный потенциал креативной экономики и туризма в КР, существует ряд проблем, препятствующих их эффективному развитию:

Отсутствие комплексного подхода к разработке и внедрению налоговых льгот и стимулов для предприятий туристической отрасли. Многие субъекты малого и среднего бизнеса не имеют доступа к налоговым преференциям, что снижает их конкурентоспособность. Недостаточное развитие транспортной, гостиничной и культурной инфраструктуры ограничивает привлекательность Кыргызстана для иностранных туристов. Такие креативные индустрии, как медиа, цифровые технологии и дизайн, слабо связаны с туристическим сектором, что препятствует созданию уникальных продуктов и впечатлений для туристов. Дефицит квалифицированных специалистов творческих профессий, связанных с туризмом (гиды, аниматоры, организаторы мероприятий, цифровые маркетологи) снижает качество предоставляемых услуг.

Сезонный характер и низкая диверсификация предложений. Туризм в Кыргызстане сильно зависит от летнего сезона. Отсутствие развитой инфраструктуры для зимнего отдыха, культурного и событийного туризма ограничивает поток туристов в другое время года. Слабое продвижение туристического и творческого потенциала Кыргызстана на международных рынках снижает интерес иностранных туристов и инвесторов.

Важным инструментом решения этой проблемы является Зеленая таксономия, которая может стать основой для реализации политики Кабинета Министров КР по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Таксономия способствует созданию благоприятных условий для привлечения международных инвестиций, внедрения энерго- и ресурсоэффективных технологий, развития «зеленой» инфраструктуры в сфере туризма. Также она способствует выполнению требований статьи 284 Налогового кодекса Кыргызской Республики, предусматривающей возможность освобождения от НДС отдельных товаров и услуг, что является важным стимулом для предприятий, ориентированных на устойчивое развитие [5].

Для решения вышеуказанных проблем необходимо реализовать комплексные меры:

Развивать транспортную, гостиничную и культурную инфраструктуру для повышения привлекательности страны как туристического направления.

Укреплять интеграцию креативных индустрий с туристическим сектором для создания уникальных впечатлений и продуктов.

Улучшать качество обучения в сфере туризма и креативной экономики, включая обучение гидов, аниматоров, организаторов мероприятий и специалистов по цифровому маркетингу.

Диверсифицировать туристические предложения за счет развития зимнего, культурного и событийного туризма.

Усиливать продвижение туристического потенциала Кыргызстана на международной арене через цифровые платформы, участие в выставках и международное сотрудничество.

Внедрять принципы устойчивого финансирования, основанные на Зеленой таксономии, для стимулирования зеленых инвестиций и поддержки экологически устойчивых инициатив в сфере туризма.


References:

Global Report on Tourism and Creative Economies (2021). Madrid: UNWTO Publications.

Alamanova Ch.B., Orozonova A.A., Sarieva Sh.K. (2022). Creative economy as a driver of economic growth in the Republic of Kyrgyzstan. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 6 (4). 309-324. doi: 10.18334/asia.6.4.116952.

Gibson P. (2020). Creative Tourism and Its Impact on Local Economies Journal of Tourism Research. 12 (4). 45-58.

Gudkov A.A., Dedkova E.G. (2017). Tax incentives for the development of the tourism industry: from reality to prospects. Nalogi i nalogooblozhenie. (6). 14-32.

Hallams D. (2015). Tax Policies and Their Role in Supporting Creative Industries Economic Policy Review. 7 (3). 123-140.

Jacobs E. (2019). Tourism and Tax Incentives: A Comparative Study of Global Practices International Journal of Tourism Economics. 15 (2). 98-115.

Richards G. (2001). Cultural Tourism: Global and Local Perspectives New York: Routledge.

Страница обновлена: 28.04.2025 в 16:13:00