The impact of the shadow economy on the development of the regional transportation

Batalova N.V.1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия

Journal paper

Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80566161

Abstract:
The article examines the influence of the informal economy on the development of the regional transport system. The relevance of the topic is due to the high importance of transport infrastructure for economic growth, population mobility and improvement of the quality of life. In the context of a significant share of the shadow economy, the transport system faces funding constraints, deterioration in the quality of infrastructure and the growth of the informal sector, which negatively affects the socio-economic development of regions. The article presents the results of the analysis of the shadow economy in the Leningrad region, including an assessment of its share in the gross regional domestic product, the scale of tax evasion and the impact on some indicators of transport development: investment, the level of shadow transport and a decrease in tax revenues. The article proposes measures to minimize the negative impact of the shadow economy, such as strengthening state control, improving employment and income accounting systems and stimulating legal employment of the population.

Keywords: shadow economy, transport, regional economy



Введение

Теневая экономика представляет собой одно из наиболее сложных и многогранных явлений современной экономической системы. Ее влияние простирается на самые разные сферы общественной жизни, включая развитие инфраструктуры и транспортной системы регионов. Вопросы, связанные с масштабами теневой экономики, ее последствиями и методами контроля, приобретают особую актуальность в условиях необходимости эффективного управления экономическими процессами и повышения качества жизни населения. Ленинградская область имеет стратегически важное транспортно-географическое положение, так как через её территорию проходят важные транспортные маршруты.

Развитие транспортной системы региона является критически важным элементом экономического роста региона, влияющим на мобильность населения, доступность ресурсов и стимулирование предпринимательской деятельности. Однако в условиях активного функционирования теневой экономики транспортная система может испытывать существенные ограничения в своем развитии, связанных с недофинансированием, снижением качества инфраструктуры, а также с негативными социально-экономическими последствиями.

Литературный обзор в рамках исследования

В рамках исследования была проведена аналитическая работа с трудами различных авторов, посвященных вопросам теневой экономики и транспортной инфраструктуры: в части работ [2; 8] акцентируется внимание на методах измерения уровня теневой экономики и ее макроэкономических последствиях; в других [4; 6; 9] – исследуются взаимосвязи между уровнем теневой экономики и темпами социально-экономического развития. Ряд работ [5; 10] посвящен оценке влияния цифровизации отдельных секторов экономики на уровень теневой экономики, а также аспектам ее проявления в области экономической безопасности на предприятиях сферы транспорта [7; 11; 12].

Количество работ и углубленный анализ особенностей теневой экономики в различных сферах деятельности демонстрирует актуальность тематики данной работы, требуя дальнейшего развития подходов к оценке масштабов теневой экономики.

Цель исследования: направлена на выявление характера и степени влияния теневой экономики на развитие транспортной системы региона.

Авторская гипотеза исследования: высокий уровень теневой экономики оказывает негативное влияние на развитие транспортной системы региона за счет сокращения инвестиционных ресурсов, ухудшения качества инфраструктуры и увеличения неформального сектора транспортных услуг.

Методология и информационная основа исследования.

Информационная основа исследования строится на официальных данных федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, включая показатели ВРП, объемы инвестиций и т.д., отчеты Министерства транспорта РФ о реализации национальных и региональных проектов в транспортной отрасли, региональные программы развития транспортной инфраструктуры и их результаты, научные публикации, посвященные методам оценки теневой экономики и ее влиянию на инфраструктурные отрасли.

Теоретико-методологической основой исследования включает ключевые концепции, подходы и теории, которые обеспечивают структурированное понимание исследуемой проблемы: теория экономического роста и регионального развития; теории теневой экономики; концепция устойчивого развития; институциональный подход и системный анализ.

Результаты исследования

Характеристика уровня теневой экономики в регионе

По результатам расчета доли теневой экономики налоговым методом, уровень теневой экономики в Ленинградской области составил по результатам 2020 года 18,5%. В 2021 г. наблюдалось снижение этого уровня 11,5%. Снижение произошло на фоне общего падения доходов и налоговых поступлений за счет падения экономической активности, что также привело к снижению и части «теневых» доходов.

В 2022 г. наблюдается увеличение доли теневой экономики до 16,2% на фоне роста доходов и налоговых поступлений. Этот рост может свидетельствовать о том, что восстановление экономики затронуло не только легальный, но и теневой сектор. Восстановление деловой активности зачастую сопровождается оживлением скрытого оборота, что отражается в увеличении доли теневой экономики, даже на фоне общего увеличения доходов и налоговой базы. Динамика ВРП, доходов и налоговых поступлений по Ленинградской области отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика доли теневой экономики в ВРП Ленинградской области, 2020-2022 гг.

Составлено автором по [1; 3]

Индикаторы развития транспортной системы

Инвестиции в транспортную инфраструктуру: объем вложений в транспортную инфраструктуру в течение рассматриваемого периода был неравномерным (Рисунок 2) и обусловлен общеэкономическими и политическими колебаниями.

Рисунок 2. Динамика инвестиций в основной капитал транспортной отрасли Ленинградской области, 2020-2022 гг.

Составлено автором по [6]

Соответственно, такая неравномерность ведет к снижению темпов строительства новых объектов, а также задержке ввода в эксплуатацию крупных инфраструктурных проектов.

Снижение налоговых поступлений: Потери бюджета от недополученных налогов из транспортного сектора оцениваются в среднем на уровне 15-16% от общего уровня недополученных налогов. В Ленинградской области это составляет порядка 2,5 млрд рублей в 2022 г., что ниже значения 2020 г. более, чем в 2 раза (Рисунок 3).

Рисунок 3. Оценка потенциального объема неполученных налоговых отчислений, млрд. руб., 2020-2022 гг.

Составлено автором

Уровень теневых перевозок и занятости в них:

Доля нелегальных транспортных услуг составляет порядка 2-4% от общего объема рынка перевозок. По результатам расчета была оценена потенциальная численность занятых в теневом секторе транспортной отрасли (Рисунок 4).

Рисунок 4. Оценка потенциальной численности занятых в теневом секторе, тыс. чел., 2020-2022 гг.

Составлено автором

За рассматриваемый период оценочная численность занятых в «теневой» части сферы транспорта снизилась почти в 2 раза в 2022 г. по сравнению с 2020 г., что говорит об эффективности мер, принимаемых межведомственной транспортной комиссией при Губернаторе Ленинградской области, по обеспечению законности перевозок, безопасности дорожного движения, а также улучшению качества оказываемых транспортных услуг.

Объемы теневой экономики в Ленинградской области хоть и имеют тенденцию к снижению, но остаются значительными, что продолжает оказывать влияние на объемы регионального бюджета и социально-экономическую ситуацию.

Для минимизации негативного эффекта последствий высокого уровня теневой экономики необходим комплексный подход к решению этих проблем:

Усовершенствование систем учета занятости и доходов: создание единой базы данных, объединяющей информацию из служб занятости, налоговых органов и социальных служб, а также проведение регулярных проверок предприятий для выявления несоответствий между декларированным и фактическим числом работников.

Стимулирование официальной занятости: повышение минимального уровня заработной платы до показателя, превышающего прожиточный минимум, а также предоставление дополнительных социальных гарантий и привилегий, таких как льготные условия кредитования и дополнительные пенсионные выплаты для работников официального сектора.

Ужесточение контроля и санкций: усиление мер административной и уголовной ответственности для работодателей, использующих нелегальный труд, а также организация мероприятий, направленных на выявление и легализацию теневой экономики, включая налоговые амнистии и льготы для компаний, переходящих на легальную деятельность.

Информационно-разъяснительная работа: проведение кампаний, направленных на повышение осведомленности граждан о преимуществах официального трудоустройства, таких как доступ к социальным выплатам, пенсиям и другим видам защиты, а также создание анонимной платформы для сообщений о случаях теневой занятости.

Заключение

Теневая экономика оказывает значительное негативное влияние на развитие транспортной системы региона: сокращение инвестиционных ресурсов, ухудшение состояния инфраструктуры и рост доли нелегальных перевозчиков.

Комплексный подход к решению этих проблем позволит создать условия для устойчивого развития транспортной системы и повышения качества жизни населения региона.


References:

Akhmeduev A.Sh. (2015). Tenevaya ekonomika: sistemnyy resurs i faktor tormozheniya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Shadow economy in russia: system resourceand a factor of braking social and economic development]. Voprosy Ekonomiki. (9). 152-160. (in Russian). doi: 10.32609/0042-8736-2015-9-152-160.

Chuprikova Z.V. (2015). Otdelnye aspekty izucheniya vliyaniya tenevogo sektora ekonomiki na ekonomicheskuyu bezopasnost predpriyatiy transporta / V knige: My prodolzhaem traditsii rossiyskoy statistiki. Materialy I Otkrytogo rossiyskogo statisticheskogo kongressa [Selected aspects of studying the impact of the shadow economy on the economic security of transport enterprises. In: We continue the tradition of Russian statistics. Proceedings of the First Open Russian Statistical Congress] (in Russian).

Chuprikova Z.V. (2018). Vliyanie tenevoy ekonomiki na ekonomicheskuyu bezopasnost predpriyatiya na primere zheleznodorozhnogo transporta [The impact of the shadow economy on the economic security of an enterprise using the example of railway transport] The contribution of transport to national economic security. Proceedings of the 3rd International Scientific and Practical Conference, R.A. Kozhevnikov, Yu.I. Sokolov, Z.P. Mezhokh (eds.), 2018. 338-340. (in Russian).

Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N. (2021). Tenevaya ekonomika kak faktor destabilizatsii ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [The shadow economy as a factor of the state's economic security destabilization]. Shadow Economy. 5 (3). 167-182. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.3.112799.

Giyosov A.A. (2021). Tsifrovizatsiya ekonomiki kak faktor stimulirovaniya ekonomicheskogo rosta i sokrashcheniya urovnya tenevoy ekonomiki [Digitalization of the economy as a factor in stimulating economic growth and reducing the level of the shadow economy]. Giesov, A. A. Tsifrovizatsiya ekonomiki kak faktor stimulirovaniya ekonomicheskogo rosta i sokrascheniya urovnya tenevoy ekonomiki / A. A. Giesov // Modern Science. – 2021. – № 7. – S. 42-44. – EDN GZGLPO. (7). 42-44. (in Russian).

Kapitonova N.V., Kapitonova A.A. (2021). Tendentsii razvitiya tenevoy ekonomiki sovremennoy Rossii [Trends in the development of the shadow economy in modern Russia]. Shadow Economy. 5 (1). 9-18. (in Russian). doi: 10.18334/tek.5.1.111962.

Kostin A.V. (2018). Metody otsenki tenevoy ekonomiki na regionalnom urovne [Methods of measuring the shadow economy at the regional level]. Regional Research of Russia. (3). 21-37. (in Russian). doi: 10.15372/REG20180302.

Kozhevnikov R.A., Teryoshina N.P., Mezhokh Z.P., Shkurin L.V., Dedova I.N., Chuprikova Z.V., Epishkin I.A., Sokolova I.I., Dolgacheva I.N., Korisheva O.V. (2015). Ekonomicheskaya bezopasnost transportnyh kompaniy i kompleksov [Economic security of transport companies and complexes] Moscow: Vserossiyskiy institut nauchnoy i tekhnicheskoy informatsii RAN. (in Russian).

Schneider F. The Shadow Economy and Work in the Shadow: What Do We (Not) Know?IZA. Discussion Paper. №6423. March 2012. Retrieved from https://docs.iza.org/dp6423.pdf

Suslina A.L., Leukhin R.S. (2016). Borba s tenevoy ekonomikoy v Rossii: chastnye aspekty obshchikh problem [Shadow economy fight in Russia: some aspects of common problems]. Nauchno-issledovatelskiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal. (6 (34)). 46-61. (in Russian).

Uvarov E.A. (2021). Otsenka effektivnosti vnedreniya beskontaktnoy oplaty v obshchestvennom transporte dlya borby s tenevoy ekonomikoy [The efficiency assessment of installation of a non-cash system in the public transport to combat the shadow economy]. Ekonomika i matematicheskie metody. 57 (3). 86-96. (in Russian). doi: 10.31857/S042473880016416-6.

Страница обновлена: 09.04.2025 в 20:51:40