Prospects for the development of the Nigerian economy in the short and long term under new economic and political realities

Gostev D.V.1, Kustova M.N.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 1 (January 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80404162

Abstract:
The article examines the prospects for the development of the Nigerian economic system in the short and long term. The authors analyzed changes in the dynamics of key macroeconomic indicators of the country in the context of the COVID-19 pandemic, inflationary processes and the aggravation of the global geopolitical situation. The authors examined the trends of the main stock market indices, the profits of the dominant multinational companies, as well as the volatility of the Nigerian national currency in relation to the major world currencies. The extent to which the dynamics of the Nigerian economy correlate with those of the United States and the European Union was determined. Based on the analysis, the most likely scenarios of the country's development in the short and long term are proposed.

Keywords: oil curse, neocolonial system, COVID-19, global geopolitical situation aggravation, macroeconomic indicator

JEL-classification: F01, F02, F15



Введение

На сегодняшний день экономическая система Федеративной Республики Нигерии формально занимает лидирующие позиции среди экономик Африки благодаря высокому уровню валового внутреннего продукта (ВВП) и значительным запасам природных ресурсов, главным образом нефти и нефтепродуктов. Однако, несмотря на столь значительный экономический потенциал, страна столкнулась с проявлениями феномена «нефтяного проклятия», которое выражается в чрезмерной зависимости её народного хозяйства от добычи и экспорта полезных ископаемых. [1] [2] [3]

Эта зависимость усугубляется воздействием геоэкономических стратегий стран Североатлантического альянса, Европейского союза и Китая, проводящих политику, направленную на возрождение глобальной неоколониальной системы. Совокупность указанных факторов поставила Нигерию в сложное экономическое и политическое положение, ограничив её возможности для устойчивого развития. [4] [5] [6]

В итоге Республика Нигерия оказалась в состоянии тотальной экономической зависимости от импорта ключевых товаров и услуг, поставляемых государствами, внедряющими неоколониальные модели взаимодействия. Указанные ресурсы обладают системообразующим значением для поддержания устойчивого функционирования её национального хозяйства.

В результате Нигерия вынуждена реализовывать свои природные ресурсы или передавать права на их разработку по демпинговым ценам, которые, как правило, диктуются зарубежными контрагентами. Основной целью таких действий становится привлечение иностранной валюты, необходимой для приобретения критически важных экономических ресурсов за рубежом. При этом страна сталкивается с фактической потерей экономического суверенитета на фоне высокой зависимости от так называемых «торговых партнёров» и низкой легитимности властных институтов. Эта ситуация усугубляется значительным уровнем бедности: по минимальным оценкам, доля населения, живущего за чертой бедности, достигает половины всех граждан страны.

Актуальность представленного исследования заключается в определении перспектив развития государства, ставшего жертвой неоколониальной системы, в контексте пандемии COVID-19 и обострения мировой геополитической обстановки. Особое внимание уделено составлению на основе проведенного анализа наиболее вероятных сценариев развития Нигерии в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Исследование проблематики и природы «Украинского кризиса», его обострения в феврале 2022 года, а также последствий данных событий для эволюции мировой геополитической архитектуры детально раскрыто в работах следующих авторов: Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. [6], Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. [7], Герасимов В.В., Королев А.А., Герасимова Е.О. [8], Стефанова Н. А., Королев А. А. [9].

Фундаментальные исследования воздействия экономико-политических потрясений, вызванных пандемией COVID-19 и эскалацией геополитической обстановки в 2022 году, на эволюцию глобальных экономических и политических процессов, представлены в работах следующих авторов: Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. [10], Кудряшов А.А., Королев А.А. [11], Городнова Н.В., Домников А.Ю. [12], Стефанова Н. А., Королев А. А. [13], Зимовец А.В., Климачев Т.Д. [14], Кудряшов А.А., Королев А.А. [15], Гераськина А.Р. [16], Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци [17], Маркелова Э.А. [18], Стефанова Н. А., Королев А. А. [19], Кудряшов А.А., Королев А.А. [20], Стефанова Н. А., Королев А. А. [21], Стефанова Н. А., Королев А. А. [22], Кудряшов А.А., Королев А.А. [23].

Проблематика проводимого исследования заключается в фактическом экономическом и политическом захвате Китаем и странами «коллективного Запада» под руководством США Республики Нигерии на конец 2024 года. В связи с этим всесторонний анализ перспектив развития данного государства в контексте экономико-политических потрясений позволяет оценить не только перспективы развития данной страны в условиях глобальных изменений мировой экономики, наблюдаемой с начала 2019 года, но и других стран, также ставших жертвами неоколониализма.

Целью представленной работы является определение перспектив развития экономики Федеративной Республики Нигерия в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Для достижения поставленной цели и исключения апокрифичных суждений необходимо выполнить следующий перечень задач:

1. Провести анализ динамики ключевых макроэкономических показателей Нигерии в условиях пандемии COVID-19 и обострения геополитического кризиса в 2022 году.

2. Исследовать изменения основных биржевых индексов, уровня доходности транснациональных корпораций и курсов национальной валюты Нигерии по отношению к ведущим мировым валютам во временной период глобальных экономико-политических потрясений.

3. С использованием математических методов проанализировать степень зависимости народного хозяйства Нигерии от финансовых систем Европейского союза и Соединённых Штатов Америки.

Новизна проводимого исследования заключается в выявлении перспектив развития страны, ставшей жертвой неоколониальной политики со стороны ряда ведущих мировых держав, и на этом фоне определении наиболее вероятных сценариев её дальнейшего развития.

В рамках научной работы выдвинута гипотеза, предполагающая, что с высокой долей вероятности Федеративная Республика Нигерия останется сырьевым придатком крупных игроков на мировой арене или войдёт в фазу политического кризиса на фоне гражданской войны, что указывает на преимущественно негативные перспективы развития экономики данного государства.

При проведении научного исследования коллективом авторов применялись следующие методы: аналитический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, метод анализа информационных материалов, графический метод, статистический метод и математический метод.

Рассматривая тенденции основных макроэкономических показателей Нигерии с начала пандемии COVID-19 и обострения мировой геополитической обстановки в феврале 2022 года [7] [8] [9], можно заметить, что инфляция потребительских цен в стране демонстрировала устойчивую восходящую динамику (линия тренда имеет положительный наклон, коэффициент достоверности составляет 0,8806). В 2023 году уровень инфляции достиг значения 24,7%, что соответствует историческому максимуму за весь XXI век (рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение динамики инфляции, потребительских цен (в % за год) с 2018 года по 2023 год — Нигерия

Figure 1. Changes in the dynamics of inflation and consumer prices (in % per year) from 2018 to 2023 — Nigeria

Источник: составлено авторами на основе [1]

Представленное состояние инфляции в стране в первую очередь обусловлено действиями правительства Республики Нигерия. Государственные расходы увеличились в 2020 году (в период пандемии коронавирусной инфекции), однако с началом глобального геополитического кризиса, ставшего драйвером ухудшения общемировых рецессионных показателей, руководство государства сократило бюджетные расходы (рисунок 2). При этом оно продолжило политику, характеризующуюся игнорированием социальных катастроф, усугубляемых экологическим кризисом и крайне многочисленным населением, которое в большинстве случаев живет за чертой бедности, даже по африканским стандартам.

Можно предположить, что увеличившиеся бюджетные расходы в 2020 году были направлены не на решение социальных проблем, а на поддержание возможностей экспорта природных ресурсов иностранным контрагентам и укрепление действующего режима на фоне резкого ухудшения уровня жизни из-за кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Это позволяет сделать вывод о том, что руководство страны в значительной степени защищает интересы иностранных корпораций, предоставляя им налоговые льготы в кризисный период, в ущерб интересам собственных граждан. В то же время оно подавляет любую оппозицию военными средствами, при патернализме заинтересованных государств.

Во многом такая экономическая конъюнктура обусловлена высокой коррупцией и отсутствием стремления у неоколониальных игроков предоставлять социальные гарантии простым нигерийцам. [10] [11] [12]. Вместо этого они предпочитают эксплуатировать природные ресурсы страны практически за бесценок, осуществляя при этом нелегальные трансферные платежи в пользу действующего правительства в обмен на политическую и экономическую поддержку.

Рисунок 2. Изменение динамики государственных расходов в % от ВВП с 2018 года по 2022 год — Нигерия

Figure 2. Change in the dynamics of government spending as a percentage of GDP from 2018 to 2022 — Nigeria

Источник: составлено авторами на основе [1]

Патовая ситуация с инвестиционными вложениями в Нигерию объясняется её статусом неоколонии [13] [14] [15], причём за указанный период объем инвестиций не превысил 1 процента от ВВП страны (рисунок 3). Это связано с тем, что международные инвестиционные структуры отдают предпочтение капиталовложениям в транснациональные корпорации или государства, осуществляющие добычу и покупку природных ресурсов у правительства Нигерии. Они справедливо считают нерациональным инвестировать средства в страну, где наблюдается высокая политическая нестабильность и фактически отсутствует контроль над собственными природными ресурсами.

Рисунок 3. Изменение динамики прямых иностранных инвестиций, чистый приток (% от ВВП) с 2018 года по 2023 год — Нигерия

Figure 3. Changes in the dynamics of foreign direct investment, net inflows (% of GDP) from 2018 to 2023 — Nigeria

Источник: составлено авторами на основе [1]

Следует отметить, что представленная конъюнктура макроэкономической системы страны положительно отразилась на уровне национального долга в процентах от ВВП (рисунок 4). Несмотря на стабильный рост данного финансового показателя за указанный интервал (линия тренда восходящая, коэффициент аппроксимации составляет 0,9554), его значения остаются крайне низкими.

Для сравнения, государственный долг США в 2022 году составил 110,4% от ВВП, а совокупный долг стран Евросоюза за тот же период равнялся 79,6% от ВВП, тогда как в Нигерии данный показатель находился на уровне 39,7%.

Рисунок 4. Изменение динамики долга центрального правительства, всего (% от ВВП) с 2018 года по 2023 год — Нигерия

Figure 4. Change in the dynamics of central government debt, total (% of GDP) from 2018 to 2023 — Nigeria

Источник: составлено авторами на основе [1]

В целом, ситуация с валовым внутренним продуктом (ВВП) Федеративной Республики Нигерия остаётся относительно стабильной: с 2018 по 2023 года данный показатель демонстрировал положительную динамику роста, уровень достоверности тренда составил 0,8732 (рисунок 5). Однако следует учитывать, что этот макроэкономический индикатор является достаточно условным в контексте ситуации, в которой находится Нигерия, учитывая отсутствие у правительства контроля над значительной частью территории страны.

Однако, несмотря на то что природные ископаемые продаются неоколониальным структурам по ценам, которые, как минимум, в 10 раз ниже рыночных, их беспрецедентное количество позволило ВВП страны оставаться на относительно высоком уровне. [16] [17] [18]

Рисунок 5. Изменение динамики ВВП по ППС в триллионах (в постоянных ценах 2021 года в международных долларах) с 2018 года по 2023 год — Нигерия

Figure 5. Change in GDP dynamics by PPP in trillions (at constant prices in 2021 in international dollars) from 2018 to 2023 — Nigeria

Источник: составлено авторами на основе [1]

Рассматривая более детально состояние макроэкономической системы страны в совокупности с пандемией коронавирусной инфекции и обострением мирового геополитического кризиса [19] [20] [21], можно отметить, что индекс потребительских цен в рассматриваемом государстве демонстрировал устойчивую отрицательную динамику роста с начала 2018 года по ноябрь 2024 года. Трендовая линия имеет восходящий характер, коэффициент аппроксимации составляет 0,8011 (рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение динамики индекса потребительских цен (ИПЦ) в Нигерии (г/г)

с 16 января 2018 года по 15 ноября 2023 года.

Figure 6. Changes in the dynamics of the consumer price index (CPI) in Nigeria (YoY) from January 16, 2018 to November 15, 2023.

Источник: составлено авторами на основе [4]

Действия главного регулирующего финансового института Нигерии — Центрального банка страны — не продемонстрировали существенного влияния на динамику стремительно растущей инфляции. Их эффект, в лучшем случае, сводился к кратковременному замедлению темпов роста инфляции (тренд данного показателя характеризуется положительной динамикой, при этом уровень достоверности составляет 0,4795). По состоянию на 13 декабря 2024 года ключевая ставка достигла уровня 27,50%, что является экстремально высоким значением. (рисунок 7)

Подобная ситуация обусловлена структурными особенностями экономической системы Республики Нигерия, ранее охарактеризованной как транспарентная неоколония. Негативные последствия текущего макроэкономического положения особенно ярко проявляются в снижении уровня жизни наиболее уязвимых социальных групп. В то же время национальные элиты продолжают извлекать значительные сверхприбыли за счёт активного участия в международной торговле, что во многом связано с нелегитимными финансовыми потоками.

Рисунок 7. Изменение динамики ключевой процентной ставки Центрального Банка Нигерии с 23 января 2018 года по 26 ноября 2023 года.

Figure 7. Change in the dynamics of the key interest rate of the Central Bank of Nigeria from January 23, 2018 to November 26, 2023.

Источник: составлено авторами на основе [4]

Возвращаясь к вопросу о влиянии экономико-политических потрясений на фондовую биржу Федеративной Республики Нигерия [22] [23], следует отметить, что в период с начала 2019 года по 12 декабря 2024 года ситуация на рынках ценных бумаг страны в целом оставалась относительно стабильной. Основной биржевой индикатор Нигерии (NSE All Share Index) за указанный временной интервал демонстрировал положительную динамику с восходящим трендом, уровень аппроксимации которого составил 0,8145. Котировки данного финансового инструмента выросли на 214,22 процентов (рисунок 8).

Рисунок 8. Изменение динамики главного фондового биржевого индекса Нигерии с 1 января 2019 года по 12 декабря 2024 года

Figure 8. Changes in the dynamics of the main stock exchange index of Nigeria from January 1, 2019 to December 12, 2024

Источник: составлено авторами на основе [4]

Похожая положительная динамика наблюдалась во всех отраслевых биржевых индексах станы (таблица 1).

Таблица 1.

Изменение рыночной стоимости ведущих отраслевых биржевых индексов Нигерии с 1 января 2019 года по 12 декабря 2024 года

Table 1.

The change in the market value of Nigeria's leading industry stock indexes from January 1, 2019 to December 12, 2024

Название отраслевого биржевого индекса
Название отрасли
Линия тренда
Коэффициент аппроксимации
Изменение в %
NSE Insurance
Страхование
Восходящая
0,7178
343,07
NSE Food/Beverages & Tobacco
Продукты питания/напитки и табак
Восходящая
0,5794
113,73
NSE Oil & Gas
NSE Нефть и газ
Восходящая
0,6627
788,89
NSE Banking
Банковское дело
Восходящая
0,6517
158,61
NSE Consumer Goods
Потребительские товары
Восходящая
0,698

113,51
Источник: составлено авторами на основе [4]

Однако следует отметить, что рост рыночной стоимости финансовых инструментов Нигерии нельзя считать полноценным. В большинстве случаев он был обусловлен высокой инфляцией и стагфляционными ожиданиями отечественных инвесторов, что частично способствовало увеличению рыночной стоимости биржевых индексов.

Ключевым фактором, определившим представленную конъюнктуру фондовых рынков, стала катастрофическая девальвация национальной валюты. С начала 2019 года по декабрь 2024 года доллар США укрепился по отношению к нигерийской найре на 399,984 процентов (тренд восходящий, коэффициент достоверности аппроксимации составил 0,6163), а евро — на 286,569 процентов (восходящая динамика с коэффициентом достоверности 0,5299) (рисунок 9-10).

Рисунок 9. Изменение динамики рыночной стоимости доллара США к нигерийской найре с 1 января 2019 года по 12 декабря 2024 года

Figure 9. Changes in the dynamics of the market value of the US dollar against the Nigerian naira from January 1, 2019 to December 12, 2024

Источник: составлено авторами на основе [4]

Рисунок 10. Изменение динамики рыночной стоимости Евро к нигерийской найре с 1 января 2019 года по 12 декабря 2024 года

Figure 10. Changes in the dynamics of the market value of the Euro against the Nigerian naira from January 1, 2019 to December 12, 2024

Источник: составлено авторами на основе [4]

В результате рост нигерийской фондовой биржи фактически отсутствовал, в лучшем случае компенсировав кризисную ситуацию в макроэкономической системе страны.

Аналогичная ситуация наблюдается с чистой прибылью ведущих транснациональных корпораций Федеративной Республики Нигерия, входящих в рейтинг Global 2000 по четырём ключевым показателям: продажи, прибыль, активы и рыночная стоимость. В рассматриваемой стране таких компаний всего две — Zenith Bank и United Bank for Africa. Обе организации, вероятно, были созданы преимущественно для эксплуатации ресурсов Нигерии с целью обеспечения более эффективных расчётов за них. (таблица 2)

В данных ситуациях также значительную роль играет общее падение национальной экономической системы, однако на фоне высоких продаж природных ископаемых компании смогли обеспечить лишь относительно небольшую реальную чистую прибыль.

Таблица 2.

Изменение динамик чистой прибыли у ведущих транснациональных компаний Израиля с 2018 по 2023 года

Table 2.

Changes in net profit dynamics among Israel's leading multinational companies from 2018 to 2023

Название компании
Чистая прибыль в 2018 году в миллиардах NGN
Чистая прибыль в 2019 году в миллиардах NGN
Чистая прибыль в 2020 году в миллиардах NGN
Чистая прибыль в 2021 году в миллиардах NGN
Чистая прибыль в 2022 году в миллиардах NGN
Чистая прибыль в 2023 году в миллиардах NGN
Линия тренда
Коэффициент аппроксимации
Zenith Bank
193,15
208,693
230,374
244,402
224,05
676,569
Восходящая
0,5004
United Bank for Africa
75,36
86,22
105,909
115,883
165,451
598,285
Восходящая
0,5744
Источник: составлено авторами на основе [2] [3] [4]

Анализ структуры экспортных и импортных потоков товаров и услуг показывает, что, как отмечалось ранее, в экспортируемом потоке преобладают сырьевые природные активы. В свою очередь, в обратном - импортируемом - потоке Нигерия получает жизненно необходимые экономические ресурсы (таблица 3).

При детальном анализе экспортируемых правительством Республики ресурсов выделяются следующие категории: 80 процентов (52 миллиарда долларов) составляют сырая нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных минералов, а 10,5 процентов (6,84 миллиарда долларов) — нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды.

В обратном импортном потоке основными товарами являются: 32 процента (21 миллиард долларов) — нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, за исключением сырой нефти, и 14,1 процента (9,17 миллиарда долларов) — танки и другие боевые самоходные бронированные транспортные средства, с вооружением или без него, а также их комплектующие.

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что правительство Бола Ахмеда Адекунле Тинубу реализует природные ископаемые страны в необработанном виде, одновременно закупая их в переработанном и готовом к использованию состоянии. Кроме того, активно совершаются закупки военной техники, что направлено на поддержание стабильности в стране. Однако фактически эти меры служат в интересах политического режима, функционирующего в условиях патернализма со стороны стран «коллективного Запада» и Китая, заинтересованных в дешёвых природных ресурсах Нигерии.

Таблица 3.

Структура экспорта и импорта в 2023 году – Федеративная Республика Нигерия

Table 3.

Structure of exports and imports in 2023 – Federal Republic of Nigeria

Название товарной категории в экспорте
Доля в экспорте и стоимость
Название товарной категории в импорте
Доля в импорте и стоимость
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки
91% (59 млрд USD)
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки
33% (21 млрд USD)
Удобрения
1,64% (1,06 млрд USD)
Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности
20% (13,4 млрд USD)
Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж
1,31% (856 млн USD)
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства
9,39% (6,1 млрд USD)
Какао и продукты из него
1,25% (815 млн USD)
Электрические машины и оборудование, их части
4,78% (3,11 млрд USD)
Съедобные фрукты и орехи
0,541% (352 млн USD)
Злаки
3,36% (2,19 млрд USD)
Алюминий и изделия из него
0,462% (301 млн USD)
Пластмассы и изделия из них
2,79% (1,81 млрд USD)
Суда, лодки и плавучие конструкции
0,304% (198 млн USD)
Товары, не указанные по виду
2,64% (1,71 млрд USD)
Медь и изделия из нее
0,294% (191 млн USD)
Сахар и кондитерские изделия из сахара
1,71% (1,11 млрд USD)
Руды, шлак и зола
0,261% (170 млн USD)
Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона
1,41% (919 млн USD)
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства
0,243% (158 млн USD)
Изделия из черных металлов
1,31% (857 млн USD)
Источник: составлено авторами на основе [5]

Проводя анализ степени аффилированности экономики Республики Нигерии от тенденций финансовых систем ведущих Западных стран (США и Евросоюза), необходимо осуществить математические расчеты коэффициента корреляции Спирмена. (рисунок 11-12)

Рисунок 11. Тенденции изменения волатильности общих показателей ВВП, ППС в триллионах (постоянный 2021 международный доллар) в Евросоюзе и в Нигерии с 2012 года по 2023 год.

Figure 11. Trends in the volatility of total GDP, PPP in trillions (constant 2021 international dollars) in the European Union and in Nigeria from 2012 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [1]

Рисунок 12. Тенденции изменения волатильности общих показателей ВВП, ППС в триллионах (постоянный 2021 международный доллар) в США и в Нигерии с 2012 года по 2023 год.

Figure 12. Trends in the volatility of total GDP, PPP in trillions (constant 2021 international dollars) in the United States and Nigeria from 2012 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [1]

Для достижения поставленной задачи необходимо выполнить следующий перечень шагов:

1) Провести ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Осуществить подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возвести каждую разность d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитать сумму квадратов;

5) Произвести расчет коэффициента ранговой корреляции ρ по формуле:

6) Определить критические значения.

Данные расчеты представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между ВВП Евросоюза и ВВП Нигерии в триллионах постоянных международных долларах за 2021 год.

Table 4.

Calculation of Spearman's rank correlation coefficient between the GDP of the European Union and the GDP of Nigeria in trillions of constant international dollars for 2021.

N
Значения А
Ранг А
Значения В
Ранг B
d (ранг А - ранг В)
d2
1
20.38
2
0.98032
1
1
1
2
20.36
1
1.05
2
-1
1
3
20.7
3
1.11
3
0
0
4
21.19
4
1.14
6
-2
4
5
21.62
5
1.12
4
1
1
6
22.26
7
1.13
5
2
4
7
22.77
8
1.15
7
1
1
8
23.21
9
1.18
9
0
0
9
21.89
6
1.16
8
-2
4
10
23.22
10
1.2
10
0
0
11
24.05
11
1.24
11
0
0
12
24.18
12
1.27
12
0
0
Суммы

78

78
0
16
Источник: составлено авторами на основе [1]

Для вычисления коэффициента корреляции Спирмена по данным значениям, рангов и суммы квадратов разностей рангов (Σd^2), предполагается воспользоваться формулой:

где Σd^2 - сумма квадратов разностей рангов, N - количество наблюдений

Подставим наши данные в формулу:

В данном случае:

Подставим значения в формулу:

На основании проведённого анализа, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, рассчитанный для сопоставления ВВП Евросоюза и Нигерии в постоянных международных долларах за 2021 год, продемонстрировал значение 0,944, что указывает на высокую степень положительной монотонной взаимосвязи между ранговыми позициями исследуемых экономических субъектов. Это значение свидетельствует о структурной согласованности макроэкономических параметров, что может быть обусловлено латентными системными эффектами глобальной экономической интеграции, включая сырьевые рынки, инвестиционные потоки и институциональные взаимодействия. Низкое значение суммы квадратов ранговых расхождений (16) подчёркивает статистическую устойчивость выборки и методологическую консистентность исследования, позволяя предположить наличие скрытых корреляционных связей.

Таблица 5.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между ВВП США и ВВП Нигерии в триллионах постоянных международных долларах за 2021 год.

Table 5.

Calculation of the Spearman rank correlation coefficient between the US GDP and the Nigerian GDP in trillions of constant international dollars for 2021.

N
Значения А
Ранг А
Значения В
Ранг B
d (ранг А - ранг В)
d2
1
19.22
1
0.98032
1
0
0
2
19.63
2
1.05
2
0
0
3
20.13
3
1.11
3
0
0
4
20.72
4
1.14
6
-2
4
5
21.1
5
1.12
4
1
1
6
21.62
6
1.13
5
1
1
7
22.26
7
1.15
7
0
0
8
22.81
9
1.18
9
0
0
9
22.3
8
1.16
8
0
0
10
23.59
10
1.2
10
0
0
11
24.05
11
1.24
11
0
0
12
24.66
12
1.27
12
0
0
Суммы

78

78
0
6
Источник: составлено авторами на основе [1]

В представленном случае:

Подставим значения в формулу:

Результаты расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена (0,979) между валовыми внутренними продуктами США и Нигерии в постоянных международных долларах за 2021 год свидетельствуют о практически полной монотонной конкордации ранговых позиций исследуемых экономик, что отражает структурную взаимосвязь их макроэкономических показателей в глобальной системе. Данное значение указывает на наличие устойчивых механизмов взаимного влияния, обусловленных интеграцией в мировые экономические процессы через экспортно-ориентированные сырьевые рынки, транснациональные инвестиционные потоки и институциональную сопряжённость. Низкая сумма квадратов разностей рангов (6) подчёркивает статистическую надёжность выборки и подтверждает гипотезу о значимости экзогенных факторов, таких как динамика мировых цен на нефть и глобальные финансовые тренды, в формировании сопоставимых экономических траекторий данных государств.

Стоит отметить, что в контексте анализа тенденций трансформации финансовых систем США и Европейского Союза, характеризующихся значительной степенью институциональной интеграции и глобального влияния, выявляется сложная взаимозависимость макроэкономических индикаторов, включая их косвенное влияние на экономическую динамику Нигерии. Однако, в условиях высокой волатильности ключевых макроэкономических параметров, таких как динамика процентных ставок, инфляционные ожидания и колебания валютных курсов, наблюдаются незначительные расхождения в структурных закономерностях. Эти расхождения, по всей видимости, обусловлены асимметричным воздействием экзогенных шоков, вариативностью подходов к реализации денежно-кредитной и фискальной политики, а также специфическими факторами региональной экономической устойчивости.

Заключение

В заключении научной работы можно ответить на основной вопрос исследования, касающийся определения перспектив развития экономической системы Республики Нигерия в краткосрочном и долгосрочном периодах. На основе выше представленной информации можно сделать вывод, что в краткосрочной перспективе (1-5 лет) Нигерия останется неоколонией ряда ведущих мировых стран, которые всеми возможными способами будут стремиться сохранить своё экономико-политическое присутствие в данной стране. В настоящее время Нигерия представляет собой стратегически важную территорию для стран «коллективного Запада», которые крайне зависят от её природных ресурсов в контексте высокой волатильности фьючерсных контрактов на нефть и газ на фоне геополитической нестабильности и манипуляцией с квотами на добычу нефти государствами ОПЕК. Следует упомянуть, что несмотря на формальное участие Нигерии в данной организации, её участие остаётся в значительной степени номинальным, что, вероятно, обусловлено стремлением поддерживать её имидж на мировой политической арене.

В долгосрочной перспективе (6-15 лет) у Республики Нигерия существует два наиболее вероятных сценария развития.

Первый сценарий предполагает сохранение статуса сырьевого придатка мировых экономик с продолжением политики продажи природных ресурсов по заниженным ценам, что будет способствовать укреплению зависимости страны от внешних экономических игроков, не обеспечивая при этом значительных улучшений в социально-экономической сфере.

Второй сценарий представляет собой возможность начала политических волнений, вызванных низкой легитимностью власти, ухудшением уровня жизни и экологическими катастрофами. В случае неспособности правительства стабилизировать ситуацию, такой сценарий может привести к гражданской войне. Контроль над природными ресурсами в такой ситуации, вероятно, перейдёт к вооружённым формированиям, которые будут продавать сырьевые активы по демпинговым ценам странам-неоколонизаторам, обеспечивающих их вооружением и денежными средствами для борьбы с политическими оппонентами. В результате Республика Нигерия при таком развитии событий имеет все шансы превратиться во вторую Сирию после ухода правительства Башара Асада в декабре 2024 года.

Как следствие, все наиболее вероятные сценарии развития экономики Нигерии крайне негативны, и в лучшем случае предполагают сохранение текущего состояния страны, а в худшем — масштабную гражданскую войну с возможной иностранной интервенцией, которая может распространиться на весь африканский континент и привести к экономической и политической катастрофе в регионе. В таком случае выиграют ведущие страны мира, преимущественно государства Североатлантического альянса, Евросоюз и Китай.


References:

Beglaryan G.A., Ivanov G.N., Kalugina P.P., Polovinchikova A.V. (2022). Sanktsionnaya politika SShA i evropeyskikh stran v otnoshenii Rossii: povorot nachala 2022 goda [US and European sanctions against Russia: the turnaround of early 2022]. Journal of international economic affairs. 12 (3). 367-388. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.3.115086.

Drobot E.V., Pospelova A.L., Utyabaeva E.R., Petrovskaya V.A. (2016). Rossiya i Ukraina: vmeste ili porozn? [Russia and Ukraine: together or separately?]. Journal of international economic affairs. 6 (2). 33-41. (in Russian). doi: 10.18334/eo.6.2.37311.

Drobot E.V., Stamati E.P., Nikitina A.V. (2016). Rossiya i Ukraina: vozmozhnosti i ugrozy [Russia and Ukraine: opportunities and threats]. Journal of international economic affairs. 6 (4). 132-143. (in Russian). doi: 10.18334/eo.6.4.37382.

Gerasimov V.V., Korolev A.A., Gerasimova E.O. (2023). Sotsialno-ekonomicheskie izmeneniya v usloviyakh politicheskikh krizisov i konfliktov [Social and economic changes in the conditions of political crises and conflicts]. Bulletin of the Samara Municipal Management Institute. (4). 35-44. (in Russian).

Geraskina A.R. (2023). Vliyanie antirossiyskikh sanktsiy na mirovuyu ekonomiku i sovremennye mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya [The impact of anti-Russian sanctions on the global economy and contemporary international economic relations]. Journal of international economic affairs. 13 (2). 221-236. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.2.117900.

Gorodnova N.V., Domnikov A.Yu. (2022). Vliyanie finansovyh sanktsiy na regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Rossii [The impact of financial sanctions on the regulation of Russia\'s foreign economic activity]. Journal of International Economic Affairs. 12 (2). 215–234. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114676.

Ivesting.com. Retrieved December 15, 2024, from https://ru.investing.com/

Kostin K.B., Shimko P.D., Sun Tsi (2022). Mezhdunarodnyy transfer tekhnologiy v Rossiyskoy Federatsii i ego perspektivy v sovremennyh usloviyakh sanktsionnyh ogranicheniy [International technology transfer in the Russian Federation and its prospects amidst sanctions]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2169-2192. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.

Kudryashov A.A., Korolev A.A. (2023). Analiz i otsenka tendentsiy mirovyh birzhevyh indeksov v kontekste eskalatsii ukrainskogo krizisa [Analysis and assessment of trends in global stock indices in the context of the Ukrainian crisis escalation]. Journal of international economic affairs. 13 (4). 653-668. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.4.118971.

Kudryashov A.A., Korolev A.A. (2023). Ekonomicheskie reformy kabineta ministrov Liz Trass i ikh vliyanie na ekonomiku Velikobritanii [Liz Truss\'s cabinet economic reforms and their impact on the UK economy]. Journal of international economic affairs. 13 (3). 571-584. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.3.118810.

Kudryashov A.A., Korolev A.A. (2023). Vliyanie geopoliticheskoy obstanovki na transformatsiyu neokolonialnoy sistemy [The influence of the geopolitical situation on the transformation of the neocolonial system]. Journal of international economic affairs. 13 (4). 735-750. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.4.119283.

Kudryashov A.A., Korolev A.A. (2024). Sostoyanie finansovoy sistemy Velikobritanii na fone nestabilnosti na geopoliticheskom urovne [The UK financial system amid geopolitical instability]. Journal of international economic affairs. 14 (1). 107-122. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120734.

Markelova E.A. (2022). Politika OPEK v usloviyakh sovremennogo energeticheskogo krizisa [OPEC policy in the current energy crisis]. Journal of international economic affairs. 12 (4). 807-822. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.4.116844.

Stefanova N. A., Korolev A. A. (2023). Problema vmeshatelstva inostrannogo kapitala v Rossiyskuyu ekonomiku [The problem of foreign capital intervention in the Russian economy]. Fundamentals of Economics, Management and Law. (1). 74-79. (in Russian). doi: 10.51608/23058641_2023_1_74.

Stefanova N. A., Korolev A. A. (2023). Vliyanie inostrannyh sanktsiy na fondovyy rynok Rossiyskoy Federatsii [Impact of foreign sanctions on the stock market of the Russian Federation]. Fundamentals of Economics, Management and Law. (4). 96-101. (in Russian). doi: 10.51608/23058641_2023_4_96.

Stefanova N.A., Korolev A.A. (2023). Nestabilnost ekonomiki SShA kak drayver novogo mirovogo finansovogo krizisa [Instability of the us economy as a driver of the new global financial crisis]. Fundamentals of Economics, Management and Law. (3). 52-57. (in Russian). doi: 10.51608/23058641_2023_3_52.

Stefanova N.A., Korolev A.A. (2024). Vliyanie ekonomiko-politicheskogo protivostoyaniya RF, SShA i stran Evropeyskogo soyuza na ikh finansovye sistemy [The impact of the economic and political confrontation between the Russian Federation, the United States and the European Union countries on their financial systems]. Zhurnal monetarnoy ekonomiki i menedzhmenta. (2). 71-78. (in Russian). doi: 10.26118/2782-4586.2024.22.39.010.

Stefanova N.A., Korolev A.A. (2024). Vliyanie geopoliticheskogo krizisa na neftegazovuyu otrasl ekonomiki Rossiyskoy Federatsii [The impact of the geopolitical crisis on the oil and gas industry of the Russian Federation]. Journal of international economic affairs. 14 (2). 323-342. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.2.121054.

The Global 2000Forbes.com. Retrieved December 15, 2024, from https://www.forbes.com/lists/global2000/?sh=1c5094c45ac0

TradingViewTradingview.com. Retrieved December 15, 2024, from https://ru.tradingview.com

TrendEconomyTrendeconomy.com. Retrieved December 15, 2024, from https://trendeconomy.com/data/h2/Italy/TOTAL

World Bank GrouWorldbank. Retrieved December 15, 2024, from https://www.worldbank.org/en/home

Zimovets A.V., Klimachev T.D. (2023). Analiz i otsenka stsenariev sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii v usloviyakh sanktsionnoy blokady i nepredskazuemosti globalnyh trendov mirovoy ekonomiki [Analysis and assessment of scenarios for Russia\'s socio-economic development under the sanctions embargo and unpredictable global economic trends]. Journal of international economic affairs. 13 (1). 181-202. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.1.117207.

Страница обновлена: 07.03.2025 в 02:44:27