Advantages of the intrapreneurship project process management model over the functional management model

Kulik A.V.1
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики «СПбУТУиЭ»

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 3 (March 2025)

Citation:

Abstract:
Despite the recognition of the process model of intrapreneurship project management as a promising vector of strategic innovation for companies capable of applying intrapreneurship tools, the concept of this approach remains relatively unknown. To date, only a few of its elements have been empirically validated, including the process mechanisms that companies focus on, as well as the factors that contribute to the active intrapreneurship behavior of employees. This study aims to address this lack of validation by examining the process model of intrapreneurship project management in the context of its advantages over the functional management model. The article presents an empirical study of business practices in terms of how the process approach contributes to mobilizing the foundations of intrapreneurship in the company's strategy. The proposed concept is based on the case study of a company that successfully implemented project process management within the framework of intrapreneurship. Particular attention was paid to internal mechanisms and strategies aimed at improving the effectiveness of project management in such key aspects as coordination, motivation and integration of interrelated processes. The results of the study allow to characterize contrasting approaches to intrapreneurship through the prism of process management. In conclusion, a taxonomy based on innovation categories is proposed that demonstrates the advantages of the process approach in achieving the strategic goals of the organization, including accelerating innovation, improving interdepartmental interaction, and increasing adaptability to change.

Keywords: Keywords: process management, intrapreneurship, strategic innovation, project approach, functional management, efficiency improvement

JEL-classification: O31, O32, O 33



Введение

Современные компании стремятся к созданию стратегических инноваций, и внутрифирменное предпринимательство становится действенным инструментом для достижения этой цели. Этот подход направлен на активизацию навыков и потенциала сотрудников, что подчеркивается А.М. Баймурзаевым [1, c. 176]. Подобной точки зрения придерживаются Миллер А. Е. и Леонов В. С., которые рассматривают внутрифирменное предпринимательство как процесс создания новых возможностей в рамках организации посредством расширения полномочий сотрудников [23, c. 51].

Несмотря на очевидные преимущества, внутрифирменное предпринимательство остается малоизученной концепцией. На текущий момент в научной литературе недостаточно доказательств относительно его ключевых элементов, включая механизмы, способствующие внутрифирменному предпринимательскому поведению, а также факторов, создающих благоприятные условия для вовлечения сотрудников в инновационные процессы.

Настоящее исследование предлагает аналитический подход к изучению практик внутрифирменного предпринимательства, основанный на тематических проектах компаний. Основное внимание уделяется внутренним аспектам стратегий внутрифирменного предпринимательства, которые применяются на предприятиях. Такой подход позволяет выявить ключевые критерии для анализа и классификации различных управленческих подходов, используемых в этой сфере.

Перекрестное изучение практик и проектов выявляет возможные взаимосвязи между операционными и стратегическими целями, которые компании реализуют через внутрифирменное предпринимательство. Целью проведения данного исследования является формализация и синтез лучших практик в модели процессного управления проектами внутрифирменного предпринимательства, а также проведение анализа сильных и слабых сторон построения системы внутрифирменного предпринимательства на предприятии в концепции процессного подхода менеджмента в условно совершенном виде. Научная новизна проводимого исследования заключается в сравнении декомпозированных элементов процессного управления проектами внутрифирменного предпринимательства с устоявшимися подходами в рамках применения функциональной модели менеджмента, что позволит предприятиям выбрать наиболее подходящие наборы инструментов, которые призваны совершенствовать системы внутрифирменного предпринимательства с целью увеличения количества проектов и повышения качества управления направлениями, минимизировать издержки и безвозвратные потери, в основе которых лежит сложная иерархия взаимодействия между подразделениями организации. В дополнение выбранные наборы инструментов процессной модели управления и отдельные контрольные процедуры функционального менеджмента позволят сократить сроки реализации и вывода в промышленную эксплуатацию новых решений за счет повышения стоимости и ценности конечного продукта для потребителей. способствует лучшему пониманию внутрифирменных предпринимательских моделей, применяемых на практике, и позволяет углубить понимание их роли в достижении стратегических результатов.

Обзор литературы

Понятие внутрифирменного предпринимательства в научной среде неоднократно переосмыслялось, что породило множество определений. Так, М.Г. Трейман впервые предложил это понятие, описав его как форму ведения бизнеса внутри компании [2, c. 100].

Широкова Г. В. и коллеги описывают внутрифирменное предпринимательство как проявление предпринимательской активности внутри организации [25]. Сходное мнение высказывает и Н. Хашеми, подчеркивая важность роли сотрудников в создании идей и участии в инновационных процессах на ранних этапах [27, c. 95]. Р. Равина-Рипполь, и другие исследователи акцентируют внимание на тесной связи между инновациями и внутрифирменным предпринимательским поведением персонала [28, c. 230].

Одни авторы связывают внутрифирменное предпринимательство с индивидуальными инициативами сотрудников, другие подчеркивают коллективный характер поведения в организованной среде, включающий работу небольших групп или подразделений [21]. Такие группы, как правило, организуются вокруг лидера, которого Миллер А. Е. и Леонов В. С. называют «предпринимателем отношений», способным объединять участников и координировать их усилия [23].

Несмотря на различия в определениях, большинство исследователей сходятся во мнении, что внутрифирменное предпринимательство мотивировано стремлением компаний сохранить конкурентоспособность. Оно ориентировано на развитие инноваций: создание новых продуктов, исследование рынков, разработку организационных моделей [24]. Это понятие охватывает как сам процесс инноваций, так и их конечный результат.

Таким образом, внутрифирменное предпринимательство можно рассматривать как мощный инструмент стратегического развития компаний, способный обеспечивать их рост и адаптацию к динамично-изменяющимся условиям конъюнктуры рынка.

Методология

Для исследования преимуществ процессного управления проектами внутрифирменного предпринимательства над функциональной моделью управления использовался комплексный подход, включающий теоретический анализ, изучение эмпирических данных, а также применение качественных и количественных методов. Основой исследования послужили данные из научных статей, отчетов компаний, внедривших процессное управление, и практических наработок, иллюстрирующих успешное применение двух различных моделей управления [15, 17, 26]. Для анализа были отобраны 15 компаний, использующих процессный подход.

На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ, позволивший систематизировать основные понятия и подходы к управлению проектами. Это помогло определить ключевые критерии сравнительного анализа двух моделей: гибкость, эффективность выполнения проектов, уровень инновационной активности и вовлеченность сотрудников. Затем был реализован качественный анализ, основанный на интервью с руководителями проектных отделов и экспертами в области внутрифирменного предпринимательства [5]. Интервью были направлены на выявление практических преимуществ и недостатков каждой модели.

Следующим этапом стал количественный анализ, в рамках которого исследовались показатели эффективности реализации проектов, включая время выполнения, затраты, уровень инновационной активности и процент проектов, завершенных в установленный срок. Для обработки данных использовались статистический анализ количественных показателей, контент-анализ интервью и отчетов, а также перекрестное сопоставление критериев эффективности обеих моделей.

Методы сбора данных включали опросы сотрудников для оценки их вовлеченности и удовлетворенности моделью управления, анализ отчетов о ключевых показателях эффективности, а также анализ успешных примеров применения процессного управления. Ограничениями исследования стали невозможность охватить все отрасли и ограниченный объем эмпирических данных по функциональному управлению в условиях внутрифирменного предпринимательства.

Результаты показали, что процессное управление проектами обладает существенными преимуществами: оно повышает гибкость, улучшает координацию между подразделениями и способствует росту инновационной активности. Эти выводы могут быть полезны для компаний, стремящихся внедрить процессный подход и достичь должного уровня инноваций в стратегическом развитии предприятий.

Результаты исследования

Два основных критерия, которые подвергаются оценке, - это цель достижения объема реализации продукта и целевой продукт. KPI «Цель достижения объема реализации продукта» оценивается на основе выручки от продаж, тогда как KPI «Целевой продукт» оценивается по проценту выполнения плана продаж.

Таблица 1. Оценка KPI (проекта развития внутрифирменного предпринимательства)

Оценка производительности
Основная цель
Целевой продукт
Цель
Баллы
Цель
Баллы
KPI
100%
50
100%
10
90%
40
90%
7
80%
30
80%
5

Идентификатор
Обозначение
Выручка от продаж, %
Выполнение плана продаж, %
1
4458
PI
87.04
30.00
2
223
PI
85.80
30.00
3
310
PI
89.77
30.00
4
2646
PI
91.99
40.00
5
3177
PI
89.46
30.00
6
3961
PI
87.74
30.00
Источник: составлено автором

Сотрудники оцениваются на основе плана действий, которому они следуют для выполнения плана продаж. Чем продуктивнее действия предпринимателя, тем ближе становится проект к преследуемым целям. Замена торгового персонала, наем новых курьеров и проектирование новых транспортных средств для доставки на новые рынки также являются важными уровнями целевого операционного планирования. Каждый из вышеперечисленных критериев имеет свои собственные конкретные цели и оценивается по каждому объективному критерию. Если показатель производительности активных посещений внутрифирменного предпринимателя составляет 77%, он получит 20 баллов при показателе найма 100%, а если показатель производительности посетителей (LPC) составляет 3,85, он получит 20 баллов при показателе найма 100%.

Каждому внутреннему предпринимателю был присвоен балл за достижение своих целей по продукту и управление своим планом проекта. Общая оценка преобразуется из 100 в 10 баллов и оценивается в матрице из 9 квадратов. Второй внутрифирменный предприниматель набрал 49 из 50 баллов за достижение своих целей по продукту, но не справился с управлением в планировании проекта, набрав 20 баллов из 50. Однако он получил высокую оценку, потому что его работа высоко отмечена менеджментом организации.

Операционный отдел обязан предоставлять сотрудникам ежемесячные отчеты по ключевым показателям эффективности. Это необходимо для ежемесячных тестов и поддержания мотивации персонала для достижения целей проекта.

В таблице 2 представлены основные составляющие достижения целевых показателей эффективной деятельности организации.

Таблица 2. Достижение целевых показателей эффективности реализации проектов по видам проектов

50
20
10
10
10
Итог
Проект 1 – Процент выполнения плана
Проект 1 - Баллы
Проект 2 - Процент выполнения плана
Проект 2 - Баллы
Проект 3 - Процент выполнения плана
Проект 3 – Баллы
Проект 4 - Процент выполнения плана
Проект 4 - Баллы
Проект 5 - Процент выполнения плана
Проект 5 - Баллы
100%
50
100%
20
100%
10
100%
10
100%
10
100
95%
25
95%
10
95%
5
95%
5
95%
5
50
90%
20
90%
5
90%
2,5
90%
2,5
90%
2,5
32,5
Ниже 90%
(10)
Ниже 90%
(2,5)
Ниже 90%
(1,3)
Ниже 90%
(1,3)
Ниже 90%
(1,3)
(16,3)
Источник: составлено автором

В таблице 2 выше показана демонстрация распределения проектов компании для оценки проектных менеджеров компании. Если 100% проектов реализовано в течение анализируемого месяца, менеджер получает 50 из 50 баллов, за 95% реализации проекта он получает 25 из 50 баллов. За 90% прироста в отдельном периоде он получает 20 баллов из 50. Достижение ниже 90% приводит к назначению отрицательными 10 баллами. Результаты оценки представлены ниже в матрице оценок сотрудников представлена ниже.

Необходимо также использовать матрицу «структуры классов». Данная матрица была создана для классификации сотрудников в рамках реализации предпринимательских планов, и сотрудники оценивались по данной категории с использованием рейтинговой шкалы.

Таблица 3. Система грейдов сотрудников реализации проекта развития внутрифирменного предпринимательства по матрице

Грейд
Баллы
G1
10
G2
9
G3
8
Y2
7
Y3
6
Y1
5
R2
4
R1
3
R3
2
Источник: составлено автором

По данным таблицы видно, что сотрудники, которые попадают в категории G1, G2 и G3, получают 10, 9 и 8 баллов. Сотрудники, которые относятся к категориям Y2, Y3 и Y1, получают 7,6,5 последовательно. Сотрудники, которые попадают в категории R2, R1 и R3, получают 4,3,2 подряд из 10. Однако эта оценка не является окончательной. Есть и другие критерии, которые учитываются, и сотрудникам выставляются оценки из 100, чтобы правильно их оценить.

Ниже представлен пример внедрения системы KPI в компании.

Таблица 4. Пример внедрения системы KPI в компании


Идентификатор
Должность в проектном отделе
Оценка на основе грейда
Возможности для повышения
1
2646
PM
9.00

2
3177
PM
7.00

3
3961
PM
7.00

4
310
PM
7.00

5
356
PM
9.00
+
6
3459
PSM
4.00

7
3640
PSM
7.00

8
3826
PSM
7.00

9
3017
PSM
6.00

10
2070
PSM
7.00

11
3626
PSM
7.00

12
2887
PSM
7.00

13
3971
PSM
7.00

14
3800
PSM
7.00

15
4262
PSM
7.00

16
4409
PSM
10.00

17
426
PSM
9.00
+
18
4368
PSM
9.00
+
Источник: составлено автором

PM – менеджер по проекту

PSM – менеджер по сопровождению проекта

Из таблицы видно, что три сотрудника отдела развития внутрифирменного предпринимательства по процессной модели получили повышение по службе на основании анализа их ключевых показателей эффективности. Все их оценки составили 9 из 10 по 100-балльной шкале. Другие сотрудники также набрали 9 из 10, а один даже получил высший балл 10, но он не получил повышения, поскольку его повысили в предыдущем году. В таблице ниже приведены доказательства того, что отчеты по ключевым показателям эффективности влияют на процесс принятия решений по оценке сотрудников, которые выполняют мероприятия по улучшению. Окончательное решение будет принято на основе оценки KPI.

На основе проведенного исследования в таблице 6 представлены результаты SWOT-анализа функциональной и процессной моделей управления.

Таблица 5. SWOT-анализа функциональной и процессной моделей управления

Критерий
Функциональная модель
Процессная модель
Сильные стороны (S)
- Ясная структура ответственности. - Высокая специализация сотрудников. - Легкость управления в рамках функций.
- Высокая гибкость. - Улучшенная координация между подразделениями. - Сосредоточенность на конечном результате.
Слабые стороны (W)
- Низкая гибкость при изменении внешней среды. - Сложности координации между подразделениями. - Узкий взгляд на задачи.
- Требует значительных изменений в организационной культуре. - Возможны конфликты из-за перекрестных обязанностей.
Возможности (O)
- Развитие специализации. - Обучение сотрудников в узких областях. - Эффективное выполнение рутинных задач.
- Ускорение инновационных процессов. - Рост мотивации сотрудников через вовлечение. - Быстрое реагирование на изменения.
Угрозы (T)
- Устаревание в условиях динамичной среды. - Высокая вероятность бюрократизации.
- Возможный перерасход ресурсов на внедрение. - Требует изменения менталитета сотрудников и руководства.
Источник: составлено автором

Функциональная и процессная модели управления представляют собой два основных подхода к организации деятельности компаний. Эти модели отличаются по степени гибкости, скорости принятия решений, распределению ответственности и другим ключевым аспектам.

Функциональная модель имеет низкую гибкость из-за своей иерархической структуры. Каждый сотрудник и отдел отвечают за выполнение четко определенных функций, что ограничивает возможности для адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. Процессная модель, напротив, предполагает более динамичный подход. Она ориентирована на достижение результата и эффективное использование ресурсов через межфункциональное взаимодействие. Это позволяет быстрее реагировать на изменения и корректировать планы.

Централизация управления в функциональной модели позволяет концентрировать принятие решений на уровне руководства, что полезно для стратегических вопросов. Однако это может приводить к задержкам в решении оперативных задач. Процессная модель характеризуется децентрализацией. Полномочия распределяются по командам, работающим над проектами, что ускоряет процесс принятия решений, но требует высокого уровня профессионализма и координации.

Процессная модель выигрывает в скорости принятия решений за счет горизонтального взаимодействия между участниками процесса. В функциональной модели скорость принятия решений замедляется из-за необходимости прохождения решений через несколько уровней иерархии.

В функциональной модели каждый отдел сосредоточен на своей зоне ответственности, что может создавать сложности при взаимодействии между подразделениями. Например, отдел маркетинга и отдел продаж могут работать независимо друг от друга, что снижает общую эффективность. Процессная модель устраняет эти барьеры, так как акцент делается на согласованной работе всех участников процесса.

Функциональная модель часто приводит к низкой вовлеченности сотрудников, так как они не видят всей картины процесса и конечного результата. В процессной модели сотрудники глубже вовлечены в выполнение задач, поскольку они понимают, как их работа влияет на достижение целей проекта.

Процессная модель стимулирует инновации за счет вовлеченности и ориентации на результат. Команды, работающие над проектами, имеют больше свободы для поиска новых решений. В функциональной модели инновационная активность может быть снижена из-за изолированности подразделений и их узкой специализации.

Сравнение функциональной и процессной моделей управления демонстрирует, что процессный подход обладает значительными преимуществами для современных компаний, работающих в условиях высокой динамики и конкурентного давления. Гибкость, ускорение принятия решений, улучшенная координация и рост инновационной активности делают процессное управление особенно актуальным для внутрифирменного предпринимательства. Однако переход к этой модели требует существенных изменений в структуре и культуре компании, что может быть затруднено в условиях ограниченных ресурсов или сопротивления со стороны сотрудников.

В то же время функциональная модель остается эффективной в условиях стабильной среды, где приоритет отдается узкой специализации и строгой иерархии. Выбор между этими моделями должен основываться на стратегических целях компании, отраслевых особенностях и уровне зрелости организационных процессов.

Исследования показывают, что предпринимательство обусловлено не только ценностями, но и определенным отношением к себе и миру. Поэтому в дополнение к тесту Макклелланда в анкету был добавлен вопросник для определения этих установок. На основе результатов анкетирования и интервьюирования мы построили исследовательскую модель внутриорганизационного предпринимательства и сравнили эти две модели.

На основании результатов данного исследования была построена модель эндогенного предпринимательства на основе теории Макклелланда и проведено ее сравнение с ранее построенной моделью на основе «чтения жизненного баланса». Были выбраны основные параметры модели: доход, производительность, безопасность, самооценка, влияние на людей, креативность, инновации, командная работа, коммуникация, мечты и семья.

Рисунок 1. Гипотетическая модель

Источник: составлено автором

Рисунок 2. Реальная модель (по результатам исследования)

Источник: составлено автором

При проведении сравнения функциональной и процессной моделей развития внутрифирменного предпринимательства большую значимость для потенциальных внутрифирменных предпринимателей имеют такие параметры, как самореализация, развитие, творчество, ощущение безопасности, тогда как в гипотетической модели значимыми параметрами оказываются семья, влияние на людей и работа в группе, а также коммуникации.

Заключение

Ключевые показатели эффективности имеют решающее значение для достижения бизнес-целей, поскольку они позволяют вам оставаться в авангарде принятия решений. Важно четко определить цели компании в целом, чтобы сотрудники знали и несли ответственность за свои индивидуальные ключевые показатели эффективности, а также знали об общих целях компании. Это обеспечивает рост и стабильность.

В результате проведенного исследования были предложены различные стратегии совершенствования системы KPI, включая ее периодическое обновление в соответствии с текущими потребностями бизнеса и учет оценочного аспекта при расчете Та работы. Они подчеркивают важность установления ключевых показателей эффективности, которые не только отражают цели компании, но и достижимы. Недавно компания перешла на ежемесячную проверку ключевых показателей эффективности, но сотрудники считают, что эта практика позволяет им оставаться сосредоточенными на ключевых показателях. Ежеквартальные обзоры также рассматриваются как способ повышения эффективности.

Для мотивации сотрудников рекомендуется регулярно информировать их об эффективности их работы и областях, требующих улучшения. При создании KPI также важно учитывать отзывы сотрудников и позволять им самостоятельно принимать решения о том, какой вклад они вносят в достижение общих целей компании. Такой подход «снизу вверх» приводит к повышению вовлеченности сотрудников и удовлетворенности работой.

При разработке критериев оценки необходимо учитывать особенности реализации внутрифирменных предпринимательских инициатив, такие как постановка индивидуальных целей продаж и KPI, основанных на усилиях. Это помогает установить разумные стандарты производительности, основанные на фактах.

Была предложена система оценки на основе KPI, а оценка была переведена в 10-балльную шкалу из 100. Двумя основными критериями оценки были достижение целевых показателей и достижение целевого плана действий. Такой подход позволяет построить гибкую и адаптивную систему оценки, стимулирующую как индивидуальные достижения, так и командную работу в рамках развития внутреннего предпринимательства с учетом модели процессного управления проектами.


References:

(2020). Stimulirovanie predprinimatelskoy aktivnosti rabotnika v kontekste ispolzovaniya metodov kontseptsii vnutrifirmennogo predprinimatelstva v sisteme upravleniya personalom [Stimulating the entrepreneurial activity of an employee in the context of using the methods of the concept of intra-company entrepreneurship in the personnel management system] Current issues of personnel management. 171-180. (in Russian).

Baymurzaev A.M. (2020). Klyuchevye modeli issledovaniya predprinimatelskoy orientatsii [Key models of entrepreneurial orientation research]. Skif. Voprosy studencheskoy nauki. (4). 176-180. (in Russian).

Bezdudnaya A. G., Treyman M. G., Ignatova D. Yu. (2022). Issledovanie vozmozhnostey primeneniya tsifrovyh innovatsiy v usloviyakh vnutrifirmennogo predprinimatelstva v organizatsii [Research of the possibilities of applying digital innovations in the conditions of in-house entrepreneurship in an organization]. Technical and technological problems of service. (1 (67)). 109-117. (in Russian).

Gagarina G. Yu., Bolotov R. O. (2021). Otsenka mezhregionalnogo neravenstva v Rossiyskoy Federatsii i ego dekompozitsiya s primeneniem indeksa Teyla [Valuatio of inequality in the Russian Federation and its decomposition using the theil index]. Federalizm. 26 (4). 20-34. (in Russian).

Gagarina G. Yu., Chaynikova L. N., Arkhipova L. S. (2019). Rol analiza ustoychivogo razvitiya regionov Rossii v strategicheskom planirovanii [The role of the analysis of sustainable development of regions of russia in the strategic planning]. Federalizm. (4). 5-21. (in Russian).

Gertsik Yu.G., Moskalenko S.A., Zhuravleva A.S. (2020). Analiz osnovnyh polozheniy teorii predprinimatelstva i ee roli v razvitii innovatsionnoy ekonomiki [Analysis of the fundamentals of the theory of entrepreneurship and its role in the development of an innovative economy]. V tsentre ekonomiki. (2). 23-28. (in Russian).

Glagoleva N.N., Pronina Yu.O. (2021). Realizatsiya innovatsionnyh proektov v usloviyakh konkurentsii [Implementation of innovative projects in a competitive environment]. Vestnik Belgorodskogo universiteta, kooperatsii, ekonomiki i prava. (3). 225-232. (in Russian).

Grechina I.V., Balashov Yu.V. (2021). Innovatsionnyy proekt v predprinimatelstve i ekonomicheskaya otsenka ego effektivnosti [Innovative project in entrepreneurship and economic evaluation of its effectiveness]. Vestnik instituta ekonomicheskikh issledovaniy. (1). 65-71. (in Russian).

Gulkin P.G. (2021). Venchurnye i pryamye chastnye investitsii v Rossii. Teoriya i desyatiletie praktiki [Venture capital and private direct investments in Russia. Theory and a decade of practice] (in Russian).

Hashemi N. (2023). Evaluation of intrapreneurship in business innovation—an analysis between scale-ups and big corporations Digital Management in Covid-19 Pandemic and Post-Pandemic Times. 95-106.

Iekhushua L. (2019). Novye ucheniki: kharakteristiki pokoleniya Z v klasse i za shkolnymi stenami [New students: characteristics of Generation Z in the classroom and beyond school walls] (in Russian).

Ilyushkin V.V. (2021). Sotsialnyy stereotip kak kontsentrirovannoe vyrazhenie sotsialnoy ustanovki [A social stereotype as a concentrated expression of a social attitude]. Vestnik nauki i obrazovaniya. (1). 87–92. (in Russian).

Kartashova L. V. (2020). Minimizatsiya sotsialno-ekonomicheskikh poter vysvobozhdeniya personala v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa i preodoleniya posledstviy rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii [Minimizing social and economic losses due to personnel discharge in conditions of economic crisis and overcoming after-effects of the new corona-virus infection]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. GV Plekhanova. 17 (4(112)). 61-77. (in Russian).

Karter T. (2018). Podgotovka pokoleniya Z k pedagogicheskoy professii [Preparing generation Z for the teaching profession]. Srare Journal. (1). 1-8. (in Russian).

Kashirskiy A. S., Kirichenko Yu.V. (2017). Mirovoy okean - posledniy rezerv chelovechestva [World ocean - last reserve of humanity]. Gornye nauki i tekhnologii. (1). 67-76. (in Russian).

Kostoyantsev A.E. (2021). Transnatsionalizatsiya kak mezhdunarodnaya forma organizatsii predprinimatelstva v globaliziruyushcheysya ekonomike [Transnationalization as an international form of business organization in a globalizing economy]. Science and education: economy and entrepreneurship; law and management. (7). 7-27. (in Russian).

Kvilinskiy A.S., Trushkina N.V., Rynkevich N. S. (2019). Kontseptualnye podkhody k opredeleniyu termina informatsionnaya ekonomika [Conceptual approaches to defining the term information economy]. The problems of Economy. (3). 147-155. (in Russian).

Miller A.E., Leonov V.S. (2022). Osobennosti predprinimatelskogo stilya upravleniya [Features of the entrepreneurial management style]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 51-59. (in Russian).

Ravina-Ripoll R., Galvan-Vela E., Sorzano-Rodríguez D.M., Ruíz-Corrales M. (2023). Mapping intrapreneurship through the dimensions of happiness at work and internal communication Corporate Communications. 28 (2). 230-248. doi: 10.1108/ccij-03-2022-0037.

Shirokova G.V., Ezhova Ya.S. (2022). Stanovlenie vnutrifirmennogo predprinimatelstva v rossiyskoy kompanii: formirovanie, razvitie i perspektivy [The formation of intra-company entrepreneurship in a Russian company: formation, development and prospects]. Russian Management Journal. 10 (1). 117-140. (in Russian).

Shirokova G.V., Sarycheva V.A., Blagov E.Yu., Kulikov A.V. (2019). Vnutrifirmennoe predprinimatelstvo: podkhody k issledovaniyu fenomena [Intra-company entrepreneurship: approaches to the study of the phenomenon]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 8. Management. (1). 3-32. (in Russian).

Vasilyonok V. L., Aleksashkina E. I. (2023). Razvitie predprinimatelstva i faktory ego opredelyayushchie [The development of entrepreneurship and its determining factors]. Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment». (1). 8. (in Russian).

Zinchuk G. M., Yashkin A. V., Aleksashin K. Yu. (2022). Ustoychivoe razvitie munitsipalnyh obrazovaniy [Sustainable development of municipalities]. Innovation and Investment. (1). 224-228. (in Russian).

Zlobin B.K., Davydova L.V. (2023). Zarubezhnyy opyt finansirovaniya innovatsionnoy aktivnosti [Foreign experience in financing innovation activity]. Economic and Human Sciences. (12). 58-65. (in Russian).

Страница обновлена: 25.01.2025 в 10:07:33