An economic and mathematical model for optimizing the financing of urban and metropolitan transport network development projects
Drobot E.V.1,2, Makarov I.N.3,4
, Ryazantseva E.A.5
, Pivovarova O.V.6
1 Центр дополнительного профессионального образования
2 Первое экономическое издательство
3 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
4 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
5 Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
6 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 6
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80314117
Abstract:
In this article, the authors continue a series of publications devoted to the application of the optimization model to various infrastructure facilities and projects. In this case, the optimization model was applied to the transport network of an urban agglomeration. The authors have developed and justified the main parameters of the network, in relation to which the optimization of the transport infrastructure of the urban agglomeration should be carried out. The article presents the authors’ economic and mathematical model aimed at optimizing the financing of projects for the development of the transport network of cities and agglomerations. The purpose of developing this model was the need to find ways and means to optimize the allocation of financial resources to transport infrastructure in order to increase the efficiency of traffic flow and spatial development. The proposed model makes it possible to take into account various parameters and limitations when allocating funds for transport infrastructure development projects in cities and agglomerations. The results of the study will be useful for specialists in regional economics and management, urban planning, as well as for organizations involved in the implementation of transport infrastructure development projects.
Funding: The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the public R&D contract of the Financial University under the Government of the Russian Federation, 2024.
Keywords: agglomeration, city, optimization, spatial development, transport infrastructure, transport network, traffic flow, regional sustainable development, project financing, economic and mathematical model
Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 2024.
JEL-classification: R11, R12, R13, R58, L90, L91, R40
Введение
В условиях ускорения темпов урбанизации возрастает необходимость постоянного совершенствования транспортной инфраструктуры городов и городских агломераций. Тем не менее ограниченность бюджетного финансирования ставит задачу поиска путей и способов оптимизации финансовых ресурсов, выделяемых и привлекаемых для реализации проектов развития городской (прежде всего транспортной) инфраструктуры.
Российские экономисты достаточно подробно рассматривают вопросы реализации инфраструктурных проектов в регионах [2, 12, 17, 26, 28, 29]. Достаточно много исследований посвящено различным аспектам устойчивого развития регионов [3, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 16, 21–25, 27, 29]. Тем не менее проблемам финансирования проектов устойчивого развития регионов, городов, агломераций, включая финансирование развития транспортной и прочей региональной инфраструктуры, российские экономисты уделяют намного меньше внимания. Можно отметить несколько интересных исследований, в которых рассматриваются методы и источники финансирования инвестиционных программ развития регионов [1], предлагаются модели потенциала развития совместного финансирования и инвестирования в регионах России [5], дается оценка целевых программ по финансированию комфортной городской среды [8], а также систематизируются проблемы финансирования и мониторинга деятельности региональных кластеров [30].
Целью данного исследования является разработка экономико-математической модели, позволяющей оптимизировать распределение финансовых ресурсов для поддержки развития транспортной инфраструктуры с учетом особенностей пространственного развития и транспортных потоков в городах и агломерациях.
Данная статья фактически является продолжением цикла нашьх работ, посвященных проблематике применению модели оптимизации к различным инфраструктурным объектам и проектам [11, 15, 18–20].
Основная часть
Современное состояние российского общества и его дальнейшее инновационное развитие требует решения ряда ключевых проблем, среди которых одной из наиболее фундаментальных является формирование и финансирование набора стратегий инфраструктурного развития регионов и городов на базе привлечения частного капитала и использования государственных (федеральных и региональных) бюджетных средств, а также средств местных (городских) бюджетов. Основная компонента этого интегрального набора стратегий Zint реализует достижение следующих целей:
1. Политические цели ZПОЛ:
· сохранение базиса для обеспечения территориальной целостности страны;
· расширение связей между городскими территориями, городами региона и регионами;
· повышение престижа страны, региона, города.
2. Социальные цели ZСОЦ:
· формирования условий для повышения уровня у качества жизни населения;
· развитие жилищной политики и деятельности жилищно-коммунального хозяйства с учетом городских и региональных особенностей и потребностей населения;
· гарантия личной безопасности граждан региона, включая повышение безопасности всех видов транспорта, входящих в функционирование городской транспортной системы.
3. Экономические цели ZЭКОН:
· обеспечение необходимой динамики изменения валового регионального продукта (ВРП);
· создание объективных экономических (транспортных) предпосылок для совершенствования структуры городской и региональной экономики и развития предприятий сферы материального производства;
· повышение интегрального уровня инвестиционной привлекательности города и региона и, в первую очередь, инвестиций в основной и человеческий капитал;
· совершенствование региональных и межбюджетных финансово-кредитных отношений.
4. Экологические цели ZЭКОЛ:
· сохранение исторически сложившейся среды обитания, естественного природно-ресурсного потенциала биосферы как безусловного фактора выживания человека;
· сокращение необратимых деградационных изменений экологической среды региона, агломерации, города;
· обеспечение условий сохранения и роста «ассимиляционной емкости» биосферы в условиях исчерпания естественных природных ресурсов и роста отходов производственно-хозяйственной деятельности в регионе, агломерации, городе;
· снижение уровня выбросов в атмосферу от эксплуатации автомобильного транспорта;
· сохранение естественной природной среды в процессе развития транспортной системы в регионах, агломерациях, городах.
Устойчивое развитие региона и его вклад в национальную безопасность страны состоит в достижении целей (цели ZПОЛ, цели ZСОЦ, цели ZЭКОН, цели ZЭКОЛ) путем реализации соответствующих проектов развития региона. Однако при этом необходимо обеспечить гармоничное сочетание во взаимодействии всех целей, поскольку абсолютизация одной из них существенно ограничивает возможность достижения других целей. Так, экономические цели развития региона должны быть ориентированы не на повышение потребления природно-ресурсного потенциала биосферы, а на его рационализацию.
Социальные задачи регионального развития должны быть ориентированы на человека и состоят, в первую очередь, в росте благосостояния, социальной справедливости, адекватной системе распределения и перераспределения доходов, сохранении культуры. Однако, использование в качестве доминирующих критериев управления региональным развитием достижения социальных целей может снизить экономическую эффективность, а желание обеспечить благосостояние всего населения в текущий момент времени может нанести несоизмеримый и непоправимый ущерб будущим поколениям, разрушив среду обитания.
Экологические цели, будучи использованы в качестве единственного критерия управления, потребуют свести до минимума хозяйственную деятельность, что приведет к деградации общества и, в предельном выражении, к одичанию и самоликвидации населения региона.
Поэтому, разрабатывая интегральный проект достижения целей Zint = {ZПОЛ, ZСОЦ, ZЭКОН, ZЭКОЛ} мы должны учесть относительную значимость каждой из компонент этого множества с учетом особенностей рассматриваемого региона и сохранения или усиления устойчивости его развития.
Кроме того, следует учитывать степень взаимодействия рассматриваемого города (региона) с другими городами, регионами и со страной в целом. Например, для компонента ZЭКОН это придаст особую важность достижению целей, обеспечивающих территориальное развитие отраслей инфраструктуры:
· сети федерального железнодорожного транспорта;
· отдельные частные или муниципальные железные дороги, включая сети городского железнодорожного транспорта;
· сети автодорог федерального, регионального и местного значения;
· сети и объекты городского электрического транспорта, включая рельсовый транспорт.
В целом это означает, что каждая из компонент ZПОЛ, ZСОЦ, ZЭКОН, ZЭКОЛ интегрального множества Zint является подмножеством и, следовательно:
Zint = ZПОЛ ∪ ZСОЦ ∪ ZЭКОН ∪ ZЭКОЛ. (1)
Компонента каждого из подмножеств, указанные нами выше, имеют различную городскую и региональную значимость, что также должно учитываться при реализации стратегии интегрального развития города.
В общем случае, когда устойчивое развитие города, агломерации и региона реализуется интегральным множеством целей Zint, образованных подмножествами Z1, Z2, ..., Zn, реализация этого проекта может быть представлена последовательностью действий, представленных ниже.
Согласно предлагаемому механизму, структуры, функционирующие на базе различных форм финансирования (бюджетного, смешанного, включая различные виды государственно-частного партнерства) призваны реализовать интегральную стратегию развития региона Zint, сформированную подмножеством поставленных целей {ZПОЛ, ZСОЦ, ZЭКОН, ZЭКОЛ}. Эта политика, во-первых, должна гармонично сочетать интересы государства и бизнеса. Во-вторых, экономически, экологические, социальные и иные особенности каждого города региона требуют ранжирования подмножеств Z1, Z2, ..., Zn, по степени их актуальности при условии обеспечения устойчивого развития рассматриваемого города и/или региона.
В работе предложена
процедура ранжирования целей Z1,
Z2,
..., Zn
путем введения αi
[0, 1], i = 1,
2, ..., n, определяют
актуальность достижения каждой из групп целей. При этом предполагается
выполнение условия нормировки:
(2)
Определение величины αi на этапе создания интегрального проекта Zint должно быть проведено с учетом интересов государства, частных партнеров и населения территории. Однако, этот метод ранжирования целей Z1, Z2, ..., Zn является, в определенной степени, полуэмпирическим. Его естественно дополнить классическим методом решения задач такого типа – методом экспертных оценок в механизме открытого управления, позволяющим исключить манипулирование отдельными «недобросовестными» экспертами своими оценками с целью получения желаемой для них оценки, что, естественно, нарушает объективность итогового результата.
Реализация метода экспертных оценок в механизме открытого управления состоит в следующем. Расположим оценки группы из N экспертов для величины R по неубыванию:
r1 ≤ r2 ≤ … ≤ rn. (3)
Далее, введем N вспомогательных чисел:
qk = 100 – 100 (k – 1) / N; k = 1, 2, ..., N. (4)
Эти числа делят отрезок [0%, 100%] на N равных частей. Определим для каждого номера k величину
min (rk, qk). (5)
Наконец, из всех полученных минимумов выберем наибольший:
maxmin (rk, qk). (6)
k
который в этой методике и будет итоговым решением. В теории коллективного принятия решения доказывается, что предложенный способ является механизмом открытого управления, т.е. он защищен от манипулирования со стороны экспертов.
При этом важно сделать одно замечание. Мы предполагаем, что параметры эффективности α1, α2, ... , αn удовлетворяют условию нормировки, что, с теоретико-вероятностной точки зрения, предполагает полноту набора проектов Zi. Однако, величина αi в рассматриваемом механизме открытого управления определяется экспертами для каждого проекта Zi по отдельности, что в целом не гарантирует выполнения приведенного выше условия нормировки. В этой, достаточно часто возникающей в приложениях метода, ситуации когда:
(7)
Следует от полученных экспертных оценок αi перейти к перенормированным оценкам:
αi* = αi / С, (8)
что, с одной стороны, не нарушает условие обязательной актуальности каждого из проектов Zi и, с другой стороны, восстанавливает условие их нормировки.
Однако, данную методику можно дополнить и более объективной методикой отбора необходимых проектов применительно к автотранспортной системе крупного города или городской агломерации.
Рассмотрим теоретические подходы, которые позволят нам добиться более высокой степени формализации и алгоритмизации выбора наиболее значимых проектов реконструкции транспортной сети города.
При ранжировании дорог по аналогии с распределением в макроэкономике можно использовать децильный коэффициент. В данном случае за базис можно взять интенсивность движения на самых загруженных магистралях города или городской агломерации (можно взять несколько самых загруженных магистралей города, отличающихся по параметрам напряженности транспортного потока менее час 10% (поскольку речь идет о децильном коэффициенте)), а за минимум – интенсивность движения на наименее загруженных автомобильных дорогах городской агломерации или крупного города, фактический суточный поток автомобилей на которых составляет менее 1 автомобиля в час (и потому может быть принят за условный ноль).
Соответственно, разделив автомобильные дороги городской агломерации или города на 10 категорий в соответствии с параметрами интенсивности движения мы получим ранг значимости дороги в агломерации.
Данная методика должна тем не менее предполагать, как минимум, одно исключение: если данная дорога является безальтернативным вариантом для связи частей города, ей автоматически должен быть присвоен наивысший коэффициент значимости.
Следующий подход с точки зрения инженерной логики и практического опыта транспортной планировки городов, при выборе наиболее значимых магистралей должны выступать:
1) магистрали с высоким уровнем интенсивности транспортного потока ((интенсивность движения (автомобилей в час, автомобилей на метр ширины магистрали за определенные периоды времени);
2) наибольшая продолжительность «пробок» – соотношение времени затрудненного движения к 24-х часовому суточному циклу и недельному циклу;
3) протяженность сети магистрали как доля общей протяженности сетей автомобильных дорог транспортной системы города.
При этом сам механизм ранжирования (проставления и подсчета рейтинговых оценок) и последующего выбора проекта можно оставить без изменений.
Реализация интегрального проекта Zint требует выделения определенного объема ресурсов Wint необходимого для его полноценного и безрискового осуществления и обеспечиваемого структурами государственно-частного партнерства.
Этот интегральный объем финансирования должен распределяться для реализации проектов Z1, Z2, ..., Zn с объемами ресурсов Wi = W (Zi), i = 1, 2, ..., n.
Однако, в условиях финансового кризиса, полученные объемы финансирования Wi, как правило, недостаточны для полноценного и безрискового осуществления каждого из проектов Zi:
(9)
Отметим еще раз, что
объем ресурсов предполагает
полноценное финансирование проектов и достижения каждой из целей Zi.
В этой ситуации государственно-частное партнерство является основным
механизмом, ослабляющим риски, возникающие при реализации проектов Zi
в условиях недофинансирования.
Дальнейшая реализация интегрального проекта состоит в привлечении инвестиционных фондов Фj, j = 1, 2, ... , m, осуществляющих организационно-хозяйственную деятельность по выполнению проектов Zi.
Для управления процессом инвестирования и его оптимизацией введем параметры управления процессом:
xij – объем инвестирования фонда Фj при реализации проекта Zi.
Кроме того, будем считать известными величины:
ωj – стоимость единицы вложения в фонд Фj, j = 1, 2, ... , m.
Наконец, следует считать известными предельные объемы финансирования Wi каждого проекта Z1, Z2, ..., Zn.
Эти начальные данные исследуемого процесса удобно представить в виде следующей таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Реализация интегрального плана Zint = {Z1, Z2, ..., Zn} финансирования транспортных инвестиционных проектов
Инвестиционные
фонды Проекты |
Ф1
|
Ф2
|
...
|
Фm
|
Предельные объемы финансирования
|
Z1
|
ω1
х11 |
ω2
х12 |
...
|
ωm
х1m |
W1
|
Z2
|
ω1
х21 |
ω2
х22 |
...
|
ωm
х2m |
W2
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
Zn
|
ω1
хn1 |
ω2
хn2 |
...
|
ωm
хnm |
Wn
|
Тогда ограничения по предельным объемам финансирования будут иметь вид:
≤
Wi, i
= 1, 2, ..., n. (10)
В том случае когда известен общий объем Wint = W(Zint) финансирования всего интегрального проекта в целом, возникает проблема разделения его на потоки Wi = W(Zi) финансирования каждого из образующих его проектов Zi. Эта задача должна решаться с учетом социально-экономического состояния рассматриваемого региона и экономических, технических и иных особенностей реализации проектов Zi. Отметим еще раз, что наиболее существенным моментом в устойчивом развитии крупного города, или агломерации является развитие транспортной инфраструктуры. Именно в решении этой задачи государственно-частное партнерство должно оказаться наиболее эффективным.
Решение проблемы
ранжирования проектов Zi
по степени их региональной и межрегиональной значимости в обеспечении
устойчивого развития городов региона может быть достигнуто путем введения
величин αi
[0, 1], i = 1,
2, ..., n, определяющих
относительную значимость каждого из проектов Zi.
Это определяет целевую функцию интегрального проекта в целом:
F(Zint)
= (11)
Наконец, мы должны учитывать ограничения мощностей Vj инвестиционных фондов (инвесторов) по использованию средств финансирования, полученных в результате государственно-частного партнерства:
W
(Фj)
= ≤ Vj, j = 1, 2, ..., m.
(12)
С учетом отмеченных ограничений на параметры управления процессом xij и целевой функции процесса экономико-математическая модель устойчивого развития городов (агломераций) региона, учитывающая параметры и приоритеты этого развития, будет иметь вид:
≤
Wi, i
= 1, 2, ..., n
≤
Vj, j
= 1, 2, ..., m
xij ≥ 0
αi
[0, 1], i
= 1, 2, ..., n,
(13)
F (Zint) = →
max
Предложенная математическая модель является задачей линейного программирования и, следовательно, всегда допускает нахождение оптимального решения Zintopt = {Z1opt, Z2opt, ..., Znopt} с помощью традиционного симплекс-метода, используя, при необходимости, свойства взаимно-двойственных задач.
В том случае, когда первые две системы ограничений на параметры управления xij имеют форму уравнений, естественно использовать методы транспортной задачи с логистическими коэффициентами затрат [4]:
cij = αi × ωj, (14)
а также следует учитывать, что вместо минимума целевой функции логистических затрат мы определяем максимум эффективности реализации интегрального проекта развития крупного города или агломерации.
Это, естественно, требует определенного редактирования существующих процедур: построение первоначального плана распределения потоков финансирования Wi, метода потенциалов и критерия оптимальности найденного решения.
Заключение
В заключении, возвращаясь к проблеме устойчивого развития города, агломерации, региона и его взаимодействия с другими городами, агломерациями, регионами, следует отметить, что в каждой группе проектов ZПОЛ, ZСОЦ, ZЭКОН, ZЭКОЛ есть наиболее значимые подпроекты, специфичные для эффективности реализации всего интегрального проекта в целом и учитывающие особенности рассматриваемого города, агломерации, региона.
Наиболее важным среди таких подпроектов является развитие транспортной инфраструктуры городов региона и городских агломераций. В такой ситуации имеет смысл введение подобных приоритетных подпрограмм отдельными компонентами целевой функции и системы ограничений предложенной математической модели интегрального развития транспортной системы города (агломерации) на основе государственно-частного партнерства.
References:
Abramova K. A., Soloveva M. V., Aleeva G. I. (2021). Infrastrukturnyy faktor rosta innovatsionnoy aktivnosti v regione [Infrastructure factor in the regional innovative activity growth]. Creative Economy. 15 (12). 5065-5078. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.12.114042.
Abzalbek G. A. (2022). Metody i istochniki finansirovaniya investitsionnyh programm razvitiya regionov [Methods and sources of financing investment programs for regional development]. Journal of Central Asia Economy. 6 (1). 89-96. (in Russian). doi: 10.18334/asia.6.1.41497.
Avezova M. M., Urunov A. A., Usmanov D. I., Mansurova M. G. (2024). Model formirovaniya traektorii ustoychivogo ekonomicheskogo razvitiya promyshlennosti regiona v kontekste diversifikatsii [Trajectory model of sustainable economic development of regional industry in the context of diversification]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (5). 1879-1892. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.5.120988.
Drobot E.V., Kukina E.E., Makarov I.N. (2019). Nalogovaya politika i proektnoe finansirovanie kak instrumentariy gosudarstvennoy politiki regionalno-otraslevogo razvitiya strany [Tax policy and project financing as a tool of state policy of regional and sectoral development of the country]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1807-1816. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40875.
Drobot E.V., Yarikova E.V. (2019). Institutsionalnyy analiz organizatsii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v realizatsii infrastrukturnyh proektov [Institutional analysis of public-private partnership in the implementation of infrastructure projects]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2989-3000. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.40838.
Gareev I. F., Gubeev E. P. (2024). Desyat let transformatsii gorodskoy sredy: otsenka tselevyh programm po finansirovaniyu komfortnoy gorodskoy sredy [Ten years of urban transformation: evaluation of targeted programs for financing a comfortable urban environment]. Russian Journal of Housing Research. 11 (4). 487-504. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.11.4.121597.
Grachev S.A. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost kak osnova ustoychivogo razvitiya regionalnoy ekonomiki v usloviyakh tsifrovizatsii [Economic security as the basis for sustainable development of the regional economy in the context of digitalization]. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 1331-1342. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111238.
Gubin A.M. (2022). Kontseptualnye osnovy ekonomicheskoy integratsii v usloviyakh globalizatsii i ustoychivogo razvitiya regionalnoy ekonomiki [Conceptual framework for economic integration in a globalised and sustainable regional economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2601-2622. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116395.
Isaev R. O. (2019). Ustoychivoe razvitie, nauka, innovatsii – tri vektora regionalnoy ekonomiki budushchego [Sustainable development, science, innovation – three vectors of the regional economy of the future]. Creative Economy. 13 (11). 2169-2178. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.11.41360.
Ivanenko O. B., Shadrina M. D. (2024). Investitsionnaya politika regiona kak faktor ustoychivogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Regional investment policy as a factor of sustainable socio-economic development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (5). 1863-1878. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.5.120841.
Kolesnikov V. V., Makarov I. N., Safarova A. A. (2019). Ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie auditorskoy otsenki effektivnosti bukhgalterskoy informatsii [Economic and mathematical modeling of the audit evaluation of the effectiveness of accounting information]. Scientific notes of the Tambov branch of Russian Union of young scientists. (13). 17-28. (in Russian).
Lipina S.A., Startseva O.P. (2021). Novye vozmozhnosti finansirovaniya proektov ustoychivogo razvitiya gorodov Rossii [New opportunities for financing sustainable urban development projects in Russia]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1755-1772. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113806.
Lomakina A.I. (2019). Gruzovye potoki i proekty transportno-infrastrukturnogo stroitelstva na kanadskom Severe [Freight flows and transport infrastructure construction projects in the Canadian North]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2457-2470. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41424.
Makarov I.N. (2016). Ekonomiko-matematicheskaya model optimizatsii vybora i finansirovaniya infrastrukturnyh proektov na baze gosudarstvenno-chastnogo partnyorstva [Economic and mathematical model for optimization of selection and financing of infrastructural projects based on the state and private partnership]. Russian Entrepreneurship. 17 (20). 2643–2654. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.20.36907.
Makarov I.N., Drobot E.V., Nazarenko V.S., Ryazantseva E.A., Celischev O.V. (2023). Ekonomiko-matematicheskaya model obespecheniya optimalnogo finansirovaniya ustoychivogo razvitiya energeticheskikh proektov Arktiki pri organizatsii promyshlenno-proizvodstvenno-dobyvayushchego klastera [Economic and mathematical model for optimal financing of sustainable development of Arctic energy projects in industrial, manufacturing, and producing clusters]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2119-2142. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.118825.
Makarov I.N., Pivovarova O.V., Drobot E.V., Shepelev M.I., Yushkov M.A. (2023). Regionalnoe izmerenie prostranstvennoy politiki Rossii: aspekty transportno-infrastrukturnogo obespecheniya territoriy [Regional dimension of Russia\'s spatial policy: aspects of transport and infrastructure provision]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6383-6392. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.119988.
Miller A. E. (2024). Riski i ugrozy ustoychivosti regionalnoy ekonomiki v usloviyakh sovremennyh vyzovov [Risks and threats to the regional economy sustainability amidst modern challenges]. Economic security. 7 (10). 2565-2584. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.10.121915.
Pechatkin V.V. (2019). Konkurentoustoychivost regionov Rossii: tendentsii, problemy i puti ikh resheniya [Competitive sustainability of Russian regions: trends, problems and ways of solution]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 803-820. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41372.
Safiullin M.R., Gafarov M.R., Elshin L.A. (2022). Importozameshchenie kak instrument obespecheniya ustoychivogo razvitiya ekonomiki v usloviyakh sistemnyh preobrazovaniy: regionalno-otraslevoy aspekt [Import substitution as a tool for ensuring sustainable economic development amidst systemic transformations: regional and sectoral aspect]. Journal of international economic affairs. 12 (3). 407-432. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.3.115210.
Shishkina E. A. (2022). Metodicheskiy podkhod k otsenke ustoychivosti prostranstvennoy infrastrukturnoy sistemy regiona [Methodological approach to assessing the sustainability of a regional spatial infrastructure system]. Economic security. 5 (1). 175-192. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.1.114228.
Smolyanova I.V. (2022). Analiz vzaimoobuslovlennosti prioritetov regionalnoy sotsialno-ekonomicheskoy politiki i ustoychivosti territorialnogo razvitiya [Analysis of the intersection between regional socio-economic policy priorities and the sustainability of spatial development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2687-2700. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116470.
Sumina E.V., Badyukov A.A. (2024). Sotsialnye i innovatsionnye prioritety modeli ustoychivogo razvitiya regiona [Social and innovative priorities of the regional sustainable development model]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (2). 583-602. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.2.121001.
Surnina N.M., Shishkina E.A. (2022). Teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie aspekty issledovaniya prostranstvennyh infrastrukturnyh sistem regiona [Theoretical, methodological and practical aspects of research on spatial infrastructure systems in the region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2701-2724. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116378.
Tagarov B.Zh. (2021). Perekhod k postindustrialnoy ekonomike kak uslovie ustoychivogo razvitiya regiona [Transition to a post-industrial economy as a condition for regional sustainable development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (6). 1333-1344. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.6.112235.
Titov V.P., Ustyuzhanina E.V. (2024). Problemy otsenki effektivnosti infrastrukturnyh proektov (na primere gorodskogo relsovogo transporta) [Problems of evaluating the efficiency of infrastructure projects (on the example of urban rail transport)]. Creative Economy. 18 (10). 2687-2700. (in Russian). doi: 10.18334/ce.18.10.121837.
Vanko V.I., Ermoshina O.V., Kuvyrkin G.N. (2006). Variatsionnoe ischislenie i optimalnoe upravlenie [Calculus of variations and optimal control] M.: Izdatelstvo MGTU im. N.E. Baumana. (in Russian).
Veretennikova A.Yu. (2022). Modelirovanie potentsiala razvitiya sovmestnogo finansirovaniya i investirovaniya v regionakh Rossii [Modelling the development potential of joint financing and investments in Russian regions]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2269-2284. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116522.
Voronina E. V., Ushakova E. V., Dmitrieva T. A. (2023). Osobennosti realizatsii strategiy ustoychivogo razvitiya na regionalnom urovne upravleniya v usloviyakh globalnyh vyzovov [Specifics of sustainable development strategies at the regional level amidst global challenges]. Creative Economy. 17 (6). 2061-2080. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.6.118240.
Vostrikova E. O., Meshkova A. P. (2022). Transportno-logisticheskaya infrastruktura kak faktor ustoychivogo razvitiya regiona [Transport and logistics infrastructure as a factor of regional sustainable development]. Economic security. 5 (3). 1073-1092. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.3.114847.
Yurova P. N., Makarov I. N., Pokidova E. A., Khryuchkina E. A. (2022). Klasterizatsiya regionalnoy ekonomiki: problemy finansirovaniya i monitoringa deyatelnosti regionalnyh klasterov [Clustering of regional economies: financing and monitoring of regional clusters]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (7). 2013-2028. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.7.115137.
Страница обновлена: 09.04.2025 в 13:41:22