Актуальные тенденции и направления формирования региональных фискальных механизмов в условиях кризисной экономики
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Введение
Влияние негативных экзогенных воздействий на российскую экономику обусловили процессы трансформации государственной политики и разворачивание механизмов адаптации экономики к новым условиям. Это в первую очередь затронуло налоговую систему, обеспечивающую финансовые источники проводимых изменений на федеральном и региональном уровне. Необходимость формирования фискальных мер в сложных кризисных условиях обусловила их двойственный характер: с одной стороны, проведение политики стимулирования экономической и инвестиционной активности налоговыми методами, осуществление стимулирующих налоговых мер в отдельных приоритетных отраслях, например, высокотехнологичном секторе экономики, особых экономических зонах, региональных инвестиционных проектах и т. д. С другой стороны, переход к ужесточению мер налоговой политики и повышению налоговой нагрузки в условиях необходимости привлечения значительных дополнительных объемов поступлений в бюджетную систему РФ. В условиях острой нехватки финансовых ресурсов особо актуализируются вопросы исследования механизмов налогообложения и выявление ключевых факторов, обеспечивающих стабильность поступлений в консолидированный бюджет.
В научных исследованиях придается большое значение проблемам формирования налоговых механизмов социально-экономического развития, особенностей формирования налоговой системы в регионах России.
В своих исследованиях В.Г. Пансков [1] проводит системный анализ современных теоретико-методологических и практических проблем налогов и налогообложения, возможным направлениям их решения, наиболее острых вопросов теории и практики, с целями построения рациональной и эффективной налоговой системы.
С.Б. Тюрин, А.Д. Бурыкин, В.А. Кваша и другие авторы [2] на основе всестороннего анализа современной российской налоговой системы выявляют влияние различных факторов на поступления налогов, влияние налоговой нагрузки на макроэкономические параметры функционирования страны, проводят анализ основных закономерностей уклонения от уплаты налогов. Аналогичные проблемы рассматривают зарубежные авторы: Д. Слемрод [3], Р. Кнеллер [4], У. Джентри и Р. Хаббард [5], Ф. Падовано и Э. Галли [6].
Одним из основных предметов исследования в научных работах является анализ детерминант формирования налоговых доходов бюджетов территориальных образований России. В исследованиях выявляется влияние внешних шоков, эндогенных факторов волатильности налоговых доходов, основных тенденций и направлений их изменения. Согласно исследованию М.Ю. Малкиной и Р.В. Балакина [7], на изменение налоговых доходов регионов России значительную стрессовую нагрузку оказали новые санкционные меры, пандемические шоки, а также колебания цен на нефть. Ими выявлена значительная положительная корреляция изменения цен на нефть с налоговыми доходами регионов с лагом в 2-7 месяцев. Новые санкционные ограничения, по их оценке, оказали меньшее влияние: в 66 из 85 регионов стрессовое влияние было ниже, чем от двух других факторов.
Ряд авторов на основе анализа различных подходов к выбору показателей для оценки устойчивости бюджета регионального образования предлагают собственную систему показателей оценки устойчивости бюджета региона (Гладковская Е.Н., Цало И.М., Тетеркина Л.Б. [8]).
Основные направления построения и применения рациональных и эффективных налоговых инструментов и механизмов территориальных образований, обоснование рекомендаций по совершенствованию наиболее принципиальных их элементов предлагаются в работах Е.В. Власовой [9], Т.К. Гомановой, А.В. Гришановой [10], Е.В. Дробот, Е.Е. Кукиной, И.Н. Макарова [11], в работах автора статьи [12, 13] и других. Авторами обосновывается необходимость активной налоговой политики, учитывающей не только социальные параметры, но экономическую специфику развития российских регионов, а также налоговую политику, создающую потенциалы для перелива капитала в необходимые к развитию сферы деятельности и обеспечивающую импульс к развитию производств в данных сферах.
Таким образом, все более актуализирующиеся противоречия социально-экономического национального и регионального развития, влияющих на формирование налоговой политики государства на современном этапе, недостаточное их изучение с учетом новых экономических тенденций определяют необходимость системного анализа проблем и факторов формирования потенциала налоговой системы России.
Актуальность исследований данной проблемы определяют цель статьи: выявление ключевых тенденций и факторов формирования налоговых доходов региональных образований России с учетом новых социально-экономических условий.
Научная новизна исследования заключается в выявлении на основе методов корреляционного анализа ключевых факторов формирования налоговых доходов регионов, определяющих возможности их учета в планировании налоговых доходов бюджетов регионов с учетом новых условий регионального и национального развития. Выявляются основные параметры устойчивости региональных бюджетов и направления их изменения под влиянием макроэкономических факторов.
Авторская гипотеза заключается в том, что характер формирования налоговых доходов консолидированного бюджета России определяется характером и факторами формирования валового продукта, приоритетный учет которых позволяет обеспечить максимизацию налоговых поступлений в региональные бюджеты.
Методологическая основа исследования. В проведении исследования последовательно были использованы следующие методы: комплексный и системный подход, как методологическая основа исследуемых процессов; статистический анализ данных: построение рядов динамики, вариационные ряды, графический метод; формально-логические методы при оценке показателей налоговой системы и регионального бюджета, методы корреляционного анализа и другие. При работе с аналитическим материалом были использованы прикладные программы по работе со статистическими базами данных. В качестве материалов исследования были использованы научные публикации зарубежных и российских ученых в области налоговых процессов, российские базы статистических данных Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы государственной статистики РФ.
Основные результаты
На первом этапе нашего исследования был проведен анализ величины налоговой нагрузки на примере регионов Приволжского федерального округа (ПФО). Налоговая нагрузка определяется как отношение собранных налогов за определенный период к общему продукту и используется для определения влияния фискальной и налоговой политики на социально-экономическую структуру [14]. При анализе налоговой нагрузки в зарубежной литературе также используется такой показатель как налоговые усилия. Налоговые усилия представляют собой степень, выраженную в процентах, в которой фактические налоговые поступления достигают потенциала. Налоговые усилия определяются отношением фактического сбора налогов к прогнозируемому объему налоговых поступлений (налогооблагаемый потенциал) [15].
Анализ показателя налоговой нагрузки показал, что рассматриваемые регионы характеризуется значительной налоговой нагрузкой, при этом ее уровень в регионах ПФО с наибольшим показателем практически достигает налоговой нагрузки регионов лидеров: Ханты-Мансийского автономного округа (56,64%), Республики Коми (52,15%) и Ямало-Ненецкого автономного округа (46,79%). Более того, нижние значения налоговой нагрузки по регионам ПФО почти в три раза превышают показатели регионов России с наименьшей налоговой нагрузкой (Республика Дагестан 6%).
Максимальная налоговая нагрузка в Приволжском федеральном округе на начало 2023 года превысила 50% от величины валового регионального продукта, наименьшая составила 19% (разрыв составляет 2,6 раз) (рис. 1).
Рисунок 1. Налоговая нагрузка по регионам Приволжского федерального округа, %
Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы России [16]
Наибольший уровень налоговой нагрузки среди регионов ПФО наблюдался в Оренбургской области – он составил 50,2% валового регионального продукта. В лидерах также оказались Пермский край (47,2%), Самарская область (45,9%), Удмуртская Республика (44,9%). Наименьшая налоговая нагрузка была в Пензенской (19,2% ВРП) и Кировской областях (19,0% ВРП). Следует отметить, что налоговая нагрузка в среднем по Приволжскому федеральному округу несколько выше (33,7%), чем в среднем по России (28,9%).
Для оценки вклада отдельных налогов в уровень налоговой нагрузки (без учета страховых платежей) был проведен корреляционный анализ. Корреляционный анализ – статистический метод, позволяющий при помощи нахождения коэффициентов корреляции определить, существование зависимости между переменными и силу этой зависимости. Коэффициент корреляции – количественная мера взаимосвязи двух переменных.
Коэффициент корреляции (критерий корреляции Пирсона, определяет степень линейной взаимосвязи между случайными величинами.
где Е – оператор математического ожидания, μ и σ – среднее случайной величины и ее стандартное отклонение. То есть, для вычисления коэффициента корреляции требуется знать распределение случайных величин Х и Y. Также для оценки коэффициента корреляции может быть использован выборочный коэффициент корреляции r (также может быть обозначен как Rxy или rxy):
где , – среднее значение выборок.
Корреляционный анализ проведен с использованием пакета «Анализ данных» в Microsoft Excel на основе данных Федеральной налоговой службы РФ по 14 региональным образованиям Приволжского федерального округа (на начало 2023 года) по следующим показателям налогов (доля налога в совокупных налоговых поступлениях), определяющим величину налоговой нагрузки (Y) (табл. 1):
X1 – налог на прибыль организаций;
X2 – налог на доходы физических лиц;
X3 – налог на добавленную стоимость;
X4 – акцизы по подакцизным товарам;
X5 – налоги и сборы за пользование природными ресурсами;
X6 – налог на добычу полезных ископаемых;
X7 – региональные налоги и сборы (в том числе, налог на имущество организаций, транспортный налог);
X8 – местные налоги и сборы.
Таблица 1
Налоговая нагрузка и доля отдельных налогов в совокупных налоговых поступлениях по регионам ПФО (на начало 2023 года), %
Y
|
X1
|
X2
|
X3
|
X4
|
X5
|
X6
|
X7
|
X8
| |
Российская Федерация,
в том числе: |
28,9
|
19,4
|
17,3
|
20,4
|
-3,7
|
37,9
|
32,5
|
4,2
|
1,0
|
Приволжский Федеральный округ,
из них: |
33,7
|
2,1
|
11,9
|
22,7
|
-2,7
|
46,6
|
38,6
|
3,4
|
0,9
|
Оренбургская область
|
50,2
|
0,12
|
5,2
|
19,8
|
2,8
|
63,3
|
49,3
|
2,2
|
0,3
|
Пермский край
|
47,2
|
0,22
|
8,2
|
23,2
|
6,6
|
48,5
|
43,7
|
2,4
|
0,7
|
Самарская область
|
45,9
|
0,24
|
9,1
|
23,2
|
9,7
|
44,2
|
36,0
|
2,6
|
0,8
|
Удмуртская Республика
|
44,9
|
0,06
|
8,9
|
19,9
|
1,9
|
58,5
|
52,6
|
2,2
|
0,6
|
Республика Татарстан
|
33,8
|
0,61
|
8,1
|
17,7
|
-18,0
|
55,0
|
46,7
|
3,6
|
1,0
|
Нижегородская область
|
27,3
|
0,28
|
20,4
|
34,1
|
17,7
|
0,1
|
0,1
|
3,9
|
1,2
|
Республика Башкортостан
|
22,3
|
0,22
|
13,0
|
11,6
|
-36,5
|
56,7
|
40,5
|
4,3
|
1,2
|
Саратовская область
|
21,8
|
0,10
|
23,2
|
25,0
|
11,2
|
9,8
|
9,8
|
6,6
|
1,4
|
Республика Мордовия
|
21,1
|
0,03
|
24,8
|
26,3
|
19,2
|
0,2
|
0,1
|
7,0
|
1,8
|
Республика Марий-Эл
|
19,9
|
0,02
|
30,7
|
34,3
|
0,8
|
0,1
|
0,1
|
7,5
|
1,2
|
Ульяновская область
|
19,8
|
0,04
|
27,1
|
21,2
|
20,1
|
1,3
|
1,2
|
5,9
|
2,1
|
Чувашская Республика
|
19,5
|
0,04
|
26,7
|
33,6
|
5,6
|
0,2
|
0,2
|
6,3
|
1,9
|
Пензенская область
|
19,2
|
0,04
|
26,4
|
31,6
|
7,4
|
0,1
|
0,1
|
7,6
|
2,5
|
Кировская область
|
19,0
|
0,04
|
32,7
|
28,5
|
2,9
|
0,1
|
0,1
|
7,5
|
1,7
|
Источник: рассчитано автором по данным Федеральной налоговой службы России [16]
Результаты проведенного корреляционного анализа зависимости налоговой нагрузки от отдельных налогов показали (табл. 2), что в исследуемой ситуации:
1) вариабельность налоговой нагрузки в значительной степени объясняется изменением величины следующих налогов: налогов за пользование природными ресурсами, главным образом, изменением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
2) также в определенной степени вариабельность налоговой нагрузки зависит от изменения налога на прибыль организаций.
Таблица 2
Корреляционная зависимость между рассматриваемыми показателями налогов и налоговой нагрузки
Источник: рассчитано автором
Таким образом, формирование налоговых доходов консолидированного бюджета России имеет рентный характер с тенденцией к росту с переходом к новому сырьевому суперциклу [17]. Рентное формирование преобладающей доли налоговых доходов определяется рентным формированием (природная рента) валового внутреннего продукта. Рассмотрим данное теоретическое положение с помощью методов регрессионного анализа на примере изменения налоговой нагрузки в зависимости от валового регионального продукта (рис. 2). Результаты регрессии показывают, что существует положительная связь (R2 = 0,7116) между уровнем валового регионального продукта и изменением налоговой нагрузки региона, что подтверждает нашу гипотезу.
Рисунок 2. Корреляционное поле налоговой нагрузки и валового внутреннего продукта
Источник: составлено автором
Сокращение налоговых доходов бюджетов всех уровней в результате мировых кризисных явлений определили тенденции в изменении степени устойчивости региональных бюджетов. Роль налоговой компоненты в обеспечении бюджетной устойчивости можно оценить с помощью двух основных показателей финансовой устойчивости регионального бюджета.
1. Коэффициент сбалансированности регионального бюджета, или коэффициент общей финансовой устойчивости, который определяет достаточность собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета для обеспечения расходных статей регионального бюджета и реализации направлений региональной политики. Поскольку налоговые доходы составляют около 90% от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджетов [18], то показатель в большей степени отражает влияние налоговой компоненты на финансовую устойчивость бюджета. Коэффициент общей финансовой устойчивости (IFS) можно определить следующим образом:
где RT – налоговые доходы регионального бюджета; RNT – неналоговые доходы регионального бюджета; E – расходы бюджета [8].
В качестве критериальных показателей коэффициента общей финансовой устойчивости принимается значение, установленное российским законодательством: п.2 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому дефицит консолидированного бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% (без учета совокупного объема безвозмездных поступлений). Это позволяет установить критерий показателя общей финансовой устойчивости в размере равным или более 0,85.
Несмотря на то, что большинство регионов ПФО не удовлетворяли рассмотренному выше критерию, что характеризует их бюджеты как дефицитные, можно оценить их как имеющих нормальное состояние устойчивости, поскольку налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов регионов ПФО в 2023 году покрывали от 58 до 87% их расходов (табл. 3). При этом следует отметить, что два региона Приволжского федерального округа имели показатели выше нормативного.
Таблица 3
Показатели налоговой независимости и общей финансовой устойчивости бюджета по регионам ПФО в 2023 году
Регионы
|
kTI
|
kFS
|
I
|
Приволжский федеральный округ
|
0,73
|
0,78
|
0,75
|
Самарская область
|
0,80
|
0,87
|
0,83
|
Пермский край
|
0,78
|
0,85
|
0,82
|
Республика Татарстан
|
0,79
|
0,82
|
0,80
|
Нижегородская область
|
0,79
|
0,82
|
0,80
|
Оренбургская область
|
0,74
|
0,80
|
0,77
|
Удмуртская Республика
|
0,73
|
0,79
|
0,76
|
Ульяновская область
|
0,75
|
0,76
|
0,76
|
Республика Башкортостан
|
0,68
|
0,72
|
0,70
|
Саратовская область
|
0,66
|
0,68
|
0,67
|
Пензенская область
|
0,64
|
0,68
|
0,66
|
Кировская область
|
0,60
|
0,65
|
0,63
|
Республика Мордовия
|
0,59
|
0,62
|
0,60
|
Чувашская Республика
|
0,57
|
0,64
|
0,60
|
Республика Марий-Эл
|
0,53
|
0,58
|
0,56
|
Количественно определить значение налоговых платежей в формировании доходов республиканского бюджет позволяет коэффициент налоговой независимости бюджета ITI:
где R – общая сумма доходов бюджета.
Согласно расчетам, показатели налоговой независимости бюджетов регионов ПФО в 2023 году имели достаточно высокие значения, достигающие 80% в Самарской области (рисунок 6).
Для нахождения общего показателя используем интегральный индекс [21, 22]:
где I – интегральный индекс региона, xi – i-ый показатель, n – количество показателей.
Произведем ранжирование регионов ПФО по показателю интегрального индекса по трем группам:
I группа: регионы, имеющие наибольшие показатели налоговой независимости и общей финансовой устойчивости (величина индекса от 0,83 до 0,74). К ним были отнесены 7 регионов: Самарская область, Пермский край, Республика Татарстан, Нижегородская область, Оренбургская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область;
II группа: регионы, имеющие средний показатель интегрального индекса (от 0,73 до 0,64) – 3 региона: Республика Башкортостан, Саратовская область, Пензенская область;
III группа: регионы, обладающие наименьшей налоговой независимостью и финансовой устойчивостью бюджета (величина индекса от 0,65 до 0,56) – 4 региона: Кировская область, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Республика Марий-Эл.
Проведем анализ показателей налоговой независимости и общей финансовой устойчивости в динамике на примере Республики Башкортостан (рис. 3).
Рисунок 3. Показатели общей финансовой устойчивости и налоговой независимости консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2012–2023 годы
Источник: составлено автором по данным [19]
На позитивную динамику состояния финансовой устойчивости республиканского бюджета резкое ограничивающее воздействие оказали кризисные процессы начала 2020-х годов, что привело к ухудшению показателей устойчивости бюджета. Несмотря на рост экономики за последние годы, показатели финансовой устойчивости и налоговой независимости консолидированного бюджета Республики Башкортостан не достигают докризисного уровня. Наилучшие показатели оценки республиканского бюджета были в 2018 году: коэффициент сбалансированности регионального бюджета составил 0,93, коэффициент налоговой независимости – 0,74 (в 2023 году значения показателей составили 0,72 и 0,68 соответственно). Рассмотренные тенденции показывают постепенное восстановление состояния устойчивости республиканского бюджета в посткризисный период.
Заключение
Таким образом, делая вывод, можно выделить следующие основные положения проведенного исследования. На примере 14 регионов Приволжского федерального округа на основе пространственных данных было выявлено, что налоговая нагрузка регионов Приволжского федерального округа характеризуется значениями выше средней по России. Проведен анализ ключевых факторов, определяющих динамику налоговых поступлений в консолидированные бюджеты регионов и уровень их совокупной налоговой нагрузки. В результате корреляционного анализа зависимости налоговой нагрузки от отдельных налогов было выявлено, что вариабельность налоговой нагрузки в значительной степени объясняется изменением величины налогов за пользование природными ресурсами, главным образом, изменением налога на добычу полезных ископаемых, а также от изменения налога на прибыль организаций.
Оценка финансовой устойчивости консолидированных бюджетов регионов Приволжского федерального округа по показателям налоговой независимости и общей финансовой устойчивости показала ее уровень выше среднего. Несмотря на то, что большинство регионов ПФО не удовлетворяют рассмотренным выше критериям, что характеризует их бюджеты как дефицитные, можно оценить их как имеющих нормальное состояние устойчивости, поскольку налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов регионов ПФО покрывают от 58 до 87% их расходов. При этом два региона Приволжского федерального округа имели показатели выше нормативного. Показатели налоговой независимости бюджетов регионов ПФО в 2023 году имели достаточно высокие значения, достигающие показателя 80%.
В дальнейших исследованиях данной проблемы считаем целесообразным расширение методов корреляционного и регрессионного анализа для исследования и анализа факторов, определяющих тенденции трансформации налоговой системы регионов, а также учет экзогенных факторов при разработке направлений совершенствования и модернизации налоговых механизмов региона.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 12:41:30