Approaches to assessing the efficiency of smart standards for company quality management
Volchik O.V.1, Makarov V.V.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Download PDF | Downloads: 7
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 10 (October 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=74510933
Abstract:
The concept of Quality 4.0 involves the introduction of information technologies into the business processes. In particular, tools related to quality management and standardization are widely used. Smart standards are one of the most promising and widespread tools. This article offers a solution to the scientific problem associated with the lack of approaches to assess the efficiency of smart standards for company quality management. The authors have developed a model of efficiency assessment, which takes into account aspects of assessment of quality and safety of data in the field of standardization, as well as analysis of the level of their application.
Possible ways of calculating the proposed indicators for efficiency assessment of smart standards are given. The ideas presented in this study will be of interest to scientists and specialists in standardization and quality management, organizations developing smart standards and regulatory information management systems, as well as business analysts.
Keywords: smart standard, quality 4.0, efficiency assessment, data quality, quality management, management system
JEL-classification: O31, O32, O 33
Введение
Актуальность темы настоящего исследования связана с внедрением предприятиями различных сфер промышленности концепции «Качество 4.0» . Данная концепция связана с применением новейших информационных технологий, а также различных инструментов, позволяющих управлять данными в области стандартизации и менеджмента качества [1]. Одним из таких инструментов, демонстрирующим перспективы широкого использования в недалёком будущем, являются смарт-стандарты, предоставляющие возможности для управления указанными видами данных в машиночитаемом, машиноинтерпретируемом и машинопонимаемом форматах с помощью специальных сервисов
[2, c. 9–10].
Применение смарт-стандартов на предприятии при управлении качеством позволяет решать следующие основные задачи:
- обеспечение прослеживаемости бизнес-процессов и соблюдение единых требований к их выполнению [3];
- снижение затрат времени на поиск данных из нормативно-справочных документов;
- обеспечение гибкости в управлении требованиями и изменениями;
- оптимизация работы с записями (отчетными формами) и их количеством;
- создание единых словарей терминов в области управления качеством;
- упрощение навигации по стандартизирующей и нормативной документации;
- оптимизация трудозатрат на работы по управлению качеством.
Приведённые задачи коррелируется с целями концепции качества 4.0 [4]. Следовательно вопросы практического применения смарт-стандартов на предприятиях являются чрезвычайно актуальными и требуют серьёзной проработки на каждом этапе их жизненного цикла. Наиболее важным вопросом для компаний при этом остаётся оценка эффективности смарт-стандартов в результате их внедрения для обоснования вложенных средств и дальнейших затрат на подобные инновационные инструменты.
Исследование принципов стандартизации, способов разработки и применения смарт-стандартов осуществляли, К. О. Вишневский [5], К. В. Епифанцев [6], В. Ю. Саламатов [7], Ю. В. Туровец [5], Н. Ю. Четыркина [8].
Проблемы оценки качества и эффективности информационных систем изучали А. Алхитти [9], Т. Н. Баталова [10], З. Вонг [11], У. Делон [12], , Е. Маклин [12], А. А. Зацаринный [13], Ю. С. Ионенков [13].
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал наличие фундаментальных разработок по теме создания смарт-стандартов. Однако, в качестве научного пробела можно выделить отсутствие подходов к оценке их эффективности на предприятии, что является обоснованием актуальности темы исследования.
Таким образом, целью настоящей работы является рассмотрение, выбор и анализ возможностей применения существующих методов оценки эффективности с точки зрения рассмотрения смарт-стандарта в качестве объекта информационной системы, контейнера с данными, а также базы для создания смарт-сервисов [14].Научная новизна исследования заключается в формировании алгоритма оценки эффективности смарт-стандартов, применяемых предприятием, с учетом показателей качества и безопасности данных, а также результативности их использования.
Суть авторской гипотезы в том, что подходы к оценке эффективности смарт-стандартов должны содержать измерение уровня качества, безопасности и конфиденциальности данных, а также анализ эффективности их использования, поскольку смарт-стандартом является совокупность данных по стандартизации в машинопонимаемом формате, предоставляющая возможность для [2, c. 9–10]:
- обработки содержания программными средствами и воспроизведения в воспринимаемой человеком форме;
- выполнения в информационной системе пользователя без участия человека с помощью смарт-сервисов.
Методологическую основу исследования составляют логический, сравнительный и содержательный анализ подходов к оценке эффективности управления информационными ресурсами предприятия в области стандартизации и менеджмента качества с целью определения практических шагов по применению таких подходов на предприятии.
Основная часть
Исходя из определения смарт-стандартов, оценка эффективности их применения на предприятии может быть проведена на основе расчета и последующего анализа показателя управления информационными ресурсами предприятия в области стандартизации и менеджмента качества. К информационным ресурсам относится совокупность информационных объектов, применяемых для поддержки функционирования и развития компании в сфере управления качеством [15]. Основные категории информационных ресурсов могут включать:
- данные (внутренние и внешние),
- информационные системы,
- информационные технологии,
- информационные услуги
- информационный персонал.
Расчет данного показателя осуществляется по формуле (1).
,
(1)
где:
E - эффективность управления информационными ресурсами,
Q - качество данных,
U - эффективность использования данных,
S - безопасность и конфиденциальность данных.
Каждый из входящих в данную формулу показателей может быть рассчитан на основе специально подобранных метрик. Примеры метрик для расчета приведены в Табл. 1.
Таблица 1_ Примеры метрик [16]
Показатель
|
Метрика
|
Качество данных
|
Процент ошибок в
данных,
Процент неполных или устаревших данных |
Эффективность
использования данных
|
Время, затраченное на
обработку данных,
Процент решений, принятых на основе данных, Уровень удовлетворенности пользователей. |
Безопасность и
конфиденциальность данных
|
Число инцидентов,
связанных с утечкой данных,
Время восстановления после сбоя |
Таким образом, возможный вариант модели оценки эффективности применения смарт-стандартов на предприятии с учетом приведенных выше показателей, представлен на рисунке 1.
Рисунок 1_Модель оценки эффективности смарт-стандартов
(Составлено автором)
Данная модель предполагает оценку работы смарт-стандарта с точки зрения эффективности управления информационными ресурсами в области стандартизации и менеджмента качества в виде индекса, который рассчитывается по следующей формуле (2):
, (2)
где:
I - индекс эффективности управления информационными ресурсами,
n - количество показателей,
Pi - значение i-го показателя.
В рамках предложенной модели представляется целесообразным проведение анализа эффективности использования данных [17] в области стандартизации и менеджмента качества. При этом смарт-стандарт рассматривается, как объект информационной системы. Анализируемыми показателями могут являться время отклика смарт-стандарта на запросы пользователей, а также уровень удовлетворенности пользователей его работой.
Время отклика рассчитывается по следующей формуле (3):
, (3)
где T – общее время отклика системы,
tз – время, необходимое для отправки запроса из клиентского приложения в информационную систему или базу данных,
tобр – время, которое информационная система или база данных затрачивает на обработку запроса,
tотв – время, которое требуется для передачи ответа от информационной системы или базы данных обратно в клиентское приложение.
Уровень удовлетворенности пользователей работой смарт-стандарта может быть оценен по методике Делона-Маклина [11, 12], позволяющей учесть мнение работников компании об удобстве и простоте работы со смарт-стандартом. Методика подразумевает работу с элементами, измеряющими техническую, семантическую и результативную составляющие показателя «успешности» смарт-стандарта (Табл. 2).
Таблица 2_Элементы методики Делона-Маклина [12]
Элемент
|
Описание
|
Качество системы
|
Желаемый функционал/ общая поддержка,
которую предоставляет смарт-стандарт
|
Качество информации в системе
|
Выходные данные, предоставляемые смарт-стандартом.
Его способность хранить, доставлять или производить информацию.
|
Качество обслуживания
|
Cовокупность
условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или
предполагаемых потребностей пользователя смарт-стандарта
|
Предполагаемое/ реальное использование
информации в системе
|
Намерение
пользователей применять смарт-стандарт для выполнения некоторого множества
задач
Фактическое применение смарт-стандарта пользователями для решения заложенных в систему задач |
Удовлетворенность пользователя работой
системы
|
Уровень (степень) удовлетворенности
пользователей при использовании смарт-стандарта
|
Общая полезность системы
|
Степень, с которой смарт-стандарт способствует
успеху отдельных лиц, организаций и групп.
|
Оценка проводится группой пользователей, регулярно работающих со смарт-стандартом, путем заполнения анкеты, разработанной в соответствии с основными элементами модели Делона-Маклина [9, 10].
Утверждения в анкете, касающиеся оценки качества смарт-стандарта, оцениваются участниками опроса по заранее заданной шкале.
Оценка важности каждой из переменных, осуществляется c присвоением полученным значениям весовых коэффициентов [18]. Важность оценивается для выявления отношения опрашиваемой целевой группы к заложенным в анкету параметрам системы и внесения в нее, в дальнейшем, необходимых изменений по итогам проведения соответствующего анализа.
Еще одной составляющей при оценке эффективности смарт-стандарта является сравнение уровня качества данных до и после его внедрения [19]. Для этого может быть использован индекс качества данных (DQI), который определяется как степень соответствия данных критериям качества по формуле (4).
, (4)
где
–
вес
критерия качества данных,
–
процент
соответствия данных данному критерию.
В качестве таких критериев могут выступать [20]:
- полнота – уровень содержания в данных информации, необходимой для функционирования процесса стандартизации и управления качеством;
- точность – степень соответствия данных в сфере стандартизации и управления качеством заданным требованиям в части реальных и статистически наиболее вероятных значений и зафиксированных параметров, а также отсутствие синтаксических и семантических ошибок в данных;
- актуальность – способность данных в сфере стандартизации и управления качеством корректно отражать состояние объектов, относящихся к определенной предметной области в текущий интервал времени;
- согласованность – способность данных в любой момент корректно отражать уровень непротиворечивости объектов из разных источников информации;
- доступность – время и усилия, которые требуются для получения данных в определенном формате.
Также в рамках применения рассматриваемых подходов к оценке эффективности смарт-стандартов необходимо учесть аспект безопасности и конфиденциальности данных в области стандартизации и управления качеством. Для этого по формуле (5) рассчитывается уровень безопасности - S.
,
(5)
где:
P – физическая защита,
T – техническая защита,
O – организационная защита,
A – обучение работников
Данный показатель определяется с учетом оценки рисков, базирующихся на уровне угроз, уязвимостей и степени важности информации.
Заключение и выводы
Следует отметить, что исследование, проведенное в настоящей статье, является попыткой поиска и осмысления общих характеристик в различных подходах к оценке эффективности применения информационных систем, информационных ресурсов и данных на предприятии в области стандартизации и управления качеством, поскольку понятие смарт-стандарта связано со всеми вышеуказанными элементами.
Предложенная модель оценки эффективности смарт-стандартов позволяет с различных сторон рассмотреть и проанализировать в динамике факторы, влияющие на результат их применения на предприятии. На основе сравнения показателей, демонстрирующих уровень качества и безопасности данных в рассматриваемой области знаний, а также их использования до и после внедрения смарт-стандарта, можно сделать вывод и об уровне его работы, как информационной системы, и о степени удовлетворенности пользователей, применяющих данный инструмент в своей деятельности.
В дальнейшем, при должной проработке, саму процедуру оценки эффективности смарт-стандарта также можно автоматизировать для упрощения сбора данных, ускорения расчетов и удобства вывода результатов.
В целом, можно утверждать, что предприятиям необходимо уделять особое внимание способам оценки эффективности применяемых информационных технологий. Это непосредственным образом влияет на постоянный процесс их совершенствования, а значит дает дополнительные конкурентные преимущества, выраженные в снижении временных и трудовых затрат на проведение работ по стандартизации и управлению качеством.
References:
DAMA-DMBOK: svod znaniy po upravleniyu dannymi [DAMA-DMBOK: A body of knowledge on data management] (2020). (in Russian).
Alhitty A. A. (2023). Higher education EFL online success model- an adaptation to the delone and mclean is success model Academy of Strategic Management Journal. (22(4)). 1-10.
Batalova T. N., Kodeykh N. V. (2013). Teoretiko-metodologicheskie podkhody k modelirovaniyu otsenki uspekha proektov [Development of partnerships. the socio-economic dimension]. Perm University Herald. ECONOMY. (2(17)). 24-29. (in Russian).
Chetyrkina N. Yu., Starodubtseva E. D. (2022). Perspektivy primeneniya smart-standartov na promyshlennom predpriyatii [Possibilities of employment smart standards at production enterprise]. Society: politics, economics, law. (5). 60–65. (in Russian).
Epifantsev K. V. (2022). Razvitie sistemy garmonizatsii i tsifrovizatsii standartov dlya uvelicheniya doli avtomatizirovannogo dokumentooborota v promyshlennosti [Development of a system of harmonization and digitalization of standards to increase the share of automated document in industry]. Economy of construction. (1(73)). 62-72. (in Russian).
Gorbashko E. A., Bonyushko N. A., Semchenko A. A. (2021). Upravlenie kachestvom v epokhu globalnoy tsifrovizatsii [Quality management in the era of global digitalization] (in Russian).
Kokuytseva T.V., Ovchinnikova O.P. (2021). Metodicheskie podkhody k otsenke effektivnosti tsifrovoy transformatsii predpriyatiy vysokotekhnologichnyh otrasley promyshlennosti [Methodological approaches to performance evaluation of enterprises digital transformation in high-tech industries]. Creative Economy. 15 (6). 2413-2430. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.6.112192.
Makarov V. V., Volchik O. V. (2023). Osobennosti razrabotki i primeneniya smart-standartov kak osnovy realizatsii kontseptsii «Kachestvo 4.0» [Specific features of development and application of smart standards as basis for quality 4.0 implementation]. Journal of legal and economic studies. (3). 285-289. (in Russian). doi: 10.26163/GIEF.2023.32.67.042.
Salamatov V. Yu. (2021). Budushchee tsifrovogo tekhnicheskogo regulirovaniya Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [The future of digital technical regulation of the Eurasian economic union]. Standards and Quality (Standarty i kachestvo). (10). 22-24. (in Russian).
Smolentseva L. V., Safiullina F. F., Malaeva A. V. (2020). Modeli kachestva informatsionnyh sistem [Models of quality of information systems]. Vestnik TISBI. (4). 82-88. (in Russian).
Turovets Yu.V., Vishnevskiy K.O. (2019). Standartizatsiya tsifrovogo proizvodstva: vozmozhnosti dlya Rossii i EAES [Standardization in digital manufacturing: implications for Russia and the EAEU]. Business informatics. (3). 78–96. (in Russian).
Volchik O. V., Makarov V. V. (2024). Smart-standartizatsiya dokumentatsii sistemy upravleniya kachestvom kompanii [Smart standardization of the company's quality management system documentation] IT Standard 2024. 152-160. (in Russian).
Volchik O.V. (2024). Upravlenie kachestvom dannyh v sfere standartizatsii posredstvom smart-standartov [Data quality management in the field of standardization through smart standards]. Progressivnaya ekonomika. (7). 106–117. (in Russian). doi: 10.54861/27131211_2024_7_106.
Volkov D., Neznanov A. (2020). Kachestvo dannyh: ot strategii k praktike [Data quality: from strategy to practice]. Open Systems.DBMS. (1). 14-18. (in Russian).
Zatsarinnyy A. A., Ionenkov Yu. S. (2022). Nekotorye aspekty otsenki effektivnosti i kachestva informatsionnyh sistem [Some aspects of evaluating the effectiveness and quality of information systems] Computer science: problems, methods, technologies. 913-922. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:08:06