Comparative analysis of sustainable tourism standards for accommodation facilities
Ray M.A.1, Ray E.A.2
1 Майкопский государственный технологический университет
2 Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 4 (October-December 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=79927556
Abstract:
There is growing interest in the concept of sustainable tourism. There are various international, regional and national certification schemes that certify the sustainability of tourism businesses. In the scientific papers that formed the basis of the study, it is noted that among the large number of existing certification schemes and applied standards, there is no unified approach to structuring requirements and evaluating organizations. At the same time, no data to confirm these conclusions are provided. Thus, to confirm or refute the conclusions about differences in standards, the authors of this article formulated three hypotheses and conducted research on the structure of standards, including issues of balancing social, environmental, and economic requirements, as well as management and performance requirements. The article examines the requirements of five standards for accommodation facilities. For the purposes of the study, an approach to bring the requirements of the standards into a unified structure is proposed. The results of the study can be used to develop a balanced and effective Russian national standard for sustainable tourism and will also be of interest to specialists in the field of tourism.
Keywords: sustainable tourism certification, sustainable tourism, responsible business, social responsibility, environmental responsibility
JEL-classification: Z31, Z32, L83
Введение
Интерес к концепции устойчивого туризма растет с начала 1990-х годов [3 ,5, 7, 18, 19, 28, 33, 44]. В научных публикациях, посвященных аспектам устойчивого туризма, в том числе обсуждается вопрос о том, как отличить объекты туристкой индустрии, которые действительно способствуют экологической и социальной устойчивости, от тех, которые используют термин «устойчивый» только в политических и маркетинговых целях [15]. Одним из механизмов подтверждения устойчивости туризма может являться добровольная сертификация [10, 28, 36]. Марта Хани в работе [28, стр.17] определяет сертификацию как добровольную процедуру, которая регулярно оценивает, и дает письменное подтверждение того, что бизнес, продукт, процесс, услуга или система управления соответствуют конкретным требованиям. Схемы сертификации устойчивого туризма устанавливают стандарты оценки устойчивости туристических услуг, тем самым обеспечивая доказательство приверженности объекта туриндустрии принципам устойчивости [9].
В настоящее время существуют различные международные, региональные, национальные и другие схемы сертификации, оценивающие как отдельные аспекты устойчивости в туризме, например, воздействие на окружающую среду, так и принципы устойчивости в туризме комплексно [2, 3, 4, 6, 7, 8, 13, 14, 17, 28, 29, 38, 43]. Например, по данным, представленным в работе Лори Крошус Медина [37], в 2002 году уже было создано более 100 международных схем сертификации устойчивого туризма. Определить их точное количество не представляется возможным [33]. Вероятно поэтому в найденных публикациях рассматриваются отдельные схемы сертификации или какие-либо их аспекты, выбранные по разным критериям. Например, ряд работ посвящён исследованию схем сертификаций, которые применяются в конкретной стране – России [4, 38], США [12, 13], Коста-Рика [8], Африке [43], Шри Ланка [29]. В некоторых работах национальные стандарты сравниваются с глобальными – GSTC [29, 39], ISO [29]. Исследуемые аспекты схем сертификации устойчивого туризма также различны: соответствие требований стандартов законодательству, повестке по устойчивости [1, 14, 33], влияние схем на минимизацию воздействия на окружающую среду [14, 17, 34], мнение заинтересованных сторон [12, 28], оценка спроса и предложения, экономических последствий и рентабельности внедрения схем сертификации [15, 19, 34] и др.
В публикациях активно обсуждается вопрос о том, насколько необходимы единые требования в области устойчивого туризма. В ряде работ отмечается, что универсальные стандарты не всегда эффективны, так как в них могут быть не учтены национальные или локальные особенности (наличие местных сообществ, коренных народов, уникальных природных ценностей и т.п.) [28, 43]. Авторы, выступающие за установление единых требований, говорят о том, что существует большая путаница в отношении существующих схем сертификации из-за их огромного количества и сильно различающихся стандартов, например по структуре, количеству и содержанию требований, приоритетам в области экологических, социальных или экономических аспектов [9, 16, 27, 35, 39, 44]. В статье Андрэ Хельмейстера [27] приводится пример названия руководства, выпущенного, как попытку помочь людям разобраться в обилии схем сертификации – «Sustainability in tourism: A guide through the label jungle» (Устойчивое развитие в туризме: Путеводитель по джунглям этикеток). В то же время в анализируемых публикациях не приводятся данные, подтверждающие различие стандартов. Одна из задач данного исследования – подтвердить или опровергнуть гипотезу 1 о различии стандартов.
Гипотеза 1. Структура стандартов, количество требований в целом, а также по экологическим, социальным или экономическим направлениям разных схем сертификации отличаются.
Особое внимание уделяется в литературе вопросам выгод и проблем сертификации устойчивого туризма. К выгодам, которые могут получить сертифицированные объекты туриндустрии, относят в первую очередь рыночные преимущества [10, 33, 42] и финансовые преимущества [11, 33, 43], кроме того, отмечаются экологические [33, 42] и этические [12, 33] выгоды. Среди обозначенных авторами проблемных вопросов наиболее часто упоминается сбалансированность экологических, социальных и экономических требований в стандартах устойчивого туризма. Например, есть мнение, что в стандартах сертификации довольно значительную часть занимают экологические требования, чего не скажешь о социальных [41]. Можно предположить, что данное утверждение верно, но для его обоснования необходимо проверить выдвинутую гипотезу 2.
Гипотеза 2. Доля социальных требований меньше, чем экологических или экономических.
Еще одной проблемой является сложность разработки таких критериев стандарта, которые позволят точно определить социальные, экологические и экономические аспекты устойчивости [20]. Отмечается, что в стандартах используются размытые термины, например, как «local» (местный), «benefit» (выгода), «participatory» (совместное участие), которым сложно дать точное определение [37]. Некоторые авторы в своих работах указывают, что многие схемы сертификации акцентируются на управлении внутренними процессами компании, а не на установлении результативных показателей [9, 10, 21, 28, 29, 39]. Это снижает пригодность таких схем для разграничения устойчивых практик от неустойчивых, поскольку сертификация сама по себе не может гарантировать устойчивость [9]. Для подтверждения вывода о преобладании управленческих требований была выдвинута гипотеза 3.
Гипотеза 3. Доля управленческих требований больше, чем результативных.
Среди проанализированных источников выделены две работы, которые легли в основу статьи были исплоьзованы для разработки методики исследования.
В работе Марты Хани [28] представлены итоги двухлетнего исследования девяти схем сертификации в индустрии гостеприимства и приведён подробный анализ девяти схем сертификации (международных, региональных и тематических) по следующим критериям:
· область сертификации;
· географический охват;
· критерии оценки;
· структура схемы;
· аудитирование и решение о сертификации;
· товарные знаки;
· количество держателей сертификатов;
· маркетинг;
· взносы.
В 2012 году был опубликован отчет о проведенном под эгидой Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation) исследовании по теме «Устойчивое развитие туристических дестинаций» [7]. В отчете предложен подход для оценки и сравнения схем сертификации по четырем макрообластям устойчивости: экономической, социально-культурной, воздействия на окружающую среду, а также управленческой, объединяющей и поддерживающей три первых области. В рамках выделенных макрообластей для их детализации были определены направления, элементы и показатели. В отчете приведены данные о ранжировании более трёхсот схем сертификации туризма по результатам оценки в рамках заданных критериев.
Описание методики
Источники информации
Поиск источников информации был выполнен с помощью поисковых систем Google и Яндекс. Для поиска журнальных статей и научных работ использовалась система Google Scholar из-за более широкой коллекции статей, доступных в базе данных, и бесплатного доступа к базе данных. При выполнении запросов использовались следующие ключевые слова и их сочетания: «сертификация устойчивого туризма», «сравнение стандартов сертификации устойчивого туризма», «устойчивый туризм в России», «sustainable tourism criteria for accommodation», «sustainable travel certification», «certification of sustainable tourism», «sustainable tourism trends».
Выбор стандартов для сравнения
Выбор схем сертификации проводился по следующим критериям: использование в России, результаты поисковых запросов по рейтингу, предложения чат-бота с генеративным искусственным интеллектом, упоминание в научных работах. Исследование было сосредоточено на стандартах для средств размещения выбранных схем сертификации.
Выбор направлений и аспектов для сравнения стандартов
Для выполнения сравнительного анализа необходимо было привести стандарты к единой структуре.
UNWTO определяет устойчивый туризм, как туризм, который учитывает настоящие и будущие эконмическое, социальное и экологические последствия, удовлетворяя интересы туристов, бизнеса, окружающей среды и местных сообществ [46]. Аббревиатуру ESG (environmental, social, governance) можно расшифровать как «природа, общество, управление». Это свод правил и подходов к ведению бизнеса, которые способствуют его устойчивому развитию. В исследованных научных работах, информационных материалах и публикациях чаще всего рассматриваются аналогичные направления: окружающая среда (включая климат), социальные вопросы, управление бизнесом. Соответственно, эти 3 направления и легли в основу предлагаемой единой структуры для сравнения стандартов. Каждое направление, в свою очередь, было разделено на аспекты. Например, направление Окружающая среда включало 5 аспектов: отходы и химикаты, вода, энергия, биоразнообразие, климат. Всего для 3-х направлений было выделено 14 аспектов. Каждое требование стандартов было отнесено к определенному аспекту. После того, как стандарты были приведены к предложенной единой структуре, их стало возможно и удобно сравнивать.
Ограничения
Проведено исследование стандартов только пяти схем сертификации в области устойчивого туризма и только для средств размещения. При разделении требований стандартов на результативные и управленческие, а также при группировке требований по направлениям и аспектам для приведения стандартов к единой структуре не исключено влияние субъективного подхода автора.
Описание стандартов
Global Sustainable Tourism Council (GSTC) был создан в 2010 году в результате объединения Sustainable Tourism Stewardship Council (Попечительский совет по устойчивому туризму) и Partnership for Global Sustainable Tourism Criteria (Партнерство по глобальным критериям устойчивого туризма). Членами GSTC являются Rainforest Alliance, United Nations Environment Programme (UNEP), United Nations Foundation (UN Foundation), United Nations World Tourism Organization (UNWTO), представители туристского бизнеса социальных и природоохранных НПО, коммерческих объединений и др. [23]. С 2013 года GSTC разработал критерии для дестинаций, туроператоров и компаний туриндустрии, которые стали набором рамочных требований, используемых для подтверждения соответствия принципам устойчивости [22]. GSTC не являются схемой сертификации и не предоставляют услуг по сертификации, но участвуют в аккредитации органов по сертификации, схем сертификации в области устойчивого туризма [45].
International Organization for Standardization (ISO) – международная организация по стандартизации. Является независимой неправительственной международной организацией, в деятельность которой вовлечены национальные органы по стандартизации [30]. Разработкой стандартов по туризму занимается технический комитет Tourism and related services (ISO/TC 228). Техническим комитетом разработан ряд стандартов. Один из них ISO 211401:2018 Sustainability Management system for accommodation establishments (Система управления устойчивостью объектов размещения) [32]. ISO не оказывает услуг по сертификации и не участвует в аккредитации [31].
Программа Green Globe была создана в начале 1990-х годов с целью обеспечения продвижения туристических организация, заинтересованных в измерении и своего воздействия на окружающую среду, разработки и применении мер по его снижению. В течение двух лет после создания была разработана программа членства в Green Globe которая в настоящий момент распространена более чем в 80 странах мира [24].
Программа Green Key была запущена в 1994 году ассоциацией гостиниц, ресторанов и организаций туриндустрии Дании (HORESTA). До начала 2000-х годов программа была представлена во Франции, Швеции, Эстонии и Гренландии [25]. В 2010-2014 годах получила признание в мире. Организации сферы гостеприимства и туризма получили возможность проходить сертификацию по стандартам Green Key с участием аудиторов из сторонних органов по сертификации. В 2016 году признана GSTC. На начало 2024 года Программа Green Key распространилась на 50 различных стран и была вручена почти 2400 туристическим организациям [26].
Программа по сертификации туризма Preferred by Nature начала работать в 2003 году, когда Rainforest Alliance разработал критерии устойчивого развития для Латинской Америки с целью продвижения ответственного туризма. Эта инициатива была направлена на установление стандартов, которые будут ориентировать туристический бизнес на более экологичную и социально ответственную практику. Первый сертификат программы был выдан в 2013. Программа по сертификации туризма Preferred by Nature получила признание GSTC в 2019 году [40].
Результаты и обсуждение
Структура стандартов
Исследование показало, что каждый стандарт имеет определённую структуру, представленную крупными областями или разделами, в которых выделяются ещё несколько уровней. Некоторые данные о структуре стандартов приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Структура стандартов «Составлено автором»
Схема
сертификации
|
Название областей (разделов)
|
Уровни
|
GSTC
|
Эффективное устойчивое управление
Социальные и экономические выгоды для местного сообщества Сохранение культурного наследия Сохранение окружающей среды |
Разделы
Критерии Индикаторы |
ISO
|
Управление
Экологические Социальные Экономические |
Разделы
Требования |
Preferred by Nature
|
Бизнес
Социально-культурная Экологическая |
Области
Принципы Критерии Индикаторы |
Green Key
|
Экологическое управление
Вовлечение персонала Информация для гостей Вода Мытьё и чистка Отходы Энергия Еда и напитки Внутренняя среда Зелёные зоны Корпоративная социальная ответственность Зелёные действия Администрирование |
Разделы
Критерии |
Green Globe
|
Устойчивое управление
Социально / экономическая тема Культурное наследие Окружающая среда |
Группы
Критерии |
Стандарты отличаются по количеству уровней. Например, стандарт Preferred by Nature имеет четырёхуровневую структуру: области – принципы – критерии – индикаторы. В стандарте GSTC три уровня: разделы – критерии – индикаторы. В стандартах ISO, Green Globe и Green Key присутствует двухуровневая структура. Кроме того, в стандартах Green Globe, Green Key и Preferred by Nature включают пояснения к требованиям, которые конкретизируют требования или отражают дух стандарта.
Отмечено, что области или разделы, которые составляют основу структуры стандартов соответствуют аспектам, определяющим устойчивое развитие: управление и экономика, социальные вопросы, воздействие на окружающую среду. Это характерно для всех исследуемых стандартов. В этом отношении особенно схожи стандарты схем GSTC, ISO и Green Globe. В них выделены 4 области, связанные с управлением, экономикой, окружающей средой и социально-культурными вопросами. Близок к ним и стандарт Preferred by Nature, у которого, в отличие от вышеупомянутых стандартов, управленческие и экономические требования включены в одну область. Стандарт схемы Green Key также охватывает все аспекты устойчивого развития, но за счет их детализации содержит гораздо больше разделов.
Представленность экологических, социальных и экономических требований в стандартах
Для проведения сравнительного анализа требования стандартов были разделены на 3 направления и 14 аспектов, представленных в таблицах 2 и 3 соответственно.
Таблица 2 – Количество требований в схемах сертификации по направлениям «Составлено автором»
Схема сертификации
|
Направления
|
Всего
| ||
Окружающая среда
|
Социальные вопросы
|
Управление и экономика
| ||
GSTC
|
69
|
49
|
49
|
167
|
ISO
|
31
|
44
|
38
|
113
|
Preferred by Nature
|
71
|
91
|
43
|
205
|
Green Key
|
91
|
25
|
34
|
150
|
Green Globe
|
15
|
17
|
12
|
44
|
Рисунок 1 – Распределение требований по направлениям в схемах сертификации «Составлено автором»
Анализ стандартов позволил выявить различия по количеству требований в исследуемых схемах сертификации – от 44 (Green Globe) до 205 (Preferred by Nature). Диаграмма на рисунке 1 с распределением требований по направлениям показывает, что в четырёх схемах каждому направлению, в том числе и социальному, уделено примерно одинаковое внимание от 21,0% до 44,4%, и только в стандарте Green Key явно преобладают требования по направлению «Окружающая среда». Их доля составляет более 60%, в то время, как доля социальных требований всего 17%.
В таблице 3 приведены данные показывающие, каким аспектам в рамках направлений уделяется внимание в той или иной схеме сертификации.
Таблица 3 – Количество требований в схемах сертификации по аспектам «Составлено автором»
Аспект
|
GSTC
|
ISO
|
Preferred by Nature
|
Green Key
|
Green Globe
|
Направление Окружающая среда
| |||||
Отходы и химикаты
|
16
|
8
|
25
|
29
|
7
|
Вода
|
8
|
7
|
11
|
15
|
1
|
Энергия
|
6
|
7
|
14
|
29
|
1
|
Биоразнообразие
|
31
|
8
|
16
|
5
|
5
|
Климат
|
8
|
1
|
5
|
13
|
1
|
Направление Социальные вопросы
| |||||
Гости, интерьер, еда и напитки
|
3
|
9
|
25
|
22
|
4
|
Права работников (8 конвенций)
|
17
|
6
|
20
|
2
|
3
|
Охрана труда и безопасность
|
1
|
10
|
23
|
0
|
2
|
Местные жители
|
16
|
13
|
17
|
1
|
5
|
Охрана культурного наследия
|
12
|
6
|
6
|
0
|
3
|
Направление Управление и экономика
| |||||
Соответствие законодательству
|
11
|
0
|
0
|
2
|
2
|
Поставщики и партнёры
|
17
|
8
|
8
|
12
|
3
|
СМК
|
18
|
29
|
28
|
11
|
5
|
Маркетинг и коммуникации
|
3
|
1
|
7
|
9
|
2
|
Всего
|
167
|
113
|
205
|
150
|
44
|
В направлении «Окружающая среда» для схем GSTC и Green Globe по количеству преобладают требования по обращению с отходами и химикатами и сохранению биоразнообразия.
Схему сертификации ISO можно назвать сбалансированной по количеству требований по каждому из экологических аспектов за исключением климата, который представлен всего одним требованием.
В схеме сертификации Preferred by Nature по количеству требований лидируют аспекты по обращению с отходами и химикатами, биоразнообразию и учёту энергии.
В схеме Green Key преобладают требования по обращению с отходами и химикатами и учёту энергии, большое внимание уделено рациональному использованию и охране водных ресурсов, климатической повестке, и заметно меньше требований по сохранению биоразнообразия.
Анализ распределения требований социального направления показал, что в схемах сертификации ISO, Green Globe и Preferred by Nature уделено внимание каждому аспекту. Эти стандарты оценивают социальную ответственность бизнеса по отношению к персоналу, клиентам, местным жителям, сохранению культурного наследия. В то время как в стандарте схемы Green Key основной акцент направлен клиентов, в первую очередь проверяется комфортность среды для гостей и пищевая безопасность. Прямые требования по проверке охраны труда и безопасности, сохранения культурного наследия отсутствуют. Оценка взаимоотношений с местным населением осуществляется на основании всего одного требования.
Требования по управлению и экономике в схемах Green Globe, Green Key, GSTC представлены по всем аспектам. В схемах Preferred by Nature, ISO отсутствуют требования по проверке соблюдения законодательства. В схеме ISO аспект «Маркетинг и коммуникация» представлен всего одним требованиям, но его формулировка по факту включает несколько требований и позволяет проверить данный аспект.
Управленческие и результативные требования
Для проверки третьей гипотезы все требования были разделены на две группы:
Управленческие – требования к системе управления, например: планирование и мониторинг; ведение документации и записей; информирование заинтересованных сторон и т.п.
Результативные – требования, направленные на проверку конкретных результатов, например: количественные требования; требования к оборудованию; вовлечение заинтересованных сторон и взаимодействие с ними и т.п.
Распределение требований на управленческие и результативные приведено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Распределение требований на управленческие и результативные «Составлено автором»
Из диаграммы на рисунке 2 видно, что только в двух стандартах (схем GSTC и ISO) доля управленческих требований чуть больше половины. В остальных стандартах преобладают результативные требования.
Выводы
Исследование подтвердило гипотезу №1 «Структура стандартов, количество требований в целом, а также по экологическим, социальным или экономическим направлениям разных схем сертификации отличаются». Установлено, что структура стандартов разных схем отличается по количеству уровней – от 2 до 4, количеству разделов – от 3 до 13, количеству требований – от 44 до 205. Количество требований по экологическим, социальным или экономическим направлениям также различно.
Гипотеза №2 «Доля социальных требований меньше, чем экологических или экономических» подтвердилась только для стандарта схемы Green Key. В этом стандарте доля социальных требований составляет всего 17%. Кроме того, социальные требования в основном сосредоточены на социальной ответственности бизнеса по отношению к клиентам. Требования социальной ответственности по отношению к персоналу и местным жителям практически отсутствуют.
Для остальных схем доля социальных требований сопоставима с долями экологических и экономических требований.
Гипотеза №3 «Доля управленческих требований больше, чем результативных» также подтвердилась частично – для стандартов схем GSTC и ISO. Доля управленческих требований в этих схемах составляет 53% и 52% соответственно. В остальных схемах доля управленческих требований не превышает 42%.
Рекомендации для будущих исследований
Результаты исследования могут быть использованы для разработки сбалансированного и эффективного российского национального стандарта устойчивого туризма, а также будут интересны для специалистов в сфере туризма.
References:
APEC Tourism Working Group. Sustainable Development of Tourism DestinationsAPEC Tourism Working Group. — 2013. — 74 p. Retrieved May 01, 2024, from https://www.apec.org/docs/default-source/Publications/2014/3/
Balas M., Strasdas W. (2019). Sustainability in tourism: developments, approaches and clarification of terms. Paper German Environment Agency. 74.
Bilbao-Terol A., Bilbao-Terol C. (2020). Measuring the Economic Impact of a Voluntary Sustainable Tourism Certification Sustainability. (13). 5465.
Blackman A., Rivera J. (2011). Producer-Level Benefits of Sustainability Certification Conservation Biology. 1–10. doi: 10.1111/j.1523-1739.2011.01774.x.
Bricker K. (2010). An Analysis of Sustainable Tourism Certification Programs in the United States UNLV Caesars Hospitality Research Center, University of Nevada, Las Vegas.
Bricker K. S., Schultz J. (2011). Sustainable Tourism in the USA: A Comparative Look at the Global Sustainable Tourism Criteria Tourism Recreation Research. (3). 215–229. doi: 10.1080/02508281.2011.11081668.
Buckley R. (2012). Sustainable Tourism: Research and Reality Annals of Tourism Research. (2). 528–546.
Buckley R. C. (2012). Sustainability Reporting and Certification in Tourism Tourism Recreation Research. (1). 85–90.
Carvalho S., Reis da Costa S. R., Oliveira C., Baptista A. L. F. (2022). Sustainable Management in the Hotel Sector: An Exploratory Study Proceedings of the 5th ICQEM Conference,. 401-414.
De Marchi D., Becarelli R., Di Sarli L. (2022). Tourism Sustainability Index: Measuring Tourism Sustainability Based on the ETIS Toolkit, by Exploring Tourist Satisfaction via Sentiment Analysis Sustainability. (8049). doi: 10.3390/su14138049.
Font X. (2005). Sustainability standards in the global economy
Frolov G.A. (2023). Faktory ustoychivogo razvitiya predpriyatiy sanatorno-kurortnogo kompleksa [Factors of sustainable development of sanatorium-resort complex companies]. Vestnik RMAT. (2). 6-10. (in Russian).
Futagami M., Kumara T. (2022). Sustainable Tourism Certification and Ecolabels: A Systematic Review of Literature Journal of the Faculty of Foreign Studies, Meijo University. 5 1-24.
Gagina N.V., Pogodina A.V. (2019). Ekologicheskaya sertifikatsiya kak instrument razvitiya ustoychivogo turizma [Environmental certification as a tool for the development of sustainable tourism] Modern trends in the development of physical geography: scientific and educational aspects for sustainable development. 59-64. (in Russian).
Galkina E.G., Artemova I.V. (2024). Ekologicheskaya sertifikatsiya oteley: problemy i preimushchestva [Ecological certification of hotels: problems and advantages] Student of the Year 2023. 50–55. (in Russian).
Global Sustainable Tourism Council (GSTC). GSTC Criteria Feedback & Revision [Site]Gstc. Retrieved April 07, 2024, from https://www.gstcouncil.org/gstc-criteria/criteria-feedback-revision/
Global Sustainable Tourism Council (GSTC). GSTC History [Site]Gstc. Retrieved April 07, 2024, from https://www.gstcouncil.org/about/gstc-history/
Green Globe. History [Site]Green Globe. Retrieved April 07, 2024, from https://www.greenglobe.com/history
Green Key (2016). SpaceFrom a Basement to the World: The Story of Green Key
Green Key. HistoryGreen Key. Retrieved April 07, 2024, from https://www.greenkey.global/history
Hellmeister A., Richins H. (2019). Green to Gold: Beneficial Impacts of Sustainability Certification and Practice on Tour Enterprise Performance Sustainability. (3). 709. doi: 10.3390/su11030709.
Honey M., Rome A. (2001). Protecting Paradise: Certification Programs for Sustainable Tourism and Ecotourism
International Organization for Standardization (ISO). About UsIso. Retrieved April 07, 2024, from https://www.iso.org/about
International Organization for Standardization (ISO). CertificationIso. Retrieved April 07, 2024, from https://www.iso.org/certification.html
International Organization for Standardization (ISO). ISO 21401:2018 - Tourism and Related Services — Sustainability Management System for Accommodation Establishments — RequirementsIso. Retrieved April 07, 2024, from https://www.iso.org/standard/70869.html
Jarvis N., Weeden C., Simcock N. (2010). The Benefits and Challenges of Sustainable Tourism Certification: A Case Study of the Green Tourism Business Scheme in the West of England Journal of Hospitality and Tourism Management. (1). 83–93. doi: 10.1375/jhtm.17.1.83.
Lacher R. G. Serious Tourism and Consumer Preference for Sustainable Tourism Certifications: DissertationClemson University. Retrieved May 01, 2024, from https://open.clemson.edu/all_dissertations/913/?utm_source=tigerprints.clemson.edu%2Fall
Lampreia-Carvalho F. (2021). The Status of Resource Management and Certification in Tourism Sustainability Implementation Literature Journal of Spatial and Organizational Dynamics. (2). 91–114.
Martínez P., Herrero Á., Gómez-López R. (2019). Corporate images and customer behavioral intentions in an environmentally certified context: Promoting environmental sustainability in the hospitality industry Corporate Social Responsibility and Environmental Management. (7). 1160–1177. doi: 10.1002/csr.1754.
Medina L.K. (2005). Ecotourism and Certification: Confronting the Principles and Pragmatics of Socially Responsible Tourism Journal of Sustainable Tourism. (3). 281–295.
Minenkova V.V. (2021). Ustoychivyy turizm v gornyh territoriyakh: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt [Sustainable tourism in mountainous areas: domestic and foreign experience] The present and the future of Russia in a changing world: socio-geographical analysis and forecast. 700–705. (in Russian).
Mishulina S. I. (2021). Green Certification Issues in the Accommodation Sector Services in Russia and Abroad. (4). 5–17. doi: 10.24412/1995-042X-2021-4-5-17.
Otto O.V. (2023). Vliyanie ekologicheskogo faktora na razvitie gostinichnogo biznesa [The influence of the environmental factor on the development of the hotel business]. Nauka i turizm: strategii vzaimodeystviya. (7 (5)). 22–28. (in Russian).
Poser E. A. (2009). Setting Standards for Sustainable Tourism: An Analysis of US Tourism Certification Programs Master’s project, Nicholas School of the Environment, Duke University. 112.
Preferred by Nature. Sustainable Tourism CertificationPreferred by Nature. Retrieved April 07, 2024, from https://www.preferredbynature.org/certification/sustainable-tourism/
Rastegar R., Higgins-Desbiolles F., Ruhanen L. (2023). Tourism, global crises and justice: Rethinking, redefining and reorienting tourism futures Journal of Sustainable Tourism. (12). 2613-2627. doi: 10.1080/09669582.2023.2219037.
Rattan J.K. (2015). Is certification the answer to creating a more sustainable volunteer tourism sector? Worldwide Hospitality and Tourism Themes. (2). 107–126. doi: 10.1108/WHATT-12-2014-0047.
Samoylova A.A. (2023). Perspektivy vnedreniya ekologicheskikh innovatsiy v gostinichnom biznese Rossii [Prospects for the introduction of environmental innovations in the Russian hotel business]. Service and Tourism: Current Challenges. (2). 345–349. (in Russian).
Spenceley A. (2018). Sustainable tourism certification in the African hotel sector Tourism Review. doi: 10.1108/TR-09-2017-0145.
What is the GSTC?Global Sustainable Tourism Council - GSTC. Retrieved April 07, 2024, from https://www.youtube.com/watch?v=augYf0zXr7s
World Tourism Organization (UNWTO). Sustainable DevelopmentUnwto. Retrieved April 07, 2024, from https://www.unwto.org/sustainable-development
Страница обновлена: 15.04.2025 в 13:45:31