Strategies for the application of neural networks in design training

Tarkhanova E.G.1, Baeva O.N.1
1 Байкальский государственный университет

Journal paper

Informatization in the Digital Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 3 (July-september 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=74511228

Abstract:
The article examines the change in the strategic behavior of subjects offering design education in connection with the spread of artificial intelligence. The study, conducted on the popular Telegram platform, included a content analysis of posts from companies offering design courses. As a result of analyzing the topics of posts on an annual basis and dynamics over shorter periods of time, as well as studying the top posts of Telegram channels of companies in this industry for 2023-2024, it was possible to draw a conclusion about the routine of neural network training services: they are offered by large, medium-sized and small companies. At the same time, the subjects either diversify their activities or develop an existing course or apply neural networks as a marketing tool. On the demand side, judging by the engagement and activity of channel users, interest in neural networks is gradually declining. Simultaneously, training in the use of neural networks becomes more professional. The conclusions and results of the conducted research may be of interest to regional players operating in the market of design training; in addition, they can be applied in further study of the topic using thematic modeling.

Keywords: neural network, Telegram channel, strategy, design, training, course

JEL-classification: C45, C80, L86, L80



Введение

Природа и масштаб проблемы. В настоящее время нейросети распространяются семимильными шагами во всех отраслях экономики. Одной из самых популярных сфер их приложения является дизайн. Исследования [1] показывают, что 59% дизайнеров Центральной части России используют в своей работе нейросети и 45% дизайнеров по всей стране прибегают к их использованию. В 2023 г. спрос на нейросети в среде дизайнеров вырос в восемь раз [2].

При этом, по мнению экспертов [13], о замене дизайнерского труда машинным речи не идет. В большинстве своем нейросети воспринимаются в качестве дополнительного орудия труда, которое ускоряет процесс работы дизайнера и делает его более конкурентоспособным. Вместе с тем ограниченный личный опыт использования искусственного интеллекта показывает, что добиться приемлемого результата даже для референса не получается неискушенному пользователю нейросетей. Сейчас развитие нейросетей и желание повысить свою конкурентоспособность среди дизайнеров открывает поле возможностей еще одному субъекту в данной сфере.

Школы и всевозможные акторы, предлагающие курсы дизайна, создают новую нишу рынка образовательных услуг, связанных с нейросетями. Насколько она популярна и какие изменения стратегического поведения следует провести тем организациям, работающим в сфере дизайнерского образования, которые еще не ступили на путь принятия нейросетей как неотъемлемой данности современного мира, в том числе дизайнерского, – это основная проблемная канва данного исследования. Недооценка роли новых технологий и противопоставление себя им может дорого обойтись особенно региональным игрокам в период расцвета интернет-образования.

Проблемы исследования. В данном исследовании нужно выявить, каково влияние развития искусственного интеллекта на рынок (спрос и предложение) в сфере обучения дизайну. Кроме того, следует определить, как это развитие изменяет стратегического поведения фирм, предлагающих курсы дизайна.

Проверяемые гипотезы:

1) популярность профессии «Дизайнер» не снизится в связи с развитием нейросетей;

2) в связи с развитием искусственного интеллекта акцент в обучении дизайну сместится на нейросети.

Контекст, цели и задачи исследования. В связи с тем, что проблематика исследования предполагает не просто оценку действий игроков образовательного рынка со стороны предложения, прибегающих к тематике нейросетей, но и изучение спроса, то в качестве информационной базы выбраны каналы социальной сети Telegram.

Этот выбор можно обосновать наличием данных об отношении подписчиков к постам, возможностью выгружать и анализировать посты, в том числе посредством различных программных средств и сервисов. В сравнении с опросами Telegram-каналы способны дать более дешевую и доступную информацию в достаточно большом объеме. Сайты школ дизайна тоже имеют ограничение, поскольку по их данным невозможно отследить обратную связь со стороны спроса. Кроме того, по данным опросов Telegram популярен среди дизайнеров (92% дизайнеров в центральной России используют его как источник информации [1]), молодежи как основного потребителя услуг рассматриваемых школ (например, по исследованию 2022 г. 80% молодежи Красноярского края использует его [3]). После 2022 г. в связи с политическими событиями в стране Telegram в два раза нарастил свой контингент [12].

В соответствии с проблематикой и информационной базой исследования были сформулированы его цели: определить тематику постов субъектов, предлагающих курсы дизайна; определить тематику постов по нейросетям, которые публикуются на каналах школ и субъектов, работающих и предлагающих обучение в сфере дизайна.

Общими задачами являются следующие положения:

1) обзор методов анализа данных социальных сетей (в частности Telegram) и методологии исследования;

2) выгрузка и анализ информации;

3) рекомендации фирмам-производителям курсов по дизайну.

Одной из самых сложных с технической точки зрения является задача анализа информации. Ниже представлены частные задачи, которые входят в задачу анализа:

1) выявление субъектов-каналов, предлагающих обучение в сфере дизайна в Telegram;

2) сбор постов выявленных каналов в нескольких временных срезах по тематике нейросетей;

3) классификация выявленных постов по нейросетям для определения их тематики;

4) определение структуры и динамики популярности темы нейросетей по каналам с курсами дизайна;

5) выгрузка всех топ-популярных постов выявленных каналов в нескольких временных срезах;

6) выявление постов, посвященных нейросетям, из числа топовых и определение их тематики;

7) определение места темы обучения в рамках анализа по ключевому слову «нейросеть» и анализа топовых тем;

8) анализ темы обучения нейросетям по набору программ и платформ;

9) анализ темы обучения и определение места нейросетей в ней;

10) определение стратегии субъектов, предлагающих курсы дизайна.

Обзор литературы. При подготовке к исследованию был рассмотрен ряд источников, касающихся методологии и информационной базы контент-анализа данных социальных сетей. А.В. Чугунов и др. на платформе Telegram с помощью сервиса TGStat выгрузили статистику политических каналов (по 98,5 тыс. постов) и провели их анализ с помощью инструментов PolyAnalyst: они строили сценарии кластеризации и создавали облака тегов для определения темы постов [17]. Л.Д. Забокрицкая и др. изучали ценности молодежи посредством анализа персональных данных анкет в социальной сети «Вконтакте» с помощью метода users.get и последующей обработки в IBM SPSS Statistics Base 22.0 [6]. О.В. Золотарев и А.Х. Хакимова составляли облака слов и n-граммы для определения весов тематических групп в динамике с целью последующего определения основных вопросов и терминов, которые обсуждались в Твиттере в период пандемии коронавируса [7]. А.Д. Кавеева использовала метод тематического моделирования LDA для определения тем материнских чатов в сети «Вконтакте» [8]. Л.А. Шайгерова и др. при выявлении этнокультурной идентичности подростков посредством анализа данных сети «Вконтакте» для решения проблемы неравномерности публикации постов, включаемых в выборку, предлагается ее ограничивать n-количеством последних для последующего статистического анализа [18]. В исследовании социальных связей социальной сети «Вконтакте» Д.А. Казанцева также используется ограничение выборки путем исключения закрытых аккаунтов [9]. О.А. Митрофанов описывает программные средства, позволяющие из набора текстовых данных формировать совокупность тем, которая их описывает [10]. Б.А. Низомутдинов и Л.А. Видясова при автоматизированном анализе социальных медиа социальных сетей не ограничиваются специфическим инструментарием типа формирования облака слов, привлекая традиционные показатели для анализа динамики относительных показателей (например, среднее количество комментариев на пост) и структуры участников сообществ [11]. Б.А. Низомутдинов и О.Г. Филатова анализировали комментарии пользователей политических Telegram-каналов и проводили тематическое моделирование с помощью инструментов Yandex Data Lens и модели Gensim, основанной на алгоритме LDA [12]. Хлопотов М.В. и др. проводили кластеризацию кинолюбителей по данных специализированных социальных сетей с использованием пакета NbClust R и дальнейшим определением качества кластеризации [16].

Как видно, в исследованиях, связанных с социальными сетями и контент-анализом, в частности, активно используется тематическое моделирование и различные программные средства. Последние используются для классификации, кластеризации и прогнозирования на основе больших данных. В этой работе в связи с тем, что исследование является пилотным, возможности применения искусственного интеллекта ограничены. Это связано с тем, что имеется потребность его дообучить в соответствии с целями этой работы: тематика постов не всегда является очевидной, что требует ручного анализа. Как пишет Е.Ю. Виноградова, «задачи классификации очень плохо алгоритмизируются» [4]. Возможность дообучения, например, имеется у платформы PolyAnalyst [17].

Использование нейросетей позволит заниматься мониторингом среды для принятия управленческих решений и понимания стратегии развития фирм. А.Ф. Шуплецов и др., в частности приводят теоретическое обоснование возможности применения искусственного интеллекта в целях прогнозирования стратегий [19]. В целом формулировка стратегии и предполагает анализ внешней среды. Поэтому использование Telegram как полигона исследования стратегий выглядит весьма обоснованной.

Методология и информационная база исследования. Для выявления Telegram-каналов, предлагающих обучение в сфере дизайна и публикующих посты о нейросетях, был использован сервис TGStat. Поиск публикаций осуществлялся с помощью ключевого слова «нейросеть». Анализ был ограничен тематикой дизайна с января по февраль 2024 г. Далее из найденного перечня (1145 постов) вручную выявлялись каналы, в которых упоминается обучение или курсы по дизайну. В итоге было выявлено 123 поста, касающихся нейросетей, 42 каналов (табл. 1). После этого также вручную выявлялась тематика найденных постов. Аналогично определялась тематика указанных 42 каналов по временным срезам: с января по февраль 2023 г. По этим же 42 каналам в годовом разрезе определялась активность, вовлеченность и средний охват публикации. Кроме этого, были добавлено четыре канала, которые очевидно связаны с обучением дизайну и которые не были выявлены в первоначальной выборке.

Таблица 1

Информационная база исследования

Характеристика запросов
Количество
Структура, проц.
Поисковый запрос: тематика поиска «дизайн»
каналов
6518
-
Первоначальный запрос: текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн», январь-февраль 2024
постов
1145
х
каналов
429
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

5
110
176
138

1,2
25,6
41,0
32,2
Выборка
постов
123
х
каналов
42
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

1
12
25
4

2,4
28,6
59,5
9,5
Запрос: текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн», январь-февраль 2023
постов
722
х
каналов
285
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

6
87
111
81

2,1
30,5
38,9
28,4
Выборка
постов
95
х
каналов
15
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

1
8
5
1

6,7
53,3
33,3
6,7
Запрос: текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн», с марта 2023 по март 2024
постов
5001
х
каналов
942
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

7
185
358
392

0,7
19,6
38,0
41,6
Выборка
постов
502
х
каналов
46
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

1
12
26
7

2,2
26,1
56,5
15,2
Источник: составлено автором по [14].

Активность пользователей складывается из всех видов реакций на посты: пересылки, комментарии, реакции. Вовлеченность показывает, сколько активностей пользователей приходится на один просмотр. Показатель среднего охвата одной публикации представляет собой соотношение среднего числа просмотров на один пост к числу подписчиков.

Далее по каждому из 42 выявленных каналов был сгенерирован отчет с 10 топовыми публикациями в двух временных срезах: за февраль 2023 и 2024 гг. Фильтрация данных проводилась по показателю вовлеченности подписчиков. Этот показатель помогает рассматривать исследуемый рынок не только с позиции предложения: кроме этого, учитываются характеристики спроса. Самые высокие и самые низкие значения индекса вовлеченности отметались, поскольку они могут быть связаны с равенством активностей и просмотров или нулевыми их значениями.

После этих действий формировался общий файл с топовыми публикациями. По итогу этих действий удалось определить динамику топовых публикаций с упоминанием нейросетей.

Кроме этого, данные публикации подверглись структурному анализу: по каждому посту из числа топовых с упоминанием нейросетей определялась тема в динамике по указанным ранее временным срезам. Среди тем особое значение уделялось теме обучения.

Выявленные данные понадобились для определения стратегического развития фирм-производителей курсов по дизайну. Для этого по выявленным топовым публикациям с темой обучения нейросетям определялся список каналов. На основе анализа выявленных сообщений и сайтов найденных субъектов определялась стратегия их поведения в соответствии с классификацией, приведенной у О.С. Виханского и А.И. Наумова [5], приводилось описание продуктов, связанных с нейросетями и сам их перечень.

Основная часть

Результаты. При выполнении задач, поставленных в исследовании, были получены следующие результаты.

1. В период с марта 2023 по март 2024 гг. было выявлено 46 каналов, которые публикуют посты про обучение и нейросети. За указанный период было опубликовано 502 поста по тематике, связанной с нейросетями. Число подписчиков выявленных каналов составляет более 597 тыс. человек. Вовлеченность в целом по всем каналам равна 1,94%, что является средним ее уровнем. При этом средний охват одной публикации составляет 0,41% (табл. 2).

Таблица 2

Статистика каналов


Название источника
Посты
Подписчиков
Просмотров
Активностей
Вовлеченность, проц.
Средний охват одной публикации, проц.
1
Што такое фотошоп?
13
110421
134885
1032
0,77
9,40
2
Figma | Дизайн
22
96308
193983
2788
1,44
9,16
3
Phhh Phhh | Фотошоп
14
70332
104578
684
0,65
10,62
4
Секретный канал Логомашины
21
36472
78344
1303
1,66
10,23
5
Оди
9
34356
39220
741
1,89
12,68
6
4Design
25
31053
98098
2335
2,38
12,64
7
Tilda Publishing News
4
27377
29698
622
2,09
27,12
8
unid | графический дизайн
9
26381
68719
1339
1,95
28,94
9
JCenterS - Компьютерная графика (CG, VFX, 3D)
23
16289
91185
1416
1,55
24,34
10
CONTENTED — школа дизайна
14
15693
34787
957
2,75
15,83
11
Школа инфографики Bek.Five
3
15022
1954
66
3,38
4,34
12
Наука Дизайна
10
12969
22135
541
2,44
17,07
13
Щёлочь
13
12208
47559
1890
3,97
29,97
14
Дизайнер презентаций с Bonnie&Slide
2
9604
5030
39
0,78
26,19
15
KHS | Digital Art
33
9429
108282
2435
2,25
34,80
16
Школа дизайна НИУ ВШЭ
6
8474
13926
272
1,95
27,39
17
Hot Motion
3
7459
2380
12
0,50
10,64
18
Photofox
5
6662
12855
318
2,47
38,59
19
PixelMap
4
5995
4782
160
3,35
19,94
20
PROSLIDES SCHOOL | Презентации, дизайн
7
4369
6754
94
1,39
22,08
21
Школа Видео
2
3961
4132
164
3,97
52,16
22
MDA
2
3509
2309
138
5,98
32,90
23
Successfulstocker | офишл 😎
7
2632
10714
364
3,40
58,15
24
BEAUTY STORIES • Leshankseniya
1
2422
1618
35
2,16
66,80
25
Design not fabricated
11
2302
4305
228
5,30
17,00
26
Дизайн с Krona.Studio
9
2166
2048
194
9,47
10,51
27
Карточки Одуванова
1
2007
3897
62
1,59
194,17
28
Марат Нуриев — Карточки, но не банковские
4
1900
7483
526
7,03
98,46
29
ХранилищеЗнаний
7
1781
403
22
5,46
3,23
30
Влада про дизайн и продажи💸
3
1661
4141
96
2,32
83,10
31
AlexHappy3D
9
1538
13302
416
3,13
96,10
32
Полищук Александр | Дизайнер инфографики
2
1535
3125
105
3,36
101,79
33
tak pobedim.design
5
1503
4685
305
6,51
62,34
34
Инфографика и Нейросети
79
1398
50968
1384
2,72
46,15
35
Школа СтокМастер
2
1303
1342
24
1,79
51,50
36
Art Glück Education / Дизайн и архитектура
19
1214
9539
377
3,95
41,36
37
Moi3d not pomoi
1
1171
1019
51
5,00
87,02
38
ШКОЛА ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ ILCONA
1
1142
394
29
7,36
34,50
39
Русджоновская
2
1056
500
12
2,40
23,67
40
SARGAZM | design by Kopasova
2
889
702
76
10,83
39,48
41
🫨 Небинарный Дизайнер
22
862
7772
205
2,64
40,98
42
Школа 3D-моделирования 3D CLUB
23
835
1663
18
1,08
8,66
43
Цитадель • онлайн-школа дизайна
6
683
1807
34
1,88
44,09
44
Artways.bootcamp
17
515
3779
204
5,40
43,16
45
Школа 3D-графики | 3D Club
24
355
688
3
0,44
8,08
46
Школа дизайна DH
1
341
254
6
2,36
74,49
47
Общий
502
597554
1241743
24122
1,94
0,41
Источник: составлено автором по [14].

Почти по 70% каналов уровень вовлеченности в тему нейросетей выше среднего по выборке (рис.). У 30% каналов наблюдается очень высокий уровень вовлеченности аудитории: больше 3,5% активностей приходится на один просмотр. Вовлеченность меньше 1% демонстрирует всего 5 каналов. Максимальная вовлеченность составила больше 10,8% и связана в большей мере с особенностями расчета, чем фактической характеристикой популярности темы у аудитории. Поэтому фактически вовлеченность колеблется от 0,44 до 9,47%.

Направленность изменения среднего охвата и вовлеченности в целом совпадают. При этом имеет место более широкий размах значений по вовлеченности подписчиков. Если не учитывать экстремальные значения среднего охвата, то разброс его значений меньше в сравнении с разбросом вовлеченности.

Рис. Вовлеченность и средний охват одной публикации по выборке Telegram-каналов

Источник: составлено автором по [14].

2. Популярность темы нейросетей в январе-феврале 2024 г. в Telegram сократилась в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (число постов увеличилось на 29,5%, но при этом их количество в расчете на один канал сократилось в два раза). Размер каналов, поднимающих исследуемую тему, тоже изменился: если в 2023 г. о нейросетях писали в основном средние и крупные каналы, посвященные дизайну (60% каналов: подписчиков больше 10 000), то в 2024 число подписчиков на один канал сократилось на 51%. Основная часть прироста числа постов была обеспечена каналами с числом подписчиков от 1000 до 10 000 (им принадлежит 58% постов) (табл. 3).

Таблица 3

Динамика популярности постов о нейросетях в январе-феврале, 2023-2024 гг.

Показатель
2023 г.
2024 г.
Темп роста, проц.
Изменение, проц.
Постов
95
123
129,47
29,47
Подписчиков
442305
589373
133,25
33,25
Просмотров
336623
285667
84,86
-15,14
Активностей
8299
6415
77,30
-22,70
Количество каналов
15
42
262,50
162,50
Постов на один канал
5,94
2,93
49,32
-50,68
Подписчиков на один канал
27644,06
14032,69
50,76
-49,24
Просмотров на один канал
21038,94
6801,60
32,33
-67,67
Активностей на один канал
518,69
152,74
29,45
-70,55
Просмотров на один пост
3543,4
2322,496
65,54
-34,46
Активностей на один пост
87,36
52,15
59,70
-40,30
Вовлеченность, проц.
2,47
2,25
х
-0,22
Средний охват одной публикации, проц.
0,80
0,39
х
-0,41
Источник: составлено автором по [14].

При относительном снижении популярности темы нейросетей среди Telegram-каналов имело место абсолютное снижение интереса к ней со стороны подписчиков. Просмотры и активность пользователей сократились на 15,1 и 22,7% соответственно.

При снижении числа подписчиков на один канал на 49,2% их активность и просмотры в расчете на один канал сократилась в еще большей мере: на 70,5 и 67,8% соответственно. При этом вовлеченность имеющихся пользователей изменилась не так кардинально: соотношение активностей и просмотров сократилось на 0,22 процентных пункта. Стоит учитывать, что активность на один пост сократилась в большей мере, чем число просмотров на один пост (40 в сравнении 34%).

Таким образом, относительная популярность темы нейросетей в 2024 г. снизилась не только со стороны спроса, но и со стороны предложения. При этом спрос на эту тему сократился в большей мере, чем предложение за счет роста популярности темы среди мелких и средних по размеру Telegram-каналов.

3. Тематика постов за анализируемый период значительно изменилась. Если в 2023 г. только четверть постов касалась обучения, то в 2024 г. это цифра равна 57% (табл. 4).

Таблица 4

Тематика постов с упоминанием нейросетей

Тематика
Январь-февраль
2023 г.
Январь-февраль 2024 г.
Изменение, проц.
Число
Доля, проц.
Число
Доля, проц.
Конкурс
5
5,26
3
2,44
-2,82
Материалы
17
17,89
13
10,57
-7,33
Обучение
25
26,32
70
56,91
30,59
Работы
9
9,47
9
7,32
-2,16
Новости
13
13,68
4
3,25
-10,43
Обсуждение
12
12,63
8
6,50
-6,13
Реклама
6
6,32
8
6,50
0,19
Опрос
6
6,32
2
1,63
-4,69
Статьи
2
2,11
6
4,88
2,77
Всего
95
100,00
123
100,00
-
Источник: составлено автором по [14].

На втором месте в структуре находятся посты с упоминанием нейросетей в качестве инструментов и материалов: их доля за анализируемый период сократилась на 7%.

4. Несмотря на количественный рост темы нейросетей в числе топовых постов анализируемых Telegram-каналов в феврале 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, качественных сдвигов в популярности темы не произошло (табл. 5). Просмотры и активности в расчете на один пост о нейросетях снижаются, причем последние в большей мере. Положительная динамика по ряду качественных показателей обеспечена прежде всего увеличением числа Telegram-каналов, в которых стала освещаться тема нейросетей в дизайне.

Таблица 5

Динамика популярности нейросетей в топ-10 постов, февраль 2023-2024 гг.

Показатель
2023 г.
2024 г.
Темп роста, проц.
Изменение
Постов всего
299,00
456,00
152,51
157,00
- о нейросетях
24,00
58,00
241,67
34,00
- доля, проц.
8,03
12,72
х
4,69
Подписчиков всего
518274,00
593377,00
114,49
75103,00
- по постам о нейросетях
162644,00
307458,00
189,04
144814,00
- доля, проц.
31,38
51,81
х
20,43
Просмотров всего
881260,00
884001,00
100,31
2741,00
- по постам о нейросетях
75220,00
128871,00
171,33
53651,00
- доля, проц.
8,54
14,58
х
6,04
Активностей всего
37747,00
39822,00
105,50
2075,00
- по постам о нейросетях
4117,00
6608,00
160,51
2491,00
- доля, проц.
10,91
16,59
х
5,69
Количество каналов всего
30,00
47,00
156,67
17,00
- по постам о нейросетях
10,00
24,00
240,00
14,00
- доля, проц.
33,33
51,06
х
17,73
Постов о нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
2,40
2,42
100,69
0,02
Постов о нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
0,80
1,23
154,26
0,43
Подписчиков с постами о нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
16264,40
12810,75
78,77
-3453,65
Подписчиков с постами о нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
5421,47
6541,66
120,66
1120,19
Просмотров постов о нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
7522,00
5369,63
71,39
-2152,38
Просмотров постов о нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
2507,33
2741,94
109,36
234,60
Активностей на посты с упоминанием нейросетей на один канал с упоминанием нейросетей
411,70
275,33
66,88
-136,37
Активностей на посты с упоминанием нейросетей на один канал без упоминания нейросетей
137,23
140,60
102,45
3,36
Просмотров на один пост о нейросетях
3134,17
2221,91
70,89
-912,25
Активностей на один пост о нейросетях
171,54
113,93
66,42
-57,61
Вовлеченность по постам о нейросетях, проц.
5,47
5,13
93,68
-0,35
Средний охват одной публикации о нейросетях, проц.
1,93
0,72
37,50
-1,20
Источник: составлено автором по [14].

Вместе с тем стоит отметить, что интерес к теме использования нейросетей в дизайне сохраняется, о чем свидетельствует в целом наличие постов о них в числе топовых.

5. Февральские топовые посты о нейросетях в 2024 г. в большей мере посвящаются вопросам обучения (табл. 6). Если в 2023 г. за исследуемый месяц подписчиков больше интересовали информационные посты о возможностях различных нейросетей, то в 2024 г. высокий интерес у аудитории вызывают не только их описание, но и различные вопросы, связанные с обучением работе с нейросетями. Вопросы обучения и информационные материалы составляют более 70% всех рассмотренных постов.

Таблица 6

Тематика топовых постов о нейросетях

Тематика
Февраль 2023 г.
Февраль 2024 г.
Изменение, проц.
Число
Доля, проц.
Число
Доля, проц.
Конкурс
-
-
2
3,45
3,45
Материалы
14
58,33
21
36,21
-22,13
Обучение
6
25,00
21
36,21
11,21
Работы
-
0,00
2
3,45
3,45
Новости
1
4,17
2
3,45
-0,72
Обсуждение
3
12,50
2
3,45
-9,05
Реклама
-
-
2
3,45
3,45
Опрос
-
-
-
-
-
Статьи
-
-
6
10,34
10,34
Всего
24
100,00
58
100,00
-
Источник: составлено автором по [14].

6. Обучающий контент по нейросетям, продвигаемый в Telegram-каналах, можно разделить на три группы. Первая группа – это мини-курсы с учебной программой и целым набором нейросетей, которые по ней будут рассматриваться слушателями. Вторая группа – это небольшие по длительности интенсивы, в которых рассматривается одна-две нейросети в приложении к какой-либо дизайнерской программе, или информационные блоки о нейросетях в рамках уже освоенного фирмой курса. Наконец, третья группа – это, скорее, бесплатный промо-контент, содержащий общую характеристику нейросетей или уроки по ним, к основному курсу фирмы.

Таким образом, фирмы используют либо стратегию диверсифицированного роста, либо концентрируются на имеющемся продукте (табл. 7), добавляя к курсам контент по нейросетям, чтобы не отставать от лидеров рынка и быть в тренде изменений, диктуемых внешней средой.

Таблица 7

Стратегии фирм по работе с нейросетями

Стратегия
Примеры каналов
Подписчиков
Описание
Нейросети
Горизонтальная диверсификация
KHS Digital Art
9350
Отдельные курсы от 1,5 до 2 месяцев.
Поддерживающие бесплатные ролики.
ChatGPT
Synthesia
Midjourney
AE
Stable Diffusion
Щёлочь
12222
Отдельный курс на 2 месяца.
Мини-инструкции и промты в Telegram-канале.
Dalle
Dalle 3
Krea
Vector Chatgpt
Phygital+ stable diffusion
Phygital+ Controlnet
Midjourney
Art Glück Education Дизайн и архитектура
1163
Отдельный курс на 2 месяца.
Обсуждение возможностей применения.
Midjourney
Stable Diffusion
Invoke.AI
Секретный канал Логомашины
36955
Отдельный мини-курс на 3 месяца.
Бесплатный онлайн-интенсив.
Kandinsky
Dall-E
BlueWillow
Leonardo
Playground
SDXL Dreamstudio
Bing Image Creator
Adobe Firefly
Развитие продукта
Artways.bootcamp
552
Отдельный блок в курсе «Бренд-дизайнер».
Запись мастер-классов
MIdJourney
Adobe Firefly
🫨 Небинарный Дизайнер
770
Отдельный интенсив на 2 недели по Figma c возможностью пользоваться подпиской на нейросети. Конкурс с оплатой работ.
MidJourney
Усиление позиций на рынке
Photofox
6661
Бесплатные ролики по нейросетям. Основной курс по Photoshop.
чат GPT
Инфографика и Нейросети
1339
Специализированный курс по применению нейросетей в инфографике. Бонусный модуль за систему «приведи друга». Розыгрыши на места в курсе. Награды за репосты.
Леонардо
Школа Видео
3961
Подарки – обучающие материалы по нейросетям для поддержки основного курса.
чат GPT
Источник: составлено автором по [14].

Зачастую общие стратегии выявленных фирм являются «комбинированными» [15], поскольку включают в себя дифференциацию, диверсификацию, разные виды интеграции и концентрацию на разных продуктах или рынках. Причем нейросети в этих общих стратегиях не занимают главенствующих позиций.

Выводы. В целом рынок обучения дизайну в плане использования нейросетей стабилизировался. Всего за год произошла рутинизация рассматриваемой инновационной технологии. Сейчас фирмы разных размеров прибегают к теме нейросетей, используя их либо для диверсификации своей деятельности и развития имеющихся продуктов, либо для поддержания интереса к себе в целом.

Со стороны спроса имеет место спад вовлеченности в тему нейросетей. Об этом свидетельствует также тот факт, что фирмы начинают использовать по отношению к самой теме нейросетей поддерживающие маркетинговые инструменты. В то же время потенциал роста спроса к исследуемой теме имеется, поскольку нейросети по-прежнему находятся среди топовых вопросов, а доля активностей по постам, посвященных этой теме, увеличилась за анализируемый период.

Рассматриваемые организации все больше уводят тему нейросетей в коммерческое русло, поскольку доля темы обучения в постах увеличивается, а вес вопросов, связанных с обсуждением и бесплатным снабжением материалами и инструментами, снижается. Можно сказать, что тема обучения работе с нейросетями профессионализируется. У фирм, которые продают небольшие курсы по нейросетям, имеется достаточно большой перечень соответствующих сервисов в программе обучения, а также вопросов, которые заявляются к рассмотрению (от правил составления промтов до вопросов бесплатного использования программ).

Соотнесение выводов с первоначальной гипотезой. В результате проведенного исследования первоначальные гипотезы подтвердились частично. Популярность обучения дизайну не снизилась в связи с развитием искусственного интеллекта. Об этом свидетельствует общий рост числа подписчиков на Telegram-каналы дизайнерских школ. Вместе с тем и акцент в обучающих программах изменились не сильно. Нейросети используются для создания мини-курсов в дополнение к основной их линейке, для дополнения имеющихся курсов, а также в качестве маркетинговых приманок.

В целом базовое дизайнерское образование сейчас сложно заменить нейросетями. Кроме того, оно дает возможность разговаривать с последними на одном языке: например, не имея представления о стилях дизайна сложно что-то генерировать в соответствии с ними. В то же время региональным игрокам не стоит нивелировать значение новых технологий, поскольку главное, на что рассчитаны нейросети сейчас – это увеличение скорости и снижение рутины, и этому стоит обучать. Это увеличивает рынок для самих школ, ведь не каждый умеет писать картины, но число «умельцев» однозначно возрастет при использовании искусственного интеллекта.

Сильные и слабые стороны исследования. Сильной стороной проведенного исследования является большая информационная база. В то же время использованный сервис для создания этой базы является довольно дорогим в использовании, поэтому стоит привлекать и другие бесплатные сервисы, упомянутые в теоретической части работы.

Заключение

Важность результатов. Результаты данного исследования важны с двух точек зрения. Во-первых, они могут пригодиться школам дизайна в плане выбора стратегии при использовании нейросетей, а также применения в практике обучения отдельных их видов. Во-вторых, исследование важно с методологической точки зрения. Поскольку работа проводилась без привлечения программных средств при классификации тем, вручную, то в дальнейших исследованиях можно применять средства искусственного интеллекта, обучив его созданной базой классификации тем, для проведения тематического моделирования.

Понимание области и необходимости дальнейших исследований. Исследование может быть продолжено уже с использованием систем искусственного интеллекта. Это позволит решать задачи классификации тем постов за более длительные периоды времени, а также с большим числом каналов и постов, что не только повысит достоверность результатов, но и даст возможность прогнозировать стратегическое поведение фирм на рассмотренном рынке.


References:

Chugunov A.V., Nizomutdinov B.A., Budyak A.A. (2022). Telegram kanaly glav subektov Rossiyskoy Federatsii: testirovanie issledovatelskogo instrumentariya [Russian regions heads’ telegram channels: testing of research tools]. International Journal of Open Information Technologies. 10 (11). 141-146. (in Russian).

Kaveeva A.D. (2018). Onlayn-soobshchestva mam v sotsialnoy seti «Vkontakte»: struktura i tematika [Online communities of mothers in VKontakte: structure and topics]. Kazanskiy sotsialno-gumanitarnyy vestnik. (6(35)). 39-42. (in Russian). doi: 10.24153/2079-5912-2018-9-6-39-42.

Kazantsev D.A. (2021). Sotsialnye svyazi i samoprezentatsiya molodezhnyh politicheskikh liderov Altayskogo kraya i Novosibirskoy oblasti v sotsialnoy seti «VKontakte» [Social relations and self-presentation of the youth political leaders of Altai Krai and Novosibirsk Oblast in VKontakte social media]. Istoriya i sovremennoe mirovozzrenie. 3 (1). 100-113. (in Russian). doi: 10.33693/2658-4654-2021-3-1-100-113.

Khlopotov M.V., Startseva N.V., Makarenko A.A. (2019). Issledovanie klasterov kinolyubiteley i ikh tematicheskikh soobshchestv v sotsialnyh setyakh [Analysis of movie lovers’ preferences and their thematic communities in social networks]. Vestnik evraziyskoy nauki. 11 (2). 80. (in Russian).

Mitrofanova O.A. (2014). Modelirovanie tematiki spetsialnyh tekstov na osnove algoritma LDA [Topic modelling of special texts based on lda algorythm] The 13th International Philological Conference. 220-233. (in Russian).

Nizomutdinov B.A., Filatova O.G. (2023). Testirovanie metodov obrabotki kommentariev iz Telegram-kanalov i pablikov VKontakte dlya analiza sotsialnyh media [Testing methods for processing comments from telegram channels and public vkontakte to analyze the social media]. International Journal of Open Information Technologies. 11 (5). 137-145. (in Russian).

Nizomutdinov B.A., Vidyasova L.A. (2021). Primenenie avtomatizirovannogo sbora informatsii iz soobshchestv sotsialnyh setey dlya vyyavleniya aktivnyh polzovateley [Application of automated collection of information from social network communities to identify active users]. International Journal of Open Information Technologies. 9 (12). 15-20. (in Russian).

Shaygerova L.A., Shilko R.S., Vakhantseva O.V., Zinchenko Yu.P. (2019). Perspektivy ispolzovaniya analiza sotsialnyh setey dlya izucheniya etnokulturnoy identichnosti podrostkov v internet-soobshchestvakh [Outlook of using social network analysis to study ethnocultural identity in adolescents in online communities]. National Psychological Journal. 3 (3(35)). 4-16. (in Russian). doi: 10.11621/npj.2019.0302.

Shupletsov A.F., Matveeva M.V., Burov K.O. (2021). O periodichnosti monitoringa i obnovlenii strategicheskikh planov razvitiya biznesa kompanii [On the frequency of monitoring and updating a company's strategic business development plans]. Baikal Research Journal. 12 (4). (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).14.

Turenko B.G., Turenko T.A. (2019). O novom podkhode k formirovaniyu strategii razvitiya predpriyatiy malogo biznesa [On a new approach to formation of a strategy of developing small businesses]. Bulletin of Baikal State University. 29 (3). 484-490. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(3).484-490.

Vasileva O.V., Nikitina N.A., Pavlov A.P. (2022). Sotsiologicheskiy analiz informatsionnogo potrebleniya molodezhi Krasnoyarskogo kraya [Sociological analysis of information consumption by young people in Krasnoyarsk region]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsialnyh nauk. 23 (4). 70-99. (in Russian). doi: 10.31429/26190567-23-4-70-99.

Vikhanskiy O.S., Naumov A.I. (2014). Menedzhment [Management] Moscow: Magistr: INFRA-M. (in Russian).

Vinogradova E.Yu. (2011). Metodologiya proektirovaniya neyrosetey dlya podderzhki prinyatiya upravlencheskikh resheniy [Neural network design methodology for management decision-making support]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (4). 182-186. (in Russian).

Zabokritskaya L.D., Khlebnikov N.A., Oreshkina T.A., Komotskiy E.I. (2020). Vozmozhnosti izucheniya tsennostey molodezhi cherez profil sotsialnoy seti «VKontakte» [Possibilities to study youth values through VKontakte social network accounts]. Monitoring of public opinion: economic and social changes. (2(156)). 148-167. (in Russian). doi: 10.14515/monitoring.2020.2.692.

Zolotarev O.V., Khakimova A.Kh. (2022). Analiz sotsialnyh setey i statisticheskaya obrabotka tvitov o COVID-19 [Social media analysis and statistical processing of tweets about COVID-19]. Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Seriya: Slozhnye sistemy: modeli, analiz i upravlenie. (2). 84-98. (in Russian). doi: 10.18137/RNU.V9187.22.02.P.084.

Страница обновлена: 12.04.2025 в 15:33:53