China's role in world FDI outflows in the context of the One Belt and One Road Initiative
Bolaev A.V.1, Mantaeva E.I.1
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 8 (August 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69296606
Abstract:
The article considers China\'s role in world FDI outflows in the context of the One Belt and One Road Initiative. The author examines the place of the People\'s Republic of China in world FDI outflows and China\'s share in world accumulated world FDI outflows stock.
The dynamics of Chinese outward foreign direct investment is analyzed.
The author identifies the role of investment projects implemented under the One Belt and One Road Initiative in Chinese FDI outflows.
Keywords: China, One Belt and One Road, Belt and Road Initiative, foreign direct investment
JEL-classification: O31 O32 O 33
Введение
Одним из важных событий в развитии мирового хозяйства последних нескольких лет является запуск и реализация стратегической инициативы «Один пояс и один путь». Став важной составляющей внешнеэкономической политики китайского правительства, инициатива «Пояса и пути» (как часто сокращенно именуется рассматриваемая глобальная инициатива) уже объединила более 150 стран и территорий мира, прежде всего представляющих развивающиеся экономики из Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, а также страны Восточной и Центральной Европы. [1] В рамках реализации рассматриваемой глобальной инициативы в том числе создаются условия для осуществления совместных инвестиционных проектов и снижения барьеров для инвестиционной деятельности. [2] Развитию инициативы «Пояса и пути» посвящены исследования таких ученых, как Абрамкиной М.С. [3] (Abramkina, 2018), Бондаренко В.А. [4] (Bolaev A.V. and Bondarenko V.A., 2024), Вана Б. [5] (Wang Binyi, 2019), Вана Д. [6] (Wang Dehong, 2022), Вана Л. [7] (Wang Lu, 2019), Гарлик Д. [8] ( Jeremy Garlick, 2020), Гарсиа-Эрреро А. и Сюй Цз. [9] (Garcia-Herrero, A. and Xu, J., 2016), М.Г. Глянца и Р.Дж. Росса [10] (Michael H. Glantz and Robert J.Ross.), Дакворт Э. [11] (Elaine Duckworth, 2022), Джонса У. и Зепп-Ларуш Х. [12] (Khelga Zepp-Larush, Uilyam Dzhons, 2019), Дэна Цз. [13] (Deng Jiugang, 2019), Иня Цз. [14] (Yin Jiayin, 2022), Костецкойая-Томашевской Л. [15] (Kostecka-Tomaszewska, L., 2018), Круковской М. [16] (Krukowska, M. 2016), Лю Ю. [17] (Liu Yufa, 2020), Ма Цз. [18] (Ma Jiantang, 2019), Михайленко А.Н. [19] (Mikhaylenko, 2018), Пакулина В.С. [20] (Pakulin, 2022), Погребинской Е.А. и Чэнь С. [21] (Pogrebinskaya, Chen, 2021), Степанова Н.С. [22] (Stepanov, 2020), Цзяна Ч. [23] (Jiang Zhigang, 2014), Чэнь С. и Цю М. [24] (Chen Xue, Qiu Mingfeng, 2018), Юй Х. и Шкваря Л.В. [25] (Yu, Shkvarya, 2021) и других. Ученым сообществом признается крайняя важность и высокая степень актуальности изучения стратегической инициативы «Один пояс и один путь» для развития мирового хозяйства и экономической науки.
Соответственно, целью этого исследования является проведение анализа прямых иностранных инвестиций Китая и направлений их вложения в экономики других стран с учетом реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь». Согласно заданной цели, определены такие задачи этого исследования, как изучение места КНР в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций, анализ динамики китайских исходящих ПИИ и роли инвестиционных проектов, реализуемых в рамках стратегической инициативы «Один пояс и один путь», в исходящих прямых иностранных инвестициях из Китая.
В качестве источников статистических данных для этого исследования использовались данные ООН, представленные статистическим сборником по инвестициям «Отчет по мировым инвестициям» Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) за различные годы, включая опубликованный в текущем 2024 г., и данные, собранные аналитическим центром «Американский институт предпринимательства» и представленные на портале «Глобальный инвестиционный трекер Китая».
Научная новизна этого исследования заключается прежде всего в широком охвате временных рамок исследования (с 1990 г. и 2013 г. и вплоть до 2023 г. включительно) и комплексном использовании статистических данных о китайских прямых иностранных инвестициях и инвестиционных проектах, в том числе реализуемых в рамках инициативы «Пояса и пути», из различных источников.
Результаты и обсуждение
На основании имеющейся статистики - сборника по инвестициям «Отчет по мировым инвестициям» Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и данным, собранным аналитическим центром «Американский институт предпринимательства» и представленным на портале «Глобальный инвестиционный трекер Китая», авторами были рассчитаны и составлены Таблицы 1-3.
Таблица 1. Страны-лидеры по объемам накопленных ПИИ за рубежом (на конец 2023 года)
Table 1. Leading countries in terms of accumulated outflow FDI stock (at the end of 2023)
Страны или территории мира (или группы стран или территорий
мира)
|
Годовые объемы исходящих ПИИ, млн долл. США
|
Доля стран или территорий мира (или групп стран или территорий
мира) в мировых годовых объемах исходящих ПИИ, %
|
Объемы накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г., млн долл. США
|
Доля стран или территорий мира (или групп стран или
территорий мира) в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ на конец 2023
г., %
| ||||
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
| |||
Мир в целом
|
1 881 922
|
1 574 724
|
1 550 584
|
100,00
|
100,00
|
100,00
|
44 380 560
|
100,00
|
Экономичес-ки развитые страны
|
1 376 095
|
1 023 157
|
1 059 323
|
73,12
|
64,97
|
68,32
|
34 404 485
|
77,52
|
Экономичес-ки развиваю-щиеся страны
|
505 827
|
551 567
|
491 261
|
26,88
|
35,03
|
31,68
|
9 976 074
|
22,48
|
США
|
278526
|
366386
|
404316
|
14,80
|
23,27
|
26,08
|
9433926
|
21,26
|
Нидерланды
|
92375
|
38227
|
-142185
|
4,91
|
2,43
|
-9,17
|
3386269
|
7,63
|
КНР
|
178819
|
163120
|
147850
|
9,50
|
10,36
|
9,54
|
2939100
|
6,62
|
Канада
|
104878
|
83012
|
89583
|
5,57
|
5,27
|
5,78
|
2746892
|
6,19
|
ФРГ
|
147604
|
145528
|
101254
|
7,84
|
9,24
|
6,53
|
2179240
|
4,91
|
Япония
|
208985
|
162126
|
184022
|
11,10
|
10,30
|
11,87
|
2132578
|
4,81
|
Гонконг, Китай
|
96428
|
106226
|
104286
|
5,12
|
6,75
|
6,73
|
2028532
|
4,57
|
Сингапур
|
61368
|
52230
|
62997
|
3,26
|
3,32
|
4,06
|
1792289
|
4,04
|
Люксембург
|
52174
|
-294199
|
23679
|
2,77
|
-18,68
|
1,53
|
1679068
|
3,78
|
Франция
|
55087
|
52776
|
72356
|
2,93
|
3,35
|
4,67
|
1635680
|
3,69
|
Швейцария
|
-76161
|
-74020
|
104954
|
-4,05
|
-4,70
|
6,77
|
1472959
|
3,32
|
Ирландия
|
56146
|
9395
|
-6595
|
2,98
|
0,60
|
-0,43
|
1336414
|
3,01
|
Прочие страны (в том числе Россия)
|
625 693
|
763 917
|
404 067
|
33,25
|
48,51
|
26,06
|
11 617 613
|
26,18
|
Россия
|
64072
|
11510
|
29110
|
3,40
|
0,73
|
1,88
|
258240
|
0,58
|
Данные из Таблицы 1 показывают, что Китай является третьей страной мира по объему накопленных исходящих ПИИ (на него приходится 6,62% от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г.) после США и Нидерландов. Такое же третье место в мире у Китая было в 2021-2023 гг. по годовым объемам исходящих ПИИ (с показателями 9,50%-10,36% от годовых мировых объемов исходящих ПИИ в указанные годы), первые два места были также у США и у Японии (по результатам 2022 г. по рассматриваемому показателю Китай опережал Японию и занимал второе место). С учетом становления Китая в качестве одной из ведущих стран-источников ПИИ менее 20 лет назад и учитывая активную внешнеэкономическую политику КНР, в том числе реализацию стратегической инициативы «Один пояс и один путь» можно вполне уверенно прогнозировать повышение позиций Китая до второй по значимости страны-источника ПИИ в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Анализ данных из Таблицы 1 также позволяет сделать вывод о высокой степени концентрации объемов исходящих ПИИ по странам и территориям мира. В частности, на двенадцать стран-лидеров по объемам исходящих ПИИ приходится почти три четверти (около 73,82%), на шесть стран приходится более половины (около 51,41%) от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г.
В контексте привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику нашей страны можно отметить, что на экономически развитые страны приходится около 77,5% от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г. и среди двенадцати стран и территорий мира -глобальных лидеров по объему накопленных исходящих ПИИ только Китай и китайский специальный административный район Гонконг на официальном уровне не поддерживают односторонние антироссийские санкции стран коллективного Запада, при этом с учетом важности технологической составляющей и технологического потенциала страны-источника ПИИ для внедрения новых технологий в страны-реципиенты ПИИ [27, с. 52; 28; 29], Китай как одна из стран- мировых лидеров по технологическому развитию несомненно является важнейшим потенциальным источником ПИИ для России. [30]
Таблица 2. Динамика ПИИ из КНР и их доля в мировых потоках исходящих ПИИ (1990-2023 гг.)
Table 2. Dynamics of FDI from China and their share in the world flows of outward FDI (1990-2023)
Годы
|
ПИИ, исходящие из КНР, млн долл. США
|
Темп прироста ПИИ из КНР, %
|
Годовые объемы исходящих ПИИ в целом по миру, млн долл. США
|
Темп прироста мировых объемов исходящих ПИИ, %
|
Доля ПИИ из КНР в годовых мировых объемах исходящих ПИИ, %
|
1990
|
830
|
243875
|
0,34
| ||
1991
|
913
|
10,00
|
198857
|
-18,46
|
0,46
|
1992
|
4000
|
338,12
|
206049
|
3,62
|
1,94
|
1993
|
4400
|
10,00
|
237528
|
15,28
|
1,85
|
1994
|
2000
|
-54,55
|
287275
|
20,94
|
0,70
|
1995
|
2000
|
0,00
|
361244
|
25,75
|
0,55
|
1996
|
2114
|
5,70
|
394445
|
9,19
|
0,54
|
1997
|
2562
|
21,19
|
465285
|
17,96
|
0,55
|
1998
|
2634
|
2,81
|
679498
|
46,04
|
0,39
|
1999
|
1774
|
-32,65
|
1077162
|
58,52
|
0,16
|
2000
|
916
|
-48,37
|
1162492
|
7,92
|
0,08
|
2001
|
6885
|
651,64
|
681550
|
-41,37
|
1,01
|
2002
|
2518
|
-63,43
|
496583
|
-27,14
|
0,51
|
2003
|
2855
|
13,38
|
527533
|
6,23
|
0,54
|
2004
|
5498
|
92,57
|
908072
|
72,14
|
0,61
|
2005
|
12261
|
123,01
|
838261
|
-7,69
|
1,46
|
2006
|
17634
|
43,82
|
1360910
|
62,35
|
1,30
|
2007
|
26506
|
50,31
|
2190948
|
60,99
|
1,21
|
2008
|
55907
|
110,92
|
1714124
|
-21,76
|
3,26
|
2009
|
56259
|
0,63
|
1185910
|
-30,82
|
4,74
|
2010
|
68811
|
22,31
|
1391289
|
17,32
|
4,95
|
2011
|
74654
|
8,49
|
1628514
|
17,05
|
4,58
|
2012
|
87804
|
17,61
|
1289183
|
-20,84
|
6,81
|
2013
|
107844
|
22,82
|
1456501
|
12,98
|
7,40
|
2014
|
123120
|
14,16
|
1370142
|
-5,93
|
8,99
|
2015
|
145667
|
18,31
|
1709884
|
24,80
|
8,52
|
2016
|
196149
|
34,66
|
1530620
|
-10,48
|
12,82
|
2017
|
158288
|
-19,30
|
1593102
|
4,08
|
9,94
|
2018
|
143 037
|
-9,63
|
1 010 629
|
-36,56
|
14,15
|
2019
|
136 908
|
-4,28
|
1 444 809
|
42,96
|
9,48
|
2020
|
153 710
|
12,27
|
779 507
|
-46,05
|
19,72
|
2021
|
178 819
|
16,34
|
1 881 922
|
141,42
|
9,50
|
2022
|
163 120
|
-8,78
|
1 574 724
|
-16,32
|
10,36
|
2023
|
147 850
|
-9,36
|
1 550 584
|
-1,53
|
9,54
|
Анализ данных из Таблицы 2 показывает, что роль Китая в глобальных потоках исходящих ПИИ стала значительной (превысила 3% от мировых годовых объемов исходящих ПИИ) с 2008 г. (соответствующий показатель превысил 50 млрд долл. США). Пик номинальных значений исходящих из Китая ПИИ был зафиксирован в 2016 г. (более 196 млрд долл. США), с 2017 г. правительство КНР значительно ограничило китайские исходящие ПИИ в отрасли, связанные со сферой недвижимости, гостиничным бизнесом и индустрией развлечений, при этом было заявлено о поощрении прямых иностранных инвестиций в проекты, реализуемые в рамках стратегической инициативы «Один пояс и один путь». [30, С. 414] Некоторое увеличение потока исходящих ПИИ из КНР в 2020-2021 гг. сменилось в 2022-2023 гг. дальнейшим снижением до примерных показателей в 163 млрд долл. США (2022 г.) и 147,850 млрд долл. США (в 2023 г.), что по всей видимости связано с дополнительными проверками и процедурой получения одобрения от соответствующих государственных органов КНР при осуществлении крупных проектов китайских инвесторов зарубежом и возможно с усложнением ситуации с поддержанием высоких темпов экономического роста в Китае в постпандемический период и ухудшением доступа инвесторов к источником заемного капитала в КНР. Можно отметить, что доля Китая в глобальных потоках исходящих ПИИ с 2014 г. не падает ниже 8,5%, в то же время в отдельные годы рассматриваемый показатель значительно увеличивался (вплоть до 19,72% в 2020 г., что во многом связано как раз с падением мировых объемов исходящих ПИИ вследствие борьбы с пандемией коронавирусной инфекции).
Таблица 3. Зарубежные инвестиции КНР, осуществленные в рамках реализации инициативы «Пояса и пути» (2013-2023 гг.)
Table 3. China's overseas investment in the Belt and Road Initiative (2013-2023)
Годы
|
Годовой объем зарубежных китайских инвестиций, осуществленных
в рамках реализации инициативы «Пояса и пути», млн долл. США
|
Доля от общего объема и зарубежных китайских инвестиций, осуществленных
в рамках реализации инициативы «Пояса и пути» за период 2013-2023 гг., %
|
Годовые объемы ПИИ, исходящих из КНР, млн долл. США
|
Отношение объема зарубежных инвестиций Китая осуществленных в
рамках инициативы «Пояса и пути» к общему годовому объему исходящих ПИИ из
КНР, %
|
2013
|
9810
|
2,51
|
107844
|
9,10
|
2014
|
42030
|
10,77
|
123120
|
34,14
|
2015
|
41760
|
10,70
|
145667
|
28,67
|
2016
|
33710
|
8,64
|
196149
|
17,19
|
2017
|
40200
|
10,30
|
158288
|
25,40
|
2018
|
53950
|
13,82
|
143 037
|
37,72
|
2019
|
47110
|
12,07
|
136 908
|
34,41
|
2020
|
27880
|
7,14
|
153 710
|
18,14
|
2021
|
21291
|
5,45
|
178 819
|
11,91
|
2022
|
28420
|
7,28
|
163 120
|
17,42
|
2023
|
44220
|
11,33
|
147 850
|
29,91
|
Всего
|
390381
|
100,00
|
1 654 512
|
23,59
|
Как уже отмечалось, аналитическим центром «Американский институт предпринимательства» собирается информация (и представляется на портале «Глобальный инвестиционный трекер Китая») о китайских инвестиционных и строительных проектах зарубежом, в том числе с указанием их отношения к реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь». Интересным в этой связи являются рассчитанные в Таблице 3 показатели отношения объемов инвестиций, осуществленных китайскими предприятиями в рамках инициативы «Пояса и пути» к общему годовому объему исходящих ПИИ из КНР, которые свидетельствуют о колебании рассматриваемого показателя в период 2013-2023 гг. Максимальные значения данный показатель принимал в 2018-2019 гг. (37,42%-34,41%) и в 2014-2015 гг. (34,14%-28,67%), в 2023 г. рассматриваемый показатель составил 29,91%, в среднем за рассматриваемый период (2013-2023 гг.) указанный показатель составлял 23,59%. По данным портала «Глобальный инвестиционный трекер Китая» в 2013-2023 гг. из Китая было осуществлено зарубежных инвестиций в проекты в рамках реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» более чем на 390 млрд долл. США, максимальные номинальные значения инвестиций были отмечены в 2018 г. (почти 54 млрд долл. США), а также в 2019 г. (47,110 млрд долл. США) и в 2023 г. (44,220 млрд долл. США). В целом можно сделать вывод о том, что роль инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в китайских исходящих ПИИ была максимальной в 2018-2019 гг. и, судя по данным за 2023 г., указанная роль вновь повышается.
Заключение
Изучение роли Китая в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» позволило нам сделать следующие выводы:
- Китай является третьей страной мира по объемам накопленных исходящих ПИИ (на него приходится 6,62% от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г.);
- Китай занимал третьей место в мире в 2021-2023 гг. по годовым объемам исходящих ПИИ (с показателями 9,50%-10,36% от мировых годовых объемов исходящих ПИИ в указанные годы, можно отметить, что по результатам 2022 г. по рассматриваемому показателю Китай занимал второе место в мире);
- с учетом становления Китая в качестве одной из ведущих стран-источников ПИИ менее 20 лет назад и учитывая активную внешнеэкономическую политику КНР, в том числе реализацию стратегической инициативы «Один пояс и один путь», можно вполне уверенно прогнозировать повышение позиций Китая до второй по значимости страны-источника ПИИ в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- можно сделать вывод о высокой степени концентрации объемов исходящих ПИИ по странам мира, в частности, на двенадцать стран-лидеров по объемам исходящих ПИИ приходится почти три четверти (около 73,82%), на шесть стран приходится более половины (около 51,41%) от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г.;
- в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России можно отметить, что на экономически развитые страны приходится около 77,5% от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г., и среди двенадцати стран и территорий мира -глобальных лидеров по объему накопленных исходящих ПИИ только Китай и китайский специальный административный район Гонконг на официальном уровне не поддерживают односторонние антироссийские санкции стран коллективного Запада, что позволяет рассматривать Китай в качестве важнейшей страны-наиболее вероятного источника ПИИ в российскую экономику в ближайшие годы;
- роль Китая в глобальных потоках исходящих ПИИ стала значительной (доля КНР превысила 3% от мировых годовых объемов исходящих ПИИ) с 2008 г. (соответствующий показатель превысил 50 млрд долл. США) и в целом с этого времени значительно повысилась;
- пик номинальных значений исходящих из Китая ПИИ был зафиксирован в 2016 г. (более 196 млрд долл. США), с 2017 г. правительство КНР значительно ограничило китайские исходящие ПИИ в отрасли, связанные со сферой недвижимости, гостиничным бизнесом и индустрией развлечений, при этом было заявлено о поощрении прямых иностранных инвестиций в проекты, реализуемые в рамках стратегической инициативы «Один пояс и один путь»;
- некоторое увеличение потока исходящих ПИИ из КНР в 2020-2021 гг. сменилось в 2022-2023 гг. дальнейшим снижением до примерных показателей в 163 млрд долл. США (2022 г.) и 147,850 млрд долл. США (2023 г.), что по всей видимости связано с дополнительными проверками и процедурой получения одобрения от соответствующих государственных органов КНР при осуществлении крупных проектов китайских инвесторов зарубежом и возможно с усложнением ситуации с поддержанием высоких темпов экономического роста в Китае в постпандемический период и ухудшением доступа инвесторов к источником заемного капитала в КНР;
- доля Китая в глобальных потоках исходящих ПИИ с 2014 г. не падала ниже 8,5%, в то же время в отдельные годы рассматриваемый показатель значительно увеличивался (вплоть до 19,72% в 2020 г., что в данном случае во многом связано с падением мировых объемов исходящих ПИИ вследствие борьбы с пандемией коронавирусной инфекции).
- показатели отношения объемов зарубежных инвестиций, осуществленных в рамках инициативы «Пояса и пути» к общему годовому объему исходящих ПИИ из КНР в период 2013-2023 гг. оставались довольно неравномерными, максимальные значения данный показатель принимал в 2018-2019 гг. (37,42%-34,41%) и в 2014-2015 гг. (34,14%-28,67%), в 2023 г. рассматриваемый показатель составил 29,91%, в среднем за рассматриваемый период (2013-2023 гг.) указанный показатель составлял 23,59%;
- можно сделать вывод о том, что роль инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в китайских исходящих ПИИ, судя по изменению показателя отношения объемов зарубежных инвестиций, осуществленных в рамках инициативы «Пояса и пути» к общему годовому объему исходящих ПИИ из КНР в период 2013-2023 гг., была максимальной в 2018-2019 гг. и судя по данному показателю за 2023 г. указанная роль вновь повышается.
В рамках исследования не рассматривались прогнозы и перспективные планы по возможному расширению перечня стран и территорий мира – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь», несомненно, дальнейшее увеличение количества участников глобальной инициативы, особенно за счет крупных национальных экономик, может значительно расширить инвестиционную активность китайских предприятий зарубежом. Указанный вопрос нуждается в дальнейших исследованиях.
References:
UNCTAD World Investment Report 1994: Transnational Corporations, Employment and the Workplace (1994).
UNCTAD World Investment Report 2006: FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development (2006).
UNCTAD World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies (2012).
UNCTAD World Investment Report 2018: Investment and New Industrial Policies (2018).
UNCTAD World Investment Report 2024: Investment facilitation and digital government (2024).
UNCTAD, World Investment Report 1997: Transnational Corporations, Market Structure and Competition Policy (1997).
UNCTAD, World Investment Report 2003: FDI Policies for Development: National and International Perspectives (2003).
Abramkina M.S. (2018). Politicheskie riski kitayskogo proekta «Odin poyas, odin put» [The political risks of the Chinese project «One Belt, One Way»]. Journal of international economic affairs. 8 (3). 437-444. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39280.
Bolaev A.V. (2007). Otraslevaya struktura privlecheniya pryamyh inostrannyh investitsiy: opyt Kitaya [The sectoral structure of attracting foreign direct investment: China's experience]. Vestnik Kalmytskogo instituta sotsialno-ekonomicheskikh i pravovyh issledovaniy. (2(15)). 46-53. (in Russian).
Bolaev A.V. (2014). Privlechenie pryamyh inostrannyh investitsiy kak faktor innovatsionnogo razvitiya natsionalnoy ekonomiki: opyt Kitaya i vozmozhnosti dlya Rossii [Attracting of foreign direct investment as a factor of innovative development of the national economy: the experience of China and opportunities for Russia]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1-3(42)). 100-105. (in Russian).
Bolaev A.V. (2016). Kitayskaya kontseptsiya razvitiya «Odin poyas i odin put»: vozmozhnosti i perspektivy privlecheniya pryamyh inostrannyh investitsiy v Rossiyu [The china''s concept of the belt and road initiative: opportunities and prospects for attracting of foreign direct investment for russia]. Vestnik RAEN. (5). 81-86. (in Russian).
Bolaev A.V., Bondarenko V.A. (2024). Voprosy povysheniya roli Kitaya v mirovoy ekonomike v kontekste realizatsii strategicheskoy initsiativy «Odin poyas i odin put» [China's growing role in the global economy in the context of the Belt and Road Initiative]. Journal of international economic affairs. 14 (1). 177-194. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120643.
Bolaev A.V., Bondarenko V.A. (2024). Voprosy privlecheniya pryamyh inostrannyh investitsiy iz Kitaya v ekonomiku Rossii v kontekste realizatsii strategicheskoy initsiativy «Odin poyas i odin put» [Attracting Chinese foreign direct investments to the Russian economy in the context of the One Belt and One Road Initiative]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (2). 409-428. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.2.121129.
Bolaev A.V., Mantaeva E.I. (2023). Privlechenie pryamyh inostrannyh investitsiy kak faktor tekhnologicheskogo razvitiya strany: opyt Kitaya i perspektivy dlya Rossii [Attracting foreign direct investment as a factor in the country's technological development: China's experience and prospects for Russia] (in Russian).
Chen Syue, Tsiyu Minfen (2018). Vozmozhnosti i vyzovy v protsesse prodvizheniya initsiativy «Odin poyas, odin put» v Kitae [Opportunities and challenges in promoting the «One belt, one road» initiative in China]. Creative Economy. 12 (8). 1065-1072. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.8.39275.
China Global Investment TrackerAei.org. Retrieved July 31, 2024, from https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/
Den Tszyugan KhukheKhaoteyuy «I Day I Lu» [Khukh-Khoto i «Odin poyas i odin put»] [Huh-Hoto and One Belt and One Road] (0). (in Russian).
Elaine Duckworth (2022). Latin American and Caribbean Participation in China's Belt and Road Initiative Cornell International Affairs Review. (1). 115-161.
Garcia-Herrero A., Xu J. China’s Belt and Road Initiative: Can Europe Expect Trade Gains? Bruegel Working Paper, Issue 5. Retrieved March 01, 2024, from https://bruegel.org/wpcontent/uploads/2016/09/WP-05-2016.pdf.
In Tszyain (2022). «I Day I Lu» Beytszinsya Vo Go KhayvayShiyuSyanmuTszunkhe Pingu TisiYantszyu [Issledovanie kompleksnoy sistemy otsenki zarubezhnyh neftyanyh proektov Kitaya v ramkakh «Odnogo poyasa i odnogo puti»] [Research on the comprehensive evaluation system of China's overseas oil projects under the framework of “One Belt and One Road”] (in Russian).
Jeremy Garlick (2020). The Regional Impacts of China’s Belt and Road Initiative Journal of Current Chinese Affairs. (49(2)). doi: 10.1177/1868102620968848.
Khelga Zepp-Larush, Uilyam Dzhons (2019). Tsun «I Day I Lu» Dao ShitszeDaluTsyao [Ot «Odnogo poyasa i odnogo puti» k mirovomu kontinentalnomu mostu.] [From One Belt and One Road to the World Continental Bridge] (in Russian).
Kostecka-Tomaszewska L. (2018). Economic security of China: the implications of the Belt and Road Initiative Optimum: Economic Studies. (94). 166-182.
Krukowska M. (2016). China’s “one belt, one road” strategy and its implications for the global world order International Business and Global Economy. (35/1). 157-168. doi: 10.4467/23539496IB.16.012.5593.
Lyu Yufa (2020). «I Day I Lu» TsieChzhenlyue [Strategiya predpriyatiya initsiativy «Odin poyas i odin put»] [The enterprise strategy of the "One Belt and One Road" initiative] (in Russian).
Ma Tszyantan (2019). «I Day I Lu» GotsziKhetszoTszichzhiYantszyu [Issledovanie mekhanizma mezhdunarodnogo sotrudnichestva initsiativy «Odin poyas i odin put»] [Study of the mechanism of international cooperation of the "One Belt and One Road" initiative] (in Russian).
Mantaeva E.I., Bolaev A.V. (2024). Rost znachimosti Kitaya kak importera tovarov iz stran i territoriy – uchastnits strategicheskoy initsiativy «Odin poyas i odin put» [The growing importance of China as a merchandise importer from countries and territories participating in the Belt and Road strategic initiative]. Journal of international economic affairs. 14 (1). 195-216. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120776.
Maykl G. Glyants, Robert Dzh. Ross (2021). Odin poyas i odin put. Dolgiy marsh Kitaya v 2049 god [One Belt, One Road. China's Long March to 2049] (in Russian).
Mikhaylenko A.N. (2018). Sopryazhenie evraziyskoy integratsii i kitayskogo proekta «Odin poyas - odin put» [Pairing Eurasian integration and China's “One Belt, One Road” project]. Evraziyskiy Soyuz: voprosy mezhdunarodnyh otnosheniy. (1(23)). 35-46. (in Russian).
Pakulin V.S. (2022). Protsessy sopryazheniya kitayskogo proekta Odin poyas - odin put i EAES v ramkakh kontseptsii Bolshogo evraziyskogo partnerstva [The processes of integration of the eurasian economic union and chinese belt and road initiative within the framework of the greater eurasian partnership concept]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. (76). 47-55. (in Russian).
Pogrebinskaya E.A., Chen S. (2021). Analiz potentsiala ekonomicheskogo vzaimodeystviya mezhdu Kitaem i drugimi stranami v ramkakh initsiativy «Odin poyas – odin put» na osnove stokhasticheskoy modeli pogranichnoy torgovoy gravitatsii [Analysis of the economic relations potential between China and other countries within the One belt, One Road initiative based on the stochastic border trade gravity model]. High-tech Enterprises Economy. 2 (1). 21-28. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.1.111108.
Stepanov N.S. (2020). Kitayskaya initsiativa Odin poyas - odin put: shansy i riski sopryazheniya s EAES [China's One Belt, One Road Initiative: Chances and Risks of Pairing with the EAEU]. Mir peremen. (3). 170-178. (in Russian).
Tszyan Chzhigan (2014). I Day I Lu Tszyanshe Chzhun de Tszinzhun Chzhichshi Chzhudao Tszoyun [Vedushchaya rol finansovoy podderzhki v stroitelstve Poyasa i puti] [The leading role of financial support in the construction of the Belt and Road]. GotsziTszintsziKhetszo [Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo]. (9). 59-63. (in Russian).
Van Dekhun (2022). «I Day I Lu» ShaneMoshiyuyFensyanGuanli [«Odin poyas i odin put»: Biznes-model i upravlenie riskami] [One Belt and One Road: Business Model and Risk Management] (in Russian).
Van Lu (2022). «I Day I Lu» GotsziKhetszo, GotszyaVenkhuaTechzhenyuy Vay ChzhayFensyanYantszyu [Issledovanie mezhdunarodnogo sotrudnichestva, gosudarstvennyh kulturnyh osobennostey i zarubezhnyh kreditnyh riskov initsiativy «Odin poyas i odin put»] [A study of international cooperation, state cultural characteristics and foreign credit risks of the One Belt and One Road initiative] (in Russian).
Yuy Khaylin, Shkvarya L.V. (2021). Issledovanie sovmestnogo rossiysko-kitayskogo stroitelstva «Ledyanogo shelkovogo puti» [Research of the joint Russian-Chinese construction of the Ice Silk Road]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 833-848. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112006.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 00:26:09