Monitoring the development of intellectual resources as the basis of an organization's marketing strategy
Levina E.V.1,2
1 Институт проблем рынка РАН
2 Финансовый университет при Правительстве РФ
Download PDF | Downloads: 16
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 7 (July 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68568271
Abstract:
The proposed research is aimed at developing the fundamentals of a marketing strategy for high-tech companies based on methodological tools for monitoring, analyzing and evaluating their competitiveness in the conditions of turbulence of the external environment.
Providing business structures with intellectual resources in general and intellectual and communication resources in particular is the fundamental basis for their development.
In the course of the research, the author used general scientific methods (analysis and synthesis, systematization, classification, generalization, deduction and induction) and private scientific methods (mathematical-statistical and intellectual analysis of open data), and other techniques and approaches. The article presents the main directions of monitoring, analysis and evaluation of intellectual resources of high-tech companies, providing for the study of the level of competitiveness and sustainability of the organization, its technical and technological equipment and the degree of provision of highly qualified specialists. The results obtained can be used both in the practical activities of industrial high-tech companies and for further marketing research on the stated issues.
Keywords: intellectual resources, digital technology, competitiveness, sustainability, high-tech company, radio electronics, monitoring, marketing strategy
Funding:
Статья подготовлена в рамках государственного задания и выполнения фундаментальных научных исследований ИПР РАН
JEL-classification: O1, O15, O3
Введение
Радиоэлектронная промышленность занимает центральное место в современном развитии промышленного ландшафта страны, что связано, прежде всего, с обеспечением предприятий актуальным и высокотехнологичным оборудованием, программно-аппаратными комплексами, конкурентоспособным софтом.
Обеспечение конкурентоспособности предприятий радиоэлектронной промышленности связано с реализацией комплекса мероприятий государственной поддержки, к числу которых относятся привлечение государственных заказов, система льготного кредитования, подготовка специалистов для цифровой экономики и пр.
Теоретическая база исследования
Выбранная автором тема носит чрезвычайно актуальный характер, что подтверждается достаточно широким спектром реализуемых научных исследований. Так, среди работ, посвященных цифровизации экономических процессов, целесообразно выделить труды таких ученых, как Брынцев А.Н. [1] (Bryntsev, 2023), Городнова Н.В. [4] (Gorodnova, 2021), Иноземцева С.А. [8] (Inozemtseva, 2018), Стрелкова И.А. [12] (Strelkova, 2018) и др. Особенности развития ресурсной базы предприятий, в целом, и интеллектуальных ресурсов, в частности, освещены в исследованиях Жиленковой Е.П., Будановой М.В. [6] (Zhilenkova, Budanova, 2023), Левиной Е.В. [2] (Bryntsev, Levina, 2024), Орловой Л.Н. [11] (Orlova, 2020), Татаркина А.И. [13] (Tatarkin, 2010), Яковлевой Е.А. [17] (Yakovleva, 2018) и др. Применение цифровых платформ для мониторинга уровня конкурентоспособности и развития предприятий затрагивается в работах Денисова И.В., Положишниковой М.А., Куттыбаевой Н.Б., Петренко Е.С. [5] (Denisov, Polozhishnikova, Kuttybaeva, Petrenko, 2020), Обыденова А.Ю., Козлова А.В. [10] (Obydenov, Kozlov, 2020), Ховаловой Т.В. [15] (Khovalova, 2022). Стратегии формирования деловых экосистем для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности бизнес-структур затрагиваются в работах Юлдашевой О. У., Бекузаровой З. В., Чжана С. [16] (Yuldasheva, Bekuzarova, Zhang, 2023), Кулапова М.Н., Переверзевой Е.И., Кирилловой О.Ю. [9] (Kulapov, Pereverzeva, Kirillova, 2022), Фоменко Н.М., Галеева Р.И. [14] (Fomenko, Galeev, 2024) и др.
Несмотря на достаточно большое количество проводимых исследований, влияние интеллектуальных ресурсов на формирование маркетинговой стратегии предприятий радиоэлектронной промышленности в контексте повышения их конкурентоспособности раскрыто недостаточно полно, кроме того, требует детального изучения особенности мониторинга рынка высокотехнологичной отечественной продукции в условиях проведения политики импортозамещения.
Методология исследования
Методологической основой проводимого исследования стали следующие общенаучные и частнонаучные методы, приемы и подходы:
· Анализ и синтез для изучения текущего уровня обеспеченности интеллектуальными ресурсами предприятий промышленности;
· Классификация, систематизация и обобщение с целью выделения основных типов корпоративных ресурсов, представленных в организациях и обеспечивающих их конкурентные преимущества;
· Структурно-функциональный, системный и ситуационный подходы, обеспечивающие разносторонний анализ ресурсной базы предприятий, в целом, и их интеллектуальной компоненты, в частности.
· Вторичный и математико-статистический анализ, направленные на выявление ключевых тенденций развития интеллектуальных ресурсов промышленных предприятий;
· Технологии моделирования, предусматривающие разработку подходов к мониторингу, анализу и оценке интеллектуально-технологического обеспечения высокотехнологичных компаний в условиях цифровой экономики.
Предложенный автором набор методов, приемов, подходов и технологий носит комплексный характер и позволяет провести мониторинг и дать объективную оценку уровня развития интеллектуальных ресурсов современных предприятий для формирования маркетинговой стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности и устойчивости организаций в условиях турбулентности экономики.
Результаты исследования
Определяющим условием развития современных высокотехнологичных компаний является разработка маркетинговой стратегии предприятия, ключевым инструментом которой становится мониторинг ресурсного обеспечения организаций с учетом анализа технико-технологического оснащения, соответствующего требованиям конкурентоспособности и устойчивости бизнес-структур в условиях глобальных вызовов и угроз, а также нестабильности экономики страны.
Промышленный рынок обладает рядом особенностей, прежде всего своей направленностью на предоставление товаров и услуг предприятиям промышленности и связанным с ними институтам, причем продукция может быть использована не для конечного потребления, а для производства других товаров и услуг, которые могут носить промышленно-техническое и технологические значение. Таким образом, промышленный рынок относится к типу B2B (business-to-business), где заключаются контракты между промышленными предприятиями, образовательными и исследовательскими организациями, государственными компаниями и другими потребителями продукции, которая может быть использована для дальнейшего производства.
Современные условия, связанные с расширением санкционного давления, определили особенности промышленного рынка России, которые прежде всего проявляются во внутренней направленности, обеспечении предприятий собственными технико-технологическими мощностями, развитии импортозамещения, переориентации в мировом рынке, поиске новых экономических партнеров среди восточных стран.
Условия перехода к платформенно-сетевой экономике определили ключевые направления развития высокотехнологичных компаний, предусматривающие следующие компоненты [3] (Bryntsev, Levina, 2023):
· работа с большими объемами данных;
· применение интернета вещей и промышленного интернета вещей, способного взаимодействовать между собой без участия специалиста, что приобретает особую актуальность на производстве;
· внедрение системы блокчейн, являющейся достаточно надежной и защищенной от несанкионированного воздействия;
· развитие отечественного сектора информационных технологий: программно-аппаратных комплексов и софта;
· разработка платформенных решений с применением искусственного интеллекта, направленных на алгоритмизацию бизнес-процессов и снижение транзакционных издержек за счет создания единой информационной среды;
· алгоритмизация и роботизация производственной деятельности.
Однако, следует отметить, что большинство высокотехнологичных компаний сталкиваются с барьерами как внутренними, так и внешними. Таким образом, к числу внутренних ограничений необходимо отнести следующие:
· нехватка квалифицированных кадров, что может быть обусловлено как социально-демографической ситуацией, высоким уровнем текучести специалистов; так и оттоком кадров из отрасли (например, по данным Министерства науки и высшего образования в микроэлектронике остаются работать только 5% от выпуска [18]);
· экспортно-сырьевая зависимость российской экономики;
· импортозависимость отечественной электронной отрасли, причем и зависимость от параллельного импорта, предусматривающая необходимость разработки мероприятий по импортозамещению;
· технологическое отставание, определяющее целесообразность интенсификации развития экономики знаний и высокотехнологичного и наукоемкого производства [7] (Zimovets, Klimachev, 2023).
Внешние барьеры связаны, прежде всего, со следующими факторами:
· развертывание против России гибридной войны и усиление давления военно-геополитических факторов;
· изоляция России на финансовых рынках, сокращение объемов экономического сотрудничества, что привело к поиску новых партнеров и «развороту на Восток»;
· расширение санкционного давления, а именно введение беспрецедентного количества экономических и политический санкций как против физический, так и юридических лиц, наибольший урон от которых был нанесен высокотехнологическому сектору;
· уход крупных международных корпораций с российского рынка, особенно в таких отраслях, как автомобилестроение, электроника, производство IT-продукции и услуг [7] (Zimovets, Klimachev, 2023).
Представленные выше ограничения оказывают существенное влияние на развитие высокотехнологичных компаний, на обеспечение их конкурентоспособности и устойчивости, особенно в долгосрочной перспективе. Основополагающее значение для современных компаний приобретает обеспечение интеллектуальными ресурсами, к числу которых целесообразно отнести конкурентоспособное технико-технологическое обеспечение и наличие компетентных специалистов, способных работать на инновационном оборудовании.
Как было отмечено выше, одной из ключевых проблем кадрового голода в микроэлектронике является низкий уровень конверсии специалистов с высшим образованием, который составляет 5%, то есть в настоящее время всего в микроэлектронике задействовано около 300 тысяч специалистов, из них 60 тысяч – с высшим образованием. Ежегодный выпуск из ВУЗов (бакалавриат, магистратура и специалитет) составляет порядка 20 тысяч специалистов, из которых в отрасль идет работать около 1 тысячи, ходя ежегодные потребности отрасли составляют 6 – 7 тысяч специалистов [18].
В данном случае в качестве примера следует привести исследование, проведенное в апреле 2023 года на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации совместно с консорциумом «Базис» «Рынок труда электронной и радиоэлектронной промышленности», ориентированное на выявление ключевых тенденций развития рассматриваемой ниши рынка. В результате исследования было опрошено 66 экспертов, которые имели опыт работы на предприятиях РЭП от 6 до 20 лет и более, в том числе и на руководящих должностях. По оценкам экспертов, наибольшая потребность отрасли наблюдается в таких специалистах, как инженеры, специалисты высшей квалификации (в том числе ученые и научные сотрудники), IT-специалисты, наименее востребованными стали фрилансеры, самозанятые и неквалифицированные работники.
Одним из ключевых компонентов интеллектуальных ресурсов предприятия является компетентностный профиль специалистов. Следует отметить, что для современных бизнес-структур основополагающее значение приобретают профессиональные (так называемые hard skills) и цифровые компетенции.
Рисунок 1 – Декомпозиция требований к сотрудникам высокотехнологичных компаний
Источник: составлено автором по результатам исследования, проведенного в апреле 2023 года на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации совместно с консорциумом «Базис» «Рынок труда электронной и радиоэлектронной промышленности».
Причем, как ожидают эксперты, формирование и развитие профессиональных и цифровых компетенций реализуется в рамках подготовки специалистов в высших учебных заведениях, об этом свидетельствует рост индекса соответствия компетентностного портфеля выпускников требованиям работодателей: в 2023 году значение индекса составило 0,48, в 2022 году – 0,45. В 2023 году доля экспертов, ответивших, что выпускники соответствуют требованиям работодателей, составила 24,1%, в 2022 году этот показатель был равен 18%.
Обеспечение бизнес-структур интеллектуальными ресурсами, в целом, и квалифицированными специалистами, в частности, осуществляется по таким каналам, как: онлайн-сервисы поиска работы; рекомендации знакомых и близких, работающих на предприятии и/или в отрасли; организация стажировок и практик для студентов; кадровые агентства; сайты организаций; кадровый резерв; социальные сети и пр. Топ-пять каналов, обеспечивающих привлечение высококвалифицированных специалистов для работы в высокотехнологичных компаниях, представлены на рисунке ниже.
Рисунок 2 – Топ-пять каналов, обеспечивающих привлечение высококвалифицированных специалистов для работы в высокотехнологичных компаниях в динамике 2022 – 2023 гг.
Источник: составлено автором по результатам исследования, проведенного в апреле 2023 года на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации совместно с консорциумом «Базис» «Рынок труда электронной и радиоэлектронной промышленности».
Таким образом, наиболее востребованным и актуальным каналом как в 2022 году, так и в 2023 году остается обращение работодателей к онлайн-сервисам поиска работы (HeadHunter, SuperJob, АвитоРабота и пр.).
Ежегодный мониторинг уровня обеспеченности специалистами радиоэлектронной отрасли промышленности позволит выявить наиболее острые проблемы и намерить своевременные эффективные пути их решения. С целью комплексного мониторинга и оценки интеллектуальных ресурсов бизнес-структур целесообразно проводить исследование в трех направлениях (см. Рис. 3):
1. анализ и оценка уровня устойчивости и конкурентоспособности предприятия с целью создания необходимых внутренних условий для развития ресурсной базы организации (в качестве методов могут быть использованы: структурно-функциональный анализ, системный и ситуационный походы, кейс-стади, экспертный опрос, глубинное интервью, фокус-группа, комплекс математико-статистических методов и пр.);
2. мониторинг, анализ и оценка уровня технико-технологического обеспечения бизнес-структуры, которое предполагает наличие в организациях инновационного оборудования, программно-аппаратных комплексов, необходимого софта, платформенных решений, технологий искусственного интеллекта (к методам, приемам и подходам следует отнести: методы математико-статистического анализа, экспертные опросы и глубинные интервью, массовые опросы сотрудников предприятий, форсайт-исследования и пр.);
3. мониторинг, анализ и оценка уровня обеспеченности предприятий высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми компетенциями для работы в высокотехнологичных компаниях (в качестве методологического аппарата могут быть использованы такие методы, приемы и подходы, как: экспертный опрос, глубинные интервью, фокус-группы, массовый опрос, интеллектуальный и предикативный анализ открытых данных, вторичный анализ данных, комплекс математико-статистических методов и пр.).
Рисунок 3 – Подходы к мониторингу, анализу и оценке интеллектуальных ресурсов бизнес-структур
Источник: составлено автором
Выводы и заключения:
В ходе проведенного исследования были сформированы следующие выводы и заключения:
1. В работе выделены основополагающие возможности перехода к платформенно-сетевой экономике, а также внутренние и внешние барьеры, с которыми сталкиваются современные высокотехнологичные компании в условиях цифровой экономики.
2. Рассмотрены особенности и выделены проблемные зоны в обеспечении предприятий квалифицированными специалистами с целью развития маркетинговой стратегии.
3. Сформирован комплекс подходов к мониторингу, анализу и оценке интеллектуальных ресурсов современных бизнес-структур и выделено три направления (фокуса) исследований: фокус на устойчивости и конкурентоспособности организации; фокус на технико-технологическом обеспечении; фокус на привлечении и удержании высококвалифицированных специалистов в компаниях.
References:
Bryntsev A.N. (2023). Neyronnye seti v innovatsionnom modelirovanii ekonomicheskikh protsessov [Neural networks in innovative modeling of economic processes]. RISK: Resources, information, supply, competition. (2). 144-150. (in Russian). doi: 10.56584/1560-8816-2023-2-144-150.
Bryntsev A.N., Levina E.V. (2023). Platformenno-setevaya ekonomika: osobennosti stanovleniya v Rossii [Platform-network economy: features of formation in Russia]. Management and Business Administration. (3). 149-161. (in Russian). doi: 10.33983/2075-1826-2023-3-149-161.
Bryntsev A.N., Levina E.V. (2024). Paradoksy tsifrovoy ekonomiki: promyshlennost i korporativnye resursy [The Paradoxes of the Digital Economy: Industry and Corporate Resources] Moscow: Rusayns. (in Russian).
Denisov I.V., Polozhishnikova M.A., Kuttybaeva N.B., Petrenko E.S. (2020). Tsifrovye predprinimatelskie ekosistemy: biznes platformy kak sredstvo povysheniya effektivnosti [Digital business ecosystems: business platforms as a means of increasing the efficiency]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 45-56. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100662.
Fomenko N.M., Galeev R.I. (2024). Osobennosti upravleniya i formirovaniya biznes-ekosistem v sovremennyh usloviyakh [Characteristics of management and business ecosystems in modern conditions]. Leadership and Management. 11 (2). 481-492. (in Russian). doi: 10.18334/lim.11.2.120795.
Gorodnova N.V. (2021). Razvitie tsifrovoy ekonomiki: teoriya i praktika [Digital economy development: theory and practice]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 911-928. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.3.112227.
Inozemtseva S.A. (2018). Tekhnologii tsifrovoy transformatsii v Rossii [Technologies of digital transformation in Russia]. Aktualnye problemy ekonomiki, sotsiologii i prava. (1). 44-47. (in Russian).
Khovalova T.V. (2022). Ispolzovanie tsifrovyh platform dlya strategicheskogo razvitiya promyshlennyh kompaniy [Using digital platforms for strategic development of industrial companies]. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment. 13 (3). 245–254. (in Russian). doi: 10.17747/2618-947X-2022-3-245-254.
Kulapov M.N., Pereverzeva E.I., Kirillova O.Yu. (2022). Biznes-ekosistemy: opredeleniya, tipologii, praktiki razvitiya [Business ecosystems: definitions, typologies, development practices]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1597-1612. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.115234.
Obydenov A.Yu., Kozlov A.V. (2020). Analiz klyuchevyh komponentov tsifrovyh platform. Ekosistemno-steykkholderskiy podkhod [Analysis of digital platforms key components. Ecosystem-stakeholder approach]. Creative Economy. 14 (12). 3229-3246. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.12.111258.
Orlova L.N. (2020). Upravlenie intellektualnym kapitalom: risk-orientirovannyy podkhod [Intellectual capital management: risk-driven approach]. Public administration. Electronic Bulletin. (80). 105-128. (in Russian). doi: 10.24411/2070-1381-2020-10066.
Strelkova I.A. (2018). Tsifrovaya ekonomika: novye vozmozhnosti i ugrozy dlya razvitiya mirovogo khozyaystva [Digital economy: new opportunities and threats for the development of the world economy]. Economy. Taxes. Law. 11 (2). 18-26. (in Russian). doi: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-18-26.
Tatarkin A.I. (2010). Intellektualnyy resurs obshchestva: sushchnost, klassifikatsiya i rol v sotsialno-ekonomicheskom razvitii [The intellectual resource of society: the essence, classification and role in socio-economic development]. Chelyabinskiy gumanitariy. (3). 6-22. (in Russian).
Yakovleva E.A. (2018). Upravlenie intellektualnymi resursami rabotnikov v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya tsifrovoy ekonomiki [Management of intellectual resources of employees in the conditions of innovative development in the digital economy]. Creative Economy. 12 (8). 1073-1088. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.8.39292.
Yuldasheva O. U., Bekuzarova Z. V., Chzhan S. (2023). Strategii postroeniya delovyh ekosistem kompaniy Apple i Huawei: keys-stadi [Apple’s and Huawei’s business ecosystems building strategies: case-study]. Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatelskogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. 3 (2). 204-231. (in Russian). doi: 10.34130/2070-4992-2023-3-2-204.
Zhilenkova E.P., Budanova M.V. (2023). Vliyanie parametrov razvitiya chelovecheskogo kapitala na innovatsionno-tsifrovuyu ekonomiku: teoreticheskiy obzor [The impact of human capital development parameters on the innovation and digital economy: a theoretical overview]. Creative Economy. 17 (4). 1385-1398. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.4.117474.
Zimovets A.V., Klimachev T.D. (2023). Analiz i otsenka stsenariev sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii v usloviyakh sanktsionnoy blokady i nepredskazuemosti globalnyh trendov mirovoy ekonomiki [Analysis and assessment of scenarios for russia's socio-economic development under the sanctions embargo and unpredictable global economic trends]. Journal of International Economic Affairs. 13 (1). 181-202. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.1.11720.
Страница обновлена: 09.04.2025 в 16:50:59