Economic security institutions: ask evolution, functions, and management mechanisms
Karavaeva I.V.1, Lev M.Yu.1
1 Институт экономики РАН
Download PDF | Downloads: 32
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 6 (June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68589327
Abstract:
The article presents materials from the All-Russian Scientific and Practical Conference "The 8th Senchagov Readings" for scientists, specialists, academic staff and graduate students, held in Moscow on April 9-10, 2024 in full-time and ZOOM format at the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences with organizational and scientific participation of the Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, the Russian Academy of Natural Sciences, the Financial University under the Government of the Russian Federation, the Vladimir Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation named after Prince Alexander Nevsky, the St. Petersburg State University of Economics, Nizhny Novgorod State Technical University, and the Economic Security Journal.
The main directions of the forum discussion are covered. The priority directions for the development of the theoretical apparatus of economic security are reflected. The priority directions include the evolution of economic security institutional foundations, as well as the identification of new methods for ensuring economic security in the context of interaction with state strategic planning and the national risk management system. Promising directions of research in the field of economic security of modern Russia are declared.
Keywords: economic security institutional criteria, scientific and technological security institution, economic security technology and technological sovereignty, digital environment and security regulation
Funding:
Статья подготовлена по итогам проведения Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения» – «Экономическая безопасность России: долгосрочные приоритеты и актуальные риски социально-экономического развития». Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях».
JEL-classification: E02, R13, R10
В период 9-10 апреля 2024 г. в Москве, в очном и ZOOM-формате на базе Института экономики РАН и при организационном и научном участии Института проблем рынка Российской академии наук, Российской академия естественных наук, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Военного университета им. князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева и журнала «Экономическая безопасность» была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «VIII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, на тему: «Экономическая безопасность России: долгосрочные приоритеты и актуальные риски социально-экономического развития».
В работе научно-практической конференции приняли участие – российские и зарубежные представители научных и высших учебных заведений:
– 29 городов России и зарубежных стран;
– сотрудники 6 институтов РАН;
– 50 государственных университетов, академий и институтов;
– 4 некоммерческих/коммерческих организаций, коммерческих банков.
Основная цель конференции – исследование теоретической и практической значимости социально-экономической безопасности, современные тренды развития теоретического аппарата экономической безопасности, эволюционные, институциональные и технологические основы, а именно:
– определение новых методов обеспечения экономической безопасности в контексте взаимодействия с государственным стратегическим планированием и национальной системой управления рисками;
– перспективные направления модернизации системы экономического и финансового регулирования на общегосударственном и региональных уровнях;
– обеспечение формирования технологического суверенитета России в новых реалиях.
Актуальность проведения всероссийской научной конференции «VIII Сенчаговские чтения» обусловлена темами и результатами выступлений участников конференции, в которых отмечается недостаточная практическая результативность парирования рисков и угроз российской экономики с использованием методов бюджетно-финансового регулирования в условиях мобилизационного сценария [34; 40].
В настоящей статье рассматриваются итоги первого дня работы конференции, в течение которого были заслушаны доклады участников по секции № 1: «Институты экономической безопасности: эволюция задач, функций, механизмов управления».
Всего на заседании первой секции было анонсировано 25 докладов, из которых в данной статье представлен обзор наиболее значимых докладов по секционному направлению конференции.
Сегодня на первый план выходят такие составляющие проблематики экономической безопасности государств как: национальный и технологический суверенитет как условие и цель социально-экономического развития [4; 16; 39]. Приобретают приоритетное значение следующие направления исследований в области характеристик и оценок экономической безопасности:
– разработка новых теоретических оценок и практических рекомендаций по определению основных направлений и механизмов обеспечения экономической безопасности с выделением ее социальных и социально-политических аспектов [1; 15];
– разработка новых методов оценки национальной идентичности суверенного государства, его технологического, интеллектуального, культурного суверенитета, основанных на современных тенденциях, в том числе искусственном интеллекте [26; 28];
– разработка приоритетных механизмов государственного регулирования и бюджетирование в условиях новых глобальных вызовов [14];
– определение новых направлений развития и реформирования финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики направленных на минимизацию системных рисков развития и нивелирование угроз социально-экономической безопасности [10; 11; 27; 29; 32];
– совершенствование развитие институтов социально-экономической поддержки населения, качественное изменение уровня жизни, образования, здравоохранения, культуры [12];
– разработка инструментария оценки существующих рисков и угроз экономического и социального развития, в целях нивелирования рисков [13; 24].
Первым выступающим по секционной теме: «Институты экономической безопасности: эволюция задач, функций, механизмов управления» был представлен презентационный доклад: «Зоны воздействия антироссийских санкций» Казанцевым С.В.– д.э.н., проф., д. член РАЕН, г.н.с. сектора экономической безопасности Института экономики РАН, в котором отражены результаты исследования четырёх происходящих в современном российском обществе процессов, ослабляющих Российскую Федерацию. В числе этих процессов: уменьшение доходов от внешней торговли, «утечка умов», депопуляции, отток капитала [7]. Докладчик исследовал и представил их качественные и количественные характеристики, назвал внутренние и внешние факторы, способствующие развитию этих процессов. Многочисленные ограничения, запреты и санкции, введенные в отношении Российской Федерации, направлены на стимулирование развития подобных негативных явлений и расширение масштабов их нежелательных последствий для национальной экономики и общества [9]. Автор обратил внимание на обоснованность выбора недружественными по отношению к России государствами вышеназванных процессов в качестве объектов санкционного воздействия на Российскую Федерацию [8].
В докладе, подготовленном Князевым Ю.К. С.Н. – д.э.н., проф., г.н.с. Института экономики РАН на тему – «Экономический и технологический суверенитет – условие безопасности страны» вопрос об укреплении суверенитета в России встал во весь рост из-за развернувшегося санкционного давления на нее в связи с воссоединением Крыма в 2014 г. и особенно после начала российской специальной военной операции в феврале 2022 г. Для выживания страны во враждебной среде пришлось срочно заняться всесторонним импортозамещением и перенаправлением экспортных потоков с запада на восток. Наряду с практическими шагами по переводу народного хозяйства на самостоятельные рельсы появилась необходимость в теоретическом обосновании самой возможности экономического и технологического суверенитета любого государства и нашей страны в особенности, под которым понимается прежде всего ее экономическая безопасность и технологическая самостоятельность [17]. В теоретических исследованиях проблема государственного суверенитета редко рассматривалась в ее экономическом аспекте. Чаще всего она была предметом изучения для специалистов международного права и международных отношений. Экономическое же содержание государственного суверенитета коротко можно охарактеризовать как самостоятельная выработка и проведение хозяйственной политики и реализация долгосрочной стратегии развития страны, а также ее способность противостоять враждебным внешним шокам. Конечно, Россия делает лишь первые шаги в укреплении своего экономического и технологического суверенитета [19]. Предстоит обширная и кропотливая работа по перестройке научных исследований (как фундаментальных, так и прикладных) в направлении приближения их к практическим потребностям, по расширению сети НИОКР и все большему распространению ее на бизнес-структуры, по оперативному внедрению в производство отечественных и зарубежных технологических новинок [18].
В докладе, подготовленном Медведевой М. Б., к.э.н., профессор кафедры мировой экономики и мировых финансов, ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ на тему: «Проблемы создания и развития интегрированного валютного рынка ЕАЭС» целью исследования стало выявление нормативных, институциональных, экономических и других ограничений, препятствующих созданию и развитию интегрированного валютного рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Удельный вес российского рубля в валютной структуре расчетов ЕАЭС за последние шесть лет увеличился с 56% до 75%. Доля доллара США за это же время снизилась с 35% до 19%. Однако доллар США остается доминирующей валютой в расчетах за товары и услуги между государствами-членами ЕАЭС, за исключением России [25]. На его долю приходится 50-80% платежей в зависимости от их назначения. Почему национальные валюты используются лишь ограниченно и почему страны ЕАЭС продолжают широко использовать доллар США и евро во взаимных расчетах? По данным вопросам на основе опроса респондентов был подготовлен доклад «Национальные валюты во взаимных расчетах в рамках ЕАЭС: препятствия и перспективы» [33]. В настоящее время большинство национальных финансовых рынков стран ЕАЭС имеют низкую емкость и ликвидность [30], а в некоторых случаях не имеют важных сегментов, необходимых для эффективной поддержки повышения роли национальных валют. Из всех стран ЕАЭС, только Россия, Казахстан и Армения имеют форвардные валютные рынки, способные обеспечить хеджирование валютных рисков при валютных операциях с валютами ЕАЭС [2]. Однако на форвардных валютных рынках России и Армении отсутствуют инструменты хеджирования рисков валютных операций с валютами ЕАЭС без использования резервной валюты в качестве промежуточной.
В докладе, подготовленном группой авторов в составе: Кузнецовой Е.И. д.э.н., проф., профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Сараджевой О.В., к.э.н., доц., доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга Российский государственный университета им. А.Н. Косыгина на тему: «Формирование продуктивной институциональной среды региональной экономической безопасности» рассмотрены вопросы обеспечение экономической безопасности региона, включающий в себя комплекс мер по защите региональных экономических интересов, установлению эффективных механизмов регулирования рынков, поддержанию стабильности финансовой системы, развитию инфраструктуры и повышению конкурентоспособности экономики региона. Для обеспечения региональной экономической безопасности необходимо осуществлять мониторинг и оценку вызовов и угроз в сфере экономической деятельности в регионе, а также принимать меры по предотвращению возможных рисков и минимизации ассоциируемых потерь. Синергия от влияния институтов на условия формирования экономической безопасности регионов и практическую деятельность по ее обеспечению, как показывает международная практика [41], может быть достигнута преимущественно при селективном, управляемом и контролируемом воздействии на каждый ключевой аспект построения и функционирования институтов, при условии выделения всей полноты необходимых ресурсов и грамотного их использования [35]. Проблема недостатка исследований институциональных аспектов в сфере обеспечения экономической безопасности регионов требует усиленного внимания со стороны государственных органов, бизнеса и общественности. Необходимо развивать эффективную институциональную среду, повышать доверие к институтам и обеспечивать прозрачность и открытость в работе институтов [20]. Механизм функционирования институтов обеспечения региональной экономической безопасности безусловно активирует факторы устойчивости региональных экономических систем. Его основу составляют результаты комплексной аналитической деятельности о ретроспективе обеспечения региональной экономической безопасности, имеющихся ресурсов и факторов внутреннего и внешнего воздействия, в том числе об актуальных угрозах и вызовах, возможностях обеспечения безопасности с прогнозированием развития факторов на перспективу [21].
В своем докладе на тему: «Институционализации критериев обеспечения экономической безопасности на субфедеральном уровне: современные тенденции и новые вызовы» Рабкин С.В. – к.э.н., доц., доцент кафедры государственного и муниципального управления Коми республиканской академии государственной службы и управления, (Сыктывкар) отметил, что новые по своей институциональной природе вызовы экономической безопасности Российской Федерации требуют решения не только тактических задач регионального развития в условиях санкционного противостояния, но и разработку документов стратегического планирования, определяющих реализацию социально-экономического потенциала субъектов Федерации на долгосрочную перспективу, исходя из оценки происходящих институциональных трансформаций [38]. Формирование нового качества взаимоотношений Федерального центра и субъектов Федерации с целью нейтрализации актуальных рисков экономической безопасности должно стать своеобразной основой во многом институциональной, чем бюджетно-функциональной системы укрепления федеративных основ нашего государства [36]. Необходимость оптимального использования территориального пространства, с учетом исторически обусловленных тенденций формирования ресурсного потенциала России, как суверенного государства, требует преодоления диспропорций в развитии регионов не только в реализации задач пространственного, но отраслевого и социального развития. Прежде всего, это связано с решением вопросов формирования эффективной системы регионального управления, направленной на создание нового по своему качеству единого научно-технологического пространства и обеспечения экономической безопасности, в том числе на субфедеральном уровне. Фактически речь идёт о переходе к новой модели отраслевого развития регионов связанной с необходимостью рассмотрения элементов мобилизационной экономики, как основы принятия управленческих решений по приоритетности целей и задач в документах стратегического планирования [37]. Уровень взаимосвязанности территорий Российской Федерации выступает одним из факторов обеспечения её экономической безопасности. Создание на качественно новой технологической основе транспортных, телекоммуникационных и иных инфраструктурных систем, охватывающих весь спектр решения вопросов пространственного развития, позволит концептуально реализовать равный доступ территорий к формированию общих принципов межрегионального взаимодействия при определении и реализации приоритетов социально-экономического развития в целом.
В докладе на тему: «Использование искусственного интеллекта при найме на государственную службу – угроза экономической безопасности», представленном Гретченко А.И., д.э.н., проф., заслуженного деятеля науки РФ, проф. кафедры «Национальная и региональная экономика» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; профессором кафедры «Психология и развитие человеческого капитала» Финансового университета при Правительстве РФ отметил, что найм на государственную службу – сложный и ответственный процесс, требующий высокой точности и надежности. В настоящее время в современное информационное общество вступили новые технологии, которые меняют способ работы кадровой службы организации. Искусственный интеллект (ИИ) является одной из таких инновационных современных технологий, который направлен на преобразование рекрутинга в государственном секторе и тоже время, играющий важное значение для обеспечения национальной безопасности государства [3]. В предложенном докладе хотелось бы отметить необходимость учитывать его влияние на национальную экономическую безопасность при использовании искусственного интеллекта. При найме на государственную службу необходимо тщательно учитывать потенциальные угрозы и риски для экономической безопасности, осуществлять контроль и обеспечивать прозрачность процесса, чтобы минимизировать отрицательные последствия этого подхода [5]. Предлагаемый автором пилотный проект связан с применением искусственного интеллекта для найма персонала на государственную службу. Данный проект осуществляется в рамках эксперимента с целью оценить эффективность и преимущества такого решения.
В заключении доклада автор отметил, что в результате исследования были проанализированы только некоторые положительные и отрицательные факторы, которые могут возникнуть вследствие внедрения предложенного проекта на постоянной основе. Фактом является также то, что искусственный интеллект будет неизбежно внедряться в современную реальность и постепенно заменять или упрощать деятельность людей [6].
В докладе, подготовленном группой авторов в составе: Лапаева Д.Н., д.э.н., проф., члена Президиума РАЕН, д. члена РАЕН, зам. директора Института экономики и управления Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, (Нижний Новгород), Глебовой О.В., д.э.н., проф., профессора кафедры управления инновационной деятельностью Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, (Нижний Новгород), Мельниковой О.Ю., к.э.н., начальника учебного отдела Арзамасского филиала Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева рассмотрены вопросы обеспечения успешности инновационных проектов, реализуемых на отечественных машиностроительных предприятиях, и направленных на повышение их экономической безопасности. Выделены три ключевых периода эволюции научных исследований, связанных с успехом проектов, а также определены направления перспективных изысканий в этой области. В частности, обоснована необходимость поиска новых подходов к оцениванию для поддержки и координации контроля исполнения инновационного проекта, а также обеспечения успешности его реализации. Разработана модель взаимодействия процессов проектного менеджмента, управления реализацией преимуществ и оценивания успеха проекта [22]. Детализированы ключевые процессы оценки и мониторинга успеха проекта [23]. Апробация инструмента оценивания, сформированного на основе авторской модели, позволила на практике снизить остроту противоречий между участниками инновационной деятельности, обеспечить увеличение согласованности их позиций относительно успешности инновационной инициативы, а также способствовала снижению неудач инновационных проектов и повышению экономической безопасности исследованных предприятий [31].
***
По завершении работы секции участниками были представлены предложения для включения в итоговую Резолюцию, которая отражает результаты работы Всероссийской научно-практической конференции «VIII Сенчаговские чтения».
Основные выводы и рекомендации по материалам секционного исследования представляют интерес, как в теоретическом плане, поскольку обосновывают направления изменения теоретических характеристик категории «национальная экономическая безопасность», так и в практическом, поскольку ориентированы на повышение эффективности проводимой государственной политики регулирования внешних и внутренних рисков национальной экономики в условиях происходящих изменений в системе глобальных экономических и социально-политических отношений. Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности Государственной Думы, Правительства и Совета безопасности РФ при корректировке стратегии национальной безопасности, совершенствовании законодательства по стратегическому планированию и бюджетированию.
References:
Natsionalnye valyuty vo vzaimoraschetakh v ramkakh EAES: prepyatstviya i perspektivy [National currencies in mutual settlements within the EAEU: obstacles and prospects] (2018). Saint Petersburg: TsII EABR. (in Russian).
Agapova T.N., Borisova E.V., Boboshko N.M. [i dr.] (2021). Primenenie informatsionnyh tekhnologiy v ekonomicheskikh issledovaniyakh [The use of information technology in economic research] Moscow: Izdatelstvo «Pero». (in Russian).
Bukhanova T.V., Medvedeva M.B. (2022). Rossiyskiy fondovyy rynok v usloviyakh sanktsionnogo davleniya [Russian stock market under sanctions pressure]. Vestnik evraziyskoy nauki. 14 (6). (in Russian).
Gagarina G.Yu., Gorokhova I.V., Gretchenko A.I. (2024). Ustoychivoe razvitie chelovecheskogo potentsiala – strategicheskiy prioritet obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti Rossii [Sustainable development of human potential as strategic priority of providing national security of Russia]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 21 (3). 77-91. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2024-3-77-91.
Gorodetskiy A.E., Karavaeva I.V. (2023). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: teoreticheskoe obosnovanie i metody regulirovaniya [Economic security of Russia: theoretical justification and methods of regulation] Moscow: Institut ekonomiki RAN. (in Russian).
Gretchenko A.I., Goetchenko A.A. (2023). Protivodeystvie ugrozam ekonomicheskoy bezopasnosti lichnosti v usloviyakh sanktsionnyh ogranicheniy [Countering threats to the economic security of individuals in the conditions of sanction restrictions]. Vestnik of Samara State University of Economics. (7). 45-58. (in Russian). doi: 10.46554/1993-0453-2023-7-225-45-58.
Gretchenko A.I., Gorokhova I.V., Gretchenko A.A. (2024). Obespechenie natsionalnyh interesov v informatsionnoy sfere Rossii [Ensuring national interests in the information sphere of Russia]. Economic security. 7 (1). 49-64. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.1.120245.
Karavaeva I.V. (2020). Kriterii sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti dlya Rossii i regionov v novoy realnosti [Criteria of social and economic security for Russia and its regions in a new reality]. Federalizm. (2). 146-161. (in Russian). doi: 10.21686/2073-1051-2020-2-146-161.
Karavaeva I.V., Bykovskaya Yu.V., Kazantsev S.V., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2022). Otsenka prognozno-ekonomicheskikh pokazateley Rossiyskoy Federatsii v period chastichnoy mobilizatsii [Evaluation of forecast and economic indicators of the Russian Federation amidst partial mobilization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2655-2676. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
Karavaeva I.V., Karavaeva I.V. (2011). Optimalnoe nalogooblozhenie: teoriya i istoriya voprosa: monografiya [Optimal taxation: theory and background: monograph] Moscow: Ankil. (in Russian).
Karavaeva I.V., Kazantsev S.V., Lev M.Yu. [i dr.] (2023). Federalnyy byudzhet Rossiyskoy Federatsii na 2023 god i na planovyy period 2024-2025 godov v usloviyakh chastichno mobilizatsionnoy ekonomiki [The federal budget of the Russian Federation for 2023 and for the planning period of 2024-2025 in a partially mobilization economy]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 6 (1). 11-50. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2020). Itogi provedeniya IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Senchagovskie chteniya» sotsialno-ekonomicheskaya bezopasnost: sfera gosudarstvennogo regulirovaniya i oblast nauchnogo znaniya [Results of the International Scientific-Practical Conference]. Economic security. 3 (4). 549-578. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.4.111150.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Ekonomicheskaya bezopasnost: tekhnologicheskiy suverenitet v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti v sovremennoy Rossii [Economic security: technological sovereignty in the economic security system in modern Russia]. Economic security. 6 (3). 905-924. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Prioritety gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v usloviyakh novyh globalnyh vyzovov [Priorities of state regulation of Russia\'s economic security amidst new global challenges]. Economic security. 6 (2). 453-466. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Sotsialnaya sostavlyayushchaya ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennoy Rossii [The social component of the economic security in modern Russia]. Economic security. 6 (4). 1217-1234. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.4.118476.
Kazantsev S.V. (2016). O strategii ekonomicheskoy bezopasnosti [On a strategy of economic security]. The world of new economy. (3). 6-13. (in Russian).
Kazantsev S.V. (2022). Zhizn pod sanktsiyami [Life under sanctions]. Economic security. 5 (2). 371-386. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
Knyazev Yu.K. (2024). Ekonomicheskiy i tekhnologicheskiy suverenitet: problemy stanovleniya [Economic and technological sovereignty: problems of formation]. Mir peremen. (1). 36-52. (in Russian). doi: 10.51905/2073-3038_2024_1_36.
Knyazev Yu.K. (2024). Uskorenie ekonomicheskogo razvitiya Rossii v 2023 godu [Acceleration of the Russia economic development in 2023]. ETAP: economic theory, analysis, practice. (1). 53-74. (in Russian). doi: 10.24412/2071-6435-2024-1-53-74.
Knyazev Yu.O (2016). O korrektirovke ekonomicheskoy modeli Rossii i novoy strategii razvitiya [About Russia economic model correcting and new strategy of development]. Society and economics. (5). 18-34. (in Russian).
Kuznetsova E.I. (2014). K voprosu o gosudarstvennom strategicheskom planirovanii v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti [On the issue of State strategic planning in ensuring economic security]. National security / nota bene. (3). 366-371. (in Russian).
Kuznetsova E.I., Rusavskaya A.V., Saradzheva O.V. (2024). Rol institutsionalnoy infrastruktury v obespechenii regionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [The role of institutional infrastructure in ensuring regional economic security]. Economic Security Bulletin. (1). 203-209. (in Russian). doi: 10.24412/2414-3995-2024-1-203-209.
Lapaev D.N., Lapaeva O.N. (2011). Mnogokriterialnoe sravnenie alternativ v ekonomike [Multi-criteria comparison of alternatives in the economy] Nizhniy-Novgorod. (in Russian).
Lapaev D.N., Mityakov E.S., Mokretsova E.S. (2013). Monitoring ustoychivogo razvitiya otrasley promyshlennosti na osnove mnogokriterialnogo podkhoda [Monitoring of sustainable development of the industry based on a multi-criteria approach]. Statistics and Economics. (5). 168-171. (in Russian).
Lev M.Yu. (2020). Pravovaya priroda ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva i ee institutsionalnye aspekty [Legal nature of economic security of the state and its institutional aspects]. Journal of international economic affairs. 10 (2). 447-466. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.2.100903.
Lev M.Yu. (2023). Sovremennye tsenovye trendy ekonomicheskoy bezopasnosti mobilizatsionnoy ekonomiki [Modern price trends of economic security of the mobilization economy] Moscow: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K». (in Russian).
Lev M.Yu. (2024). Institutsionalnye aspekty monitoringa tsen s primeneniem iskusstvennogo intellekta v sisteme sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti [Institutional aspects of price monitoring by means of artificial intelligence in the system of socio-economic security]. Economic security. 7 (4). 923-950. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.4.120894.
Lev M.Yu., Bolonin A.I., Turuev I.B., Leschenko Yu.G. (2024). Kontseptsiya iskusstvennogo intellekta v deyatelnosti tsentralnyh bankov: institutsionalnye vozmozhnosti [The concept of artificial intelligence in the activities of central banks: institutional opportunities]. Economic security. 7 (4). 781-808. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.4.120831.
Lev M.Yu., Kazantsev S.V. (2024). Tseny, inflyatsiya i bezopasnost obshchestva [Prices, inflation and the safety of society] Moscow: OOO «Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo». (in Russian).
Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2023). Otsenka ekonomicheskoy bezopasnosti torgovyh otnosheniy SShA so stranami EAES v usloviyakh sanktsiy [Assessment of the economic security of US trade relations with the EAEU countries under sanctions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (10). 4523-4546. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.10.119215.
Medvedeva M.B., Khomyakova L.I. (1915). Finansovaya stabilnost bankovskogo sektora stran EAES v usloviyakh pandemii COVID-19 [Financial stability of the banking sector of the EAEU countries in the context of the COVID-19 pandemic]. Banking services. (10). 2-9. (in Russian). doi: 10.36992/2075-1915_2021_10_2.
Morozova G.A., Maltsev V.A., Maltsev K.V., Lapaev D.N. (2010). Innovatsionnoe razvitie promyshlennyh kompleksov v regione [Innovative development of industrial complexes in the region] Nizhniy-Novgorod: Volgo-Vyatskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby. (in Russian).
Rabkin C. (2007). Ekonomicheskaya bezopasnost: vzaimodeystvie federalnogo tsentra i regionov [Economic security: interaction between the federal center and the regions]. The Economist. (12). 53-58. (in Russian).
Rabkin S.V. (2017). Strategicheskoe planirovanie v regione: osobennosti primeneniya porogovyh znacheniy ekonomicheskoy bezopasnosti [Strategic planning in the region: especially the use of threshold values of economic security]. Natsionalnaya bezopasnost i strategicheskoe planirovanie. (1). 20-24. (in Russian).
Rabkin S.V. (2021). Institutsionalnaya sreda regionalnogo upravleniya: sovremennye vyzovy sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti territorialnogo razvitiya [Institutional environment of regional governance: current challenges to socio-economic security of territorial development]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 4 (1). 89-100. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.4.110851.
S.V. Kazantsev (2016). Otsenka vliyaniya ekonomicheskogo spada i antirossiyskikh sanktsiy na regiony RF [Estimation of an economic downturn and the anti-russian sanctions impact on the regions of Russia]. Eco. (5). 55-70. (in Russian).
Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2019). Analiticheskie podkhody k otsenke ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Analytical approaches to estimate economic security of the region]. Economy of the region. 15 (1). 1-12. (in Russian). doi: 10.17059/2019-1-1.
Valentey S.D., Belozerova S.M., Bushmin E.V. [i dr.] (2015). Reindustrializatsiya ekonomiki Rossii ili prodolzhenie liberalnogo kursa? [Re-industrialization of the Russian economy or the continuation of the liberal course?]. Federalizm. (1). 7-56. (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 23:04:21