Development trends of Sino-Russian trade and economic cooperation in the new conditions

Fen Tyanyuy1
1 Московский государственный технологический университет «Станкин»

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 7 (July 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68568281

Abstract:
The article proposes innovative approaches to deepening trade and economic cooperation between China and Russia in the context of global economic changes. The author examines new models of customs clearance, ways to stimulate investment activity and methods of technological exchange. There is the need to adapt and modernize cooperation in order to increase its effectiveness and sustainability. The article analyzes current economic trends and presents a set of measures for their implementation, which may be of interest to economists, researchers of international relations, as well as politicians and businessmen interested in the development of Sino-Russian cooperation. The article contributes to the creation of deeper and mutually beneficial economic ties between the two countries, which is important for the entire region.

Keywords: Sino-Russian economy and trade, cooperation mechanism, customs clearance, cross-border investments

JEL-classification: F01, F02, F15



ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации, когда экономические отношения играют ключевую роль в международной политике, углубление торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией становится стратегическим приоритетом для обеих стран. Развитие новых моделей сотрудничества в сфере торговли и инвестиций способствует не только укреплению двусторонних отношений, но и созданию более устойчивой экономической основы для обеих стран. Важно отметить, что современные тенденции и вызовы мировой экономики требуют инновационных подходов к развитию и укреплению взаимовыгодного партнерства.

Обзор литературы проводился с учетом ряда актуальных исследований, представленных в российских и зарубежных изданиях по теме российско-китайских отношений и экономического взаимодействия. Анализ имеющейся литературы позволил выделить ряд ключевых аспектов, таких как перспективы развития отечественного автопрома в условиях экспансии китайского капитала [1], особенности развития российско-китайских внешнеторговых отношений [3], а также влияние цифровых технологий на конкурентоспособность Китая [5]. Важным направлением исследований также является анализ международного технологического обмена между Россией и Китаем [7] и альтернативы китайско-российскому партнерству в Арктике [29].

Несмотря на значительное количество исследований, внедрение новых технологий и моделей таможенного оформления, их влияние на эффективность торгово-экономических отношений между Китаем и Россией остается недостаточно изученным.

Целью данного исследования является разработка рекомендаций по углублению китайско-российского торгово-экономического сотрудничества в новых условиях на основе анализа существующих моделей взаимодействия и внедрения инновационных подходов к таможенному оформлению и управлению торговыми потоками.

Научная новизна работы заключается в предложении новой модели таможенного оформления «две страны – одна инспекция», а также в разработке комплексных рекомендаций по оптимизации процедур и внедрению новых технологий для повышения уровня упрощения процедур торговли.

Авторская гипотеза заключается в том, что внедрение инновационных моделей таможенного оформления и упрощение процедур въездного и выездного досмотра смогут существенно повысить эффективность торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией, способствуя углублению интеграционного взаимодействия.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В данном исследовании использовались методы наблюдения, анализа, моделирования, сравнительно-исторический метод, исторического анализа, проблемно-хронологический анализ, конкретно-исторический анализ и т.д.

Китай и Россия – не только важные соседи, но и партнеры по всестороннему стратегическому сотрудничеству. Под руководством глав государств Китая и России китайско-российские торгово-экономические отношения продолжают развиваться и выходить на стабильный уровень, при этом Россия продолжает удерживать статус девятой по величине страны - торгового партнера Китая, а "Китай уже 13 лет подряд является торговым партнером номер один для России". "В последние годы китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество демонстрирует заметное ускорение, исторические прорывы достигнуты как на стратегическом уровне, так и на уровне торгово-экономической практики, китайско-российские отношения развиваются в соответствии с эндогенной динамикой развития соответствующих стран обеих сторон и внешним стратегическим давлением". В последние годы китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество заметно ускорилось, и исторические прорывы были достигнуты как на стратегическом уровне, так и на уровне торгово-экономической практики [1].

За последнее десятилетие под стратегическим руководством глав двух государств Китай и Россия углубили торгово-экономическое сотрудничество, которое принесло плодотворные результаты и стало моделью взаимной выгоды и беспроигрышной ситуации для обеих стран. В 2013 году состоялся визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, открывший новую главу в китайско-российских отношениях, а в 2015 году была подписана Совместная декларация о строительстве Экономического пояса Шелкового пути и создании Евразийского экономического союза, принятая двумя странами. В 2019 году отношения были переведены в статус "Китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства сотрудничества новой эры", что подняло отношения на новый уровень. В 2019 году под руководством глав государств Китая и России отношения между двумя странами были обновлены до "Китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства сотрудничества в новую эпоху", что подняло отношения между двумя странами на новый уровень [5]. В 2021 году председатель КНР Си Цзиньпин и президент Путин совместно объявили о продлении Договора о добрососедских отношениях, дружбе и сотрудничестве между двумя странами в целях развития сотрудничества между двумя странами на более высокой отправной точке, в более широком масштабе и на более глубоком уровне. В 2022 году президент Путин посетил Китай и принял участие в церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Пекине, подписав десятки документов о сотрудничестве, таких как Соглашение о купле-продаже дальневосточного природного газа между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и ОАО "Газпром", что способствовало дальнейшему углублению прагматичного сотрудничества.2023 В 2023 году Китай и Россия подписали Совместную декларацию об углублении всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху и План развития ключевых направлений китайско-российского экономического сотрудничества до 2030 года. В 2023 году Китай и Россия подписали Совместную декларацию об углублении всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху и Совместную декларацию о Плане развития приоритетных направлений китайско-российского экономического сотрудничества на период до 2030 года, что ознаменовало новый этап в развитии китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства [2].

После распада Советского Союза из-за экономического спада в России объем торговли между Китаем и Россией колебался около 5 миллиардов долларов США. После многих лет совместных усилий обеих сторон объем торговли между Китаем и Россией превысил 100 миллиардов долларов США в 2018 году. , достигнув 107,06 млрд долларов США, что на 27,1% больше, чем в прошлом году. Это рекордный уровень. В 2021 году, несмотря на влияние эпидемии, объем двусторонней торговли между Китаем и Россией приблизился к 150 миллиардам долларов США, достигнув 146,89 миллиардов долларов США, увеличившись в годовом исчислении на 35,8%. В 2022 году он продолжит увеличиваться, достигнув рекордные 190,27 миллиардов долларов США, что на 116% больше, чем 10 лет назад, а объем двусторонней торговли достиг нового максимума. С января по май 2023 года объем торговли между Китаем и Россией составил 93,806 млрд долларов США, увеличившись на 40,7% в годовом исчислении [7].

Рисунок 1 – Двусторонняя торговля между Китаем и Россией с 2013 года (в млрд долларов США)

Источник данных: Главное таможенное управление КНР

По данным Статистического бюллетеня прямых иностранных инвестиций Китая за 2022 год, по состоянию на 2021 год объем китайских инвестиций в Россию составил 10,644 млрд долларов США. Что касается инвестиций и сотрудничества Китая с Россией, то общая ситуация нестабильна из-за влияния различных факторов. Инвестиции России в Китай в период с 2013 по 2021 год также находятся в нестабильном состоянии с волнообразной тенденцией [8]. Они выросли с 0,22 миллиарда долларов США в 2013 году до 0,73 миллиарда долларов США в 2016 году, достигнув самого высокого пика за последнее десятилетие, а затем упали до 0,24 миллиарда долларов США в 2017 году, что составляет падение на 67,53 %. Несмотря на возобновление роста в 2018 году до 57 млн долларов США, в последующие три года наблюдается очередное снижение, до минимума в 07 млн долларов США в 2021 году. По сравнению с китайскими инвестициями в Россию, количество российских инвестиционных проектов в Китае значительно меньше. В целом объем двусторонних инвестиций между Китаем и Россией невелик, а общее инвестиционное сотрудничество развивается не слишком быстро.

Рисунок 2 – Российские инвестиции в Китай, 2013-2021 гг. (в млрд долл. США)

Источник данных: Статистический ежегодник Китая

Сельскохозяйственное сотрудничество является важной сферой сотрудничества между Китаем и Россией. В последние годы масштабы торговли сельскохозяйственной продукцией между Китаем и Россией увеличиваются, сотрудничество в области сельского хозяйства расширяется, а сотрудничество в области сельскохозяйственных технологий уверенно продвигается вперед, демонстрируя хорошую динамику развития [7].

Согласно "Плану развития сельского хозяйства Северо-Восточного Китая, Дальнего Востока и Байкальского региона России", подписанному Китаем и Россией, в последние годы Китай и Россия сотрудничают в области переработки соевых бобов, сельскохозяйственной и побочной продукции, а также логистики и складирования, совместно создают базы по производству, изготовлению и переработке соевых бобов в России. Провинция Хэйлунцзян, как провинция с самым быстрым развитием, самыми большими масштабами и самыми значительными результатами в сельскохозяйственном сотрудничестве с Россией, в настоящее время расширяет сотрудничество с Россией в области развития сельского хозяйства за пределы своих границ, начиная с выращивания одного зерна и заканчивая разведением свиней, мясного скота и птицы, переработкой зерна и кормов, складированием, логистикой и транспортом и так далее. Режим развития сельского хозяйства и сотрудничества с Россией диверсифицируется, например, некоторые компании приняли режим развития "выращивание сельскохозяйственной продукции+трансграничный терминал+обслуживание сельскохозяйственной техники", другие - "сотрудничество с капиталом + отечественная и зарубежная промышленность", третьи - "инвестиции + торговля+возврат" [6]. Одни компании используют модель совместного развития "сотрудничество капитала+отечественная и зарубежная промышленность", другие - модель совместного развития факторной интеграции "инвестиции+торговля + возврат груза" и т. д.; "Объем торговли сельскохозяйственной продукцией между двумя странами в 2022 году увеличится на 43%, а российская мука, говядина, мороженое и т. д. пользуются широким спросом у китайских потребителей". Китай вновь стал крупнейшим импортером российской сельскохозяйственной продукции и крупнейшим импортером российского меда и льняного масла [5].

Инициатива "Один пояс, один путь" предоставила историческую возможность и широкую платформу для китайско-российского экономического развития и регионального сотрудничества. В рамках инициативы "Один пояс, один путь" китайско-российское энергетическое сотрудничество еще более углубилось: две страны подписали ряд соглашений, таких как Соглашение о расширении сотрудничества в торговле сырой нефтью и Китайско-российский восточный контракт купли-продажи газа, а также добавили проекты второй фазы нефтепровода и газопровода к уже существующим. Постоянно совершенствуются и объекты инфраструктуры: 10 июня 2022 года был официально открыт для движения автомобильный мост Хэйхэ-Благовещенск - первый китайско-российский автомобильный мост через реку Хэйлунцзян; 1 марта 2023 года была открыта Московская кольцевая линия метро, юго-западный участок которой строит Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC), что делает ее самой длинной кольцевой линией метро в мире. В рамках "Один пояс, один путь" благодаря открытию маршрутных поездов Китай-Европейский союз (CEU) в 2022 году будет эксплуатироваться в общей сложности 16 000 маршрутных поездов CEU, что представляет собой рост на 9 % в годовом исчислении, из которых крупнейший наземный транспортный порт между Китаем и Россией, порт Маньчжурия, контролирует въезд и выезд в общей сложности более 4 400 маршрутных поездов CEU, и количество переходов увеличивается с каждым годом. Трансграничные железнодорожные перевозки между Китаем и Россией продолжают стремительно развиваться [7].

Нерешенные проблемы в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве:

Несмотря на то, что китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество достигло значительного прогресса, все еще существует ряд нерешенных проблем, таких как несовершенный механизм сотрудничества, сложная и изменчивая среда сотрудничества, а также плохое таможенное оформление в портах.

1. Несовершенный механизм сотрудничества

При личном содействии председателя КНР Си Цзиньпина и президента Путина Китай и Россия проводят тесные обмены на высоком уровне, однако местные органы власти двух стран по-прежнему сталкиваются с трудностями в торгово-экономическом сотрудничестве, что в основном объясняется следующими причинами: во-первых, отсутствует специальное и детальное планирование местного сотрудничества, поэтому у местных органов власти двух стран нет конкретных целей и направлений в процессе сотрудничества, не говоря уже о конкретных шагах сотрудничества, что приводит к нерешительности предприятий в сотрудничестве друг с другом, медленному прогрессу и не очень эффективному результату. Во-вторых, отсутствует конкретная цель и направление экономического и торгового сотрудничества. Во-вторых, сервисная платформа для торгово-экономического сотрудничества недостаточно продумана [4]. Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество требует создания сервисных платформ между национальными правительствами, а также создания местных правительств и частных сервисных организаций, чтобы лучше удовлетворять потребности китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. В-третьих, отсутствие механизма долгосрочного сотрудничества между местными органами власти. Хотя центральные правительства Китая и России прилагают большие усилия для развития торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, из-за того, что основными субъектами торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией являются в основном малые и средние предприятия (МСП), которые имеют слабую силу, низкий уровень технологий и слабую координацию, им очень сложно взаимодействовать с местными правительствами, особенно с китайским правительством, что еще больше затрудняет их эффективное взаимодействие с китайским правительством [3].

2. Сложные и меняющиеся условия для сотрудничества

В результате российско-украинского конфликта и других последствий российская экономика находится в состоянии хаоса, что вызывает нестабильность во внешней политике России, особенно "серая таможенная очистка" и тарифные барьеры создали большие проблемы для углубления сотрудничества между Китаем и Россией. Хотя Китай и Россия ввели ряд стимулов для продвижения взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, результаты оказались минимальными. Кроме того, в китайско-российской торгово-экономической деятельности звучат негативные голоса, такие как "теория экологической угрозы Китая", что в определенной степени влияет на углубление местного сотрудничества между двумя странами.

3. Неадекватная инфраструктура

Строительство инфраструктуры имеет решающее значение для развития сотрудничества между Китаем и Россией, однако нынешнее состояние инфраструктуры в соседних регионах двух стран, несомненно, будет сдерживать процесс регионального сотрудничества. Особенно в российской Сибири и на Дальнем Востоке развитие производственных технологий и инфраструктуры находится на относительно низком уровне, и существуют такие проблемы, как старение оборудования, устаревшие технологии, низкая плотность дорожной сети и высокие цены на услуги. Что касается северо-восточной части Китая, то благодаря раннему развитию приграничного сотрудничества ситуация с инфраструктурой здесь лучше, чем на российском Дальнем Востоке, однако между двумя странами все еще существует большой разрыв с точки зрения реальных потребностей в региональном сотрудничестве [2].

4. Единая товарная структура

В последние годы при активном содействии правительств Китая и России китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество развивается быстрыми темпами, однако в товарной структуре торговли между двумя странами по-прежнему преобладает продукция с низкой добавленной стоимостью, особенно сырьевая переработка, а продукция глубокой переработки, высокотехнологичная продукция и продукция с высокой добавленной стоимостью составляют относительно низкую долю. Во-вторых, не хватает демонстрационной и ведущей роли ведущих предприятий, каждое предприятие работает в одиночку, а промышленная цепочка экономики и торговли с Россией все еще находится на стадии построения цепи, и еще не сформировалась промышленная агломерация и масштаб. Наконец, внешнеторговые предприятия не имеют достаточного эндогенного импульса для развития, чрезмерно зависимы от торговли с Россией, имеют единую структуру и не стремятся осваивать другие рынки [1].

Ключевые направления сотрудничества Китая с Россией в новую эпоху:

Согласно Совместной декларации о Плане развития ключевых направлений китайско-российского экономического сотрудничества до 2030 года, подписанной главами государств Китая и России, с учетом фактического развития приграничных районов Китая и России ключевые области и направления развития китайско-российского экономического и торгового сотрудничества должны рассматриваться в следующих аспектах.

1. Активное развитие китайско-российского сотрудничества в области цифровой экономики

В последние годы цифровая экономика стала локомотивом мирового экономического развития и лидером развития экономики будущего, "цифровая экономика является важной силой, способствующей изменению качества экономики, изменению институциональной модели, повышению эффективности и устойчивости экономики". Китай и Россия также довольно быстро развиваются в плане сотрудничества в области цифровой экономики, которое имеет широкие перспективы. Обе страны возвели развитие цифровой экономики в ранг национальной стратегии, причем российское правительство возвело развитие цифровой экономики в ранг национальной стратегии в 2017 году, а Китай в 2018 году также возвел развитие цифровой экономики в ранг стратегии нашего экономического развития [8]. С 2020 года обе страны официально запустили "Китайско-российский демонстрационный проект цифровой экономики", а в 2021 году в Сямэне будет расположен Китайско-российский исследовательский центр цифровой экономики. С точки зрения будущих тенденций сотрудничества, сотрудничество в области цифровой экономики должно стать важным направлением и областью китайско-российского экономического и торгового сотрудничества. Две страны сотрудничают в области трансграничной электронной коммерции, разработки программного обеспечения, информационной безопасности сетей и программного обеспечения для мобильных платежных систем, и на этой основе способствуют трансформации и модернизации сотрудничества в традиционных областях с переходом к 5G, искусственному интеллекту, совместимости и взаимодополняемости спутниковых систем и спутниковому интернету.

2. Содействие созданию взаимосвязанной логистической системы

Китай и Россия уже имеют определенную основу для сотрудничества в области инфраструктуры. Благодаря совместным усилиям Китая и России достигнут большой прогресс в области автомобильных и водных путей, энергетической инфраструктуры, инфраструктуры связи, сбора и эвакуации портов и т. д [1]. В 2022 году будет завершено строительство и открыт для движения трансграничный автомобильный мост Китай-Россия Хэйлунцзян, проложены и сданы пути трансграничного железнодорожного моста Китай-Россия Тунцзян, а трансграничная канатная дорога Китай-Россия вступит в стадию строительства фундамента. Постоянно продвигаются международные транспортные коридоры "Биньхай-1" и "Биньхай-2", экономический коридор Китай-Монголия-Россия, линейный поезд Китай-Европа и другие проекты по развитию коммуникаций, разрабатывается спутниковая навигационная система "Бейдоу-ГЛОНАСС". В перспективе Китай и Россия будут всесторонне укреплять сотрудничество в ряде транспортных областей, включая транспортную инфраструктуру, транспорт и транспортную логистику; обновлять существующую трансграничную инфраструктуру и наращивать усилия по созданию новой инфраструктуры, особенно ускорять реализацию некоторых знаковых железных дорог, пограничных речных мостов и воздушных переходов; продвигать строительство инфраструктуры для упрощения таможенного оформления в целях повышения пропускной способности и эффективности таможенного оформления. Увеличить строительство инфраструктуры вдоль экономического коридора Китай-Россия-Монголия, постепенно сформировать логистический кластер, сформировать трансграничную логистическую промышленную цепочку в регионе "Один пояс, один путь", реализовать всестороннее сотрудничество в области транспортной инфраструктуры и упрощения транспортировки в рамках Китай-Монголия-Россия, Китай-Гарбиния-Россия, а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), чтобы способствовать созданию логистической системы взаимосвязанности и взаимодействия [2].

3. Повышение уровня трансграничного финансового сотрудничества

В последние годы, особенно после начала российско-украинского конфликта, китайско-российское инвестиционное и финансовое сотрудничество укрепляется, расширяются масштабы сотрудничества, постепенно углубляется уровень сотрудничества и обновляются способы сотрудничества. На примере Хэйлунцзяна был достигнут положительный прогресс в механизме трансграничного финансового сотрудничества, расчетах в местной валюте, переводе наличных средств, трансграничном финансировании и оплате картами UnionPay [2]. В перспективе Китай и Россия продолжат укреплять сотрудничество в финансовой сфере, особенно с учетом быстрого роста объема торговли между двумя странами, масштабы расчетов в местной валюте между Китаем и Россией будут постепенно расширяться, а доля юаня и рубля в торговых расчетах также значительно увеличится; создание независимой системы платежей и расчетов, чтобы избежать санкций со стороны долларовых расчетов и системы SWIFT, станет одним из ключевых направлений финансового сотрудничества между Китаем и Россией; создание системы финансового телеграфа, независимой от SWIFT; создание независимой от SWIFT системы кодирования финансовых сообщений; укрепление сотрудничества в области цифровой валюты, создание центров торговли и расчетов в цифровой валюте в приграничных районах Китая и России и т.д. Кроме того, Китай и Россия будут укреплять сотрудничество в области финансовых инноваций и цифровых финансовых правил [5].

4. Углубление всестороннего энергетического сотрудничества

Энергетическое сотрудничество является важной областью китайско-российского сотрудничества, и председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что "китайско-российское энергетическое сотрудничество является важным краеугольным камнем прагматичного сотрудничества между двумя странами и позитивной силой в поддержании глобальной энергетической безопасности". Импорт нефти Китаем из России увеличился с 24,44 млн тонн в 2013 году до 86,25 млн тонн в 2022 году и растет хорошими темпами. Две страны должны использовать эту возможность для углубления сотрудничества в энергетическом секторе и расширения пространства для энергетического сотрудничества. В будущем энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией должно в основном расшириться с базовых продуктов, таких как сырая нефть и природный газ, до более высокого уровня, и постепенно сформировать промышленную цепочку китайско-российского энергетического сотрудничества путем комплексного расширения с разведки и разработки месторождений нефти и газа, строительства нефте- и газопроводов в середине и переработки нефте- и газопродуктов в конце. Что касается энергетического сотрудничества между Китаем и Россией, то помимо традиционного сотрудничества в области нефти и газа, Китай и Россия должны укреплять сотрудничество в области зеленой энергетики, в которой Китай и Россия имеют свои преимущества. Россия уже определила водородную энергетику и атомную энергетику в качестве ключевых областей развития зеленой энергетики и подчеркнула роль атомной энергетики, водородной энергетики и гидроэнергетики в сокращении выбросов; Китай сделал солнечную энергию, фотоэлектрическую генерацию и другие области своими фокусами в развитии зеленой энергетики и имеет лучшую технологическую основу и промышленную базу. Китай имеет лучшую технологическую базу и промышленные преимущества в развитии зеленой энергетики, и будущее сотрудничество между двумя сторонами будет заключаться в продвижении энергетических технологий и оборудования, инноваций и исследований и разработок, возобновляемых источников энергии, водородной энергетики, хранения энергии и других областей для расширения сотрудничества, а также формирования зеленой энергетической цепочки. Кроме того, обе стороны будут укреплять сотрудничество в области двойного углерода [5].

5. укрепление сотрудничества в сфере торговли товарами

В настоящее время ведется строительство Китайско-российского международного центра торговли сельскохозяйственной продукцией, который после завершения строительства станет централизованным центром торговли сыпучими товарами пяти категорий: фруктами и овощами, мясом, зерном, водной продукцией и сельскохозяйственным сырьем. В будущем Китай и Россия будут теснее сотрудничать в сфере торговли сыпучими товарами. Китай и Россия открыли окно высокоскоростного развития рынка сыпучих товаров. Для каждой индустриальной страны развитие сыпучих товаров, таких как металлургия, удобрения, химическая продукция и минеральные ресурсы, является необходимым. С одной стороны, необходимо ускорить создание ряда международных рынков торговли сыпучими товарами и услуг, чтобы обеспечить предприятиям лучшую сервисную платформу для выхода и входа. С другой стороны, предприятия, участвующие в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве, должны воспользоваться возможностью углубления и расширения китайско-российского торгово-экономического сотрудничества, чтобы энергично содействовать улучшению количественного и качественного предложения на рынке и усилить защиту логистики сыпучих товаров. В то же время китайские предприятия должны в соответствии с национальной стратегией развития развернуть свой бизнес на Дальнем Востоке России, эффективно использовать присущие России преимущества богатых энергетических и минеральных ресурсов и как можно раньше начать торговлю сыпучими товарами на Дальнем Востоке [7].

6.Продвижение высококачественного сотрудничества в области технологий и инноваций

Технологическое и инновационное сотрудничество между Китаем и Россией в значительной степени дополняет друг друга, особенно в области технологий двойного назначения, в которых Россия имеет преимущества, например, передовые технологии в фундаментальных науках, аэрокосмической и других областях, занимающих передовые позиции в мире. Китай имеет сравнительные преимущества в сельскохозяйственной технике, электронном оборудовании, новой энергетике и транспортном оборудовании. С точки зрения будущих тенденций развития, первый шаг - укрепление сотрудничества в области технологий двойного назначения и расширение сфер сотрудничества; второй - укрепление сотрудничества в аэрокосмической и авиационной областях. Во-вторых, необходимо укреплять сотрудничество в аэрокосмической и авиационной сфере [5]. Две страны занимают передовые позиции в мире в области аэрокосмической и авиационной техники, поэтому они могут углублять сотрудничество, совместно осуществлять технологические инновации и возглавить развитие аэрокосмической и авиационной сферы; в-третьих, Китай и Россия должны укреплять сотрудничество в области научно-технических инноваций, полностью изучить потенциал сотрудничества, в полной мере использовать сильные стороны друг друга, расширять область сотрудничества, активно осуществлять технологические обмены и совместные исследования и разработки, формировать режим сотрудничества, в котором объединены колледжи и университеты, научно-исследовательские институты и предприятия. На основе сотрудничества в области технологических инноваций мы будем способствовать формированию новой схемы промышленного сотрудничества между двумя странами и построим промышленную цепочку и цепочку поставок для сотрудничества между Китаем и Россией. Четвертое - укрепление сотрудничества в области фундаментальных исследований, фундаментальной науки, энергетических технологий, наук о жизни и новых материалов [7].

7.Содействие повышению качества и модернизации промышленного сотрудничества

Промышленное сотрудничество между Китаем и Россией достигло большого прогресса, и существует хорошая основа для сотрудничества в области автомобилестроения, машиностроения, электроники, черной металлургии и т. д. В будущем Китай и Россия должны совместно сосредоточиться на промышленном сотрудничестве. В будущем Китай и Россия должны совместно сосредоточиться на ключевых моментах промышленного сотрудничества, во-первых, способствовать укреплению цепочки поставок и сотрудничества промышленных цепочек в области поставок сырья и комплектующих, а также повышению уровня экономического и торгового сотрудничества между двумя странами путем взаимной интеграции промышленных цепочек; во-вторых, Китай и Россия должны прилагать больше усилий для корректировки промышленной структуры в области промышленной продукции, постоянно повышать научно-техническое содержание сотрудничества, культивировать промышленные цепочки и цепочки поставок в китайско-российском сотрудничестве, чтобы способствовать модернизации промышленности. В-третьих, Китай и Россия должны расширять каналы бесперебойной связи в области технологий, стыковать технические стандарты, повышать технический уровень и продвигать промышленные цепочки с участием китайских и российских предприятий [3].

8.Модернизация сотрудничества в области сельского хозяйства

Хотя сотрудничество в области сельского хозяйства между Китаем и Россией началось довольно рано, сферы сотрудничества относительно узки и одновидовы, в основном сосредоточены на сельскохозяйственной и животноводческой продукции, такой как рапсовое масло, мясо птицы, говядина, соевые бобы, овес и льняное семя. В будущем, согласно подписанному Китаем и Россией "Плану развития сельского хозяйства Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России и Бекаэрского района", во-первых, Китай и Россия должны повысить уровень сельскохозяйственного сотрудничества путем дальнейшего расширения торговли сельскохозяйственной продукцией, укрепления сотрудничества в области переработки сои и сельскохозяйственной и побочной продукции, а также в области логистики и складского хозяйства, в частности, совместных инвестиционных проектов двух предприятий, чтобы продвинуть строительство промышленной цепи. Во-вторых, Китай и Россия должны и дальше укреплять сотрудничество в области сельскохозяйственной науки и техники и технические обмены, совместно создать Китайско-российский инновационный центр сотрудничества в области сельскохозяйственной науки и техники, проводить технологические разработки и исследования в области сельскохозяйственной продукции, совместно исследовать и разрабатывать новые высокоурожайные, безопасные и здоровые сорта сельскохозяйственной продукции в таких важных областях китайско-российского сотрудничества, как холодные культуры, лесные товарные культуры и холодное животноводство [7].

Предложения по углублению китайско-российского экономического и торгового сотрудничества:

В новой ситуации необходимо постоянно совершенствовать механизм китайско-российского экономического и торгового сотрудничества, создавать систему транспортной сети для китайско-российского экономического и торгового сотрудничества, формулировать систематические и оперативные пути реализации с точки зрения стратегического мышления, упрощения портов, построения промышленной цепочки, деловой среды и так далее.

1.Cоздание и совершенствование механизмов сотрудничества с Россией

Углубление существующего китайско-российского сотрудничества. С 1992 года Китай и Российская Федерация содействуют созданию механизмов сотрудничества для поддержания экономического и торгового взаимодействия между двумя странами. На основе регулярных встреч глав государств двух стран, которые служат стабилизации дружественных отношений между двумя странами, а также заявлений и деклараций, принятых в ходе этих встреч и определяющих конкретное содержание сотрудничества между двумя странами, Китай и Россия также создали механизмы экономического сотрудничества в ряде областей, в том числе в сфере культуры. Однако на практике некоторые из этих механизмов по разным причинам перестали функционировать. Поэтому в процессе углубления китайско-российского торгово-экономического сотрудничества необходимо, прежде всего, разобраться с существующими механизмами сотрудничества и придать им новое значение, чтобы они способствовали более глубокому и практичному продвижению китайско-российского торгово-экономического сотрудничества.

Создание механизмов тесного сотрудничества с местными органами власти. Укреплять механизм тесного сотрудничества с российскими органами местного самоуправления, углублять механизм совершенного сотрудничества между приграничными уездами и городами и российскими органами местного самоуправления. Например, город Хэйхэ и город Благовещенск создали механизм экономического и торгового сотрудничества, укрепили связь и координацию, разработали долгосрочные планы экономического и торгового сотрудничества, совместно решали проблемы межрегионального сотрудничества, с которыми сталкиваются "два берега одной реки", чтобы эффективно развивать всестороннее сотрудничество с городом Благовещенском.

Содействие сотрудничеству между приграничными деревнями и создание механизмов сотрудничества. Хотя Китай создал ряд механизмов сотрудничества между центральным правительством, местными провинциями и муниципалитетами и соответствующими российскими провинциями и муниципалитетами, в приграничных деревнях нет механизма сотрудничества, поэтому необходимо активно развивать сотрудничество в приграничных деревнях.

2.Создание транспортной сети для сотрудничества с Россией

Необходимым условием углубления китайско-российского торгово-экономического сотрудничества является дальнейшее укрепление строительства транспортной сети китайско-российского сотрудничества и постепенное формирование всеобъемлющей трехмерной системы водных, наземных, железнодорожных и воздушных транспортных средств.

Опираясь на завершение строительства и открытие китайско-российского моста Хэйлунцзян и железнодорожного моста Тунцзян, мы улучшим строительство объектов таможенного оформления в плацдармах обеих сторон, ускорим строительство китайско-российских международных транспортных коридоров "Биньхай 1" и "Биньхай 2" и других транспортных инфраструктур, совместно повысим эффективность таможенного оформления и расширим категории товаров, пересекающих мост. Это также ускорит строительство китайско-российских международных транспортных коридоров "Биньхай-1" и "Биньхай-2" и других транспортных инфраструктур, совместно повысит эффективность таможенного оформления, расширит категории перевозимых товаров и создаст крупный китайско-российский трансграничный автомобильный и железнодорожный транспортный коридор, Цзямусы и другие китайско-российские воздушные порты, активно стремиться к строительству международных воздушных портов, изучить возможность создания проавиационной экономической зоны, чтобы превратить ее в китайско-российский трансграничный авиационный коридор.

3.Всесторонне обновить китайско-российскую модель таможенного оформления

Ускорить реформу системы упрощения таможенного оформления и активно изучать новую модель таможенного оформления "две страны – одна инспекция" между Китаем и Россией. Изучить возможность выделения Китаем и Россией специальных зон по обеим сторонам соответствующих автомобильных переходов и организации удобных проходов через них без открытия существующих проволочных заграждений. В то же время будут упрощены процедуры проверки въезда и выезда физических лиц из обеих стран, чтобы облегчить деятельность экономического и торгового персонала из обеих стран в области делового сотрудничества, торговых переговоров, туристического взаимодействия, культурных обменов и т. д., а сотрудники обеих сторон будут совместно выполнять работу, связанную с проверкой въездных и выездных удостоверений персонала, и реализовывать "сотрудничество в области проверки и выпуска в одно время". Использование Интернета вещей, облачных вычислений, "Интернет + таможня" и других новых технологий для повышения уровня содействия торговле, полного завершения "Единого окна", содействия реформе строительства таможенного оформления, а также для содействия реализации департаментами управления порта "обмена информацией, взаимного признания надзора, взаимной помощи в правоохранительной деятельности", Взаимное признание надзора и взаимная помощь в обеспечении правопорядка" со стороны департаментов управления портами. Оптимизация методов и политики управления импортной и экспортной торговлей товарами, динамичная оптимизация политики налогообложения импорта, корректировка списка товаров, защищенных и освобожденных от пошлин [5]. Регулирование бизнес-услуг и сборов в секторе импорта и экспорта, совершенствование таможенного оформления внешнеторговых предприятий, предоставление предприятиям услуг "одного окна", таких как таможенное оформление, инспекция, складирование, экспедирование, валютные расчеты, налоговые льготы, страхование кредитов и финансирование.

4.Развивать основное направление торгово-экономического сотрудничества и содействовать созданию специальных отраслей

В соответствии с потребностями китайско-российского торгово-экономического сотрудничества мы будем целенаправленно внедрять субъекты предпринимательства и активизировать усилия по их развитию и расширению. Активно создавать условия для инновационного развития перерабатывающей торговли, содействовать глубокой интеграции и развитию "Интернет + перерабатывающая торговля" и строить цепочку перерабатывающей промышленности на суше; направлять предприятия перерабатывающей торговли на стыковку с отечественными крупными предприятиями торговли и обращения и платформами электронной коммерции и строить цепочку перерабатывающей промышленности трансграничной электронной коммерции между Китаем и Россией; творчески строить пилотный проект перерабатывающей промышленности на суше для приграничной торговли; развивать высокотехнологичную переработку для отечественных и зарубежных средних и высокотехнологичных отраслей. Также будет создана трансграничная промышленная цепочка китайско-российской электронной коммерции; инновационное строительство пилотного проекта по обработке на месте приграничной взаимной торговли; развитие глубокой переработки импортной сельскохозяйственной и побочной продукции для внутреннего и зарубежного рынков среднего и высокого класса; создание китайско-российской промышленной цепочки сельскохозяйственной и побочной продукции. Расширить сотрудничество в области ресурсов и энергетики и создать на месте китайско-российскую промышленную цепочку по переработке энергии и ресурсов.

5.Расширение доступа к иностранным инвестициям и выход на международный рынок

Использовать преимущества открытости России для точного продвижения инвестиций. Мы будем совершенствовать систему управления иностранными инвестициями, активно изучать и копировать успешный опыт пилотных зон свободной торговли, полностью внедрять систему управления национальным режимом до въезда плюс негативный список для иностранных инвестиций; проекты (предприятия) с иностранными инвестициями, не включенные в негативный список, будут получать простой доступ через учет, а принцип "если не запрещено, то въезжай" будет строго соблюдаться. Также предпринимаются усилия по обеспечению того, чтобы предприятия с иностранными инвестициями пользовались национальным режимом после въезда, и созданию единой, открытой, конкурентной и упорядоченной рыночной среды. В соответствии с фактическим положением китайских провинций и регионов в России реализовывать стратегию точного продвижения инвестиций, ускорить внедрение проектов с высокой промышленной корреляцией и высоким рыночным потенциалом с приграничными районами Китая, особенно головных предприятий, и содействовать построению промышленных цепочек.

Поощрять китайские предприятия к инвестированию в Россию и создавать зоны экономического и торгового сотрудничества за рубежом, чтобы сформировать связь с внутренним развитием; создать модельную платформу для услуг по зарубежным инвестициям, предоставлять услуги "одного окна" для выездных инвестиций предприятий, активно заключать соглашения о сотрудничестве с международными посредническими организациями, такими как проектные консультации, оценка активов, кредитный рейтинг и юридические услуги, чтобы предоставлять предприятиям региона лучшие услуги в области защиты прав и интересов, продвижения инвестиций, раннего предупреждения рисков и т.д. Гарантия обслуживания. Инновация новых механизмов сотрудничества с зарубежными парками, использование опыта китайско-сингапурского индустриального парка Сучжоу, китайско-сингапурского экогорода Тяньцзинь и китайско-малайзийского индустриального парка Циньчжоу, а также на основе спроса на сотрудничество производственных мощностей в приграничных районах Китая и России, активное изучение новых способов зарубежного промышленного сотрудничества с Россией и странами "Пояса и пути" с целью формирования интегрированной промышленной цепочки и кластеров, а также содействия передаче и совместной модернизации отраслей. Она будет формировать интегрированные промышленные цепочки и кластеры, способствовать передаче и совместной модернизации производств.

ВЫВОДЫ

В условиях современного глобализированного мира, где экономические отношения играют ключевую роль в международной политике, углубление торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией является стратегическим приоритетом для обеих стран. Новые вызовы и возможности, представленные глобальными экономическими тенденциями, требуют от обеих сторон активного поиска и реализации инновационных подходов к развитию и укреплению взаимовыгодного партнерства. В данной статье были представлены предложения по углублению китайско-российского торгово-экономического сотрудничества в новых условиях, основанные на комплексном анализе современной ситуации и опыте других стран.

Первым ключевым выводом является необходимость диверсификации товарных и сервисных потоков между Китаем и Россией. Развитие новых видов товаров и услуг, а также расширение спектра торговых операций, позволит обеим странам снизить риски, связанные с зависимостью от отдельных секторов экономики, и создать более устойчивые и разнообразные отношения.

Вторым важным аспектом является стимулирование инвестиционной активности между Китаем и Россией. Развитие прямых инвестиций в области инфраструктуры, энергетики, высоких технологий и других приоритетных секторов позволит обеим странам получить доступ к новым рынкам и технологиям, а также укрепить экономическую взаимозависимость.

Третьим важным шагом является содействие технологическому обмену и инновационному сотрудничеству между Китаем и Россией. Обмен опытом, передовыми технологиями и инновационными решениями способствует повышению конкурентоспособности обеих экономик, а также созданию новых возможностей для развития экономики на основе знаний и интеллектуального капитала.

Четвертый вывод заключается в необходимости совершенствования правовой базы и инструментов регулирования китайско-российского экономического сотрудничества. Разработка и реализация современных правовых норм и механизмов защиты инвестиций и интеллектуальной собственности способствует созданию благоприятной инвестиционной и предпринимательской среды.

В целом, предложения по углублению китайско-российского торгово-экономического сотрудничества в новых условиях представляют собой комплексный подход к развитию взаимовыгодного партнерства на основе инноваций, диверсификации и совершенствования институциональной базы. Реализация этих предложений требует совместных усилий и активного взаимодействия со стороны обеих стран, но может привести к созданию более устойчивых, динамичных и взаимовыгодных отношений, способствующих процветанию и развитию не только Китая и России, но и всего региона.


References:

Abramkina M.S. (2018). Politicheskie riski kitayskogo proekta «Odin poyas, odin put» [The political risks of the chinese project "one belt, one way"]. Journal of International Economic Affairs. (3). 437-444. (in Russian).

Bolaev A.V. (2023). Perspektivy razvitiya rossiysko-kitayskikh investitsionnyh otnosheniy v ramkakh proekta «Odin poyas i odin put» [Prospects for the development of russian-chinese investment relations within the framework of the one belt one road project]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1867-1880. (in Russian).

Chzhan Litszyuan, Ponomarenko T.V., Syuy Khanyue (2022). Transformatsiya kitayskikh ugolnyh kompaniy v sootvetstvii s kontseptsiey ESG-trebovaniy ustoychivogo razvitiya [Transformation of chinese coal companies according to the esg concept of sustainability requirements]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. (3). 243-254. (in Russian).

Chzhan Syaosyue, Yao Yao (2021). Problemy logisticheskikh kanalov kitaysko-rossiyskoy prigranichnoy torgovli i analiz kontrmer dlya ikh resheniya v kontekste proekta [Problems of logistics channels of sino-russian border trade and analysis of countermeasures for their solution in the context of the one belt, one road project]. Creative economy. (2). 573-590. (in Russian).

Chzhao Kay (2021). Resursnyy podkhod k upravleniyu vysokotekhnologichnymi predpriyatiyami mashinostroeniya Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Resource approach to the management of high-tech mechanical engineering enterprises in the people\'s republic of China]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1119-1134. (in Russian).

Chzhay Litsyan, Chan Chunlyan, Yao Lyan (2021). Empiricheskoe issledovanie faktorov, vliyayushchikh na dvoynuyu marzhu eksporta kitayskoy kulturnoy produktsii v ramkakh initsiativy «Odin poyas i odin put» [An empirical study of factors affecting double margin of the Chinese cultural production exports in the framework of the One Belt One Road initiative]. Journal of International Economic Affairs. (1). (in Russian).

Ganenko I. (2019). Terra inkognita dlya rossiyskogo agroeksporta. Kakovy perspektivy vyvoza prodovolstviya v Kitay [Terra incognita for Russian agroexport. What are the prospects for exporting food to China]. Agroinvestor. (5). (in Russian).

Gao F. (2015). Tendentsii i osnovnye problemy razvitiya chelovecheskikh resursov v Kitayskoy Narodnoy Respublike na sovremennom etape razvitiya obshchestva i ekonomiki [The tendencies and major challenges of human resources development in the people\'s republic of China at the modern stage of society and economy development]. Creative economy. (12). 1657-1672. (in Russian).

Ivanus A.I. (2021). O modelirovanii dinamiki evolyutsionnogo razvitiya vysokonauchnyh tekhnologiy na primere Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Modeling the dynamics of the evolutionary development of science-intensive technologies on the example of China]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. (1). 9-20. (in Russian).

Kalinin V.A., Troshin A.A., Balashov V.V. (2017). Ekonomicheskie interesy kitayskogo biznesa v Laose: novye tendentsii 2000–2010-kh gg [China\'\'s economic interests of business in Laos: new trends 2000-2010]. Journal of International Economic Affairs. (3). 295-304. (in Russian).

Kefen Yu., Nedospasova O.P. (2022). Izmeneniya v ekonomicheskikh resheniyakh kitayskikh domokhozyaystv, obuslovlennye razvitiem tsifrovoy ekonomiki [Changes in the economic decisions of Chinese households driven by the digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). (in Russian).

Khazanov A.M., Dzhavadov T.E. (2018). Alternativy rossiysko-kitayskomu partnerstvu v Arktike [Alternatives to the Russian-Chinese partnership in the Arctic]. Journal of International Economic Affairs. (3). (in Russian).

Komissarov A.A. (2021). Razvitie tamozhennogo sotrudnichestva Rossiyskoy Federatsii i Kitayskoy Narodnoy Respubliki na osnove modeli strategicheskogo razvitiya dvustoronnego torgovogo sotrudnichestva [Development of customs cooperation between the Russian Federation and the people\'s republic of China based on the model of strategic development of bilateral trade cooperation]. Journal of International Economic Affairs. (2). 303-318. (in Russian).

Kostin K.B., Kostina P.G., Fridman A.R. (2023). Razvitie mezhdunarodnogo tekhnologicheskogo obmena mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Kitayskoy Narodnoy Respublikoy [Development of international technology exchange between the Russian Federation and the people\'s republic of China]. Journal of International Economic Affairs. (2). 333-354. (in Russian).

Krapchina L.N., Mishina N.A., Vlazneva S.A. (2020). Globalnyy ekonomicheskiy krizis kak vyzov i novye vozmozhnosti dlya kitayskoy ekonomiki [The global economic crisis as a challenge and new opportunities for the chinese economy]. Journal of International Economic Affairs. (2). 307-318. (in Russian).

Krutikov V.K., Kosogorova L.A., Yakunina M.V., Sharov S.V., Yakunina V.A. (2023). Klasternyy podkhod v realizatsii regionalnyh rossiysko-kitayskikh proektov [The cluster approach in regional russian-chinese projects]. Creative economy. (8). 3025-3038. (in Russian).

Kuchinskaya T.N. (2018). Retsenziya na monografiyu Chzhou Yuy, N.A. Abramovoy «Praktiki razvitiya sotsiokulturnogo prostranstva kitayskogo prigranichya v usloviyakh mezhkulturnogo vzaimodeystviya» [Review on the monograph “Development practice of sociocultural space at the Chinese border under the intercultural exchange” by Yu Zhou, Natalia Abramova (Moscow, 2016)]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. (2). 95-98. (in Russian).

Magomadov I.A. (2019). Kitayskiy vektor v Skandinavii kak novaya forma alternativy partnerstva RF i KNR v Arktike v 2010-2020-kh gg [Chinese vector in scandinavia as a new form of alternative partnership between Russia and China in the Arctic in 2010-2020]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 159-166. (in Russian).

Maksimtsev I.A., Kostin K.B., Onufrieva O.A., Sitov I.P., Kuznetsov A.S. (2024). Perspektivy razvitiya otechestvennogo avtoproma v usloviyakh ekspansii kitayskogo kapitala [Prospects for the development of the domestic automotive industry amidst the expansion of chinese capital]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 271-290. (in Russian).

Molchanova S.M., Drozdova A.P. (2019). Nauchno-tekhnicheskoe liderstvo kitayskogo iskusstvennogo intellekta: mif ili realnost? [Scientific and technical leadership of the chinese artificial intelligence: myth or reality?]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2471-2486. (in Russian).

Rakhimov A.R., Rozhko O.N. (2024). Avtorskiy proekt informatsionnoy integratsii uchastnikov mezhdunarodnyh tsepey postavok i avtogruzoperevozchikov v strukture mezhdunarodnogo transportnogo koridora «Evropa – Zapadnyy Kitay» [The authors\' project of information integration of participants in international supply chains and cargo carriers in the Europe-Western Shina international transport corridor]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 717-730. (in Russian).

Rau I., Simonyan G. A. (2019). Kitay — Rossiya: otnosheniya razvivayushchegosya strategicheskogo sotrudnichestva [China - russia: relations of deloveping strategic cooperation]. Modern scientific thought. (2). 215-224. (in Russian).

Savinskiy S.P. (2019). Ekologo-ekonomicheskoe regulirovanie v Kitayskoy Narodnoy Respublike [Ecological and economic regulation in the People\\\'s Republic of China]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 785-796. (in Russian).

Shi Kh., Ma Kh. (2020). Kitay v tsifrovoy epokhe: perspektivy i vyzovy dlya mirovoy ekonomiki [China in the digital age: prospects and challenges for the global economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). (in Russian).

Sidorov V.P., Ivanov D.S. (2018). Uchastie Rossii v realizatsii proekta «Odin poyas, odin put»: vozmozhnosti i vyzovy [Russia's participation in the implementation of the One Belt, One Road project: opportunities and challenges]. Vneshnyaya torgovlya. (3). (in Russian).

Taysaeva D. V. (2019). Torgovo-ekonomicheskie otnosheniya Rossii i Kitaya [Trade and economic relations between Russia and China] Young Science 2019. 67-69. (in Russian).

Tretiakov V.V. (2018). Natsionalnyy proekt Tsifrovaya ekonomika Rossii [National Project Digital Economy of Russia]. Public administration issues. (2). (in Russian).

Tsao Yu., Chzhan D. (2021). Aspekty vneshnepoliticheskikh otnosheniy mezhdu Rossiey i Kitaem [Aspects of foreign policy relations between Russia and China]. Teorii i problemy politicheskikh issledovaniy. (3-1). 70-76. (in Russian).

Tsygankova I.V., Khuan In (2022). Kachestvo trudovoy zhizni zhenshchin v Kitayskoy Narodnoy Respublike: faktory vliyaniya i napravleniya povysheniya [Quality of women\'s working life in China: factors of influence and directions of improvement]. Russian Journal of Labor Economics. (12). 2033-2048. (in Russian).

Tsygankova I.V., Khuan In (2022). Korporativnaya kultura kak faktor formirovaniya kachestva trudovoy zhizni rabotnikov rossiyskikh i kitayskikh organizatsiy [Corporate culture as a factor in shaping the quality of work life of employees in russian and chinese organizations]. Russian Journal of Labor Economics. (4). 841-856. (in Russian).

Tuniki P.L. (2020). Tamozhennaya politika Rossii i ee vozdeystvie na vneshnetorgovye otnosheniya s Kitaem [Russia's customs policy and its impact on foreign trade relations with China]. Vneshneekonomicheskie svyazi. (8). (in Russian).

Usmanov R.K. (2019). Integratsionnye protsessy v Azii: tendentsii i perspektivy [Integration processes in Asia: trends and prospects]. “Economic Policy” Journal. (4). (in Russian).

Yao Yao, Chzhan Yan (2020). Sderzhivayushchie faktory kitaysko-rossiyskoy transgranichnoy elektronnoy torgovli [Dampers of the sino-russian cross-border e-commerce]. Creative economy. (8). 1725-1736. (in Russian).

Yuy Khaylin, Shkvarya L.V. (2021). Issledovanie sovmestnogo rossiysko-kitayskogo stroitelstva «Ledyanogo shelkovogo puti» [Research of the joint Russian-Chinese construction of the Ice Silk Road]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2017). Kitayskie ekonomicheskie interesy v SShA na primere Montany 1860-1900-kh i 2000-2010-kh gg [Chinese economic interests in the USA by the example of Montana of 1860-1900\'\'s and 2000-2010-ies]. Journal of International Economic Affairs. (1). 47-54. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2018). Kitayskiy vzglyad na usilenie Yaponii v Tsentralnoy Azii v kontse 2010-kh – nachale 2020-kh gg.: novye aktsenty i podkhody [The chinese view on the strengthening of Japan in Central Asia in the late 2010s - early 2020s: a new focus and approach]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. (4). 161-168. (in Russian).

Zakharev Ya.O. (2021). Skandal s nekachestvennoy kitayskoy vaktsinoy nabiraet oboroty: budet li otkryt rynok Turkmenistana dlya rossiyskikh vaktsin? [The scandal with a low-quality chinese vaccine is gaining momentum: will the market of Turkmenistan be opened for russian vaccines?]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. (2). 153-160. (in Russian).

Страница обновлена: 04.04.2025 в 17:55:01