Digital transformation as a condition for business survival and development: modern models and industry characteristics

Buletova N.E.1, Zolotyko T.A.1, Kleytman E.V.1
1 МИРЭА - Российский технологический университет

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 2 (April-June 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67903432

Abstract:
The achieved level of digitalization of certain sectors of the national economy or government activity indicates the effectiveness of the entire cycle of creation and implementation of digital technology in the production process with the expected economic effects. There are sharp disparities in the level of economic development in different regions of the country and persistent digital inequality. All this is determined not only by the different levels of socio-economic development and the structure of the economies of the constituent entities of the Russian Federation, but also by the intensification of such a social phenomenon as the Matthew effect. The essence of this effect is as follows. For those regions or consumers of digital services who were initially deprived of privileges (did not get into the pilot projects of the state for the introduction of smart city technology, could not attract the necessary investments to finance high-risk R&D for their scientific organizations, etc.), over time, the lost opportunities in digitalization only increase. In the article, the authors presented the results of a study of a separate sample of regions with a high level of specialization in industries most associated with the development of digitalization and the implementation of government digital transformation projects. The main conclusions should include the presence of significant differences in the level of economic development of these regions, in low labor productivity to industries with high levels of employment and low levels of digitalization due to the prevailing digital inequality and lack of investments, qualified personnel, and lack of access to necessary digital technology at the level of individual firms. The system of strategic projects for the digital transformation of sectors of the Russian economy that has developed in 2021-2024 indicates strong differences in the potential of digital transformation of different industries, taking into account the level of digitalization achieved by the current time.

Keywords: economic sector digitalization, digital transformation strategy, industry-specific digital transformation project

JEL-classification: O31, O32, O33, M21



Введение

Актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения эффективности реализуемой государственной политики по цифровой трансформации отраслей национальной экономики в условиях «информационной бедности» и цифрового неравенства по территориальному и социальному признакам. Реализуемая в России федеральная программа «Цифровая экономика» находит продолжение в ряде сопутствующих проектах и программах, принимаемых на уровне Правительства РФ или отдельных министерств РФ. Если цифровая экономика - это очередной этап развития информационного общества, соответствующий пятому и шестому технологическим укладам, то следующим этапом будет появление когнитивной экономики в условиях седьмого технологического уклада с доминированием одной ключевой цифровой технологией – искусственным интеллектом, а именно большими генеративными моделями (GenAI), способными интерпретировать данные и создавать мультимодальные данные (тексты, изображения, видеоматериалы и тому подобное) на уровне, сопоставимом с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящем их.

Большое количество современных исследований как российских, так и зарубежных авторов посвящены определению национальных и отраслевых особенностей цифровизации: Swargiary K. [10] определяет корреляция между цифровой трансформацией и ростом ВВП Индии на примере анализа выборки предприятий разных отраслей экономики страны, в работе индонезийских авторов Gusti Ayu Ketut Rencana Sari Dewi & co-authors [9] также в контексте экономических преобразований Индонезии определяется роль цифровой трансформации при условии развития «зеленого» интеллектуального капитала и высшего образования. Отдельные отраслевые характеристики цифровизации на примере нефтегазовой отрасли и строительства также свидетельствуют о последовательном использовании и внедрении новых бизнес-моделей с помощью цифровых технологий: Азиева Р.Х. [1, с.3226-3238] представляет результат совершенствования подхода к оценке целесообразности инвестиций в разработку и внедрение цифровых технологий в нефтегазовой отрасли, Король С.П., Король Р.А. [5, с.4056-4064] обосновали методологический подход к созданию и наполнению содержанием платформы цифровизации строительных организационно-технологических проектов, Лукашевич А.А. [6, с.757-764] сформировал обоснование цифровой трансформации участников национального топливно-энергетического комплекса в условиях IT-импортозамещения. С учетом наблюдаемых тенденций в диспропорциях в достигнутых и ожидаемых результатах цифровизации отраслей экономики и спектра проблем цифровой экономики возрастает необходимость в определении причин и направлений сложившего цифрового неравенства и ограниченных возможностей предприятий разных отраслей в преодолении своей технологической отсталости и никой производительности труда.

Это определило цель исследования – на основе выявленной отраслевой специализации регионов РФ определить пробелы и потенциал их цифровой трансформации с учетом типа экономической системы и приоритетов государственной экономической политики.

Научная новизна исследования состоит в полученных результатах исследования отраслевой специализации выборки субъектов РФ в корреляции с их производительностью труда, приоритетами цифровой трансформации и централизованном государственном подходе к управлению этими процессами на уровне региональных экономик с целью минимизировать цифровое неравенство и «информационную бедность».

Авторская гипотеза заключается в утверждении, что чем больших усилий принимается со стороны государства по решению вопросов развития цифровой экономики, тем сильнее будет проявляться эффект Матфея в силу недостаточности государственных усилий для преодоления системных проблем экономической эффективности ряда традиционных отраслей с материальным производством (сельское хозяйство, строительство).

Методология исследования включает использование таких приемов и методов исследования, как, накопление, обобщение и формализация накопленных теоретических и эмпирических данных, сравнения и моделирования процессов и действий объектов исследования по выборке регионов, статистические методы коэффициентного анализа, сопоставления и графического анализа.

Особенности отраслевого деления национальной и региональной экономических систем

Отрасли как объекты внедрения цифровых технологий и реализации моделей цифровой трансформации определяются как совокупность предприятий, производящих близкие продукты и использующих при их производстве близкие ресурсы и технологии.

Рисунок 1. Распределение основных разделов ОКВЭД по основным отраслям экономики

Источник: составлено авторами по ОКВЭД.

Для обоснования отнесения тех или иных фирм к отраслям национальной экономики применяются:

- показатель специализации, отражающий долю объема продаж исследуемого товара в общем объеме продаж всех предприятий, отнесенных к исследуемому отраслевому рынку;

- показатель охвата, отражающий долю объема продаж всех предприятий, отнесенных к исследуемому отраслевому рынку, в общем объеме продаж исследуемого товара.

На примере коэффициента локализации (kloc), позволяющего определить специализацию того или иного региона в производстве той или иной продукции (а значит отраслевую специализацию внутри страны) представим результат его расчета по субъектам РФ.

По данным о численности занятого населения по видам экономической деятельности Разделы А-J ОКВЭД, и в целом по РФ были подсчитаны значения коэффициента локализации [2] по формуле:

где – количество занятых в отдельной отрасли региона;

Зр – количество занятых в регионе;

– количество занятых в отдельной отрасли на территории страны;

Зс – количество занятых в стране

Полученные результаты представлены в таблице 1. Можно видеть состав регионов с максимальными значениями коэффициента локализации по каждому федеральному округу и по каждому из анализируемых разделов ОКВЭД. Состав федеральных округов включает: Центральный федеральный округ (ЦФО), Север-Западный федеральный округ (СЗФО), Южный федеральный округ (ЮФО), Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), Приволжский федеральный округ (ПФО), Уральский федеральный округ (УФО), Сибирский федеральный округ (СФО) и Дальневосточный федеральный округ (ДВФО).

Таблица 1. Результаты расчета по численности занятых в отраслях в регионах и по территории страны в целом

ОКВЭД
ЦФО
СЗФО
ЮФО
СКФО
ПФО
УФО
СФО
ДВФО
Раздел А
Тамбовская обл.
kloc=3,3
Псковская обл.
kloc=1,65
Краснодарский край kloc=1,96
Респ. Дагестан
kloc=3,37
Респ. Мордовия
kloc=2,95
Курганская обл.
kloc=1,41
Респ. Алтай
kloc=2,5
Камчатский край
kloc=1,5
Раздел В
Белгородская обл.
kloc=2,12
Ненецкий АО
kloc=16,5
Республика Крым
kloc=1,94
-
Оренбургская обл.
kloc=2,08
Ханты-Мансийский АО
kloc=13,52
Кемеровская обл.
kloc=5,82
Чукотский АО
kloc=10,3
Раздел С
Владимирская обл.
kloc=1,7
Новгородская обл.
kloc=1,5
Ростовская обл.
kloc=1,05
-
Ульяновская обл.
kloc=1,4
Челябинская обл.
kloc=1,56
Омская обл.
kloc=1,03
-
Раздел D
Смоленская область
kloc=1,8
Ненецкий АО
kloc=2,93
-
Карач.-Черкесс. Респ.
kloc=1,06
Саратовская обл.
kloc=1,3
Ямало-Ненецкий АО
kloc=2,04
Кемеровская обл.
kloc=1,5
Чукотский АО
kloc=5,6
Раздел E
Белгородская обл.
kloc=1,44
Новгородская обл.
kloc=1,99
Респ.Адыгея
kloc=1,07
Ставропольский край
kloc=1,3
Респ. Марий Эл
kloc=1,35
Челябинская обл.
kloc=1,04
Кемеровская обл.
kloc=1,1
Камчатский край
kloc=1,33
Раздел F
Москва
kloc=1,36
Ленинградская обл.
kloc=1,3
Краснодарский край kloc=1,62
Чеченская Респ.
kloc=1,5
Респ.Татарстан
kloc=1,16
Ямало-Ненецкий АО
kloc=1,72
-
Амурская обл.
kloc=1,68
Раздел G
Москва
kloc=1,2
Калининградская обл.
kloc=1,05
Краснодарский край kloc=4,2
Ставропольский край
kloc=1,14
Нижегородская обл.
kloc=1,06
-
Новосибирская обл.
kloc=1,1
Респ. Бурятия
kloc=1,2
Раздел H
Смоленская обл.
kloc=1,28
Ненецкий АО
kloc=1,38
Краснодарский край kloc=1,8
-
Самарская обл.
kloc=1,33
Ямало-Ненецкий АО
kloc=1,63
Кемеровская обл.
kloc=1,15
Забайкальский край
kloc=1,54
Раздел I
Калужская обл.
kloc=1,2
г. Санкт-Петербург
kloc=1,38
-
Респ.Северная Осетия – Алания
kloc=1,26
-
Тюменская область без АО
kloc=1,26
Томская обл.
kloc=1,36
Приморский край
kloc=1,12
Раздел J
г. Москва
kloc=2,04
г. Санкт-Петербург
kloc=1,65
-
-
Ульяновская обл.
kloc=1,29
-
Новосибирская обл.
kloc=1,32
-
Источник: составлено авторами по данным [7].

Отраслевой рынок определяется как совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке.

Если рынок объединяется удовлетворяемой потребностью, то отрасль – характером используемых технологий.

Состояние экономических систем регионов со специализацией в отдельных отраслях

Учитывая, что главным основанием для внедрения цифровых технологий является получение устойчивых конкурентных преимуществ и получение нового резерва для роста производительности труда, на рис.2 представим результаты расчета производительности труда по анализируемым разделам ОКВЭД за 2022 год.

Рисунок 2. Результаты расчета производительности труда по разделам ОКВЭД в экономике России за 2022 год по данным [7]

Для большей детализации состояния приоритетных отраслей выборки регионов в таблице 2 представлены результаты определения типа экономической системы регионов (по модели Кларка-Фишера) в градации от аграрного типа (когда большая часть валовой добавленной стоимости (ВДС) в экономике региона производится в Разделе А по сравнению с промышленным производством, и сфера услуг меньше по получаемым экономическим результатам объемов материального производства) до индустриально-сервисного типа, характерного для большинства экономически развитых стран, для которых ВДС в индустрии в разы больше ВДС в аграрном секторе экономики, а ВДС в сфере услуг также значительно превышает ВДС в материальном производстве). Формулы расчета k1 и k2 представлены далее [4]:

где DA – ВДС по Разделу А ОКВЭД;

DI – ВДС по сумме Разделов В, С, D и Е ОКВЭД;

DS – ВДС по сумме Разделов G-Т ОКВЭД;

DG – определяется путем вычитания из 100% ВДС региона величины DS.

Таблица 2. Результаты определения типа экономической системы для анализируемой выборки регионов РФ

ОКВЭД
Регион с максимальным значением kloc
Тип экономической системы субъекта РФ (по Кларку-Фишеру)
k1 > 1
k2 > 1
Тип экономической системы
Раздел А
Респ. Дагестан (СКФО)
0,50
1,40
Аграрно-сервисный
Раздел В
Ненецкий АО (СЗФО)
220,8
0,17
Индустриальный
Раздел С
Владимирская обл.(ЦФО)
10,6
1,12
Индустриально-сервисный
Раздел D
Чукотский АО (ДВФО)
13,5
0,61
Индустриальный
Раздел E
Новгородская обл.(СЗФО)
8,52
0,77
Индустриальный
Раздел F
Ямало-Ненецкий АО (УФО)
541,8
0,18
Индустриальный
Раздел G
Краснодарский край (ЮФО)
1,12
2,58
Индустриально-сервисный
Раздел H
Ямало-Ненецкий АО (УФО)
541,8
0,18
Индустриальный
Раздел I
г. Санкт-Петербург (СЗФО)
215
3,83
Индустриально-сервисный
Раздел J
г. Москва (ЦФО)
247,9
3,78
Индустриально-сервисный
Источник: составлено авторами.

В таблице 3 представлены результаты расчета производительности труда в ключевой отрасли по специализации экономики анализируемых регионов и в экономике этих регионов в целом.

Таблица 3 Результаты сравнения производительности труда в специализируемой отрасли и в экономике региона в целом

ОКВЭД
Регион с максимальным значением kl
Соотношение производительности труда в специализируемой отрасли и в экономике региона

Раздел А
Респ. Дагестан (СКФО)
Производительность труда (W) в Разделе А (514,9 тыс. руб. на одного занятого) ниже W по всей ВДС региона (588,9 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел В
Ненецкий АО (СЗФО)
Производительность труда (W) в Разделе В (26158 тыс. руб. на одного занятого) в 3,4 раза больше W по всей ВДС региона (7780 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел С
Владимирская обл.(ЦФО)
Производительность труда (W) в Разделе С (1052 тыс. руб. на одного занятого) в 1,4 раза больше W по всей ВДС региона (765 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел D
Чукотский АО (ДВФО)
Производительность труда (W) в Разделе D (2208 тыс. руб. на одного занятого) ниже W по всей ВДС региона (2420 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел E
Новгородская обл.(СЗФО)
Производительность труда (W) в Разделе E (417,3 тыс. руб. на одного занятого) в 2,4 раза меньше W по всей ВДС региона (996 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел F
Ямало-Ненецкий АО (УФО)
Производительность труда (W) в Разделе F (7171 тыс. руб. на одного занятого) на 10% больше W по всей ВДС региона (6527,5 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел G
Краснодарский край (ЮФО)
Производительность труда (W) в Разделе С (1052 тыс. руб. на одного занятого) в 1,4 раза больше W по всей ВДС региона (765 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел H
Ямало-Ненецкий АО (УФО)
Производительность труда (W) в Разделе H (2360 тыс. руб. на одного занятого) в 2,8 раза меньше W по всей ВДС региона (6527,5 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел I
г. Санкт-Петербург (СЗФО)
Производительность труда (W) в Разделе I (476 тыс. руб. на одного занятого) в 3,3 раза меньше W по всей ВДС региона (1583 тыс. руб. на одного занятого)
Раздел J
г. Москва (ЦФО)
Производительность труда (W) в Разделе J (3775,5 тыс. руб. на одного занятого) в 1,8 раза больше W по всей ВДС региона (2065 тыс. руб. на одного занятого)
Источник: составлено авторами по данным [7].

Можно видеть, что в ряде регионов наблюдается парадоксальная ситуация – численность занятого населения в этих отраслях наиболее высокая и превышает в разы средний показатель по стране, тогда как производительность труда в разы ниже, чем в среднем по экономике региона – это можно определять либо отсутствием альтернативных рабочих мест и монопольным положением основных работодателей в этих отраслях в регионах, либо недостаточным уровнем автоматизации и цифровизации экономической деятельности в этих отраслях, что повышает роль государственных инициатив на уровне крупных стратегических проектов по цифровой трансформации ключевых отраслей национальной экономики, гибкой государственной политики по поддержке и развитию импортозамещения в IT-сфере и высокотехнологичной обрабатывающем производстве.

Отраслевая специфика цифровой трансформации экономики России

Если ознакомиться с результатами ВШЭ по расчету индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы по состоянию на 2021 год, состоящего из пяти субиндексов (затраты на внедрение и использование цифровых технологий, цифровые навыки персонала, использование цифровых технологий, кибербезопасность и цифровизация бизнес-процессов), то можно отметить лидирующие позиции отдельных отраслей, относящихся к сектору услуг, в том числе оптовая и розничная торговля, а также обрабатывающая промышленность России. В конце полученного рейтинга отраслей по итогам расчета данного индекса оказались сельское хозяйство и строительство с водоснабжением, водоотведение и утилизацией отходов.

В результате анализируемые нами разделы ОКВЭД по этому рейтингу индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы ВШЭ распределились следующим образом (таблица 4). Стоит отметить, что на примере субиндекса «затраты на внедрение и использование цифровых технологий» более 60% этих затрат по данным 2022 года были осуществлены в г. Москва, что в том числе позволяет обосновать максимальное значение данного субиндекса по Разделу J.

Таблица 4. Результаты распределения отраслей по рейтингу индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы ВШЭ

ОКВЭД
Место в рейтинге Индекса цифровизации отраслей и социальной сферы
Комментарий
Раздел А
16 место у Аграрного сектора
Включается в Анти-Топ-3 наравне со Строительством, получив самые низкие показатели субиндексов среди всех анализируемых отраслей
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны
Раздел В
12 место у Добычи полезных ископаемых
Несмотря на самый высокий показатель производительности труда
Можно говорить о уже высоком уровне цифровизации, достигнутом ранее
Раздел С
6 место у Обрабатывающего производства
Определен потенциал цифровой трансформации обрабатывающего производства в целях достижения технологического суверенитета национальной экономики
Раздел D
7 место у Обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны
Раздел E
14 у Водоснабжения; водоотведение, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны
Раздел F
17 у Строительства
Включается в Анти-Топ-3 наравне с Сельским хозяйством, получив самые низкие показатели субиндексов среди всех анализируемых отраслей
Включает самое большое количество государственных стратегических проектов цифровой трансформации до 2030 года
Раздел G
5 место у Оптовой и розничной торговли
Одна из наиболее развитых по внедрению цифровых технологий и цифровой трансформации отрасль экономики
Раздел H
10 у Транспортировки и хранения
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны
Раздел I
11 у Деятельности гостиниц и предприятий общественного питания
Необходима реализации потенциала роста производительности труда по сравнению со средней в отрасли и экономике региона, страны
Раздел J
1 и 2 место с разделением на отрасль IT и информацию и связь
Абсолютно цифровизированная отрасль национальной экономики с территориальной концентрацией в агломерациях и в столице
Источник: составлено авторами по материалам ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/news/783750202.html (дата обращения - 26.04.2024).

В завершении исследования представим результат оценки приоритетов и направлений государственной экономической политики по обеспечению цифровой трансформации ключевых отраслей российской экономики. В таблице 5 представлен свод действующих стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей РФ до 2030 года с учетом количества запланированных к реализации проектов. Это колоссальный спрос на НИОКР и готовые цифровые технологии как со стороны государства, так и прямых участников данных отраслей на рынке ресурсов и товаров и услуг [8].

Таблица 5. Распределение государственных проектов цифровой трансформации ключевых отраслей национальной экономики РФ

ОКВЭД
Состав проектов цифровой трансформации отрасли
Источник:
Раздел F
Строительство
I. Инициатива «Управляем вместе» – 3 проекта
II. Инициатива «Планируем вместе» – 2 проекта
III. Инициатива «Проектируем вместе» – 3 проекта
IV. Инициатива «Строим вместе» – 6 проектов
V. Инициатива «Эксплуатируем вместе» – 4 проекта
Итого – 18 проектов
Стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2021г. №3883-р)
Раздел H
Транспорт и логистика
1. Проект «Беспилотники для пассажиров и грузов» (инициативы «Беспилотные логистические коридоры», «Автономное судовождение», «Беспилотная аэродоставка грузов»).
2. Проект «Зеленый цифровой коридор пассажира» - создание цифрового профиля пассажира, единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта и т.п.
3. Проект «Бесшовная грузовая логистика» - завершение внедрения системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб, разработка цифровой платформы транспортного комплекса РФ.
4. Проект «Цифровое управление транспортной системой РФ» - создание единого центра управления транспортным комплексом, ситуационных центров.
5. Проект «Цифровизация для транспортной безопасности» - создание единого защищенного информационного пространства и защищенных технологических сетей транспортного комплекса.
6. Проект «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры» - запуск системы контроля дорожных фондов, создание 3D-модели (трехмерное представление) объектов транспортной инфраструктуры и т.п.
Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 21.12.2021г. №3744-р)
Раздел С
Обрабатывающее производство
1. Проект «Умное производство» - решает задачи повышения эффективности использования основных фондов, сырья и материалов, расширения технологических возможностей предприятий, разработки и внедрения российского ПО.
2. Проект «Продукция будущего» предполагает переход к модели гибкого конвейерного производства (кастомизация под клиента), внедрение технологии предиктивной аналитики для перехода от «ремонта по регламенту» к «ремонту по состоянию».
3. Проект «Цифровой инжиниринг»: национальная система стандартизации и сертификации на базе технологий виртуальных испытаний; универсальные маркетплейсы для создания и реализации продукции (от идеи до рынка); внедрение на предприятиях цифровых двойников.
4. Проект «Технологическая независимость» направлен на обеспечение технологического суверенитета, в том числе информационной безопасности объектов критической информационной инфраструктуры.
5. Проект «Интеллектуальная господдержка» - переход к цифровой модели государственной финансовой поддержки промышленности
Стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности РФ до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 07.11.2023г. № 3113-р)
Раздел В
Добыча полезных ископаемых
1. Проект «Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах ТЭК» - активное использование единой цифровой платформы РФ «ГосТех».
2. Проект «Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в ТЭК».
3. Проект «Повышение уровня готовности ТЭК к внедрению технологий искусственного интеллекта» - создание и функционирование механизма мониторинга внедрения искусственного интеллекта в ТЭК
Стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.03.2024г. № 581-р)
Раздел А
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
Проект «Цифровая трансформация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ».
Стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 23.11.2023г. №3309-р
Источник: составлено авторами

Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № Пр-2242 в региональные стратегии включены 6 направлений цифровой трансформации: здравоохранение, образование, транспорт, развитие городской среды, государственное управление и социальная сфера. Также регионы включили в региональные стратегии проекты, соответствующие приоритетам развития экономики региона (промышленность, строительство, физическая культура и спорт, сельское хозяйство и др.). Реализация проектов (мероприятий) и достижение показателей, включенных в региональные стратегии, запланированы на срок до 2024 года (таблица 6).

Таблица 6. Актуальные стратегии цифровой трансформации субъектов РФ

ОКВЭД
Выборка регионов
Актуальные стратегии цифровой трансформации субъектов РФ
Раздел А
Респ. Дагестан (СКФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Дагестан (утв. Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 11.10.2022г. №461-р)
Раздел В
Ненецкий АО (СЗФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Ненецкого автономного округа (утв. Постановлением Губернатора НАО от 30.08.2022г. №55-пг)
Раздел С
Владимирская обл. (ЦФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Владимирской области (утв. Распоряжением Губернатора Владимирской области от 31.08.2022г. №215-рг)
Раздел D
Чукотский АО (ДВФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Чукотского автономного округа (утв. Губернатором-Председателем Правительства ЧАО от 14.09.2022г.)
Раздел E
Новгородская обл.(СЗФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Новгородской области (утв. Распоряжением Правительства Новгородской области от 31.08.2022г. №318-рг)
Раздел F
и
Раздел H
Ямало-Ненецкий АО (УФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Ямало-Ненецкого автономного округа (утв. Постановлением Губернатора ЯНАО от 31.08.2022г. №121-ПГ)
Раздел G
Краснодарский край (ЮФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Краснодарского края (утв. Губернатором Краснодарского края от 28.12.2022г.)
Раздел I
г. Санкт-Петербург (СЗФО)
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга (утв. Губернатором Санкт-Петербурга от 11.10.2022г.)
Раздел J
г. Москва (ЦФО)
-
Источник: составлено авторами по материалам Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/ (дата обращения – 30.04.2024).

В контексте реализации федерального закона о стратегическом планировании в РФ необходимо за счет цифровизации отраслей и социальной сферы решать вопрос и эффективности деятельности органов исполнительной власти [3] в вопросах реализации федеральных и региональных стратегий цифровой трансформации.

Заключение

На примере национальных и федеральных проектов и программ, которые централизовано принимаются и обеспечиваются в реализации со стороны государства и его региональных органов исполнительной власти в области построения цифровой экономики, отметим, что цифровизация по методу «сверху-вниз» в условиях ограниченных конкурентных преимуществ в IT-сфере мировой экономики, необходимости обеспечить минимальное цифровое неравенство разных регионов страны является единственным способом массово и к указанные сроки достичь необходимых результатов, создающих для предприятий благоприятные правовые условия в области цифровой трансформации, готовую инфраструктуру и рынок цифровых технологий, обеспечивающих нужные изменения и рентабельность производства.

Сопоставляя плюсы и минусы формального и централизованного пути цифровой трансформации можем отметить главное преимущество реализуемого пути в российской экономике – это усилия государства по разрешению или минимизации проблем цифровой экономики, когда доступность бюджетных инвестиций обеспечивается соответствием условию их получения – инновационный характер деятельности, участие в конкурсах, чтобы стать участником доступных федеральных и региональных проектов, а значит и доступных технологий для совершенствования своего бизнеса и роста его конкурентоспособности как на внутреннем рынке, так и в странах «остального мира», с возможностью не только привлекать иностранные инвестиции, но и реализовывать крупные международные бизнес-проекты по цифровой трансформации всех отраслей.


References:

Tsifrovaya transformatsiya: ozhidaniya i realnost [Digital transformation: expectations and reality] (2022). M. : ID VShE. (in Russian).

Azieva R.Kh. (2022). Otsenka ekonomicheskogo effekta ot ispolzovaniya tsifrovyh tekhnologiy v neftegazovoy otrasli [Estimating the economic impact of digital technology in the oil and gas industry]. Creative Economy. 16 (8). 3225-3240. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.8.115235.

Belousova A.V. (2021). Koeffitsient lokalizatsii: napravleniya i metodicheskie aspekty ispolzovaniya (na primere Dalnevostochnyh subektov RF) [Localization coefficients: directions and methodological aspects of use (on the example of the Far Eastern subjects of the Russian Federation)]. Regional problems of transforming the economy. (12). 117-125. (in Russian). doi: 10.26726/1812-7096-2021-12-117-125.

Buletova N.E., Sokolov A.A., Sharkevich I.V. (2021). Strukturno-tipologicheskiy analiz ekonomiki rossiyskikh regionov [Structural and typological analysis of the russian regions economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (5). 1089-1104. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.5.112091.

Buletova N.E., Zolotko T.A. (2020). K voprosu effektivnosti raboty organov ispolnitelnoy vlasti po dostizheniyu natsionalnyh tseley razvitiya [On assessing the efficiency of executive authorities in achieving the national development goals]. Current problems of economics and law. 14 (4). 733-750. (in Russian). doi: 10.21202/1993-047X.14.2020.4.733-750.

Gusti Ayu Ketut Rencana Sari Dewi, et al. (2024). Mapping Trends and Hotspots of Accelerating Economic Transformation in Indonesia: Uncovering The Role of Green Intellectual Capital, University Competitive Advantage and Digital Transformation TEC Empresarial. (19(1)). 724.

Korol S.P., Korol R.A. (2023). Uchet vzaimovliyaniya podgotovitelnyh i proizvodstvennyh protsessov na tsifrovizatsiyu v stroitelnoy otrasli [Mutual influence of preparation and production processes on digitization in the construction industry]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (10). 4055-4072. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.10.119037.

Lukashevich A.A. (2024). Tsifrovaya transformatsiya logisticheskikh biznes-protsessov v sovremennoy neftegazovoy otrasli posredstvom IT-importozameshcheniya [Digital transformation of logistics business processes in modern oil and gas industry through IT import substitution]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (3). 757-768. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.3.120591.

Swargiary K., Kavita Roy (2024). Digital Transformation and Economic Growth in Post-Pandemic India: A Comprehensive Study Cc by 4.0. doi: 10.21203/rs.3.rs-3464759/v2.

Страница обновлена: 30.03.2025 в 12:43:34