Review of HR management trends amidst digital transformation
Kulikov A.S.1, Bandurin A.V.2
1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 31
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 2 (April-June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67970578
Abstract:
Digital technology is becoming an increasingly important part of our lives. In today's world, it is difficult to imagine a company that does not use digital technology. Digital technology often plays not only an important but a key role in the management of the company's economy, decision-making process, human resources management and technological systems. Digitalization has become an indispensable tool for optimizing processes and increasing the company's efficiency. The article solves the scientific problem of preliminary generalization of the existing factors of influence of digital technology on the management of companies and economic systems in industry. The stages of digital transformation of the economy are defined. The factors and directions of influence of digitalization on management are identified. The influence of digitalization on different stages of industrial revolutions is clarified. The possibility of applying the node-function-object system-object approach to analyze the company's management system as a functional object is demonstrated. The interpretation of the elements of the node-function-object system-object approach is given. It is related to the tasks of managing digitalization processes. The structure of a three-dimensional model of the competences based on a system-object-three-dimensional knowledge base is presented. An algorithm to support the management using a system-object-three-dimensional knowledge base has been developed. The article will be of interest to specialists involved in the digitalization of management processes in modern companies.
Keywords: digitalization, digital transformation, information technology, personnel management system adaptation, artificial intelligence
Введение
Актуальность вопросов воздействия цифровизации на систему управления персоналом обусловлена тем, что во втором десятилетии XXI века сформировался новый тип занятости – удаленная работа. Этому способствовало развитие технологий, постепенно нивелирующих проблему расстояний и связи между сотрудниками. После 2020 года произошёл существенный рост масштабов использования данного вида занятости в связи с пандемией. Этот формат работы остался популярным и по окончании карантинных ограничений, поскольку позволил полностью решить проблемы локальной ограниченности рынка труда. Фактически новая цифровая реальность определяет необходимость реформирования управления организациями, активный перевод их в цифровой формат. Под влиянием всех этих тенденций формируется самостоятельная предметная область – цифровое управление, в рамках которого исследуются как аспекты менеджмента, связанные с цифровыми преобразованиями, так и аспекты трудовых коллективов, сформированных экономикой шестого технологического уклада, сформировавшегося в результате пятой промышленной революции.
Общие вопросы активного управления экономическими системами различного типа в эпоху цифровой трансформации рассматривались К. А. Белицким и К. Д. Быкадоровым [1], И. В. Богдановым и Е. Б. Сурминой [2], Н. Г. Вовченко, Е. Д. Костоглодовой [3], Т. А. Оруч [9], а также Л. В. Подсвировой и Ю. Е. Головиной [11]. Основные проблемы использования цифровых инструментов для повышения эффективности управления обсуждались такими авторами как С. В. Гуль и С. И. Маторин [4], В. И. Морозов [7], Е. А. Погребцова [10], М. В. Таран и И. А. Куприянова [14], а также другими авторами [15]. Соответственно, решению задач цифрового обеспечения отношений между работодателем и работником посвящены труды М. А. Демешко и О. В. Шпиговой [5], Н. Лютова и И. Войтковски [6], Н. А. Николаева [8], Н. Д. Потаповой [12], М. В. Райской [13], Е. И. Елесиной, А. А. Корниенко, А. В. Красновой и Д. Д. Михайловой [16], И. А. Филипповой [17], а также А. В. Фоминой и К. Ю. Мухина [18]. Вместе с тем, системное представление об использовании цифровых технологий в управлении персоналом постоянно нуждается в модернизации и адаптации к нововведениям.
Методы исследования
Методологическими основаниями исследования статьи стали концептуальные положения цифровой экономики. Формирование авторской позиции проводилось с использованием таких методов как содержательный анализ понятийный контент-анализ, декомпозиция сущностей, сравнительный анализ, дедукция, логическое обобщение, графический и табличный методы.
Основная часть
Цифровые технологии всё активнее входят в нашу жизнь. В современном мире уже сложно представить какое-то предприятие, полностью игнорирующее цифровизацию. Цифровые технологии играют часто уже не просто важную, а ключевую роль в управлении экономикой предприятия, процессом принятия решений, процессом управления персоналом и технологическими системами. Цифровизация стала незаменимым инструментом для оптимизации процессов и повышения эффективности экономики предприятия. В процессе исследования предполагается выяснить особенности и характер влияния цифровых технологий на управление предприятиями и экономическими системами в промышленности. Также важным аспектом анализа является сам процесс цифровой трансформации промышленных предприятий, и стадия цифровой трансформации в сфере управления персоналом.
Прежде всего, необходимо уточнить терминологию, а точнее, два наиболее важных понятия: цифровизация и цифровая трансформация. Под цифровой трансформацией (цифровым переходом) для целей статьи мы будем понимать комплексный переход к новой экономической системе, основу институциональной среды которой составляет цифровой способ передачи управленческой информации, в том числе, предполагающий новые принципы управления, трансформацию цепочек взаимодействия экономических субъектов, новых акторов экономики. Соответственно, цифровизация – это более простой процесс перехода к цифровым инструментам поддержки текущих экономических систем и процессов.
Как указывает В. И. Морозов, «цифровая трансформация – это нелинейный процесс, поскольку требует постоянного научного поиска, технологических разработок, работы над ошибками, выстраивания отрицательных обратных связей, а, что особенно ощутимо, непрерывных финансовых и временных инвестиций с высоким уровнем риска» [7].
По мнению В. И. Морозова, «цифровизация любого процесса или системы – это линейный процесс замены традиционного инструментария цифровым и адаптация бизнес-процессов под выбранный цифровой аппарат» [7]. То есть, в сущности, ключевое отличие цифровой трансформации от цифровизации состоит в масштабе осуществляемых изменений. Если рассматривать процессы цифровизации и цифровой трансформации на примере менеджмента предприятия, то отношения этих процессов можно изобразить следующим образом (рисунок 1).
Источник: построено авторами.
Рисунок 1 – Этапы цифровой трансформации
В целом, можно рассматривать процессы цифровизации и цифровой трансформации как два независимых этапа перехода от традиционной к цифровой экономике (в частности, в сфере операционного менеджмента). Но мы предлагаем рассматривать их как два подэтапа единого большого процесса цифровой трансформации экономики в целом. Далее рассмотрим влияние первого этапа, т.е. цифровизации на экономические системы в целом и менеджмент в частности.
Первый этап цифровой трансформации уже прошел начальную стадию и находится на стадии подхода к зрелости, причем, в некоторых отраслях, даже заканчивается. Соответственно, цифровым технологиям отводится всё более важная роль в управлении экономическими системами. Выделим основные виды направлений, давящих на традиционный менеджмент, и заставляющие совершать цифровой переход [1]. Основные стадии и направления влияния представлены на диаграмме и рассмотрены ниже (рисунок 2). Мы полагаем, что в настоящее время можно выделить ряд важных особенностей влияния цифровой трансформации на экономическую среду в стране:
Источник: построено авторами на основании [1].
Рисунок 2 – Влияние цифровизации на менеджмент
1. Появление цифровых аналитических инструментов, особенно с искусственным интеллектом, помогает повысить точность анализа внешней среды, потребительского спроса, финансовых показателей и других факторов. Эти инструменты позволяют эффективнее работать над улучшением обслуживания клиентов, персонализируя клиентский опыт. Автоматизированные системы могут анализировать данные, готовить проекты решений и выполнять задачи с высокой точностью и скоростью. Это снижает затраты на текущее управление и позволяет сосредоточиться на более сложных и стратегических задачах
2. Цифровые инструменты оптимизации бизнес-процессов всех уровней помогают автоматизировать многие рутинные операции, в том числе, управление операциями. Внедрение систем управления корпоративными ресурсами (ERP) позволяет эффективно управлять запасами, производством, финансами и другими аспектами деятельности компании. Помимо повышения скорости работы, эти системы позволяют более эффективно использовать ресурсы и оптимизировать энергопотребление.
3. Образование и навыки – цифровые технологии меняют требования к навыкам рабочего и управляющего персонала. Они создают новые возможности для обучения онлайн, переподготовки и повышения квалификации. Здесь идёт как непосредственно цифровизация (вебинары, удаленное образование) так и полноценный цифровой переход, поскольку часто требуется замена одних профессий другими. Потому в свете быстрого технологического развития возникает потребность в непрерывном обучении и переобучении. Работники должны развивать новые навыки и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка.
4. Цифровые платформы привели к глобализации рынка труда и кадров. Сначала появились программные комплексы, позволяющие организовывать удаленную работу. А затем цифровизация производств привела к усилению сотрудничества между компаниями, учеными и правительствами разных стран. Даже в условиях нынешних ограничений и конфликтов в мире совместная работа в режиме реального времени помогает ускорить инновационные процессы. Что немаловажно, цифровая среда стала уже достаточно обыденным явлением, хотя ещё 5 лет назад удалённая работа не была чем-то широко распространенным. Практика показывает, что идущий цифровой переход усиливает конкуренцию на мировом рынке. Цифровая трансформация изменяет методы ведения бизнеса, формы взаимодействия государств с гражданами и обеспечивает более эффективное использование ресурсов. Однако успешная реализация проектов цифровизации требует от всех заинтересованных сторон соблюдения баланса между инновациями и социальной ответственностью для обеспечения устойчивого и справедливого экономического развития.
5. Негативные эффекты цифрового перехода состоят в том, что внедрение цифровых технологий сопряжено с вызовами и рисками, такими как кибербезопасность, потенциальное увеличение безработицы из-за автоматизации и потеря личной свободы в связи с массовым сбором данных. Эти проблемы требуют совершенствования регулирования и защиты данных. С увеличением объема цифровых данных возрастает необходимость в эффективном регулировании и защите личной информации. Принятие законов о защите данных и кибербезопасности становится все более актуальным, чтобы предотвратить утечки данных, злоупотребления и кибератаки.
6. Вследствие внедрения цифровых технологий неизбежно возникают новые этические дилеммы. «Как сохранить баланс между автоматизацией и сохранением рабочих мест? Как обеспечить справедливый доступ к цифровым ресурсам для всех слоев общества? Как предотвратить негативные последствия использования ИИ и автоматизации?» – эти и многие другие вопросы неизбежно встают как глобально перед человечеством, так и перед каждым менеджером в его работе по управлению своей зоной ответственности.
Цифровизация принципов менеджмента
На основании выделенных основных глобальных тенденций влияния цифровой трансформации на менеджмент и управление целесообразно подробнее рассмотреть влияние технологий на системы и принципы менеджмента. В настоящее время достоверная и полная статистика о скорости внедрения автоматизации в управленческие процессы отсутствует, однако, самым очевидным было бы предположить, что автоматизация управленческих процессов осуществляется поступательно, с тенденцией к ускорению.
Уже в ближайшей перспективе многим фирмам предстоит реализовать несколько волн проектов по новому реинжинирингу бизнес-процессов. Данный комплекс задач вызывает спрос на бизнес-аналитиков, способных создавать и администрировать сложные изменяющиеся системы управления [15]. В результате преобразований типовая система управления предприятиями из черного ящика окончательно превращается в «микросхему».
По мнению специалистов, «в настоящее время использование ERP-систем расширяет возможности менеджмента, упрощает создание, управление и учет результатов работы команд, позволяет осуществлять планирование организационных изменений» [15]. Можно сказать, что в менеджменте уже происходит переход к концепции индустрии 4.0 (рисунок 3).
Источник: построено авторами по [18].
Рисунок 3 – Промышленные революции
По нашему мнению, следует ожидать, что следующим шагом цифровой трансформации промышленности станет активное использование больших данных и развитие информационных систем, которые сделают возможным отслеживание не только последовательности, скорости и качества операций, но и калькуляцию и бюджетирование затрат по операциям низкого уровня. Например, отдельные специалисты отмечают, что «это предполагает качественно другой уровень доступной информации, позволяющей получать точную стоимость выполнения конкретного заказа для конкретного клиента» [15].
Использование результатов обработки больших данных неизбежно приведет к изменению специализаций менеджмента. Уже сейчас прослеживается тенденция на рост востребованности новых специалистов – дизайнеров бизнеса. Эта странная, на первый взгляд, профессия вполне объяснима, и является следствием необходимости создания архитектуры сложных цифровых систем для управления бизнесом. Иными словами, необходимости наращивать компетенции в организационном дизайне стала причиной появления в менеджменте отдельного термина «дизайнер».
Для любого руководителя сложности во время такого перехода состоят в необходимости переформатировать организационную структуру для ее адаптации под автоматизацию рутинных процессов. То есть, децентрализация является вторым явным трендом трансформации менеджмента [15]. Поскольку рутинные операции заменяются на автоматическую обработку, потребуется повышение квалификации работников-исполнителей.
Однако, это неизбежно приведет к повышению требований к квалификации менеджерского состава. Новому поколению управленцев необходимо уметь работать не только с классическими вертикальными связями, но и с целой системой горизонтальных управленческих коммуникаций. В свою очередь, это, разумеется, приводит к сокращению численности менеджеров среднего звена, поскольку они заменяются системами и процессами горизонтальных связей.
Для грамотного построения подобных вертикально-горизонтальных систем управления, вписанных в автоматизированные системы предприятия, также нередко используются цифровые решения. Как отмечают С. В. Гуль и С. И. Маторин, «для построения современной организационной структуры компании, особенно если компания практикует дистанционную работу, должны использоваться технические решения не только на основе стандартных математических моделей, но и на основе использования инструментов искусственного интеллекта» [4].
Данные авторы также указывают, что «можно рассмотреть способ построения трехмерной структуры персонала (их знаний и компетенций) для управления и прогнозирования. Традиционный для технических систем системно-объектный подход «Узел-Функция-Объект» (УФО) позволяет рассмотреть систему менеджмента компании как функционального объекта, функция которого обусловлена функцией объекта более высокого яруса» [4], где:
· «узел – структурный элемент надсистемы в виде перекрестка связей с другими системами в этой надсистеме;
· функция – функциональный элемент, выполняющий определенную роль с точки зрения поддержания надсистемы путем балансирования данного узла;
· объект – субстанциальный элемент, реализующий данную функцию в виде некоторого материального образования, обладающего конструктивными, эксплуатационными и т. д. характеристиками» [4]
При этом УФО-элемент может быть проинтерпретирован следующим образом (таблица 1).
Таблица 1 – Интерпретация элементов УФО
Узел
|
Внешняя детерминанта
|
Причина
|
Потребность
|
Задание
|
Интенция
|
Функция
|
Внутренняя детерминанта
|
Адаптация
|
Возможность
|
Проектирование
|
Потенция
|
Объект
|
Результат
|
Следствие
|
Деятельность
|
Реализация
|
Экстенция
|
Итоговая структура модели трехмерной базы компетенций управленческих кадров на основе трехмерной классификации представлена на рисунке 3.
Источник: [4].
Рисунок 3 – Трехмерная модель базы компетенций
На данном рисунке представлена системно-объектная трехмерная база знаний – СОТБЗ, где А, В и С – плоскости классифицирования, в каждой из которых размещена одна иерархическая классификация с одной вершиной:
· А – по видам структурных характеристик, то есть представляет собой классификацию причин возникновения некоторых следствий [4]
· В – по видам функциональных характеристик, представляет собой классификацию процессов, возникающих под действием причин из классификации А [4]
· С – по видам субстанциальных/объектных характеристик, представляет собой классификацию результатов, возникающих под влиянием обстоятельств из классификации В, возникающих под действием причин из классификации А [4]
Закрашенный треугольник в центре пересечения осей – общий для трех классификаций самый абстрактный класс в моделируемой предметной области, не имеющий родового понятия (надкласса) – в нашей системе его можно принять за конечную точку принятия решения (менеджер). Закрашенные кружки – классы объектов предметной области (системы классы), представляющие собой подклассы разного уровня иерархии самого абстрактного класса – сотрудники, либо отделы, если структура имитирует более верхнеуровневый менеджмент. Не закрашенные кружки – классы свойств этих объектов (свойства-классы), представляющие собой подклассы свойств самого абстрактного класса – экспертиза, навыки и качества сотрудников (отделов) [4].
Классы
объектов/характеристик на плоскости А обозначим ,
классы свойств этих объектов/характеристик –
.
Классы объектов на плоскости В обозначим
;
классы их свойств –
.
Классы объектов на плоскости С обозначим
;
классы их свойств –
.
Здесь k, j и m – порядковые номера на
i-ом, i+1-ом и i-1-ом уровнях
иерархии соответственно [4].
Тогда составленная по всем правилам трехмерная математическая модель подлежит алгоритмизации поддержки управления работы с ней (рисунок 4).
Источник: [4].
Рисунок 4 – Алгоритм поддержки управления с помощью СОТБЗ
На рисунке 4 представлен вариант формализации трехмерной классификации (рисунок 3) средствами дискреционной логики. К описанным выше обозначениям добавим, что n – номер последнего яруса иерархии принятия решений, на котором располагаются уже «листья» - не имеющие вложенности акторы управления. j, l, p – порядковые номера классов на n-ном уровне/ярусе иерархии [4]. В итоге, поддержка управления с помощью СОТБЗ сводится к следующим шагам:
1.
Найти
в плоскости С трехмерной классификации класс результатов со
свойствами/характеристиками
максимально
приближенными к требуемым [4].
2.
Найти
среди хранящихся в СОТБЗ явлений такую, у которой и
.
Если такая система-явление существует, то перейти к 3-му шагу [4].
3.
По
структурной характеристике найденной системы-явления ( )
определить класс
(со
свойствами
)
мер или решений необходимых для получения требуемого результата [4].
4.
При
необходимости следует учесть процессы ( ),
которые неизбежно будут происходить при принятии найденного решения для
достижения требуемого результата [4].
А прогнозирование с помощью СОТБЗ, в итоге, обеспечивается нахождением соответствия [4]:
Таким образом, из рисунка видно, что даже, казалось бы, такая творческая задача, как построение организационной структуры предприятия, вполне решаема с помощью стандартных технологических решений. Здесь важно понимать, что такие задачи успешно решались и раньше, до цифровой трансформации. Главное изменение, которое повлекла цифровая трансформация управления – математический подход стал автоматизируем и пригоден для использования высшим уровнем менеджмента без обладания глубокими знаниями в математическом моделировании.
Цифровизация трудовых отношений
Менеджмент, так или иначе, предполагает выстраивание отношений с наемным персоналом, а также отношения с внешней средой по социальному обеспечению граждан. Эти отношения также подвержены цифровой трансформации. Об этом свидетельствуют, в том числе, последние изменения в Трудовом кодексе РФ, касающиеся труда дистанционных работников, государственного регулирования платформенной занятости трудоспособного населения, осуществления документарного взаимодействия работника с работодателем, реализации контрольных и надзорных функций соблюдения трудового законодательства с использованием электронных средств и инструментов [5].
Здесь нужно отметить ускоренное изменение карт профессий, вызванное растущими темпами цифровой трансформации. Например, по мнению И. А. Филипповой, «предполагается, что в ближайшее время наиболее востребованными станут следующие профессии:
· специалисты, по системам сбора и обработки больших данных;
· аудиторы информационных технологий;
· архитекторы информационных сетей;
· дизайнеры и технические писатели интерфейсов;
· специалисты по информационной безопасности;
· проектировщики нейро-интерфейсов;
· архитекторы систем искусственного интеллекта;
· аналитики роботизированных процессов и другие» [17].
Можно согласиться с мнением Н. Лютова и И. Войтковски, что «в рамках цифровой трансформации в обществе ускоренными темпами развивается платформенная занятость – краудсорсинг» [6]. Краудсорсинг – это новая форма организации рабочего процесса, при которой большая высокоуровневая задача делится на множество типовых подзадач через использование различных агрегаторов, таких, например, как Яндекс Go, Сбербанк-маркет и других. Краудсорсинг как новая форма занятости еще не определена в трудовом законодательстве, но уже находится в поле зрения юристов. Основные виды краудсорсинга отражены на рисунке 5.
Источник: построено авторами на основе [5].
Рискнок 5 – Основные виды краудсорсинга
Помимо этого, в области управления персоналом наметилась тенденция использования искусственного интеллекта, например, внедрение чат-ботов в работу служб по управлению персоналом. Основным направлением их применения в настоящее время является облегчение функций специалистов кадрового направления в вопросах рекрутинга, адаптации, профессионального развития и карьерного роста работников, а также создания эффективной системы стимулирования. Как отмечают М. А. Демешко и О. В. Шпигова, «на практике применение искусственного интеллекта позволяет многократно увеличить результативность работы специалистов по управлению персоналом» [5].
Также значимым событием в сфере цифровой трансформации управления персоналом стал переход на электронный кадровый документооборот, оптимизирующий функции работодателя, связанные с оформлением многочисленных бумаг, и переход на электронные трудовые книжки, позволивший интегрировать данные о трудовой деятельности граждан с Государственной информационной системой и перевести на более качественный уровень расчет страхового стажа для назначения пенсий.
Тем не менее, помимо позитивных изменений, возникают и негативные моменты, влекущие за собой возможность ущерба. Например, в разрезе трудовых отношений негативным фактором можно назвать психологические риски: новые факторы стресса из-за растущего времени взаимодействия людей с цифровой техникой и искусственным интеллектом. Со временем это вызывает дискомфорт, поскольку работникам так или иначе приходится подстраиваться под производительность и особенности работы цифровых ассистентов и технологий.
Известно, что цифровая реальность успешно функционирует в условиях стабильности, предсказуемости, когда можно однозначно толковать ту или иную норму и на основе этого трансформировать нормы законодательства на электронные алгоритмы. Потому, как отмечает Н. Д. Потапова, «в нынешние кризисные времена вновь проявляет себя проблема «луддизма 21 века» – негативное отношение к цифровым технологиям, вызванное растущей конкуренцией между работниками и искусственным интеллектом» [12].
Заключение
Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что, цифровизация в сфере управления персоналом идёт уже самыми активными темпами, а полноценная цифровая трансформация уже началась. И уже сейчас можно делать определенные выводы, намечать негативные и позитивные тенденции. Например, менеджмент не просто переходит на цифровые инструменты, он начинает постепенно менять сами принципы своей работы – использовать математические модели, цифровые древовидные структуры данных, делегировать часть своих функций программному обеспечению, использующему вышеуказанные модели персонала.
Углубляясь в управление именно персоналом и его подбор, можно отметить серьезные изменения в структуре кадров, в организации их подбора, в тотальной цифровизации как найма сотрудников, так и в целом построения штата (краудсорсинг тому пример). Тенденции развития менеджмента персонала представляют собой необратимый и продолжающийся процесс цифровизации всех сторон жизни человека и общества.
References:
Arenkov I.A., Krylova Yu.V., Lezina T.A., Tsenzharik M.K., Yaburova D.V. (2018). Pervaya mezhdunarodnaya konferentsiya «Upravlenie biznesom v tsifrovoy ekonomike» [The 1st International Conference \"Business Management in the Digital Economy\"] Saint Petersburg. (in Russian).
Belitskiy K.A., Bykadorov K. D. (2023). Upravlenie ekonomicheskimi sistemami s pomoshchyu tsifrovyh tekhnologiy [Managing economic systems using digital technologies] Modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth. 77-80. (in Russian).
Bogdanov I.V., Surmina E.B. (2023). Tsifrovoe predprinimatelstvo: problemy upravleniya i tendentsii razvitiya v usloviyakh transformatsii rossiyskoy ekonomiki [Digital entrepreneurship: problems and development trends]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (11). 8-10. (in Russian).
Demeshko M.A., Shpigova O.V. (2023). Trudovye otnosheniya: vektor na tsifrovizatsiyu [Labor relations: a vector for digitalization]. Academy\'s Herald. (1). 131-141. (in Russian). doi: 10.51409/v.a.2023.03.01.014.
Elesina E.I., Kornienko A.A., Krasnova A.V., Mikhaylova D.D. (2021). Upravlenie talantami kak HR-tekhnologiya v tsifrovoy ekonomike [Talent management as an hr technology in the digital economy] Current problems of social and economic psychology: methodology, theory, practice. 184-199. (in Russian).
Filippova I.A. (2020). Trudovoe pravo: vyzovy informatsionnogo obshchestva [Labour law: challenges of digital society]. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. (2). 162-182. (in Russian). doi: 10.17323/2072-8166.2020.2.162.182.
Fomina A.V., Mukhin, K.Yu. (2018). Industriya 4.0. Osnovnye ponyatiya, preimushchestva i problemy [Industry 4.0. basic concepts, advantages and problems]. Ekonomicheskiy vektor. (3). 33-38. (in Russian).
Gul S.V., Matorin S.I. (2023). Primenenie trekhmernoy bazy znaniy dlya upravleniya i prognozirovaniya [Application of a three-dimensional knowledge base for management and forecasting] Modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth. 152-161. (in Russian).
Lyutov N., Voytkovska I. (2021). Udalennaya rabota i rabota na platforme: perspektivy pravovogo regulirovaniya v Rossii [Remote and platform work: prospects for legal regulation in Russia]. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. (9). 81-113. (in Russian). doi: 10.17589/2309-8678-2021-9-1-81-113.
Morozov V.I. (2024). Tsifrovaya transformatsiya upravleniya organizatsiey v kontekste proektnogo podkhoda: metodologicheskiy aspekt [Digital transformation of organizational management in the context of project approach: methodological aspect]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (1). 142-152. (in Russian). doi: 10.21295/2223-5639-2024-1-142-152.
Nikolaev N.A. (2023). Kompleksnaya otsenka i povyshenie effektivnosti deyatelnosti rabotnikov proizvodstvennyh organizatsiy s ispolzovaniem sovremennyh tsifrovyh tekhnologiy [Comprehensive assessment and improvement of the efficiency of employees of industrial organizations using modern digital technologies] Modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth. 8-13. (in Russian).
Oruch T.A. (2023). Tsifrovye kommunikatsii dlya obespecheniya importozameshcheniya i tekhnologicheskogo proryva v promyshlennosti Rossii [Digital communications to ensure import substitution and technological breakthrough in Russian industry] Modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth. 61-65. (in Russian).
Podsvirova L.V., Golovina Yu.E. (2023). K voprosu o spetsifike i slozhnostyakh vnedreniya tsifrovyh tekhnologiy v upravlenie sotsialno-ekonomicheskimi sistemami [On the specifics and difficulties of introducing digital technologies into the management of socio-economic systems] Modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth. 97-99. (in Russian).
Pogrebtsova E.A. (2023). Osnovnye problemy i tendentsii razvitiya otrasli informatsionnyh tekhnologiy [The main problems and trends in the development of the information technology industry]. Karelskiy nauchnyy zhurnal. 12 (4). 19-25. (in Russian). doi: 10.57145/27129772_2023_12_04_05.
Potapova N.D. (2008). Obshchaya kharakteristika kontseptualnyh polozheniy po problemam edinstva i differentsiatsii v pravovom regulirovanii trudovyh otnosheniy [General characteristics of the conceptual provisions on the problems of unity and differentiation in the legal regulation of labor relations]. Current problems of Russian law. (3). 213-219. (in Russian).
Rayskaya M.V. (2020). Kadrovyy kontent promyshlennoy tsifrovizatsii: imperativy, problemy, vozmozhnosti [Personnel industrial digitalization of content: imperatives, challenges, opportunities]. Upravlenie ustoychivym razvitiem. (6). 23-30. (in Russian).
Taran M.V., Kupriyanova I.A. (2023). Perspektivy iskusstvennogo intellekta i problema nekontroliruemyh posledstviy [The prospects of artificial intelligence and the problem of uncontrolled consequences] Modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth. 87-96. (in Russian).
Vovchenko N.G., Kostoglodova E.D. (2021). Tsifrovaya transformatsiya finansovogo sektora v kontekste ispolzovaniya vozmozhnostey tekhnologii iskusstvennogo intellekta [Digital transformation of financial sector in context of using the possibilities of artificial intelligence technology]. The journal «Vestnik of Rostov state university of economics». (2). 166-174. (in Russian).
Страница обновлена: 01.04.2025 в 19:54:32