Ranking assessment of economic security of the Volga Federal District regions

Kurilova A.A.1
1 Тольяттинский государственный университет

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 5 (May 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68531027

Abstract:
The research purpose is to conduct a ranking assessment of the regions of the Volga Federal District of Russia for 2000, 2010 and 2022 in terms of economic security. To conduct a comprehensive ranking assessment, a consolidated index of economic security of the regions of the Volga Federal District was formed based on 7 indicators that reflect the level of risks and vulnerability of the economy of this region. The objective method of weighing composite indices based on the analysis of the main components was used in the work. In 2010 and 2022, the first place in the ranking is occupied by the Republic of Mordovia, which rose from eighth place in 2000. The Republic of Tatarstan took the second place in 2022, improving its performance compared to 2000 (12th place) and 2010 (6th place). The Udmurt Republic has also improved its economic security indicators, moving from 11th place in 2010 to third place in 2022. Samara region has moved from third to fourth place in the last 12 years. The Republic of Mari El has also improved its performance. The Orenburg region was the leader in the received ranking in 2000, but in 2010 it took only 14th place, and in 2022 it improved its performance, moving to sixth place. It is also necessary to note the improvement and growth of the ranking indicators of the Chuvash Republic and the Republic of Bashkortostan. The Perm Region, as well as the Saratov Region, worsened their performance, taking 13th and 14th place in 2022. A ranking assessment can be useful for assessing the overall economic situation and stability in the regions, and changes in estimates may reflect the dynamics of changes in the variables under consideration.

Keywords: economic security, PFD, investments, costs, principal component analysis

JEL-classification: R11, R12, R13, R58



Введение. В современной теории социально-экономического развития большее внимание уделяется региональной экономической безопасности и ее институциональному объяснению [4].

В настоящее время, в период сложных международно-правовых отношений, возникает острая необходимость в обеспечении экономической безопасности нашей страны [11].

Тенденции развития основных составляющих финансово-экономической безопасности страны свидетельствуют об их значительной изменчивости и зависимости от совокупности внутренних и внешних факторов. В условиях длительной национальной и транснациональной рыночной турбулентности, которая наблюдается в большинстве секторов экономики, одной из главных угроз финансово-экономической безопасности большинства стран является наличие значительного объема теневых операций. Тютюник И. В. И Белоус Ю. Г. выделили три характерные особенности финансово-экономической безопасности страны: как показатель ее способности защищать интересы общества в условиях нестабильности внешней и внутренней среды; экономически устойчивое развитие и рост; нивелирование угроз внутренней и внешней среды [19].

Оценкой экономической безопасности России занимались многие учёные. Манахова И. В. и Хрупина К. С. провели сравнительную характеристику методов экономической безопасности, отразили положительные и отрицательные стороны каждого из них [6].

Юрина Е. А. и другие ученые провели группировку показателей экономической безопасности федеральных округов и предложили методику ее оценки в условиях пандемии коронавируса. Авторы оценили эффективность внутреннего государственного управления федеральными округами по принятым в 2020 году антикризисным мерам (поддержание оборота в основных региональных сегментах экономики, недопущение налоговой задолженности по региональным сборам, повышение рентабельности реального бизнеса, повышение уровня цифрового развития), а также мерам по сохранению занятости и платежеспособности населения каждого региона [20].

В условиях нестабильной геополитической ситуации экономическая безопасность является ключевым моментом регионального развития. Обеспечение экономической безопасности требует достижения устойчивого экономического роста. Михайлова А. А. подчеркивает значительное расхождение российских регионов по уровню инновационного развития. Региональная политика инновационной и экономической безопасности должна учитывать существенные различия в целях и угрозах инновационной безопасности между регионами [17].

Что касается экономической безопасности регионов, то следует остановиться на вопросе неравенства. Анализ показателя абсолютной бедности в регионах свидетельствует о значительных различиях между регионами по доле граждан с доходами ниже черты абсолютной бедности. Нередко регионы Российской Федерации с более низким уровнем абсолютной бедности имеют более высокий коэффициент Джини [10].

Капустина Н. В. в своем исследовании выявила побочные эффекты эпидемических рисков для экономической безопасности российских регионов и предложила систему мер по их снижению на этапе постпандемического восстановления. В исследовании обоснована гипотеза о том, что эпидемические риски экономической безопасности оказывают побочное воздействие на экономику российских регионов, усиливая влияние совокупности традиционных рисков и провоцируя возникновение новых рисков [14].

Опыт показывает, что уровень экономической активности и качество жизни населения растет в тех регионах, где муниципалитеты успешно решают вопросы своей экономической безопасности [8].

Отраслевой подход к решению проблем импортозамещения в России оказался бесперспективным. Российским регионам необходимо внедрять модель импортозамещения, направленную на комплексную трансформацию производственной экосистемы [13].

Хуажева А. Ш., Чиназирова С. К., Водождокова З. А. подчеркивают важность оценки влияния теневой экономики на уровень экономической безопасности страны [9].

Головин А. А. и его соавторы отмечают, что странам ЕАЭС необходимо сформировать оптимальную модельную структуру доходной и расходной частей бюджета с помощью унификации бюджетной политики [1].

Добрянский О. И. подчеркивает важность разработки механизмов адаптации и резервирования, а также внедрения практики разумного управления рисками для обеспечения безопасности экономической системы страны [3].

Немирова Г. И. и Мохнаткина Л. Б. считают, что большая часть рисков экономической безопасности регионов предопределяется высокой централизацией доходов [7].

Карсунцева О. В. и ее соавторы уделяют особое внимание цифровой трансформации в рамках управления экономической безопасностью региона [15].

Регионы РФ существенно различаются по уровню социально-экономического развития и, соответственно, по уровню экономической безопасности. Такой разброс отражается и на уровне безопасности всего государства [2].

Лысенко Ю. и Зеленская Ж. представили научный анализ элементов разработанной методики построения эффективной системы региональной экономической безопасности, имеющей важное значение для национальной безопасности в целом [16].

Дюжилова О. М. и Вякина И. В. в своем исследовании провели оценку безопасности и устойчивости рентабельности региональных отраслей, выявили основные приоритеты экономического развития региона и определили «горячие точки» отрасли, которые могут стать источником риска и дестабилизировать экономическую региональную безопасность [12].

Необходимость разработки региональной системы экономической безопасности обусловлена высокой внешней зависимостью российской экономики и отсутствием твердых рычагов воздействия на международные способы взаимодействия. Низкие социально-экономические показатели России по отношению к крайним критическим значениям свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии ее экономической безопасности [18].

Как отмечают Круглова И. А., Загорнова В. Ю. и Назаров П. В., для достижения целей экономической безопасности необходимо учитывать уникальные характеристики конкретного региона, а также анализировать достижение показателей устойчивого развития этими регионами [5].

Таким образом, рассматриваемая тема исследования является актуальной и своевременной.

Целью работы является проведение рейтинговой оценки регионов ПФО России за 2000, 2010 и 2022 год по показателям экономической безопасности.

Первой задачей исследования является оценка весов исследуемых компонент и факторной нагрузки выбранных показателей за 2000, 2010 и 2022 года. Второй задачей исследования является формирование сводного индекса экономической безопасности регионов ПФО России.

Новизной исследования является проведение комплексной рейтинговой оценки на основе сводного индекса экономической безопасности регионов ПФО с использованием анализа главных компонентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что рейтинговая оценка может быть полезна для оценки общей экономической ситуации и отражает динамику показателей рассматриваемых переменных, позволяя учесть их влияние и вес на экономическую безопасность регионов ПФО.

Методы исследования. В работе было использован объективный метод взвешивания составных индексов на основе анализа главных компонентов (РСА).

С помощью двухэтапного метода анализа главных компонентов были получены соответствующие веса и факторные нагрузки, измеряющие изменения экономической безопасности регионов.

Для анализа экономической безопасности были ПФО федерального округа за 2000, 2010 и 2022 года на сайте Росстата. Такими показателями стали:

1. Уровень безработицы (в процентах);

2. Затраты на инновационную деятельность организаций (в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг);

3. Инвестиции в основной капитал на душу населения (рублей);

4. Индексы потребительских цен (в процентах);

5. Объем инновационных товаров, работ, услуг, (в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг);

6. Степень износа основных фондов (на конец года, в процентах);

7. Удельный вес убыточных организации (в процентах от общего числа организаций).

Результаты. Рассмотрим результаты анализа основных компонент за каждый исследуемый год по регионам ПФО России.

В методе главных компонент компоненты представляют собой линейные комбинации исходных переменных. При этом каждая компонента имеет свой вес, который показывает важность соответствующей переменной в формировании этой компоненты.

На рисунке 1 представлена визуализация весов компонент и их влияние, учитываемое при формировании индекса экономической безопасности в 2000 году в регионах ПФО России.

Рисунок 1. Визуализация весов компонент, и их влияние, учитываемое при формировании индекса экономической безопасности 2000 году

Источник: составлено автором.

Как видно из рисунка 1, наибольший удельный вес имеет фактор под номером 4 – «Индексы потребительских цен (в процентах)», имеющий отрицательное влияние на экономическую безопасность регионов. Вторым по значимости является фактор под номер 3 – «Инвестиции в основной капитал на душу населения», однако имеющий уже положительное влияние при формировании индекса экономической безопасности.

Диаграмма визуализации факторной нагрузки за 2000 год представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Визуализация факторной нагрузки за 2000 год

Источник: составлено автором.

Полученные расчёты показали, что 37% дисперсии объясняет фактор под номером 3 – «Инвестиции в основной капитал на душу населения», 33,18% объясняет фактор под номером 2 – «Затраты на инновационную деятельность организаций», на третьем месте фактор под номером 1 – «Уровень безработицы (в процентах)», объясняющий 22,64% дисперсии.

Данные три фактора являются основными объясняющими компонентами при формировании индекса экономической безопасности в 2000 году.

На рисунке 3 представлены веса компонент и их влияние, учитываемое при формировании индекса экономической безопасности в 2010 году в регионах ПФО России.

Рисунок 3. Визуализация весов компонент, и их влияние, учитываемое при формировании индекса экономической безопасности 2010 году

Источник: составлено автором.

Высокие положительные веса указывают на то, что более высокие значения данной переменной вносят больший вклад в положительное направление компоненты.

Как видно из рисунка 3, наибольший удельный вес имеют факторы под номерами 1 и 2 – «Уровень безработицы (в процентах)» и «Затраты на инновационную деятельность организаций», оказывающие положительное влияние на экономическую безопасность регионов.

Диаграмма визуализации факторной нагрузки за 2010 год представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Визуализация факторной нагрузки за 2010 год

Источник: составлено автором.

Полученные расчёты показали, что 26,62% дисперсии обусловлено фактором под номером 1 – «Уровень безработицы (в процентах)», 26,77% обусловлено фактором номер 2 – «Затраты на инновационную деятельность организаций», 26,33% обусловлено фактором под номером 3 – «Инвестиции в основной капитал на душу населения». Фактор под номером 4 - «Индексы потребительских цен» объясняет 11% дисперсии экономической безопасности регионов ПФО.

На рисунке 5 представлены веса компонент и направление их влияния, учитываемое при формировании индекса экономической безопасности 2022 году.

Рисунок 5. Визуализация весов компонент, и их влияние, учитываемое при формировании индекса экономической безопасности 2022 году

Источник: составлено автором.

В 2022 году основным показателем становится показатель под номером 1 – «Уровень безработицы (в процентах)», имеющий наибольший удельный вес. Также наибольшее значение, хотя и отрицательное, имеет фактор под номером 2 – «Затраты на инновационную деятельность организаций.

Из рисунка 6 можно увидеть, что основным компонентом становится фактор под номером 1 – «Уровень безработицы (в процентах)», объясняющий 62,57% дисперсии. Также можно выделить влияние фактора под номером 4 – «Индексы потребительских цен», объясняющего 15,95% дисперсии.

Рисунок 6. Визуализация факторной нагрузки за 2022 год

Источник: составлено автором.

Безработица оказывает прямое воздействие на социальные аспекты общества. Высокий уровень безработицы может привести к социальной напряженности, ухудшению жизненного уровня и увеличению социальных проблем, что влияет на общую стабильность и безопасность региона.

В таблице 1 представлена рейтинговая оценка ранжирования регионов ПФО России по индексу экономической безопасности за рассматриваемый период времени, исходя из проведенного анализа основных компонентов.

Таблица 1. Ранжирование регионов Приволжского федерального округа России по индексу экономической безопасности за рассматриваемый период времени,

исходя из анализа основных компонентов

Регион
2000 год
2010 год
2022 год
Республика Мордовия
8
1
1
Республика Татарстан
12
6
2
Удмуртская Республика
5
11
3
Самарская область
9
3
4
Республика Марий Эл
11
7
5
Оренбургская область
1
14
6
Ульяновская область
2
2
7
Чувашская Республика
10
9
8
Республика Башкортостан
3
10
9
Кировская область
7
5
10
Пензенская область
6
12
11
Нижегородская область
13
13
12
Пермский край
14
8
13
Саратовская область
4
4
14
Источник: составлено автором.

Из таблицы 1 можно увидеть место того или иного региона Приволжского федерального округа России.

Так в 2010 и 2022 годах первое место в рейтинге занимает Республика Мордовия, поднявшаяся с восьмого места 2000 года. Республика Татарстан в 2022 году стала занимать второе место, улучшив свои показатели по сравнению с 2000 годом (12 место) и 2010 (6 место) годом.

Также улучшила свои показатели экономической безопасности Удмуртская Республика, перейдя с 11 места в 2010 году на третье место в 2022 году.

Самарская область перешла с третьего места на четвёртое за последние 12 лет в 2022 году. Также улучшила свои показатели Республика Марий Эл: с 11 места в 2000 году на пятое место в 2022 году.

Оренбургская область являлась лидером в полученном рейтинге в 2000 году, однако в 2010 году она оказалась на самом последнем 14 месте, а в 2022 году улучшила свои показатели, перейдя на шестое место. Также необходимо отметить улучшение и рост рейтинга показателей Чувашской Республики и Республики Башкортостан. Кировская область перешла с пятого на 10 место. Пермский край, также, как и Саратовская область, ухудшили свои показатели заняв 13 и 14 место в 2022 году.

Выводы

Таким образом, в работе была проведена рейтинговая оценка регионов Приволжского федерального округа России за 2000 г., 2010 г. и 2022 г. по показателям экономической безопасности на основе оценки весов исследуемых компонент и факторной нагрузки выбранных показателей за 2000 г., 2010 г. и 2022 г., что соответствует поставленной цели и задачам.

Исследование сводных индексов экономической безопасности регионов ПФО России выявило, что в 2010 г. и 2022 г. первое место в рейтинге занимает Республика Мордовия. Республика Татарстан в 2022 году стала занимать второе место, улучшив свои показатели по сравнению с 2000 годом и 2010 годом. Также улучшили свои показатели экономической безопасности Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Оренбургская область, Чувашская Республика и Республика Башкортостан. Самарская область перешла с третьего места на четвёртое за последние 12 лет. Пермский край, также, как и Саратовская область, ухудшили свои показатели к 2022 году.

Измерение значимости факторов с течением времени позволит планировать мероприятия по управлению экономической безопасности регионов ПФО. В результатах анализа можно наблюдать результаты экономической политики, проводимой в части экономической безопасности регионов России.

Выявленный процесс изменения показателей экономической безопасности требует дальнейшего изучения причин распространения и является важным индикатором правильной государственной политики, касающейся экономической безопасности России и достижения ЦУР 8.


References:

Bystrova Y., Melnik S., Nadtachaev P., Bidova B., Pratsko G. (2021). The main threats to economic security of the country E3S Web of Conferences. (273).

Dobryanskiy O. І. (2023). Ekzogennі determіnanti ekonomіchnoї bezpeki kraїni v umovakh globalnoї volatilnostі [Exogenous determinants of Ukraine's economic security in the context of global volatility]. Naukovі zapiski Natsіonalnogo unіversitetu «Ostrozka akademіya». Serіya «Ekonomіka»: naukoviy zhurnal. (1(29(57))). 50-54. (in Russian).

Dyuzhilova O. M., Vyakina I. V. (2015). Methodology of risk analysis and regional economic security threats Asian Social Science. (11(20)).

Golova I. (2021). Import Substitution Priorities for Ensuring the Economic Security of Russian regions SHS Web of Conferences. (110).

Golovin A. A., Golovin A. A., Shinkareva O. I. (2023). Finansovaya sostavlyayushchaya ekonomicheskoy bezopasnosti stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [The financial component of the economic security of the countries of the Eurasian Economic Union]. Proceedings of the South-Western State University. Series: Economy. Sociology. Management. (13(2)). 24-38. (in Russian). doi: 10.21869/2223-1552-2023-13-2-24-38.

Gorkovenko E. V., Platonova I. V., Rogova E. A. (2022). Sostoyanie ekonomicheskoy bezopasnosti regiona i napravleniya ee obespecheniya [The state of regional economic security and the directions of its provision]. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. (84(2)). 357-367. (in Russian). doi: 10.20914/2310-1202-2022-2-357-367.

Kapustina N. V., Kuznetsov Y. V., Pilipchuk N. V., Materova E. S., Lisova E. V. (2023). The Impact of the COVID-19 Pandemic on the Economic Security of Russian Regions: Assessment of Resistance to the Spillover Effects of Epidemic Risks Springer Nature.

Karsuntseva O. V., Denisova O. N., Burkina T. A. (2019). Strategic management of the regional economic security in the digital economy Journal of Advanced Research in Law and Economics. (10(4)).

Kayukov V. V., Shikhverdiev A. P. (2018). Institutsionalnaya kharakteristika ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Institutional feature of regional economic security]. Economy of the region. 14 (14(4)). 1181-1193. (in Russian). doi: 10.17059/2018-4-10.

Khuazheva A. Sh., Chinazirova S. K., Vodozhdokova Z. A. (2023). Otsenka vliyaniya elementov tenevoy ekonomiki na ekonomicheskuyu bezopasnost strany [Assessment of the shadow economy elements’ impact on the economic security of the country]. Vestnik Adygeyskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya «Ekonomika». (1(315)). 35-42. (in Russian). doi: 10.53598/2410-3683-2023-1-315-35-42.

Kruglova I. A., Zagornova V. Yu., Nazarov P. V. (2023). Obespechenie regionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti v usloviyakh ESG-povestki [Ensuring regional economic security within esg framework]. Journal of legal and economic studies. (2). 207-213. (in Russian). doi: 10.26163/GIEF.2023.32.43.031.

Lysenko Y., Zelenskaya J. (2017). System performance indicators of regional economic security SHS Web of Conferences. (35).

Manakhova I. V., Khrupina K. S. (2023). Sravnitelnaya kharakteristika sposobov otsenki ekonomicheskoy bezopasnosti rossii [A comparative analysis of russian economic security assessment methods]. The Economic Revival of Russia. (1 (75)). 56–66. (in Russian). doi: 10.37930/1990-9780-2023-1-75-56-66.

Mikhaylova A. A. (2018). The dimension of innovation in the economic security of Russian Regions European Journal of Geography. (9(4)).

Nemirova G. I., Mokhnatkina L. B. (2018). Sovershenstvovanie mezhbyudzhetnyh otnosheniy kak faktor obespecheniya regionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [Improving inter-budgetary relations as a factor of regional economic security]. Problemsof regional economy. (35(2)). 102-108. (in Russian).

Smirnov V. V., Osipov D. G., Babaeva A. A. (2020). Designing a Regional Economic Security System Designing a Regional Economic Security System. (753(5)).

Starovoytov V. G. (2022). Rol munitsipalitetov v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti rossiyskikh regionov [The role of municipalities in ensuring economic security of the Russian regions]. Security Issues. (1). 1-8. (in Russian). doi: 10.25136/2409-7543.2022.1.36842.

Tiutiunyk I., Belous J. (2021). The impact of tax gaps on the financial and economic security of the country Scientific Opinion: Economics and Management. (4(74)).

Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Yankauskas K. S., Kobil Sh. (2019). Otsenka urovnya bednosti kak kriteriya sotsialnoy sostavlyayushchey ekonomicheskoy bezopasnosti rossiyskikh regionov i stran EAES [Poverty assessment as a social criterion of economic security of Russian regions and EAEU countries]. Economics and management. (7). 4-14. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2019-7-4-14.

Yurina E. A., Tishchenko E. S., Fedotova E. V., Markov B. E., Kuzmenko N. I. (2022). New Approaches to the Economic Security of Russian Regions in Terms of the COVID-19 Pandemic

Страница обновлена: 27.04.2025 в 02:01:54