Продовольственная безопасность в России

Боробов В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (49), Январь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Боробов В.Н. Продовольственная безопасность в России // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 1. – С. 82-87.

Аннотация:
Практически во всех бывших социалистических странах цены на средства производства для сельского хозяйства были ниже мирового уровня. В то же время продовольственное потребление населения существенно субсидировалось, стимулируя его довольно высокий уровень. «Потребление таких продуктов, как мясо и молоко, зачастую оказывалось выше уровня стран со значительно более высоким душевым доходом», – отмечает доктор экономических наук, профессор Серова Е.В. в своем учебнике «Аграрная экономика».

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность



Практически во всех бывших социалистических странах цены на средства производства для сельского хозяйства были ниже мирового уровня. В то же время продовольственное потребление населения существенно субсидировалось, стимулируя его довольно высокий уровень. «Потребление таких продуктов, как мясо и молоко, зачастую оказывалось выше уровня стран со значительно более высоким душевым доходом», ‑ отмечает доктор экономических наук, профессор Серова Е.В. в своем учебнике «Аграрная экономика».

Кризисное состояние в 90-х годах АПК России привело к значительному уменьшению производства продовольствия. Производственные объемы сельхозпредприятий уменьшились почти на 2/3, а в целом, с учетом небольшого роста в хозяйствах населения и фермеров, на 43%. Кризис охватил практически все отрасли сельского хозяйства, кроме овощеводства и картофелеводства. Овощи и картофель выращиваются по примитивным технологиям, но почти двумя третями населения. Особо пострадали животноводство, кормопроизводство, производство зерна и сахарной свеклы.

Резкое снижение показателей такой отрасли как животноводство явилось результатом обвального падения численности скота и птицы. За 9 лет (1991-2000 гг.) поголовье крупного рогатого скота сократилось с 57,0 млн. голов до 27,5 млн. (уровень 1948г.), в том числе коров - с 20,6 млн. до 12,9 млн. (уровень 1946г.), свиней - с 38,3 млн. до 18,3 млн. (уровень 1956г.), овец и коз - с 44,6 млн. до 14 млн., т.е. в 4,2 раза (этого на территории России в XX веке никогда не наблюдалось!), птицы - с 659,8 млн. голов до 356,3 млн. (уровень 1970г.). Такого обвального снижения показателей поголовья скота и птицы в истории двадцатого века ни у кого не было.

В июле 2000 г. Правительство Российской Федерации одобрило концепцию новой агропродовольственной политики страны на 2001-2010 годы. В этом документе Правительство признало развитие АПК одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, определило основные направления активного воздействия на аграрную экономику. Предпринимаемые меры как в центре, так и на местах обеспечили положительные тенденции в развитии сельского хозяйства страны.

Не менее существенным является психологический перелом, произошедший в настроениях аграрников. Все больше производителей адаптируется к рыночным условиям. Начала укрепляться экономика сельхозпредприятий. Сократилось число убыточных хозяйств. Произошли сдвиги в пищевой и перерабатывающей промышленности, положение которых до 1999 г. было хуже, чем в сельском хозяйстве. Производство основных продуктов питания (кроме сахара из привозного сырья) уменьшилось здесь в 2-5 раз (производства масла растительного и макарон - более чем на 1/4).

В 2001 г. характерным было изменение структуры импорта: увеличение объемов ввоза большинства видов продовольственных товаров, при одновременном сокращении импорта алкогольной продукции и табачных изделий. Последнее стало следствием роста отечественного вино-водочного и табачного производства. Импорт мяса птицы вырос в 2 раза, мяса свежего и мороженого (кроме мяса птицы) ‑ в 1,4 раза, рыбы свежей и мороженой на 16,5%, масла растительного на 13,7%, сахара на 10%. Импорт шерсти уменьшился в 1,6 раза.

Сегодня связи российского сельского хозяйства с мировым агробизнесом имеют однобокий и невыгодный для России характер (известно, что мировой рынок продовольствия контролируют 7 транснациональных корпораций). В первое время после дефолта 1998г. импорт продовольствия снизился, но в дальнейшем по отдельным видам продуктов он вырос.

В течение 2000-2001 гг. рост объема экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия продолжался. В 2001 г. объем экспорта по сравнению с предыдущим годом вырос на 5% и составил 1,36 млрд. долларов США, а импорта, соответственно, на 19% и достиг 8,3 млрд. долларов. Наиболее высокий рост объема экспорта сложился по зерновым культурам - в 2,7 раза, сигаретам - в 2 раза, водке - на 12%. В 2001 г. почти в 4 раза уменьшился экспорт семян масличных культур (по сравнению с его объемом в 2000г.). Это было связано как с сокращением их производства, так и с благоприятной конъюнктурой на внутреннем рынке.

Цены на импортную продукцию в 2001 г. формировались с учетом конъюнктуры рынка, а также проводимой в Российской Федерации политики таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. По сравнению с уровнем в 2000 г. средние цены импортных операций по сахару, мясу свежему и мороженому, мясу птицы, цитрусовым несколько возросли, а по пшенице, маслу подсолнечному, маслу сливочному ‑ снизились.

Средние цены импорта (в конце 2001 г.) из стран дальнего зарубежья были ниже, чем из государств-участников Содружества: на мясо свежее и мороженое в 1,7 раза, мясо птицы в 2,3 раза, а также на масло подсолнечное - в 1,7 раза, масло сливочное - почти на 11 процентов. Это определялось проводимой этими странами демпинговой политикой. В то же время цены на зерно, завозимое в Россию из стран СНГ, были ниже на 12,7%, чем из государств дальнего зарубежья.

Финансовый кризис, разразившийся в августе-сентябре 1998г., убедительно продемонстрировал, что прилавки магазинов, заполняемые за счет импортной продукции, могут мгновенно опустеть, а цены на продукты, привязанные к доллару, резко возрасти как на импортные, так и на отечественные товары. В 1998 г. такое повышение составило 2,1-4,2 раза (хлеб - на 93%, водка подорожала на 70%). Все это остро поставило вопрос об обеспечении продовольственной безопасности, которая по методологии ООН и ФАО (международной продовольственной организации) опирается на естественное право человека на «свободу от голода» и базируется на:

1) бюджетном перераспределении прибыли наиболее доходных отраслей экономики (включая пищевую и торговлю продовольствием) в пользу сельскохозяйственного производства;

2) централизованные и разветвленные системы распределения и контроля бюджетных фондов поддержки сельского хозяйства;

3) создание крупных продовольственных комплексов.

Стала очевидной необходимость пересмотра внешнеэкономической, финансовой и ценовой политики. В то время для этого складывалась благоприятная обстановка.

На селе, где доля самых бедных, не достигающих даже прожиточного минимума, составляла почти 1/3. Удельный вес расходов на питание в сельской местности был гораздо выше, чем в городе. На селе - 63%, в том числе 50% ‑ это стоимость продуктов, произведенных в самих домохозяйствах, в городе ‑ 49%, в т.ч. 7% - стоимость продуктов питания, произведенных в домохозяйствах, или полученных ими в натуральном виде со стороны. Труд крестьянина становится все более тяжелым и менее квалифицированным, т.к. происходит деиндустриализация села, снижается уровень механизации. Только 1/6 списанных сельхозмашин замещается вновь.

Становится ясно, необходимо вырабатывать и реализовывать собственную стратегию перехода к модели устойчивого развития, которая должна включать в себя следующее:

1. Меры по поддержке отечественного производителя, обеспечение конкурентоспособности национальной продукции на внутреннем и внешнем рынках, внедрение прогрессивных технологий.

2. Усиление роли государства в развитии экономики, что должно предполагать государственное регулирование и защиту всех форм собственности.

3. Программу возрождения агропромышленного комплекса России, в которой должны быть определены приоритеты расходования государственных и внебюджетных средств, созданы благоприятные ценовые и налоговые условия для сельского товаропроизводителя.

4. Государственную программу обеспечения сырьем отечественной перерабатывающей промышленности за счет повышения производительности сельскохозяйственного труда. Это позволит (при усилении государственного регулирования и повышении рациональности использования рыночных механизмов за счет ускоренной оборачиваемости капитала в данной отрасли) создать необходимые фонды для подъема всего агропромышленного производства в стране.

5. Обеспечение паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

6. Реструктуризацию кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий, которая сегодня достигла астрономических цифр.

7. Развитие хозяйственных межотраслевых связей, интеграции сельхозпроизводителей, предприятий агросервиса и переработки, повышение плодородия земли, внедрение достижений научно-технического прогресса, увеличение капиталовложений и эффективности функционирования капитала в аграрном секторе, экологизации агропромышленного производствами.

8. Воссоздание социальной инфраструктуры села, обеспечение социальной защиты населения. Вопрос о возрождении российской деревни остается очень острым, так как связан со значительными финансовыми затратами. Между тем, капитальные вложения в социальную сферу села с 1990г. по 1998г. уменьшились в 3 раза.

9. Восстановление и укрепление хозяйственных связей Содружества.

Эти положения получили отражение в новой концепции агропродовольственной политики, где определена стратегия по поддержке АПК. В последние годы эти изменения уже произошли. Особенно в 2000-2001 годах. В немалой степени они обусловлены улучшением общеэкономической ситуации в стране и возросшим вниманием к проблемам АПК со стороны государства. Так, на финансирование мероприятий по приобретению отечественной техники и племенного скота на условиях лизинга для сельскохозяйственных товаропроизводителей выделено 7 млрд. рублей. Существенные изменения претерпела кредитная политика.

Положительно зарекомендовала себя введенная в 2000г. схема льготного кредитования товаропроизводителей АПК. Для финансирования весенне-полевых и уборочных работ, регионам выделено 2,8 млрд. руб. бюджетных ссуд на покрытие кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с оказанием ими сезонной финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Положительное воздействие на развитие ситуации в АПК сыграла и реструктуризация просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций по федеральным налогам и сборам, которая проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. Эти положительные сдвиги дают надежду на улучшение ситуации в АПК.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:59