Mechanisms for supporting industries within the framework of strategic planning (on the example of the Republic of Khakassia)

Normova Yu.V.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 5 (May 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67918252

Abstract:
The article examines the theoretical aspects of industrial policy in the strategic planning system and analyzes the sectoral structure, measures and tools of state support for industries on the example of the Republic of Khakassia. The data from the Support Measures Navigator of the State Industry Information System were used. The predominance of financial and credit support measures in comparison with organizational and managerial measures has been determined. This confirms the imbalance of state support tools for industry. The dominance of subsidiary support among financial and credit measures has been determined.

Keywords: state support measures for industry, organizational and managerial support measure, industry structure, industrial policy, financial and credit support measure



Введение

В условиях стратегических интересов национальной экономики реализуется промышленная политика, направленная на: «развитие промышленного потенциала РФ, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности РФ» [5]; «стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста» [6]; «устранение тех препятствий, которые не могут быть преодолены естественным ходом событий, то есть механизмами саморегуляции рынка» [1].

Промышленная политика - одно из основополагающих направлений долговременной стратегии экономического развития регионов. Следовательно, разработка эффективной стратегии промышленного развития - залог осуществления стабильности в экономическом субъекте. В практике реализации государственной политики используют различные инструменты государственного управления в сфере промышленности. Одним из инструментов является программно-целевой подход в рамках стратегического планирования. Результатом данного подхода является достижение целей промышленной политики с помощью реализации стратегий, федеральных и региональных программ развития.

Реализация региональных программ развития предоставляет возможность ориентировать экономику через комплексное воздействие на структуру в соответствии с вариантом социально-экономического развития в рамках стратегий развития [3]. Отличительной чертой региональных программ развития является их территориальная определенность, социальная ориентированность и отраслевой или областной характер [3]. При формировании программ развития, актуальной задачей является определение специализации субъекта и оказание соответствующих мер государственной поддержки [4].

Целью работы является оценка сбалансированности мер государственной поддержки для отраслей обрабатывающей промышленности на примере республики Хакасия в контексте стратегических документов.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Выполнить анализ отраслевой структуры республики Хакасия.

2. Изучить роль промышленной политики в системе стратегического планирования.

3. Провести анализ мер поддержки отраслей промышленности федерального и регионального уровня, основываясь на данных ГИСП.

Отраслевая структура республики Хакасия

Субъекты Сибирского федерального округа относятся к регионам сырьевой направленности, отличительной особенностью которых является наличие значительного ресурсного потенциала на территории субъектов, экономическую составляющую данных регионов составляют добыча и переработка запасов природных ресурсов.

Выполним анализ отраслевой структуры республики Хакасия, которая входит в состав Сибирского федерального округа. Основой для анализа являются данные Российского статистического ежегодника.

В республике Хакасия индекс промышленного производства для обрабатывающих производств демонстрирует нестабильность показателей 2017-2022 гг. (рисунок 1). Максимальное значение определено в Российской Федерации в 2021 г., в Сибирском федеральном округе и республике Хакасия в 2018 г., в 2022 г. наблюдается снижение индекса, значения которого ниже исходных данных 2017 г.

Рисунок 1 - Индекс промышленного производства, 2017 – 2022 гг. (в % к предыдущему году)

Источник: составлено автором по материалам [11]

Согласно данным рисунка 2 в республике Хакасия в 2022 г. сокращение индекса произошло из-за снижения показателей в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха (65,5 п.п. в 2022 г. по сравнению с 122,1 п.п. в 2017 г.), добычи полезных ископаемых (94,2 п.п. в 2022 г. по сравнению с 112 п.п. в 2017 г.).

Рисунок 2 - Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности в республике Хакасия, 2017 - 2022 гг. (в процентах к предыдущему году)

Источник: составлено автором по материалам [11]

При распределении объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в период с 2017 по 2022 гг. (рисунок 3) в республике Хакасия лидирует обрабатывающая промышленность, составляя в среднем за рассматриваемый промежуток времени 44%, далее располагаются добыча полезных ископаемых (33% в среднем с 2017 по 2022 гг.), обеспечение электрической энергией, газом и паром (22%), водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (1%).

Рисунок 3 - Объем отгруженных товаров в республике Хакасия, 2017-2022 гг. (в %)

Источник: составлено автором по материалам [11]

Промышленная политика в системе стратегического планирования

На сегодняшний день разработаны и реализуются стратегии, федеральные и региональные программы развития в сфере промышленности. В контексте данных стратегических документов определяются приоритетные отрасли развития, цели, задачи, механизмы и инструменты, способствующие достижению сформулированных целей, основываясь на анализе текущего социально-экономического положения и ресурсного потенциала территории.

Ключевые направления развития и реализации промышленной политики регионов Сибирского федерального округа отражены в Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, где «ключевыми задачами является опережающее развитие экономики; снятие инфраструктурных ограничений, сдерживающих экономическое развитие территории; внедрение современных технологий производства и рационального использования природных ресурсов» [8].

В каждом регионе реализуется Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, направленная на определение перспектив долгосрочного развития территории. На сегодняшний день утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года [7]. Стратегические приоритеты носят отраслевой характер. Приоритетными направлениями развития определены: создание конкурентоспособной экономики региона; переход на инновационный путь развития; технологическое развитие действующих и новых высокотехнологичных производств в отраслях промышленности.

Одним из инструментов реализации стратегии региона в рамках реализации промышленной политики и ее отдельных отраслей являются государственные программы. В рамках данного исследования рассмотрим государственную программу республики Хакасия «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее – государственная программа) и проведем оценку качества государственной программы методом логико-содержательного анализа [14].

Основной целью программы является развитие и повышение конкурентоспособности промышленности. Государственная программа разработана в соответствии с принятым стратегическим планом региона и направлена на решение актуальных проблем и формирование перспектив развития территории.

Заглавие государственной программы логично и корректно, объект регулирования оптимален и ориентирован на социальную потребность.

В тексте программы отсутствуют определения понятий, используемых в программе.

Цель определена, соблюден принцип единства цели. Объем цели не оптимален – цель сформулирована широко, имеет декларированный характер, не конкретна. Цель не соответствует понятию «цель» и напоминает ожидаемый результат.

Задачи государственной программы определены, конкретизируют указанную цель и обобщают перечень указанных мероприятий. Недостатками данного пункта определены: отсутствие логического основания для указанных задач программы; встречаются задачи, формулировки которых напоминает формулировку цели.

В тексте государственной программы для достижения указанных задач сформулирован перечень мероприятий, который связан с ответственными исполнителями, сроками реализации, показателями программы, ожидаемыми результатами. В данном перечне встречаются формулировки мероприятий, напоминающие формулировку задач. Представлены мероприятия всех типов: финансово-кредитные, организационные, информационные, исследовательские и материальное обеспечение, баланс между типами мероприятий обеспечен не в полной мере – количественно преобладают финансово-кредитные.

В государственной программе республики Хакасия указаны ожидаемые результаты, которые совпадают по смыслу и формулировкам с целевыми показателями. В разделе «Перечень основных мероприятий государственной программы» используются только количественные показатели, отражающие проделанную работу.

В рамках государственной программы особое внимание уделено обоснованию стимулирования технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, для данной задачи определены мероприятия, направленные на повышение технологического развития.

Анализ мер государственной поддержки отраслей промышленности

В арсенале государственной программы республики Хакасия перечислены разные типы мероприятий, представленные в различном соотношении. «Все применяемые государством меры поддержки можно разделить на финансово-кредитные и организационно-управленческие» [10]. «Первые оказывают воздействие на объект с помощью финансовых или кредитных инструментов. Финансовые инструменты поддержки промышленности утрачивают свою востребованность в каждые кризисные циклы, что одновременно усиливает роль применения нефинансовых инструментов. Организационно-управленческие меры призваны либо упростить и облегчить взаимодействие промышленного предприятия с внешней средой, либо направить движение данной среды на достижение намеченных долгосрочных целей промышленного развития» [9].

В республике Хакасия до 2021 г. отсутствовал Фонд развития промышленности, деятельность которого направлена на «создание единой информационной среды, оказание консультационно-информационных услуг, организацию образовательных мероприятий, финансовую поддержку в виде займов субъектам для реализации проектов» [12]. Согласно отчету о деятельности фонда «в 2022 г. выдано 8 займов на сумму 133 млн рублей, 6 заявок по грантам на сумму 8 млн рублей. По сравнению с 2021 г. произошло увеличение суммы выданных займов в 10,77 раз в 2022 г.» [12].

С 2014 г. Фонд развития республики Хакасия осуществляет деятельность по «привлечению государственных (бюджетных) вложений (инвестиций), а также внебюджетных средств; развитию промышленности и организации новых производств; повышению инвестиционной привлекательности Республики Хакасия» [13]. Согласно отчету о деятельности фонда для промышленных предприятий в 2022 г. реализовано и организовано:

- 2 инвестиционных проекта;

- содействие в разработке 2 бизнес-планов с учетом требований Фонда развития моногородов и Фонда развития промышленности;

- услуга по разработке 1 технического решения для реализации проекта в сфере повышения производительности труда ключевого производственного потока предприятия;

- участие на VII Восточном экономическом форуме-2022 и изготовление полиграфической продукции «Каталог промышленных предприятий Республики Хакасия»;

- участие на форуме «Импортозамещение» (г. Красноярск), направление презентационных материалов участников для более подробного рассмотрения со стороны крупного бизнеса Красноярского края;

- конкурс «Экспортер года» - мероприятие для экспортирующих компаний республики Хакасия;

- республиканский конкурс «Предприниматель Хакасии 2022»: «Экспортный потенциал», «Промышленник Хакасии».

Для детального изучения мер поддержки промышленной политики обратимся к данным информационной системы промышленности (ГИСП) - основной источник информации об инструментах государственной поддержки промышленности, используемых в стратегических документах [2].

В ГИСП на сегодняшний день представлено 246 активных мер поддержки для отраслей промышленности республики Хакасия, среди которых 235 мер федерального уровня, 11 мер регионального уровня:

- 82% - 201 мера финансовой поддержки, среди которых 163 меры – субсидии, финансирование в 2024 году предусмотрено для 61 меры.

- 8,4% - 21 мера регуляторной поддержки, финансирование в 2024 году не предусмотрено;

- 3,2% - 8 мер консультационной (информационной) поддержки, финансирование в 2024 году не предусмотрено;

- 3,2% - 8 мер поддержки внешнеэкономической деятельности, финансирование в 2024 году не предусмотрено;

- 2,4% - 6 мер образовательной поддержки, финансирование в 2024 году не предусмотрено;

- 0,8% - 2 меры имущественной поддержки, финансирование в 2024 году не предусмотрено.

Наибольшее количество мер характерно для финансово-кредитного типа, где преобладает субсидиарная поддержка. Информация об объеме бюджетных средств федерального и регионального уровня с 2020 по 2024 гг. в информационной системе ГИСП представлена в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1 - Объем федеральных бюджетных средств мер поддержки в республике Хакасия, 2020 – 2024 гг., (млн руб.)

Классификация мер поддержки
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
Субсидии
182305
223454
181394
78822
28407
Возмещение затрат
-
4 995
6 495
65
-
Государственная поддержка
(Корпоративная программа повышения конкурентоспособности)
-
5 708
-
-
-
Государственная поддержка
(Транспортировка промышленных товаров)
13000
-
-
-
-
Грантовая поддержка
-
-
-
900
-
Межбюджетные трансферты
1191
89
-
-
-
Промышленная ипотека
-
-
-
286
-
Стипендии работникам организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации
240
200
-
-
-
Источник: составлено автором по материалам [2]

Таблица 2 - Объем региональных бюджетных средств мер поддержки в республике Хакасия, 2020 – 2024 гг., (млн руб.)

Классификация мер поддержки
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
Субсидии
-
-
974
-
-
Возмещение затрат
19
-
-
40
-
Грантовая поддержка
-
-
99
-
-
Инвестиционные займы
-
50
-
-
-
Льготные займы
-
-
276
142
-
Источник: составлено автором по материалам [2]

Объем бюджетных средств на поддержку отраслей промышленности федерального уровня составляет: в 2020 г. – 196736 млн руб., в 2021 г. – 234446 млн руб., в 2022 г. – 187889 млн руб., в 2023 г. – 80073 млн руб., в 2024 г. – 28407 млн руб. Наибольшее количество бюджетных средств определено для субсидий в 2021 году с последующим сокращением средств.

Объем бюджетных средств регионального уровня составляет: в 2020 г. – 19 млн руб., в 2021 г. – 50 млн руб., в 2022 г. – 1349 млн руб., в 2023 г. – 182 млн руб., в 2024 г. – данные не представлены. Наибольшее количество бюджетных средств в республике Хакасия определено в 2022 г. Меры поддержки располагаются в следующем порядке (по убывающему признаку): субсидии, льготные займы, грантовая поддержка, инвестиционные займы и возмещение затрат.

Таким образом, система государственной поддержки отраслей промышленности в республике Хакасия характеризуется несбалансированностью, а именно преобладанием финансово-кредитных мер поддержки над организационно-управленческими мерами, где в количественном и финансовом выражении лидируют меры субсидиарной поддержки.

Заключение

Инструменты и механизмы реализации промышленной политики, представленные в стратегических документах, представляют собой синтез экономических и организационных средств. Их главной задачей является содействие разработке и производству новых видов продукции, а также решение задач по необходимому взаимодействию различных отраслей производства, технологических комплексов и отдельных предприятий для равномерного развития промышленного сектора в целом.

Проведенный в исследовании анализ полученных результатов показал, что государственная программа республики Хакасия имеет ряд недочетов, связанные с формированием цели и задач развития, планируемыми мероприятиями и ожидаемыми результатами. Качество и степень проработанности стратегических документов развития влияет на достижение установленной цели в рамках субъекта. Поэтому особое внимание необходимо уделять разработке программ развития в данной сфере.

Основными механизмами реализации промышленной политики являются: разработка и реализация стратегических документов в сфере развития промышленности с учетом особенностей развития территории; оказание различных мер поддержки субъектам промышленности, соблюдая баланс между финансово-кредитными и организационно-управленческими мерами государственной поддержки.


References:

Govorova N.V. (2019). Promyshlennaya politika v ES [Industrial policy in the EU]. Nauchno-analiticheskiy Vestnik Instituta Evropy RAN. (1). 108-113. (in Russian). doi: 10.15211/vestnikieran12019108113.

Kharchenko K.V. (2008). Logiko-soderzhatelnyy analiz kak algoritm otsenki munitsipalnyh tselevyh programm [Logical and meaningful analysis as an algorithm for evaluating municipal target programs]. Munitsipalnaya vlast. (5). 50-54. (in Russian).

Medved A.A. (2018). Instituty v kachestve faktorov investitsionnogo protsessa v ekonomike Rossiyskoy Federatsii [Institutions as factors of the investment process in the economy of the Russian Federation] Moscow: INFRA-M. (in Russian).

Romanova O.A., Ponomareva A.O. (2020). Promyshlennaya politika: novye realii, problemy formirovaniya i realizatsii [Industrial policy: new realities, formation and implementation issues]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 13 (2). 25-40. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2020.2.68.2.

Sidorova E.A. (2018). Promyshlennaya politika i eyo finansirovanie v ES [Industrial policy and its financing in the EU]. Nauchno-analiticheskiy Vestnik Instituta Evropy RAN. (6). 119-124. (in Russian). doi: 10.15211/vestnikieran620186.

Tolkachev S.A., Brzhezinskiĭ V.G. (2018). Instrumenty gosudarstvennoy podderzhki promyshlennosti skvoz prizmu institutsionalnogo podkhoda [Instruments of state support of the industry through the prism of the institutional approach]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 8 (1). 97-106. (in Russian). doi: 10.26794/2226-7867-2018-7-1-97-106.

Tolkachev S.A., Komolov O.O. (2019). Gosudarstvennaya politika podderzhki obrabatyvayushchikh otrasley promyshlennosti Rossii v usloviyakh mezhdunarodnyh sanktsiy [State policy to support manufacturing industries of russia under international sanctions]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 9 (6). 72-81. (in Russian). doi: 10.26794/2226-7867-2019-9-6-72-81.

Страница обновлена: 28.04.2025 в 10:10:11