Аграрная реформа и факторы развития предпринимательства в агропромышленном комплексе

Осипова А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (49), Январь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 12/2003) Современный (третий) этап аграрной реформы связан с «реальным освоением экономических методов хозяйствования, развитием рыночных механизмов, повышением устойчивости и конкурентоспособности самого производства, созданием регулируемого земельного рынка».

Ключевые слова: агропредпринимательство, аграрная реформа, аграрная политика



(Окончание. Начало в № 12/2003)

Современный (третий) этап аграрной реформы связан с «реальным освоением экономических методов хозяйствования, развитием рыночных механизмов, повышением устойчивости и конкурентоспособности самого производства, созданием регулируемого земельного рынка» [1].

Если одни экономисты отдают предпочтение «невидимой руке рынка», которая приведет к становлению агропродовольственного рынка в стране [2], то другие дают более конкретные и реальные рекомендации по созданию условий формирования привлекательной предпринимательской среды и «появлению эффективного собственника» [1].

Во-первых, это реструктуризация сельскохозяйственных предприятий с целью максимальной активизации их внутреннего потенциала и превращения в привлекательный объект для инвестирования [5]. Один из вариантов (не самый удачный) – создание нового параллельного хозяйства на земле хозяйства-банкрота с чистым банковским счетом. Между старым и новым предприятием заключается соглашение о совместной деятельности (определяется величина арендной платы за имущество, доля амортизационных отчислений, передаваемых хозяйству-банкроту), совместно они разрешают социальные вопросы [1].

Во-вторых, разработка и реализация программ вывода из кризиса тех предприятий, которые имеют реальные шансы стать рентабельными [1]. В безнадежных хозяйствах может произойти самороспуск, а на их базе действующие личные подсобные хозяйства в ожидании инвестора смогут объединиться в различного рода кооперативы некоммерческого характера. «Государство в этом случае, ‑ отмечает Дж. Стиглиц, ‑ вправе взять под свой контроль ранее приватизированные активы, получив возможность еще раз заняться некоторыми ключевыми проблемами, например, связанными с приватизацией» [4].

В-третьих, реализация прагматически ориентированной агропродовольственной политики. «Господдержка отечественного сельского хозяйства из-за ограниченных финансовых возможностей государства исключена, - отмечает Р.Р. Гумеров, - однако, возможно задействовать специфические внутренние источники роста, которыми обладает аграрный сектор, но которые в настоящее время либо прямо блокируются действующим законодательством, либо игнорируются исполнительной властью» [3]. В первую очередь это касается средств, получаемых в виде ввозных пошлин на продовольственные товары и сельхозсырье для их производства. Необходимо усилить их стимулирующую функцию, связать их взимание с государственной поддержкой отечественного производителя, с программируемыми структурными сдвигами в аграрной сфере. Для этого импортные пошлины и приравненные к ним сборы важно строго целевым образом и в полном объеме использовать для развития соответствующих отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса (АПК) России.

Выделим базовые факторы, призванные решить проблемы становления и развития агробизнеса и предпринимательства в АПК.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы.

Практика агробизнеса и предпринимательства опережает действующие нормы и требования правовых, нормативных и иных актов. Вносимые в них дополнения и изменения также не могут оказывать правовую поддержку новых коллизий и ситуаций в предпринимательстве, поскольку далеко не всегда учитывают реалии отечественного АПК. В частности, представляются достаточно сложными для решения вопросы о возможности сочетания кооперативных и акционерных начал в рамках агропромышленных формирований, получивших в последнее время большое распространение.

Нормы закона об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью ближе к практике промышленных, добывающих, строительных структур, нежели к отраслям АПК. Детально не проработаны вопросы внесения земли в уставной капитал и уставные фонды сельскохозяйственных структур. Не решены проблемы урегулирования отношений собственности в перерабатывающей отрасли, потенциально (и реально) угрожающие уводу из сферы АПК производственной базы (зданий, сооружений, транспорта и другого имущества).

2. Расширение инвестиционной базы.

Развитие агробизнеса и предпринимательства, особенно в стартовых периодах и тем более в условиях глубокого экономического, производственно-технического и социального кризиса большинства предприятий, не может осуществляться без привлечения финансовых и материальных средств. Инвестиции нужны не только для главной цели – обновления, инновации и расширения производства, но и на текущие расходы (в том числе на заработную плату). Инвестиции создают организационно-экономическую основу для восстановления и ввода в действие имеющегося достаточно крупного потенциала: земли, животноводческих комплексов, перерабатывающих производств и т.п. Увеличение инвестиций за счет собственных источников в сельском хозяйстве может быть лишь дополнительным фактором, так как прибыли от производства продукции пока незначительны.

Более позитивны перспективы увеличения инвестиций для расширения предпринимательской базы в пищевой и перерабатывающей отраслях АПК. При наличии достаточных мощностей процесс увеличения массы прибыли и дальнейшего расширения агробизнеса сдерживается отсутствием, вследствие дефицита инвестиций, необходимого количества сельскохозяйственного сырья. Учитывая возрастающий спрос на отечественное продовольствие, рост доходов населения, одним из реальных направлений развития предпринимательства является использование новых форм и методов взаимовыгодных производственно-экономических связей между сельским хозяйством и сферой переработки его продукции.

3. Развитие агропромышленной интеграции.

Данный фактор повышения экономической отдачи от агробизнеса и деятельности сельхозпредприятий, в отличие от двух приведенных выше, может быть использован значительно эффективнее в силу следующих причин:

‑ принятие организационных решений по выбору форм интеграции отраслей АПК и создание конкретных образований осуществляются, как правило, по инициативе и с согласия самих предприятий (их руководителей и коллективов) в рамках предоставленных им прав и полномочий. Административное, методическое и информационное обеспечение интеграционных мер сосредоточено на районном и региональном уровнях, и соответственно, не требуется согласования с вышестоящими органами и ведомствами;

‑ выбор и практическая реализация организационно-правовых форм интеграции (связанности) сельскохозяйственных, перерабатывающих, обслуживающих и торгово-сбытовых предприятий и организаций подразумевает наличие множества вариантов решений. Прежде всего, речь идет о степени взаимообусловленности технологических и финансовых связей (коммерческие и некоммерческие формирования: ОАО, ЗАО, ООО, кооперативные формы, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства и т.д.). Совместное предпринимательство может осуществляться по отдельным видам производственной и коммерческой деятельности (по производству, переработке и реализации мяса, молока, зерна, подсолнечника и т.п.) или по всей совокупной деятельности интегрирующихся предприятий. Выбор организационно-правовых форм, их создание и, что особенно важно, становление и укрепление могут происходить поэтапно, начиная с небольшого числа участников, с постепенным его расширением при дифференцированном статусе каждого, например, в виде дочернего или зависимого юридического лица, филиала, производственного подразделения и др.;

‑ в более чем половине сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий имеется задел по освоению рынка сырья и продовольствия, извлечению прибыли в сложных условиях переходного периода на основе выбора структуры производимой продукции, сроков ее реализации, глубины переработки и других предпринимательских действий.

Основной компонент устойчивой предпринимательской деятельности в рамках каждой технологической цепочки (производство – переработка – реализация – обновление техники) заключается в стабильном поступлении и наращивании объемов сельскохозяйственного сырья для повышения загрузки перерабатывающего оборудования. Данная проблема, исходя из динамики роста производства сельскохозяйственной продукции, останется актуальной, по крайней мере, до 2010–2012 гг. Поэтому вектор движения в рамках агропромышленной интеграции однозначен: перерабатывающие предприятия объективно должны стремиться к тесной производственно-технологической и финансово-экономической связанности с сельскохозяйственными товаропроизводителями.

4. Управление предпринимательством.

В широком плане данный фактор включает в себя несколько важных и взаимосвязанных составляющих. Сюда входят трансформация структуры и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов предприятий, а также владельцев крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом в качестве базовых используются следующие критерии:

‑ адаптированность к условиям современного и перспективного рынка;

- освоение работниками АПК инновационных технологий и концепций организации производства;

‑ использование новых экономических, налоговых и финансово-кредитных механизмов, принципов и методов общего и агропромышленного маркетинга, ценового регулирования, мер государственной поддержки АПК;

‑ создание приспособленной к рынку торгово-сбытовой и снабженческой сети предприятий и организаций; переход к современным способам ведения менеджмента, в частности, к информационным технологиям управления.

В настоящее время в системе АПК действуют позитивные общеотраслевые факторы развития предпринимательства и аграрная сфера имеет большой потенциал для наращивания объемов выпуска конкурентоспособной продукции.


Источники:

1. Аграрная реформа: Вопросы теории и практики. – М., 2001. - 134 с.
2. Агропродовольственный сектор России: на пути к рынку: Пер. с англ. / Под ред. П. Верхайма, Е. Серовой, К. Фронберга, Й. фон Брауна. – М.: ИЭПП, 2001. - 560 с.
3. Гумеров Р.Р. Аграрная политика: от диктата либералистических догм к экономическому прагматизму // Российский экономический журнал, 2003. № 2. С. 41-59.
4. Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? // Вопросы экономики, 1999. № 7. С. 4-30.
5. Эпштейн Д.Б. Финансово-экономические проблемы сельскохозяйственных предприятий России. – СПб.: Бизнес-пресса, 2002. - 180 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:55