Management system as a factor of company development
Bakirov M.R.1, Anisimov A.Yu.1
1 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Download PDF | Downloads: 24
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 2 (February 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63548371
Abstract:
The observed processes of stabilization of the modern economy and management, the liberalization of intra-organizational relations form the conditions for the development of the management system as a factor in the development of the company. In this regard, there is an increasing need for successful provision of a management system at the level of an effective personnel management system. This problem is considered in various information and scientific sources. However, the management system as a factor in the development of the company was considered in an interdisciplinary aspect. This article will consider the management system as a factor in the development of a company, identify development technology, and propose the organization of an effective management system.
Keywords: management, personnel, management, integrated approach, employee, model, technology, labor process
JEL-classification: M12, M50, M15
Введение. Актуальность исследования заключается в том, что за последние годы возрастает потребность в успешном обеспечении системы менеджмента как фактора развития предприятия. Стоит отметить, что практически неисчерпаемые резервы экономического и социального роста заложены именно в людях, в их сознательном отношении к труду, и именно в процессе труда сотрудники взаимодействуют между собой, создавая социальные и производственные отношения. Кроме этого, необходимо учитывать важные аспекты в развитии системы менеджмента, такие как управление персоналом и технологии управления менеджментом.
Методические основы и проблемы системы менеджмента рассмотрены в трудах следующих авторов: Армстронг М., Басенко В.П., Верховина В.И., Герчиковой И.Н., Грэхем Х.Т., Джейли Д.А., Дьяченко Е.И., Кибанова А. Я., Колот А.М., Крюковой А.А., Литвинюк А.А., Ящук Н.Ю.
Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе теоретических разработок, а также собственных авторских наработок. Однако, изучение системы менеджмента как фактора развития предприятия рассмотрено недостаточно и требует углубления на основе комплексного подхода, который включает в себя взаимосвязь всех компонентов управления персоналом как важнейшего фактора развития предприятием.
Целью данного исследования является рассмотрение теоретического аспекта системы менеджмента, а также исследование организации совершенствования системы менеджмента, чтобы она могла выступать фактором развития предприятия.
Основными задачами исследования, направленными на достижение цели, являются:
– рассмотрение понятия и сущности системы менеджмента;
– обоснование основных технологий менеджмента;
– предложение организации эффективности менеджмента.
Научная новизна. В статье теоретически обоснованы и апробированы новые положения:
– сформулирована и предложена модель по повышению профессионализма персонала;
– сформулирована и предложена модель на основе результатов системы качества;
– сформулирована и предложена модель по управлению над отклонениями в организационном процессе.
Формирование теоретических положений и разработка эффективной системы менеджмента стало возможным благодаря комплексному использованию методов системного анализа. В ходе изучения использовались такие научные методы как сравнительный, структурный анализ и анализ обработки информации, метод экспертных оценок и анализа.
Результаты. Анализ научной литературы позволил раскрыть сущность понятий «менеджмент» и «управление персоналом», определить теоретические основы процесса формирования управления персоналом и систематизировать основные направления системы менеджмента как фактора развития предприятия. В научных трудах авторами доказано, что организация эффективного управления персоналом предусматривает необходимость оптимизации взаимоотношений сотрудников непосредственно в трудовом процессе, планирования их трудовой деятельности с учетом поведения всего персонала. Наличие эффективной системы менеджмента обеспечивает формирование общепринятых принципов как для сотрудников, так и для руководства и организации в целом.
Сущность системы управлением персоналом
В современных условиях жесткой конкуренции все наибольшую актуальность приобретает управление персоналом, поскольку от его функционирования зависит эффективность деятельности предприятия в целом. Система менеджмента представляет собой систему методов управления, способствующих своевременному принятию решений, и является одним из ключевых направлений управления, процесс которого представляет собой организацию и контроль, предназначенный для достижения целей эффективного управления [14]. На сегодняшний день бытует мнение, что стабильность компаний и успех производственной деятельности напрямую зависит от высококвалифицированного персонала, а также от стратегического подхода по управлению трудовыми ресурсами.
Итак, управление персоналом подразумевает под собой управляющую деятельность,, целью которой является обеспечение роста производственной отдачи, активности сотрудников и повышение квалификации персонала. Определение «управления персоналом» (согласно формировке различных авторов в области менеджмента) представлены в таблице 1.
Таблица 1. – Трактовки исследователей понятия управления персоналом
№
п/п
|
Определение
|
Ящук
Н. Ю.
|
Автор
определяет как деятельность, ориентированная на изменение мотивации людей,
чтобы добиться полной отдачи, а, следовательно, максимальных результатов [17]
|
И.
Н. Герчикова
|
Автор
связывает данный термин с самостоятельным видом деятельности сотрудников, где
главной целью является обеспечение роста производственной отдачи, активности
персонала и повышение квалификации персонала [5]
|
А.
Я. Кибанов
|
Автор
трактует управление персоналом как меру управляющих воздействий,
обеспечивающих количественные и качественные характеристики персонала и
направленности к целям достижения предприятия [10]
|
Таким образом, объединив вышеперечисленные определения, управление персоналом является объективным процессом современного менеджмента, воздействие которого направлено на механизм управляющего процесса, а также на обеспечение производственной отдачи со стороны сотрудников. Важность управления персоналом заключается в формировании групп управления трудовыми ресурсами (рис.1).
Существуют три группы управления персоналом:
1. Административные методы – строятся на власти, дисциплине и взысканиях.
2. Экономические методы – строятся согласно экономическим законам.
3. Социально-психологические методы – стояться на моральном воздействии.
Рис. 1 – Группы управления персоналом
Источник: составлено автором на основании [7]
Одним из методов развития организации является мотивация и стимулирование как способ побуждения персонала на трудовую деятельность, так как именно трудовые ресурсы являются двигателем успешной организации [9]. В связи с этим, в интересах любой организации мотивировать сотрудников на положительную трудовую деятельность, и на сегодняшний день существует пять основных принципов, на которых основана успешная мотивация сотрудников [15]:
– убеждения (уважение, занятость);
– найм квалифицированных сотрудников (карьера, общее положение);
– система аттестаций (оплата труда, участие персонала в управлении, объективная ответственность за управление);
– запрет и ограничения для управления;
– поощрения.
Таким образом, значение мотивации как фактора развития организации заключается в том, что сотрудник, прежде всего, сам заинтересован в развитии предприятия.
Технологии системы менеджмента
В связи с тем, что система менеджмента позволяет выстроить стратегию эффективного управления организационным процессом, а также вовремя выявить и устранить проблемы в управлении организацией [16], организации заинтересованы в разработке своих управленческих технологий, которые представляют собой набор разработанных процедур, позволяющих обеспечивать эффективное использование трудовых и производственных ресурсов [12]. Управление поведением персонала тесно взаимосвязано с производственным процессом, так как именно в сотрудниках заложен необходимый для работы внутренний потенциал эффективной системы менеджмента. Трудовой потенциал сотрудника представляет собой определённую систему, включающую в себя три элемента (рис. 2):
Рисунок 2 – Трудовой потенциал сотрудника
Источник: составлено автором на основании [7]
1. Психофизиологический – способности сотрудника, работоспособность, состояние его здоровья, тип эмоциональной системы, черты характера и т.д.
2. Квалификационный – глубина познаний, комплекс трудовых навыков, обусловливающих способность сотрудников к трудовой деятельности.
3. Мотивационный – ценностные ориентации, мотивы, потребности в области трудовой деятельности.
Для обоснования технологий системы менеджмента обратимся к Российскому опыту управления производственным процессом [4]. Стоит отметить, что в нашей стране развитие системы менеджмента происходило проблематично, и связано это с тем, что под воздействием информационной революции прошлого века происходили глобальные изменения условий всех субъектов экономики, что неизбежно привело к ряду проблем, а именно [1]:
1. Недостаточный опыт управления персоналом в условиях реформирования и развития рыночных отношений. Здесь очевидна низкая компетентность руководства и персонала в той или иной деятельности – руководство и сотрудники, в силу отсутствия навыков и умений, не в полной степени справляются с теми или иными обязанностями.
2. Не поработана система менеджмента качества. Здесь отрицательным фактором системы менеджмента является низкая вовлеченность руководства в менеджмент качества.
3. Низкое качество управление по выявленным отклонениям.
Среди вышеуказанных проблем следует обозначить и причины возникновения трудностей на пути развития системы менеджмента [6]:
1) Выраженный социоцентризм. В Российской системе менеджмента по отношению к личности очевиден принцип социума, который можно наблюдать и в отношении управления персоналом, где интересы организационной группы доминируют в зависимой структуре.
2) Коллективизм. Данная особенность связана с социоцентризмом и в определённом смысле следует за данной системой. Сотрудники находятся в ожидании некоторой поддержки от команды, а также от лидера и компании в целом, а лидер, в свою очередь, сосредоточен на работе команды. Данная особенность порождает определённые трудности в системе менеджмента, так как зачастую сотрудники, которые знают свой коллектив и проблемы своего коллектива, не привлекаются к решению проблем.
К преимуществам Российской системы менеджмента следует отнести [8]:
– креативный подход руководства к решению проблем, а также способность нестандартно мыслить. Это связано с тем, что менеджеры умеют искать новые пути для достижения поставленных целей, проявляя при этом новаторскую деятельность;
– ориентир управленцев на благоприятную обстановку в коллективе. Данная характерная черта системы менеджмента связана с лояльностью персонала, а также с высокой работоспособностью сотрудников при выполнении тех или иных обязанностей. Данная преимущественная особенность подразумевает четкую структуру задач, заботливое внимание к сотрудникам и их профессиональными качествами [3].
Таким образом, система менеджмента как фактор развития предприятия строится, прежде всего, на принципах эффективного управлении организацией и представляет собой систему работающих элементов организационного процесса и мер, позволяющих достичь целей в указанные сроки. Важным представляется факт того, что в разработке технологий и организации системы менеджмента следует соблюдать важные нормы поведения каждого сотрудника.
Организация системы эффективного менеджмента
В связи с тем, что организация отечественной системы менеджмента наделена рядом проблем, прослеживается важность разработки и внедрения модели эффективной системы менеджмента в организационный процесс управления, которая должна предусматривать все необходимые аспекты оптимизации взаимоотношений сотрудников и руководства, повышения качества продукции и совершенствования базовых принципов организационного процесса.
Таким образом, разработка эффективной системы менеджмента должна базироваться на следующих моделях :
1. Модель по повышению профессионализма персонала – данная технология системы менеджмента предполагает, что каждый сотрудник наделён своими полномочиями и обязанностями, а также позволяет компаниям выстраивать систему управления, разделённую по функциональным операциям. Преимущества данной модели [11]:
– руководитель освобождается от рутинной волокиты, что расширяет возможности для решения важных задач предприятия;
– высокий уровень самореализации и мотивации сотрудников, что влечёт за собой рациональное распределение полномочий и обязанностей сотрудников;
– высокий уровень выбора и принятия важных решений сотрудниками, что влечёт за собой успешный исход нерешенных вопросов между сотрудников;
– эффективность управленческих решений и принятие важных стратегических задач.
2. Модель на основе результатов системы качества – данная система менеджмента оценивает действия сотрудников, направленные на конкретный положительный результат [13]. В данном случае необходима надлежащая вовлеченность руководства в менеджмент качества. Преимущества данной модели:
– оплата труда зависит напрямую от производительности каждого из сотрудников;
– повышение ответственности каждого из сотрудников.
3. Модель по управлению над отклонениями в организационном процессе – данная модель позволяет руководителю концентрировать своё внимание на выявление кризисных ситуаций для успешного решения производственного процесса. Преимущества данной модели:
– у руководства имеется возможность выявлять отклонения от норм на ранних стадиях управленческого и производственного процесса;
– высокая эффективность решения проблем.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система менеджмента подразумевает под собой совокупность взаимосвязанных управленческих компонентов организационного процесса и является главным рычагом в организации любого предприятия, так как именно от сотрудников и их слаженной работы зависит развитие производственного процесса. В статье была раскрыта сущность системы менеджмента, обосновано содержательное понятие «управления персоналом», а также выявлены проблемы системы менеджмента и систематизированы основные направления эффективного управления, согласно которым предложены три модели для формирования эффективной системы менеджмента, которая сможет выступать фактором развития организационного и производственного процесса.
Таким образом, организация эффективной системы менеджмента подразумевает под собой оптимизацию взаимоотношений сотрудников, планирование их трудовой деятельности и наличие эффективной системы управления организационным процессом.
References:
Armstrong M. (2008). Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami [Human resource management practice] M.. (in Russian).
Basenko V.P., Zhukov B.M., Romanov A.A. (2012). Organizatsionnoe povedenie [Organizational behavior] M.: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K». (in Russian).
Dyachenko E.I., Lymareva O.A. (2017). Rol motivatsii i stimulirovaniya trudovoy deyatelnosti v sisteme upravleniya personalom sovremennoy organizatsii [The role of motivation and stimulation of labor activity in the personnel management system of a modern organization]. Simvol nauki: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. (6). 171-175. (in Russian).
Dzheyli D.A. (2016). Mikroekonomika: prodvinutyy uroven [Microeconomics: Advanced level] M.. (in Russian).
Gerchikova I.N. (2013). Menedzhment [Management] M.: YuNITI. (in Russian).
Gibson Dzheyms L. (2015). Organizatsiya: povedenie, struktura, protsessy [Organization: behavior, structure, processes] M.: Infra-M. (in Russian).
Grekhem Kh.T. (2023). Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human resource management] M.: Yuniti. (in Russian).
Khekkhauzen Kh. (2021). Motivatsiya i deyatelnost [Motivation and activity] SPb.: Piter. (in Russian).
Kibanov A.Ya. (2013). Osnovy upravleniya personalom [Fundamentals of personnel management] M.: Infra-M. (in Russian).
Kolot A.M. (2018). Motivatsiya, stimulirovanie i otsenka personala [Motivation, stimulation and evaluation of staff] K.: KNEU. (in Russian).
Kryukova A.A. (2017). Innovatsionnye podkhody k motivatsii personala [Innovative approaches to staff motivation] M.. (in Russian).
Litvinyuk A.A. (2015). Motivatsiya i stimulirovanie trudovoy deyatelnosti [Motivation and stimulation of work activity] M.: Izd-vo Yurayt. (in Russian).
Sapunova T.A., Tongush V.V. (2016). Otsenka effektivnosti sistemy menedzhmenta kachestva [Evaluation of the effectiveness of the quality management system]. The symbol of science. (11-1(23)). 162-163. (in Russian).
Shakhovoy V.A. (2015). Motivatsiya trudovoy deyatelnosti [Motivation of work activity] M.: Berlin. (in Russian).
Verkhovin V.I. (2015). Trudovoe povedenie [Work behavior] M.: Izd-vo RUDN. (in Russian).
Verkhovin V.I. (2018). Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic Sociology] M.: Izd-vo RUDN. (in Russian).
Yaschuk N.Yu. (2016). Stil upravleniya [Management style]. Scientific and methodical electronic journal Concept. 15 2046-2050. (in Russian).
Страница обновлена: 03.05.2025 в 20:44:43