A methodological approach to assessing the potential size of shadow employment, shadow turnover, value added and the the volume of shortfall in tax revenues to the budget system due to the existence of the shadow sector

Gulyy I.M.1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549327

Abstract:
At the present stage, the problem of the lack of a unified tool for determining the number of people employed in the shadow economy (not included in the statistics) remains unresolved. There is no unified methodology that would allow statistical agencies, regional and federal authorities to reliably understand the scale of those employed in the shadow economy in a particular region and in the country as a whole, which would allow them to have a clear information base for planning activities, tools and mechanisms for countering the shadow sector. Despite some fragmentary attempts to prepare recommendations on the assessment of statistical parameters of shadow employment and gross regional product, a unified methodological approach to their assessment has not yet been formed. In the article, the author substantiates a methodological approach to assessing the scale of shadow employment and shadow value added generated in the economy of the region and determining the potentially possible amounts of additional tax revenues to the budget system of the region in case of minimizing shadow employment. The approach is based on the statistical exclusion from the total number of the unemployed of those who are physically and objectively unable to engage in income-generating activities. The research materials are addressed to representatives of federal and regional government authorities responsible for the implementation of measures to counteract the development of the shadow sector.

Keywords: shadow employment, shadow GRP, shadow turnover, hidden shadow employment

JEL-classification: E24, J21, O10, O17



Введение

В настоящей статье автор описывает методический подход к оценке теневой занятости, объема теневого валового регионального продукта, обусловленного ее наличием, и размера недополученных налоговых поступлений. Методический подход используется в отдельных регионах, в частности, при разработке мероприятий по противодействию развитию теневой экономики в Вологодской области.

Актуальность исследования

Оценка теневой занятости остается перспективным направлением исследования в экономической науке и практике управления экономической системой территорий и отдельных стран.

Актуальность углубления методологической основы оценки теневой сферы в экономике подтверждается также тем, что до сих пор отсутствует четкий единый инструментарий определения численности занятых в серой зоне, нет единой методики, которая бы позволила статистическим органам, региональным и федеральным органам власти конкретно понимать масштаб занятых в тени в конкретном регионе и в стране в целом, что позволило бы иметь четкую информационную базу для планирования мероприятий, инструментов и механизмов противодействия теневому сектору.

Литературный обзор в рамках исследования

Рассмотрению отдельных методологических особенностей оценки теневой занятости и вопросов анализа параметров экономической безопасности посвящены многие вышедшие в научной печати работы. Среди них отдельно отметим следующие.

Барсукова С.Ю. [1] рассматривает возможности сдерживания теневых процессов в сфере труда в разных вариантах трудового законодательства, представленных властью и профсоюзами. Сравнительному анализу методов оценки количественных параметров теневой экономики (прямых оценок, косвенных оценок, мягкого моделирования, скрытых переменных, структурный метод) посвящена работа А.П. Власова [2].

Правая природа теневой занятости, юридическое обоснование причины появления «серого» рынка труда раскрыты в работе В.А. Макаровой [7].

Многие российские авторы, среди которых: В.М. Волкова [3], Ю.В. Егоров [4], Н.А. Журавлева Н.А., А.В. Костылев [5], Л.Ф. Казанская, Ш.Ш. Ризакулов, В.М. Артимович [6], Л.М. Чеченова [10], основное внимание в методологическом плане уделили связи параметров теневого сектора и уровня экономической безопасности отраслей экономики.

Методологии статистической оценки масштабов теневой экономики на уровне государства посвящена работа С.А. Силаевой [8].

Научный пробел. Вместе с тем, отметим, что единого методологического подхода к оценке теневой занятости до сих пор не сформировано.

Цель исследования: обосновать методический подход к оценке потенциальной теневой занятости, теневого объема валового регионального продукта и возможных дополнительных налоговых поступлений в региональные бюджеты, и далее на основе такого методического подхода провести расчеты указанных параметров для ряда российских регионов.

Научная новизна заключается в формировании методологического подхода к оценке масштабов теневой занятости населения, теневой добавленной стоимости, формируемой в экономике региона и определению потенциально возможных объемов дополнительных налоговых поступлений в бюджетную систему региона в случае минимизации теневой занятости, основанного на статистическом исключении из совокупности численности жителей, относящихся к неработающему населению, тех, кто реально физически и в силу объективных обстоятельств не способен заниматься деятельностью, приносящей доход.

Авторская гипотеза исследования: теневой сектор экономики в части теневой занятости в основном формируется из статистической совокупности численности индивидов, которые формально относятся к неработающему трудоспособному населению, официально не трудоустроены и не являются фактически самозанятыми и, в то же время, не относятся к лицам, которые не могут трудиться в силу объективных причин (декретный отпуск, официальная регистрация в службе занятости, уход за больными родственниками, выход на пенсию и инвалидность). Объем теневого валового регионального продукта возможно оценить, имея оценочные данные по теневой занятости, доле оплаты труда в валовой добавленной стоимости, и предполагая, что как минимум два прожиточных минимума получает индивид, занимаясь неоформленной официально трудовой и иной приносящей доход деятельности

Методология и информационная основа исследования.

Информационная основа проведенного исследования включает в себя официальные данные органов власти и государственных фондов, осуществляющих реализацию полномочий по мониторингу рынка труда (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации), социальному и медицинскому страховому обеспечению (Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Информационная база исследования также включает в себя статистические данные Росстата (ЕМИСС) [9], показатели Министерства экономического развития Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой исследования является теория институциональной экономики, неоинституционализма, отдельные направления экономических учений, называемые в последнее время как «поведенческая экономика», экономика агентских соглашений, а также теория игр.

Результаты

Методический подход к оценке теневой занятости, теневого объема валового регионального продукта, дополнительного объема налоговых отчислений в региональные бюджеты

Для оценивания гипотетической максимально возможной численности занятых в теневом секторе экономики региона мы исходим из следующего. Основу теневой занятости формируют лица официально неработающего трудоспособного населения, численность которых можно оценить путем вычитания из численности официально неработающего населения трудоспособного возраста численности индивидов, которые формально относятся к неработающему трудоспособному населению, официально не трудоустроены и не являются фактически самозанятыми, но, в то же время, не относятся к лицам, которые не могут трудиться в силу объективных причин (декретный отпуск, официальная регистрация в службе занятости, уход за больными родственниками, выход на пенсию и инвалидность).

Последовательность расчета показателей в рамках рассматриваемого нами подхода:

1) Потенциальная численность занятых трудоспособного возраста, в теневом секторе Чп.тен рассчитывается по формуле 1:

Чп.тен = Ннтр – (Чб + Чж + Чи + Чп + Чр), (1)

где Ннтр – неработающее население трудоспособного возраста; Чб – официально зарегистрированные безработные; Чж – численность женщин в декретном отпуске; Чи – численность неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте; Чп – численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте; Чр – численность лиц, ухаживающих за нетрудоспособными гражданами.

При этом численность женщин в декретном отпуске (Чж) предлагается оценить, как: Чж = Чрод * 3, где Чрод – численность родившихся, в среднем за год, по итогам последних 3 лет, 3 – средний оценочный параметр нахождения в декретном отпуске (лет).

2) «Теневой» фонд оплаты труда Фтен предлагается оценить по формуле 2:

Фтен = Чп.тен * 2 * ПМ * 12, (2)

где ПМ – величина прожиточного минимума (условно вводим допущение: заработная плата в теневой сфере равна как минимум двум прожиточным минимумам в регионе); 12 – число месяцев в году.

3) «Теневой» оборот – выручка рассчитывается по формуле 3:

Втен = Фтен / (αфот / 100), (3)

где αфот – средний расчетный параметр отношения (доли) фонда оплаты труда в выручке по всем отраслям экономики, %.

4) «Теневой» валовой региональный продукт ВРПтен рассчитывается по формуле 4:

ВРПтен = Втен * βврп / 100, (4)

где βврп – средний расчетный параметр отношения (доли) валовой добавленной стоимости в выручке по всем отраслям экономики, в %.

5) Потенциальный объем недополученных налоговых отчислений в бюджетную систему вследствие существования теневой занятости рассчитывается по формуле 5:

Нпот = ВРПтен * Нн / 100, (5)

где Нн – средний расчетный параметр налоговой нагрузки, который определяется отношением поступлений по налогу на доходы физических лиц и поступлений при применении специальных налоговых режимов (налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения) к валовому региональному продукту за конкретно принятый отчетный период, в %.

Оценка теневой занятости, теневого объема валового регионального продукта, дополнительного объема налоговых отчислений по регионам Северо-Западного федерального округа в 2022 году

Проведем оценку указанных выше показателей (формулы 1-5) по регионам Северо-Запада России по данным 2022 года.

В таблице 1 приведены исходные данные для оценки предложенных показателей.

Таблица 1

Исходные данные для расчета теневой занятости, теневого ВРП и потенциальных дополнительных налоговых поступлений по регионам Северо-Западного федерального округа в 2022 году

Показатели
Карелия
Коми
Архангельская
Вологодская
Калининградская
Ленинградская
Мурманская
Новгородская
Псковская
Санкт-Петербург
Численность населения, не входящего в состав рабочей силы, по полу и возрастным группам, в возрасте 15-64 лет, тыс. человек
120,5
169,7
228,6
228,7
174,5
319,6
124,9
106,9
115,8
686,9
Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, тыс. человек
4,9
5,9
7,6
5,7
5,0
4,0
4,8
2,5
2,1
18,0
Число родившихся за год, тыс. человек
4,4
6,4
8,2
9,3
8,2
12,0
5,6
4,3
4,3
50,4
Оценка численности женщин в декретном отпуске, тыс. человек
13,1
19,2
24,5
27,9
24,5
36,1
16,9
12,8
12,9
151,3
Численность работающих инвалидов, состоящих на учете в системе обязательного пенсионного страхования, тыс. человек
4,3
7,2
8,1
9,6
8,8
19,4
3,3
6,9
5,6
78,2
Численность пенсионеров, получающих пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», не достигших общеустановленного пенсионного возраста (неработающих), тыс. человек
24,4
33,9
41,8
18,9
11,6
19,4
23,2
8,8
9,1
49,3
Численность неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, тыс. человек
5,9
3,8
9,2
17,8
12,1
7,8
1,1
7,3
10,2
18,3
Объем валового регионального продукта (ВРП), млрд. рублей
447,1
857,0
1055,4
1009,9
675,0
1481,2
1083,8
342,1
219,9
9440,4
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), млрд. рублей
317,0
1386,8
737,8
1952,9
1222,5
2470,0
1240,2
520,8
250,4
29231,6
Фонд начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций, млрд. рублей
119,6
225,0
289,5
215,4
153,5
375,3
271,7
92,7
79,9
2271,1
Величина прожиточного минимума на 1 жителя (все население) (за год), тыс. рублей
16,6
16,9
16,1
14,1
14,3
14,1
22,3
13,6
13,8
14,5
НДФЛ и налог на совокупный доход, млрд. рублей
22,1
32,9
41,3
39,9
46,1
74,7
49,6
15,5
15,6
482,9
Источник: [9].

В таблице 2 сведены расчеты параметров: потенциальной численности занятых трудоспособного возраста, в теневом секторе, «теневого» фонда оплаты труда, «теневого» оборота, «теневого» валового регионального продукта, потенциального объема недополученных налоговых отчислений в бюджетную систему вследствие существования теневой занятости.

Таблица 2

Расчет оценочных параметров теневой экономики по регионам Северо-Западного федерального округа в 2022 году

Показатели
Карелия
Коми
Архангельская
Вологодская
Калининградская
Ленинградская
Мурманская
Новгородская
Псковская
Санкт-Петербург
Оценка потенциальной численности занятых в теневом секторе, тыс. человек
67,8
99,7
137,5
148,9
112,5
232,8
75,6
68,6
75,9
371,9
Оценка «теневого» фонда оплаты труда, млрд. рублей
27,0
40,5
53,3
50,2
38,7
78,6
40,4
22,4
25,1
129,2
Оценка «теневого» оборота – выручки, млрд. рублей
71,7
249,4
135,8
455,4
308,3
517,1
184,3
126,1
78,6
1 663,0
Оценка «теневого» валового регионального продукта, млрд. рублей
101,1
154,1
194,3
235,5
170,2
310,1
161,1
82,8
69,1
537,1
Оценка потенциального объема недополученных налоговых отчислений, млрд. рублей
5,0
5,9
7,6
9,3
11,6
15,6
7,4
3,7
4,9
27,5
Источник: расчеты автора.

На рисунке 1 показаны оцененные нами параметров относительного показателя удельного веса (доли) величины объема недополученных налоговых отчислений в бюджетную систему вследствие существования теневой занятости в объеме налоговых поступлений по регионам Северо-Запада. Значение показателя варьируется от 1,1% (Республика Коми) до 16,3% (Псковская область). Отметим регионы Северо-Запада России, которые смогут в наибольшей степени выиграть и получить значительную часть бюджетных пополнений в случае кардинального сокращения теневой занятости и ее минимизации: Новгородская, Псковская, Мурманская, Архангельская области и Республика Карелия.

Рисунок 1. Относительный показатель удельного веса (доли) величины объема недополученных налоговых отчислений в бюджетную систему вследствие существования теневой занятости (по оценке) в объеме налоговых поступлений по регионам, в % (по данным 2022 года)

Источник: построено автором на основе собственных расчетов по данным [9].

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные его выводы.

Подтверждена научная гипотеза исследования: теневая занятость оценивается с достаточно высокой степенью достоверности и точности как разность между численностью неработающего населения в трудоспособном возрасте и численностью граждан, которые официально зарегистрированы как безработные, численностью граждан, которые занимаются уходом за новорожденными детьми, уходом за нетрудоспособными гражданами, получают пенсию по инвалидности и пенсию до достижения официального пенсионного возраста. Потенциальный теневой оборот в регионе с помощью доступных статистических данных предложено рассчитать через долю заработной платы в выручке организаций и предпринимателей по региону. Потенциальный объем теневого валового регионального продукта необходимо оценивать посредством умножения оцененного параметра теневого оборота на средний уровень доли валовой добавленной стоимости в выручке по экономике.

Потенциальный объем недополученных налоговых отчислений по регионам Северо-Западного федерального округа оценен нами в значении от 5 до 27,5 млрд. рублей (по данным 2022 года).

При этом относительный показатель удельного веса величины объема недополученных налоговых отчислений в бюджетную систему вследствие существования теневой занятости в объеме налоговых поступлений по регионам варьируется от 1,1% (Республика Коми) до 16,3% (Псковская область). Регионы Северо-Запада России, которые смогут в наибольшей степени выиграть и получить значительную часть бюджетных пополнений в случае кардинального сокращения теневой занятости и ее минимизации: Новгородская, Псковская, Мурманская, Архангельская области и Республика Карелия.


References:

Barsukova S.Yu. (2003). Tenevaya zanyatost: problemy legalizatsii [Shadow employment: problems of legalization]. Problems of forecasting. (1). 136-147. (in Russian).

Chechenova L.M. (2021). Metodika kompleksnoy otsenki organizatsii kak instrument planirovaniya i prognozirovaniya ee effektivnogo razvitiya [Methodology for a comprehensive assessment of an organization as a tool for using planning and forecasting its effective development]. Byulleten rezultatov nauchnyh issledovaniy. (2). 69-81. (in Russian). doi: 10.20295/2223-9987-2021-2-69-81.

Egorov Yu.V. (2013). Ispolzovanie ekspertnyh otsenok dlya formirovaniya optimalnyh gruzovyh tarifov na zheleznodorozhnom transporte [The use of expert assessments for the formation of optimal freight tariffs in railway transport]. Ekonomika zheleznyh dorog. (9). 49-56. (in Russian).

Kazanskaya L.F., Rizakulov Sh.Sh., Artimovich V.M. (2017). Napravleniya povysheniya ekonomicheskoy effektivnosti upravleniya bezopasnostyu dvizheniya v zheleznodorozhnoy kompanii [Directions of increase of economic efficiency of traffic safety management in railway companies]. Uchenye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. (22). 115-129. (in Russian).

Makarova V.A. (2017). Tenevaya zanyatost. Perspektivy legalizatsii «serogo» rynka truda [Shadow employment. Prospects for the legalization of the "gray" labor market] Scientific support of the agro-industrial complex. 805-806. (in Russian).

Silaeva S.A. (2001). Statisticheskie metody otsenki masshtabov tenevoy ekonomiki v Rossiyskoy Federatsii [Statistical methods for estimating the scale of the shadow economy in the Russian Federation] Saint Petersburg. (in Russian).

Vlasov A.P. (2015). Metody otsenki tenevoy ekonomiki [Methods of assessing the shadow economy]. National security / nota bene. (3(38)). 417-426. (in Russian). doi: 10.7256/2073-8560.2015.3.15154.

Volkova E.M (2020). Faktory, opredelyayushchie uspekh realizatsii proektov stroitelstva vysokoskorostnyh magistraley [Factors determining the success of hsr building projects]. Transportnye sistemy i tekhnologii. 6 (2). 5-19. (in Russian). doi: 10.17816/transsyst2020625-19.

Zhuravleva N.A., Kostylev A.V. (2010). Otsenka porogovyh znacheniy ekonomicheskoy bezopasnosti kompaniy infrastrukturnogo kompleksa [Valuation of threshold amounts of economic security in companies of infrastructure complex]. ETAP: economic theory, analysis, practice. (1). 39-565. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 16:18:56