Market analysis of public-private partnership projects and their financing for national social development

Andreeva O.V.1, Shevchenko I.A.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Journal paper

Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 4, Number 3 (July-september 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=65666114

Abstract:
In modern realities, the importance of cooperation between the state and business on mutually beneficial terms in solving a number of tasks aimed at the socio-economic development of the country is growing. One of the forms of such cooperation is public-private partnership (PPP), which is a mechanism for attracting private investment in industries where market failures are noted. These market failures include problems in social development, due to insufficient budget funds needed to eliminate existing problems, exacerbated by the negative impact of geopolitical and economic factors on the country's economy factors, when many sectors of the domestic economy are in urgent need of financial support from the state. The article presents the general and specific features of the implementation of PPP projects in Russia in comparison with foreign countries. The concept and principles of public-private and municipal-private partnerships are discussed. Forms of PPP are given. The article analyzes the number of PPP projects and the volume of their financial support in terms of forms, infrastructure areas, and sources of financing. The peculiarities of the implementation of PPP projects in the social sphere are shown; and it is concluded that the design of the PPP financial mechanism in the social sphere should correspond to the interests of the interacting parties, create a favorable space for the effective use of its elements, ensure the effective implementation of PPP projects and achieve economic and social effects.

Keywords: public-private partnership, municipal-private partnership, corporate finance, financial mechanism, social sphere

JEL-classification: G32, L32, O16



Введение

В современных реалиях возрастает значимость сотрудничества государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях в решении спектра задач, направленных на социально-экономическое развитие страны. Одной из форм такого сотрудничества выступает государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП представляет собой механизм привлечения частных инвестиций в отрасли, в которых отмечаются «провалы рынка», в том числе в развитие общественной инфраструктуры, социальной сферы, в решение экологических проблем и т.д., обусловленные недостаточным объемом бюджетных средств, необходимых для устранения существующих проблем, обостряющихся под негативным воздействием на экономику страны геополитических и экономических факторов, когда многие отрасли отечественной экономики испытывают острую необходимость в финансовой поддержке государства.

Сравнительный анализ зарубежной практики развития и использования механизма ГЧП [1; 2; 3 и др.] позволяет сделать вывод о том, что использование проектов ГЧП за рубежом имеет как общие, так и отличительные черты. К основным общим чертам следует отнести: наличие четкой стратегии развития инфраструктурной отрасли с применением механизма ГЧП и интеграция его в систему управления инфраструктурой. Среди отличительных особенностей выделяются: специфика законодательного регулирования ГЧП и распределения рисков и ответственности за реализацию ГЧП-проектов в различных сферах, а также особенности отраслевого охвата данными проектами. В целом, отмечается разнообразие применения ГЧП, а положительные эффекты обусловлены в первую очередь эффективностью администрирования и развитым частным сектором, обладающим высоким инвестиционным потенциалом. То есть механизм ГЧП рассматривается в зарубежной практике как инструмент привлечения финансирования на решение важных задач государства в различных отраслях экономики, в том числе связанных с социальным развитием страны. Разнообразие форм, типов, моделей ГЧП и положительных эффектов от его использования свидетельствует о возможности применения опыта зарубежных стран в России, адаптируя его к национальным особенностям.

В России понятие ГЧП, муниципально-частного партнерства (МЧП) закреплено Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ, где определяется как: «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [4].

В статье 4 данного закона сформулированы принципы государственно-частного и муниципально-частного партнерства (рис. 1).

Рисунок 1. Принципы государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства

Источник: составлено авторами по материалам [4, ст. 4].

В России к основным формам ГЧП относят: концессионное соглашение (КС) и соглашение о ГЧП (СГЧП), которые во многом схожи, а ключевым отличием является то, что при реализации проекта в форме СГЧП на том или ином этапе у частного партнера возникает право собственности на объект. Помимо данных форм ГЧП также используются иные формы (квази-ГЧП):

- контракты жизненного цикла (КЦЖ);

- договоры аренды с инвестиционными обязательствами;

- договор офсетной закупки;

- энергосервисные контракты и др.

Основная часть

Наиболее востребованными формами ГЧП выступают концессионные соглашения, которые в общем числе проектов занимают подавляющую долю – 80,6% (3305 проектов с объемом инвестиций 3 517 млрд руб.), что выше показателя предыдущего года (2696 проектов с объемом инвестиций 2 313 млрд руб.). Наименьшая доля приходится на офсетные закупки – 0,2% (7 ед.). К наиболее популярным проектам квази-ГЧП относятся: договоры аренды с инвестобязательствами – 243 проекта с общим объемом инвестиций 231 млрд руб., основная доля в которых приходится на частные инвестиции – 91,8% (212 млрд руб.); энергосервисные контракты с общим объемом инвестиций 7 млрд руб., полностью сформированные за счет частных инвестиций (рис. 2).

Рисунок 2. Структура проектов ГЧП в разрезе форм реализации в 2022 году, ед. и %

Источник: Составлено авторами по данным [5].

Как показал анализ финансирования проектов ГЧП/МЧП, полностью за счет частного сектора финансируются такие формы квази-ГЧП как офсетные закупки, энергосервисные контракты.

Контракты жизненного цикла (КЦЖ) финансируются за счет частных инвестиций на 99,7%; на 91,8% – договоры аренды с инвестобязательствами, что свидетельствует о привлекательности данных форм для бизнеса (рис. 3).

Рисунок 3. Финансовое обеспечение проектов ГЧП/МЧП в 2022 году, млрд руб.

Источник: Составлено авторами по данным [5].

Выбор формы ГЧП зависит от особенностей национальной и региональной нормативно-правовой базы. В настоящее время в России сформирована законодательная база, регламентирующая отношения, возникающие при реализации механизмом ГЧП, и, следует отметить, на протяжении всего периода развития ГЧП, законодательные акты совершенствуются, учитывая реальные социально-экономические процессы, происходящие в стране. Адаптация нормативно-правовой базы к современным реалиям направлена на создание благоприятных условия для развития данного сектора.

Уровень развития ГЧП в стране определяется динамикой числа проектов. На протяжении последнего десятилетия отмечается существенное увеличение проектов, обусловленное совершенствованием законодательства в данной сфере и формированием благоприятной институциональной среды (рис. 4).

*без учета с 2020 г. проектов, прошедших закрытие в различных формах квази-ГЧП и проектов в коммунально-энергетической сфере с объемами ниже 100 млн. руб.

Рисунок 4. Динамика числа проектов государственно-частного партнерства в 2013-2022 гг., ед.

Источник: Составлено авторами по данным [5-7].

Обратим внимание, что до 2018 года наметился существенный рост количества проектов, затем он несколько замедлился, но даже на фоне спада экономики, вызванного пандемией в 2020-2021 годах и усилением санкционного режима, не произошло резкого снижения общего количества проектов, сокращение наблюдалось по числу проектов, прошедших процедуру коммерческого закрытия в соответствующем периоде. Так, в 2020 и 2021 годах процедуру коммерческого закрытия прошли 51 и 101 проект с объемом частных инвестиций 131,0 млрд руб. и 345,3 млрд руб. соответственно.

В 2022 году отмечается увеличение как общего числа проектов ГЧП (4098 ед.) по сравнению с предыдущим периодом на 11,0% (450 ед.), так и числа проектов в форме КС и СГЧП/СМЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия со 101 проекта в 2021 году до 316 проектов с общим объемом инвестиций 702,7 млрд руб., в том числе частных инвестиций – 433,1 млрд руб. (61,6%), что явилось лучшим показателем с 2020 года [5] (рис. 5).

Рисунок 5. Динамика количества проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия и объема частных инвестиций в проектах за период 2014-2022 гг., ед. и млрд руб.

Источник: Составлено авторами по данным [5-8].

В структуре рынка частных инвестиций в инфраструктуру Российской Федерации основная доля проектов приходится на коммунально-энергетическую инфраструктуру – 75,2% (3028 проектов). В 2022 году 191 проект с использованием механизма ГЧП (61% от числа запущенных) прошел стадию коммерческого закрытия, финансовые вложения в них составили 156,7 млрд руб. или 22,4% от общего объема инвестиций, в том числе 118,2 млрд руб. приходится на инвестиции частного сектора (27,6%) [5].

На транспортную инфраструктуру – 4,2% (168 проектов) и, несмотря на меньшее число проектов, в отличие от проектов в коммунально-энергетической инфраструктуре, данные проекты характеризуются значительной капиталоемкостью. Так, в 2022 году общий объем финансирования на 20 проектов, прошедших стадию коммерческого закрытия, составил 296,3 млрд руб., из них 159,8 млрд руб. (37,3%) приходится на инвестиции частного сектора. Доля проектов на благоустройство составляет 3,3% (132 проекта), на информационную инфраструктуру – 1,3% (53), на иные сферы приходится 0,9% (37 проектов) [5] (рис. 6)

Рисунок 6. Структура реализуемых проектов ГЧП в 2022 году, ед. и %

Источник: Составлено авторами по данным [5].

Доля проектов на социальную инфраструктуру составляет 16,9% (680 проектов). Следует отметить, что в сфере развития социальной инфраструктуры отмечается тенденция роста, что обусловлено расширением софинансирования проектов в рамках госпрограмм за счет средств федерального бюджета, направленных на повышение доступности к ГЧП-проектам в социальной сфере (строительство школ, университетских кампусов, объектов в секторе социального обслуживания и массового спорта, развитие инфраструктуры первичного сектора здравоохранения). Так, только в 2022 году в данной сфере было заключено 98 проектов, в том числе 94 проекта заключено в форме концессионных соглашений и 4 проекта в форме соглашений о государственно-частном партнерстве/муниципальном частном партнерстве на общую сумму 244,0 млрд руб., в том числе около 150 млрд руб. (61,5%) составляют инвестиции частного сектора, что свидетельствует об возрастающем внимании государства к социальной сфере и усилении социальной направленности на рынке ГЧП/МЧП.

Большая часть проектов ГЧП реализуется в отраслях школьного образования и физкультуры и спорта (рис. 7), в то время как к сфере социальной защиты, туризма и культуры отмечается низкий интерес потенциальных инвесторов.

Рисунок 7. Число проектов ГЧП в социальной сфере и объемов их финансирования в 2022 году

Источник: Составлено авторами по данным [5].

Такая ситуация, по нашему мнению, обусловлена тем, что финансирование проектов в данных отраслях отличается более высокой степенью риска в части сроков окупаемости проектов, в прогнозировании спроса на инфраструктурные объекты в социальной сфере, возможной недостаточностью бюджетного финансирования в проектах с государственным участием, а также сложностью в определении социального эффекта. Безусловно, возрастающий спрос населения на общественные блага и услуги требует увеличения бюджетных расходов, что в современных условиях, характеризующихся экономической неопределенностью, представляется весьма проблематичным, а поэтому требует привлечения частных инвестиций. Целый ряд авторов, исследуя финансовые аспекты функционирования ГЧП, делают вывод о возможности активизации частных инвестиций и задействовании всего арсенала источников финансирования [9; 10; 11]. Считаем, что механизм ГЧП представляет собой один из перспективных и эффективных источников дополнительного финансирования социальной сферы.

Характеризуя финансовый механизм ГЧП в социальной сфере, который представляет собой инновационный способ совместного (государство и частный сектор) финансирования определенного инвестиционного проекта, следует учитывать специфику реализации проектов ГЧП в данной сфере, а именно:

– доминирование социальной направленности, проявляющейся в модернизации и развитии социальной инфраструктуры;

– наличие социальной цели у государства и экономической – у частного партнера, требующих четкого их разграничения и сформированных условий, непротиворечащих поставленным целям;

– возможность реализации социальных инноваций, направленных на совместное решение партнерами наиболее острых социальных проблем и удовлетворение социальных потребностей через мобилизацию ресурсов [12, с. 612];

– достаточно высокая зависимость проектов ГЧП на всех этапах жизненного цикла от своевременного и в полном объеме бюджетного финансирования;

– невысокая инвестиционная привлекательность объектов социальной инфраструктуры, что создает риски получения прибыли частному партнеру.

Финансовый механизм ГЧП в социальной сфере следует рассматривать как совокупность элементов, а именно финансовых методов, финансовых инструментов и рычагов, финансовых взаимоотношений по поводу привлечения финансовых ресурсов как из бюджетных, так и внебюджетных источников под контролем исполнения финансовых обязательств партнерами в рамках заключенных контрактов (соглашений) в соответствии с законодательными нормами.

К финансовым методам следует отнести: инструменты финансового планирования; финансовое обеспечение; бюджетное и финансовое регулирование вопросов в процессе реализации проекта и финансовый контроль. В настоящее время основным финансовым методом выступает программно-целевой метод финансирования проектов ГЧП в социальной сфере, который предполагает определение источников финансирования (государство, частный сектор) и формирование финансовых ресурсов для реализации проектов социальной направленности в наиболее приоритетных областях (в социальной сфере часто в рамках государственных программ и национальных проектов) в целях получения синергетического социально-экономического и инвестиционного эффекта от реализации проектов на условиях равноправия и справедливого разделения ответственности (если иное не предусмотрено контрактом). К финансовым инструментам и рычагам, оказывающим воздействие на эффективность реализации проектов, относятся: налоговые ставки и налоговые преференции, процентные ставки по кредитам, финансовые нормы и стимулы, государственные гарантии, меры государственной поддержки и т.д.

Заключение

Таким образом, привлечение инвестиций частного сектора для решения социальных проблем становится объективной реальностью в современном мире. В условиях ограниченности государственных ресурсов инвестиции частного сектора позволят обеспечить общественные потребности населения. Доля ГЧП-проектов в социальной сфере относительно стабильна (16,9% в 2022 году) и на протяжении последних лет сохраняет тенденцию к росту, что свидетельствует о повышении интереса инвесторов к проектам в этом направлении на рынке ГЧП. Недостаточная обеспеченность потребности населения в социальных услугах становится стимулом для поиска рынком инструментов создания и развития инфраструктуры, что позволяет сделать вывод о формировании новой, более эффективной системы финансирования социальной инфраструктуры с привлечением инвестиций частного сектора. Однако, продолжает сохраняться разрыв между уже реализуемыми и инициируемыми новыми проектами ГЧП, это требует расширения действующих институциональных рамок, что позволит реализовать в полной мере потенциал ГЧП в данной сфере. Конструкция финансового механизма должна соответствовать интересам взаимодействующих сторон, создавать благоприятное пространство для эффективного использования его элементов, обеспечения результативной реализации проектов ГЧП, получению экономических и социальных эффектов.


References:

Andreeva O.V. (2021). Osobennosti realizatsii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sotsialnoy sfere [Features of the implementation of public-private partnership in the social sphere]. Management accounting. (12-3). 609-620. (in Russian). doi: 10.25806/uu12-32021609-620.

Balashov I.S. (2023). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mekhanizm finansirovaniya obektov sotsialnoy infrastruktury na primere Velikobritanii [Public-private partnership as a mechanism for financing social infrastructure facilities, by the example of Great Britain]. Innovatsionnaya ekonomika. (2(35)). 38-55. (in Russian).

Melnikova L.A. (2023). Optimizatsiya mekhanizmov finansirovaniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v oblasti sotsialnyh uslug [Optimization of financing mechanisms for public-private partnerships in the field of social services]. Issues of economics and law. (177). 40-43. (in Russian). doi: 10.14451/2.177.40.

Omelyanovich L.A., Rudenok O.Yu. (2023). Chastnye investitsii kak istochnik finansirovaniya proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Private investment as a source of financing of public-private partnership projects]. Management accounting. (7). 260-266. (in Russian). doi: 10.25806/uu72023260-266.

Rabadanova A.A. (2022). Obzor sovremennogo rynka GChP v zarubezhnyh stranakh [Review of modern ppp market in foreign countries]. Economic sciences. (216). 90-92. (in Russian). doi: 10.14451/1.216.179.

Stepanov M.S., Legostaeva A.A. (2022). Zarubezhnyy opyt formirovaniya sistemy upravleniya proektami gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Foreign experience in the formation of a public-private partnership project management system]. The Bulletin of the Russian University of Cooperation. (2(48)). 83-90. (in Russian).

Tyurina Yu. G, Dukhovskaya A.A. (2023). Finansovyy mekhanizm gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: osobennosti i napravleniya sovershenstvovaniya [Financial mechanism of public-private partnership: features and directions of improvement]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 9 (1(33)). 167-188. (in Russian). doi: 10.21684/2411-7897-2023-9-1-167-188.

Страница обновлена: 05.05.2025 в 17:05:08