Роль деловой репутации в системе управления эффективностью субъекта социального предпринимательства
Белоглазова В.А.1, Варкулевич Т.В.1
1 Владивостокский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Цитировать:
Белоглазова В.А., Варкулевич Т.В. Роль деловой репутации в системе управления эффективностью субъекта социального предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5309-5328. – doi: 10.18334/epp.13.12.119865.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549030
Аннотация:
Развитие социально-экономических отношений характеризуется влиянием множества факторов и требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям и вызовам. Экономика формируется под влиянием развития инноваций, цифровой трансформации, расширения международной торговли и глобализации.
При этом, в основе развития каждой тенденции по-прежнему остается установление эффективных партнерских отношений. Немаловажное значение на партнерские отношения оказывает деловая репутация, которая позволяет оценить партнера, с точки зрения восприятия ее партнерами, инвесторами и другими заинтересованными сторонами.
Несмотря на достаточную изученность отечественными учеными и практиками, понятие деловой репутации не имеет общепринятой трактовки и тем самым не позволяет организациям определить комплексный метод для ее оценки, что обусловило проблему исследования.
Авторами был произведен теоретический обзор отечественных научных работ, на основе которого ими были сформулированы основные подходы к определению «Деловая репутация» и выявлены причины многоаспектности данного понятия.
Результаты данного исследования могут представлять интерес для руководителей экономических субъектов, которые стремятся повысить свою конкурентоспособность, а также студентам и аспирантам, занимающимся менеджментом и управленческой экономикой
Ключевые слова: деловая репутация, Goodwill, партнерское сотрудничество, конкурентоспособность, доверие со стороны заинтересованных лиц
Введение
В целях стратегического планирования субъекта социального предпринимательства, направленного на повышение эффективности его деятельности, важным условием является построение взаимовыгодного сотрудничества, позволяющее стать конкурентным преимуществом.
Усилить конкурентоспособность, а также оказать позитивное социальное воздействие позволит оценка деловой репутации, которая является необходимым инструментом в управлении эффективности деятельности организации. Однако, в научной литературе существует ограниченное число исследований в области оценки деловой репутации как инструмента управления эффективностью социальных организаций, в следствие чего собственники социального бизнеса не имеют представления о понятии деловой репутации и необходимости ее оценки, что определяет проблему настоящего исследования. Актуальность темы исследования обусловлена значительным влиянием деловой репутации на субъект социального предпринимательства, так как социальные предприниматели стремятся не только получить прибыль, но выполняют общественно ориентированные функции, для которых первостепенным является формирование высокого уровня доверия со стороны заинтересованных лиц, обеспечивая тем самым рост деловой репутации.
Цель настоящего исследования заключается в определении роли деловой репутации в управлении эффективностью субъектов социального предпринимательства и выявлении аспектов необходимости ее оценки. Гипотеза настоящего исследования заключается в том, что деловая репутация является существенным инструментом повышения эффективности деятельности субъекта социального предпринимательства, а ее оценка определяет привлекательность для клиентов, инвесторов, сотрудников и других заинтересованных сторон, что в свою очередь влияет на финансовые результаты, конкурентоспособность и устойчивость хозяйствующего субъекта.
Для подтверждения рабочей гипотезы был сформирован опросный лист, для составления и распространения которого использовалась онлайн-платформа «Google формы». Перед составлением опросного листа и проведением опроса с помощью контент-анализа были сформулированы вопросы, позволяющие разносторонне оценить исследуемое явление.
Научная новизна исследования заключается в подтверждении ключевой роли деловой репутации в управлении субъектом социального предпринимательства и формировании авторских критериев необходимости оценки деловой репутации на основе результатов проведенного опроса.
Методология исследования также представлена графическим методом, компаративным анализом, синтезом, обобщением и социологическим опросом.
Основная часть
Социальное предпринимательство представляет собой вид предпринимательской деятельности, который направлен на решение социальных проблем и достижение социальных целей. Социальные предприниматели могут использовать различные модели бизнеса, включая индивидуальное предпринимательство или разные формы коммерческих предприятий, чтобы достичь своих социальных целей. Они предлагают инновационные решения для социальных проблем, таких как бедность, безработица, экологические проблемы, проблемы здравоохранения и другие.
Цели социального предприятия могут варьироваться в зависимости от конкретной миссии и области деятельности, но исходя из нормативно-правовых актов, регулирующих данное направление бизнеса и работ, посвященных социальному предпринимательству в Российской Федерации, обобщенно основные цели социального предприятия можно представить в виде направлений, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Цели социального предприятия (составлено авторами)
Во-первых, социальные предприятия образовываются с целью решения общественных проблем и улучшении качества жизни общества в целом. Об этом в своих работах пишут Аслаханова С. А. [1], Мухин А. В. [2], Разваляева Н. В. [3], Харченко А. А. [4] и другие. Авторы отмечают, что это направление может включать борьбу с бедностью, безработицей, социальным исключением, экологическими проблемами и другими вызовами.
Во-вторых, они формируют позитивное социальное воздействие. Социальные предприятия стремятся создать положительное социальное воздействие путем предоставления продуктов, услуг или программ, которые помогают людям и сообществам. Они могут направлять свои усилия на образование, здравоохранение, обеспечение доступа к жизненно необходимым товарам и другим сферам. Так, Филимендиков Ю. А. [5] выделяет основные признаки социального предпринимательства в здравоохранении, одним которых является социальное воздействие. Его точку зрения разделяют Андронова Ю. Э. [6], описывающая роль социального воздействия в стратегии исследования социального предпринимательства и Макарова А. С. [7], рассматривающая социальное воздействие как инструмент взаимодействия бизнеса с заинтересованными лицами.
В-третьих, оказывают поддержку уязвимым группам населения. Многие социальные предприятия фокусируются на поддержке и интеграции уязвимых групп, таких как люди с инвалидностью, мигранты, бездомные, малоимущие люди и другие. Они могут предоставлять образовательные и трудовые возможности, социальные услуги и помощь в социальной адаптации. Это подчеркивают в своих трудах Самарина Т. Н. [8] и Игнатьев Д. Е. [9], уделяющие внимание защите социально уязвимых слоев населения как основной из целей создания социального предприятия.
В-четвертых, социальные предприятия направлены на повышение осведомленности и активизма. Некоторые социальные предприятия стремятся повысить осведомленность о социальных проблемах и стимулировать общественный активизм. Авторы Григорянц С. А., Гавриленко А. А. [10] и Кузнецова О. П., Кузнецова С. В. [11] полагают, что социальные предприятия могут проводить образовательные программы, кампании информирования и вовлекать общественность в решение социальных вызовов.
В-пятых, немаловажным является создание финансовой устойчивости. Хотя социальные предприятия преследуют социальные цели, они также стремятся быть финансово устойчивыми. О финансовых аспектах социального предпринимательства пишут такие авторы как Ярмоленко А. В. [12], Колбасенко О. Е. [13], Александров Д. Г. и Королева Т. И. [14].
Для собственников социального бизнеса особую важность приобретают способы, позволяющие повысить эффективность его деятельности и сформировать устойчивое сотрудничество с заинтересованными лицами. Вопросам сотрудничества социальной организации с государственными и коммерческими структурами посвятили свои труды не мало авторов, одной из которых является Буянова А. В. [15] Для достижения поставленных целей и успешного принятия оперативных и гибких решений в динамичных условиях всем предпринимательским структурам необходимо развивать партнерские отношения и сотрудничество. Формирование этих связей становится значимым конкурентным преимуществом, а роль социального партнерства не раз описывается в работах Чернышевой Т. Л. [16], Плюхиной А. А. [17] и Зверевой Н. И. [18].
В связи с возрастающей популярностью развития социального предпринимательства на территории Российской Федерации, на протяжении многих лет создаются Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) [19], целью которых является разрешение вопросов социального предпринимательства. Помимо ЦИСС, в 2020 году был создан «Реестр социальных предпринимателей России» [20], обусловленный изменениями 2019 года в ФЗ № 209 [21]. Включение в «Реестр социальных предпринимателей России» позволяет получить государственную поддержку в виде комплекса мер развития, таких как: льготное кредитование, субсидии и гранты, налоговые преференции и т.д.
С помощью представителей одного из подобных ЦИСС, в частности при содействии Центра инноваций социальной сферы центра «Мой бизнес» в Приморском крае был проведен опрос, представляющий эмпирическую часть исследования [22]. Анализ предшествующих исследований, проведенных учеными в данной области и упомянутых ранее, подтверждает значимость разработанных вопросов, структурированных в опросном листе.
В период с февраля по март 2023 года опросный лист был распространен среди респондентов, которыми выступили руководители организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере социального предпринимательства на территории Приморского края.
За генеральную совокупность было принято число зарегистрированных социальных предприятий на территории Приморского края. Согласно перечню социальных предприятий, предоставленного руководителем Центра инноваций социальной сферы – подразделение центра «Мой бизнес», статус социального предприятия имеют 74 субъекта малого и среднего предпринимательства. В итоге в опросе приняло участие 55 руководителей субъектов социального предпринимательства. Для расчета выборки использовался онлайн-калькулятор [23], при этом доверительная вероятность составляет 85%, а доверительный интервал (погрешность) – 5 %.
Рабочий шаблон опросного листа, используемый в исследовании, включал 13 вопросов, из них 5 вопросов направлены на изучение общей информации о предпринимательской деятельности респондента, остальные восемь – отражали восприятие деловой репутации руководителями хозяйствующих субъектов.
В первую очередь была проанализирована организационно-правовая форма предприятий, наиболее активно занимающихся развитием социального бизнеса. По результатам которого было выявлено, что среди опрошенных респондентов, преобладающее число, а именно 77,8 процентов занимают индивидуальные предприниматели.
По результатам массового опроса, было выявлено, что больше 70 % опрошенных зарегистрированы в качестве Индивидуального предпринимателя. Предположительно данная форма бизнеса выбрана в связи с облегченным ведением бухгалтерского учета и снижения налоговой нагрузки. Так, законом Приморского края от 13 декабря 2018 года № 414-КЗ [24] предприятиям, осуществляющим социальную деятельность предложена льготная налоговая ставка в 1 % от доходов, при соблюдении ряда условий.
Уточнив организационно-правовую форму, важно определить критерии, по которым субъекты хозяйствования относятся к организациям социального предпринимательства, согласно ФЗ от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ [25]. Поэтому следующий наш шаг заключался в том, чтобы выявить наиболее предпочтительный критерий (критерии) у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) для получения статуса «социальное предприятие» (рисунок 2):
Рисунок 2 – Анализ ответов на вопрос «По каким критериями Ваша организация относится к организациям социального предпринимательства?» (составлено авторами)
Среди опрошенных, наибольший удельный вес занимают хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества.
Для выявления конкретного вида деятельности, респондентам был предложен открытый вопрос, в котором необходимо было прописать выбранное ими направление деятельности.
Так, большинство опрошенных указали предпочтительными направлениями деятельности такие как:
· служба транспортировки инвалидов и лежачих больных;
· дополнительное образование, досуг для женщин;
· уход и присмотр за детьми дошкольного возраста;
· социальное обслуживание;
· деятельность, специализированная в области дизайна;
· дополнительное образование детей и подростков.
По результатам опроса было выявлено, что на территории Приморского края социальные предприниматели особое внимание уделяют развитию образования. В данном случае, образование представлено как социальное направление организации, которое нацелено на достижение общественных и социальных целей, а не только на коммерческую прибыль. В этом случае, предприятие использует свои ресурсы и инновации для улучшения доступности, качества и равенства образования. Социальное направление образования предприятия позволяет им внести значительный вклад в общество, способствовать развитию людей, повышению уровня образования и созданию более справедливой и инклюзивной образовательной среды.
Для любого образовательного предприятия, важным фактором успеха, способствующим его привлекательности, доверию и развитию в образовательной среде выступает положительная деловая репутация. Она позволяет организации, занимающейся образовательными услугами привлекать больше студентов и учащихся, так как характер сформированной репутации может быть важным аспектом при принятии решения. Это подтверждается работами Трихиной Н. Н. [26], Паршуковой Г. Б. и Комоликовой С. С. [27], которые подчеркивают необходимость разработки механизма создания деловой репутации образовательной организации.
Также предприятия, имеющие положительную деловую репутацию, пользуются доверием родителей и общественности. Родители стремятся выбрать ту образовательную организацию, которой они могут доверять в вопросах обучения и развития своих детей. Положительная деловая репутация создает уверенность в качестве образования и безопасности учебной среды.
В связи с тем, что существует доказанная необходимость в определении деловой репутации социальной организации, а в открытых источниках информации можно найти множество сведений о деловой репутации и ее оценке, необходимо определить, с какими из данных определений респонденты уже знакомы (рисунок 3).
Рисунок 3 – Анализ ответов на вопрос «Что такое деловая репутация для Вас?» (составлено авторами)
В данном вопросе респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответа. Большинство респондентов считают, что деловая репутация представляет собой «Фактор увеличения доверия и привлекательности организации, её имидж со стороны различных групп стейкхолдеров». В свою очередь, фактор увеличения доверия и привлекательности организации — это любой аспект, свойство или характеристика, которая способствует повышению уровня доверия и привлекательности организации у ее заинтересованных сторон, таких как клиенты, инвесторы, партнеры, сотрудники и общественность. Эти факторы могут включать, например, деловую репутацию, качество продуктов или услуг, инновационность, надежность, этичность, стабильность финансового положения и другие аспекты, которые создают положительное восприятие и уверенность в организации. Иными словами, деловая репутация является важным компонентом для ее успеха, конкурентоспособности и долгосрочной устойчивости на рынке, а также позволяет организации увеличивать доверие и привлекательность.
По этой причине, каждой организации важно формировать положительную деловую репутацию. В соответствии с этим, мы опросили респондентов, уточнив считают ли они важным для организации формировать положительную деловую репутацию. О формировании положительной деловой репутации задумываются 87,5 процентов опрошенных
Важно отметить, что организациям следует формировать положительную деловую репутацию по нескольким причинам:
Во-первых, это привлечение и удержание клиентов. Положительная деловая репутация помогает привлечь новых клиентов и удерживать существующих. Потенциальные клиенты склонны выбирать компании с хорошей репутацией, так как это создает уверенность в качестве продуктов или услуг и надежности компании. А клиенты, которые имеют положительный опыт сотрудничества с организацией, склонны продолжать пользоваться ее продуктами или услугами.
Во-вторых, это привлечение инвестиций и трудовых ресурсов. Положительная репутация может увеличить вероятность привлечения инвестиций и финансовой поддержки, что способствует развитию и росту организации. В свою очередь, организации с положительной репутацией могут привлекать высококвалифицированных специалистов. Репутация компании как привлекательного работодателя может быть решающим фактором при выборе места работы.
Тем самым, формирование положительной деловой репутации является важной стратегической задачей для организаций, поскольку это способствует их успеху, стабильности и развитию на рынке.
Для того, чтобы охарактеризовать деловую репутацию своей организации, следует ее оценивать, поэтому мы задали соответствующий вопрос респондентам, по результатам которого 71,4 процента подтвердили, что проводят оценку деловой репутации.
При положительном ответе на вопрос об оценке деловой репутации своей организации, респондентам был предложен уточняющий вопрос, с предоставлением многовариантного выбора критериев ее оценки (рисунок 4).
Рисунок 4 – Анализ ответов на вопрос «Считаете ли Вы необходимым производить оценку деловой репутации Вашей компании?» (составлено авторами)
Так, все участники опроса рассматривают деловую репутацию как фактор доверия со стороны заинтересованных лиц и фактор привлекательности для покупателей и других контрагентов.
Фактор привлекательности ранее уже был рассмотрен в настоящей статье, а понятие доверия ни раз упоминалось. Стоит отметить важное значение фактора доверия со стороны заинтересованных лиц, который представляет собой степень уверенности, которую эти лица испытывают в отношении организации. Это означает, что заинтересованные стороны, такие как клиенты, партнеры, инвесторы и общественность, верят в надежность, компетентность, этичность и исполнительность организации. Вопросам доверия посвящено не мало работ, авторами которых являются Сергеева А. В. [28], Логинов Д. А. и Грехнев И. А. [29], Вилло С. В. [30], Пашук, Н. Р., Белоглазова В. А., Варкулевич Т.В. [31] и многие другие.
Авторы подчеркивают, что фактор доверия является основой для установления и поддержания долгосрочных взаимоотношений между организацией и ее заинтересованными сторонами. Высокий уровень доверия способствует укреплению отношений, увеличению лояльности клиентов, привлечению инвестиций и укреплению партнерства.
Тем самым, факторы привлекательности и доверия являются важными для успеха организации, так как они влияют на ее имидж, взаимоотношения со стейкхолдерами и долгосрочную устойчивость. Оценка деловой репутации компании в свою очередь, помогает руководителям лучше понять, как их предприятие воспринимается внешней средой и принять меры для улучшения и укрепления репутации.
Подводя итоги по анализу деловой репутации субъектов социального предпринимательства, респондентам был задан вопрос с возможностью выбора нескольких ответов для определения аспектов, которые способна обеспечить деловая репутация (рисунок 5).
Рисунок 5 – Анализ ответов на вопрос «Что способна обеспечить деловая репутация?» (составлено авторами)
Единогласным выбором респондентов стало утверждение о том, что деловая репутация способна обеспечить узнаваемость организации как бренда, но наряду с этим руководители социальных предприятий отмечают, что деловая репутация непосредственно связана с формированием более тесного сотрудничества с партнерами и спроса на оказываемые услуги, реализацию товаров или выполнение работ.
В рамках проводимого исследования нами были заданы вопросы, не только содержащие информацию о деловой репутации, но и о деятельности компании в целом.
Одним из таких вопросов открытой формы является определение периода деятельности организации на рынке. По результатам опроса, было выявлено, что большинство компаний находятся на раннем этапе развития и ведут свою деятельность от 1 до 5 лет. Важно отметить, что первое на что воздействует стаж компании, это доверие и репутация. Чем дольше организация существует на рынке, тем больше времени и возможностей она имеет для установления доверительных отношений с клиентами, партнерами и общественностью. Однако, о формировании положительной деловой репутации необходимо заботиться в начале развития своей деятельности, так как она влияет на восприятие организации как надежного и стабильного партнера на протяжении всего жизненного цикла компании.
Следующим элементом, описывающим деятельность компании и воздействующим на деловую репутации компании, является численность ее сотрудников. Численность персонала характеризует компанию с точки зрения размера и масштабности деятельности, командной работы и совместного взаимодействия, эффективности деятельности и ее производительности, а также культуры и рабочей атмосферы.
Так как социальные организации являются субъектами МСП им свойственно малочисленность персонала, согласно результатам опроса, наибольший удельный вес принадлежит компаниям с численностью 25-30 человек, что является для них оптимальным количеством трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективную производительность и оптимальный уровень расходов на фонд оплаты труда (рисунок 6).
Рисунок 6 – Анализ ответов на вопрос «Укажите численность сотрудников Вашей организации» (составлено авторами)
В целом, связь между численностью персонала и деловой репутацией компании заключается в том, что сбалансированная численность персонала может способствовать предоставлению более высокого качества обслуживания, эффективности работы и проявлению социальной ответственности, что положительно сказывается на деловой репутации компании.
Зачастую собственных трудовых ресурсов может быть недостаточно или отсутствует возможность обеспечивать большой штат сотрудников достойной заработной платой. В подобных случаях, для успешного развития бизнеса, важно пользоваться всевозможными мерами поддержки, как материальными, так и не материальными. Одной из таких мер, является привлечение волонтеров к осуществлению своего вида деятельности. Для компании, волонтерство имеет несколько причин и преимуществ, среди которых можно выделить:
Как показали результаты опроса, данной мерой поддержки бизнеса, пользуются 42,9% опрошенных респондентов, что подтверждает востребованность данного вида добровольческой деятельности в сфере социального бизнеса.
Привлечение волонтеров к осуществлению своего вида деятельности представляет значимую возможность для организаций достичь большего влияния и эффективности в реализации своих целей и миссии, что особенно актуально для сектора социального предпринимательства.
Еще одной мерой поддержки, которой воспользовались все из опрошенных респондентов является получение грантов. Говоря о важных причинах и преимуществах данного вида финансирования, стоит отметить, что получение грантов является признаком доверия и признания со стороны финансирующих организаций или фондов. Это может укрепить репутацию организации, привлечь дополнительных партнеров и сотрудников, а также повысить ее привлекательность для инвесторов и общественности.
Таким образом, проведенный опрос показал, что деловая репутация затрагивает каждую сферу деятельности социального предприятия и его результаты подтверждают гипотезу о том, что что деловая репутация влияет на управление деятельностью субъекта социального предпринимательства, а ее оценка является существенной для повышения его эффективности. На основании проведенного опроса, достигнута цель настоящего исследования и выявлены аспекты необходимости оценки деловой репутации субъектов социального предпринимательства (рисунок 7).
Рисунок 7 – Аспекты необходимости оценки деловой репутации субъектов социального предпринимательства (составлено авторами)
Деловая репутация охватывает практически все области деятельности социального предприятия, рассмотрим каким образом она влияет на них с точки зрения управления данным субъектом.
1. Привлечение финансирования. Положительная деловая репутация помогает субъектам социального предпринимательства привлечь инвестиции, гранты и другие источники финансирования. Инвесторы и фонды часто предпочитают сотрудничать с организациями, которые имеют доказанную репутацию эффективности, прозрачности и социального воздействия.
2. Привлечение клиентов и партнеров. Положительная деловая репутация привлекает клиентов и партнеров, что способствует росту и устойчивости социального предпринимательства. Люди и организации предпочитают сотрудничать с компаниями, которые проявляют высокий уровень этичности, ответственности и социальной значимости.
3. Установление доверия. Деловая репутация служит основой для установления доверия с заинтересованными сторонами, такими как клиенты, инвесторы, партнеры, правительственные органы и общественность. Когда у субъекта социального предпринимательства есть хорошая репутация, люди больше склонны поддерживать его и верить в его способность решать социальные проблемы.
4. Дифференциация и конкурентоспособность. В мире социального предпринимательства растет конкуренция, и иметь положительную деловую репутацию помогает субъектам выделиться среди других организаций и проектов. Репутация может служить дифференцирующим фактором и привлекать внимание заинтересованных сторон.
5. Социальное воздействие. При наличии положительной деловой репутации субъекты социального предпринимательства получают больше признания и поддержки в своей миссии и влияют на общественное мнение.
Заключение
Проведя исследование и рассмотрев существующую практику по данному вопросу, была определена роль деловой репутации для субъектов социального предпринимательства и подтверждена необходимость ее оценки. Таким образом, деловая репутация является ключевым факторов при построении взаимовыгодного сотрудничества, которое является важным для социальных предпринимателей, так как оно позволяет им расширить воздействие на общество и увеличить свой социальный вклад. Через сотрудничество можно достичь синергического эффекта, позволяющего решить более широкий спектр социальных проблем, получить доступ к наибольшему количеству ресурсов и опыту, обеспечить стабильность и устойчивость собственной деятельности.
Оказываемое влияние деловой репутации на хозяйствующий субъект подчеркивает важность оценки репутации в качестве инструмента для повышения эффективности деятельности и управления социальным предприятием в целом. Дальнейшие исследования будут посвящены изучению методов оценки деловой репутации для субъектов социального предпринимательства.
Источники:
2. Сарбаа Л. Н. Компоненты деловой репутации организации // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2022. – № 1-4(81). – c. 117-123.
3. Аванесян, А. В. Влияние деловой репутации банка на его финансовую устойчивость // Евразийское Научное Объединение. – 2015. – № 12(12). – c. 37-39.
4. Выскребенцева А. Н. Сущность показателя "Деловой репутации" и проблемы его расчета в Российской экономике // Молодежь и XXI век - 2018: Материалы VIII Международной молодежной научной конференции. В 5-ти томах, Курск, 21–22 февраля 2018 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. Том 1. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга". Курск, 2018. – c. 49-51.
5. Устинова Я. И. Деловая репутация: информационные ограничения российской концепции бухгалтерского учета // Вестник НГУЭУ. – 2016. – № 4. – c. 129-144.
6. Измайлова М. А. Пути повышения деловой репутации российских компаний // Экономические аспекты технологического развития современной промышленности: Москва, 16 мая 2017 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Научный консультант". Москва, 2017. – c. 140-143.
7. Бородулина А. А. Понятие и правовая природа деловой репутации юридического лица // Научный электронный журнал меридиан. – 2021. – № 3(56). – c. 90-92.
8. Забираная С. А. Корпоративная этика и корпоративная отчетность как инструмент создания деловой репутации и бизнес-модели компании // Научный альманах. – 2019. – № 2. – c. 67-70.
9. Абрамова Е. В., Орлова М.Ю. Кодекс деловой этики как инструмент повышения деловой репутации организации // Вестник ВИЭПП. – 2018. – № 1. – c. 9-12.
10. Боровицкая М. В. Основные направления развития и совершенствования учета и оценки деловой репутации // Карельский научный журнал. – 2019. – № 4(29). – c. 113-118. – doi: 10.26140/knz4-2019-0804-0030.
11. Дмитриева О. В. Деловая репутация предпринимателя и гудвилл бизнеса: проблемы определения правовой природы в научных исследованиях российских цивилистов // Хозяйство и право. – 2021. – № 11(538). – c. 23-50.
12. Калинский О. И. Оценка деловой репутации предприятия как основа его долгосрочного институционального развития // Евразийский союз ученых. – 2017. – № 10-2(43). – c. 59-61.
13. Кокорин И. С., Категов А.С., Виноградов О.В. Правовое регулирование деловой репутации // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 2(56). – c. 91-96.
14. Иванов А. Е. Деловая репутация компании (гудвил) как проекция синергетического эффекта ее деятельности на финансовую отчетность // Международный бухгалтерский учет. – 2013. – № 34(280). – c. 18-26.
15. Мустафаев А. А. О. Интеллектуальный капитал в контексте конкурентоспособности и деловой репутации предприятий // Часопис економiчних реформ. – 2016. – № 2(22). – c. 6-16.
16. Шаипова С. А. Финансово-правовые нормы охраны интеллектуальной собственности и деловой репутации юридических лиц: российский опыт и международная практика // Экономика, социология и право. – 2015. – № 11. – c. 115-118.
17. Масленников А. А., Орлов М.Г. Уровневый подход к формированию деловой репутации компании // Проблемы развития современных социально-экономических систем (ПАУЭР-2014): Материалы Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 11–12 ноября 2014 года / СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, 2015. – c. 254-256.
18. Александрова И. А., Дурнева И.В., Макиенко Д.С. Деловая репутация и имидж предприятия в современных рыночных условиях: актуальность формирования и взаимосвязь понятий // Школа университетской науки: парадигма развития. – 2013. – № 2(9). – c. 52-57.
19. Казакова Н. А., Криони А.Е. Деловая репутация как нематериальный актив и репутационный капитал компании-контрагента: развитие методов оценки в аудиторской практике // Аудитор. – 2020. – № 6. – c. 17-24. – doi: 10.12737/1998-0701-2020-17-24.
20. Криони А. Е. Деловая репутация компании. Поиск методов оценки // Менеджмент в россии и за рубежом. – 2020. – № 4. – c. 52-61.
21. Лебедева А. В. Комплексный подход к составлению рейтинга деловой репутации с учетом благотворительной активности компании // Инновации. наука. образование. – 2021. – № 31. – c. 936-940.
22. Разумова Т. В. Методы управления деловой репутацией организации // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сборник научных трудов Х Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов и практиков, посвящ. 100-летию ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Пенза, 19 марта 2019 года / под ред. В. В. Бондаренко, С. А. Барбашовой, Т. В. Харитоновой, И. С. Соколовой. – Пенза: Пензенский государственный университет. Пенза, 2019. – c. 24-26.
23. Ячменева В. М., Барановская А.В. Деловая репутация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции, Симферополь, 08–15 апреля 2016 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал». Симферополь, 2016. – c. 168-172.
24. Филиппова О. А., Кириллова А.Х., Данилова Г.Ю. Влияние деловой репутации на конкурентоспособность предприятия // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 5(142). – c. 700-704. – doi: 10.34925/EIP.2022.142.5.130.
25. Вылегжанина Е. В., Шерстобитова М.А. Оценка деловой репутации организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 2-2. – doi: 10.24411/2500-1000-2019-10574.
26. Сидорова К. А., Тугускина Г.Н. Деловая репутация компании: влияние на корпорацию // Актуальные вопросы управления: материалы научно-практической конференции, Пенза, 04 апреля 2019 года. Том Выпуск 1. – Пенза: Пензенский государственный университет. Пенза, 2019. – c. 106-112.
27. Белозерова Т. Г., Луговский Д.В., Тхагапсо Р.А. Деловая репутация организации: понятие и учет // Апрельские научные чтения имени профессора Л. Т. Гиляровской: материалы IV Международной научно-практической конферен-ции, Воронеж, 16 апреля 2015 года / Мини-стерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет". – Воро-неж: воронежс. Воронеж, 2015. – c. 14-19.
28. Климашина Ю. С. Формирование альтернативного методического подхода к бухгалтерскому учёту деловой репутации организации. - Москва: Издательство "Знание-М", 2020. – 158 c.
29. Идрисов Х. В., Тураева Д.С. Деловая репутация юридического лица: доктринальный анализ, экономический критерий и правовое регулирование // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 3(128). – c. 1029-1036. – doi: 10.34925/EIP.2021.128.3.204.
30. Гафурова Л. С. Деловая репутация, как фактор устойчивого развития предприятия // Символ науки: международный научный журнал. – 2021. – № 4. – c. 59-62.
31. Выборнова Л. А., Джалилова Е.А. Деловая репутация как составляющая инвестиционного портфеля // EconomySuccess. – 2021. – № 4. – c. 25-29.
32. Петров В. А. Деловая репутация современной организации и методы ее оценки // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 1(19). – c. 765-769.
33. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 22.05.2023).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:20:44