Development of specialized cities in China in the context of national spatial policy
Makarov I.N.1, Fattakhov R.V.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 18
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 4 (October-December 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=56006513
Abstract:
When forming the national policy of spatial development of the country, it is necessary to take into account the existing world experience. In this case, it is interesting to discuss the experience of planning and state regulation of the spatial development of the People's Republic of China through the formation of a spatial framework of specialized cities. This research is devoted to the study of this experience.
As a scientific novelty, the authors of the article position the division of specialized cities into two subtypes: cities based on new cities, which can be compared with greenfield projects, and specialized cities formed on the basis of industrial parks or zones, which implies the presence of groups of state management tools for the optimal development of each of the subtypes of cities.
This publication may be of interest to students, postgraduates and undergraduates of economics and management, as well as to researchers and practitioners, urbanists and everyone involved in the problems of modern political economy and public administration.
Acknowledgments:
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.
Keywords: city, spatial development, public administration, China, territory
Funding:
«Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета»
JEL-classification: F62, F63, R11, R12, R13, R58
Введение
На современном этапе для Китая проблема моногородов, как и для большинства развитых стран, не является острой. При этом необходимость комплексного пространственного развития подталкивает к модернизации идеи моногородов и ее адаптации к новым условиям. Новый подход Китая как к пространственному развитию, так и к развитию малых городов заключается в формировании «специализированных городов» (далее – СГ), малых городских социально-экономических пространств с концепцией специализации отраслей с добавленной стоимостью и многофункционального землепользования, сочетающего жилую застройку, промышленный рост и сохранение окружающей среды.
Термин «специализированные города» происходит от заявлений экс-губернатора Чжэцзяна Цян Ли во время посещения нескольких небольших поселков и высокотехнологичных промышленных парков в Чжэцзяне в 2014 году. В мае 2015 года в политике Правительства Чжэцзяна «строительство СГ» было признано приоритетным направлением и выбрано в качестве ключевой программы развития в Чжэцзяне (Правительство Чжэцзяна, 2015).
В частности, специализированный город является:
1) центром высококлассных талантов, технологий и капитала, которые способствуют инновациям и предпринимательству;
2) платформой роста с моделью «один город, одна отрасль», которая модернизирует существующие традиционные отрасли и способствует развитию некоторых новых отраслей, включая информационные технологии, защиту окружающей среды, здравоохранение, туризм, моду, финансы и производство высокого класса;
3) местом, где гармонично сочетаются местная промышленность, культура, туризм, жизнь и экология.
Таким образом, СГ нацелены на то, чтобы стать мелкомасштабными платформами для более качественного роста, которые демонстрируют одну идентифицированную отрасль, местное культурное наследие и экологически безопасный образ жизни в городе — комбинации, которые генерируют уникальные местные «специальности» и формируют эндогенные агентства и институты, ориентированные на создание большего социального -экономические ценности.
Однако исследователи отмечают, что концепция специализированных городов на примере Чжэцзяна имеет ряд недостатков. Подход к расширению масштабов под руководством государства обуславливает следующую проблему: способы, которыми регион может представить себя как самобытный, ограничены по своему охвату, поскольку региональные экономики формируются под влиянием географии и истории и поддерживаются долгосрочным рыночным регулированием. Такой политический подход вряд ли может сделать все развивающиеся СГ особенными и даже может привести к быстрому распространению похожих друг на друга специализированных городов.
Что еще более важно, поскольку Пекин принимает инициативу Чжэцзяна как «наилучшую практику» (непосредственно принимая местные принципы в качестве национальных ориентиров для всех специализированных городов), эта стратегия имеет сходство с подходом «один размер подходит всем». Этот недостаток также был признан центральным правительством в 2017 г.: разработка специализированных городов должна соответствовать реальным местным условиям, требованиям и возможностям, а адаптация местной политики по модели Чжэцзян поощряется. Более того, последняя национальная политика сигнализирует о более сильном желании отказаться от нисходящего контроля, требуя подробного политического руководства в отношении возможных типов специализированных городов.
В качестве научной новизны можно позиционировать выделенное авторами деление специализированных городов на два подтипа: города на основе новых городов, что можно сравнить с гринфилд-проектами и специализированные города, формируемые на основе индустриальных парков/зон, что предполагает наличие групп инструментов государственного управления оптимальным развитием каждого из подтипов городов.
Среди публикаций в отечественной научной литературе, посвященной проблематике развития Китая необходимо выделить работы таких авторов, как Самусенко Д.Н [1], Костин К.Б. [2], Хуан Инь [3], Кэфэн Ю [4], Чжан Лицзюань [5], Ткаченко М.Ф. [6], Хуан Инь [7] и ряд иных авторов [8 – 21]. Однако остается недостаточно освященной тематика формирования городов и агломераций Китая, чему и посвящено наше исследование.
В качестве научной новизны можно позиционировать выделенное авторами деление специализированных городов на два подтипа: города на основе новых городов, что можно сравнить с гринфилд-проектами, и специализированные города, формируемые на основе индустриальных парков/зон, что предполагает наличие групп инструментов государственного управления оптимальным развитием каждого из подтипов городов.
Основная часть
Индустрия специализированных городов строится на сильных сторонах конкретного места с отличительными торговыми марками продуктов и соответствующими социально-культурными ценностями, перекликаясь с концепцией развития «на основе места». Более того, специализированным городам необходимо разработать полноценную программу «новой урбанистики» — сочетание производства, жизни и экологии, подчеркивая баланс между работой и личной жизнью, социально-экономическую жизнеспособность и экологическую устойчивость. Таким образом, стратегия специализированных городов является всеобъемлющей, которая не только направлена на повышение пространственной производительности экономики, привязанной к местному уровню, но также направлена на изменение преобладающего режима, ориентированного на землю и ориентированного на ВВП, в сторону разумного роста с социально-пространственным включением.
Вместе с тем, суть стратегии заключается в том, что малогабаритные территории позиционируются как ядро прочной агломерации и урбанизации. Это соответствует долгосрочным усилиям страны по смягчению последствий разрастания крупных городов и обеспечению территориально рассредоточенного распределения населения. Более того, его упор на эффективность землепользования, промышленную специализацию, социальную интеграцию и зеленое развитие перекликается с текущей национальной повесткой дня «Смена режима развития». Безусловно, местная инициатива коренится в более широком политическом контексте и оснащена обновленными концепциями роста.
Можно выделить две теоретические основы, помогающие понять развитие СГ.
Во-первых, многолетний опыт Чжэцзяна в области развития экономики агломерации в небольших поселках и промышленных парках позволяет предположить, что теория агломерации может быть теоретическим ядром специализированных городов. СГ рассматриваются как новые поддерживаемые политикой платформы, на которых населенные пункты и регионы Китая могут учиться создавать агломерационные экономики, подобные Чжэцзяну, включая промышленно специализированные рынки, производственные кластеры и индустриальные парки для урбанизации нового типа и промышленной трансформации.
Во-вторых, место, пространство и история имеют значение для возникновения и природы специализированных городов. СГ, вероятно, возникнут из более широкого круга существующих агломераций, от промышленных районов и рынков до промышленных парков/зон и малых промышленных городов. Учитывая цели СГ, четко ориентированные на региональное промышленное развитие, подход развития региональной индустрии из эволюционной экономической географии создает вторую теоретическую основу для развития специализированных городов.
В Чжэцзяне, с индустриализацией сельских районов в 1970-х годах, сельские торговцы спонтанно создали нишевые рынки, основанные на местных традициях ремесленного производства и мощных институтах, обеспечивающих «низовой капитализм», известный как «модель Вэньчжоу». Точно так же рост промышленных кластеров в провинции Гуандун тесно связан с массовым притоком инвестиций в Гонконг в 1990-е годы и стал возможным благодаря активной институциональной адаптации на местном уровне, направленной на поощрение агломерации и пространственного разделения производства.
У этих агломерационных экономик типа Маршалла есть общая черта: внутри и вокруг отдельных малых административных городов существует органически выращенная система промышленных специализаций. Такая система, характеризующаяся рыночными кластерами, специализирующимися на одной конкретной отрасли в сельской местности, с известными на национальном или даже глобальном уровне специализированными рынками в городских поселках, преобладала в Чжэцзяне. Более того, эти «специализированные рынки» играют стимулирующую роль в урбанизации и последующем формировании «специализированных городов». В этом смысле кластерные специализированные рынки в небольших административных городах, которые когда-то играли роль ведущих полюсов роста экономического успеха Чжэцзяна, являются важной основой СГ.
Кроме того, строительство местных агломераций с промышленной специализацией под руководством государства или по плану широко практикуется в Китае на протяжении десятилетий. Его можно проследить до традиционной системы «данвэй» в дореформенную эпоху. Данвэй — это особый социалистический способ управления рабочими единицами, организованными государственными предприятиями. Усиливая командно-контрольную функцию государственных предприятий, «данвэй» подчеркивает интеграцию работы и личной жизни в рамках географически определенного и социально исключительного «специального» пространства. Такое пространство создает (при)городские социально-экономические «анклавы», такие как «фабричные города», ориентированные на один тип производства (например, сталь, текстиль и уголь) и пожизненное социальное обеспечение (например, жилье, образование и здравоохранение). К настоящему времени, несмотря на упадок, данвэй все еще в некотором роде сохраняется, пусть не всегда физически, постоянно проявляя себя как особая платформа экономического развития с глубоким пространственным, культурным и политическим значением.
В последнее время экономико-географы-эволюционисты разработали несколько концепций для понимания разновидностей регионального индустриального пути развития, таких как расширение пути, обновление пути, импорт пути и создание пути. В последнее время, отходя от основанного на фирме понятия «связанного разнообразия», все чаще подчеркивается роль вмешательства государственной политики в воздействие на развитие пути. Принимая во внимание основную тему стратегии СГ, основное внимание уделяется региональному промышленному развитию, включая модернизацию/трансформацию традиционных отраслей и развитие новых развивающихся отраслей. Развитие СГ можно понять, используя подход развития региональной промышленной траектории. Например, некоторые СГ могут стремиться к постепенным изменениям в существующих зрелых кластерах, например, добавляя новые виды деятельности и институты к существующему пути (расширение и обновление пути), в то время как другие нацелены на развитие новых отраслей путем продвижения научных и технологических инноваций (путь создание) или привлечение внутренних инвестиций (путь импорта/трансплантации).
Опираясь на приведенную выше теоретическую основу, признаются три переменные, помогающие идентифицировать потенциальные типы СГ, а именно: исторические основания; промышленные атрибуты и цели развития.
- Во-первых, исторические основания относятся к исторически обоснованным условиям, связанным с существующими агломерациями. Они обозначают географическую доступность, возможности и потребности регионов в построении СГ.
- Во-вторых, промышленные атрибуты касаются источников и масштабов промышленного развития, динамики рынка и социально-пространственной включенности.
- В-третьих, цели развития отражают приоритеты и видение местных акционеров.
С 2015 года «построение СГ» считается одной из важнейших задач политики в Чжэцзяне. К августу 2019 года Правительство провинции официально объявило о четырех партиях СГ, которые включали 134 «конструируемых СГ» с прямыми политическими стимулами 2 и 79 «культивируемых СГ» в качестве кандидатов с высокой вероятностью стать конструируемыми СГ.
Конструируемые СГ имеют важную географическую особенность: их можно найти почти в каждой административной единице уездного уровня по всей провинции (за исключением округа Саньмэнь в Тайчжоу и района Бейлунь в Нинбо). В основном они сосредоточены в Ханчжоу (32), Нинбо (18), Цзясине (16) и Хучжоу (10) в северной части Чжэцзяна. За исключением Чжоушань (3), остальные муниципалитеты (Вэньчжоу, Тайчжоу, Шаосин, Цзиньхуа, Цюйчжоу и Лишуй делят 10 СГ). Помимо этих СГ провинциального уровня, стоит отметить, что существует большое количество СГ, выпущенных органами власти муниципального и уездного уровня. Эти СГ были отобраны как многообещающие кандидаты для участия в конкурсе на повышение до СГ провинциального уровня.
Не существует уникальной версии для создания СГ с привязкой к конкретному месту, и, следовательно, нет применимого повсеместно подхода к политике «наилучшей практики».
Планируемые государством СГ на платформе включают два подтипа:
- СГ на базе новых городов;
- СГ на базе индустриальных парков/зон.
Для обоих их сильными сторонами является наличие мощной многоуровневой, а то и усиленной поддержки государственной политики. Этот тип СГ ориентирован на развитие высокотехнологичной деятельности или на развитие определенных новых секторов, которым политика явно отдает предпочтение. Хотя оба они часто расположены в пригородных районах, они имеют хорошо спланированную инфраструктуру, ориентированную на промышленное развитие с преимуществами местоположения. Некоторые СГ могут интегрироваться в прилегающие городские районы или стать пригородами крупных городов. Однако фирмы этого типа относительно молоды для региона и не имеют социально-экономической интеграции.
Содействие формирующимся отраслям в условиях урбанизированной экономики может быть основным направлением развития. С одной стороны, содействие формированию одного специализированного промышленного пути и его диверсификация представляют собой стратегию продвижения «специализированной диверсификации» или «родственной диверсификации».
Эта стратегия связана с комбинированным эффектом специализации и диверсификации, ориентированным на создание новых промышленных путей с конкурентными и сравнительными преимуществами.
Для СГ, ориентированных на специализированный рынок, основная цель состоит в том, чтобы справиться с негативными последствиями низкотехнологичной, трудоемкой и ориентированной на экспорт модели регионального развития. Она включает в себя модернизацию существующих развитых отраслей за счет дальнейшего использования преимуществ локализации.
Подходящий политический подход должен подтвердить важную роль органически выращенных фирм и торговых предприятий, а также их социальный капитал в участии и обеспечении модернизации местных кластеров.
С точки зрения отраслевой политики основные вопросы заключаются в развитии диверсифицированной специализации (внутрикластерная деятельность и фирменные инновации). Они могут включать меры политики по улучшению дизайна (поскольку многие СГ в этом типе используют название «искусство» или «мода») продуктов или изменения ролей вышестоящих и нижестоящих фирм в цепочке создания стоимости. Политика может также помочь в изучении новых и высокотехнологичных рынков, на которых фирмы могут диверсифицировать свои продукты и виды деятельности. Что еще более важно, политика должна не только поддерживать формирование новых технологий, навыков и брендов, но также должна привлекать для перемен внешние и глобальные знания/активы.
Выводы
Учитывая небольшой административный размер города, основная трудность для достижения цели для этих СГ заключается в отсутствии места для привлечения талантов высокого уровня. Кроме того, семейная и основанная на доверии неформальность ведения бизнеса также связана с тем фактом, что возможности фирмы для трансформации кластера ограничены.
Таким образом, необходимо, сосредоточиться на трех направлениях политики, направленных на содействие обновлению региональной траектории.
Во-первых, следует принять всеобъемлющую стратегию, помогающую местным фирмам блокировать менее выгодное положение в глобальных цепочках создания стоимости и одновременно стимулируя более коллективные действия агентов на разных уровнях в области эндогенных инноваций.
Во-вторых, политическая поддержка реструктуризации работы с учетом трудовых ресурсов и талантов территории имеет центральное значение. Необходимы политические меры, направленные на обеспечение институциональных изменений и, в частности, на смещение существующего рынка труда в сторону занятости более высокого уровня.
Фирмы должны субсидироваться не в зависимости от их размера или объема производства, а скорее за счет их усилий по найму талантов и инвестированию в модернизацию рабочей силы в нишевых сегментах в рамках существующей основной отрасли СГ. Например, политика должна имитировать развитие производственных услуг, которые тесно связаны с существующей производственной специализацией, а также привлечение иностранных новых работников. При этом необходимо создание учебных заведений (например, художественных школ, технических колледжей) и обеспечение достойной заработной платы и условий труда для работников.
Опыт Китая предлагает новый подход к концепции моногородов – «специализированные города». Экономика данных населенных пунктов специализируется на отдельных отраслях, при этом они распложены вблизи крупных городов, что сохраняет условия для мобильности человеческих ресурсов, а также позволяет выстраивать более тесное сетевое взаимодействие между специализированными города в рамках агломерации. Соответствующая модель может быть применена для успешных и перспективных моногородов России, в целях развития высокотехнологичных и инновационных производств. В отдельных случаях может даже рассматриваться релокация производств ближе к крупным населенным пунктам и последующего развития экономического кластера, если это является экономически целесообразным.
References:
Abramkina M.S. (2018). Politicheskie riski kitayskogo proekta «Odin poyas, odin put» [The political risks of the Chinese project «One belt, one way»]. Journal of International Economic Affairs. 8 (3). 437-444. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39280.
Chzhan L., Ponomarenko T.V., Syuy Kh. (2022). Transformatsiya kitayskikh ugolnyh kompaniy v sootvetstvii s kontseptsiey ESG-trebovaniy ustoychivogo razvitiya [Transformation of chinese coal companies according to the esg concept of sustainability requirements]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 6 (3). 243-254. (in Russian). doi: 10.18334/asia.6.3.115128.
Chzhao K. (2021). Resursnyy podkhod k upravleniyu vysokotekhnologichnymi predpriyatiyami mashinostroeniya Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Resource approach to the management of high-tech mechanical engineering enterprises in the People´s Republic of China]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 1119-1134. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.3.112358.
Chzhay L., Chan Ch., Yao L. (2021). Empiricheskoe issledovanie faktorov, vliyayushchikh na dvoynuyu marzhu eksporta kitayskoy kulturnoy produktsii v ramkakh initsiativy «Odin poyas i odin put» [An empirical study of factors affecting double margin of the Chinese cultural production exports in the framework of the one belt one road initiative]. Journal of International Economic Affairs. 11 (1). 85-102. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.1.111650.
Ivanus A.I. (2021). O modelirovanii dinamiki evolyutsionnogo razvitiya vysokonauchnyh tekhnologiy na primere Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Modeling the dynamics of the evolutionary development of science-intensive technologies on the example of china]. Economics. 2 (1). 9-20. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.1.111828.
Kefen Yu., Nedospasova O.P (2022). Izmeneniya v ekonomicheskikh resheniyakh kitayskikh domokhozyaystv, obuslovlennye razvitiem tsifrovoy ekonomiki [Changes in the economic decisions of Chinese households driven by the digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2103-2124. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116980.
Khazanov A.M., Dzhavadov T.E. (2018). Alternativy rossiysko-kitayskomu partnerstvu v Arktike [Alternatives to the Russian-Chinese partnership in the Arctic]. Journal of International Economic Affairs. 8 (3). 445-452. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39175.
Komissarov A.A. (2021). Razvitie tamozhennogo sotrudnichestva Rossiyskoy Federatsii i Kitayskoy Narodnoy Respubliki na osnove modeli strategicheskogo razvitiya dvustoronnego torgovogo sotrudnichestva [Development of customs cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China based on the model of strategic development of bilateral trade cooperation]. Journal of International Economic Affairs. 11 (2). 303-318. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.2.112282.
Kostin K.B., Kostina P.G., Fridman A.R. (2023). Razvitie mezhdunarodnogo tekhnologicheskogo obmena mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Kitayskoy Narodnoy Respublikoy [Development of international technology exchange between the Russian Federation and the People's Republic of China]. Journal of International Economic Affairs. 13 (2). 333-354. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.2.117834.
Krapchina L.N., Mishina N.A., Vlazneva S.A. (2020). Globalnyy ekonomicheskiy krizis kak vyzov i novye vozmozhnosti dlya kitayskoy ekonomiki [The global economic crisis as a challenge and new opportunities for the Chinese economy]. Journal of International Economic Affairs. 10 (2). 307-318. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.2.100938.
Magomadov I.A. (2019). Kitayskiy vektor v Skandinavii kak novaya forma alternativy partnerstva RF i KNR v Arktike v 2010-2020-kh gg [Chinese vector in Scandinavia as a new form of alternative partnership between Russia and China in the Arctic in 2010-2020]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (3). 159-166. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.3.41212.
Molchanova S.M., Drozdova A.P. (2019). Nauchno-tekhnicheskoe liderstvo kitayskogo iskusstvennogo intellekta: mif ili realnost? [Scientific and technical leadership of the Chinese artificial intelligence: myth or reality?]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2471-2486. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41314.
Samusenko D.N. (2018). Investitsionnye strategii kitayskikh transnatsionalnyh korporatsiy [Investment strategies of Chinese transnational corporations]. Journal of International Economic Affairs. 8 (2). 193-206. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.2.39033.
Savinskiy S.P. (2019). Ekologo-ekonomicheskoe regulirovanie v Kitayskoy Narodnoy Respublike [Ecological and economic regulation in the People's Republic of China]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 785-796. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41320.
Sharenkova T.A. (2018). Retsenziya na monografiyu Chzhou Yuy, N.A. Abramovoy «Praktiki razvitiya sotsiokulturnogo prostranstva kitayskogo prigranichya v usloviyakh mezhkulturnogo vzaimodeystviya» [Review on the monograph “Development practice of sociocultural space at the Chinese border under the intercultural exchange”]. Economics. 2 (4). 179-182. (in Russian). doi: 10.18334/asia.2.4.41258.
Shelepova N.V., Ganina T.N. (2019). Sravnitelnaya kharakteristika nalogooblozheniya dokhodov fizicheskikh lits v Rossiyskoy Federatsii i Kitayskoy Narodnoy Respublike [Comparative characteristics of income taxation in the Russian Federation and in the People´s Republic of China]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2501-2508. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41473.
Tkachenko M.F., Khudyakova O.Yu. (2022). Tsentralnaya Aziya v fokuse kitayskoy pomoshchi razvitiyu [Central Asia in the focus of chinese development aid]. Economics. 6 (2). 97-110. (in Russian). doi: 10.18334/asia.6.2.115091.
Tsygankova I.V., Khuan I. (2022). Korporativnaya kultura kak faktor formirovaniya kachestva trudovoy zhizni rabotnikov rossiyskikh i kitayskikh organizatsiy [Corporate culture as a factor in shaping the quality of work life of employees in Russian and Chinese organizations]. Russian Journal of Labor Economics. 9 (4). 841+856. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.4.114542.
Tsygankova I.V., Khuan I., Degtyarev N.I. (2022). Kachestvo trudovoy zhizni zhenshchin v Kitayskoy Narodnoy Respublike: faktory vliyaniya i napravleniya povysheniya [Quality of women's working life in China: factors of influence and directions of improvement]. Russian Journal of Labor Economics. 9 (12). 2033-2048. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.12.116750.
Yuy Kh., Shkvarya L.V. (2021). Issledovanie sovmestnogo rossiysko-kitayskogo stroitelstva «Ledyanogo shelkovogo puti» [Research of the joint Russian-Chinese construction of the ice silk road]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 833+848. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112006.
Zakharev Ya.O. (2018). Kitayskiy vzglyad na usilenie Yaponii v Tsentralnoy Azii v kontse 2010-kh – nachale 2020-kh gg.: novye aktsenty i podkhody [The chinese view on the strengthening of Japan in Central Asia in the late 2010s - early 2020s: a new focus and approach]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. (4). (in Russian). doi: 10.18334/asia.2.4.100605.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 12:49:35