Transport services in large cities: system models and approaches to their organization

Ganchenko D.N.1, Mitykovets Yu.M.1
1 Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 8 (August 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54383750
Cited: 2 by 30.01.2024

Abstract:
The article is devoted to the study of the organization and development of transport services in large cities in the context of modern transformations of socio-economic relations. The starting point of the study was the traditional approach in presenting the city's transport services as an infrastructure segment that plays a significant role in ensuring its viability. The study identified groups of factors that limit the development of transport services in the city, influencing the formation of models and mechanisms of functioning and development of the studied sphere. The article presents a point of view on the formation of a system of transport services, taking into account the trends of modern innovation in this area and related industries. The authors systematize the characteristics of modern transport service delivery systems and, based on them, propose models of urban transport services and approaches to ensure their progressive development. A scientific and practical classification of models of transport services systems in cities has been developed.

Keywords: transport service, transport system, city, model, approaches, development

JEL-classification: L91, R41, R42



Введение

Впервые десятилетия XXI века в крупных городах России началась цифровая трансформация сферы услуг. Она распространилась как на инновации в сфере процесса оказания самой услуги, так и на инновации в инфраструктуре и материально-технической базе. Такого рода изменения в сложившемся укладе функционирования стали причинами формирования ряда организационных «пробелов» в деятельности органов власти по обеспечению населения доступными качественными транспортными услугами на территории муниципальных образований. Отдельные аспекты данных «пробелов» неоднократно представлялись исследователями и практиками в отраслевых дискуссиях, формировались различные прогнозы и теории развития.

Систематизация исследований [1, 2, 3, 4, 5] сложившейся практики показали, что сегодня значительное внимание уделяется инновационному подходу [6, 7, 8] в решении вопросов развития механизмов оказания транспортных услуг в крупных городах. Особый акцент в них делается на повышение уровня безопасности на дорогах [9, 10], в салоне транспортного средства и на остановочных платформах [11, 12], включая цифровую [13] трансформацию транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств [14]. Немалую роль отводят интеграции транспортной системы города в реализацию концепции «умный город» [15, 16]. При этом, как отмечают исследователи, интенсивность развития каждого параметра системы транспортных услуг в отдельно взятом городе напрямую зависит от его потенциала, а также связанности и синхронности социально-экономических преобразований на его территории. Поэтому на практике встречаются ситуации, когда структурные элементы городской системы транспортных услуг развиваются неравномерно, формируя организационно-территориальные барьеры в обеспечении доступности качественных услуг для населения.

Цель исследования заключается в структурировании адаптивных подходов в обеспечении населения транспортными услугами города с учетом фактора модернизации технической базы и инновационного подхода с цифровой ориентацией векторов развития транспортного-логистического комплекса. В ходе исследования решаются задачи по классификации факторов-ограничителей развития исследуемой сферы, определению характеристик ключевых моделей развития транспортных услуг города, а также характеристики и классификация подходов, позволяющих проходить уровни развития в заданных моделях.

Научная новизна полученных результатов состоит в определении базового алгоритма трансформации моделей транспортных услуг города в зависимости от достигнутых параметров социально-экономического развития. Основой исследования послужили работы, посвященные общим и частным вопросам формирования и развития транспортной системы города, а также инфраструктуры транспорта крупных городов и их взаимообусловленности. Методологическую основу исследования сферы транспортных услуг городов составили общенаучные методы и системный подход.

Транспортная система крупного города и ее модели

В традиционном представлении транспортная система крупного города содержит в своем составе совокупность элементов [17], непосредственно и опосредованно участвующих и обеспечивающих перемещение людей, а также информацию внутри города и за его пределами. Эту систему также принято описывать через включение в нее дорог, мостов, тоннелей, автобусных и трамвайных остановок, метро, различных видов средств передвижения, как общественного, так и частного транспорта. Элементы транспортной инфраструктуры в совокупности обеспечивают ее бесперебойное функционирование [18] и должны отвечать заявленным техническим характеристикам. При этом ее главной целью функционирования выступает обеспечение доступности и качества услуг в условиях достигнутой бюджетной обеспеченности.

Ежегодно функционирование транспортных систем крупных городов сталкивается с влиянием глобальных трендов мирового социально-экономического и технико-инновационного развития. Под их воздействием формируется значительное разнообразие моделей и механизмов реализации системы оказания транспортных услуг в городах, представляющие собой, на первый взгляд, хаотичное стремление к удовлетворению потребностей территории в соответствующих услугах. Несмотря на это, данные модели и механизмы характеризуются общими чертами. Их исследование позволило сделать значимые обобщения. Во-первых, выделено несколько групп факторов, выступающих в качестве ограничителей развития транспортных услуг города (рисунок 1).

Рисунок 1 – Факторы-ограничители развития транспортной системы города

[составлено авторами]

Их учет и оценка степени влияния позволяют проработать комплексные характеристики модели транспортных услуг города, удовлетворяющей нормативам национального законодательства и потребностям населения. В этой конфигурации формируются традиционные подходы в данной сфере. Учет же векторов инновационного развития внутри государства и за его пределами, позволяет формировать «новые» модели в ином спектре критериев.

Во-вторых, систематизирован дополнительный набор критериев, характеризующий систему транспортных услуг. Он позволяет соотнести уровень развития системы и качество предоставляемых услуг с «продвинутыми» стандартами потребления как услуг в целом, так и непосредственно услуг транспортной сферы. К числу таких стандартов относят: экологичность [8], степень цифровизации услуги [19] и уровень удовлетворения потребностей [2, 5] в комфортном перемещении по территории города. Комбинирование данных критериев и уровня их значений способствуют формированию траектории развития транспортной системы города и выделению моделей (рисунок 2).

Рисунок 2 – Характеристики моделей развития транспортной системы

крупного города [составлено авторами]

Использование последних в перспективе позволит оценить время и способы перехода транспортной системы в заданных параметрах функционирования на новый уровень на основе экономико-математического моделирования. Схема отражает направления трансформации характерных особенностей. В рамках первого уровня следует выделить фрагментарную модель транспортной системы. Ее использование позволяет удовлетворить минимальный перечень потребностей населения в транспортных услугах, но не соответствует большинству современных требований, предъявляемых к этой сфере сегодня. Несбалансированная модель ориентирована на полное удовлетворение базовых социальных потребностей и на переход к безубыточному состоянию. Сбалансированная и идеальная модели полностью отвечают социальным потребностям общества (и ориентированы на обслуживание не транспортных средств, а людей), экологичны и экономически [20] эффективны. Так, они позволяют удовлетворять потребности в полном портфеле транспортных услуг города, а также в портфеле услуг «продвинутого» уровня (сбалансированная и идеальная модель соответственно). При этом идеальная модель – это модель-ориентир в развитии транспортной системы города.

Подобного рода моделирование развития раскрывает возможности трансформации транспортной системы и наполняемости каждого уровня ресурсами [21] и инфраструктурными элементами. Переход на новый этап развития системы сопровождается внедрением технологических и инновационных ресурсов в процессы оказания транспортных услуг и качественной обратной связью в системе управления ими. Подобное моделирование позволит классифицировать города по уровню готовности их транспортных систем к инновационным и пространственным преобразованиям, а также оценить их потенциал в национальном масштабе.

Подходы к организации функционирования транспортной системы

Третье обобщение связано с подходами к организации непосредственного функционирования системы транспортных услуг в городах. Независимо от уровня развития транспортной системы подходы к ее организации с учетом вышеуказанных критериев классифицированы и представлены в таблице.

Таблица – Подходы к организации работы транспортной системы и оценка деятельности органов власти [составлено авторами]

Подход
Сущность
Функционал органов власти
Возможности
Требования для реализации
организационный
совокупность принципов, правил, мероприятий, методов и решений, которые обеспечивают взаимосвязь работ и процессов в пространстве и времени
мониторинг, навигация по процессу оказания услуги, формирование критериев для оценки процесса перевозки, выявление посредством анализа оптимальных решений для развития транспортной системы, внедрение в процесс оказания услуги информационных технологий
прогнозирование потребностей, соответствие (приближение к) стандартам;
поиск оптимальных решений для транспортной системы;
повышение привлекательности и конкурентоспособности транспортных организаций территории
высокая степень подготовленности специалистов; проведение аналитических исследований; системный подход
технико-технологический
механизация и автоматизация системы, высокий уровень оснащённости объектов транспортной системы [19]
мониторинг производственных параметров транспортной системы в режиме реального времени, мониторинг использования мощностей системы; формирование технологической базы (исходя из принятых методов)
формирование транспортной системы, как технологического комплекса города, в том числе как цифрового объекта, необходимого для более четкого и эффективного оказания услуги населению
качественная технологическая обеспеченность на программных платформах с веб-интерфейсом для спутникового мониторинга транспорта
инфраструктурный
формирует условия для выполнения вспомогательных операций в процессе оказания услуги, предполагает высокий уровень обеспеченности материально-технической базой, участвующей в процессе функционирования системы
обустройство объектов транспортной инфраструктуры;
оценка состояния транспортных и подъездных путей (автомобильные, железные дороги, транспортные коридоры и т. д.), техники по видам транспорта, складских комплексов и терминалов; формирование и развитие инфраструктуры в соответствии с градостроительным планом
создание транспортной системы как объекта современной взаимосвязанной и синхронизированной по потокам движения транспорта инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойное функционирование элементов транспортного комплекса
высокая степень оснащенности инфраструктуры базовыми и дополнительными элементами технико-технологического обеспечения
транспортно-логистический
Транспортная система города выступает в качестве «площади» взаимодействия экспедиторских и транспортных компаний
поиск, анализ, выявление и предотвращение последствий высоких логистических издержек, обусловленных низким уровнем и качеством развития транспортно-логистической инфраструктуры
формирование стратегических ресурсов для проектных решений регионального и национального масштаба в области пространственного и транспортно-логического развития;
возможность ремонтировать транспортные средства, оказывать таможенные, брокерские и другие услуги
высокая новизна; количественная и качественная инфраструктурная обеспеченность
инновационный
комплекс технико-внедренческих процессов в инфраструктуру транспортной системы и ее организацию
формирование и развитие технико-инновационной конкурентоспособности транспортной инфраструктуры относительно других территорий
формирование нового подхода в организацию работы всего транспортного комплекса и поэтапная цифровая трансформация, включая различные организационно-правовые формы деятельности;
повышает качество оказания транспортных услуг населению, повышает экономичность существующей системы оказания услуг
высокая степень новизны;
высокая технологическая обеспеченность транспортной системы;
наличие цифровой инфраструктуры
проектный
включает все аспекты развития транспортной системы на этапе внедрения технологий (инноваций) и развития инфраструктуры до момента полной адаптации внедряемых элементов
оценка и решение о внедрении проектных мероприятий по развитию транспортной системы;
сопровождение проектных мероприятий по развитию транспортной системы
стратегические проектные решения регионального и национального масштаба в области пространственного и транспортно-логического развития
возможность трансформации транспортной системы в условиях уникальности конкретной территории
наличие новейшего эксплуатационного оборудования;
наличие современного программного обеспечения и адаптивных ресурсов

Каждый из представленных подходов может быть использован для обеспечения движения городской системы транспортных услуг по траектории развития, представленной на рисунке 2. Следует обратить внимание на то, что в современной экономической среде в условиях многозадачности и интенсивности разнообразных процессов в любом государстве в «чистом» виде данные подходы использовать не целесообразно. Для повышения результативности мер по развитию системы транспортных услуг крупного города и интенсификации движения по раннее обозначенной траектории оптимальным будет решение по комбинированию подходов. Состав и уровень использования подходов применительно к конкретному городу будет зависеть от субъективных факторов территории, связанных как с уровнем социально-экономического развития города, так и его стратегическим потенциалом в национальном масштабе.

Заключение

Структурирование системы транспортных услуг города по группам критериев, удовлетворяющих, с одной стороны, нормативам национального законодательства и потребностям населения, с другой – «продвинутым» стандартами потребления, создает основу для моделирования траекторий ее развития с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности. Следующая ступень в управлении системой транспортных услуг позволяет выделять и обосновывать (экспертным, математическими и иным методами) внедрение и реализацию портфеля транспортных услуг. Тем самым, решая вопрос экономического обоснования предоставления определенной транспортной услуги, ее количества и качества в заданном городском пространстве.


References:

Altukhov A.V., Gostilovich A.O., Utkina E.E., Telichko L.E. (2021). Funktsionirovanie i razvitie integrirovannyh informatsionnyh sistem na primere transportnoy sistemy [Functioning and development of integrated information systems on the example of the transport system]. Management in Russia and abroad. (4). 38-44. (in Russian).

Anisimova A. I., Maltsev D.S., Lebedeva A.S. (2021). Otsenka vliyaniya intellektualnyh transportnyh sistem na ekologicheskuyu bezopasnost transporta Sankt-Peterburga [Assessment of the influence of intellectual transportation systems on ecological safety of Saint Petersburg transport]. Scientific journal of NIITMO. Series: Economics and Environmental Management. (3). 3-11. (in Russian). doi: 10.17586/2310-1172-2021-14-3-3-11.

Banite A. V., Deryaga D.S., Leonenko O.V. (2021). Sovershenstvovanie gorodskoy transportnoy sistemy putem vnedreniya adaptivnyh sistem upravleniya dorozhnym dvizheniem [Improvement of the urban transportation system by the introduction of adaptive traffic control systems]. Avtomatika na transporte. (4). 565-583. (in Russian). doi: 10.20295/2412-9186-2021-7-4-565-583.

Bychenkov, A. V., Morozova I.A. (2021). Raspredelenie transportnoy podvizhnosti v multimodalnoy gorodskoy dorozhnoy sisteme kak pokazatel sotsialnoy sostavlyayushchey transportnoy sistemy [Distribution of transport mobility in a multimodal urban road system as an indicator of the social component of the transport system]. Industrialnaya ekonomika. (2-1). 34-39. (in Russian). doi: 10.47576/2712-7559_2021_2_1_34.

Goncharuk O. V. (1991). Konomicheskaya effektivnost transportno-tekhnologicheskikh sistem [Economic efficiency of transportation and technological systems] (in Russian).

Kashina E. L. (2020). Uroven nadezhnosti transportnoy logisticheskoy sistemy s uchetom kontrolya sistemy GLONASS na primere issledovaniya passazhiropotoka Yaroslavskoy aglomeratsii [The level of reliability of the transport logistics system taking into account the control of GLONASS system on the example of passenger traffic study of Yaroslavl agglomeration]. Istoriya i perspektivy razvitiya transporta na severe Rossii. (1). 95-99. (in Russian).

Konovalova T.V., Shevtsov Yu.D., Nadiryan S.L. (2022). Povyshenie effektivnosti transportno-logisticheskikh protsessov za schet optimizatsii sistem upravleniya transportnyh sredstv [Increasing the efficiency of transport and logistics processes through optimization of vehicle control systems]. International Journal of Advanced Studies. (4). 7-26. (in Russian). doi: 10.12731/2227-930X-2022-12-4-7-26.

Martynyuk V. N. (2018). Voprosy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti dorozhno-transportnoy sistemy megapolisa [Issues of ensuring economic security of the megacity road transportation system]. Innovation and Investment. (7). 286-290. (in Russian).

Nikolaeva R. V. (2016). Sovershenstvovanie transportnoy sistemy na osnove razvitiya intellektualnyh transportnyh sistem [Improvement of the transportation system based on the development of intelligent transportation systems] Modern Problems of Life Safety: Intelligent Transportation Systems. 387-392. (in Russian).

Orlova L. V., Kostrikin V., Ansel A. (2021). Razvitie transportnyh sistem v tsifrovoy povestke [Development of transportation systems in the digital agenda]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8(133)). 896-899. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2021.133.8.169.

Plotnikov V. A., Katrashova Yu.V. (2021). Perspektivy razvitiya i ugrozy realizatsii kontseptsii [Prospects of development and threats to the realization of the concept]. Ekonomicheskiy vektor. (1(24)). 131-138. (in Russian). doi: 10.36807/2411-7269-2021-1-24-131-138.

Plotnikov V. A., Oreshkin S.I. (2023). Transportnaya strategiya Rossii i novye zadachi razvitiya regionov [Transport strategy of Russia and new tasks of regional development]. Heory and Practice of Service: Economy, Social Sphere, Technologies. (1(55)). 5-10. (in Russian).

Ponomarev L.M., Filippova N.A., Velikanov A.Yu., Neretin A.A. (1992). Osnovnye faktory, vliyayushchie na multimodalnuyu transportnuyu sistemu [Main factors affecting the multimodal transport system]. The world of transport. (5(96)). 69-74. (in Russian). doi: 10.30932/1992-3252-2021-19-5-8.

Rezer S. M., Shmulevich M.I., Rezer A.V. (2019). Sozdanie edinoy tsifrovoy platformy dlya informatsionnoy transportnoy sistemy [Creating a single digital platform for information transport system]. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie. (11). 3-6. (in Russian). doi: 10.36535/0236-1914-2019-11-1.

Samalykova A. S. (2019). Avtomatizirovannye sistemy upravleniya dorozhnym dvizheniem, kak metod razgruzki transportnoy seti [Automated traffic management systems as a method of unloading the transport network]. Tekhnika i tekhnologiya. (1(10)). 11. (in Russian).

Savin G. V. (2016). Metodicheskiy podkhod k razvitiyu gorodskoy transportnoy sistemy na osnove sbalansirovannoy sistemy pokazateley [Methodical approach to urban transport system development based on a balanced scorecard]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4(48)). 470-479. (in Russian).

Selezneva Zh. V. (2015). Osnovnye problemy i napravleniya razvitiya transportnogo kompleksa gorodskogo okruga Samara [Main problems and directions of development of the transportation complex of Samara city district] Traditions and innovations in construction and architecture. Social-humanitarian and economic sciences. 402-405. (in Russian).

Serdarova M. S., Shagiakhmetova E.I. (2018). Transportnaya sistema kak dvigatel sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya goroda [Transport system as an engine of socio-economic development of the city]. Innovative science. (4). 99-102. (in Russian).

Sivertseva E. S. (2019). Transformatsii razvitiya transportnyh sistem i ikh vliyanie na povyshenie prostranstvennoy effektivnosti RF [Transformation of the transport systems’ development and influence on increase in the spatial efficiency of the Russian Federation]. Byulleten rezultatov nauchnyh issledovaniy. (3). 13-24. (in Russian). doi: 10.20295/2223-9987-2019-3-13-24.

Smirnov O. P., Tropina A.A. (2013). Primenenie iskusstvennogo intellekta v transportnyh sistemakh [Applications of artificial intelligence to trasportation systems]. Avtomobil i Elektronika. Sovremennye Tekhnologii. (2(5)). 34-37. (in Russian).

Yakimov M. R. (2015). Rol gorodskogo passazhirskogo transporta v povyshenii kachestva zhizni [Role of urban passenger transport in improvement of quality of life]. Soiskatel – prilozhenie k zhurnalu \"Mir transporta\". (1(9)). 80-83. (in Russian).

Страница обновлена: 13.04.2025 в 19:53:35