Транспортные услуги в крупных городах: модели системы и подходы к их организации

Ганченко Д.Н.1, Митьковец Ю.М.1
1 Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Ганченко Д.Н., Митьковец Ю.М. Транспортные услуги в крупных городах: модели системы и подходы к их организации // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 8. – С. 2975-2990. – doi: 10.18334/ce.17.8.118694.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383750
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Статья посвящена исследованию организации и развития транспортных услуг крупных городов в контексте современных трансформаций общественно-экономических отношений. Отправной точкой исследования выступил традиционный подход в представлении транспортных услуг города как инфраструктурного сегмента, играющего значимую роль в обеспечении его жизнеспособности. В ходе исследования выявлены группы факторов-ограничителей развития транспортных услуг города, оказывающих влияние на формирование моделей и механизмов функционирования и развития исследуемой сферы. В материале представлена точка зрения на формирование системы транспортных услуг с учетом трендов современных инноваций в этой сфере и смежных отраслях. Авторами систематизированы характеристики современных систем оказания транспортных услуг и на их основе предложены модели транспортных услуг городов и подходов, позволяющих обеспечить их прогрессивное развитие. Разработана научно-практическая классификация моделей систем транспортных услуг в городах

Ключевые слова: транспортная услуга, транспортная система, город, модель, подходы, развитие

JEL-классификация: L91, R41, R42



Введение

Впервые десятилетия XXI века в крупных городах России началась цифровая трансформация сферы услуг. Она распространилась как на инновации в сфере процесса оказания самой услуги, так и на инновации в инфраструктуре и материально-технической базе. Такого рода изменения в сложившемся укладе функционирования стали причинами формирования ряда организационных «пробелов» в деятельности органов власти по обеспечению населения доступными качественными транспортными услугами на территории муниципальных образований. Отдельные аспекты данных «пробелов» неоднократно представлялись исследователями и практиками в отраслевых дискуссиях, формировались различные прогнозы и теории развития.

Систематизация исследований [1, 2, 3, 4, 5] сложившейся практики показали, что сегодня значительное внимание уделяется инновационному подходу [6, 7, 8] в решении вопросов развития механизмов оказания транспортных услуг в крупных городах. Особый акцент в них делается на повышение уровня безопасности на дорогах [9, 10], в салоне транспортного средства и на остановочных платформах [11, 12], включая цифровую [13] трансформацию транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств [14]. Немалую роль отводят интеграции транспортной системы города в реализацию концепции «умный город» [15, 16]. При этом, как отмечают исследователи, интенсивность развития каждого параметра системы транспортных услуг в отдельно взятом городе напрямую зависит от его потенциала, а также связанности и синхронности социально-экономических преобразований на его территории. Поэтому на практике встречаются ситуации, когда структурные элементы городской системы транспортных услуг развиваются неравномерно, формируя организационно-территориальные барьеры в обеспечении доступности качественных услуг для населения.

Цель исследования заключается в структурировании адаптивных подходов в обеспечении населения транспортными услугами города с учетом фактора модернизации технической базы и инновационного подхода с цифровой ориентацией векторов развития транспортного-логистического комплекса. В ходе исследования решаются задачи по классификации факторов-ограничителей развития исследуемой сферы, определению характеристик ключевых моделей развития транспортных услуг города, а также характеристики и классификация подходов, позволяющих проходить уровни развития в заданных моделях.

Научная новизна полученных результатов состоит в определении базового алгоритма трансформации моделей транспортных услуг города в зависимости от достигнутых параметров социально-экономического развития. Основой исследования послужили работы, посвященные общим и частным вопросам формирования и развития транспортной системы города, а также инфраструктуры транспорта крупных городов и их взаимообусловленности. Методологическую основу исследования сферы транспортных услуг городов составили общенаучные методы и системный подход.

Транспортная система крупного города и ее модели

В традиционном представлении транспортная система крупного города содержит в своем составе совокупность элементов [17], непосредственно и опосредованно участвующих и обеспечивающих перемещение людей, а также информацию внутри города и за его пределами. Эту систему также принято описывать через включение в нее дорог, мостов, тоннелей, автобусных и трамвайных остановок, метро, различных видов средств передвижения, как общественного, так и частного транспорта. Элементы транспортной инфраструктуры в совокупности обеспечивают ее бесперебойное функционирование [18] и должны отвечать заявленным техническим характеристикам. При этом ее главной целью функционирования выступает обеспечение доступности и качества услуг в условиях достигнутой бюджетной обеспеченности.

Ежегодно функционирование транспортных систем крупных городов сталкивается с влиянием глобальных трендов мирового социально-экономического и технико-инновационного развития. Под их воздействием формируется значительное разнообразие моделей и механизмов реализации системы оказания транспортных услуг в городах, представляющие собой, на первый взгляд, хаотичное стремление к удовлетворению потребностей территории в соответствующих услугах. Несмотря на это, данные модели и механизмы характеризуются общими чертами. Их исследование позволило сделать значимые обобщения. Во-первых, выделено несколько групп факторов, выступающих в качестве ограничителей развития транспортных услуг города (рисунок 1).

Рисунок 1 – Факторы-ограничители развития транспортной системы города

[составлено авторами]

Их учет и оценка степени влияния позволяют проработать комплексные характеристики модели транспортных услуг города, удовлетворяющей нормативам национального законодательства и потребностям населения. В этой конфигурации формируются традиционные подходы в данной сфере. Учет же векторов инновационного развития внутри государства и за его пределами, позволяет формировать «новые» модели в ином спектре критериев.

Во-вторых, систематизирован дополнительный набор критериев, характеризующий систему транспортных услуг. Он позволяет соотнести уровень развития системы и качество предоставляемых услуг с «продвинутыми» стандартами потребления как услуг в целом, так и непосредственно услуг транспортной сферы. К числу таких стандартов относят: экологичность [8], степень цифровизации услуги [19] и уровень удовлетворения потребностей [2, 5] в комфортном перемещении по территории города. Комбинирование данных критериев и уровня их значений способствуют формированию траектории развития транспортной системы города и выделению моделей (рисунок 2).

Рисунок 2 – Характеристики моделей развития транспортной системы

крупного города [составлено авторами]

Использование последних в перспективе позволит оценить время и способы перехода транспортной системы в заданных параметрах функционирования на новый уровень на основе экономико-математического моделирования. Схема отражает направления трансформации характерных особенностей. В рамках первого уровня следует выделить фрагментарную модель транспортной системы. Ее использование позволяет удовлетворить минимальный перечень потребностей населения в транспортных услугах, но не соответствует большинству современных требований, предъявляемых к этой сфере сегодня. Несбалансированная модель ориентирована на полное удовлетворение базовых социальных потребностей и на переход к безубыточному состоянию. Сбалансированная и идеальная модели полностью отвечают социальным потребностям общества (и ориентированы на обслуживание не транспортных средств, а людей), экологичны и экономически [20] эффективны. Так, они позволяют удовлетворять потребности в полном портфеле транспортных услуг города, а также в портфеле услуг «продвинутого» уровня (сбалансированная и идеальная модель соответственно). При этом идеальная модель – это модель-ориентир в развитии транспортной системы города.

Подобного рода моделирование развития раскрывает возможности трансформации транспортной системы и наполняемости каждого уровня ресурсами [21] и инфраструктурными элементами. Переход на новый этап развития системы сопровождается внедрением технологических и инновационных ресурсов в процессы оказания транспортных услуг и качественной обратной связью в системе управления ими. Подобное моделирование позволит классифицировать города по уровню готовности их транспортных систем к инновационным и пространственным преобразованиям, а также оценить их потенциал в национальном масштабе.

Подходы к организации функционирования транспортной системы

Третье обобщение связано с подходами к организации непосредственного функционирования системы транспортных услуг в городах. Независимо от уровня развития транспортной системы подходы к ее организации с учетом вышеуказанных критериев классифицированы и представлены в таблице.

Таблица – Подходы к организации работы транспортной системы и оценка деятельности органов власти [составлено авторами]

Подход
Сущность
Функционал органов власти
Возможности
Требования для реализации
организационный
совокупность принципов, правил, мероприятий, методов и решений, которые обеспечивают взаимосвязь работ и процессов в пространстве и времени
мониторинг, навигация по процессу оказания услуги, формирование критериев для оценки процесса перевозки, выявление посредством анализа оптимальных решений для развития транспортной системы, внедрение в процесс оказания услуги информационных технологий
прогнозирование потребностей, соответствие (приближение к) стандартам;
поиск оптимальных решений для транспортной системы;
повышение привлекательности и конкурентоспособности транспортных организаций территории
высокая степень подготовленности специалистов; проведение аналитических исследований; системный подход
технико-технологический
механизация и автоматизация системы, высокий уровень оснащённости объектов транспортной системы [19]
мониторинг производственных параметров транспортной системы в режиме реального времени, мониторинг использования мощностей системы; формирование технологической базы (исходя из принятых методов)
формирование транспортной системы, как технологического комплекса города, в том числе как цифрового объекта, необходимого для более четкого и эффективного оказания услуги населению
качественная технологическая обеспеченность на программных платформах с веб-интерфейсом для спутникового мониторинга транспорта
инфраструктурный
формирует условия для выполнения вспомогательных операций в процессе оказания услуги, предполагает высокий уровень обеспеченности материально-технической базой, участвующей в процессе функционирования системы
обустройство объектов транспортной инфраструктуры;
оценка состояния транспортных и подъездных путей (автомобильные, железные дороги, транспортные коридоры и т. д.), техники по видам транспорта, складских комплексов и терминалов; формирование и развитие инфраструктуры в соответствии с градостроительным планом
создание транспортной системы как объекта современной взаимосвязанной и синхронизированной по потокам движения транспорта инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойное функционирование элементов транспортного комплекса
высокая степень оснащенности инфраструктуры базовыми и дополнительными элементами технико-технологического обеспечения
транспортно-логистический
Транспортная система города выступает в качестве «площади» взаимодействия экспедиторских и транспортных компаний
поиск, анализ, выявление и предотвращение последствий высоких логистических издержек, обусловленных низким уровнем и качеством развития транспортно-логистической инфраструктуры
формирование стратегических ресурсов для проектных решений регионального и национального масштаба в области пространственного и транспортно-логического развития;
возможность ремонтировать транспортные средства, оказывать таможенные, брокерские и другие услуги
высокая новизна; количественная и качественная инфраструктурная обеспеченность
инновационный
комплекс технико-внедренческих процессов в инфраструктуру транспортной системы и ее организацию
формирование и развитие технико-инновационной конкурентоспособности транспортной инфраструктуры относительно других территорий
формирование нового подхода в организацию работы всего транспортного комплекса и поэтапная цифровая трансформация, включая различные организационно-правовые формы деятельности;
повышает качество оказания транспортных услуг населению, повышает экономичность существующей системы оказания услуг
высокая степень новизны;
высокая технологическая обеспеченность транспортной системы;
наличие цифровой инфраструктуры
проектный
включает все аспекты развития транспортной системы на этапе внедрения технологий (инноваций) и развития инфраструктуры до момента полной адаптации внедряемых элементов
оценка и решение о внедрении проектных мероприятий по развитию транспортной системы;
сопровождение проектных мероприятий по развитию транспортной системы
стратегические проектные решения регионального и национального масштаба в области пространственного и транспортно-логического развития
возможность трансформации транспортной системы в условиях уникальности конкретной территории
наличие новейшего эксплуатационного оборудования;
наличие современного программного обеспечения и адаптивных ресурсов

Каждый из представленных подходов может быть использован для обеспечения движения городской системы транспортных услуг по траектории развития, представленной на рисунке 2. Следует обратить внимание на то, что в современной экономической среде в условиях многозадачности и интенсивности разнообразных процессов в любом государстве в «чистом» виде данные подходы использовать не целесообразно. Для повышения результативности мер по развитию системы транспортных услуг крупного города и интенсификации движения по раннее обозначенной траектории оптимальным будет решение по комбинированию подходов. Состав и уровень использования подходов применительно к конкретному городу будет зависеть от субъективных факторов территории, связанных как с уровнем социально-экономического развития города, так и его стратегическим потенциалом в национальном масштабе.

Заключение

Структурирование системы транспортных услуг города по группам критериев, удовлетворяющих, с одной стороны, нормативам национального законодательства и потребностям населения, с другой – «продвинутым» стандартами потребления, создает основу для моделирования траекторий ее развития с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности. Следующая ступень в управлении системой транспортных услуг позволяет выделять и обосновывать (экспертным, математическими и иным методами) внедрение и реализацию портфеля транспортных услуг. Тем самым, решая вопрос экономического обоснования предоставления определенной транспортной услуги, ее количества и качества в заданном городском пространстве.


Источники:

1. Сиверцева Е. С. Трансформации развития транспортных систем и их влияние на повышение пространственной эффективности РФ // Бюллетень результатов научных исследований. – 2019. – № 3. – c. 13-24. – doi: 10.20295/2223-9987-2019-3-13-24.
2. Сердарова М. С., Шагиахметова Э.И. Транспортная система как двигатель социально-экономического развития города // Инновационная наука. – 2018. – № 4. – c. 99-102.
3. Плотников В. А., Орешкин С.И. Транспортная стратегия России и новые задачи развития регионов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2023. – № 1(55). – c. 5-10.
4. Селезнева Ж. В. Основные проблемы и направления развития транспортного комплекса городского округа Самара // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки: сборник статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А. Шестакова; Самарский государственный архитектурно-строительный университет. – Самара : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный архитектурно-строительный университет". Самара, 2015. – c. 402-405.
5. Якимов М. Р. Роль городского пассажирского транспорта в повышении качества жизни // Соискатель – приложение к журналу \"Мир транспорта\". – 2015. – № 1(9). – c. 80-83.
6. Николаева Р. В. Совершенствование транспортной системы на основе развития интеллектуальных транспортных систем // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы: Материалы IV международной научно-практической конференции, Казань, 25–26 февраля 2016 года. – Казань: Научный центр безопасности жизнедеятельности. Казань, 2016. – c. 387-392.
7. Смирнов О. П., Тропина А.А. Применение искусственного интеллекта в транспортных системах // Автомобиль и Электроника. Современные Технологии. – 2013. – № 2(5). – c. 34-37.
8. Анисимова А. И., Мальцев Д.С., Лебедева А.С. Оценка влияния интеллектуальных транспортных систем на экологическую безопасность транспорта Санкт-Петербурга // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2021. – № 3. – c. 3-11. – doi: 10.17586/2310-1172-2021-14-3-3-11.
9. Быченков, А. В., Морозова И.А. Распределение транспортной подвижности в мультимодальной городской дорожной системе как показатель социальной составляющей транспортной системы // Индустриальная экономика. – 2021. – № 2-1. – c. 34-39. – doi: 10.47576/2712-7559_2021_2_1_34.
10. Баните А. В., Деряга Д.С., Леоненко О.В. Совершенствование городской транспортной системы путем внедрения адаптивных систем управления дорожным движением // Автоматика на транспорте. – 2021. – № 4. – c. 565-583. – doi: 10.20295/2412-9186-2021-7-4-565-583.
11. Кашина Е. Л. Уровень надежности транспортной логистической системы с учетом контроля системы ГЛОНАСС на примере исследования пассажиропотока Ярославской агломерации // История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2020. – № 1. – c. 95-99.
12. Самалыкова А. С. Автоматизированные системы управления дорожным движением, как метод разгрузки транспортной сети // Техника и технология. – 2019. – № 1(10). – c. 11.
13. Резер С. М., Шмулевич М.И., Резер А.В. Создание единой цифровой платформы для информационной транспортной системы // Транспорт: наука, техника, управление. – 2019. – № 11. – c. 3-6. – doi: 10.36535/0236-1914-2019-11-1.
14. Орлова Л. В., Кострикин В., Ансел А. Развитие транспортных систем в цифровой повестке // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 8(133). – c. 896-899. – doi: 10.34925/EIP.2021.133.8.169.
15. Алтухов А.В., Гостилович А.О., Уткина Е.Э., Теличко Л.Е. Функционирование и развитие интегрированных информационных систем на примере транспортной системы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. – № 4. – c. 38-44.
16. Плотников В. А., Катрашова Ю.В. Перспективы развития и угрозы реализации концепции // Экономический вектор. – 2021. – № 1(24). – c. 131-138. – doi: 10.36807/2411-7269-2021-1-24-131-138.
17. Гончарук О. В. Кономическая эффективность транспортно-технологических систем. - М.: Наука, 1991. – 122 c.
18. Мартынюк В. Н. Вопросы обеспечения экономической безопасности дорожно-транспортной системы мегаполиса // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 7. – c. 286-290.
19. Пономарев Л.М., Филиппова Н.А., Великанов А.Ю., Неретин А.А. Основные факторы, влияющие на мультимодальную транспортную систему // Мир транспорта. – 1992. – № 5(96). – c. 69-74. – doi: 10.30932/1992-3252-2021-19-5-8.
20. Коновалова Т.В., Шевцов Ю.Д., Надирян С.Л. Повышение эффективности транспортно-логистических процессов за счет оптимизации систем управления транспортных средств // International Journal of Advanced Studies. – 2022. – № 4. – c. 7-26. – doi: 10.12731/2227-930X-2022-12-4-7-26.
21. Савин Г. В. Методический подход к развитию городской транспортной системы на основе сбалансированной системы показателей // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2016. – № 4(48). – c. 470-479.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:02:59