Транспортные услуги в крупных городах: модели системы и подходы к их организации

Ганченко Д.Н.1, Митьковец Ю.М.1
1 Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383750
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Статья посвящена исследованию организации и развития транспортных услуг крупных городов в контексте современных трансформаций общественно-экономических отношений. Отправной точкой исследования выступил традиционный подход в представлении транспортных услуг города как инфраструктурного сегмента, играющего значимую роль в обеспечении его жизнеспособности. В ходе исследования выявлены группы факторов-ограничителей развития транспортных услуг города, оказывающих влияние на формирование моделей и механизмов функционирования и развития исследуемой сферы. В материале представлена точка зрения на формирование системы транспортных услуг с учетом трендов современных инноваций в этой сфере и смежных отраслях. Авторами систематизированы характеристики современных систем оказания транспортных услуг и на их основе предложены модели транспортных услуг городов и подходов, позволяющих обеспечить их прогрессивное развитие. Разработана научно-практическая классификация моделей систем транспортных услуг в городах

Ключевые слова: транспортная услуга, транспортная система, город, модель, подходы, развитие

JEL-классификация: L91, R41, R42



Введение

Впервые десятилетия XXI века в крупных городах России началась цифровая трансформация сферы услуг. Она распространилась как на инновации в сфере процесса оказания самой услуги, так и на инновации в инфраструктуре и материально-технической базе. Такого рода изменения в сложившемся укладе функционирования стали причинами формирования ряда организационных «пробелов» в деятельности органов власти по обеспечению населения доступными качественными транспортными услугами на территории муниципальных образований. Отдельные аспекты данных «пробелов» неоднократно представлялись исследователями и практиками в отраслевых дискуссиях, формировались различные прогнозы и теории развития.

Систематизация исследований [1, 2, 3, 4, 5] сложившейся практики показали, что сегодня значительное внимание уделяется инновационному подходу [6, 7, 8] в решении вопросов развития механизмов оказания транспортных услуг в крупных городах. Особый акцент в них делается на повышение уровня безопасности на дорогах [9, 10], в салоне транспортного средства и на остановочных платформах [11, 12], включая цифровую [13] трансформацию транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств [14]. Немалую роль отводят интеграции транспортной системы города в реализацию концепции «умный город» [15, 16]. При этом, как отмечают исследователи, интенсивность развития каждого параметра системы транспортных услуг в отдельно взятом городе напрямую зависит от его потенциала, а также связанности и синхронности социально-экономических преобразований на его территории. Поэтому на практике встречаются ситуации, когда структурные элементы городской системы транспортных услуг развиваются неравномерно, формируя организационно-территориальные барьеры в обеспечении доступности качественных услуг для населения.

Цель исследования заключается в структурировании адаптивных подходов в обеспечении населения транспортными услугами города с учетом фактора модернизации технической базы и инновационного подхода с цифровой ориентацией векторов развития транспортного-логистического комплекса. В ходе исследования решаются задачи по классификации факторов-ограничителей развития исследуемой сферы, определению характеристик ключевых моделей развития транспортных услуг города, а также характеристики и классификация подходов, позволяющих проходить уровни развития в заданных моделях.

Научная новизна полученных результатов состоит в определении базового алгоритма трансформации моделей транспортных услуг города в зависимости от достигнутых параметров социально-экономического развития. Основой исследования послужили работы, посвященные общим и частным вопросам формирования и развития транспортной системы города, а также инфраструктуры транспорта крупных городов и их взаимообусловленности. Методологическую основу исследования сферы транспортных услуг городов составили общенаучные методы и системный подход.

Транспортная система крупного города и ее модели

В традиционном представлении транспортная система крупного города содержит в своем составе совокупность элементов [17], непосредственно и опосредованно участвующих и обеспечивающих перемещение людей, а также информацию внутри города и за его пределами. Эту систему также принято описывать через включение в нее дорог, мостов, тоннелей, автобусных и трамвайных остановок, метро, различных видов средств передвижения, как общественного, так и частного транспорта. Элементы транспортной инфраструктуры в совокупности обеспечивают ее бесперебойное функционирование [18] и должны отвечать заявленным техническим характеристикам. При этом ее главной целью функционирования выступает обеспечение доступности и качества услуг в условиях достигнутой бюджетной обеспеченности.

Ежегодно функционирование транспортных систем крупных городов сталкивается с влиянием глобальных трендов мирового социально-экономического и технико-инновационного развития. Под их воздействием формируется значительное разнообразие моделей и механизмов реализации системы оказания транспортных услуг в городах, представляющие собой, на первый взгляд, хаотичное стремление к удовлетворению потребностей территории в соответствующих услугах. Несмотря на это, данные модели и механизмы характеризуются общими чертами. Их исследование позволило сделать значимые обобщения. Во-первых, выделено несколько групп факторов, выступающих в качестве ограничителей развития транспортных услуг города (рисунок 1).

Рисунок 1 – Факторы-ограничители развития транспортной системы города

[составлено авторами]

Их учет и оценка степени влияния позволяют проработать комплексные характеристики модели транспортных услуг города, удовлетворяющей нормативам национального законодательства и потребностям населения. В этой конфигурации формируются традиционные подходы в данной сфере. Учет же векторов инновационного развития внутри государства и за его пределами, позволяет формировать «новые» модели в ином спектре критериев.

Во-вторых, систематизирован дополнительный набор критериев, характеризующий систему транспортных услуг. Он позволяет соотнести уровень развития системы и качество предоставляемых услуг с «продвинутыми» стандартами потребления как услуг в целом, так и непосредственно услуг транспортной сферы. К числу таких стандартов относят: экологичность [8], степень цифровизации услуги [19] и уровень удовлетворения потребностей [2, 5] в комфортном перемещении по территории города. Комбинирование данных критериев и уровня их значений способствуют формированию траектории развития транспортной системы города и выделению моделей (рисунок 2).

Рисунок 2 – Характеристики моделей развития транспортной системы

крупного города [составлено авторами]

Использование последних в перспективе позволит оценить время и способы перехода транспортной системы в заданных параметрах функционирования на новый уровень на основе экономико-математического моделирования. Схема отражает направления трансформации характерных особенностей. В рамках первого уровня следует выделить фрагментарную модель транспортной системы. Ее использование позволяет удовлетворить минимальный перечень потребностей населения в транспортных услугах, но не соответствует большинству современных требований, предъявляемых к этой сфере сегодня. Несбалансированная модель ориентирована на полное удовлетворение базовых социальных потребностей и на переход к безубыточному состоянию. Сбалансированная и идеальная модели полностью отвечают социальным потребностям общества (и ориентированы на обслуживание не транспортных средств, а людей), экологичны и экономически [20] эффективны. Так, они позволяют удовлетворять потребности в полном портфеле транспортных услуг города, а также в портфеле услуг «продвинутого» уровня (сбалансированная и идеальная модель соответственно). При этом идеальная модель – это модель-ориентир в развитии транспортной системы города.

Подобного рода моделирование развития раскрывает возможности трансформации транспортной системы и наполняемости каждого уровня ресурсами [21] и инфраструктурными элементами. Переход на новый этап развития системы сопровождается внедрением технологических и инновационных ресурсов в процессы оказания транспортных услуг и качественной обратной связью в системе управления ими. Подобное моделирование позволит классифицировать города по уровню готовности их транспортных систем к инновационным и пространственным преобразованиям, а также оценить их потенциал в национальном масштабе.

Подходы к организации функционирования транспортной системы

Третье обобщение связано с подходами к организации непосредственного функционирования системы транспортных услуг в городах. Независимо от уровня развития транспортной системы подходы к ее организации с учетом вышеуказанных критериев классифицированы и представлены в таблице.

Таблица – Подходы к организации работы транспортной системы и оценка деятельности органов власти [составлено авторами]

Подход
Сущность
Функционал органов власти
Возможности
Требования для реализации
организационный
совокупность принципов, правил, мероприятий, методов и решений, которые обеспечивают взаимосвязь работ и процессов в пространстве и времени
мониторинг, навигация по процессу оказания услуги, формирование критериев для оценки процесса перевозки, выявление посредством анализа оптимальных решений для развития транспортной системы, внедрение в процесс оказания услуги информационных технологий
прогнозирование потребностей, соответствие (приближение к) стандартам;
поиск оптимальных решений для транспортной системы;
повышение привлекательности и конкурентоспособности транспортных организаций территории
высокая степень подготовленности специалистов; проведение аналитических исследований; системный подход
технико-технологический
механизация и автоматизация системы, высокий уровень оснащённости объектов транспортной системы [19]
мониторинг производственных параметров транспортной системы в режиме реального времени, мониторинг использования мощностей системы; формирование технологической базы (исходя из принятых методов)
формирование транспортной системы, как технологического комплекса города, в том числе как цифрового объекта, необходимого для более четкого и эффективного оказания услуги населению
качественная технологическая обеспеченность на программных платформах с веб-интерфейсом для спутникового мониторинга транспорта
инфраструктурный
формирует условия для выполнения вспомогательных операций в процессе оказания услуги, предполагает высокий уровень обеспеченности материально-технической базой, участвующей в процессе функционирования системы
обустройство объектов транспортной инфраструктуры;
оценка состояния транспортных и подъездных путей (автомобильные, железные дороги, транспортные коридоры и т. д.), техники по видам транспорта, складских комплексов и терминалов; формирование и развитие инфраструктуры в соответствии с градостроительным планом
создание транспортной системы как объекта современной взаимосвязанной и синхронизированной по потокам движения транспорта инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойное функционирование элементов транспортного комплекса
высокая степень оснащенности инфраструктуры базовыми и дополнительными элементами технико-технологического обеспечения
транспортно-логистический
Транспортная система города выступает в качестве «площади» взаимодействия экспедиторских и транспортных компаний
поиск, анализ, выявление и предотвращение последствий высоких логистических издержек, обусловленных низким уровнем и качеством развития транспортно-логистической инфраструктуры
формирование стратегических ресурсов для проектных решений регионального и национального масштаба в области пространственного и транспортно-логического развития;
возможность ремонтировать транспортные средства, оказывать таможенные, брокерские и другие услуги
высокая новизна; количественная и качественная инфраструктурная обеспеченность
инновационный
комплекс технико-внедренческих процессов в инфраструктуру транспортной системы и ее организацию
формирование и развитие технико-инновационной конкурентоспособности транспортной инфраструктуры относительно других территорий
формирование нового подхода в организацию работы всего транспортного комплекса и поэтапная цифровая трансформация, включая различные организационно-правовые формы деятельности;
повышает качество оказания транспортных услуг населению, повышает экономичность существующей системы оказания услуг
высокая степень новизны;
высокая технологическая обеспеченность транспортной системы;
наличие цифровой инфраструктуры
проектный
включает все аспекты развития транспортной системы на этапе внедрения технологий (инноваций) и развития инфраструктуры до момента полной адаптации внедряемых элементов
оценка и решение о внедрении проектных мероприятий по развитию транспортной системы;
сопровождение проектных мероприятий по развитию транспортной системы
стратегические проектные решения регионального и национального масштаба в области пространственного и транспортно-логического развития
возможность трансформации транспортной системы в условиях уникальности конкретной территории
наличие новейшего эксплуатационного оборудования;
наличие современного программного обеспечения и адаптивных ресурсов

Каждый из представленных подходов может быть использован для обеспечения движения городской системы транспортных услуг по траектории развития, представленной на рисунке 2. Следует обратить внимание на то, что в современной экономической среде в условиях многозадачности и интенсивности разнообразных процессов в любом государстве в «чистом» виде данные подходы использовать не целесообразно. Для повышения результативности мер по развитию системы транспортных услуг крупного города и интенсификации движения по раннее обозначенной траектории оптимальным будет решение по комбинированию подходов. Состав и уровень использования подходов применительно к конкретному городу будет зависеть от субъективных факторов территории, связанных как с уровнем социально-экономического развития города, так и его стратегическим потенциалом в национальном масштабе.

Заключение

Структурирование системы транспортных услуг города по группам критериев, удовлетворяющих, с одной стороны, нормативам национального законодательства и потребностям населения, с другой – «продвинутым» стандартами потребления, создает основу для моделирования траекторий ее развития с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности. Следующая ступень в управлении системой транспортных услуг позволяет выделять и обосновывать (экспертным, математическими и иным методами) внедрение и реализацию портфеля транспортных услуг. Тем самым, решая вопрос экономического обоснования предоставления определенной транспортной услуги, ее количества и качества в заданном городском пространстве.


Источники:

1. Сиверцева Е. С. Трансформации развития транспортных систем и их влияние на повышение пространственной эффективности РФ // Бюллетень результатов научных исследований. – 2019. – № 3. – c. 13-24. – doi: 10.20295/2223-9987-2019-3-13-24.
2. Сердарова М. С., Шагиахметова Э.И. Транспортная система как двигатель социально-экономического развития города // Инновационная наука. – 2018. – № 4. – c. 99-102.
3. Плотников В. А., Орешкин С.И. Транспортная стратегия России и новые задачи развития регионов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2023. – № 1(55). – c. 5-10.
4. Селезнева Ж. В. Основные проблемы и направления развития транспортного комплекса городского округа Самара // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки: сборник статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А. Шестакова; Самарский государственный архитектурно-строительный университет. – Самара : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный архитектурно-строительный университет". Самара, 2015. – c. 402-405.
5. Якимов М. Р. Роль городского пассажирского транспорта в повышении качества жизни // Соискатель – приложение к журналу \"Мир транспорта\". – 2015. – № 1(9). – c. 80-83.
6. Николаева Р. В. Совершенствование транспортной системы на основе развития интеллектуальных транспортных систем // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы: Материалы IV международной научно-практической конференции, Казань, 25–26 февраля 2016 года. – Казань: Научный центр безопасности жизнедеятельности. Казань, 2016. – c. 387-392.
7. Смирнов О. П., Тропина А.А. Применение искусственного интеллекта в транспортных системах // Автомобиль и Электроника. Современные Технологии. – 2013. – № 2(5). – c. 34-37.
8. Анисимова А. И., Мальцев Д.С., Лебедева А.С. Оценка влияния интеллектуальных транспортных систем на экологическую безопасность транспорта Санкт-Петербурга // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2021. – № 3. – c. 3-11. – doi: 10.17586/2310-1172-2021-14-3-3-11.
9. Быченков, А. В., Морозова И.А. Распределение транспортной подвижности в мультимодальной городской дорожной системе как показатель социальной составляющей транспортной системы // Индустриальная экономика. – 2021. – № 2-1. – c. 34-39. – doi: 10.47576/2712-7559_2021_2_1_34.
10. Баните А. В., Деряга Д.С., Леоненко О.В. Совершенствование городской транспортной системы путем внедрения адаптивных систем управления дорожным движением // Автоматика на транспорте. – 2021. – № 4. – c. 565-583. – doi: 10.20295/2412-9186-2021-7-4-565-583.
11. Кашина Е. Л. Уровень надежности транспортной логистической системы с учетом контроля системы ГЛОНАСС на примере исследования пассажиропотока Ярославской агломерации // История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2020. – № 1. – c. 95-99.
12. Самалыкова А. С. Автоматизированные системы управления дорожным движением, как метод разгрузки транспортной сети // Техника и технология. – 2019. – № 1(10). – c. 11.
13. Резер С. М., Шмулевич М.И., Резер А.В. Создание единой цифровой платформы для информационной транспортной системы // Транспорт: наука, техника, управление. – 2019. – № 11. – c. 3-6. – doi: 10.36535/0236-1914-2019-11-1.
14. Орлова Л. В., Кострикин В., Ансел А. Развитие транспортных систем в цифровой повестке // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 8(133). – c. 896-899. – doi: 10.34925/EIP.2021.133.8.169.
15. Алтухов А.В., Гостилович А.О., Уткина Е.Э., Теличко Л.Е. Функционирование и развитие интегрированных информационных систем на примере транспортной системы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. – № 4. – c. 38-44.
16. Плотников В. А., Катрашова Ю.В. Перспективы развития и угрозы реализации концепции // Экономический вектор. – 2021. – № 1(24). – c. 131-138. – doi: 10.36807/2411-7269-2021-1-24-131-138.
17. Гончарук О. В. Кономическая эффективность транспортно-технологических систем. - М.: Наука, 1991. – 122 c.
18. Мартынюк В. Н. Вопросы обеспечения экономической безопасности дорожно-транспортной системы мегаполиса // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 7. – c. 286-290.
19. Пономарев Л.М., Филиппова Н.А., Великанов А.Ю., Неретин А.А. Основные факторы, влияющие на мультимодальную транспортную систему // Мир транспорта. – 1992. – № 5(96). – c. 69-74. – doi: 10.30932/1992-3252-2021-19-5-8.
20. Коновалова Т.В., Шевцов Ю.Д., Надирян С.Л. Повышение эффективности транспортно-логистических процессов за счет оптимизации систем управления транспортных средств // International Journal of Advanced Studies. – 2022. – № 4. – c. 7-26. – doi: 10.12731/2227-930X-2022-12-4-7-26.
21. Савин Г. В. Методический подход к развитию городской транспортной системы на основе сбалансированной системы показателей // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2016. – № 4(48). – c. 470-479.

Страница обновлена: 11.09.2025 в 11:33:48

 

 

Transport services in large cities: system models and approaches to their organization

Ganchenko D.N., Mitykovets Yu.M.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 8 (August 2023)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the study of the organization and development of transport services in large cities in the context of modern transformations of socio-economic relations. The starting point of the study was the traditional approach in presenting the city's transport services as an infrastructure segment that plays a significant role in ensuring its viability. The study identified groups of factors that limit the development of transport services in the city, influencing the formation of models and mechanisms of functioning and development of the studied sphere. The article presents a point of view on the formation of a system of transport services, taking into account the trends of modern innovation in this area and related industries. The authors systematize the characteristics of modern transport service delivery systems and, based on them, propose models of urban transport services and approaches to ensure their progressive development. A scientific and practical classification of models of transport services systems in cities has been developed.

Keywords: transport service, transport system, city, model, approaches, development

JEL-classification: L91, R41, R42