Построение цифровой «умной» таможни как эффективный инструмент противодействия коррупции
Городнова Н.В.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 34
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Городнова Н.В. Построение цифровой «умной» таможни как эффективный инструмент противодействия коррупции // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 873-891. – doi: 10.18334/eo.13.4.118527.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56006518
Аннотация:
Сложившиеся к настоящему времени геополитические условия связаны с необходимостью формирования чёткой и взвешенной государственной политики по всем ключевым направлениям, включая валютное и таможенное регулирование, приобретающие в условиях мирового кризиса ещё большее значение. Кроме того, процессы цифровизации и построения цифровой экономики являются предпосылками для цифровой трансформации деятельности таможенных органов РФ и эффективной борьбы с коррупцией. В этой связи тема исследования признаётся актуальной.
В работе исследованы проблемы и специфика таможенной политики и её институциональной основы, требующей учёта экономических интересов субъектов РФ и оптимизации операций, процедур и затрат ФТС в условиях цифровой среды, что, бесспорно, позитивно влияет на процесс минимизации коррупционных проявлений.
Научная новизна работы состоит в обобщении опыта и российского законодательства построения цифровой таможни, выявлении проблем, связанных с таможенным администрированием, моделировании перехода от автоматизации к цифровой модификации таможенных процедур, экспертном оценивании цифровой зрелости ФТС и перспектив борьбы с коррупцией.
Результаты работы могут быть полезными экспертам и специалистам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного регулирования, государственным органам власти, а также научным работникам, изучающим проблемы повышения эффективности таможенного администрирования и борьбы с коррупционной составляющей.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, информационно-коммуникационные технологии, сквозные технологии, искусственный интеллект, Bid Data, таможенная политика, цифровая таможня, коррупция
JEL-классификация: F13, F14, F15, O31, O33
Введение
Актуальность темы исследования.
Процесс построения в РФ цифровой экономики требует цифровой трансформации всех сфер деятельности и всех бизнес-процессов без исключения. В этой связи, в настоящее время в таможенном администрировании также наблюдается активная цифровизация и применение новейших технологических продуктов и компьютерных программ. Следует отметить, что процесс внедрения сквозных технологий осуществляется не только в отдельно взятых таможенных управлениях, операциях либо процедурах, но идёт внедрение системы комплексного цифрового сопровождения перемещения товаров и транспортных средств (ТТС) через таможенную границу. В Федеральной таможенной службе (ФТС) в рамках принятой государственной стратегии развития таможенной службы до 2030 года разворачивается внедрение принципиально новых технологических возможностей, полный отказ от бумажного документооборота и переход к бесконтактному выпуску товаров и транспортных средств на таможенную территорию с применением высокоинтеллектуальных систем и алгоритмов.
Специфика функционирования ФТС в цифровой среде и государственной таможенной политики заключается в её институциональной основе, требует учёта интересов экономических интересов субъектов РФ и должна быть нацелена на оптимизацию всей цепочки таможенных операций, процедур и общего объёма затрат. Указанные принципы таможенной политики приобретают наибольший вес в условиях мирового финансово-экономического кризиса, поскольку их реализация компенсирует негативные последствия как для отдельных участников внешнеэкономической деятельности, так для регионов и страны в целом. Вектор цифровой трансформации нацелен на повышение эффективности и прозрачности функционирования таможенных служб и возможности контроля открытости на всех этапах взаимодействия участников таможенных операций. В этой связи тема исследования признаётся актуальной и злободневной.
Цель работа: исследование перспектив цифровой трансформации ФТС с учётом институционального базиса, генезиса и эволюции, а также специфики условий борьбы с коррупцией.
Задачи:
1) исследование трендов развития таможенной службы в России и за рубежом;
2) систематизация нормативно-правового поля цифровой трансформации Федеральной таможенной службы (ФТС);
3) анализ элементов цифровой трансформации ФТС, включая применение информационно-коммуникационных и сквозных технологий;
4) оценка цифровой зрелости ФТС;
5) оценка позитивного влияния процесса цифровизации ФТС в рамках борьбы с коррупцией.
Научная новизна: обобщение мирового опыта и российской практики построения цифровой таможни, выявление проблем и причин, возникающих при прохождении таможенных процедур, моделирование перехода от автоматизации к цифровой экономике и цифровой модификации таможенных процедур, осуществление экспертной оценки цифровой зрелости ФТС на текущий момент и в перспективе.
Основные гипотезы: на фазе интенсификации применения информационных ресурсов и сквозных технологий необходима серьёзная трансформация таможни и таможенных органов в целях повышения прозрачности трансграничной торговли и эффективности работы таможенных служб; 2) повышение прозрачности функционирования таможенной службы и таможенного администрирования позволит минимизировать риски коррупции и нарушений таможенного законодательства.
Сделан вывод, что ожидаемыми позитивными последствиями построения цифровой «умной» таможни в Российской Федерации и применения новейших сквозных технологий являются достижение эффективного взаимодействия и обмена информацией в рамках таможенного администрирования, проведение проверок и досмотров перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств без вскрытия, повышение прозрачности процессов принятия решений таможенными органами, минимизация фактов коррупционных проявлений и нарушения норм российского и международного таможенного права.
Основная часть.
Таможенная политика в современных экономических и геополитических условиях представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеэкономической деятельности через установление специальных таможенных процедур перемещения товаров и транспортных средств (ТТС) через таможенную границу. К приоритетам цифрового развития Федеральной таможенной службы (ФТС) необходимо отнести открытость российской таможенной политики, паритет участников таможенных процедур, а также государственную поддержку мероприятий по совершенствованию деятельности ФТС и таможенного администрирования.
Основными задачами Федеральной таможенной службы являются:
- защита экономического суверенитета РФ и национальной безопасности страны [16];
- обеспечение участия России в международных экономических отношениях и внешнеэкономической деятельности;
- реализация национальных приоритетов внутренней таможенной политики и развития региональной инфраструктуры;
- решение имеющихся на сегодня существующих проблем таможенного администрирования России;
- решение проблем технического характера;
- решение проблем, связанных с так называемым «человеческим фактором» (к примеру, нехватки высококвалифицированных в IT-сфере специалистов и кадров, а также наличия коррупционной составляющей).
Основные проблемы, которые необходимо решать в процессе цифровой трансформации таможенного администрирования, следующие:
1) разработка базовой модели кибернетического института таможни, включающей гибридную интеллектуализацию таможенных процессов, информационных и сквозных технологий [2];
2) разработка концепции цифрового таможенного администрирования на основе сквозных технологий;
3) разработка системы показателей и критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов в среде таможенных IT-технологий;
4) развитие методологической и технической базы обеспечения безопасности систем, информационной среды и технологического инструментария цифрового таможенного администрирования;
5) решение правовых, инфраструктурных, организационных и кадровых вопросов.
Основные результаты развития цифровой таможни в мировом разрезе на примере США, КНР и Российской Федерации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Практическая реализация концепции построения цифровой таможни на примере США, КНР и РФ
Table 1
Practical implementation of the concept of building a digital customs on the example of the USA, China and the Russian Federation
США
|
КНР
|
Россия
|
Автоматизация
процедур
|
Система
ускоренного лицензирования, регистрации и выпуска товаров
|
Создание,
развитие и применение цифровых «умных» технологий
|
Модернизация
онлайн- и бизнес-процессов таможенной службы
|
Минимизация
числа проверок
|
Применение
сквозных технологий и результативные управленческие решения
|
Разработка
системы уникальных идентификаторов для эффективной работы центров экспертиз
|
Защита
прав интеллектуальной собственности
|
Эффективный
и результативный мониторинг применения новейших технологий
|
Единый
реестр счетов декларантов
|
Оптимизация
документа оборота, введение электронных документов
|
Внедрение
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при декларировании ТТС
|
Обновление
элементов Big
Data
|
Системы
учёта в процессе проверок государственными органами
|
Государственный
мониторинг результатов внедрения сквозных технологий и ИКТ
|
Источник: составлено автором по: [1; 2; 5; 7].
В мае 2020 г. Правительством РФ была утверждена Стратегия развития таможенной службы в период до 2030 года (далее – Стратегия) [1]. К обозначенному моменту времени магистральной целью реализации указанной стратегии является внедрение в деятельность Федеральной таможенной службы передовых цифровых технологий и алгоритмов искусственного интеллекта, которые будут являться основными элементами таможенных процессов.
Кроме того, в 2017 году в России была принята Комплексная программы развития ФТС России [2], предусматривающая осуществление перевода декларирования из таможенных постов и региональной таможни в Центры электронного декларирования (ЦЭД). Отметим, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует 16 таких центров [3].
Этапы цифровизации таможенного администрирования началось в 2002 году с начала внедрения электронного декларирования и выпуска на таможенную территорию товаров и транспортных средств в удалённом режиме. Формирование специализированных Центров электронного декларирования (ЦЭД) началось в 2010 году, предоставление возможности авторегистрации экспорта, доля которой сегодня составляет 99,9%, осуществляется с 2014 года, режим автовыпуска экспорта и авторегистраци импорта реализуется с 2015 года, автовыпуск импорта товаров – с 2016 года, начало формирования единой сети Центров электронного декларирования – 2018 год, завершение создания единой сети ЦЭД – 2021 год [4].
Цифровая трансформация деятельности ФТС предполагает полный отказ от бумажного документооборота и 100% подачу и обработку электронных деклараций в цифровой среде. Это будет способствовать унификации процедуры таможенного выпуска товаров и транспортных средств, определению единого кода товарной номенклатуры ВЭД, созданию единых лицевых счетов, снижающих административные издержки, снижению вероятности коррупционной составляющей, полной автоматизации и совершенствованию системы управления рисками (СУР), позволяющей в кратчайшие сроки осуществлять обработку гигантского потока и хранение информации в едином реестре больших данных (Big Data) в целях оперативного выявления факторов риска, связанного с каждой товарной партией и проведения обоснованных процедур проверок и досмотров. Это позволит создать «зелёный» сектор добросовестных участников, для которых предоставляется возможность без дополнительных затрат времени и средств проходить требуемые таможенные процедуры [16]. В имеющихся информационных базах (Big Data) ФТС накоплены массивы данных по операциям импорта и экспорта, создана система обмена информацией с иностранными таможенными администрациями, что позволяет выявлять нарушения таможенного регулирования.
В целях автоматического выявления фактов движения нелегальной продукции в настоящее время осуществляется процесс формирования единой системы отслеживания товаров в РФ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), способной анализировать цепочки товаров и транспортных средств от перемещения через таможенную границу до реализации конечному потребителю. Единая автоматизированная информация система таможенной службы (ЕАИС) является технологической платформой для перехода деятельности таможенных органов на электронную и цифровую основу [1]. Проблемы, которые могут возникать в процессе прохождения таможенного контроля, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Выявление проблем, возникающих при прохождении таможенных процедур в Российской Федерации
Table 2
Identification of problems arising during the passage of customs procedures in the Russian Federation
Проблемы
|
Причины
|
Низкая
подготовленность должностных лиц ФТС
|
Высокая
скорость внедрения информационных технологий и нового программного
обеспечения
|
Сбои
в программном обеспечении
|
Массив
поданных электронных деклараций
|
Отсутствие
технических возможностей декларантов
| |
Незаконное
использование служебных полномочий
|
Коррупционные
события, связанные с цифровизацией ФТС
|
Простаивание
грузов в ночное время
|
Недостаточное
количество центров электронных деклараций (ЦЭД)
|
Наплыв
электронных деклараций
|
Недостаточное
количество таможенных инспекторов
|
Увеличение
числа дополнительных проверок
|
Отсутствие
автоматического режима проверок, необходимость «ручного» регулирования
|
Источник: составлено автором по: Таможня: успехи и проблемы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://titan74.ru/useful_information/traders/customs/ (дата обращения 11.06.2023)
Стратегия развития ФТС представляет собой документ стратегического планирования деятельности службы, определяющий целевые ориентиры, приоритетные направления и задачи развития в долгосрочной перспективе. Стратегия призвана консолидировать потенциал и возможности таможенных органов РФ в целях защиты экономически значимых потребностей страны, удовлетворения спроса населения, реализации национальных стратегических приоритетов России.
В Стратегии определены инструменты и механизмы реализации деятельности таможенной службой РФ, а также меры государственной политики в сфере обеспечения экономической и иных видов безопасности [8].
Основные принципы реализации Стратегии заключаются в следующем:
1) долгосрочное стратегическое планирование деятельности ФТС с учётом общемировых тенденций;
2) планомерность и последовательность в развитии ФТС, включая цифровую трансформацию;
3) оптимизация и совершенствование механизмов таможенного администрирования;
4) внедрение автоматизации и информатизации сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых информационно-коммуникационных технологий;
5) бесконтактность и клиентоориентированность;
6) формирование устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов ВЭД и пр. [15].
Правовую основу рассматриваемой Стратегии составляют следующие законодательные и нормативно-правовые акты, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Законодательная и нормативно-правовая база реализации Стратегии развития ФТС
Table 3
Legislative and regulatory framework for the implementation of the Development Strategy of the Federal Customs Service
Наименование
|
Дата принятия
|
Конституция
Российской Федерации
|
12 декабря
1993 г.
|
Договор
о Евразийском экономическом союзе
|
29 мая
2014 г.
|
Таможенный
кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
|
ред. от 29.05.2019 г., изм. от 18.03.2023 г.
|
Федеральный
закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
|
3
августа 2018 г., изм. 28.04.2023 г.
|
Указ
Президента Российской Федерации № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»
|
31 декабря
2015 г.
|
Указ
Президента Российской Федерации № 203 «О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы»
|
9 мая
2017 г.
|
Указ
Президента Российской Федерации № 208 «О Стратегии экономической
безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
|
13 мая
2017 г.
|
Указ
Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»
|
7 мая
2018 г.
|
Паспорт
национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт»,
утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16)
|
24 декабря
2018 г.
|
Основные
направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до
2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации
|
29 сентября
2018 г.
|
Источник: составлено автором по: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74078959/ (дата обращения 11.06.2023).
Процесс цифровой трансформации и модернизации таможенной службы базируется также на международных актах и иных законодательных и правовых актах Российской Федерации.
Стратегической целью развития и миссией ФТС является формирование к 2030 году качественно новой, базирующейся на применении сквозных технологий и алгоритмов искусственного интеллекта, быстро меняющейся, адаптивной и легко перенастраиваемой, информационно насыщенной «умной» и результативной таможенной службы. На достижение указанной цели направлены следующие целевые ориентиры, систематизированные в таблице 4.
Таблица 4
Целевые ориентиры построения цифровой «умной» таможни и ожидаемые результаты
Table 4
Targets for building a digital "smart" customs and expected results
Элементы
|
Ожидаемые позитивные результаты
и последствия
| |
Целевой ориентир 1 – полномасштабная
автоматизация и цифровизация
| ||
Алгоритмы искусственного интеллекта, Big Data
|
Цифровая трансформация технологий осуществления и оформления
таможенных процедур и операций
| |
Самообучающиеся нейронные сети
|
Управление цифровыми рисками до и после выпуска товаров и
транспортных средств (ТТС) на таможенную территорию
| |
Сквозные технологии
|
Автоматическое совершение операций без участия должностных лиц
| |
Big Data
|
Формирование долгосрочных баз данных юридически значимых
электронных документов
| |
Сквозные технологии, электронные системы
|
Автоматизация контроля классификации и кодирования ТТС в
соответствии с Товарной номенклатурой ЕАЭС, верификация и сертификация
прохождения ТТС
| |
Сквозные технологии
|
Интегрированные механизмы межведомственного информационного
взаимодействия
| |
Технология «единое окно»
|
Развитие и модернизация, обеспечение сопряжение с международными
системами
| |
Высокотехнологичные системы и устройства
|
Пресечение незаконного перемещения запрещённых грузов
| |
Система электронного документооборота (СЭД)
|
Автоматизация таможенных операций с различными документами
| |
Целевой ориентир 2 – развитие международной
торговли
| ||
Сквозные технологии, практика применения электронных таможенных
процедур
|
Рост
конкурентоспособности, расширение перечня и объёма экспорта несырьевой
продукции, стимулирование расширения экспортно ориентированных производств,
содействие расширению инвестиционных связей
| |
Целевой ориентир 3 – прозрачность совершения
процедур
| ||
Сквозные технологии
|
Модернизация
условий ведения бизнеса и развитие инвестиционного климата в РФ
| |
Целевой ориентир 4 – оптимизация уплаты
таможенных платежей
| ||
Сквозные технологии, электронные средства платежа
|
Самостоятельное
управление таможенными платежами
| |
Полномасштабное
взаимодействие ФТС и плательщика
| ||
Автоматизация
таможенных операций и администрирование денежных средств на счетах
Федерального казначейства
| ||
Целевой ориентир 5 – формирование
конкурентных преимуществ
| ||
Сквозные технологии
|
Стимулирование
развития внешнеэкономической деятельности
| |
Целевой ориентир 6 –
сокращение административной нагрузки
| ||
Сквозные технологии, электронные средства платежа, Big Data, внедрение
глобальной системы прослеживаемости товаров
|
Реорганизация
системы контроля ФТС за перемещаемыми товарами
| |
Расширение
перечня операций
| ||
Совершенствование
субъектно-ориентированного подхода к стимулированию модели поведения
участников
| ||
Формирование
института таможенного аудита 1)
| ||
Целевой ориентир 7 – эффективная система
предотвращения и пресечения нарушений валютного законодательства
| ||
Сквозные технологии
|
Реализация
риск-ориентированного подхода
| |
Целевой ориентир 8 – минимизация рисков
| ||
Сквозные технологии
|
Пресечение
схем сомнительного характера в сфере цифровых финансовых активов
| |
Целевой ориентир 9 – развитие международного
транзита
| ||
Интеллектуальные навигационные пломбы
|
Развитие
конкурентной внешнеторговой транспортно-логистической инфраструктуры
| |
Целевой ориентир 10 – участие в создании условий
для развития ФТС
| ||
Сквозные технологии
|
Повышение
эффективности использования международных транспортных коридоров
| |
Целевой ориентир 11 – развитие института уполномоченных
экономических операторов2)
| ||
Сквозные технологии
|
Расширение
эффективного взаимодействия
| |
Целевой ориентир 12 – создание на территории Таможенного
Союза эффективного механизма таможенного администрирования товаров
| ||
Интернет-площадки
|
Развитие
трансграничной электронной торговли
| |
Целевой ориентир 13 – развитие диалога с
добросовестными участниками ВЭД
| ||
Площадки крупных экономических форумов и конференций
|
Формирование
вертикали связей по всем направлениям деятельности таможенных органов
| |
Целевой ориентир 14 – развитие
информационно-аналитического обеспечения ФТС
| ||
Big Data
|
Автоматическая
обработка структурированных и неструктурированных данных
| |
Целевой ориентир 15 – сопряжение информационных
ресурсов
| ||
Сквозные технологии
|
Автоматизация
контроля правильности классификации и происхождения товаров
| |
Целевой ориентир 16 – повышение результативности
борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере
таможенного дела
| ||
Новейшие цифровые технологии и платформы
|
Оказание
содействия в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом, блокирование
каналов и источников финансирования терроризма
| |
Целевой ориентир 17 – развитие социальной сферы ФТС
| ||
Новые цифровые технологии
|
Повышение
уровня социальной защищённости должностных лиц ФТС
| |
Целевой ориентир 18 – повышение эффективности
управления кадровым составом ФТС
| ||
Сквозные технологии
|
Совершенствование
системы подбора и расстановки кадров
| |
Сохранение
высококвалифицированного кадрового состава
| ||
Совершенствование
системы профессионального развития должностных лиц
| ||
Повышение
профессионализма и компетенции
| ||
Противодействие
коррупции
| ||
Исключение
предпосылок, причин и условий совершения правонарушений и преступлений коррупционного
характера
| ||
Обеспечение
собственной безопасности
| ||
Целевой ориентир 19 – реализация прав должностных лиц ФТС
на оплату труда
| ||
Сквозные технологии
|
Соответствие
профессиональным требованиям и социальной значимости принимаемых решений
| |
Целевой ориентир 20 – развитие таможенного
сотрудничества
| ||
Сквозные технологии
|
Формирование
безбумажной таможенной среды
| |
Гармонизация
и упрощение таможенных процедур
| ||
Укрепление
позиций ФТС
| ||
Участие
в процессе глобализации без потери собственной аутентичности
| ||
Целевой ориентир 21 – повышение престижа и статуса
экспертно-криминалистической деятельности ФТС
| ||
Сквозные технологии
|
Развитие
лабораторий Всемирной таможенной организации (ВТО)
| |
Целевой ориентир 22 – содействие созданию условий по
повышению привлекательности российской юрисдикции
| ||
Перспективные информационные технологии
|
Совершенствование
требований в связи с международными договорами и актами в сфере таможенного
регулирования
| |
Внедрение
лучших и эффективных международных практик
| ||
Анализ
позитивных (негативных) последствий
| ||
Совершенствование
НПА в рамках ЕАЭС
| ||
Оценка
результативности ФТС
| ||
Целевой ориентир 23 – совершенствование системы
комплексной профилактики нарушений обязательных требований
| ||
Перспективные информационные технологии
|
Повышение
цифровой грамотности участников таможенных правоотношений
| |
Развитие
интерактивных сервисов взаимодействия ФТС с участниками таможенных
правоотношений
| ||
Информационная
открытость и электронная доступность механизмов досудебного (внесудебного)
урегулирования споров
| ||
Мониторинг
и анализ влияния применяемых профилактических мер
| ||
Источник: составлено автором по [9; 11]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74078959/ (дата обращения 11.06.2023).
Процессы глобальной цифровизации мировой экономики и формирования качественно новой парадигмы – цифровой парадигмы экономического развития приводят к формированию принципиально новой системы и принципов таможенного дела. Это, в свою очередь, кардинально меняет сущность товаров и их свойства удовлетворения потребностей людей [6].
На рисунке 1 изображено модельное представление построения цифровой таможни в соответствии с вышеуказанной Стратегией.
Деятельность Федеральной таможенной службы и таможенные процедуры | |||
1.
Внедрение электронного декларирования и документооборота
|
2. Внедрение
автоматической навигационной системы
|
3. Интеллектуаль-ные
пункты выпуска товаров и транспортных средств
|
4. Цифровая «умная»
таможня |
Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий
|
Формирование Центров электронного декларирования на
региональном и федеральном уровнях – достижение 23 целевых ориентиров (Стратегия
развития ФТС)
|
Формирование единой сети Центров электронного декларирования
| |
Применение IT-
технологий в рутинные,
повторяющиеся таможенные процедуры |
Цифровая трансформация
процессов и существующих технологий с помощью новейших IT-решений |
Применение цифровых (сквозных) технологий и традиционного
инструментария таможенного администрирования
|
Внедрение smart-технологий
|
Трансформация IT-систем
в алгоритмизируемые процессы анализа и контроля таможенных операций и
процедур
|
Формирование Big Data, сбор, хранение и
обработка информации
|
Применение нейронных сетей в целях принятия решений
таможенными службами
|
Формирование единого интеллектуального виртуального пространства
|
Формирование цифровых рынков, внедрение
навигационных промб
|
Развитие цифровых активов и инфраструктуры
|
Рисунок 1 – Моделирование процесса и достижения целевых ориентиров и построения цифровой «умной» таможни
Figure 1 – Modeling the process and achieving targets and building a digital "smart" customs
Источник: разработано автором по: [10; 17]; Документы – Правительство Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/128068/?page=3 (дата обращения 11.06.2023).
Оценка цифровой зрелости деятельности таможенных органов, осуществлённая экспертным методом, представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Экспертная оценка цифровой зрелости таможенных органов в России
Figure 2 – Expert assessment of the digital maturity of customs authorities in Russia
Источник: построено автором по: [1; 3].
Показатели внедрения цифрового инструментария в таможенной сфере России в динамике за 2016-2022 гг. представлены таблице 5.
Таблица 5
Показатели внедрения сквозных цифровых технологий деятельности ФТС России в динамике за 2016-2022 гг.
Table 5
Indicators of the introduction of end-to-end digital technologies for the activities of the Federal Customs Service of Russia in dynamics for 2016-2022
Показатели, %
|
Годы
| ||||||
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| |
Доля
автоматически зарегистрированных деклараций на экспорт товаров и транспортных
средств
|
30 |
54,5 |
82,8 |
86,7 |
91,3 |
91,2 |
92 |
Доля
автоматически зарегистрированных деклараций на импорт товаров и транспортных
средств
|
0 |
11,2 |
36,2 |
69,2 |
73,8 |
78 |
81 |
Источник: составлено автором по: [5]; Итоги деятельности за 2022 год. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://ptu.customs.gov.ru/document/text/375917 (дата обращения 19.06.2023).
На рисунке 3 представлена динамика роста доли автоматически зарегистрированных и рассмотренных деклараций при реализации экспортных и импортных операций.
Рисунок 3 – Динамика роста автоматически обработанных таможенных деклараций
Figure 3 – Growth dynamics of automatically processed customs declarations
Источник: построено автором по таблице 5 и по: «Дружественная» торговля: как изменилась структура экспорта и импорта России в 2022 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.open-broker.ru/research/druzhestvennaya-torgovlya/ (дата обращения 12.06.2023).
Применение цифровых инструментов таможенного администрирования, таких как электронное декларирование, является одним из эффективных инструментов борьбы с коррупционными проявлениями [12]. Более того, включение цифровой валюты в процесс оплаты таможенных платежей и сборов существенно сократит условия для коррупции и нарушения действующего российского таможенного законодательства [4; 14]. Это направление является целью дальнейших исследований.
Выводы
Сложившиеся текущие геополитические условия диктуют необходимость формирования новой парадигмы валютного и таможенного регулирования в рамках нарастающих процессов цифровизации и построения цифровой экономики, что является предпосылками для цифровой трансформации деятельности таможенных органов РФ. Современная таможенная система России нацелена на защиту экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли, промышленности и потребителя, а также решение фискальных задач.
Ключевой целью развития цифровой «умной» таможни в Российской Федерации является внедрение сквозных облачных технологий в целях хранения гигантских массивов данных, сгенерированных Центрами электронного декларирования, а также индустриального Интернета вещей, способствующего эффективному контролю и прозрачности цепи поставки ТТС, таможенных операций и процедур по перемещению ТТС через таможенную границу [5].
В условиях динамично развивающейся цифровой среды и трансформации российской экономики проявляют новые технологические тренды и нормативно-правовая база для модификации таможенных институтов, заключающейся в переходе к гибкой и интеллектуально обеспеченной информационной инфраструктуре, способной к эффективному решению задач, а также снижению негативных факторов, связанных с таможенным администрированием, включая коррупционный компонент.
В ходе исследования нашли подтверждение гипотезы о процессе цифровой трансформации таможенных органов и административных таможенных процедур в целях повышения прозрачности и эффективности работы ФТС и появлении гибких интеллектуальных моделей таможенного администрирования в цифровой среде, что, бесспорно, позволит минимизировать риски и события коррупционного характера за счёт внедрения автоматизации и информатизации сквозных бизнес-процессов деятельности ФТС на базе передовых ИКТ и сквозных технологий, а также принципов открытости, прозрачности, бесконтактности и клиентоориентированности [13].
[1]Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74078959/ (дата обращения 11.06.2023).
[2]Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17pr1065/ (дата обращения 12.06.2023)
[3]Перечень и контактная информация ЦЭД ФТС России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ed2inteh.ru/перечень-и-контактная-информация-цэд/ (дата обращения 12.06.2023)
[4]Давыдов Р.В. Функционирование единой сети электронных таможен и ЦЭД. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/84318/ (дата обращения 12.06.2023)
[5]ФТС России частично раскрыла объёмы внешней торговли в 2022 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://statimex.ru/news/update2022part/ (дата обращения 11.06.2023).
Источники:
2. Года А.Ю., Егорова У.А., Макрусев В.В. Цифровая таможня: зарубежный опыт и актуальные проблемы их решения в России // Экономические исследования и разработки. – 2019. – № 4. – c. 23-33.
3. Городнова Н.В. Индустриальный интернет вещей в России: сущность и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1503-1522. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115150.
4. Городнова Н.В. Анализ специфики и перспектив применения цифровой валюты центральных банков // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.13.3.117168.
5. Деревцова И.В., Ключникова Л.Н., Кочетыгова С.С., Осадчая А.А. Цифровая таможня: вызовы и угрозы в период цифровой трансформации экономики // Байкальский государственный университет. – 2022. – № 4. – c. 1-14. – doi: 10.17150/2411-6262.2022.13(4).2.
6. Едронова В.Н. Цифровая экономика: анализ статистики объемов интернет-рынков // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – № 9(492). – c. 1596-1612. – doi: 10.24891/ea.18.9.1596.
7. Костина Л.А., Илюхина С.С. Цифровизация деятельности таможенных органов, реализация концепции «Цифровая таможня» // Международная конференция студентов и молодых ученых «весенние дни науки»: Сборник докладов. Екатеринбург, 2021. – c. 1274-1279.
8. Кузминова О.А., Качанова Л.С., Саадулаева Т.А. Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1549-1564. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.116331.
9. Макрусев В.В., Лобас Е.В., Любкина Е.О. Институциональная теория таможенного регулирования в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – № 11(494). – c. 2125-2137.
10. Макрусев В.В. Парадигма моделирования социально-экономических систем в условиях глобализации в мировую экономику // Вопросы экономики и управления. – 2017. – № 1(8). – c. 128-134.
11. Макрусев В.В. Концепция теоретической модели мультипрофильного института таможенного регулирования // European Social Science Journal. – 2017. – № 12-1. – c. 8-15.
12. Полковникова Т.В. Электронный документооборот в таможенных органах как эффективный инструмент снижения коррупционных проявлений // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – c. 216-218. – doi: 10.24412/2500-1000-2021-2-2-216-218.
13. Помулев А.А. Цифровые технологии как инструмент противодействия теневой экономической деятельности в лесной промышленности // Теневая экономика. – 2023. – № 2. – c. 125-144. – doi: 10.18334/tek.7.2.117208.
14. Помулев А.А. Цифровая валюта – инструмент противодействия теневой экономической деятельности? // Теневая экономика. – 2021. – № 4. – c. 267-274. – doi: 10.18334/tek.5.4.113746.
15. Сагайдачная Е.Н., Ермакова А.О. Внешнеэкономическая деятельность в период санкций-2022 и ESG-повестка // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – № 1. – c. 9-20. – doi: 10.18334/social.4.1.116981.
16. Толикова Е.Э., Шабашева Ю.Е. Инструменты совершенствования таможенной инфраструктуры в целях обеспечения социально-экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 1259-1276. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113599.
17. Makrusev V., Lyubkina E., Vakhrushev V. The Adaptive Model Of Customs Management // 2017 international science conference on business technologies for sustainable urban development: Том. 170. St. Petersburg, 2018. – p. 01018.– doi: 10.1051/matecconf/201817001018.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:41:20