Построение цифровой «умной» таможни как эффективный инструмент противодействия коррупции

Городнова Н.В.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Городнова Н.В. Построение цифровой «умной» таможни как эффективный инструмент противодействия коррупции // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 873-891. – doi: 10.18334/eo.13.4.118527.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56006518

Аннотация:
Сложившиеся к настоящему времени геополитические условия связаны с необходимостью формирования чёткой и взвешенной государственной политики по всем ключевым направлениям, включая валютное и таможенное регулирование, приобретающие в условиях мирового кризиса ещё большее значение. Кроме того, процессы цифровизации и построения цифровой экономики являются предпосылками для цифровой трансформации деятельности таможенных органов РФ и эффективной борьбы с коррупцией. В этой связи тема исследования признаётся актуальной. В работе исследованы проблемы и специфика таможенной политики и её институциональной основы, требующей учёта экономических интересов субъектов РФ и оптимизации операций, процедур и затрат ФТС в условиях цифровой среды, что, бесспорно, позитивно влияет на процесс минимизации коррупционных проявлений. Научная новизна работы состоит в обобщении опыта и российского законодательства построения цифровой таможни, выявлении проблем, связанных с таможенным администрированием, моделировании перехода от автоматизации к цифровой модификации таможенных процедур, экспертном оценивании цифровой зрелости ФТС и перспектив борьбы с коррупцией. Результаты работы могут быть полезными экспертам и специалистам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного регулирования, государственным органам власти, а также научным работникам, изучающим проблемы повышения эффективности таможенного администрирования и борьбы с коррупционной составляющей.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, информационно-коммуникационные технологии, сквозные технологии, искусственный интеллект, Bid Data, таможенная политика, цифровая таможня, коррупция

JEL-классификация: F13, F14, F15, O31, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальность темы исследования.

Процесс построения в РФ цифровой экономики требует цифровой трансформации всех сфер деятельности и всех бизнес-процессов без исключения. В этой связи, в настоящее время в таможенном администрировании также наблюдается активная цифровизация и применение новейших технологических продуктов и компьютерных программ. Следует отметить, что процесс внедрения сквозных технологий осуществляется не только в отдельно взятых таможенных управлениях, операциях либо процедурах, но идёт внедрение системы комплексного цифрового сопровождения перемещения товаров и транспортных средств (ТТС) через таможенную границу. В Федеральной таможенной службе (ФТС) в рамках принятой государственной стратегии развития таможенной службы до 2030 года разворачивается внедрение принципиально новых технологических возможностей, полный отказ от бумажного документооборота и переход к бесконтактному выпуску товаров и транспортных средств на таможенную территорию с применением высокоинтеллектуальных систем и алгоритмов.

Специфика функционирования ФТС в цифровой среде и государственной таможенной политики заключается в её институциональной основе, требует учёта интересов экономических интересов субъектов РФ и должна быть нацелена на оптимизацию всей цепочки таможенных операций, процедур и общего объёма затрат. Указанные принципы таможенной политики приобретают наибольший вес в условиях мирового финансово-экономического кризиса, поскольку их реализация компенсирует негативные последствия как для отдельных участников внешнеэкономической деятельности, так для регионов и страны в целом. Вектор цифровой трансформации нацелен на повышение эффективности и прозрачности функционирования таможенных служб и возможности контроля открытости на всех этапах взаимодействия участников таможенных операций. В этой связи тема исследования признаётся актуальной и злободневной.

Цель работа: исследование перспектив цифровой трансформации ФТС с учётом институционального базиса, генезиса и эволюции, а также специфики условий борьбы с коррупцией.

Задачи:

1) исследование трендов развития таможенной службы в России и за рубежом;

2) систематизация нормативно-правового поля цифровой трансформации Федеральной таможенной службы (ФТС);

3) анализ элементов цифровой трансформации ФТС, включая применение информационно-коммуникационных и сквозных технологий;

4) оценка цифровой зрелости ФТС;

5) оценка позитивного влияния процесса цифровизации ФТС в рамках борьбы с коррупцией.

Научная новизна: обобщение мирового опыта и российской практики построения цифровой таможни, выявление проблем и причин, возникающих при прохождении таможенных процедур, моделирование перехода от автоматизации к цифровой экономике и цифровой модификации таможенных процедур, осуществление экспертной оценки цифровой зрелости ФТС на текущий момент и в перспективе.

Основные гипотезы: на фазе интенсификации применения информационных ресурсов и сквозных технологий необходима серьёзная трансформация таможни и таможенных органов в целях повышения прозрачности трансграничной торговли и эффективности работы таможенных служб; 2) повышение прозрачности функционирования таможенной службы и таможенного администрирования позволит минимизировать риски коррупции и нарушений таможенного законодательства.

Сделан вывод, что ожидаемыми позитивными последствиями построения цифровой «умной» таможни в Российской Федерации и применения новейших сквозных технологий являются достижение эффективного взаимодействия и обмена информацией в рамках таможенного администрирования, проведение проверок и досмотров перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств без вскрытия, повышение прозрачности процессов принятия решений таможенными органами, минимизация фактов коррупционных проявлений и нарушения норм российского и международного таможенного права.

Основная часть.

Таможенная политика в современных экономических и геополитических условиях представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеэкономической деятельности через установление специальных таможенных процедур перемещения товаров и транспортных средств (ТТС) через таможенную границу. К приоритетам цифрового развития Федеральной таможенной службы (ФТС) необходимо отнести открытость российской таможенной политики, паритет участников таможенных процедур, а также государственную поддержку мероприятий по совершенствованию деятельности ФТС и таможенного администрирования.

Основными задачами Федеральной таможенной службы являются:

- защита экономического суверенитета РФ и национальной безопасности страны [16];

- обеспечение участия России в международных экономических отношениях и внешнеэкономической деятельности;

- реализация национальных приоритетов внутренней таможенной политики и развития региональной инфраструктуры;

- решение имеющихся на сегодня существующих проблем таможенного администрирования России;

- решение проблем технического характера;

- решение проблем, связанных с так называемым «человеческим фактором» (к примеру, нехватки высококвалифицированных в IT-сфере специалистов и кадров, а также наличия коррупционной составляющей).

Основные проблемы, которые необходимо решать в процессе цифровой трансформации таможенного администрирования, следующие:

1) разработка базовой модели кибернетического института таможни, включающей гибридную интеллектуализацию таможенных процессов, информационных и сквозных технологий [2];

2) разработка концепции цифрового таможенного администрирования на основе сквозных технологий;

3) разработка системы показателей и критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов в среде таможенных IT-технологий;

4) развитие методологической и технической базы обеспечения безопасности систем, информационной среды и технологического инструментария цифрового таможенного администрирования;

5) решение правовых, инфраструктурных, организационных и кадровых вопросов.

Основные результаты развития цифровой таможни в мировом разрезе на примере США, КНР и Российской Федерации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Практическая реализация концепции построения цифровой таможни на примере США, КНР и РФ

Table 1

Practical implementation of the concept of building a digital customs on the example of the USA, China and the Russian Federation

США
КНР
Россия
Автоматизация процедур
Система ускоренного лицензирования, регистрации и выпуска товаров
Создание, развитие и применение цифровых «умных» технологий
Модернизация онлайн- и бизнес-процессов таможенной службы
Минимизация числа проверок
Применение сквозных технологий и результативные управленческие решения
Разработка системы уникальных идентификаторов для эффективной работы центров экспертиз
Защита прав интеллектуальной собственности
Эффективный и результативный мониторинг применения новейших технологий
Единый реестр счетов декларантов
Оптимизация документа оборота, введение электронных документов
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при декларировании ТТС
Обновление элементов Big Data
Системы учёта в процессе проверок государственными органами
Государственный мониторинг результатов внедрения сквозных технологий и ИКТ

Источник: составлено автором по: [1; 2; 5; 7].

В мае 2020 г. Правительством РФ была утверждена Стратегия развития таможенной службы в период до 2030 года (далее – Стратегия) [1]. К обозначенному моменту времени магистральной целью реализации указанной стратегии является внедрение в деятельность Федеральной таможенной службы передовых цифровых технологий и алгоритмов искусственного интеллекта, которые будут являться основными элементами таможенных процессов.

Кроме того, в 2017 году в России была принята Комплексная программы развития ФТС России [2], предусматривающая осуществление перевода декларирования из таможенных постов и региональной таможни в Центры электронного декларирования (ЦЭД). Отметим, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует 16 таких центров [3].

Этапы цифровизации таможенного администрирования началось в 2002 году с начала внедрения электронного декларирования и выпуска на таможенную территорию товаров и транспортных средств в удалённом режиме. Формирование специализированных Центров электронного декларирования (ЦЭД) началось в 2010 году, предоставление возможности авторегистрации экспорта, доля которой сегодня составляет 99,9%, осуществляется с 2014 года, режим автовыпуска экспорта и авторегистраци импорта реализуется с 2015 года, автовыпуск импорта товаров – с 2016 года, начало формирования единой сети Центров электронного декларирования – 2018 год, завершение создания единой сети ЦЭД – 2021 год [4].

Цифровая трансформация деятельности ФТС предполагает полный отказ от бумажного документооборота и 100% подачу и обработку электронных деклараций в цифровой среде. Это будет способствовать унификации процедуры таможенного выпуска товаров и транспортных средств, определению единого кода товарной номенклатуры ВЭД, созданию единых лицевых счетов, снижающих административные издержки, снижению вероятности коррупционной составляющей, полной автоматизации и совершенствованию системы управления рисками (СУР), позволяющей в кратчайшие сроки осуществлять обработку гигантского потока и хранение информации в едином реестре больших данных (Big Data) в целях оперативного выявления факторов риска, связанного с каждой товарной партией и проведения обоснованных процедур проверок и досмотров. Это позволит создать «зелёный» сектор добросовестных участников, для которых предоставляется возможность без дополнительных затрат времени и средств проходить требуемые таможенные процедуры [16]. В имеющихся информационных базах (Big Data) ФТС накоплены массивы данных по операциям импорта и экспорта, создана система обмена информацией с иностранными таможенными администрациями, что позволяет выявлять нарушения таможенного регулирования.

В целях автоматического выявления фактов движения нелегальной продукции в настоящее время осуществляется процесс формирования единой системы отслеживания товаров в РФ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), способной анализировать цепочки товаров и транспортных средств от перемещения через таможенную границу до реализации конечному потребителю. Единая автоматизированная информация система таможенной службы (ЕАИС) является технологической платформой для перехода деятельности таможенных органов на электронную и цифровую основу [1]. Проблемы, которые могут возникать в процессе прохождения таможенного контроля, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Выявление проблем, возникающих при прохождении таможенных процедур в Российской Федерации

Table 2

Identification of problems arising during the passage of customs procedures in the Russian Federation

Проблемы
Причины
Низкая подготовленность должностных лиц ФТС
Высокая скорость внедрения информационных технологий и нового программного обеспечения
Сбои в программном обеспечении
Массив поданных электронных деклараций
Отсутствие технических возможностей декларантов
Незаконное использование служебных полномочий
Коррупционные события, связанные с цифровизацией ФТС
Простаивание грузов в ночное время
Недостаточное количество центров электронных деклараций (ЦЭД)
Наплыв электронных деклараций
Недостаточное количество таможенных инспекторов
Увеличение числа дополнительных проверок
Отсутствие автоматического режима проверок, необходимость «ручного» регулирования

Источник: составлено автором по: Таможня: успехи и проблемы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://titan74.ru/useful_information/traders/customs/ (дата обращения 11.06.2023)

Стратегия развития ФТС представляет собой документ стратегического планирования деятельности службы, определяющий целевые ориентиры, приоритетные направления и задачи развития в долгосрочной перспективе. Стратегия призвана консолидировать потенциал и возможности таможенных органов РФ в целях защиты экономически значимых потребностей страны, удовлетворения спроса населения, реализации национальных стратегических приоритетов России.

В Стратегии определены инструменты и механизмы реализации деятельности таможенной службой РФ, а также меры государственной политики в сфере обеспечения экономической и иных видов безопасности [8].

Основные принципы реализации Стратегии заключаются в следующем:

1) долгосрочное стратегическое планирование деятельности ФТС с учётом общемировых тенденций;

2) планомерность и последовательность в развитии ФТС, включая цифровую трансформацию;

3) оптимизация и совершенствование механизмов таможенного администрирования;

4) внедрение автоматизации и информатизации сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых информационно-коммуникационных технологий;

5) бесконтактность и клиентоориентированность;

6) формирование устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов ВЭД и пр. [15].

Правовую основу рассматриваемой Стратегии составляют следующие законодательные и нормативно-правовые акты, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Законодательная и нормативно-правовая база реализации Стратегии развития ФТС

Table 3

Legislative and regulatory framework for the implementation of the Development Strategy of the Federal Customs Service

Наименование
Дата принятия
Конституция Российской Федерации
12 декабря 1993 г.
Договор о Евразийском экономическом союзе
29 мая 2014 г.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
ред. от 29.05.2019 г., изм. от 18.03.2023 г.
Федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3 августа 2018 г., изм. 28.04.2023 г.
Указ Президента Российской Федерации № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
31 декабря 2015 г.
Указ Президента Российской Федерации № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы»
9 мая 2017 г.
Указ Президента Российской Федерации № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
13 мая 2017 г.
Указ Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
7 мая 2018 г.
Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16)
24 декабря 2018 г.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации
29 сентября 2018 г.

Источник: составлено автором по: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74078959/ (дата обращения 11.06.2023).

Процесс цифровой трансформации и модернизации таможенной службы базируется также на международных актах и иных законодательных и правовых актах Российской Федерации.

Стратегической целью развития и миссией ФТС является формирование к 2030 году качественно новой, базирующейся на применении сквозных технологий и алгоритмов искусственного интеллекта, быстро меняющейся, адаптивной и легко перенастраиваемой, информационно насыщенной «умной» и результативной таможенной службы. На достижение указанной цели направлены следующие целевые ориентиры, систематизированные в таблице 4.

Таблица 4

Целевые ориентиры построения цифровой «умной» таможни и ожидаемые результаты

Table 4

Targets for building a digital "smart" customs and expected results

Элементы
Ожидаемые позитивные результаты и последствия
Целевой ориентир 1 – полномасштабная автоматизация и цифровизация
Алгоритмы искусственного интеллекта, Big Data
Цифровая трансформация технологий осуществления и оформления таможенных процедур и операций
Самообучающиеся нейронные сети
Управление цифровыми рисками до и после выпуска товаров и транспортных средств (ТТС) на таможенную территорию
Сквозные технологии
Автоматическое совершение операций без участия должностных лиц
Big Data
Формирование долгосрочных баз данных юридически значимых электронных документов
Сквозные технологии, электронные системы
Автоматизация контроля классификации и кодирования ТТС в соответствии с Товарной номенклатурой ЕАЭС, верификация и сертификация прохождения ТТС
Сквозные технологии
Интегрированные механизмы межведомственного информационного взаимодействия
Технология «единое окно»
Развитие и модернизация, обеспечение сопряжение с международными системами
Высокотехнологичные системы и устройства
Пресечение незаконного перемещения запрещённых грузов
Система электронного документооборота (СЭД)
Автоматизация таможенных операций с различными документами
Целевой ориентир 2 – развитие международной торговли
Сквозные технологии, практика применения электронных таможенных процедур
Рост конкурентоспособности, расширение перечня и объёма экспорта несырьевой продукции, стимулирование расширения экспортно ориентированных производств, содействие расширению инвестиционных связей
Целевой ориентир 3 – прозрачность совершения процедур
Сквозные технологии
Модернизация условий ведения бизнеса и развитие инвестиционного климата в РФ
Целевой ориентир 4 – оптимизация уплаты таможенных платежей
Сквозные технологии, электронные средства платежа
Самостоятельное управление таможенными платежами
Полномасштабное взаимодействие ФТС и плательщика
Автоматизация таможенных операций и администрирование денежных средств на счетах Федерального казначейства
Целевой ориентир 5 – формирование конкурентных преимуществ
Сквозные технологии
Стимулирование развития внешнеэкономической деятельности
Целевой ориентир 6 – сокращение административной нагрузки
Сквозные технологии, электронные средства платежа, Big Data, внедрение глобальной системы прослеживаемости товаров
Реорганизация системы контроля ФТС за перемещаемыми товарами
Расширение перечня операций
Совершенствование субъектно-ориентированного подхода к стимулированию модели поведения участников
Формирование института таможенного аудита 1)
Целевой ориентир 7 – эффективная система предотвращения и пресечения нарушений валютного законодательства
Сквозные технологии
Реализация риск-ориентированного подхода
Целевой ориентир 8 – минимизация рисков
Сквозные технологии
Пресечение схем сомнительного характера в сфере цифровых финансовых активов
Целевой ориентир 9 – развитие международного транзита
Интеллектуальные навигационные пломбы
Развитие конкурентной внешнеторговой транспортно-логистической инфраструктуры
Целевой ориентир 10 – участие в создании условий для развития ФТС
Сквозные технологии
Повышение эффективности использования международных транспортных коридоров
Целевой ориентир 11 – развитие института уполномоченных экономических операторов2)
Сквозные технологии
Расширение эффективного взаимодействия
Целевой ориентир 12 – создание на территории Таможенного Союза эффективного механизма таможенного администрирования товаров
Интернет-площадки
Развитие трансграничной электронной торговли
Целевой ориентир 13 – развитие диалога с добросовестными участниками ВЭД
Площадки крупных экономических форумов и конференций
Формирование вертикали связей по всем направлениям деятельности таможенных органов
Целевой ориентир 14 – развитие информационно-аналитического обеспечения ФТС
Big Data
Автоматическая обработка структурированных и неструктурированных данных
Целевой ориентир 15 – сопряжение информационных ресурсов
Сквозные технологии
Автоматизация контроля правильности классификации и происхождения товаров
Целевой ориентир 16 – повышение результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела
Новейшие цифровые технологии и платформы
Оказание содействия в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом, блокирование каналов и источников финансирования терроризма
Целевой ориентир 17 – развитие социальной сферы ФТС
Новые цифровые технологии
Повышение уровня социальной защищённости должностных лиц ФТС
Целевой ориентир 18 – повышение эффективности управления кадровым составом ФТС
Сквозные технологии
Совершенствование системы подбора и расстановки кадров
Сохранение высококвалифицированного кадрового состава
Совершенствование системы профессионального развития должностных лиц
Повышение профессионализма и компетенции
Противодействие коррупции
Исключение предпосылок, причин и условий совершения правонарушений и преступлений коррупционного характера
Обеспечение собственной безопасности
Целевой ориентир 19 – реализация прав должностных лиц ФТС на оплату труда
Сквозные технологии
Соответствие профессиональным требованиям и социальной значимости принимаемых решений
Целевой ориентир 20 – развитие таможенного сотрудничества
Сквозные технологии
Формирование безбумажной таможенной среды
Гармонизация и упрощение таможенных процедур
Укрепление позиций ФТС
Участие в процессе глобализации без потери собственной аутентичности
Целевой ориентир 21 – повышение престижа и статуса экспертно-криминалистической деятельности ФТС
Сквозные технологии
Развитие лабораторий Всемирной таможенной организации (ВТО)
Целевой ориентир 22 – содействие созданию условий по повышению привлекательности российской юрисдикции
Перспективные информационные технологии
Совершенствование требований в связи с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования
Внедрение лучших и эффективных международных практик
Анализ позитивных (негативных) последствий
Совершенствование НПА в рамках ЕАЭС
Оценка результативности ФТС
Целевой ориентир 23 – совершенствование системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований
Перспективные информационные технологии
Повышение цифровой грамотности участников таможенных правоотношений
Развитие интерактивных сервисов взаимодействия ФТС с участниками таможенных правоотношений
Информационная открытость и электронная доступность механизмов досудебного (внесудебного) урегулирования споров
Мониторинг и анализ влияния применяемых профилактических мер

Источник: составлено автором по [9; 11]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74078959/ (дата обращения 11.06.2023).

Процессы глобальной цифровизации мировой экономики и формирования качественно новой парадигмы – цифровой парадигмы экономического развития приводят к формированию принципиально новой системы и принципов таможенного дела. Это, в свою очередь, кардинально меняет сущность товаров и их свойства удовлетворения потребностей людей [6].

На рисунке 1 изображено модельное представление построения цифровой таможни в соответствии с вышеуказанной Стратегией.


Деятельность Федеральной таможенной службы и таможенные процедуры
1. Внедрение электронного декларирования и документооборота
2. Внедрение автоматической навигационной системы
3. Интеллектуаль-ные пункты выпуска товаров и транспортных средств
4. Цифровая «умная»
таможня
Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий
Формирование Центров электронного декларирования на региональном и федеральном уровнях – достижение 23 целевых ориентиров (Стратегия развития ФТС)
Формирование единой сети Центров электронного декларирования
Применение IT- технологий в рутинные,
повторяющиеся таможенные процедуры
Цифровая трансформация
процессов и существующих технологий с помощью новейших IT-решений
Применение цифровых (сквозных) технологий и традиционного инструментария таможенного администрирования
Внедрение smart-технологий
Трансформация IT-систем в алгоритмизируемые процессы анализа и контроля таможенных операций и процедур
Формирование Big Data, сбор, хранение и обработка информации
Применение нейронных сетей в целях принятия решений таможенными службами
Формирование единого интеллектуального виртуального пространства
Формирование цифровых рынков, внедрение навигационных промб
Развитие цифровых активов и инфраструктуры

Рисунок 1 – Моделирование процесса и достижения целевых ориентиров и построения цифровой «умной» таможни

Figure 1 – Modeling the process and achieving targets and building a digital "smart" customs

Источник: разработано автором по: [10; 17]; Документы – Правительство Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/128068/?page=3 (дата обращения 11.06.2023).

Оценка цифровой зрелости деятельности таможенных органов, осуществлённая экспертным методом, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Экспертная оценка цифровой зрелости таможенных органов в России

Figure 2 – Expert assessment of the digital maturity of customs authorities in Russia

Источник: построено автором по: [1; 3].

Показатели внедрения цифрового инструментария в таможенной сфере России в динамике за 2016-2022 гг. представлены таблице 5.

Таблица 5

Показатели внедрения сквозных цифровых технологий деятельности ФТС России в динамике за 2016-2022 гг.

Table 5

Indicators of the introduction of end-to-end digital technologies for the activities of the Federal Customs Service of Russia in dynamics for 2016-2022

Показатели, %
Годы
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Доля автоматически зарегистрированных деклараций на экспорт товаров и транспортных средств

30

54,5

82,8

86,7

91,3

91,2

92
Доля автоматически зарегистрированных деклараций на импорт товаров и транспортных средств

0

11,2

36,2

69,2

73,8

78

81

Источник: составлено автором по: [5]; Итоги деятельности за 2022 год. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://ptu.customs.gov.ru/document/text/375917 (дата обращения 19.06.2023).

На рисунке 3 представлена динамика роста доли автоматически зарегистрированных и рассмотренных деклараций при реализации экспортных и импортных операций.

Рисунок 3 – Динамика роста автоматически обработанных таможенных деклараций

Figure 3 – Growth dynamics of automatically processed customs declarations

Источник: построено автором по таблице 5 и по: «Дружественная» торговля: как изменилась структура экспорта и импорта России в 2022 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.open-broker.ru/research/druzhestvennaya-torgovlya/ (дата обращения 12.06.2023).

Применение цифровых инструментов таможенного администрирования, таких как электронное декларирование, является одним из эффективных инструментов борьбы с коррупционными проявлениями [12]. Более того, включение цифровой валюты в процесс оплаты таможенных платежей и сборов существенно сократит условия для коррупции и нарушения действующего российского таможенного законодательства [4; 14]. Это направление является целью дальнейших исследований.

Выводы

Сложившиеся текущие геополитические условия диктуют необходимость формирования новой парадигмы валютного и таможенного регулирования в рамках нарастающих процессов цифровизации и построения цифровой экономики, что является предпосылками для цифровой трансформации деятельности таможенных органов РФ. Современная таможенная система России нацелена на защиту экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли, промышленности и потребителя, а также решение фискальных задач.

Ключевой целью развития цифровой «умной» таможни в Российской Федерации является внедрение сквозных облачных технологий в целях хранения гигантских массивов данных, сгенерированных Центрами электронного декларирования, а также индустриального Интернета вещей, способствующего эффективному контролю и прозрачности цепи поставки ТТС, таможенных операций и процедур по перемещению ТТС через таможенную границу [5].

В условиях динамично развивающейся цифровой среды и трансформации российской экономики проявляют новые технологические тренды и нормативно-правовая база для модификации таможенных институтов, заключающейся в переходе к гибкой и интеллектуально обеспеченной информационной инфраструктуре, способной к эффективному решению задач, а также снижению негативных факторов, связанных с таможенным администрированием, включая коррупционный компонент.

В ходе исследования нашли подтверждение гипотезы о процессе цифровой трансформации таможенных органов и административных таможенных процедур в целях повышения прозрачности и эффективности работы ФТС и появлении гибких интеллектуальных моделей таможенного администрирования в цифровой среде, что, бесспорно, позволит минимизировать риски и события коррупционного характера за счёт внедрения автоматизации и информатизации сквозных бизнес-процессов деятельности ФТС на базе передовых ИКТ и сквозных технологий, а также принципов открытости, прозрачности, бесконтактности и клиентоориентированности [13].

[1]Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74078959/ (дата обращения 11.06.2023).

[2]Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17pr1065/ (дата обращения 12.06.2023)

[3]Перечень и контактная информация ЦЭД ФТС России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ed2inteh.ru/перечень-и-контактная-информация-цэд/ (дата обращения 12.06.2023)

[4]Давыдов Р.В. Функционирование единой сети электронных таможен и ЦЭД. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/84318/ (дата обращения 12.06.2023)

[5]ФТС России частично раскрыла объёмы внешней торговли в 2022 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://statimex.ru/news/update2022part/ (дата обращения 11.06.2023).


Источники:

1. Бурдин В.Е., Егоров Ю.Н., Сомов Ю.И., Яцушко А.Н. Обоснование внедрения современных цифровых технологий в таможенную деятельность // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 2(51). – c. 80-86.
2. Года А.Ю., Егорова У.А., Макрусев В.В. Цифровая таможня: зарубежный опыт и актуальные проблемы их решения в России // Экономические исследования и разработки. – 2019. – № 4. – c. 23-33.
3. Городнова Н.В. Индустриальный интернет вещей в России: сущность и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1503-1522. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115150.
4. Городнова Н.В. Анализ специфики и перспектив применения цифровой валюты центральных банков // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.13.3.117168.
5. Деревцова И.В., Ключникова Л.Н., Кочетыгова С.С., Осадчая А.А. Цифровая таможня: вызовы и угрозы в период цифровой трансформации экономики // Байкальский государственный университет. – 2022. – № 4. – c. 1-14. – doi: 10.17150/2411-6262.2022.13(4).2.
6. Едронова В.Н. Цифровая экономика: анализ статистики объемов интернет-рынков // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – № 9(492). – c. 1596-1612. – doi: 10.24891/ea.18.9.1596.
7. Костина Л.А., Илюхина С.С. Цифровизация деятельности таможенных органов, реализация концепции «Цифровая таможня» // Международная конференция студентов и молодых ученых «весенние дни науки»: Сборник докладов. Екатеринбург, 2021. – c. 1274-1279.
8. Кузминова О.А., Качанова Л.С., Саадулаева Т.А. Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1549-1564. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.116331.
9. Макрусев В.В., Лобас Е.В., Любкина Е.О. Институциональная теория таможенного регулирования в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – № 11(494). – c. 2125-2137.
10. Макрусев В.В. Парадигма моделирования социально-экономических систем в условиях глобализации в мировую экономику // Вопросы экономики и управления. – 2017. – № 1(8). – c. 128-134.
11. Макрусев В.В. Концепция теоретической модели мультипрофильного института таможенного регулирования // European Social Science Journal. – 2017. – № 12-1. – c. 8-15.
12. Полковникова Т.В. Электронный документооборот в таможенных органах как эффективный инструмент снижения коррупционных проявлений // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – c. 216-218. – doi: 10.24412/2500-1000-2021-2-2-216-218.
13. Помулев А.А. Цифровые технологии как инструмент противодействия теневой экономической деятельности в лесной промышленности // Теневая экономика. – 2023. – № 2. – c. 125-144. – doi: 10.18334/tek.7.2.117208.
14. Помулев А.А. Цифровая валюта – инструмент противодействия теневой экономической деятельности? // Теневая экономика. – 2021. – № 4. – c. 267-274. – doi: 10.18334/tek.5.4.113746.
15. Сагайдачная Е.Н., Ермакова А.О. Внешнеэкономическая деятельность в период санкций-2022 и ESG-повестка // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – № 1. – c. 9-20. – doi: 10.18334/social.4.1.116981.
16. Толикова Е.Э., Шабашева Ю.Е. Инструменты совершенствования таможенной инфраструктуры в целях обеспечения социально-экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 1259-1276. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113599.
17. Makrusev V., Lyubkina E., Vakhrushev V. The Adaptive Model Of Customs Management // 2017 international science conference on business technologies for sustainable urban development: Том. 170. St. Petersburg, 2018. – p. 01018.– doi: 10.1051/matecconf/201817001018.

Страница обновлена: 09.04.2024 в 12:31:24