Priority development area as a measure of state regulation of socio-economic development in the Primorsky Territory
Chertkovskiy A.R.1, Mironova M.N.1
1 Российский университет дружбы народов, Russia
Download PDF | Downloads: 24
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 7 (July 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54310535
Abstract:
The article considers the features and mechanisms of public administration of regional development on the example of priority development areas in the Primorsky Territory of Russia. The modern priority development areas and the goals of their creation are characterized.
On the example of the priority development area Mikhailovsky, regulation of the socio-economic development of this constituent entity of the Russian Federation are identified.
It is revealed that the main activity of the priority development area Mikhailovsky is associated with the development of the agricultural sector and the increase in the region's export potential in relation to the Asia-Pacific countries, including China.
An economic analysis of a number of statistical indicators made it possible to determine that in the period 2018-2021, the share of agricultural production volumes of the priority development area Mikhailovsky in the Primorsky Territory increased almost 2 times; the share of resident investment; jobs in the total corresponding indicators of the region increased by 10 percentage points. However, the share of export volumes of this priority development area from all the tops of the Primorsky Territory has increased slightly so far.
Keywords: state regulation, priority development area, Primorsky Territory
JEL-classification: R11, R12, R13, R58
, Приморский край
Введение
Территорий опережающего развития (ТОР) – относительно новый механизм активизации развития территорий на уровне муниципалитетов и субъектов РФ, направленный на улучшение предпринимательского климата и привлечения дополнительных инвестиций в экономику. Тематике государственного управления на базе ТОР и эффективности их функционирования посвящены работы таких отечественных ученых как И.И. Бухтиярова [3, С.171-175], Ю.Н. Ю.П. Кузякин [5, С. 100-110)], Н.А. Мыльникова [6, c.95], А.А. Панкратов [7, c.103-106] и др..
На Дальнем Востоке сосредоточены практически все современные ТОР страны, при этом особая роль в их создании принадлежит Приморскому краю, что определяется в значительной мере спецификой его экономико-географического положения на крайнем юго-востоке страны, приморского и приграничного расположения и транзите транспортных путей, наиболее благоприятной природно-ресурсной базой экономического развития, концентрацией населения и пр.. Примерами работ по особенностям регулирования территории и развития ТОР в данном макрорегионе и Приморском крае могут служить публикации К.Е. Абрамова [1, c.12], Ю.Н. Бочаровой [2, c. 169], Н.С. Степанова [8, с.34].
При этом ТОР «Михайловский» - единственная ТОР среди ТОР края, имеющая аграрно-промышленную специализацию. Данное исследование связано с попыткой дать косвенную оценку эффективности государственного управления через механизм ТОР - на примере деятельности конкретной ТОР «Михайловский» Приморского края в 2018-2021 гг..
Цель: определить воздействие государственного регулирования на социально-экономическое развитие региона. В качестве меры государственного регулирования в статье рассматривается территория опережающего развития (ТОР) - ТОР «Михайловский» Приморского края.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
изучить понятие «территория опережающего развития» и основные меры государственной поддержки ТОР;
определить место Приморского края среди ТОР Дальнего Востока и место ТОР «Михайловский» среди ТОР края;
проанализировать, на какие показатели социально-экономического развития края ТОР «Михайловский» оказала влияние в большей или меньшей степени;
выделить основные направления ТОР «Михайловский» в регулировании развития Приморского края и перспективы ее развития.
Методы и материалы: Использованы метод экономического анализа статистической информации и интерпретации инфографики, связанных с развитием ТОР в стране и Приморском крае, а также метод изучение и обобщение литературных источников, законодательных документов и материалов государственных программ и проектов, собранных на основе официальных данных в сети Интернет.
Результаты
ТОР как инструмент социально-экономического развития территорий
Понятие «территория опережающего развития» впервые было введено в Российской Федерации 29 декабря 2014 года и закреплено на законодательном уровне в рамках реализации федерального закона (ФЗ) №473. В законе территория опережающего развития – это «часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения» [18].
Сегодня специалисты по-разному подходят к определению понятия «территории опережающего развития», акцентируя внимание на внимание на отдельных аспектах. В таблице 1 представлены мнения авторов по этому понятию для изучения его особенностей.
Таблица 1 – Определения понятия «территория опережающего развития»
Автор, год
|
Определение
|
А.А. Панкратов, Е.А. Кувшинова, Л.С.
Галустян, 2021
|
Территория
опережающего развития – это территория с особым режимом хозяйственной деятельности,
которая включает набор разнообразных льгот и преференций, а также территория,
которая нацелена на привлечение российский и зарубежных инвесторов и
интенсификацию социально-экономического развития
|
Мыльников А.С., 2020
|
Территория
опережающего развития – это инструмент инновационной экономики, механизм
стимулирования инвестиций и особый режим для ведения предпринимательской
деятельности
|
Кузякин Ю.П., Кузякин С.В., Реунова
Е.С., 2020
|
ТОР
– это возможность предоставления льгот, оказания государственных услуг
резидентам территорий при осуществлении отдельных форм предпринимательской
деятельности
|
Бухтиярова И.И., Бородина М.С., 2019
|
Территория
опережающего развития – это особая экономическая зона, которая имеет льготные
налоговые условия и упрощенную административную процедуру, и предназначенная
для привлечения инвестиций, а также улучшения качества жизни населения и
ускорения темпов развития экономики
|
Абрамова К.Е., 2020
|
Территория
опережающего развития – это имеющая небольшой размер, но при этом плотная
территория, определяющаяся социально-экономическим и инновационным
потенциалом.
|
Исходя из анализа данных определений можно выделить следующие основные характеристики ТОР:
1) небольшая и компактная территория;
2) наличие особого режима ведения хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
3) наличие уникальных налогово-льготных и административных режимов;
4) цель - привлечение инвесторов для повышения социально-экономического развития региона.
Общие меры госуправления ТОР отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Меры государственного управления ТОР
Меры
|
Основные мероприятия
|
Налоговые льготы
|
Налог на прибыль:
ставка 0% в течение первых 5 лет; пониженная ставка 10% в течение следующих 5 лет. Налог на имущество организаций: 0% в течение первых 5 лет. |
Таможенный режим
|
Возможность ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также
без применения мер нетарифного регулирования
|
Обеспечение инфраструктурой
|
Земельный участок и необходимая готовая инфраструктура:
складские здания и помещения.
|
Обеспечение кадровым потенциалом
|
Возможность нанимать сотрудников как отечественных, так и
иностранных, а также обучение кадров
|
Административный режим
|
Режим «одного окна», возможность применения процедуры расшифровать!
(СТЗ – свободная таможенная зона).
|
Данные меры способствовали активизации процессов по созданию ТОР в стране уже с 2019 года. Первые территории опережающего развития (ТОР) появились на основании поставленных Правительством РФ задач по формированию зон специальных экономических режимов с особыми условиями развития несырьевых производств, ориентированных в том числе на экспорт на территория Дальнего Востока, Сибири и Арктической зоны. [4, 11]
Место Приморского края среди ТОР Дальнего Востока
Основные конкретные предпосылки создания ТОР на территории Дальнего Востока следующие:
1) существенное отставание регионов Дальнего Востока по уровню социально-экономического развития от среднероссийских показателей;
2) необходимость интенсификации торгового взаимодействия РФ со странами АТР;
3) развитие особых геостратегических территорий в рамках поставленных задач, обозначенных в Стратегии национальной безопасности [7] и Стратегии пространственного развития Российской Федерации [8].
Дальний Восток страны активно воспринял идею развития ТОР на своей территории – именно здесь уже сразу после принятий ФЗ №473 стали появляться первые ТОР; их уже 22 в 2022 г. Большая часть ТОР в регионах Дальнего Востока сосредоточена на наиболее освоенных и заселенных территориях юга округа – в Амурской области (плотность населения составляет 2 чел/км2 и здесь находятся 4 ТОР) и Приморском крае ( плотность населения - 11 чел/км2; 6 ТОР) (рис.1).
Рисунок 1 – Территории опережающего развития в регионах РФ и Дальнего Востока
Источник: [6]
Приморский край является одним из важнейших регионов Дальнего Востока ввиду его экономико-географического положения: наличие незамерзающих морских портов, приближенности к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и транзитно-транспортного положения. Именно поэтому создание ТОР в Приморском крае имело главные стратегические цели на федеральном уровне (табл. 3).
Таблица 3 – Цели создания ТОР в Приморском крае
Цель
|
Описание
|
Повышение инвестиционной
привлекательности региона
|
В
Приморском крае отмечалась низкая инвестиционная активность, а сам регион не
был инвестиционно-привлекательным по сравнению с многими регионами РФ. Цель
создания ТОР - повышение объемов инвестиций в основной капитал региона
|
Улучшение социально-экономического
развития региона и снижение миграционного оттока населения из него
|
В
Приморском крае снижается численность населения, что говорит о том, что регион
становится некомфортным для проживания. Создание ТОР направлено на повышение
качества жизни за счет создания рабочих мест и активизации предпринимательской
активности, улучшения экономики региона в целом, что должно отразиться положительно
на качестве жизни населения
|
Совершенствование торговых отношений
со странами АТР
|
В
созданные дальневосточные ТОРы собираются перенести свои предприятия частные
и государственные компании Китая. В Суйфыньхэ создаётся свободная
экономическая зона (трансграничная ТОР), где будет беспошлинное перемещение
товаров, свободное перемещение людей
|
В настоящее время в Приморском крае функционируют четыре основные территорий опережающего развития: ТОР «Михайловский», ТОР «Надеждинская», ТОР «Большой Камень» и ТОР «Находка (Нефтехимический)». Направления их хозяйственной деятельности различны: ТОР «Надеждинская» и ТОР «Большой Камень» специализируются на логистике, а также судостроительной промышленности соответственно [12 и 13], ТОР «Находка» развивает химию и нефтехимию [14], но только ТОР «Михайловский» [15] связан с перспективной отраслью для края – сельским хозяйством [16].
ТОР «Михайловский»: цель и основные результаты функционирования
ТОР «Михайловский» призван играть важную роль в Приморском крае, так как реализует развитие аграрно-промышленной сферы на его территории и, в частности, одной из перспективных отраслей экономики – сельского хозяйства. Именно ТОР «Михайловский» позволяет активизировать данную отрасль в регионе, а также влиять на развитие внешней торговли пищевой продукции в Китай и страны АТР.
ТОР «Михайловский» ориентирован на создании мощных сельскохозяйственных производств, центров глубокой переработки сельскохозяйственной продукции и логистики сельхозпродукции в своем муниципальном образовании. Функционирование данной ТОР определено сроком до 15 лет. Однако, в настоящее время «Михайловский» в целом находится на этапе формирования инвестиционных площадок ТОР, а большая часть его резидентов – еще на стадии осуществления строительно-монтажных работ. [15] При рассмотрении перспективных инвестиционных проектов данной ТОР, можно отметить создание нескольких крупных животноводческих комплексом, молокоперерабатывающего завода, предприятий по переработке бобов сои и выпуску соевого масла и других сельскохозяйственные и промышленных предприятия (табл. 4).
Таблица 4 – Основные сельскохозяйственные проекты Приморского края, расположенные в ТОР «Михайловский»
Наименования проекта
|
Предприятие-резидент
|
Строительство
свиноводческих комплексов Спасский район, с. Прохоры
|
ООО «Мерси трейд»/ООО «Приморский
бекон»
|
Строительство
свиноводческих комплексов, комплекса по производству комбикормов, элеватора,
Уссурийский и Михайловский муниципальные районы
|
ООО «Русагро-Приморье»
|
Создание
в Дальневосточном федеральном округе высокотехнологичных производств по
выпуску кормовых аминокислот, витаминов, пробиотиков и белков, ветеринарных
антибиотиков биотехнологического синтеза и продуктов на их основах
|
ООО «Арника»
|
Тепличный
комплекс «Дальневосточные теплицы» в Михайловском районе Приморского края на
территории ТОР «Михайловский»
|
ООО «НК ЛОТОС»
|
Таким образом в рамках своей специализации агропромышленный комплекс ТОР «Михайловского» предусматривает пропорциональное развитие ведущих отраслей, исходя из планируемого выпуска продукции на 26 его предприятиях (рис. 2).
Рисунок 2 – Основные отрасли АПК, развивающиеся в рамках ТОР «Михайловский», в % от общего количества его предприятий
Источник: составлено авторами на основе [13]
Функционирование ТОР «Михайловский» в 2018-2021 годы повлияло на динамику ряда социально экономических показателей Приморского края, связанных с его деятельностью.
За этот исследуемый период наблюдался рост числа резидентов ТОР «Михайловский» (с 626 до 638), что обусловило, во-первых, увеличение удельного веса объемов инвестиций в экономику ТОР Приморского края: к 2021 году они достигли почти трети от всех (рис. 3).
Рисунок 3 – Доля ТОР «Михайловский» от общего объема инвестиций в ТОР Приморского края, 2018-21 гг. , в %.
Источник: составлено авторами на основе [13]
Во-вторых, выросла и доля рабочих мест, создаваемых в ТОР «Михайловский», от их общего числа в ТОР Приморского края; к 2021 году оно составила 29% против 19% в 2018 году (рис. 4).
Рисунок 4 – Доля рабочих мест, создаваемых ТОР «Михайловский» от общей доли рабочих мест, создаваемых всеми ТОР в Приморском крае, 2018-21 гг., в %
Источник: составлено авторами на основе [17]
В-третьих, фиксируется двукратное увеличение доли объема продукции сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории ТОР «Михайловский», относительно других муниципальных образований в Приморском крае: в 2021 году она составляла уже 42%. (рис. 5).
Рис. 5 – Динамика доли продукции сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории ТОР «Михайловский», относительно других муниципальных образований в Приморском крае, 2018-21 гг., в %
Источник: составлено авторами на основе [13]
Кроме этого, доля экспорта предприятий ТОР «Михайловский» от всего экспорта сельскохозяйственной продукции Приморского края выросла за исследуемый период с 10,1% в 2018 году до 13,1% в 2021 (рис. 14). К 2021 году объемы экспорта сельскохозяйственной продукции ТОР составляли 0,92 млн долл., что на 0,09 млн долл. больше, чем в 2018 году. Отметим, что 18% в объеме экспорта сельскохозяйственной продукции из Приморского крае приходилось на предприятие ООО «Легенд Агро», которое является резидентом ТОР «Михайловский» [18].
Рис. 6 – Доля экспорта предприятий ТОР «Михайловский» от всего экспорта Приморского края, 2018-21 гг., в %
Источник: составлено авторами на основе [13].
Важным факторов развития и позиционирования ТОР «Михайловский» является возрастающее значение Китайской Народной Республики как потребителя продуктов производства предприятий российской пищевой промышленности. В 2016 году Китай сменил Турцию в списке крупнейших покупателей продуктов питания из страны. С открытием китайского рынка для российских мясных производителей Приморского края значение Китая еще более возросло [10]. Исходя из этого ясно, что ТОР «Михайловский» – это перспективная площадка, являющаяся привлекательной для производителей сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности, которые ориентированы на экспортную деятельность, в первую очередь, в Китай, а также другие страны АТР.
Основные направления и перспективы развития ТОР «Михайловский»
Таким образом, можно выделить основные направления, отличающие ТОР «Михайловский» среди других ТОР Приморского края:
1) «Михайловский» – это агропромышленный центр Дальнего Востока и Приморского края;
2) «Михайловский» – экспортоориентированный аграрный центр Дальнего Востока и Приморского края и площадка для реализации совместных проектов резидентов из России и стран АТР;
3) «Михайловский» – это территория, позволяющая ускорить социально-экономическое развитие Приморского края и повысить качество жизни населения в регионе.
Кроме этого, отмечается наличие перспектив для дальнейшего развития инфраструктуры на территории «Михайловского» - такой, как элеваторные мощности и другие объекты для хранения продукции сельского хозяйства. Это можно рассматривать как возможности для производителей аналогичной продукции из других регионов использовать ТОР «Михайловский» в качестве перевалочного пункта при экспорте сельскохозяйственной товаров в Китай [19].
Отмечается также ряд проблем, которые негативно сказываются на современной деятельности ТОР «Михайловский», что в будущем может оказать негативное влияние на экономическое развитие исследуемого региона. Основной проблемой ТОР «Михайловский», по мнению авторов Дегтяревой И.В., Шалиной О.И., Токаревой Г.Ф. и Неучевой М.Ю., является то, что функции управления и регулирования ТОР «Михайловский» возложены исключительно на управляющий комитет (УК) ТОР и наблюдательный совет, в то время как целесообразно было бы привлечь к решению ключевых вопросов, связанных с функционированием ТОР, основных заинтересованных лиц – резидентов [6]. Именно резиденты могли бы обеспечить большую эффективность ее работы в рамках развития своих отдельных предприятий, что положительно сказалось бы на развитие сельского хозяйства, расширение структуры сельского хозяйства в Приморском крае, а также могло повлиять на увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции на внешние рынки.
Заключение.
Создание ТОР – государственный управленческий механизм по повышению инвестиционной привлекательности для стимулирования социально-экономического развития и улучшения уровня жизни населения отдаленных от центра страны регионов, в первую очередь Приморского края. Создание ТОР на территории Приморского края имеют также важные стратегические цели - улучшение торгового сотрудничества со странами АТР, что оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие РФ в целом.
Рассматривая меры по поддержке резидентов ТОР, можно отметить их достаточное разнообразие. Среди них, важное значение имеют те из них, что связаны с экономической эффективностью привлечения резидентов – налоговые и таможенные льготы.
ТОР «Михайловский» занимает второе место по площади территория среди ТОР Приморского края. Расположение на пахотных землях, наличие мягкого климата, а также размещения рядом с транспортными развязками и центрами значительного потребительского спроса стали определяющими факторами в направленности ТОР «Михайловский» на сельское хозяйство и пищевую промышленность. Несмотря на то, что ТОР «Михайловский» только начал свою деятельность, его функционирование в 2018-21 годы способствовало развитию Приморского края: росту инвестиций, рабочих мест и объемов сельскохозяйственного производства, а также активизации внешней торговли – экспорту продукции аграрного сектора в Китай и страны АТР.
References:
Abramova K.E. (2020). Soderzhanie i problemy territoriy operezhayushchego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya (na primere Dalnego Vostoka) [Contents and problems of territories of advancing socio-economic development (on the example of the Far East)]. Aspirant. (2(53)). 11-14. (in Russian).
Bocharova Yu.N. (2021). Prodvizhenie i pozitsionirovanie territorii operezhayushchego razvitiya «Mikhaylovskiy» na rossiyskom i zarubezhnyh rynkakh [Promotion and positioning of the Mikhailovsky advanced development area in the Russian and foreign markets]. Samoupravlenie. (2(124)). 168-171. (in Russian).
Bukhtiyarova I.I., Borodina M.S. (2019). Territorii operezhayushchego razvitiya: novyy instrument ekonomiki RF [Priority development area: a new tool for the Russian economy] Current Problems and Prospects of Innovative Economy and Management Development. 171-175. (in Russian).
Kuzyakin Yu.P., Kuzyakin S.V., Reunova E.S. (2020). Territorii operezhayushchego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya: stanovlenie effektivnogo mekhanizma razvitiya ekonomiki [The territories of forward-looking social and economic development: formation of an effective mechanism of economic development]. Rossiya i sovremennyy mir. (1(106)). 67-80. (in Russian). doi: 10.31249/rsm/2020.01.04.
Mylnikov A.S. (2020). Etimologicheskiy analiz ponyatiya territoriy operezhayushchego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya v sotsiologicheskom aspekte [Ethymological analysis of the concept of territories of advancing socio-economic development in the sociological aspect]. Scientific and technical and economic cooperation of countries in Asia-Pacific in the 21st century. 2 94-96. (in Russian).
Pankratov A.A., Kuvshinova E.A., Galstyan L.S. (2021). Kolichestvennaya otsenka sotsialno-ekonomicheskogo potentsiala territoriy operezhayushchego razvitiya regionov Dalnevostochnogo federalnogo okruga [Quantitative assessment of the socioeconomic potential of advanced development territories of regions of the far eastern federal district]. Problems of forecasting. (4(187)). 100-109. (in Russian). doi: 10.47711/0868-6351-187-100-109.
Stepanov N.S. (2020). Territorii operezhayushchego razvitiya i svobodnyy port Vladivostok: problemy i perspektivy v ramkakh novoy modeli razvitiya [Advanced development areas and Vladivostok free port: challenges and prospects within the new model of development]. Modern Economy Success. (1). 35-42. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 07:50:37