Благоустройство городской среды в контексте развития молодежи России

Иванова И.А.1, Пуляева В.Н.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53802715
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В данной статье представлен анализ хода реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Проведен обзор региональных практик и подведены промежуточные итоги на федеральном уровне. Анализ проведен в контексте привлечения молодежи к решению вопросов благоустройства территорий, что является важнейшим условием реализации данного проекта. По результатам проведенного исследования авторами сформированы рекомендации для совершенствования нормативно-правовой базы благоустройства территорий и улучшения качества жизни населения, направленные на решения выявленных проблем. Предложенные дополнения и нововведения в отдельные законодательные акты позволят повысить информированность и вовлеченность молодежи в проекты благоустройства территорий, улучшат социально-бытовые условия проживания населения, что в свою очередь, обеспечит закрепление молодого поколения в городах и поселениях России.

Ключевые слова: благоустройство, городская среда, молодежь, федеральный проект

JEL-классификация: R21, R31, R58



Введение

Развитие комфортной среды проживания населения обусловлено важностью повышения уровня качества жизни [5]. Оценка качества жизни имеет важное значение для формирования устойчивого развития, а также обеспечения высокого уровня социализации и профессионализации молодёжи, так как численность этой категории граждан, проживающей на той или иной территории, указывает на её перспективы и стимулирует развитие. Активное привлечение молодежи и её участие не только в благоустройстве комфортной среды проживания, но и экологической, природоохранной деятельности, обеспечения сохранности и восстановлении памятников культуры и архитектуры, организации досуговой деятельности и др. способствует повышению уровня самоуправления, преодолению барьеров во взаимодействии власти и населения, решению наиболее актуальных вопросов жизнедеятельности и т.д.

Наличие опыта в реализации практики развития городской среды, его изучение и распространение позволят повысить уровень вовлеченности молодого населения, его закрепление на конкретной территории, а также обеспечат возможности для поддержания конкурентоспособности между муниципальными образованиями.

Основой для оценки состояния городской среды, как правило, выступает анализ программ мероприятий, запланированных в рамках проектов по благоустройству, объективные показатели индекса качества городской среды, субъективные оценки рейтинга городов России по качеству жизни, а также результаты социологических опросов населения [4, 14]. Кроме того, для этого используется индекс городской среды, аккумулирующий ряд критериев: комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, а также современность [8].

Как отмечается в проведенных ранее исследованиях, качество жизни населения напрямую зависит от качества городской среды, в которой оно проживает [6, 27]. Неблагоприятные условия жизни, низкий уровень благоустройства повышает миграционные риски, к которым больше всего склонно молодое поколение, заинтересованное в переезде в города с более высоким качеством жизни [17].

В этой связи актуальным является изучение федеральных и региональных программ по благоустройству городской среды и степени их влияния на развитие молодежи, проживающей на той или иной территории. Целью настоящего исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию правового регулированию процесса благоустройства городской среды на основе результатов, полученных после проведения исследования различных федеральных и региональных программ в данной сфере. Научная новизна работы заключается в изучении роли молодежи в благоустройстве городских территорий и выработке рекомендаций для совершенствования законодательства и других нормативно-правовых актов, которые регламентируют направления по реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Анализ ведущих практик по развития городской среды

В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляется реализация национального проекта «Жилье и городская среда», который включает такие четыре направления как: «Ипотека», «Жильё», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» является логическим продолжением проекта, запущенного еще в 2017 году. В рамках настоящего федерального проекта по благоустройству городских территорий одним из инструментом выступает конкурс лучших практик благоустройства, направленный на аккумулирование и распространение передового опыта благоустройства городских территорий в России. Согласно приказу Минстроя РФ №1226/пр. от 15.09.2017 г. при проведении конкурса лучших практик в 2017 году учитывались такие условия как:

1) Общий эффект от внедренных мероприятий (проектов) по благоустройству территорий с объективной точки зрения;

2) Степень уникальности и новизны, предложенной участниками концепции;

3) Вероятность и реалистичность реализации данного проекта в других регионах РФ;

4) Наличие социально-экономической эффективности предложенных проектов по благоустройству городской среды.

Федеральный реестр лучших практик представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Федеральный реестр лучших практик формирования комфортной городской среды (2017-2021 гг.)

Годы
Количество проектов
Населенные пункты, города, регионы и т.д., представившие наибольшее количество проектов
2017
125 проектов формирования комфортной среды из 89 муниципальных образований 47 субъектов Российской Федерации [18]
Москва и Санкт-Петербург, Красноярский край, а также Московская, Ленинградская, Оренбургская и Тюменская области, Республика Татарстан.
2018
165 проектов, направленных на формирование комфортной городской среды из 130 муниципальных образований 71 субъекта Российской Федерации. [20]
Санкт-Петербург, Республика Татарстан, а также Московская, Ленинградская, Свердловская и Липецкая области.
2019
132 проекта по формированию комфортной городской среды из 73 муниципальных образований 49 субъектов Российской Федерации. [19]
Санкт-Петербург, Ставропольский край, Красноярский край, Республика Татарстан, а также Ленинградская, Волгоградская и Московская области.
2020
117 проектов формирования комфортной городской среды из 99 муниципальных образований 38 субъектов Российской Федерации. [21]
Санкт-Петербург, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Ивановская, Ленинградская и Московская области, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан.
2021
120 проектов формирования комфортной городской среды из 110 муниципальных образований 60 субъектов Российской Федерации [22].
Санкт-Петербург, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, а также Ленинградская, Свердловская, Нижегородская и Оренбургская области, Республика Дагестан.
составлено авторами

Как видно из таблицы 1, ежегодно лидерами благоустройства становились такие регионы, как Москва и Санкт-Петербург, Ленинградская и Московская области, Республика Татарстан. В 2021 году перечень регионов расширился.

На Всероссийском конкурсе лучших проектов по созданию комфортной городской среды были выдвинуты следующие критерии при оценке проектов:

1) различные способы участия граждан в социокультурном проектировании территории;

2) логическое обоснование востребованности проекта;

3) историческая и природная аутентичность;

4) ожидаемая экономическая и социальная эффективность;

5) оригинальность планов и архитектурных проекты [3].

Рассмотрим лучшие региональные практики реализации программ по благоустройству территорий на примере Северо-Западного Федерального округа. По объективным показателям индекса качества городской среды среди регионов выделяется Ленинградская область, которая в 2021 году представлена в тройке лидеров по количеству городов, которые вошли в рейтинг, и в десятку лучших по индексу качества городской среды [9]. Среднее значение индекса в 33 городах составило 199 баллов, доля городов с благоприятной городской средой ― 64 % [11]. В 2016 году Законодательным собранием Ленинградской области была разработана и принята Стратегия социально- экономического развития в период до 2030 года. При этом в качестве стратегической цели развития региона определено обеспечение экономического роста и улучшение качества жизни населения. В связи с вышесказанным одним из ведущих векторов развития является – проектная инициатива «Комфортные поселения», ориентирующаяся в первую очередь на создание удобных мест для проживания в непосредственной близости от мест приложения труда. Мультипликативными эффектами реализации проектной инициативы «Комфортные поселения» выступают: обеспечение повышения качества жизни населения; создание новых рабочих мест в сфере услуг; повышение привлекательности населенных пунктов для квалифицированных кадров; повышение инвестиционной привлекательности населенных пунктов для предприятий в сфере промышленности и агропромышленного комплекса [26]. Особое значение в реализации проектов по благоустройству имеет привлечение молодёжной аудитории к их созданию и реализации. В паспортах муниципальных программ в качестве ожидаемых результатов от их реализации предусматривается привлечение молодёжи. Например, к такой программой является муниципальная программа «Благоустройство территории муниципального образования «Опольевское сельское поселение»» Кингесеппского муниципального района Ленинградской области на 2020 -2022 годы, в которой уделено внимание привлечению молодого поколения к участию в благоустройстве поселка [15].

В целом, национальный проект «Жилье и городская среда» вполне успешно реализуется на территории всей Российской Федерации: сроки и планы соблюдаются, вводятся новые объекты городской и сельской инфраструктуры, растет количество введенного жилищного фонда. Вместе с тем, по данным Индекса лучшей жизни РЭСР, Россия значительно уступает по таким показателям, как количество жилой площади на одного человека (последнее место в рейтинге) и 39 место из 41 по базовым коммунальным условиям, которыми обеспечено жилье [10].

Привлечение молодежи к вопросам благоустройства территорий

Говоря о роли молодежи в формировании благоприятной городской среды на территории Российской Федерации, стоит отметить, что хотя по задумке федерального проекта, в обсуждении вопросов благоустройства должны участвовать все лица старше 14 лет, в настоящее время этот показатель не реализуется в полной мере. Во-первых, потому, что в принципе доля населения, принявшего участие в обсуждениях, относительно не высока. Во-вторых, потому что доля молодежи среди активно обсуждающих благоустройство еще ниже [24]. Как показало исследование, только 6% опрошенных молодых людей участвовали в обсуждениях проектов по благоустройству [2]. Кроме того, и выполненный обзор открытых источников свидетельствует о том, что участие молодежи в благоустройстве городской среды в настоящий момент не имеет системного характера, а представляет собой разовые инициативы и проекты, о которых в основном и отчитываются местные администрации муниципальных образований, например, город Каныш Чувашская республика [1], город Кронштадт [2], город Константиновск Ростовской области [3] и некоторые другие.

Вместе с тем, наметилась и некоторая положительная тенденция в сфере привлечения молодежи к проектам благоустройства комфортной городской среды. Ежегодно Минстрой России публикует сборник «Лучшие практики деятельности добровольческих и молодежных объединений в сфере развития территорий». Так, в данном сборнике за 2018-2019 годы описано всего два проекта с привлечением молодежи: комплексное благоустройство Нижней каскадной лестницы (восточный склон горы Железной), город Железноводск, Ставропольский край; благоустройство Поморской набережной, город Кола, Мурманская область [12]. А уже в сборнике за 2021 год было представлено 7 проектов из Москвы, Калининградской, Самарской, Волгоградской, Кировской, Тюменской областей и города Севастополь [13]. Данные проекты были направлены на воссоздание культурной исторической среды (Кировская и Тюменская области), формирование велосипедной инфраструктуры в Калининградской области и рекреационных зон (Самарская область). А в городах Волгоград, Москва и Севастополь проекты были комплексными и подразумевали активное вовлечение молодежи в обсуждение вопросов благоустройства городских территорий. По итогам 2019 года молодые специалисты и добровольцы привлекли 782 млн рублей на развитие малых и средних городов на территории РФ благодаря участию в конкурсе Минстроя «Малые города и исторические поселения».

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в настоящий момент на территории Российской Федерации реализуется множество проектов по благоустройству и развитию городских и сельских территорий в различных субъектах, в том числе и с привлечением молодёжной аудитории. В субъектах РФ принимаются различные программы, нацеленные на привлечение молодежи к участию в мероприятиях по благоустройству городской среды и решению вопросов, связанных с проявлением ими инициативы в разработке таких проектах. Вместе с тем необходимо активизировать данную работу по распространению приобретенного опыта и обеспечению массового вовлечения молодежи, которая должна иметь системный характер. О проявленных инициативах или успешных проектах важно своевременно информировать, так как в большинстве своем молодёжь не осведомлена о реализации проектов по формированию благоприятной городской среды, что требует более активной информационной поддержки, в том числе в образовательных организациях: школах, организациях среднего и высшего профессионального образования и т.д.

Рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере благоустройства городской среды

В качестве результатов исследования отечественных практик реализации федеральных программ по благоустройству городской среды и лучших региональных практик в данной сфере, проведённого в предыдущих параграфах авторами разработаны следующие рекомендации:

1) Целесообразно улучшить коммуникации между населением и органами власти на местах, обеспечить максимальную информированность населения за счет более активного вовлечения молодежи: через обучающихся школ, колледжей, вузов доносить информацию о проблемах благоустройства территории, информировать о проведении голосований и т.д.

- В действующий Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который фиксирует право жителей муниципальных образований на участие в благоустройстве городской среды к статье 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения добавить пункт: обеспечить информированность населения о проблемах благоустройства, используя различные каналы и формы коммуникации, в том числе: открытое обсуждение, онлайн площадки, чаты, форумы, информационные стенды и все каналы информирования в образовательных организациях (школах, сузах, вузах) для вовлечения молодежи.

- В Федеральный закон № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 12 может быть внесена дополнительная информация о том, какие категории граждан могут принять участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях, с учётом их возраста, профессии, социального статуса и т.д.

- В Федеральном законе от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» статью 7. Информационное обеспечение общественного контроля можно дополнить уточнением о том, в каком виде можно запросить и получить информацию об итогах благоустройства территорий, её планах и перспективах, возникших проблемах и их решений и т.д. учитывая процедуру общественного контроля.

2) На законодательном уровне предусмотреть льготы застройщикам нового многоквартирного жилья, которые реализуют проекты с просторными квартирами, в которых на одного человека приходится ни менее 18 м2 жилой площади;

- В Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 217-ФЗ [28] внести дополнительную статью о предоставлении льгот застройщикам нового многоквартирного жилья, которые реализуют проекты с просторными квартирами, в которых на одного человека приходится ни менее 18 м2 жилой площади

3) На законодательном уровне предусмотреть мониторинг перенаселенных квартир (это можно отследить по прописке и регистрации в ФМС) и направлять собственникам информационные письма о возможностях расселения, получения льготной ипотеки для многодетных и т.д.;

- В Федеральном законе от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в статью 22 внести пункт о необходимости учёта перенаселенных квартир и направлять собственникам информационные письма о возможностях их расселения, получения льготной ипотеки для многодетных и т.д.;

4) Предоставлять льготную ипотеку молодым семьям и молодым специалистам только на те квартиры, которые соответствуют нормативу жилой площади на человека;

- В Федеральном законе «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» от 21.07.2014 N 217-ФЗ (последняя редакция) в статью 4 внести пункт о предоставлении льготной ипотеке молодым семьям и молодым специалистам только на те квартиры, которые соответствуют нормативу жилой площади на человека.

На законодательном уровне предусмотреть механизм осуществления независимого и/или народного контроля за реализацией национальных проектов, вернуть в область ведения Росстата сбор статистики по аварийным жилым объектам, дополнить статистические данные сведениями по количеству благоустроенных территорий городской среды, количеству жителей, принявших участие в голосованиях и обсуждениях проектов благоустройства и других целевых показателей национального проекта;

- В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) главу 2. дополнить статьёй о необходимости осуществления независимого и/или народного контроля за реализацией национальных проектов, утверждения состава органов по надзору за осуществлением благоустройства территорий городской среды; к статье 8 главы 2 добавить информацию об участии жителей и их полномочиях в органах самоуправления в голосованиях и обсуждениях проектов благоустройства и других целевых показателей национального проекта.

5) Довести до 100% долю жилья, оснащенного основными бытовыми удобствами, во всех городах России благодаря ликвидации и расселению аварийного и ветхого жилого фонда, особенно в малых городах, принять проект по «социальной канализации» по аналогии за «социальной газификацией» [16].

Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию от 21.04.2021 года было объявлено о необходимости проведения социальной газификации [25]. А уже 01.06.2021 года Государственная Дума приняла закон, вносящий поправки в закон о газоснабжении в Российской Федерации. Вносимые в закон поправки уточняли источники финансового обеспечения газификации. В первую очередь речь здесь идет об инвестиционной надбавке ГРО (газораспределительная организация), которую теперь можно будет направлять на финансирование «последней мили». Единый или региональный оператор в качестве центра ответственности будут иметь возможность привлекать средства через механизмы льготных кредитов, займов и прочих подобных способов. Уточняется, что рост цен для населения должен быть ниже, чем инфляция. Стоит также заметить, что инвестиционные надбавки на граждан также не распространяются [23].

Предлагается Правительству РФ и Федеральному Собранию, не дожидаясь особых распоряжений Президента РФ, который укажет на плачевную статистку о бытовых условиях проживания населения России [4], принять поправки к Федеральному закону №416 от 7 декабря 2011 «О водоснабжении и водоотведении». Данный закон дополнить статьей о «социальной канализации», в которой прописать механизм проектирования и обустройства систем водоотведения в муниципальных образованиях. В ст. 40 «Инвестиционные программы» настоящего закона предусмотреть пункт о «социальной канализации».

Выводы

Современные подходы к управлению рынком труда характеризуются стремлением разработать такие управленческие решения, которые были бы направлены на стабилизацию ситуации с занятостью населения, в том числе молодёжи, основой для этого должна стать заинтересованность и желание постоянно жить и работать там, где созданы условия и обеспечивается высокий уровень жизни [7]. Поэтому формирование благоприятной городской среды является важнейшим фактором повышения уровня и качества жизни населения, который, в свою очередь, также влияет и на развитие молодежи в регионе, ее закрепление на территории, что особенно актуально в отношении высококвалифицированных кадров. На территории Российской Федерации предпринимаются значительные усилия как на федеральном, так и на региональном уровне по развитию комфортных условий проживания населения [1]. Важно подчеркнуть позитивную тенденцию в реализации федеральных проектов в данной области: происходит масштабное благоустройство и обновление инфраструктуры, причем не только в крупных, но и в малых городах и даже сельских поселениях страны, вводятся новые жилищные площади и постепенно расселяется аварийное жилье. Ежегодно проводимые конкурсы и рейтинги качества жизни в городах России позволяют транслировать лучший опыт, поощрять важные инициативы и получать обратную связь о качестве жизни в городах.

Вместе с тем, не в полной мере реализуется функция вовлечения и молодежи в проекты благоустройства территорий. Из-за низкого охвата населения информацией в целом, молодежь оказывается не проинформирована о реализующихся проектах. В тоже время привлечение молодых людей к принятию решений и реализации проектов по благоустройству позволило бы обеспечить решение ряда социально-бытовых проблем молодого поколения, способствовало бы социализации и развитию потенциала молодежи.

[1]Активная молодежь г. Канаш приняла участие в обсуждении благоустройства летнего парка URL: https://gkan.cap.ru/news/2019/11/29/aktivnaya-molodezhj-g-kanash-prinyala-uchastie-v-o (дата обращения 30.03.2023).

[2] Молодёжь Кронштадта принимает активное участие в благоустройстве памятников ко Дню Победы. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_kronsht/news/188339/ (дата обращения 30.03.2023)

[3]Общественное обсуждение проекта благоустройства, сбора предложений об определении перечня мероприятий, предполагаемых к реализации проекта на территории парка на пересечении улиц Коммунистическая и Ленина URL: https://адмконст.рф/komfort/obsuzhdeniya/protokoly/obschestvennoe-obsuzhdenie-proekta-blagoustroystva-sbora-0 (дата обращения 30.03.2023)

[4] По данным Росстата на 2018 год только 79% жилых помещений в городах было оборудовано одновременно холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, газом или электроплитками. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Jil-kom_xoz-vo%202019.pdf (дата обращения 30.09.2022)


Источники:

1. Астафьева О.В. Актуальность и особенности внедрения экологического менеджмента в сфере благоустройства муниципального образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3177-3192. – doi: 10.18334/epp.10.12.111346.
2. Бурнашева А.А., Тарасова А.Н. Участие молодежи в формировании городской среды города Екатеринбурга // XXII Уральские социологические чтения. Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. – c. 176-181.
3. Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды. Konkurs.gorodsreda.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://konkurs.gorodsreda.ru/ (дата обращения: 30.09.2022).
4. Гареев И.Ф., Валиуллина А.В., Валиуллин А.А., Блинова А.В., Салахов Ш.К., Мингазова З.З. Оценка влияния мероприятий по формированию комфортной городской среды на пространственное развитие территорий // Жилищные стратегии. – 2022. – № 4. – c. 387-410. – doi: 10.18334/zhs.9.4.116638.
5. Завьялов Д.В. Процессы и инструменты трансформации городской среды // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 985-1002. – doi: 10.18334/epp.12.3.114309.
6. Зырянов С.Г., Аверьянова Д.В. Зырянова В.М. Молодежь − о жизни в Челябинске: поколенческий аспект оценки города // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. – 2018. – № 2. – c. 111-119.
7. Иванова И.А., Пуляева В.Н. Лучшие региональные практики содействия трудоустройству населения // Креативная экономика. – 2021. – № 4. – c. 1539-1556. – doi: 10.18334/ce.15.4.111983.
8. Индекс качества городской среды. Индекс.дом.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://индекс.дом.рф (дата обращения: 30.03.2023).
9. Индекс качества городской среды в разрезе городов и субъектов Российской Федерации. Minstroyrf.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/234/Indeks_kachestva_gorodskoi_sredy_v_razreze_gorodov_i_subektov_Rossii_skoi_.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
10. Индекс лучшей жизни. Gtmarket.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/research/oecd-better-life-index (дата обращения: 28.02.2023).
11. Ленобласть вошла в ТОП-10 лучших регионов РФ по качеству городской среды. РИА новости. Ria.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220401/gorsreda-1781363431.html (дата обращения: 30.09.2022).
12. Лучшие практики деятельности добровольческих и молодежных объединений в сфере развития территорий 2018-2019. Edu.dobro.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.dobro.ru/upload/uf/50c/50c24e38da903af2166123b7c9e58c71.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
13. Лучшие практики деятельности добровольческих и молодежных объединений в сфере развития территорий за 2021 год. Minstroyrf.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/b8f/Luchshie_praktiki_deyatelnsti_dobrovolcheskikh_i_molodezhnykh_obedinenii_.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
14. Мамлеева Э.Р., Сазыкина М.Ю., Трофимова Н.В. Оценка уровня дифференциации регионов Приволжского федерального округа по уровню жилищной обеспеченности и благоустройства жилищного фонда // Жилищные стратегии. – 2021. – № 4. – c. 385-398. – doi: 10.18334/zhs.8.4.113744.
15. Паспорт муниципальной программы «благоустройство территории муниципального образования «Опольевское сельское поселение» Кингесеппского муниципального района Ленинградской области на 2020 -2022 годы. Opolye.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://opolye.ru/documents/731.html (дата обращения: 28.02.2023).
16. Поручение Президента РФ В.В. Путина. Социальная газификация – проект по газификации населенных пунктов Московской области без привлечения финансирования со стороны жителей. Программа социальной газификации. Minenergo.mosreg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.mosreg.ru/deyatelnost/programma-socialnoi-gazifikacii (дата обращения: 30.03.2023).
17. Потапова Д.С. Влияние благоустройства городской территории на миграционные намерения молодежи // Вестник университета «Кластер». – 2022. – № 5(5). – c. 72-78.
18. Протокол Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 марта 2018 года № 188-ПРМ-АЧ «II заседания экспертного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по Формированию комфортной городской среды». Minstroyrf.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/16543/ (дата обращения: 30.03.2023).
19. Протокол Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 апреля 2020 года № 257-ПРМ-МЕ «Заочное заседание Экспертного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по формированию комфортной городской среды». Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/73938881/ (дата обращения: 30.03.2023).
20. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01 июля 2019 года № 379/пр «О включении в Федеральный реестр лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в 2018 году в субъектах Российской Федерации и прошедших конкурсный отбор». Minstroyrf.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/62785/ (дата обращения: 30.03.2023).
21. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2021 года № 224/пр «О включении в Федеральный реестр лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в 2020 году в субъектах Российской Федерации и прошедших конкурсный отбор. Minstroyrf.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/120856/ (дата обращения: 30.03.2023).
22. Приказ Минстроя России от 14 апреля 2022 года № 283/пр «О включении в Федеральный реестр лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в 2021 году в субъектах Российской Федерации и прошедших конкурсный отбор. Minstroyrf.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/181866/ (дата обращения: 30.03.2023).
23. Принят закон о бесплатной газификации в России. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Duma.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/51648/ (дата обращения: 30.03.2023).
24. Пуляева В.Н. Анализ федеральных программ развития городской среды в Российской Федерации // Самоуправление. – 2023. – № 1(134). – c. 761-765.
25. Путин поручил бесплатно провести газ к домохозяйствам до 2023 года. Информационное агентство ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/11299645?utm_source=google.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=google.ru&utm_referrer=google.ru (дата обращения: 30.09.2022).
26. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области (Принята Законодательным собранием Ленинградской области). Lenoblinvest.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenoblinvest.ru/images/Strategy_2030.pdf (дата обращения: 30.09.2022).
27. Строев П.В., Пивоварова О.В. Цифровизация городской среды как фактор развития человеческого капитала // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2315-2328. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116578.
28. Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» от 21.07.2014 N 217-ФЗ. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165811/ (дата обращения: 30.03.2023).

Страница обновлена: 15.11.2024 в 15:55:21