Creative industries start-ups: shaping the start-up industry. Russian and Chinese experience

Shaymieva E.Sh.1, Kokurina A.A.1, Gumerova G.I.2
1 Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Russia
2 Финансовый университет при Правительстве РФ, доктор экономических наук

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 2 (April-June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54060729
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
Startups of creative industries act as a unit of an integral mechanism. This is is the startup industry in the digital economy. This statement is possible due to the consideration of the Chinese experience in the formation of creative industries. As a result of the analysis of creative industries as objects of research in the Russian economic space of research projects of leading Russian research schools of the Higher School of Economics, NAFI, Agency for Strategic Initiatives since 2021, the authors have identified a lack of attention to startups as a structure that allows generating and scaling ideas of creative industries. The authors clarified the concept of a "startup of creative industries" as a temporary structure that includes the characteristics of a startup in the areas of "ideas, objects of intellectual activity", compliance with the All-Russian Classifier of Types of Economic Activity of Creative Industries, project management of a startup. The concept of a "startup industry" has been formed. It includes its own and attracted startups, relying on funds from state funds, corporations, foreign funds and corporations, large technology companies as sources of financing. The institutional mechanisms of the startup industry are as follows: technoparks, startup incubators, startup community, technological transfer between leading domestic and foreign universities. The results of the study can be used by specialists to form the startup industry in the Russian economic space, including the startup industry of creative industries. FUNDING: The article was carried out with the scholarship support of Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov.

Keywords: start-up industry, creative industry, conditions for the start-up industry development

Funding:
Статья выполнена при стипендиальной поддержке Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова

JEL-classification: M21, L26, O31



Введение

Актуальность исследования обосновывается значением креативных индустрий и их ростом в цифровой экономике на примере Китая. Развитие стартапов в Китае как стране, активно развивающей креативные индустрии с 2001 г., с учетом масштабов китайского рынка и проведения эффективного государственного регулирования в различных направлениях функционирования китайской экономики в долгосрочном периоде, сформировалось в соответствующую стартап-индустрию [1, 2], Значение стартап-индустрии в Китае призвано обеспечить инновационность государства, обеспечить его технологический суверенитет. Известно, что «…Китай является не только основной мировой производственной площадкой, но и активно внедряет инновации во все сферы жизни. Согласно статистическим данным министерства торговли и Государственного управления валютного контроля за январь-февраль 2023 года объем иностранных прямых инвестиций (ПИИ) в КНР составил 1843,6 млрд юаней, сопоставимый прирост составил 38.7% [3]. Огромный внутренний рынок сбыта, более пяти тысяч инкубаторов и цифровая экономика привлекают стартапы и инвесторов со всего мира….» [2, 4, 5]. В настоящем исследовании мы не исследуем точки инвестирования ПИИ в КНР, предполагая, что определенная их часть поступает не только на развитие конкретных предприятий, но и технологических стартапов, включающих стартапы креативных индустрий.

По данным Global Startup Ecosystem 2020, в рейтинге экосистем для инноваций г. Пекин занимает четвертое место в мире, Шанхай входит в топ-10 экосистем и занимает в списке восьмое место, а Шэньчжэнь, Ханчжоу и Гонконг расположились друг за другом в тридцатке лучших экосистем, получив 22-е, 28-е и 29-е места соответственно [2, 3, 4].

Исследованием опыта и достижений Китая в развитии и управлении креативных индустрий занимаются авторы, рассматривающие данную тематику с различных сторон. В авторской работе развитие креативных индустрий в исследуемых странах (Россия и Китай) осуществляется с фокусированием внимания цифровых платформ, обеспечивающих рост креативных индустрий, специфике понимания креативных индустрий в в.у. странах [1]. В работе Жигач А. представлен практикоориентированный материал, демонстрирующий потенциальные области развития стартапов в Китае [2]. На информационной платформе 商业新知 отражены новейшие изменения в экономике Китая, являющиеся результатом развития – в том числе – креативных индустрий [4]. На информационной платформе 爱问办公, представлены конкретные рекомендации предпринимателям по оказанию помощи в ведении бизнеса в Китае [5]. В исследовании Погорлецкого А.И., Сяофэн Д. креативные индустрии рассматриваются как перспективная область сотрудничества России и Китая. В данной работе выдвинута гипотеза о том, что «… креативные сферы хозяйственной активности представляют собой важный драйвер экономического роста, обладающий инновационным характером, что позволяет многим странам и компаниям встроиться в международные цепочки создания добавленной стоимости, одновременно решая при этом ряд социальных и культурных проблем…» [6].

Объектом исследования являются стартапы как научно-практическое направление в исследованиях креативных индустрий в цифровой экономике, в теории и практике. Предметом выступают теоретические и проектные исследования стартапов креативных индустрий в практике Китая и России. Цель исследования заключается в формировании понятия «стартап-индустрия», формировании составляющих стартап-индустрии, уточнения понятия «стартап». Настоящее исследование, развивая тему, основные положения работы Погорлецкого А.И., Сяофэн Д., формулирует гипотезу о функционировании стартап-индустрии как отдельного научного, практического направления, объединяющего различных участников процесса формирования, становления, развития стартапов, обладающей соответствующими механизмами, институциональными регуляторами на федеральном, региональном уровнях, что позволяет выстраивать цепочку формирования, становления, развития стартапов по вертикали «регион-центр», а также во взаимодействии «образовательные учреждения-предприятия малого, среднего бизнеса-инвесторы стартапов» [6].

Новизной исследования является: развитие понятия «стартап-индустрия», включающей собственные и привлеченные (иностранные) стартапы, опирающейся на средства государственных фондов, корпораций, зарубежных фондов и корпораций, крупных технологических компаний как источников финансирования.

Стартап-индустрия Китая как основа инновационности государства, его технологической независимости

Понятие «креативных индустрий» раскрывается в китайской практике в широком смысле. В исследовании Погорлецкого А.И., Сяофэн Д. представлена классификация креативных индустрий Китая, включающая сферы культуры и смежных с ней областей, развитие которых в Китае осуществляется с 2001 г. с акцентом на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [6, 7]. Такое взаимодействие креативных индустрий и цифровых технологий, включая цифровые платформы, сформировало понятие «экономика криэйтеров» согласно исследованию Пехтеревой Е.А. [8].

Стартап-индустрия Китая сформирована на основе следующих составляющих: собственных стартапов и иностранных стартапов, для которых развита программа грантов на уровне «…. региона, города, технопарка или даже муниципального района…» [2]. Стартапы креативных индустрий обладают технологической основой, как правило, под этим понимается продвижение идеи стартапа с цифровой платформы.

Правительство КНР поддерживает стартапы субсидиями, налоговыми льготами, проведением конкурсов, например, 中国创新创业大赛 Всекитайский конкурс инновационных технологий и другими способами в рамках работы с многочисленными инкубаторами [3, 4, 5].

Отличительной особенностью ведения бизнеса в Китае является такое понятие как 关系, то есть «отношения, связи». Необходимо создать «кредит доверия» для потенциальных инвесторов. Акселераторы в этом случае играют роль хороших посредников. Китайские акселераторы можно условно разделить на две группы: акселераторы, работающие с иностранными стартапами, и акселераторы, работающие с китайскими стартапами. China Accelerator, Plug&Play и инкубатор CyberPort являются самыми активными акселераторами, которые работают с иностранными стартапами. Они с радостью принимают иностранные стартапы, активно помогают развиваться на рынке Китая и создают хороший «кредит доверия» для потенциальных инвесторов [2].

Необходимо выделять следующие источники финансирования стартапов креативных индустрий в Китае:

- государственные фонды и корпорации: около 1,6 тыс. государственных фондов, с капиталом $585 млрд. Один их первых госфондов для поддержки стартапов («New Technology Venture Capital Company») учрежден Министерством науки и технологий (2019 г.) ;

- зарубежные фонды (напр., Pacific Technology Venture Capital Fund);

- крупные технологические компании (напр., Baidu, Alibaba, Tencent и JD).

К институциональным механизмам, поддерживающим стартап-индустрию в Китае, по мнению авторов, необходимо отнести:

- технопарки, инкубаторы стартапов: Китайской Кремниевой долиной считается технопарк Чжунгуаньцунь, расположенный в Пекине. Технопарк находится под управлением госкомпании Zhongguancun Development Group (ZDG). Здесь насчитывается более 20 тысяч компаний резидентов. Конкуренция за внимание специалистов по развитию стартапов внушительная. В месяц в среднем бизнес-инкубаторы г. Пекина просматривают более 2 тысяч проектов;

- комьюнити, связанные со стартапами, организаторами которых выступают крупные международные организации (Startup Grind, Angelhack, WeWork labs) и более локальных, которые действуют в пределах одного города;

- трансфер технологий, в том числе, с ведущими российскими университетами («Физтех.Старт China» от Startech.vc, iDM Asia Landing, TealDANCE [2, 3, 4, 5]

Разнообразные акселерационные программы (Bits x Bites (Шанхай), HAX (Шэньчжэнь), Chinaccelerator (Шанхай)) направлены на поддержку стартапов в фуд-, агрофудтех-, DeppTech-проектах, высокотехнологичных проектах. [1] Последние могут включать креативные индустрии, находящие поддержку в программе-акселераторе Chinaccelerator (Шанхай).

Примечателен опыт Китая и России в области стартапов: в 2019-2021 г. проходил конкурс „China-Russia Innovation and Entrepreneurship Competition“ организованный Китайской ассоциацией по международному обмену и Научным парком Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова [10]. На официальном сайте ООО «Научный парк МГУ» представлены истории успеха стартапов-победителей конкурса (компания «Цифра», iFarm, „Люмэкс», «GreenProteins“). Деятельность данных стартапов в областях «Разработка компьютерного программного обеспечения» (ОКВЭД 62.01), «Издание прочих программных продуктов» (ОКВЭД 58.29) может быть отнесена к креативным индустриям [11].

В работе Жигач А. отмечаются институциональные особенности деятельности стартапов во внешней среде Китая: влияние государства, конкуренция технологических лидеров, значение связей, национальная характеристика, опирающаяся на технологические возможности в копировании технологий [2].

На примере развития стартапов креативных индустрий в Китае хотелось бы подчеркнуть тезис, представленный в работе Жупаровой А.С., Нусюпаевой А.А. «….ЮНКТАД расширяет классификацию креативных индустрий до «любой деятельности, производящей продукцию с добавленной стоимостью в виде интеллектуальной собственности и нацеленной на широкие массы», который ранее имел больше художественный компонент …» [12]. Интеллектуальная собственность, представленная в виде IT-разработки, в сочетании с конкретной идеей стартапа, с прикладным применением в областях, принятых в глобальном и национальном масштабах для венчурного, государственного и иного инвестирования (AI, EdTech, Esport, BioTech, Fintech, СreativTech, Medtech и др.), способна обеспечить инновационность и технологическую независимость государства, где одной из точек развития является стартап как общепринятая форма (структура) для генерирования идей с их дальнейшем (потенциальным) инвестированием.

Стартапы креативных индустрий в исследовательских проектах: российская практика

В российской практике под «стартап-индустрией», включая стартапы креативных индустрий, как правило, понимается «венчурная индустрия», без упоминания или акцентирования внимания к креативным индустриям. В частности, в работе Востриковой А.С. речь идет о проблемах, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия, которые понимаются автором как стартапы, при развитии своих бизнесов РФ [13]. В данной работе определение стартапа, понятия «креативных индустрий» не уточняется.

В исследовании Смирнова С.Д. проводится сравнение стартап-индустрии в США и России [14]. Под «стартап-индустрии» понимается инновационно-венчурная система в двух анализируемых странах, где значительное место занимают инновационные акселераторы. В практике США – это Kickstarter и Product Hunt. Автор исследования вносит свои рекомендации по совершенствованию законодательной, налоговой базы в области деятельности стартапов в РФ, формирования интеграторов в части акселерации стартапов.

Нормативно-правовой базой, обеспечивающей развитие креативных индустрий в РФ, является «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» (2021 г.) [26]. За период с 2021 г. по настоящее время (момент проведения настоящего исследования), по мнению авторов, заложены основы формирования «стартап-индустрии», рассматриваемой в настоящем исследовании.

Креативные индустрии являются объектами исследовательских проектов в российском экономическом пространстве с 2021 г. ведущих российских научных школ: НИУ ВШЭ ; издательства НАФИ;. Агентства стратегических инициатив «Атлас креативных индустрий в Российской Федерации» (2021 г.) [11, 15, 16].

В отличие от теоретических исследований проектные исследования характеризуются практической направленностью исследовательских работ, включающим обширный круг вопросов, которые исследуется исследовательской командой. Каждый из в.у. проектных исследований внес свой вклад в развитие креативных индустрий в российском экономическом пространстве [2].

Одним из результатов проекта АСИ, нашедшего развитие в настоящем исследовании, является формирование регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров по вкладу креативных индустрий в экономику: лидерами являются Москва (18,5%), Санкт-Петербург (12,6%), Уральский регион (8,9%). Регионами с малым вкладом креативных индустрий являются: Республика Ингушетия (0,6%), Республика Калмыкия (0,7%), Республика Мордовия (1,1) (по данным 2019 г.) [ 16. С.94].

Каждый из исследовательских проектов вносит свой вклад в развитии креативных индустрий в российском экономическом пространстве, способствуя развитию регионов-лидеров креативных индустрий, обеспечивая данный рост научно-методической базой, выявляя пробелы (недостаток) в сборе статистической информации. Применительно к теме настоящего исследования, необходимо сделать вывод о том, что прямого упоминания «стартапов креативных индустрий» в в.у. исследованиях авторами не выявлено [17]. Однако развитие стартапов креативных индустрий как новейшего научно-практического направления и как актуальной формы по развитию и продвижению идей креативных индустрий без в.у. проектных исследований невозможно.

На основе проведенного анализа становится очевидным необходимость формулирования понятия «стартапа креативных индустрий», как единицы, которая способствует развитию креативных индустрий. Под «стартапом креативных индустрий» понимается временная структура, целью которой является поиск повторяющейся и масштабированной бизнес-модели и/или стадия, находящаяся между посевной стадией и стадией роста бизнеса, функционирующая в данном формате до 3-х лет. Характерными чертами стартапа креативных индустрий являются:

а) наличие идеи, содержащей новизну уровня минимум выше среднего для рынка, где стартап имеет локализацию или планируемого рынка деятельности данного стартапа. Данная идея может содержать решение в области технологии, техники, управления, маркетинга, логистики и т.д. как ответ на одну из задач социально-экономического плана, для покрытия потребности сегодняшнего дня и/ли формирования потребности в будущем;

б) обладание ОИС на базе в.у. идеи, лежащей в основе бизнес-модели, подлежащей монетизации по истечении 3-х летнего периода функционирования стартапа. Данный ОИС может быть сформулирован как объект авторского права, патентного права и/или содержать секрет управления или производства (напр., мотивацию персонала на основе принципов бережливого управления и/или концепции дизайн-мышления, включающей положения человекоцентричности, программное обеспечение (ПО) и др. [1, 18, 19, 20, 21]);

в) разработка нескольких бизнес-моделей (направлений развития) данного стартапа в течение 3-х лет, по истечении которого компания будет развиваться по одной из наиболее эффективных бизнес-моделей [3],

г) соответствие стартапа одному или нескольким видам экономической деятельности согласно ОКВЭД [4] креативных индустрий [11, 15, 16];

д) наличие проектного управления командой стартапа: специалистов-наставников (руководителей) стартапа, обладающих компетенциями гибкого проектного управления (Scrum, Agile).

Стартапы креативных индустрий являются соискателями:

- венчурного финансирования, предпочитающего инвестировать в проекты с максимальной степенью новизны, радикальностью идей, выходом на международный рынок, в том числе, рынок Китая (в этом случае предполагается (теоретически) готовность стартапа выхода на рынок IPO);

- конкурсно-грантовой поддержки, оказываемой в каждой соответствующие стране, регионе в целях поддержания перспективных стартапов (в этом случае готовность стартапа выхода на рынок IPO необязательна). В обоих случаях стартапы креативных индустрий имеют поддержку: в виде МСП на платформах-акселераторах; в виде «стартап-студий», программ акселераторов для стартапов университетов (федеральных, региональных).

Финансирование проектов в области культуры, искусства, в целом, креативных индустрий, в рамках государственно-частного партнерства, в рамках концессионных проектов, представляющего «… собой вид договора о создании или реконструкции за счёт средств инвестора ….объектов …недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, в результате чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу…», не является актуальным для стартапов креативных индустрий в силу особенностей сущности стартапа, представленных выше [23. С. 232].

На основе проведенного анализа в предметной области настоящего исследования, с учетом опыта Китая в данной области, нами сформирована концептуальна схема для развития стартап-индустрии, в том числе, применительно к стартапам креативных индустрий (рис. 1).

Рисунок 1. Стартап-индустрия: концептуальная схема

Источник: составлено авторами на основе [2, 3, 4, 5, 6]

Концептуальна схема для развития стартап-индустрии предполагает развитие следующих трех направлений: участников стартап-индустрии, инструментов поддержки, источников финансирования. Необходимо отметить, что для каждого из трех направлений (областей) стартап-индустрии необходимо формирование показателей развития. Инструменты поддержки, также как и развитие источников финансирования, требует развития нормативно-правовой базы, институтов институциональной среды. Источники финансирования предполагают, в первую очередь, источники восточно-азиатских инвесторов, китайских компаний (рис. 1).

В отличие от существующей инвестиционно-венчурной индустрии, упоминаемой в трудах российских исследователях, при выстраивании стартап-индустрии, в том числе, в креативных областях, одними из результатов являются количество и качество созданных стартапов креативных индустрий, технологических стартапов как в университетской (образовательной) среде, так и в бизнес-среде инновационных предприятий.

Выводы

Успешный опыт Китая в области развития стартап-индустрии позволяет сформулировать следующие выводы в настоящей части исследования:

1. Выявление российских городов, регионов с высокими показателями по количеству стартапов креативных индустрий будет продолжено в следующей части исследования, в основе которого – результаты проектного исследования Агентства стратегических инициатив, где регионами-лидерами по вкладу креативных индустрий в экономику: лидерами являются Москва (18,5%), Санкт-Петербург (12,6%), Уральский регион (8,9%) (по итогам 2019 г.).

2. Уточнено понятие «стартапа креативных индустрий», под которым понимается временная структура, целью которой является поиск повторяющейся и масштабированной бизнес-модели и/или стадия, находящаяся между посевной стадией и стадией роста бизнеса, функционирующая в данном формате до 3-х лет [24, 25].

Характерными чертами стартапа креативных индустрий являются:

в области «идеи, ОИС»: а) наличие идеи, содержащей новизну; б) обладание ОИС на основе в.у. идеи, лежащей в основе бизнес-модели, подлежащей монетизации по истечении 3-х летнего периода функционирования стартапа; в) разработка нескольких бизнес-моделей (направлений развития) данного стартапа в течение 3-х лет, по истечении которого компания будет развиваться по одной из наиболее эффективной бизнес-модели;

в области соответствия ОКВЭД креативных индустрий: г) соответствие стартапа одному или нескольким видам экономической деятельности согласно российскому ОКВЭД креативных индустрий;

в области проектного управления стартапа: д) наличие проектного управления командой стартапа: специалистов-наставников (руководителей) стартапа, обладающих компетенциями гибкого проектного управления (Scrum, Agile).

3. Предложено ввести в экономический оборот в российском экономическом пространстве понятие «стартап-индустрии», включающей собственные и привлеченные (иностранные) стартапы, опирающейся на следующие источники функционирования: средства государственных фондов и корпораций, зарубежных фондов и корпораций, крупных технологических компаний. Институциональными механизмами стартап-индустрии являются: технопарки, инкубаторы стартапов, комьюнити стартапов, технологический трансфер между ведущими отечественными и зарубежными университетами, акселерационные программы стартапов.

4. Сформирована концептуальная схема для развития стартап-индустрии, в том числе, применительно к стартапам креативных индустрий. Данная схема предполагает развитие следующих трех направлений: участников стартап-индустрии, инструментов поддержки, источников финансирования.

5. Успешный опыт Китая в развитии стартапов в различных направлениях для их инвестирования, на основе информационно-коммуникационных технологий, с 2001 г. по настоящее время, ознаменовавшийся (в том числе) развитием креативных индустрий, выявил следующее: (а) стартап-индустрия является результатом функционирования разнообразных источников инвестирования, программ и инструментов, поддерживаюших стартапы (акселерационные программы, технопарки, инкубаторы) в течении долгосрочного периода; (б) развитие стартап-индустрии в Китае отражается в положительной динамике следующих показателей в долгосрочном периоде: количество источников финансирования, количество программ поддержки стартапов, растущий внутренний рынок, обеспечивающий спрос на продукцию деятельности стартапов; (в) развитие креативных индустрий, в том числе, благодаря государственному регулированию, обеспечивается развитием стартап-индустрии как объекта прямого, венчурного, государственного и иного инвестирования, широкому толкованию понятия «креативных индустрий».

[1] DeepTech (англ. deep technologies «глубокие технологии») — компании, чаще стартапы, цель которых — предложить глобальные технологические решения, требующие долгих научных исследований и больших инвестиций. [9]

[2] Необходимо отметить, что детальная информация по результатам в.у. проектных исследований представлена в ранних авторских работах: [1, 17]

[3] На программах-акселераторах возможна геймовая форма прохождения различных вариантов бизнес-направлений стартапа. [22]

[4] Общероссийский классификаторы видов экономической деятельности


References:

Agentstvo strategicheskikh initsiativ Atlas kreativnyh industriy v Rossiyskoy Federatsii [Agency for Strategic Initiatives Atlas of Creative Industries in the Russian Federation] (2021). (in Russian).

Antonova I.I. (2013). Berezhlivoe proizvodstvo: sistemnyy podkhod k ego vnedreniyu na predpriyatiyakh Respubliki Tatarstan [Lean production: a systematic approach to its implementation in the enterprises of the Republic of Tatarstan] (in Russian).

Batovrina E.V. (2022). Geymifikatsiya kak tekhnologiya upravleniya personalom innovatsionnyh organizatsiy [Gamification as an instrument of personnel management in a modern organisation]. Gosudarstvennoe upravlenie. Ekonomicheskiy vestnik. (95). (in Russian). doi: 10.24412/2070-1381-2022-95-209-222.

Bredikhin S.V., Vlasova V.V., Gavrilova N.V., Gershman M.A., Gokhberg L.M., Demyanova A.V., Ivanova I.A., Popova Ya.A. (2021). Razvitie kreativnyh industriy v Rossii : klyuchevye indikatory. Nauchnyy daydzhest №1 [Creative Industries Development in Russia: Key Indicators. Scientific Digest No. 1] (in Russian).

Gubernatorov A.M., Demina O.V. (2021). Upravlenie innovatsionnym razvitiem sfery kultury na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Management of innovative development of the cultural sphere on the basis of public-private partnership]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (10-3). 231-236. (in Russian).

Gumerova G. I., Kokurina A. A., Shaymieva E. Sh., Trifonova N. N. (2023). Tsifrovye platformy kreativnyh industriy: opyt Rossii i Kitaya [Digital platforms for the creative industries: the experience of Russia and China]. The problems of Economy. (1). 293-300. (in Russian).

Gumerova G.I., Shaymieva E.Sh. (2023). Kreativnye industrii v mezhdunarodnyh, natsionalnyh reytingakh i issledovatelskikh proektakh [Creative industries and the digital economy: interaction, research issues. Actualization of research issues (Russian practice)]. Investitsii v Rossii. (1). 20-34. (in Russian).

Imaeva G. R., Sushko E. Yu., Gildebrandt I. A., Spiridonova L. V., Baymuratova L. R. (2021). Vklad tsifrovyh platform v razvitie kreativnyh industriy i podderzhku kreativnogo predprinimatelstva [The contribution of digital platforms to the creative industries and support for creative entrepreneurship] (in Russian).

Kramin T.V., Grigorev R.A., Timiryasova A.V., Vorontsova L.V. (2016). Vklad intellektualnogo i sotsialnogo kapitalov v ekonomicheskiy rost regionov Rossiyskoy Federatsii [The contribution of the intellectual and social capital in economic growth of Russian regions]. Current problems of economics and law. (4). 66-76. (in Russian).

Nasyrova S. I. (2022). Ekonomika, orientirovannaya na cheloveka: razrabotka definitsii [People-centred economy: developing a definition]. Russian Journal of Economics. (2). 258–274. (in Russian). doi: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2022.2.258-274.

Pekhtereva E.A. (2022). Virtualnyy sektor kreativnoy ekonomiki Kitaya (ekonomiki krieyterov) [Creator economy in China]. Ekonomicheskie i sotsialnye problemy Rossii. (4). 94–113. (in Russian).

Pogorletskiy A.I., Day Syaofen (2020). Opyt razvitiya i perspektivy sotrudnichestva Kitaya i Rossii v sfere kreativnoy ekonomiki [Development experience and prospects of cooperation of China and Russia in creative economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (2). 757-772. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.2.100928.

Popov A. N. (2020). Mirovaya praktika organizatsii korporativnyh startap-studiy [World practice of organizing corporate startup studios]. Intelligence. Innovation. Investments. (5). 83–92. (in Russian). doi: 10.25198/2077-7175-2020-5-83.

Popov A.N. (2020). Integratsiya innovatsionnyh IT-servisov startapov v rossiyskiy krupnyy biznesa [Integration of startups innovative IT services in Russian big business]. Public administration. Electronic Bulletin. (82). 193-217. (in Russian). doi: 10.24411/2070-1381-2020-10098 .

Smirnov S.D. (2017). Sravnenie sistemy akseleratsii startapov v Rosii i SShA. Kontseptualnaya skhema strukturizatsii problema i razvitiya startapov i instrumentariya dlya ikh resheniya [Comparison of the acceleration systems of Russian and US start-ups. The conceptual scheme of structuring problems in the development of start-ups and tools for their solution]. Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University. (1(63)). 85-91. (in Russian).

Vostrikova A.S. (2019). Osnovnye problemy startap-industrii v Rossii [Key challenges for the start-up industry in Russia]. Alley of Science. (12(39)). 825-828. (in Russian).

Vysotskaya N.V., Kurbatskaya T.B. (2019). Metodologiya dizayn-myshleniya kak instrument formirovaniya innovatsionnyh resheniy [Design thinking methodology as a tool for the formation of innovative solutions]. Business Guide. (44). 56-68. (in Russian).

Zhuparova A.S., Nusyupaeva A.A. (2020). Sravnitelnyy analiz razvitiya kreativnyh industriy v Kitae i Velikobritanii [Comparative analysis of creative industries development in China and United Kingdom]. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obschestve. (3(35)). 46-53. (in Russian).

Страница обновлена: 25.04.2025 в 18:46:53