Состояние экологической безопасности на современном этапе развития

Руденко М.Н.1, Субботина Ю.Д.
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Пермь

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52263889
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В современном обществе изменился статус проблем безопасности, что обусловлено воздействием разного уровня угроз: глобальных, региональных и национальных; природных, техногенных и все чаще экологических. Безответственное и потребительское отношение к окружающей среде ставит вопросы обеспечения экологической безопасности в качестве первостепенных для государственного управления. Учитывая современную экологическую обстановку, проблеме загрязнения природной среды должно уделяться не меньше внимания, чем проблемам экономики, политики и т.п. Последствия техногенных катастроф, загрязнения окружающей среды, нерационального природопользования ведут к необратимым негативным результатам. Прямо или косвенно это отразится и на экономической, и на социальной, и на других сферах жизнедеятельности общества. В статье оценено современное состояние экологической безопасности Российской Федерации. На основе проанализированных данных можно сделать выводы о том, что практически все изучаемые показатели либо незначительно уменьшаются, либо остаются неизменными на протяжении исследуемого периода. Количество выбросов загрязняющих веществ растет пропорционально развитию промышленности. На основании выявленных проблем выдвинуты предложения по повышению экологической безопасности России, которые в конечном итоге через влияние на окружающую среду, должны дать эффект, повышения качества жизни населения.

Ключевые слова: экологическая безопасность, загрязнение окружающей среды, экологические преступления, меры обеспечения экологической безопасности

JEL-классификация: Q01, Q51, Q56



Введение. Целью проведенного исследования является выявление проблем в области экологической безопасности Российской Федерации и определение возможных путей их решения.

Поставленная цель обусловила решение таких задач, как изучить понятие экологической безопасности, провести анализ современного состояния экологической безопасности России, и на основании этого предложить рекомендации по повышению экологической безопасности России.

Объектом исследования выступила экологическая безопасность в Российской Федерации.

Предметом исследования являются отдельные аспекты системы обеспечения экологической безопасности России на современном этапе развития общества.

При написании статьи использовался системный подход исследования, применены методы теоретического и логического анализа, изучение и обобщение научной литературы, периодических изданий.

Информационной базой исследования выступили, в первую очередь, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, а также законодательные и нормативные акты Российской Федерации, труды российских ученых по проблемам экологической безопасности и рационального природопользования.

Практическая значимость и научная новизна исследования заключаются в комплексном анализе современных проблем экологической безопасности, результатом чего стали рекомендации по обеспечению экологической безопасности на государственном уровне.

Основная часть. С 1991 г. термины «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности» прочно вошли в нормативно-правовые акты [1-10].

В научной среде экологическая безопасность воспринимается как совокупность современных общественно-экономических отношений, представляющих собой устойчивое состояние глобального характера, которое сочетает в себе сложное политико-правовое единство различных систем, содержащих взаимосвязанные элементы [11, с. 108]. Экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [4]. В скором будущем экологический аспект станет одним из ключевых в конкуренции на международной арене [21, c. 50]. К сожалению, теоретическим вопросам понятия «экологическая безопасность» не уделяется должного внимания в отечественной литературе.

Как видно из рисунка 1, существует тенденция к снижению рассматриваемых показателей на протяжении всего исследуемого периода.

Рисунок 1. Динамика выбросов загрязняющих веществ по Российской Федерации, тыс. т.

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Снижение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников с 2017 гг. составило 75%. Однако, что касается стационарных источников – изменений практически нет – снижение по сравнению с 2017 г. составило 2%. При этом улавливание и обезвреживание загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников составило 47,2%, из которых около половины утилизировано.

Согласно рисунку 2 произошло снижение показателя на 41,4%, что однозначно является положительной тенденцией.

Рисунок 2. Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях, тыс. чел.

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Исходя из данных рисунка 3, по всем веществам, наиболее часто загрязняющих атмосферу [16, с. 101], по сравнению с 2017 г. видны тенденции уменьшения.

Рисунок 3. Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками, тыс. т.

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Добыча полезных ископаемых является основным источником выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (рис. 4). Удельный вес в общем объеме выбросов составил 40,5%, в том числе добыча сырой нефти и природного газа (15,1%) и добыча металлических руд (12,4%). При этом доля обрабатывающих производств составила 21,4%.

Рисунок 4. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников на 2021 г., по видам экономической деятельности, проценты

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Сточные воды промышленных и сельскохозяйственных производств, а также бытовые обладают способностью просачиваться сквозь верхние слои почвы, и отравлять обширные пространства земель и грунтовые воды под ними [18, с. 19]. Согласно данным, представленным на рисунке 5, можно увидеть снижение загрязнения на 15% за исследуемый период времени.

Рисунок 5. Сброс загрязненных сточных вод, млрд. куб. м.

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Согласно рисунку 6, данный показатель практически не изменяется – снижение с 2017 г. в целом по всем составляющим произошло на 10%. Основная группа несоответствия – санитарно-химические показатели – примерно 70%.

Рисунок 6. Санитарное состояние питьевого водоснабжения, число проб (из распределительной сети), не соответствующих гигиеническим нормативам,

в % от общего числа исследованных проб

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Прирост показателя нормативно очищенной воды (рис. 7) составил 58% с 2016 г., что, несомненно, является положительной тенденцией.

Рисунок 7. Доля нормативно очищенной сточной воды

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Одной из наиболее важных экологических проблем в Российской Федерации, и прежде всего в городах и районных центрах, является проблема обращения с отходами производства и потребления, их сбора, размещения, утилизации, переработки и обезвреживания [14]. Ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления характеризуется тенденцией увеличения объемов отходов, размещаемых на свалках, продолжающимся загрязнением окружающей среды, усилением причинения вреда здоровью и благополучию населения, а также практическим отсутствием действий по цивилизованному извлечению и использованию вторичных материальных ресурсов (рис. 8).

Рисунок 8. Образование, утилизация и обезвреживание отходов производства

и потребления, млн. т.

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Добыча полезных ископаемых занимает первое место по образованию отходов производства – 91% на 2021 г., из которых 65% приходится на добычу угля и 31,2% на добычу металлических руд. Обрабатывающие производства занимают 6%. Однако, эти же отрасли занимают аналогичные места (89,2% и 6,3%) по утилизации и обезвреживанию отходов производства.

Основными антропогенными источниками загрязнения почвы являются химические вещества, используемые или производимые в качестве побочных продуктов промышленной деятельности, бытовые, животноводческие и коммунальные отходы (включая сточные воды), агрохимикаты и нефтепродукты.

В настоящее время экологическая безопасность является важным вопросом внутренней политики России [25, с. 83]. Процесс минимизации техногенного влияния, в том числе, включает в себя ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда (рис. 9).

Рисунок 9. Количество ликвидированных наиболее опасных объектов

накопленного экологического вреда

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Как видно из рисунка 10, основные изменения по расходам на окружающую среду произошли по затратам на обращение с отходами –увеличились на 84% за анализируемый период, и затратам на сбор и очитку сточных вод – повышение составило 15%.

Рисунок 10. Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды по Российской Федерации (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Все инвестиции, указанные на рисунке 11, имеют тенденцию к увеличению по сравнению с 2017 г., что позитивно сказывается на окружающей среде: охрана атмосферного воздуха – на 116,4%; водных ресурсов – на 39,1%; земель – на 364,6%.

Рисунок 11. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в РФ

(в фактически действовавших ценах), млн. руб.

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Как видно из рисунка 12, на протяжении 2020-2021 гг. отмечается снижение ввода в действие мощностей по охране водных ресурсов и атмосферного воздуха, что является негативной тенденцией.

Рисунок 12. Ввод в действие мощностей по охране водных ресурсов

и атмосферного воздуха от загрязнения в РФ

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Выступая в качестве объекта экологических преступлений, экологическая безопасность государства институционализирована разделом IX УК РФ – преступления против общественной безопасности и общественного порядка, и входящей в него гл. 26 УК РФ – экологические преступления (рис. 13) [23, с. 76].

Рисунок 13. Экологические преступления

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Практически повсеместно наблюдается недооценка степени общественной опасности экологической преступности [22, с. 80]. Однако, несмотря на их относительно небольшое количество, они причиняют существенный, трудновосполнимый, а иногда и невосполнимый вред окружающей среде (рис. 14).

Рисунок 14. Материальный ущерб от экологических преступлений

(по оконченным и приостановленным уголовным делам), тыс. руб.

Источник: составлено авторами на основании данных [19].

Биосфера уже не в состоянии справиться с теми объемами загрязнения воздуха, вод и почв, которые влечет за собой технологическая деятельность человека [24, с. 11]. Ряд ученых выделяют особую группу конституционных прав, свобод и обязанностей [13, с. 108]. В первую очередь право на экологическую безопасность должно обеспечивать государство.

Для создания чистой окружающей среды нужно оценить источники загрязнения и выявить механизмы ликвидации или уменьшения вреда от них. Основными загрязнителями воздуха в городах являются промышленное производство, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. С целью улучшения качества воздуха необходимо применять на производстве конкретные виды очистных сооружений отдельно для каждой отрасли в зависимости от вида загрязняющих атмосферу веществ. Предприятия должны ответственно относиться к экологической безопасности, в частности уделять большое внимание разработке технологий и оборудования по очистке и предотвращению загрязняющих выбросов.

Решая проблему качества воды и состояния водных источников, необходимо устанавливать фильтры на предприятиях, использующих в своем производстве большие объемы воды.

С целью снижения отходов и выбросов производства и потребления, требуется наладить вторичное производство, обеспечивающее экономию на сырье и эффективное использование природных ресурсов.

Самым важным фактором, влияющим на здоровье человека, является качество атмосферного воздуха. Для того, чтобы уменьшить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу необходимо:

1. Внедрение системы автоматизированного контроля за состоянием атмосферного воздуха в крупных городах с развитым промышленным производством.

2. Организация маршрутных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в зонах экологического неблагополучия с наибольшим количеством выбросов.

3. Прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх установленных норм за счет увеличения размера штрафных санкций.

4. Применение на производстве с вредным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу методов очистки отходящих газов от пыли и газообразных составляющих.

5. Создание новых технологий по уменьшению и очистки выбрасываемых в атмосферу веществ.

6. Переход к непрерывному производству позволяет нейтрализовать промежуточные процессы с их пыле- и – газовыделением.

7. Переход на энергосберегающие приборы.

8. Сокращение производства бракованной продукции позволит уменьшить валовой выброс, т.к. будет расходоваться меньше материалов и топлива.

9. Переход на экологически чистое топливо путем осуществления закупок моторного топлива для автомобильной техники государственных и муниципальных нужд с улучшенными экологическими характеристиками.

10. Переход предприятиями на транспорт, работающий от электроэнергии, позволит снизить выбросы от передвижных источников и затраты на топливо.

Очень опасной считается сфера размещения отходов производства и потребления. Мероприятия, направленные на уменьшение риска в данной сфере:

1. Организация сферы мониторинга и контроля над размещением отходов производства в зонах, не предназначенных для этого.

2. Контроль над соблюдением правил размещения отходов производства и потребления:

а) Приоритетность обращения с отходами по схеме – предотвращение образования, минимизация отходов, многоразовое использование.

б) Предприятие должно оплачивать все расходы, связанные с уменьшением или очищением отходов производства и потребления и все мероприятия, связанные с этой деятельностью.

в) Производитель несет полную ответственность за весь жизненный цикл товара и его упаковки.

3. Применение мер по размещению экологически безопасных отходов, за счет рекультивации, строительства и реконструкции полигонов захоронения промышленных отходов, утилизации запрещенных к применению и с истекшим сроком годности пестицидов и агрохимикатов, выявленных на территории и др.

4. Внедрение на предприятия инновационных технологий по переработке отходов, либо разработка собственных программ, позволяющих многократное использование продукта.

5. Проведение мероприятий по строительству специальных полигонов размещения твердых бытовых отходов и ликвидации свалок, негативно влияющих на окружающую среду, система жесткого контроля над несоблюдением правил размещения отходов.

6. Привлечение к административной и уголовной ответственности за нарушение норм размещения вредных для жизни и здоровья человека отходов производства.

Требуются конкретные мероприятия по защите качества воды, такие как:

1.Развитие системы мониторинга водных объектов.

2.Увеличение количества проб воды на содержание вредных веществ в водоемах.

3.Достижение предприятиями нормативов, установленных государством, путем активных мер по строительству, реконструкции и усовершенствованию очистных сооружений, а также разработка инноваций в данной области природоохранных мер.

4.Использование последовательно разных способов очистки сточных вод: механические, химические, физико-химические, биологические.

5.Разработка механизма по внедрению системы повторно-последовательного использования воды хозяйственного назначения.

6.За счет перехода на энергосберегающие приборы сократится потребление воды, тем самым сократится сброс в водные объекты.

7.Экологическая реабилитация водных объектов. Посадка деревьев вдоль берегов рек позволит улучшить качество водных объектов.

8.Модернизация системы водоснабжения населения с целью улучшения качества воды хозяйственно-питьевого назначения за счет строительств новых труб с новой системой очистки в домах старого типа.

Система охраны окружающей среды и повышения экологической безопасности включает в себя наблюдение за вырубкой лесов, качеством почв, истощением природных ресурсов, исчезновением редких видов животных и растений, что способствует проведению следующих мероприятий:

1. Создание на территории страны большего количества природных парков, в которых будет запрещены охота, собирательство, въезд на автотранспортных средствах, любая антропогенная деятельность, причиняющая вред экологии.

2. Ужесточение контроля над особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) регионального значения.

3. Развитие инфраструктуры на ООПТ с целью привлечения экологического туризма – ежегодное обустройство экологических троп, мест разрешенной рекреации, уборка мусора.

4. Проведение мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией, вторичным засолением и переувлажнением, загрязнением химическими токсикантами.

5. Защита почв сельскохозяйственных угодий от загрязнений тяжелыми металлами.

6. Внедрение программы по озеленению территорий, в т. ч. санитарно-защитных зон.

7. Восстановление лесного фонда на месте вырубленного за счет средств и сил виновной в этом стороны.

8. Мониторинг состояния лесов и его объемов.

9. Охрана вымирающих видов животных и редких сортов растений.

10. Информационно-аналитическая поддержка управления эколого-экономической системой, с помощью создания проектов ООПТ, разработки медико-экологического атласа региона на базе результатов эколого-медицинской части.

К числу наиболее приоритетных направлений деятельности государства в области обеспечения экологической безопасности можно отнести переход к принципиально новому нормированию природоохранной деятельности – экологическому нормированию на основе оценки управления экологическими рисками на конкретной территории [17, с. 10].

Нарушение экологического законодательства характеризует показатель количества зарегистрированных экологических преступлений. В качестве совершенствования государственного регулирования сферы экологической безопасности важно продолжить политику ужесточения мер ответственности (прежде всего финансовой) в отношении компаний-нарушителей экологии [12, с. 201]. Для снижения уровня данного показателя за счет уменьшения общего количества нарушений следует проводить следующие мероприятия:

1. Создание системы оповещения населения об уровне загрязненности окружающей среды и мерах по ее защите, с помощью издания специальной литературы и внедрения ее в массы, освещение информации по поводу назревших проблем в СМИ, проведение курсов, семинаров, тренингов для разных слоев населения по изменениям в законодательстве по защите окружающей среды.

2. Проведение различного рода социокультурных мероприятий, таких как конкурсы, акции, молодежные проекты, форумы и т.д. с целью привития гражданам экологической культуры.

3. Формирование экологического сознания детей в детских учреждениях, начиная с дошкольного возраста, путем проведения игр, конкурсов, соревнований по теме «защита окружающей среды».

4. Создание на предприятиях отделов, если таких не имеется, отвечающих за отслеживание в изменениях законодательства в области экологии, за регулирование выбросов различного рода, за разработку качественно новых технологий в области рационального природопользования.

5. Увеличение количества передвижных лабораторий, осуществляющих наблюдение в зонах высокого загрязнения окружающей среды, и создание системы быстрого реагирования на экстремально высокое загрязнение.

6. Совершенствование законодательства в сфере экологической безопасности с целью уменьшения несовершенства нормативно-правовых актов, ликвидации ловушек и слабых мест.

7. Ужесточение экологического контроля по предотвращению, профилактике и выявлению преступлений данной области.

8. Осуществление «контроля над контролем», т. е. разработка методов по проверке самих органов надзора за состоянием окружающей среды и ситуаций экологической преступности. Необходимо применять дисциплинарные взыскания за некачественные проверки, за безответственный подход к своей работе, т. к. количество зарегистрированных экологических преступлений с каждым годом снижается, а качество природной среды не становится выше.

9. Ужесточение системы ответственности за экологические преступления, признание презумпции виновности любой хозяйственной деятельности.

10. Развитие территориальной системы государственного экологического мониторинга и геоинформационных аналитических систем с целью получения достоверной и полной информации о качестве и состоянии экологии, об опасных для здоровья человека фактах и мест повышенного загрязнения вредными отходами.

Финансирование мероприятий таких программ осуществляется с использованием различных источников: за счет средств федерального, областных бюджетов, внебюджетных источников.

Основной объем расходов по программе в области защиты окружающей среды относится к внебюджетным источникам, т. е. собственным средствам предприятий. Хозяйствующие субъекты должны самостоятельно улучшать технологии производства с целью сокращения вредного воздействия на экологию.

Средства бюджетов должны направляться на повышение экологической образованности населения, на создание природных парков, поддержания общего экологического уровня благосостояния на стабильном уровне [15], на развитие системы экологического мониторинга, на совершенствование экологического законодательства и снижения уровня преступности в сфере экологии.

Реально действующая система преступления и наказания в области защиты окружающей среды должна снизить уровень экологических преступлений и повысить экологическую безопасность. Однако, мера наказания должна приносить организациям, индивидуальным предприятиям и отдельным лицам, совершающих преступления, ущерб в три раза больший нежели затраты на природоохранную деятельность.

Заключение

Таким образом, цель исследования – проанализировать современное состояние обеспечения экологической безопасности РФ – достигнута. Уровень экологической безопасности можно оценить по множеству показателей. Стоит подчеркнуть, что он зависит не только от деятельности государственных органов власти по обеспечению данного вида безопасности, но и ответственного поведения любого субъекта хозяйственной деятельности. Последствия техногенных катастроф, загрязнения окружающей среды, нерационального природопользования однозначно ведут к необратимым негативным результатам для окружающей среды. Прямо или косвенно это находит свое отражение на экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества.

Экологическая безопасность на настоящий момент времени должна выступать одной из главных целей достижения устойчивого развития. Она должна обеспечивать целым комплексом правовых, организационных, финансовых, материальных и информационных мер, которые были предложены авторами. Применение вышеуказанных мероприятий позволит своевременно прогнозировать, предотвращать и ликвидировать реальные и потенциальные угрозы и риски экологической безопасности, а также по возможности смягчить их последствий [20].

Управление устойчивым развитием, в отличие от существующей модели, должно быть опережающим, и основываться на тщательно продуманных долгосрочных программах. При этом управление не должно сводиться только к простому регулированию. Предупреждающий характер должна иметь и законодательно-правовая база, которая будет разрабатываться и развиваться на глобальном, национальном и региональном уровнях.


Источники:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.02.2023).
2. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об экологической экспертизе». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515/ (дата обращения: 15.02.2023).
3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 15.02.2023).
4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об охране окружающей среды». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 15.02.2023).
5. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об электроэнергетике». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (дата обращения: 15.02.2023).
6. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978 (дата обращения: 15.02.2023).
7. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 15.02.2023).
8. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/ (дата обращения: 15.02.2023).
9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 15.02.2023).
10. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/ (дата обращения: 15.02.2023).
11. Ахмедов Р. М., Иванова Ю.А., Моромудов Р.Н. К вопросу об экологической безопасности // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 4. – c. 108-110. – doi: 10.24411/2414-3995-2019-10224.
12. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н., Гаджиев А.Н. Роль и значение экологической безопасности в системе обеспечения экономической безопасности государства // Юг России: экология, развитие. – 2021. – № 3. – c. 200-214. – doi: 10.18470/1992-1098-2021-3-200-214.
13. Донченко В.К., Тангиев Б.Б. Научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению экологической безопасности и противодействию экопреступности. / Монография. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2010. – 515 c.
14. Караваева И.В., Лев М.Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 4. – c. 194-204. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10055.
15. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения V Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» «Новые вызовы и угрозы экономике и социуму России» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 853-887. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.
16. Катин В.Д. Теоретические и практические основы промышленной и экологической безопасности. / Учебное пособие. - Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2022. – 164 c.
17. Куценко В.В., Сидоренко С.Н., Любинский В.С., Гурова Т.Ф., Любинская Т.В. Обеспечение экологической безопасности – важнейший элемент национальной безопасности Российской Федерации. / Учебное пособие. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2009. – 156 c.
18. Орлов А.И. Проблемы управления экологической безопасностью. / Учебное пособие. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 224 c.
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.02.2023).
20. Руденко М.Н., Субботина Ю.Д. Экологическая безопасность Российской Федерации // Какая экономическая модель нужна России?: Материалы II Пермского конгресса ученых-экономистов. Пермь, 2016. – c. 75-79.
21. Саркисов О.Р., Любарский Е.Л. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды. / Учебное пособие. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 231 c.
22. Харченко С.Г., Севостьянов В Л. Реализация стратегии экологической безопасности // Мониторинг правоприменения. – 2020. – № 2(25). – c. 78-82. – doi: 10.21681/2226-0692-2020-2-78-82.
23. Шеншин В.М. Экологическая безопасность как объект уголовно-экологической политики России // Правовое обеспечение экологической безопасности в сфере природопользования и энергетики: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в Российской Федерации. Казань, 2018. – c. 73-76.
24. Штриплинг Л.О., Баженов В.В., Вдовина Т.Н. Обеспечение экологической безопасности. - Омск: Омский государственный технический университет, 2015. – 160 c.
25. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.

Страница обновлена: 01.12.2024 в 14:07:12