Selected marketing observations in the domestic and foreign pollack markets
Syomin A.N.1, Truba A.S.2
1 Уральский государственный экономический университет, Russia
2 Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, Russia
Download PDF | Downloads: 14 | Citations: 3
Journal paper
Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49861012
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
This article provides a brief bibliographic review of pollack stocks and their assessment, the dynamics of catches, regulation of fishing, and prospects for processing. Particular attention is paid to the features and analysis of the distribution of Russian pollack exports by country and type of processing (fresh, frozen, fillets, minced meat, canned products, etc.). The reasons for the change in the geography of exports, the reduction in direct supplies to China, and the growth in the volume of Russian pollack sent to the Republic of Korea have been established. There is a tendency to increase the cost of pollack fillet exports as products with higher consumer qualities and added value. The trends and tasks associated with new challenges and sanctions pressure are considered. The central place in the article is given to marketing research conducted to establish the most important characteristics of pollack, according to which it is acquired by the population in the context of different age groups (25-30, 35-50, 55-70 years old), which allows developing an effective marketing strategy aimed at to increase demand in the domestic market for pollack and its products.
Keywords: food security, pollack market, marketing, exports, extraction, processing
JEL-classification: Q18, Q22, Q28
ВВЕДЕНИЕ
О минтае, его запасах, промысле, переработке, биологических и вкусовых качествах опубликовано достаточное количество как научных, так и справочно-познавательных, публицистических работ [5; 7; 8; 9; 11] (Kulazhenok, 2018; Pokrovskiy, Bek-Bulat, Kayzer, 2017; Chirkova, Kulazhenok, 2018).
Так, в разные исследовательские периоды были опубликованы научные работы о запасах минтая и их оценке, авторами которых являются Балыкин П.А., Варкентин А.И. (2006); Сергеева Н.П., Тепнин О.Б., Веселов С.А., Смирнов А.В. (2019); Михайлов С.В. (2002); Зверькова Л.М. (2003); Зуенко Ю.И., Нуждин В.А. (2020); Кузнецов В.В., Котенев Б.Н., Кузнецова Е.Н. (2008); Вышегородцев В.А. (1986); Авдеев Г.В., Николаев А.В., Шевцов В.И. (2006); и др.
Тренд российских выловов минтая в последние годы остается довольно-таки стабильным (2017 г. – 1,74 млн т; 2019 г. – 1,73 млн т; 2021 г. – 1,74 млн т). В настоящее время вылов минтая российскими добытчиками составляет 34,9% от общего объема добычи в мире. Динамика уловов минтая в РФ представлена в таблице 1.
Таблица 1 Динамика уловов минтая в РФ, тыс. тонн
Наименование районов добычи (вылова) |
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Тихий
океан
|
1735,4
|
1679,9
|
1731,7
|
1827,3
|
1739,1
|
1. Северо-Западная
часть Тихого океана
|
1730,1
|
1675,4
|
1729,1
|
1826,6
|
1734,4
|
Исключительная
экономическая зона России
|
1730,1
|
1675,4
|
1729,1
|
1826,5
|
1734,4
|
Восточно-Камчатская
|
99,5
|
92,3
|
90,2
|
98,9
|
101,4
|
Карагинская
|
6,5
|
7,5
|
12,3
|
11,1
|
21,7
|
Петропавловско-Командорская
|
93
|
84,8
|
77,9
|
87,8
|
79,7
|
Западно-Беринговоморская
|
374,8
|
335,2
|
350,0
|
336,2
|
337,6
|
Охотское море
|
1061,5
|
1058,1
|
1083,9
|
1171,9
|
1069,2
|
Восточно-Сахалинская
|
94,9
|
101,7
|
124,4
|
117,8
|
88,3
|
Западно-Камчатская
|
230,2
|
190,8
|
291,6
|
321
|
211,7
|
Камчатско-Курильская
|
386,1
|
413,2
|
323,2
|
355,4
|
401,4
|
Северо-Охотоморская
|
350,3
|
352,4
|
344,7
|
377,7
|
367,8
|
Северо-Курильская
|
102,8
|
105,7
|
89,7
|
109,3
|
97,7
|
Северо-Курильская
Охотоморская
|
55,1
|
50,3
|
0,2
|
50,2
|
1,9
|
Северо-Курильская
Тихоокеанская
|
47,7
|
55,4
|
89,5
|
59,1
|
95,8
|
Южно-Курильская
|
86,4
|
73,9
|
100,9
|
93,4
|
108,1
|
Южно-Курильская Охотоморская
|
82,2
|
69,6
|
96,4
|
88,2
|
101,2
|
Южно-Курильская
Тихоокеанская
|
4,2
|
4,3
|
4,5
|
5,2
|
6,9
|
Японское море
|
5,1
|
10,2
|
14,4
|
16,8
|
20,4
|
Западно-Сахалинская
|
0,6
|
1,0
|
1,6
|
2,8
|
2,7
|
Приморье
|
4,5
|
9,2
|
12,8
|
14,0
|
17,7
|
Экономические
зоны зарубежных государств
|
0
|
0
|
0
|
0,126
|
0
|
Япония
|
0
|
0
|
0
|
0,126
|
0
|
Тихоокеанская инзона
|
0,126
| ||||
Япономорская
| |||||
Открытая
часть района
|
0,002
| ||||
2. Северо-Восточная
часть Тихого океана
|
5,3
|
4,5
|
2,6
|
0,7
|
4,7
|
Исключительная
экономическая зона России
|
5,3
|
4,5
|
2,6
|
0,7
|
4,7
|
Чукотская
|
5,3
|
4,5
|
2,6
|
0,7
|
4,7
|
Вопросы перспектив и регулирования промысла минтая освещены в научных трудах, авторами которых стали: Сопина А.В., Харенко Е.Н., Глубоковский М.К., Рой В.И. (2012); Нуждин В.А. (2002); Шевченко А.И. (2004); Булатов О.А. (2003); Волотов В.М. (2004); Грицай Е.В. (2008); Прикоки О.В., Вакатов А.В., Смирнов А.А. (2011); Астафьев С.Э. (2004); Бабаян В.К. (2002); Мельников И.В., Смирнов А.В., Байталюк А.А. (2011) и др.
С проблемами и перспективами переработки минтая, разработки рецептуры для пищевого потребления можно ознакомиться в трудах таких авторов, как Ермолаев В.А., Яковченко М.А., Косолапова А.А., Бондарчук О.Н. (2020); Калиниченко Т.П. (2002); Алтухов К.В. (2013); Нехаенко В.Н. (1997); Дмитрикова В.Г. (2005); Дементьева Н.В., Богданов В.Д. (2019); Чупикова Е.С. (2002); Катунина А.Ю., Закурдаева М.А., Закурдаева А.А. (2020); Дементьева Н.В., Бойцова Т.М., Федосеева Е.В., Круговая П.Н. (2020) и др.
Из вышеприведенных результатов контент-анализа научных трудов несложно заметить, что большинство исследователей сосредоточили свои усилия на изучении запасов, объемов улова, возможностях переработки минтая и в меньшей степени – на проблемах формирования потребительского рынка свежемороженого минтая и продуктов его переработки, создания механизмов повышения привлекательности и увеличения спроса на данный вид продовольствия [10].
Научная гипотеза исследования состоит в том, что для того, чтобы активизировать спрос, «оживить» внутренний рынок минтая и гармонизировать экспорт этого важного водного биологического ресурса, каким является минтай, необходимы новые научно-методические и практические подходы к организации рынка минтая, включая освоение безотходных технологий хранения и транспортировки улова, новых методов и способов переработки, выработки новых перспективных форм предложений продукции потребителям.
Целью исследования является оценка состояния рынка минтая и выработка приоритетных направлений маркетинговой стратегии, позволяющей увеличить спрос на минтай и продукты его переработки, изменив отношение к этой «массовой рыбе» – в сторону экопродукта с высоким качеством и наличием полезных веществ для организма человека.
Методы исследования: контент-анализ, монографический, социологический, экономико-статистический.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Отношение к минтаю со стороны потребителей в различные годы заметно разнится. Так, в 60–70-е годы (прошлого столетия) минтай для многих считался «низкосортной рыбой», «рыбой для котов», а позднее, учитывая ее полезные для организма человека свойства, минтай уже называли «массовой рыбой», при этом потребляя ежегодно 800 тыс. тонн.
В 2019 г. минтай стали называть рыбой премиум-класса и не только по причине ее удорожания. Минтай, в котором в каждых его 100 граммах содержится по 16 граммов чистого белка, значительное количество витаминов и отсутствуют пищевые добавки, красители и гормоны роста, является высококачественным продуктом (экопродуктом) для сторонников здорового образа жизни [7; 12]. Вместе с тем мониторинговые результаты рынка минтая (2018 г.) свидетельствовали о том, что 89% покупателей этой замечательной рыбы были пенсионеры, приобретавшие ее в основном из-за невысокой розничной цены [3; 4; 6] (Kirova, 2019; Kukartseva, 2019).
Россия является крупным экспортером рыбы и рыбопродукции [2; 3] (Kirova, 2019). Анализируя распределение экспорта российского минтая по странам и видам обработки (свежий, мороженый, филе, фарш, консервированная продукция и др.), следует отметить, что главным потребителем мороженого минтая (в экспортной составляющей России) до последнего времени оставался Китай – 579,4 тыс. т (2020 г.); 353 тыс. т (2021 г.). Экспорт в Республику Корею в 2020 г. составил 188,3 тыс. т – это второй показатель по объему поставок мороженого минтая. Корея также является главным потребителем российского филе (33, 3 тыс. т) и фарша (6,8 тыс. т) из минтая (табл. 2).
Среди стран – партнеров по ЕАЭС потребителями минтая и продукции из него являются Беларусь, Казахстан и Армения.
Таблица 2
Распределение экспорта российского минтая по странам и видам обработки, тонн (по данным ФТС и Росстата)
Страны
|
Виды
обработки
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
ВСЕГО
|
|
870316,873615
|
786314,395227
|
841073,155243
|
853560,400908
|
Корея,
Республика
|
Свежий или
охлаж-денный
|
10,2
|
53,506
|
|
|
Беларусь
|
|
19,488
|
19,996
|
234,402
| |
Казахстан
|
|
|
0,026
|
0,01
| |
Абхазия
|
Мороженый
|
5,836
|
|
|
6
|
Бельгия
|
|
|
0,084
|
| |
Германия
|
|
0,022
|
|
| |
Польша
|
|
|
26,298
|
57,18336
| |
Вьетнам
|
|
|
|
324,2748
| |
Гонконг
|
|
|
|
1522,488
| |
Китай
|
602392,869687
|
510145,455942
|
641891,11049
|
579360,886507
| |
Корея,
Народно-Демократическая Республика
|
533,05032
|
|
100,253125
|
| |
Корея,
Республика
|
215478,19008
|
189707,95048
|
127044,00
|
188309,296947
| |
Монголия
|
11,2636
|
3,4136
|
0,22
|
0,32
| |
Южная Осетия
|
9
|
11
|
12
|
23,742
| |
Япония
|
49,588
|
23,65
|
|
| |
Ангола
|
|
|
333,72
|
| |
Гана
|
|
|
83,43
|
| |
Кот Д`Ивуар
|
|
|
112,05
|
| |
Нигерия
|
184,1
|
415,28
|
112,32
|
| |
Того
|
|
|
55,62
|
| |
Южная Африка
|
|
|
|
54
| |
Бразилия
|
|
47,96
|
|
| |
Соединенные
Штаты
|
0,01155
|
0,1056
|
|
| |
Азербайджан
|
117,4915
|
|
|
| |
Армения
|
15,028
|
9,252
|
0,048
|
43,604
| |
Беларусь
|
12432,539
|
11338,431
|
8233,164
|
11798,617
| |
Казахстан
|
2334,179
|
1781,513
|
2187,089
|
2412,581
| |
Киргизия
|
643,137
|
425,621
|
719,786
|
3363,741
| |
Молдова,
Республика
|
197,56
|
|
|
| |
Таджикистан
|
1059,91565
|
1773,33
|
1665,5619
|
1991,36298
| |
Узбекистан
|
155,502
|
396,918
|
335,4852
|
682,29762
| |
Украина
|
4150,74527
|
3864,26035
|
3133,37101
|
3501,587702
| |
Бельгия
|
Филе мороже-ное
|
|
0,381
|
|
|
Германия
|
24,180804
|
5357,428884
|
8309,642364
|
6876,694792
| |
Италия
|
|
299,464776
|
148,811856
|
162,485124
| |
Испания
|
|
39,36861
|
315,48006
|
154,63467
| |
Нидерланды
|
|
697,70685
|
808,26122
|
1262,787708
| |
Польша
|
490,6108
|
469,5678
|
94,25491
|
70,21253
| |
Соединенное
королевство
|
|
1153,336788
|
2528,54424
|
3920,79276
| |
Франция
|
|
804,612324
|
1515,39774
|
2211,499548
| |
Чехия
|
|
|
8,0496
|
| |
Израиль
|
|
19,64844
|
|
| |
Китай
|
39,822882
|
0,067356
|
875,447527
|
1704,8436
| |
Корея,
Республика
|
23787,013596
|
45911,882856
|
29972,433792
|
33294,523672
| |
Бразилия
|
|
|
20,139444
|
| |
Соединенные
Штаты
|
0,007484
|
0,02545
|
18,9999
|
196,09582
| |
Азербайджан
|
|
|
|
0,25
| |
Армения
|
0,256
|
0,073
|
0,04
|
0,26
| |
Беларусь
|
367,379
|
536,066
|
735,112
|
817,109
| |
Казахстан
|
53,345
|
64,174
|
52,82
|
46,627
| |
Киргизия
|
9,526
|
1,012
|
4,526
|
7,236
| |
Таджикистан
|
0,33
|
|
0,8856
|
| |
Украина
|
6,79936
|
23,46084
|
34,6382
|
37,14264
| |
Соединенные
Штаты
|
Сурими
мороже-ное
|
|
0,0202
|
|
|
Армения
|
|
|
0,063
|
| |
Беларусь
|
|
0,285
|
4,537
|
0,026
| |
Украина
|
|
1,01034
|
11,758632
|
0,516396
| |
Бельгия
|
Мясо (вклю-чая
фарш) мороже-ное
|
|
0,215
|
0,002
|
|
Германия
|
24,180804
|
802,142604
|
736,021464
|
1152,371352
| |
Нидерланды
|
|
|
|
7,543872
| |
Соединенное
королевство
|
|
96,341532
|
|
| |
Франция
|
|
1157,557764
|
1051,696584
|
967,23216
| |
Китай
|
0,025452
|
23,662556
|
126,551228
|
| |
Корея,
Республика
|
5485,692336
|
8687,070636
|
7490,820744
|
6816,087828
| |
Бразилия
|
|
|
4,4904
|
| |
Соединенные
Штаты
|
0,007484
|
|
|
| |
Беларусь
|
202,493
|
57,856
|
6,336
|
29,318
| |
Казахстан
|
16,025
|
5,598
|
11,108
|
2,269
| |
Киргизия
|
|
|
0,338
|
0,494
| |
Украина
|
8,268956
|
26,238449
|
27,482624
|
22,53258
| |
Соединенные
Штаты
|
Готовая или
консер-вирова-нная продук-ция, целиком или в кусках, но не фарши-рован-ная
|
|
|
|
2,0475
|
Азербайджан
|
|
|
0,06
|
| |
Армения
|
0,078
|
0,012
|
|
| |
Беларусь
|
14,901
|
41,267
|
74,413
|
98,299
| |
Казахстан
|
5,703
|
13,703
|
9,917
|
9,187
| |
Киргизия
|
|
0,144
|
0,657
|
0,127
| |
Узбекистан
|
|
5,499
|
|
2,27064
| |
Украина
|
0,021
|
0,3382
|
7,7755
|
0,4888
|
Анализируя итоги экспорта 2021 года и прошлых лет, можно выделить несколько трендов.
Во-первых, в объемном выражении главной статьей российского рыбного экспорта по-прежнему остается реализация мороженого минтая, на который приходится около 43% от совокупного объема экспорта (585 тыс. тонн по итогам 2021 г.).
Во-вторых, наблюдается тенденция увеличения стоимости экспорта филе минтая. Его реализация обеспечила более 60% экспорта мороженой продукции глубокой переработки из России. Экспорт филе минтая в 2021 году вырос на 50% – с 50,8 до 76 тыс. тонн, в денежном выражении рост составил 58% – с 156 млн долл. до 247 млн долл. [2].
В-третьих, существенно изменилась география экспорта. Заметно увеличился экспорт в страны СНГ. В связи с сокращением прямых поставок минтая в Китай экспортным направлением для российской рыбы стала Республика Корея.
Характеризуя рынок любой продукции, маркетинговая стратегия фирмы строится в рамках бессменных характеристик цены и качества. Это, безусловно, относится и к рынку минтая, изучаемому специалистами Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий. Так, в январе – марте 2022 года силами данного НИИ (в рамках договора о сотрудничестве с ВНИРО) были проведены маркетинговые исследования на предмет выбора потребителями минтая из шести базовых его характеристик трех наиболее значимых для них. Респонденты должны были ответить на вопрос: «Какие качества при покупке минтая ценят потребители?». Предлагалось указать в анкете не более трех ответов. В опросе участвовали покупатели минтая трех возрастных групп (I возрастная группа – 25–30 лет; II группа – 35–50 лет; III группа – 55–70 лет).
Исследования проводились методом случайной выборки по магазинам Екатеринбурга и его пригородов: «Первый Рыбный», «Тоехара», «Икорный дом», «Океан вкуса», «Гордая рыба», «Анкор», «Моренадом».
Сотрудники Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий как интервьюировали покупателей этих рыбных магазинов, так и анкетировали с учетом возрастных групп посетителей обозначенных торговых точек. В общей сложности было опрошено и получено анкет для обработки по возрастной группе 25–30 лет – от 61 человека; 35–50 лет – от 102 человек; 55–70 лет – от 129 человек.
Респондентам было предложено из 6 ответов, характеризующих продукцию, выбрать 3 наиболее значимые для них (для покупателей). При этом практически все опрошенные сошлись на том, что из трех характеристик важнейшей для них стала ценовая доступность минтая. На это указали 97% от числа опрошенных по возрастной группе 25–30 лет; 92% – по возрастной группе 55–70 лет, а в возрастной группе респондентов 35–50 лет на данную характеристику указали 73% от числа опрошенных. Таким образом, во всех возрастных группах данная характеристика минтая («стоит относительно недорого») получила самые высокие оценки (табл. 3).
Таблица 3
Какие качества при покупке минтая ценят потребители? Предлагалось выбрать не более трех ответов (% от числа опрошенных)
Характеристика продукции |
Средний возраст респондентов, лет
| ||
25–30
|
35–50
|
55–70
| |
Стоит
относительно недорого
|
97
|
73
|
92
|
Аппетитно
выглядит
|
72
|
57
|
65
|
Хорошо держит
форму и не разваливается при жарке
|
20
|
34
|
24
|
При жарке рыба
остается сочной и хрустящей
|
56
|
68
|
72
|
Имеет приятный
вкус в жареном и вареном виде
|
81
|
83
|
55
|
Источник
Омега-3 ненасыщенных жирных кислот, а также белка (от 14% до 20% в 100 г
продукта)
|
65 |
76 |
83 |
В возрастной группе 25–30 лет при покупке минтая ценят приятный вкус в жареном и вареном виде 81%, а также внешний вид – «аппетитно выглядит» –72% от числа опрошенных.
В возрастной группе 35–50 лет аналогично отозвались по поводу приятного вкуса в жареном и вареном виде 83%, но и в то же время оценили минтай как источник Омега-3 ненасыщенных жирных кислот и наличие белка 76% от числа опрошенных.
Что касается третьей возрастной группы (55–70 лет), то после первого критерия оценки «стоит относительно недорого» респонденты указали по мере значимости на наличие в минтае (83% от числа опрошенных) значительного количества омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (500–600 мг / 100 г), играющих важную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, а также на весьма важную особенность – при жарке рыба остается сочной и хрустящей (72%).
Во время интервьюирования были заданы вопросы по выбору лучшей торговой марки. Чаще других в ответах звучали положительные отзывы по трем торговым маркам – «Каждый день» (159,4 руб./кг); «Витязь-Авто» (187 руб./кг); «365 дней» (189,4 руб./кг). Следует отметить, что респонденты указали на обезглавленный мороженый минтай, произведенный под «ашановской» маркой «Каждый день», в числе лучших не только по причине низкой цены, но и потому, что у него приятный вкус, он аппетитно выглядит, хорошо держит форму и не разваливается при жарке. Аналогичные характеристики были даны и другим «бюджетным торговым маркам».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди задач, которые сегодня стоят перед отечественным рыбохозяйственным комплексом, связанных с рынком минтая, необходимо выделить следующие:
- в условиях новых вызовов и санкционного давления необходимо гармонизировать (оптимизировать) поставки минтая на внутренний российский рынок и внешний – международный (экспортно-сырьевой направленности), формируя и наращивая рост отечественного спроса и снижая экспортную составляющую сырьевого характера;
- требуется решить проблему отечественных холодильных мощностей (в первую очередь во Владивостоке), учитывая опыт Южной Кореи (холодильные мощности Пусана);
- обеспечить в полном объеме перевозчиков замороженого минтая современным оборудованием (рефрижераторные вагоны, рефрижераторные суда). По оценкам некоторых экспертов, у нас в стране осталось не более 600 рефрижераторных вагонов для безопасных перевозок замороженого минтая с Дальнего Востока в центральную часть России;
– необходимо повышать имидж минтая как продукта сторонников здорового образа жизни, популяризировать его потребление в детских садах, школах, вузах, больницах, воинских частях, здравницах и на курортах;
- реализовать серию предложений Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), направленных на снижение административной нагрузки на бизнес, минимизацию издержек производителей, снижение рисков их платежеспособности, повышение качества конечной продукции.
References:
Neizvestnyy mintay [Unknown pollack] (2020). M.: PressPass. (in Russian).
Strategiya razvitiya rybokhozyaystvennogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [Strategy for the development of the fisheries complex of the Russian Federation for the period up to 2030] (2019). M.: FGBNU «Rosinformagrotekh». (in Russian).
Chirkova I.G., Kulazhenok I.N. (2018). Usloviya funktsionirovaniya rynka rybnoy produktsii v Rossii [Conditions of the market of fish products in Russia]. Nikon readings. (23). 75-77. (in Russian).
Kulazhenok I.N. (2018). Organizatsionnye i ekonomicheskie aspekty modernizatsii rybopererabatyvayushchikh predpriyatiy [Organizational and economic aspects of modernization of fish-processing enterprises]. Business. Education. Law. (3(44)). 238-243. (in Russian). doi: 10.25683/VOLBI.2018.44.307.
Pokrovskiy B.I., Bek-Bulat G.Z., Kayzer K.A. (2017). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya rynkov sbyta produktsii iz mintaya [The current state and prospects for the development of markets for pollock products]. Voprosy rybolovstva. 18 (3). 358-367. (in Russian).
Zabelina T.I. (2019). Sostoyanie i tendentsii razvitiya rybnoy otrasli Dalnevostochnogo federalnogo okruga [The state and trends in the development of the fishing industry of the Far Eastern Federal District]. Materialy Afanasevskikh chteniy. (4(29)). 22-34. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 19:39:45